Для чего нужно наблюдать за явлениями происходящими в природе

Значение наблюдений в природе

Для чего нужно наблюдать за явлениями происходящими в природе. Смотреть фото Для чего нужно наблюдать за явлениями происходящими в природе. Смотреть картинку Для чего нужно наблюдать за явлениями происходящими в природе. Картинка про Для чего нужно наблюдать за явлениями происходящими в природе. Фото Для чего нужно наблюдать за явлениями происходящими в природе Ольга Успенская
Значение наблюдений в природе

Природа благотворно воздействует на все стороны человеческой личности. Она делает человека добрее и мягче, формирует способность к сопереживанию и милосердию, способствует развитию эмоциональной сферы. Природа является неиссякаемым источником духовного обогащения, эстетического наслаждения, причем оказывает как непосредственное, так и опосредованное воздействие – через литературу, музыку, живопись и иные виды искусства. Правильные представления о природе, полученные в детстве, создают прочную основу для дальнейшего ее познания, воспитания любви и бережного к ней отношения. В процессе воспитания любви к природе осуществляется и патриотическое воспитание.

Невозможно переоценить значение природы для умственного развития человека. У того, кто ведет постоянные наблюдения в природе, прекрасно развита способность к анализу и синтезу, обобщению. Наконец, многие технические изобретения тоже подсказаны природой. Как доказано психологами, для детей первых семи лет жизни характерны наглядно-действенное и наглядно образное мышление, поэтому обучение должно строится таким образом, чтобы основные сведения ребенок получал не вербальным методом, а наглядным методом (путем запечатления реальных объектов и событий окружающего мира). Этот метод дает возможность ребенку самостоятельно обнаруживать законы природы. Во время наблюдений обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Наблюдения в природе способствуют воспитанию любознательности, наблюдательности, пытливости.

Наблюдения – основа чувственного познания природы, они обеспечивают формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы, развитие познавательного интереса к миру природы. Наблюдения – ведущий метод экологического воспитания детей, формирующий систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию дошкольника; первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения; воспитывающий гуманное, эмоционально-положительное отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

Дети любят рисовать и петь, играть и читать, но ни один из видов деятельности не сравнится по силе воздействия с ознакомлением с природой.

Детей надо учить видеть и наблюдать природу, иначе они пройдут мимо ее богатств, могут бессмысленно уничтожить растения, жестоко обращаться с животными. Взрослый, умеющий видеть природу и показать ее детям,создает вокруг себя атмосферу радости: дети всегда ожидают чего-то интересного. Эта открывающаяся перед ребенком перспектива нужна детям, как воздух. Кто любит родную природу, всегда найдет, что показать детям!

Наблюдения за птицами.

Для чего нужно наблюдать за явлениями происходящими в природе. Смотреть фото Для чего нужно наблюдать за явлениями происходящими в природе. Смотреть картинку Для чего нужно наблюдать за явлениями происходящими в природе. Картинка про Для чего нужно наблюдать за явлениями происходящими в природе. Фото Для чего нужно наблюдать за явлениями происходящими в природе

Цикл наблюдений за ёжиком в средней группе Наблюдение 1. «Это что за зверек такой» Цель: Познакомить детей с животным – ежиком, вызвать интерес к нему Ход наблюдения: Ребята, у нас.

Для чего нужно наблюдать за явлениями происходящими в природе. Смотреть фото Для чего нужно наблюдать за явлениями происходящими в природе. Смотреть картинку Для чего нужно наблюдать за явлениями происходящими в природе. Картинка про Для чего нужно наблюдать за явлениями происходящими в природе. Фото Для чего нужно наблюдать за явлениями происходящими в природеДневник наблюдений за погодой Дневник наблюдений за погодой. Одним из методов экологического воспитания дошкольников является наблюдение. Ежедневно на прогулке мы с.

Картотека наблюдений и опытов в старшей группе Растения и свет Цель:Показать детям, что растения могут поворачиваться, что они могут определять направление света и тянуться к нему..

Конспекты наблюдений в природе для детей 5–6 лет 1. Наблюдение за снегом. Цель:вызвать положительные эмоции от падающего снега,свежего морозного воздуха,воспитывать умение видеть красоту.

Для чего нужно наблюдать за явлениями происходящими в природе. Смотреть фото Для чего нужно наблюдать за явлениями происходящими в природе. Смотреть картинку Для чего нужно наблюдать за явлениями происходящими в природе. Картинка про Для чего нужно наблюдать за явлениями происходящими в природе. Фото Для чего нужно наблюдать за явлениями происходящими в природеОпыт работы «Использование наблюдений в формировании представлений о живой природе» в средней группе Опыт работы на тему: Использование наблюдений в формировании представлений о живой природе в средней группе Воспитатель МБДОУ.

План наблюдений за живой природой на экскурсиях План наблюдений за живой природой на экскурсиях. Наблюдения за объектами живой природы. Вопросы к наблюдениям. За деревьями (хвойными,.

«Урок мужества» (из моих наблюдений) Детский сад- это то место, где ребёнок получает первые навыки общения в коллективе, где раскрываются его творческие способности, где он.

Источник

Почему человеку интересно наблюдать за явлениями природы: многочисленные примеры из жизни

Приветствую вас мои дорогие читатели, вы знаете, что многих людей, как ни странно, совсем не интересует живая природа, а жаль, ведь все мы ее продукт. Я абсолютно убеждена, что мы с вами не такие. Поэтому я решила спросить вас — как вы думаете, почему человеку интересно наблюдать за явлениями природы?

Вы никогда не задумывались над этим вопросом? Какие они бывают и что необычного таят в себе, вот об этом я и хочу с вами поделиться, ведь все природные явления достойны нашего пристального внимания.

О природных явлениях написано немало стихотворных произведений. Известное стихотворение со школьной скамьи Ф. И. Тютчева о любви к грозе в начале мая. Агния Барто, Самуил Маршак и многие другие посветили свои строки этому явлению в природе — грозе.

Наблюдения за изменениями в живой природе

На протяжении всей своей жизни человек наблюдает за изменениями в природе. Ежедневно взглянув в окно, человек хочет узнать – что происходит в природе. Дует сильный ветер или накрапывает мелкий дождь, а может за окном разразилась гроза.

Для чего нужно наблюдать за явлениями происходящими в природе. Смотреть фото Для чего нужно наблюдать за явлениями происходящими в природе. Смотреть картинку Для чего нужно наблюдать за явлениями происходящими в природе. Картинка про Для чего нужно наблюдать за явлениями происходящими в природе. Фото Для чего нужно наблюдать за явлениями происходящими в природеУ каждого времени года свои особенные явления. Кто-то очарован красотой грозы, кому-то нравится наблюдать за каплями летнего дождя.

Какие бывают еще природные явления? В каждом уголке нашей земли естественным образом происходят изменения метеорологических и климатических явлений. По месту, где возникают эти явления природы их можно классифицировать следующим образом:

Красота и мощь в одной капле воды

Что может таить в себе вода? В засушливое лето дождь приносит долгожданную прохладу и влагу, орошая поля и наполняя полноводные реки. Многие люди любуются разноцветной радугой после дождя. Вода в этом случае — источник радости и жизни. Но не всегда вода благосклонна к жителям земли.

Такие опасные проявления погоды; как град, продолжительные дожди или снегопады ведут к непоправимым последствиям. Град порой не только уничтожает посевы на полях, но и способен нанести ужасный вред и ущерб самому человеку.

Продолжительный дождь и длительный снегопад в горах вызывают разрушительные оползни. Реки выходят из берегов и затапливают все вокруг.

Необычная магия морской волны влечет к себе покорителей волн. Они пытаются обуздать богатырскую силу стихии воды. Плеск морских волн порой успокаивает и завораживает.

Изменения в природе, под час приводят к разрушительным последствиям. Так, к примеру, цунами или шторм. Это зрелище столь опасно, что гипнотизирует человека своей величественностью.

Для чего нужно наблюдать за явлениями происходящими в природе. Смотреть фото Для чего нужно наблюдать за явлениями происходящими в природе. Смотреть картинку Для чего нужно наблюдать за явлениями происходящими в природе. Картинка про Для чего нужно наблюдать за явлениями происходящими в природе. Фото Для чего нужно наблюдать за явлениями происходящими в природеОблака. Они созданы из испарений водяного пара. Их причудливая форма привлекает взгляд не только детей, но и взрослых. Разные уникальные формы они способны принимать. Вымеобразные, линзовидные, шероховатые волны или ночные светящиеся облака, все это чудо природы.

Огненные искры пламени

Расположившись у костра или камина, мы невольно переводим свой взгляд на языки пламени. Какие они необычные порой, то пускаются в пляс, то ровным пламенем убаюкивают наше сознание. Огонь согревает нас и наши дома. Помогает приготовить еду.

Но стоит солнцу ярче пригреть, а природе создать определенные условия и тут же вспыхнет беспощадное пламя. Оно не пощадит ни одно живое существо. Лесные пожары происходят не только из-за аномально жаркого лета, но и сам человек бывает виной этому.

Реки огненной лавы извергаются из жерла вулкана. Много человеческих жизней унесло это природное явление. Сейчас многие ученые разработали ряд изобретений способных предупреждать о возможном извержении.

Но какие бы аргументы и доводы не приводили ученые-вулканологи, люди все равно селятся вблизи близлежащих вулканов. Что их влечет сюда? Живописность места или поиск нового дома, мне не дано понять, а вам?

Легкое дуновение ветерка

Вы представляете себе жизнь без ветра? Я нет. Легкий ветерок приносит прохладу в жаркий день, переносит пыльцу на деревьях. Наполняет паруса кораблей или позволяет уловить ароматы цветов.

Заглянув в дневник наблюдений, можно увидеть, что внезапно разыгравшийся ветер предвещает надвигающуюся грозу или внезапный дождь.

Для чего нужно наблюдать за явлениями происходящими в природе. Смотреть фото Для чего нужно наблюдать за явлениями происходящими в природе. Смотреть картинку Для чего нужно наблюдать за явлениями происходящими в природе. Картинка про Для чего нужно наблюдать за явлениями происходящими в природе. Фото Для чего нужно наблюдать за явлениями происходящими в природеСильные порывы ветра могут вызвать стихийные бедствия. К таким явлениям природы относят:

Таким образом, ветра перемен влияют на все живое на планете. Высушат ли почву или принесут долгожданную влагу. Об этом могут знать, наблюдающие за переменами в погоде люди. Метеорологи по движению воздушных потоков предсказывают изменение погоды и возможность осадков, предупреждая нас об этом.

Загадки матушки природы

Вы слышали может быть, о рыбных дождях в Гондурасе? Представляете, в этом живописном месте на берегах Карибского моря и Тихого океана, неоднократно происходят эти необъяснимые явления.

Для чего нужно наблюдать за явлениями происходящими в природе. Смотреть фото Для чего нужно наблюдать за явлениями происходящими в природе. Смотреть картинку Для чего нужно наблюдать за явлениями происходящими в природе. Картинка про Для чего нужно наблюдать за явлениями происходящими в природе. Фото Для чего нужно наблюдать за явлениями происходящими в природеВ честь этого явления с некоторых пор люди отмечают Фестиваль Рыбного Дождя. Не одному человеку еще не удалось наблюдать образование этого природного явления.

Созерцание природы приводит в неописуемый восторг истинных ценителей природного очарования. М. В. Ломоносов посветил стих северному сиянию. Это калейдоскоп разнообразия игривых переливов красок.

Длительность северного сияния порой достигает нескольких часов, а масштабность иногда доходит до пяти километров. Как не любоваться такой красотой?

Как показывают примеры из жизни, жителям около пустыни не раз приходилось видеть причудливые миражи. Египтяне в давние времена считали, что мираж это призрак древнего города, о котором давно забыли. Путешественники, переходящие через пустыню не раз наблюдали возникновение миража. И это сбивало многих с пути.

Существуют и загадочные явления природы. Шаровая молния одно из них. И по сей день, ученые спорят о возникновении ее. Появление ее совершенно невозможно предсказать. Она вызывает удивительное сочетание чувств. Завораживает и притягивает взгляд, вызывает трепет и удивление.

Еще одно из загадочных явлений это необычные ползущие камни. В США расположена Долина Смерти, где камни передвигаются без чьей либо помощи. Представляете? Оставляя за собой уникальные следы, они порой будоражат людское воображение. Так же замечена их способность переворачиваться. По какой причине камни это делают и как? Ученым не удается пока разгадать эту загадку.

Подводя итоги написанной статьи, думаю, мне удалось ответить на вопрос о том, почему наблюдения за природой и ее явлениями так интересно наблюдать человеку. Ведь они таят в себе много нераскрытых тайн. Временами заставляют задуматься нас над тайнами бытия. А иногда наше воображение переносит нас куда-то совсем далеко.

Надеюсь, вам понравились мои многочисленные примеры природных явлений и вы узнали много полезного для себя. Может быть, и вы наблюдали что-то интересное и необычное в природе, напишите об этом в ваших комментариях, мне будет полезно об этом узнать. А на сегодня это все. Разрешите с вами попрощаться и до новых встреч.

Предлагаю Вам подписаться на обновления блога. А также вы можете поставить свою оценку статье по 10 системе, отметив ее определенным количеством звездочек. Приходите ко мне в гости и приводите друзей, ведь этот сайт создан специально для вас. Я уверена, что вы обязательно найдете здесь много полезной и интересной информации.

Источник

Наблюдение как метод ознакомления дошкольников с природой

Для чего нужно наблюдать за явлениями происходящими в природе. Смотреть фото Для чего нужно наблюдать за явлениями происходящими в природе. Смотреть картинку Для чего нужно наблюдать за явлениями происходящими в природе. Картинка про Для чего нужно наблюдать за явлениями происходящими в природе. Фото Для чего нужно наблюдать за явлениями происходящими в природе Татьяна Буянкина
Наблюдение как метод ознакомления дошкольников с природой

Наблюдение как метод ознакомления дошкольников с природой.

При ознакомлении дошкольников с окружающим миром особое место отводится методу наблюдения. Этот метод находит своё признание с давних времён. Ещё в XVII веке его по достоинству оценил великий чешский педагог Я. А. Коменский. По его мнению, всякое ученье надо начинать не со словесного объяснения вещей, а с предметного их наблюдения.

К. Д. Ушинский считал необходимым «такое ученье, которое строится не на отвлечённых представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребёнком.»

В. А Сухомлинский призывал сделать» каждый шаг путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы».

Наблюдение как метод обучения играет большую роль во всестороннем развитии ребёнка. В процессе наблюдений накапливаются образные представления, которые дают достоверный материал для формирования понятий. Словом, наблюдения постоянно обогащают сознание ребёнка новыми знаниями.

Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них удивление, радость, восторг, тем самым совершенствуя эстетические чувства.

Наблюдения предметов и явлений природы невозможно без движений, а значит, использование этого метода при ознакомление с природой способствует физическому развитию ребёнка.

В процессе наблюдений окружающей природы создаются благоприятные возможности для разнообразной практической деятельности детей, для формирования гуманных чувств к представителям животного и растительного мира.

Наблюдения способствуют выработке в ребёнке самостоятельности, организованности, дисциплинированности, инициативности. В процессе наблюдений рождается и крепнет бесценное свойство человеческой личности- наблюдательность. Какую бы профессию, став взрослым, не выбрал теперешний малыш, качество это для него всегда будет необходимым.

Таким образом, в педагогическом процессе детского сада наблюдениям в природе с целью интеллектуального развития, нравственного, эстетического и физического воспитания должно уделяться большого внимание.

Однако, чтобы наблюдения действительно выполнили свою положительную роль, у ребёнка с раннего детства следует развивать умение наблюдать: не просто смотреть на предмет, а видеть его так, чтобы затем отчетливо, во всех деталях и подробностях представить данный образ. Это умение видеть не приходит само собой. Необходимо руководить процессом наблюдения. Умение видеть формируется в процессе длительной, кропотливой работы. Оно требует и от педагога, и от ребёнка серьёзной подготовки, выдержки, терпения. Успех дела достигается применением специальных дидактических примеров, повышающих эффективность процесса наблюдения.

Любое наблюдение начинается с постановки цели, сообщения задания и определения объекта. Все эти компоненты должны быть чётко сформулированы и сообщены детям. Не следует давать заданий типа «Наблюдай погоду», «Наблюдай растения». Задания должны нацеливать внимание детей на конкретные предметы или их части, на то, что непосредственно окружает ребёнка в момент наблюдения.

Важным условием является разумный отбор объектов. Не следует идти по принципу «чем больше дети увидят, тем лучше». Целесообразно при каждом наблюдении исследовать один-два объекта. Отобранный объект должен быть доступным для наблюдения в любое время года,в любую погоду: его можно увидеть издали, вблизи; к нему можно подойти, потрогать, по возможности попробовать на вкус, понюхать и т. д.

Сам процесс наблюдения начинается с того, что воспитатель предлагает детям осмотреть предмет или явление в целом, чтобы у них сложилось общее представление о его форме, преобладающей окраске, характере движений и т. п. Затем следует организовать рассмотрение предмета или явления по частям, сосредоточив внимание в каждый данный момент лишь на одной детали. Ели объект подвижный, например насекомое или птица, целесообразно заранее наметить для рассматривания какую-то часть тела (голову, хвост, крыло). При таком подходе к наблюдениям дошкольник привыкает концентрировать своё внимание на указанной детали.

Цель наблюдения- полнее запечатлеть образ данного предмета или явления. Чтобы способствовать этому, воспитателю следует в процессе руководства наблюдениями применять различные приемы. Можно предложить ребенку после однократного рассматривания предмета закрыть глаза и представить себе то, что он только что видел. Затем снова открыть глаза и уточнить то, что не удалось рассмотреть в первый раз. Этот прием целесообразно повторять несколько раз.

Эффективными приемами являются заслушивание устных описаний рассматриваемого предмета, анализ рисунков сделанный по материалам наблюдений. Полезно проводить повторные наблюдения по истечении какого-то срока – недели, месяца, года.

Вполне применим в наблюдениях с дошкольниками и ещё один приём- имитация ребёнком движений, звуков предметов и явлений природы. Например, детям можно предложить повторить движение крыльев птицы во время полёта. Попытка таких имитаций заставляет дошкольника внимательно всматриваться, вслушиваться в предмет, явления, улавливать такие тонкости, которые при первом наблюдении «прошли мимо».

Интересен и ещё один приём,заставляющий внимательно смотреть на предмет: предложить ребёнку самому исследовать объект и получить нужные результаты, т. е. сделать для себя «открытие». Например, дети наблюдают весной за изменениями в жизни растений. Этот процесс поможет протекать по-разному

I вариант. Дети видят набухшую почку отмечают, что по сравнению с зимой почки стали толще. Воспитатель сообщает «Почки набухли, через некоторое время они лопнут и появятся маленькие листочки, которые затем распустятся».

II Вариант. Воспитатель не рассказывает, что будет дальше с почками, а предлагает понаблюдать за их изменениями каждый день, а затем рассказать об этом в группе.

Прим организации изучения природы, описанной во втором варианте, ребёнок как бы сам «открывает» процесс и, чтобы сделать это открытие, вынужден внимательно всматриваться в предмет.

Для формирования умения видеть очень важно поддерживать интерес к наблюдениям. Это способствует более быстрому запечатлению образов наблюдаемых объектов, стимулирует активно-творческую деятельность. Одним из важнейших путей поддерживания интереса является использование образов наблюдаемых объектов на занятиях по развитию речи, труду, изобразительному искусству и даже счёту.

Таким образом, результативность процесса наблюдения во многом зависит о его тщательности, которая достигается путём применения некоторых дидактических приёмов.

Список использованной литературы:

2. Каменева Н. Г. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» Изд. 2-е, перераб., доп. / 3-е, стереотип. Каменева Н. Г., Кондратьева Н. Н., Каменева Л. А., Изд. : Детство-пресс, 2003.

Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ. ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ ПОДГОТОВИЛИ ВОСПИТАТЕЛИ: ТОТРОВА.

Для чего нужно наблюдать за явлениями происходящими в природе. Смотреть фото Для чего нужно наблюдать за явлениями происходящими в природе. Смотреть картинку Для чего нужно наблюдать за явлениями происходящими в природе. Картинка про Для чего нужно наблюдать за явлениями происходящими в природе. Фото Для чего нужно наблюдать за явлениями происходящими в природеФотоотчет «Наблюдение за природой весной» Цель наблюдения: формировать представления о природе. Ход наблюдения Загадываю загадку и задаю вопросы. Очень к солнышку хотел, Побелел.

Для чего нужно наблюдать за явлениями происходящими в природе. Смотреть фото Для чего нужно наблюдать за явлениями происходящими в природе. Смотреть картинку Для чего нужно наблюдать за явлениями происходящими в природе. Картинка про Для чего нужно наблюдать за явлениями происходящими в природе. Фото Для чего нужно наблюдать за явлениями происходящими в природеКонспект прогулки «Наблюдение за неживой природой» Цель прогулки:формировать у детей представление о марте,как о месяце пробуждения природы; развивать умение замечать новые изменения в.

Для чего нужно наблюдать за явлениями происходящими в природе. Смотреть фото Для чего нужно наблюдать за явлениями происходящими в природе. Смотреть картинку Для чего нужно наблюдать за явлениями происходящими в природе. Картинка про Для чего нужно наблюдать за явлениями происходящими в природе. Фото Для чего нужно наблюдать за явлениями происходящими в природеКонспект прогулки «Наблюдение за неживой природой (почвой)» Цель прогулки: развивать у детей интерес ко всему живому, окружающему нас; учить устанавливать зависимость состояния почвы от погодных.

Консультация для родителей «Наблюдение за природой зимой» Наблюдение за природой зимой Консультация для родителей Одним из важнейших средств познавательного развития детей дошкольного возраста.

Консультация «Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 3 «РАДУГА» Г. ТЫНДЫ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ Экологическое.

Для чего нужно наблюдать за явлениями происходящими в природе. Смотреть фото Для чего нужно наблюдать за явлениями происходящими в природе. Смотреть картинку Для чего нужно наблюдать за явлениями происходящими в природе. Картинка про Для чего нужно наблюдать за явлениями происходящими в природе. Фото Для чего нужно наблюдать за явлениями происходящими в природеНаблюдение за природой в рамках экологического воспитания дошкольников Наблюдение-основное средство познания природы. Оно дает возможность познакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой.

Осеннее наблюдение за живой природой Первое, с чем встречается ребенок на прогулке,- это природа,с которой его нужно знакомить: помочь понять,полюбить,научить бережно к ней.

Развитие умственных способностей в процессе ознакомления с живой и неживой природой «Зимующие птицы» в старшей группе Развитие умственных способностей в процессе ознакомления с живой и неживой природой «Зимующие птицы» Цели и задачи: Обогащение и закрепление.

Экологическое воспитание в процессе ознакомления дошкольников с природой родного края Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ экологической культуры личности. Первоначальные элементы экологической.

Источник

Значение наблюдений на прогулке в воспитании и обучении старших дошкольников

Для чего нужно наблюдать за явлениями происходящими в природе. Смотреть фото Для чего нужно наблюдать за явлениями происходящими в природе. Смотреть картинку Для чего нужно наблюдать за явлениями происходящими в природе. Картинка про Для чего нужно наблюдать за явлениями происходящими в природе. Фото Для чего нужно наблюдать за явлениями происходящими в природе Вероника Тимиряева
Значение наблюдений на прогулке в воспитании и обучении старших дошкольников

Ребенок получает первоначальные знания о природе, которые затем лягут в основу формирования у него материалистического мировоззрения. Ребенок должен не бездумно смотреть на природу, а видеть и понимать природные явления и связь между ними, причинную зависимость. «Смотреть» и «видеть» не одно и то же. Умение «видеть» не дается от рождения, оно постепенно воспитывается. Рассматривая, обдумывая, сравнивая, сопоставляя, ребенок одновременно развивает свое мышление и речь.

Исходя из общей цели экологического образования, особенностей психического развития ребенка, в дошкольном возрасте возможно и необходимо заложить основы экологической культуры, так как именно в этот период накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем.

Один из путей повышения эффективности экологического воспитания состоит в использовании разнообразных форм и методов работы.Это могут быть: занятия, систематизированные наблюдения, опытническая работа, моделирующая деятельность, труд в природе, экскурсии, чтение природоведческой литературы, беседы, работа с родителями, связь со школой.

Наблюдения могут быть проведены на занятиях, экскурсиях, прогулках, во время работы на земельном участке, в уголке природы, в процессе экспериментально-опытнической деятельности.

Руководство наблюдениями дает возможность научить ребенка ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых явлений, обнаруживать взаимосвязи в природе, устанавливать причинно-следственные связи.

Содержание наблюдений за живыми объектами уголка природы и участка детского сада, постоянно находящимися рядом с ребенком,складывается из следующих моментов:

— выделение самих объектов (целого, частей, из которых они состоят (т. е. определение особенностей строения растений и животных,

-определение свойств и характеристик объектов и их частей (цвета, размера, формы, особенностей поверхности и пр.);

— выделение компонентов внешней среды и их качественных характеристик.

Большие возможности для наблюдений предоставляет сезонная жизнь растений. Различное состояние деревьев и кустарников, появление и исчезновение травянистой растительности в теплое и холодное время года позволяют в процессе наблюдений сформировать у детей отчетливые представления о зависимости жизни растений от комплекса внешних условий. По аналогии с растениями, содержанием наблюдений за животными являются особенности их строения, способы функционирования (разные формы поведения, компоненты среды обитания, проявления приспособительной взаимосвязи с ней, характер взаимоотношения человека с животными.

Выделяют различные виды наблюдений. В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может быть индивидуальным, групповым и фронтальным.

В зависимости от объекта и возраста детей наблюдения могут быть эпизодическими, продолжающимися несколько минут (за снежинкой на ладони; за инеем, за поведением птиц у кормушки; в морозный день послушать скрип снега; полюбоваться, как блестит снег в солнечную погоду; за таянием сосулек; за весенней грозой) и длительными, которые ведутся в течение многих дней, а иногда и недель (за поведением рыб в аквариуме; за снегом; за пробуждением и ростом растений; за почками на деревьях; за изменением окраски листьев; за одуванчиком). Длительные наблюдения ценны тем, что позволяют улавливать последовательность в наступлении явлений природы, их видимую связь, что доступно зрительному восприятию ребенка дошкольного возраста. Итоговые (обобщающие) наблюдения проводятся с целью закрепления экологических знаний и умений детей.

Наблюдение может проводиться как с отдельными детьми, с небольшими группами (в 3-6 человек, так и со всей группой воспитанников. Это зависит от цели и содержания наблюдения, а также задач, стоящих перед воспитателем. Так, на занятии можно наблюдать за животными и растениями, трудом взрослых. Работа с детьми в этом случае организуется фронтально. На экскурсии наблюдение организуется со всеми детьми, с маленькими подгруппами и с отдельными воспитанниками. В уголке природы целесообразно проводить наблюдение с отдельными детьми или с небольшими подгруппами.

Распознающее наблюдение – знания о свойствах и качествах, разнообразии, связях и отношениях. Такое наблюдение обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе. Может использоваться во всех возрастных группах при ознакомлении детей с новыми объектами, а также для расширения сложившихся представлений.

Воссоздающее наблюдение требует активного припоминания, деятельности воображения, идет процесс совершенствования имеющихся знаний, применение их в практических ситуациях.

Большинство изменений в природе носит закономерный характер; изменения живых организмов, как правило, экологически обусловлены состоянием неживой природы; погодно-климатические факторы создают сезонно меняющиеся условия для жизни растений и животных. Можно выделить два процесса, которые доступны наблюдению дошкольников и могут продемонстрировать им закономерные изменения объектов природы.К этим процессам относятся: рост и развитие живых существ (растений и животных, сезонные явления природы и их смену на протяжении года.

Методика ознакомления дошкольников с ростом и развитием растений строится на совместной деятельности воспитателя с детьми по выращиванию однолетнего растения и цепочке последовательных наблюдений за ним.

1.1. Требования к организации и проведению наблюдений

Каждый вид наблюдений требует своеобразного руководства со стороны воспитателя. Вместе с тем есть общие требования для проведения всех видов наблюдений.

1. Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно. Во всех случаях задача должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.

2. Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления.

3. В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь. В результате у детей сформируется полное, глубокое представление об окружающей природе.

4. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей.Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: постановка конкретной и доступной задачи наблюдения, использование обследовательских действий как способа наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание результатов наблюдения, сравнение одного объекта с другим, предъявление вопросов разной степени сложности (вопросы должны будить мысль ребенка).

5. Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней.

6. Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы. Такими способами могут быть рассказ воспитателя, чтение книги о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном.

7. В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы. [27; с. 52]

Методика проведения наблюдений разных видов.

Распознающее наблюдение. Руководство наблюдением складывается из подготовки воспитателя и детей, проведения самого наблюдения и закрепления полученных детьми представлений.

Выбор объекта наблюдения осуществляется воспитателем в зависимости от требований программы детского сада. При этом, чтобы правильно отобрать доступные для наблюдения объекты, необходимо учитывать уровень развития наблюдательности у воспитанников данной группы. В выборе объектов воспитатель руководствуется и сроками наступления различных явлений в природе местного края. Далее педагог конкретизирует объем знаний, которые необходимо сформировать у детей в результате предстоящего, а также последующих (повторных) наблюдений.

Важно продумать, как будет организовано наблюдение: со всеми детьми или с подгруппой, у всех ли детей будет раздаточный материал (ветки, семена, овощи, фрукты) или только у воспитателя. Не менее важна подготовка объектов наблюдения. Нельзя проводить наблюдение за неспокойным животным, которое боится детей. Вначале нужно продумать, как обеспечить спокойную обстановку во время наблюдения, где поставить клетку с птицей или аквариум, чтобы детям было хорошо видно, а воспитатель мог бы свободно действовать с объектом.

У детей должен быть интерес к предстоящему наблюдению. Приемы, вызывающие интерес,разнообразны: например, накануне наблюдения за рыбкой воспитатель может предложить детям помыть вместе с ним и зарядить аквариум или, перед тем как показать им кролика, почистить овощи для него. Интерес у детей пробуждается после беседы о том животном, которое будет принесено в группу, загадывания загадок о нем.

Проводя наблюдение, воспитатель строит свою деятельность, учитывая три основных этапа. На первом этапе необходимо, чтобы воспитанники получили общее представление об объекте. Детям дается время для его подробного осмотра. Воспитанники должны удовлетворить свое любопытство, узнать, что это такое, выразить к нему свое отношение.

На втором этапе воспитатель, учитывая возрастные возможности детей, использует разнообразные приемы для выявления свойств, качеств, признаков объекта, особенностей поведения и образа жизни животного, состояния растения и т. д., устанавливает необходимые связи.

Воспитатель задает детям вопросы, загадывает загадки, предлагает обследовать предмет, сравнить один с другим. Широко используются трудовые действия, игровые приемы, а также стихи, отрывки из художественных произведений. Это вызывает у детей эмоциональное отношение к наблюдаемому объекту.

Наблюдая за животным, дошкольники узнают о его поведении, разнообразных проявлениях. Рассматривание растения начинается с выделения наиболее ярких его частей (цветок, стебель, листья). Затем по порядку рассматриваются особенности их внешнего строения (величина, форма, характер поверхности и т. д.). Воспитатель таким образом приучает детей вести наблюдение планомерно.

На третьем этапе подводится итог наблюдения, обобщаются полученные знания.

Каждое последующее наблюдение должно быть связано с предыдущим. Таким образом формируется система знаний, умений и навыков детей.

Наблюдение с использованием раздаточного материала. Начиная со средней группы во время наблюдения часто используют раздаточный материал. Каждый ребенок или два-три воспитанникаполучают для рассматривания набор объектов: овощи, фрукты, ветки деревьев и кустарников, листья, цветы и т. д. Такая организация занятия довольно эффективна. Она способствует формированию у детей более полных, конкретных представлений о природе, развитию дифференцированного восприятия. Особое место в наблюдении с использованием раздаточного материала отводится обследованию объектов природы, сравнению их между собой, определению признаков различия и сходства. Однако такое наблюдение предполагает сочетание индивидуальной работы с детьми с коллективной, что усложняет его организацию. Проводя такие занятия, воспитатель должен учитывать требования охраны природы, побуждать детей к бережному отношению к ней.

Длительное наблюдение. Содержание длительных наблюдений многообразно: рост и развитие растений, установление их основных изменений, развитие животных и птиц (попугай, канарейка, курица, кролик, кошка, сезонные наблюдения за неживой и живой природой и т. д. Организуя длительное наблюдение, воспитатель должен знать основные этапы (стадии) роста и развития растения или животного. В соответствии с ними наблюдение разбивается на систему эпизодических. Каждое эпизодическое наблюдение проводится, когда изменения проявились у объекта достаточно ярко.

Воспитатель побуждает детей каждый раз рассмотреть объект, сравнить его состояние с тем, что было раньше, определить признаки, по которым изменение хорошо заметно. Запомнить детям происходящие с объектом изменения помогают рисунки, модели, гербарии, которые показывают во время каждого эпизодического наблюдения. В итоге следует воспроизвести весь цикл роста и развития объекта. Поэтому обязательно проводится заключительное наблюдение. Оно может быть организовано в виде рассказов детей.

При каждом наблюдении воспитатель вначале обращает внимание на то, какие изменения произошли. Затем помогает детям связать изменения со способами ухода за растением.С этой целью задает вопросы: что делать, чтобы горох хорошо рос? Зачем нужно подвязывать горох? Зачем рыхлить почву (поливать, пропалывать? После каждого наблюдения следует зарисовать процесс роста и развития. Можно изготовить гербарий.

В заключительном наблюдении воспитатель помогает детям воспроизвести весь цикл развития гороха от семени до нового семени. Детям предлагают разложить картинки (рисунки) в том порядке, как рос горох, и рассказать о последовательности изменений, которые произошли [2; с. 33].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

2. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой: учебник для учащихся пед. училищ по специальности «Дошкольное воспитание». / С. А. Веретенникова. – М. : Просвещение, 1980. – 271 с.

3. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитаниедетей в процессе ознакомления с природой: Пособие для воспитателя дет. сада / Н. Ф. Виноградова. – 2-е изд., доп. – М. : Просвещение, 1982. – 112 с.

5. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. / О. В. Дыбина. – М. : Мозаика – Синтез, 2008. – 80 с.

8. Как знакомить дошкольников с природой. / Каменева Л. А., Матвеева А. К., Маневцова Л. М. и др. ; Сост. Каменева Л. А. ; Под ред. П. Г. Саморуковой. – М. : Просвещение, 1978. – 223 с.

9. Комратова Н. Г. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. / Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 144 с. (Программа развития)

10. Лучич М. В.Детям о природе: Кн. для воспитателя дет. сада. / М. В. Лучич. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1989. – 143 с.

11. Марковская М. М.Уголок природы в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. / М. М. Марковская. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1989. – 144с.

13. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание дошкольников : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. – М. : Новая школа, 2010. – 177 с.

14. Николаева С. Н.Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. / С. Н. Николаева. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 336 с.

15. Павлова Л. Н.Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие. / Л. Н. Павлова, Е. Б. Волосова, Э. Г. Пилюгина. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 152 с.

16. Печора К. Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. / К. Л. Печора. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2006. – 96 с.

17. Смирнова Е. О. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста / О. Е. Смирнова, Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова. – М. : Мозаика-Синтез, 2007. – 160 с.

18. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. / О. А. Соломенникова. – М. : Мозаика – Синтез, 2007. – 48 с.

19. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. / О. А. Соломенникова. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика – Синтез, 2008. – 122 с.

20. Сотникова В. М. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДОУ. / В. М. Сотникова, Т. Е. Ильина. – М. : ООО «Издательство Скрипторий 2003», 206. – 80 с.

21. Теплюк С. Н. Занятия на прогулке с малышами: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет. / С. Н. Теплюк. – М. :Мозаика-Синтез, 2006. – 144 с.

25. Мелёхина И. В. Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей дошкольного возраста [Текст] //Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб. : Заневская площадь, 2014. — С. 136-139.

Роль экологических сказок в воспитании и обучении дошкольников «РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СКАЗОК В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ» Экологическое образование, воспитание дошкольников в настоящее время.

«Значение дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников» «Самое большое богатство, которое отец может оставить сыну в наследство, научить его трудиться». К. Д. Ушинский У детей дошкольного возраста.

Для чего нужно наблюдать за явлениями происходящими в природе. Смотреть фото Для чего нужно наблюдать за явлениями происходящими в природе. Смотреть картинку Для чего нужно наблюдать за явлениями происходящими в природе. Картинка про Для чего нужно наблюдать за явлениями происходящими в природе. Фото Для чего нужно наблюдать за явлениями происходящими в природеИспользование развивающих игр В. В. Воскобовича при обучении старших дошкольников математике Развитие интеллектуальных способностей в дошкольном возрасте происходит более успешно, если в работе применяются инновационные технологии.

Консультация для педагогов «Методы и приемы, используемые при обучении старших дошкольников рисованию фигуры человека» Консультация для педагогов «Методы и приемы, используемые при обучении старших дошкольников рисованию фигуры человека» (из опыта работы)Рисовать.

Консультация для педагогов «Роль экологических сказок в воспитании и обучении дошкольников» Экологическое образование, воспитание дошкольников в настоящее время становится одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается.

Консультация «Роль экологических сказок в Воспитании и Обучении дошкольников». Алгоритм сочинения экологической сказки «РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СКАЗОК В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ» Экологическое образование, воспитание дошкольников в настоящее время.

Консультация «Значение сказки в воспитании дошкольников» «И нельзя без сказки нам прожить друзья, Ведь со сказкой проще верить в чудеса. Ведь со сказкой легче, отыскать нам путь. В маленькое сердце,.

Разнообразие игровых методов и приёмов в обучении и воспитании дошкольников. Игровые приемы – это способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения.

Значение дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников «Самое большое богатство, которое отец может оставить сыну в наследство, научить его трудиться». К. Д. Ушинский У детей дошкольного возраста.

Значение речевой подготовки в обучении дошкольников к школе в условиях двуязычия В настоящее время готовность к школьному обучению рассматривается как определенный уровень интеллектуального, волевого, речевого развития.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *