Для чего нужно лирическое отступление
Роль лирических отступлений в поэме Мертвые души Гоголя
Лирические отступления играют важнейшую миссию. в произведении «Мертвые души». В них поэт затрагивает наиболее важные социальные проблемы. Писатель свои раздумья о предназначении человека и судьбе своей Родины противопоставил темным картинам, показывающим русскую жизнь.
В начале лирические отступления имеют повествовательную форму. В них автор высказывается о героях, но по мере того, как разворачиваются события, их скрытый мотив становится все более широким и многогранным.
Отступление, которое обрывает повествование о Коробочке, повествует о схожести героини с ее «сестрой», которая, не обращая внимания на внешние различия, ведет такой же образ жизни.
Совсем другие идеи несет поэтичное отклонение в завершении пятой главы. В нем писатель не повествует о героях, об отношении к ним. В этом отступлении повествуется о великом русском народе и о таланте русского населения.
Если не вдумываться, то это отхождение никак не связано с предыдущими событиями, но на самом деле – без него невозможно полное раскрытие темы.
Большой значимостью обладают лирические отступления, которые повествуют о творческой и жизненной судьбе автора в современном для него обществе. В этом отступлении отпечатались не только его мысли по поводу искусства, но и позиция к властвующим слоям общества и к народу. Оно определило идеологический путь Гоголя.
Необыкновенной мощи гражданский пыл писателя доходит в лирическом отступлении — «Русь, Русь! Вижу тебя из моего чудного, прекрасного далека.» Вульгарность, пустота, низость жизни еще более определенно проступают на фоне приподнятых поэтичных строк. Данный способ контраста употреблен автором очень умело. вследствие такого внезапного противопоставления лучше уясняются негативные качества героев «Мертвых душ».
Высочайшим чувством патриотизма обвеял лик Российской Империи, оканчивающий зачинающий том поэмы, Образ, который воплотил в себе тот эталон совершенства, который озарял автору путь при описании мелкой, вульгарного бытия.
Такая значимость лирических отступлений в структуре творения. Но наиболее важное то, что в них проявляется точка зрения писателя на искусство, взаимоотношения меж людьми. На страничках произведения творец желал не только обличить, но и утвердить свой нравственный эталон, и оглашал его в своих восхитительных лирических отступлениях, где отпечатались все его думы и чувства, и в первую очередь колоссальное чувство любви к собственному народу и стране, убеждение в том, что отчизна освободится от властвования «болотных огней» и возвратится на верный курс: путь живой души.
2 вариант
Если глубоко задуматься: можно при чтении произведения прислушаться к ноткам напева. Так Гоголь передаёт свою искреннюю любовь к родному краю. Он размышляет о том, что будет с русским народом. Том первый исключительно построен так, что читатель посредством автора Николая Васильевича задумывается. По мыслям литературоведов, всё это разделяется на пару групп. Первое: автор сострадает и думает о Родине. Второе: Гоголь рассматривает русский характер, его национальные особенности.
Глава шестая словно плачь по ушедшей юности. Ушли романтика и фантазии, нет больше воображений об идеалах, о красивой жизни. Николай Васильевич скорбит, что светлая юность остаётся в прошлом, восторг закончился, а впереди взрослая жизнь. У взрослых людей другие взгляды на мир, в какой-то мере даже пошлые. Вот и тоскует Гоголь в своих размышлениях по легкомыслию юношеских лет, по светлым мыслям беззаботных ребят.
Россия! Вся наша умиротворённая Россия описана в одиннадцатой главе. Бескрайние просторы нашего края, как светлые тихие думы, навевают нам покой и благодать. Наша Русь не похожа на другие края земли. Читатель путешествует и глазами Гоголя видит, как переносится в раздумьях из забытого прошлого в яркое будущее.
Все эти лирические отступления Гоголь придумал, чтобы увлечь читателя, научить его размышлять в первую очередь о красочной нашей неповторимой России. Судьба Руси в наших руках. Мы должны беречь и русское слово, восторгаться своей жизнью.
Образец 3
Николай Васильевич Гоголь является автором поэмы “Мертвые души”. Главным героем произведения является Павел Иванович Чичиков. Лирические отступления представляют собой моменты, когда автор начинает комментировать и описывать действия, которые происходят в произведении от первого лица. Таким образом, человек может узнать мнение автора и ответить самому себе на возникшие вопросы. Благодаря лирическим отступлениям, читатели могут более эмоционально и глубоко понять суть произведения.
На протяжении чтения всего произведения, все лирические отступления можно разделить на два вида, первые связаны с размышлениями о родном крае, стране, в которой проживает Николай Васильевич, размышления связанные с происхождением человека и смысла жизни в целом. Первое отступление встречается в момент, когда Чичиков узнаёт о прозвище, которое дали Плюшкину. В этот момент автор начинает высказывать свои соображения и мысли, а также восхищается насколько русский язык, может наиболее точно выразить размышления человека.
На протяжении всего этого рассуждения, автор выражает свое глубочайшее уважение и любовь к родному языку, который он изучал с самых пелёнок. Гордость и уважение за Родину нахлынывает автора. Помимо всего вышесказанного встречаются следующие размышления, связанные с юностью, которая проходит мимо жизни так же быстро, как жизнь протекает.
Несмотря на все соображения автора, он ни может ни затронуть тему, которая очень близко его душе, это тема касающаяся двух противоположных авторов, которые между собой связаны жизнью, но они имеют разное начало. Первый автор, воспринимается народом как положительный, он умеет произвести впечатление, он рассказывает о том, как жизнь прекрасна и пытается загладить все горести жизни, и преподнести их в другом свете.
Но существует иная сторона авторства, это сторона которая чужда каждому читателю. Ведь именно этот автор, показывает жизнь той, какая она является на самом деле, он не украшает её, не делает из неё сказку, в которую можно поверить. Именно за это данного автора невзлюбил народ и каждому читателю тяжело читать данные произведения, ведь каждый человек понимает, в какой реальности он проживает.
Также читают:
Картинка к сочинению Роль лирических отступлений в поэме Мертвые души
Популярные сегодня темы
Картина «Иван-царевич на Сером Волке» была подарена всемирному искусству В. М. Васнецовым в 1889 году по сюжету все известной народной истории «Иван-царевич и Серый Волк». Рассматривая её, тотчас вспоминается детство, как ты сидишь перед телевизором
В Ламанче жил один 50-летний мужчина, с виду он был не очень. Не было у него никакой собственности, ни чего и звали этого мужчину то ли Кохан, то ли Кесад, но звал он себя Дон Кихотом и считал себя рыцарем.
Роман по праву занял свое достойное место в литературе, а его афоризмы из текста по сей день являются очень актуальными для многих людей.
После прочтения какого-либо произведения у любопытного читателя всегда возникает интерес к тому, как же оно было создано, долго ли писалось и что послужило прототипом героев. «После бала» Толстого
Роль лирических отступлений в романе Евгений Онегин Пушкина
Лирические отступления – это размышления автора о каких-либо событиях, происходящих в романе; с их помощью А. С. Пушкин знакомит читателей с нравами и обычаями того времени. С их помощью Пушкин рассказывает не только о жизни и быте главных героев, но и о своей жизни, о своем отношении к героям романа.
Большое значение имеют также описания природы. С их помощью автор показывает, насколько близка ему деревня, ее размеренный уклад. И насколько далек от этого уклада его герой – Евгений Онегин. Рождена «для деревенской тишины» и его героиня – Татьяна Ларина. Поэтому ее глазами Пушкин смотрит на «куртины, кровли и забор», засыпанные снегом, на «потопленные луга», на «прощальную красу» осеннего леса. Описания природы, времен года давно существуют вне произведения – как самостоятельные стихи.
Другие лирические отступления – это описание балов, театра, деревенского уклада жизни помещиков. Почти целая глава посвящена женским ножкам. Много внимания уделяется театру. Поэт так красочно описывает театральные ложи, Онегина с лорнетом, что невольно словно сам оказываешься среди публики.
Все по-настоящему русское, считает Пушкин, находится в гармонии с природой. Именно поэтому такое внимание уделяется описаниям окружающей природы. И Татьяна обретает душевное равновесие только среди природы, в деревне, и говорит, что «много бы отдала», чтобы вернуться туда.
Одно из красочных лирических отступлений – сон Татьяны. Прочитав его, мы понимаем, что Татьяна – истинно «русская душою», так как верит снам и преданиям, приметам. Сон описан настолько красочно, что кажется, будто сам бежишь с Татьяной по лесу, спасаясь от медведя.
Другое не менее важное лирическое отступление – посещение Татьяной дома Онегина в его отсутствие. Описание комнат, жизненного уклада «молодого повесы» помогают нам лучше узнать его образ жизни, предпочтения и привычки.
А как по-другому, без лирических отступлений, можно было показать Татьяну-княгиню, то, как она изменилась, выйдя замуж? Как по-другому, без лирических отступлений, показать того же Владимира Ленского, его ранимую душу?
Лирические отступления – прием, предназначенный как раз для показа характеров героев, описания их внешности, то есть для более яркого представления о них. Но отступления должны быть вставлены в текст или, как в данном случае, в поэму, так, чтобы не отвлекать от сюжета, от главных героев. И у поэта этот прием удался. Отступления не отвлекают от сюжета, а дополняют его, делают ярче, красочнее.
Именно лирические отступления делают героев романа «живыми», с их помощью мы узнаем о той эпохе, о жизни дворянства и о жизни и пристрастиях самого поэта.
2 вариант
Часто в произведениях используется такой приём, как лирическое отступление. Это размышление автора не только о нравах, обычаях того времени, но и своё отношение к героям. В размышления вставляются описание природы. Пушкин хочет подчеркнуть, что ему нравится деревенская жизнь. Он был в ссылке в своём родовом имении Михайловское. Ему деревня и природа знакомы не понаслышке.
Любит деревенские пейзажи и Татьяна. Пушкин прямо пишет, что она рождена для деревенской тишины. У неё русская душа. Описание природы и времён года существуют, как отдельно написанные стихотворения.
А вот Онегин не любит деревню, ему так скучно. Но он близкий по духу человек для Пушкина. Он называет его своим приятелем.
В лирических отступлениях Пушкин также рассказывает про то, как в его время проходили балы. Как выглядел театр, какие произведения ставили на его сцене. Описаны шикарные театральные ложи. Пушкин подробно описывает образ жизни деревенских помещиков.
Из лирических отступлений мы узнаём о жизни двух столиц – Петербурга и Москвы. Пушкин высказывает своё к ним отношение. Как герои относятся к этим городам.
Сон Татьяны – это тоже лирическое отступление. Татьяна, как все барышни того времени, верила снам. Она не расставалась с сонником, где были собраны толкования снов. Так, что Татьяна – типично русская душой. Тем более, что её нянькой была простая крестьянка. А крестьяне верят и снам, и приметам.
В виде лирического отступления описан приезд Татьяны в дом Онегина в тот момент, когда его там не было. Вот она ходит по комнатам, всё разглядывает и рассматривает. Ей интересно, какой на самом деле Онегин, как он живёт.
С помощью этого приёма Пушкин описывает Татьяну, когда её после возвращения увидел Онегин. Он вышла замуж за князя, стала княгиней. На ней шикарное дорогое платье.
Пушкину удаётся органично вставлять лирические отступления в текст так, что они не нарушают нить повествования. Не сбивают с толку, с мысли, не уводят в сторону. Это под силу только мастеру.
Лирические отступления нужны для того, чтобы читатель не просто бездумно «проглотил» весь роман. А чтобы он продумал его, прочувствовал его, периодически откладывал книгу, может быть, даже вставал с кресла или дивана, подходил к окну и смотрел на улицу. Задумывался о чём, возможно, делал для себя какие-то выводы.
Если включить немного воображения, то можно представить себе, что как в кино перед нами мелькают герои, картины жизни в обеих столицах, в деревне, красивую русскую природу. На этот титанический труд у Пушкина ушло почти 10 лет.
Сочинение Лирические отступления в «Евгении Онегине» (9 класс)
«Евгений Онегин» — это новаторское произведение Александра Пушкина, жанр которого определяется как роман в стихах. В чем же проявляется новизна? Во-первых, автор соединил особенности прозаического жанра с поэтической формой. В основу произведения легли характеристики романа. Это большое количество действующих лиц, длительное время повествования, разнообразие случаев и эпизодов. Но отражены они лирическим способом. Автор использует стихотворную форму, большое значение придает чувствам, мыслям героев и использует множество средств выразительности. Это и эпитеты, и метафоры, и метонимии, и анафоры… Словом, все, что только возможно! Во-вторых, новизна писателя выражается в лирических отступлениях, которые словно расширяют проблематику произведения, круг вопросов, которые освещаются в ней, а также способствуют новому выражению автора в романе.
Лирическое отступление — это уход от основной темы повествования на определенный период, который направлен на раскрытие проблем текста, поднятия новых тем, выражения мыслей автора. Многие лирические отступления «Евгения Онегина» направлены на восхищение русской природой, архитектурой Санкт-Петербурга и Москвы.
Также некоторые из них дают авторскую оценку происходящим в стране изменениям. Как правило, они касаются культуры и моды. Александр Пушкин не принимает иностранного заимствования, поэтому при описании нарядов героев выражает свое сожаление об этом в виде лирического отступления. Такие размышления медленно переходят на тему образования и культуры. Писатель несколько не понимает восхищение и преклонение над французской культурой, что выражается также в отступлениях.
На темы лирических отступлений влияет и биография автора. Чтобы полностью раскрыть их смысл, нужно разбираться в фактах жизни писателя. Некоторые лирические отступления затрагивают темы ссылок Александра Пушкина, отношений с властью, дружбы с выдающимися людьми, воспоминания из детства.
С помощью лирических отступлений автор также дает оценку героям. Посредством их он делает небольшой анализ личностей Онегина, Ленского, Татьяны и Ольги. Он выражает и свое отличие от этих образов, тем самым с помощью лирических отступлений можно проследить взросление Александра Пушкина как личности и как литератора.
Лирические отступления — это новаторское изобретение Александра Пушкина, которое делает «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни».
Сочинение Роль лирических отступлений в Евгении Онегине
Данный роман рассказывает о замечательной истории любви. Благодаря большому количеству лирических отступлений, которые присутствуют в нем, стоит сказать, что автору удалось показать произведение ярким, удивительным и очень интересным. В данные отступления писатель сумел вложить все понимание характеров и образов центральных героев, а также ему удалось запечатлеть страну такой, какой она была представлена в те времена. Стоит сказать и о том, что нравы героев отражают суть человеческих взаимоотношений, и через ее призму можно понять, какими чертами характера обладали люди во времена жизни писателя.
Стоит упомянуть о том, что частью отступлений, которые автор добавил в данное произведение, являются воспоминания автора. Пушкиным были поведаны истории о том, какие переживания и чувства он испытывал в годы своей юности. Стоит отметить и тот факт, что темами для его творческих мотивов в то время было то, что он хотел писать о том, какие чувства испытывал, и на каких пирах присутствовал. Стоит сказать и то, что он мечтал стать знаменитым писателем, поэтому его творческий путь начался с больших мечтаний о том, как в дальнейшем он будет писать о более глубоких и продуманных тематиках и работах. По поводу выхода в свет своего романа, у автора было множество различных идей и раздумий по их воплощению. Можно говорить о том, что лирические отступления помогли автору лучше прочувствовать стилистику данного произведения.
Очень часто в свои лирические размышления и отступления автор вносил грустные ноты. Так как он понимал, что в моменты, когда с героями приключалось несчастье, он просто должен был поделиться своими размышлениями. Также, стоит добавить и то, что, когда, например, умер Ленский, автор доносит до читателей такую мысль, чтобы они поняли, что чувствует писатель в данный момент. Можно сказать и то, что благодаря лирическим отступлениям, автор может показать и другие свои чувства, например, сопереживание, расстройство, гнев, радость и прочие. В лирических отступлениях можно увидеть и отношение автора к русской природе. В ней он видит весьма интересные и невероятные облики, к которым он питает светлые чувства. Произведение получилось очень ярким, интересным и поучительным. Оно рассказывает о том, что необходимо ко всему подходить с долей собственного отношения, и благодаря лирическим отступлениям, данная мысль выглядит весьма ясной и открытой.
Также читают:
Картинка к сочинению Роль лирических отступлений в романе Евгений Онегин
Популярные сегодня темы
Город Ижевск – это моя малая родина, мой любимый город с удивительно красивыми улицами и площадями, просторными проспектами и скверами, чистыми и благоустроенными дворами и парками
Однажды мы с Мильтоном отравились на охоту. Как обычно, собака учуяла след, но в этот раз повела меня в поле. Какое-то время пес настороженно принюхивался, а я тем временем подготовился
Грушницкий — это своего рода пародия на Печорина, комедийное отражение героя, которое лишено его глубины ума, самоиронии, способности к самоанализу.
Тема сочинения для меня является очень глубокой. Рассуждая над подставленным вопросом, сложно дать однозначный ответ. Попробую объяснить, почему я затрудняюсь дать конкретный ответ на вопрос: почему важно уметь прощать?
Знаки препинания – это элемент письменности, выполняющий вспомогательные функции языка. Существует довольно много их разновидностей: запятые, точки, восклицательные и вопросительные знаки, дефисы, тире
Лирическое отступление: типы, роль в литературе
Часто, читая произведения, можно столкнуться с особой манерой повествования: авторы как будто отвлекаются от основного сюжета, действия, выставляя напоказ свои личные размышления, переживания, воспоминания или непосредственно обращаются к самому читателю. Такой литературный прием называется лирическое отступление.
Если давать этому понятию точное значение, то оно будет звучать так: лирическое отступление – это композиционно-стилистический элемент произведения, представляющий собой рассуждения, мысли либо выражение чувств писателя, в которых отражается его непосредственное (или косвенное) отношение к самому сюжету.
Типы лирических отступлений
Лирическое отступление принято делить на несколько групп:
Авторское отступление, как правило, содержит в себе непосредственное выражение мыслей автора на происходящее. Для него характерен резкий обрыв повествования, неожиданный переход на комментарии писателя по поводу совершенных персонажами поступков, или же его отношения к происходящим событиям в обществе того времени, описания эпохи, когда происходят действия.
Включая в свои произведения такой прием, автор демонстрирует свободу и неподчинения правилам последовательного изложения, замедляет все происходящие действия, устанавливает свой темп. Применение подобного литературного приема характерно больше для лирико-романтических поэм.
Яркие примеры можно найти в поэмах Байрона, Баратынского и Лермонтова.
Поэма Пушкина «Евгений Онегин» практически полностью построена на чередовании авторских отступлений, например, в первой главе мы читаем о воспоминаниях первой любви, которая приходит еще в юности, автор иронически рассуждает о «ножках»; в главе 7 представлен собирательный образ столичной «красавицы». Глава 8 берет своё начало с биографических замечаний автора, тем же и заканчивается. А в «Отрывках из путешествий Онегина» Александр Сергеевич рассуждает о переосмыслении романтических ценностей, об их изменчивой и непостоянной натуре.
Критико-публицистические отступления представляют собой некий монолог в адрес читателя о стилях и жанрах в литературе. В процессе самого написания произведения автор делает свои замечания, делится соображениями с нами по поводу того, как лучше его писать. Смыслом этого отступления становится поиск нового стиля, манеры изложения событий.
Если буквально воспринять утверждение самого А.С. Пушкина о том, что «роман требует болтовни», то следующий тип лирического отступления – разговоры на житейские темы — как раз отражает смысл сказанного. В подобных отступлениях в центре внимания рассуждения о семье, любви, детях, браке, дружбе, верности, образовании, моде, нравах и т.п. Нередко автор высказывается на подобные темы через монологи своих героев.
Образ лирического включает в себя отступления, раскрывающие внутренний мир героев, их настроения, также это могут быть и пейзажные зарисовки.
Отступления на гражданскую тему посвящены описываемым историческим событиям, взаимоотношениям в обществе, общественным течениям и т.д.
Смешанный тип лирического отступления вмещает в себя своего рода смесь из вышеперечисленных типов, или же какие-то факты из биографии автора.
Лирические отступление является неотъемлемой и важной частью произведения. Через них автор приоткрывает незримый, тонкий мир своих душевных переживаний, чувств, мыслей, отношения к людям, любви, родине, нравственным ценностям, доброте.
Дает возможность проникнуться в глубину произведения, понять его идею, замысел и, возможно, взглянуть по-новому на какие-то жизненные ситуации. Вот в чем заключается роль лирических отступлений.
Лирическое отступление в литературе
Лирическое отступление в литературе достаточно широко распространено, как в классической, так и в современной. Их ценность нисколько не меньше, чем основная часть произведения.
Лирические отступления произведений русских авторов многочисленны, образцами могут служить роман Толстого «Война и мир», Шолохова «Тихий Дон», поэма Ахматовой «Поэма без героя», поэма Вознесенского «Треугольная груша», поэма Гоголя «Мертвые души» и другие.
Роль лирических отступлений в поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголя
Лирические отступления в «Мертвых душах» являются неотъемлемой частью всего произведения, монологи автора занимают львиную долю всего содержания. Благодаря чему мы чувствует присутствие автора на каждой странице. Читая поэму, по ходу происходящих событий мы с нетерпением ждем колких, точных замечаний автора, его личного мнения, оценки поступков. Сам автор становится необходимым проводником, безмолвным собеседником. Лирические отступления поначалу касаются лишь самих героев, но по мере развития событий тем становится больше.
Рассказывая о Манилове и Коробочке, автор прекращает своё повествование, отходит на второй план, давая нам самостоятельно прочувствовать созданную атмосферу той жизни. Отступление в момент рассказа о Коробочке, предстает перед читателем сравнением с «сестрой из общества аристократов», которая схожа с помещицей-хозяйкой, невзирая на смену своего облика.
Примером лирического отступлением в поэме несколько иного характера, отнюдь не относящегося к персонажам, встречается в заключение главы 5, где автор рассуждает о целом русском народе, о его могуществе, силе. Может показаться, что совершенно нет связи между этим лирическим отступлением и основными событиями произведения, однако именно они и несут в себе смысловую нагрузку поэмы: настоящая Россия – это всем не ноздрёвы, коробочки и собакевичи, а целый народ, могучий и неодолимый.
Лирический образ хорошо раскрыт в начале главы 6, в которой Гоголь ностальгически высказывается о юности, о своем восприятии жизни в молодые годы.
Неодобрение автора и даже его презрение к низким желаниям, чувствам и стремлениям Плюшкина ощущается в обобщающей фразе: «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!».
Мнение автора об искусстве, к людям из верхов общества, о самом обществе, которое неминуемое делится на две нравственно противоположные категории, представлено в главе 7. Здесь же и развернутая тема России, где с одной стороны “бедно, разбросано и неприютно”, а с другой — «только здесь и могут рождаться богатыри». Воспета авторам и природа, говоря о дороге и несущейся тройке лошадей, перед нами, как перед путешественниками, предстают осенние картины, широкие просторы.
Таким образом, все лирические отступления в «Мертвых душах» наполнены патриотизмом, переживаниями автора о русском народе, его судьбе, нравственных ценностях и моральном воспитании. А самый важный вопрос: “Русь, куда ж несешься ты?” – автор оставляет для нас, читателей, чтобы задуматься и самому решить, каков же будет ответ.