Для чего нужно наблюдение

Что такое наблюдение и зачем оно нужно?

Наблюдение — это одно из важнейших умений для человека. Человек, хорошо умеющий наблюдать, способен стать очень эффективным, успешным и счастливым человеком. Но для этого надо вначале понять — что такое наблюдение и какие эффекты оно дает?

Для чего нужно наблюдение. Смотреть фото Для чего нужно наблюдение. Смотреть картинку Для чего нужно наблюдение. Картинка про Для чего нужно наблюдение. Фото Для чего нужно наблюдение

Итак, что такое наблюдение? Как ни странно, сходу ответить на этот вопрос нельзя, уж больно очевидным кажется это понятие. На мой взгляд, наблюдение характеризуется двумя свойствами:

1. Бездействие.
2. Направление внимания на максимальное количество событий.

С первым пунктом всё более-менее понятно: когда мы наблюдаем, мы должны не вмешиваться в наблюдаемые процессы, иначе «чистота эксперимента» будет нарушена. Да и наблюдать одновременно с деятельностью практически невозможно.

Второй пункт немного сложнее. Он заключается в том, что мы не фиксируем наше внимание на чем-то определенном, а скорее позволяем ему максимально широко и разнообразно «гулять» по всему, что происходит. То есть мы стараемся охватить своим вниманием максимально возможное количество событий. Либо одновременно, либо по очереди.

Зачем всё это нужно? А затем, что только наблюдая, мы можем вообще хоть что-то узнать.

Как мы узнаем что-либо? Через наблюдение! Например, мы должны наблюдать за светофором, чтобы узнать, какой на нем горит свет. Мы должны наблюдать за небом, чтобы узнать, какая сейчас погода. Мы должны наблюдать за людьми, чтобы узнать, что это за люди.

Причем наблюдать можно и нужно не только за внешним миром, но и за внутренним. За своими мыслями, эмоциями, действиями, ощущениями. Можно наблюдать даже за вниманием — по крайней мере, за траекторией, по которой оно движется. И, таким образом, познавать себя.

Здесь можно спросить: а зачем вообще что-либо узнавать? Ответ прост: только когда мы что-то узнаем, мы получаем возможность это улучшить.

Только когда мы наблюдаем за вещами, мы можем улучшить эти вещи. Только когда мы наблюдаем за своим поведением, мы можем улучшить свое поведение. Только когда мы наблюдаем за своими ощущениями, мы можем улучшить свои ощущения. Только когда мы наблюдаем за другими людьми, мы можем улучшить наши отношения с другими людьми. И так далее, и тому подобное.

То есть любые изменения — это следствия наблюдения. Нельзя что-то изменить, не наблюдая. И наоборот — некоторые вещи изменяются просто из-за того, что мы наблюдаем за ними. По крайней мере, это касается наблюдения за самими собой. Например, наши ощущения, эмоции и действия начинают меняться сразу, как только мы начинаем за ними наблюдать.

Что еще важно знать о наблюдении: когда мы наблюдаем, мы никогда не знаем, какую информацию получим. То есть мы наблюдаем не для того, чтобы узнать что-то определенное, а наоборот — чтобы получить какую-либо новую, неизвестную нам до сих пор информацию. Наблюдение — это получение любой информации, которую удастся получить.

Наблюдающий человек подобен видеокамере. Он не реагирует на события и не создает мнений о них. Он просто воспринимает и запоминает их — и всё. Его цель — не сделать что-то, а узнать что-то. И только потом, на базе того, что он узнал — сделать.

Наблюдение учит нас спокойствию и беспристрастности. Мы не оцениваем события — мы просто наблюдаем за ними. Наша цель — исследование, а не шаблонная реакция. Мы сначала получаем информацию и только потом, по ее итогам, принимаем решение, что именно сделать.

Если никогда не наблюдать, то наше поведение становится крайне однообразным. Потому что мы не получаем новой информации, а значит нам неоткуда придумать новые действия. Потому что для любого изобретения нужны исходные данные — а если не получать никаких данных, то и изобрести ничего не получится. Именно наблюдение ведет человека к творчеству.

Таким образом, наблюдение — важнейшее из умений человека. Учитесь наблюдать, и вы удивитесь, как много нового вы сможете узнать. А когда вы узнаете много нового — вы немедленно сможете все это применить.

Источник

Наблюдение — одна из активных методик обучения воспитанников в ДОУ как средство реализации задач ОО «Познание»

Для чего нужно наблюдение. Смотреть фото Для чего нужно наблюдение. Смотреть картинку Для чего нужно наблюдение. Картинка про Для чего нужно наблюдение. Фото Для чего нужно наблюдение Елена Мишина
Наблюдение — одна из активных методик обучения воспитанников в ДОУ как средство реализации задач ОО «Познание»

«Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать«.

ФГОС ДО одним из важных направлений развития дошкольников определяет познавательное развитие (п. 2.6. ФГОС ДО).

Задачи познавательногоразвития направлены на :

— развитие интересов детей, становление сознания;

— развитие воображения и творческой активности;

— формирование первичных представление о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах окружающего мира, об особенностях природы.

Развитию познавательного интереса способствует такая организация деятельности, при которой ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний. Таким видом деятельности ребенка является наблюдение, так как это сложный вид деятельности, включающий различные сенсорные, психические, мыслительные процессы, опирающийся на эмоциональные и волевые стороны личности ребенка. Именно наблюдение является эффективным методом ознакомления детей с окружающим миром, но иногда взрослые предоставляют ребенку готовую информацию, факты, сведения о тех или иных явлениях, заменяя непосредственные наблюдения рассматриванием картин, иллюстраций, просмотром телепередач и т. д.

Таким образом, наблюдение – это специально организованное воспитателем целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.

Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему такой вид деятельности как наблюдение наиболее близкий и естественный для ребенка дошкольного возраста.

Целью наблюдения может быть формирование представлений об объектах и явлениях окружающего мира, установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных, сезонных явлений.

Метод наблюдения в познавательно – исследовательской деятельности детей является основным. Необходимость и значение его использования связаны, прежде всего, с возрастными особенностями детей.

Наблюдение являются эффективным средством развития познавательной активности детей дошкольного возраста. Через него ребенок удовлетворяет потребность в познании окружающего мира.

Структура и содержание наблюдения.

Каждое наблюдение состоит из трех структурных компонентов, функции которых различны.

1)Начало наблюдения.

Задача данного этапа – концентрация внимания детей.

В конце данной части воспитатель ставит цель нового наблюдения.

Основная часть наблюдения должна быть цельной, единой. Ее нельзя прерывать длительными пояснениями или рассказом.

3)Завершение наблюдения.

Завершающий этап должен быть эмоциональным, чтобы дети после него находились в хорошем настроении.

Каждое последующее наблюдение должно быть связано с предыдущим. Таким образом, формируются представления, воспитывается заботливое отношение к объектам природы.

Классификация наблюдений:

— по форме организации детей наблюдения бываю индивидуальные, подгрупповые и фронтальные;

-по степени активности детей: по инициативе воспитателя и по инициативе детей;

— по этапам усвоения знаний: первичные, повторные, сравнительные, итоговые.

— по характеру познавательных задач: распознающие и воссоздающие.

Виды наблюдений.

1) Наблюдения за окружающим (неживыми предметами).

2) Наблюдения за живой природой (цветы, деревья. кустарники).

3) Наблюдения за транспортом (младшая, средняя группа – на территории д/с, старшая, подготовительная группа – экскурсия).

4) Наблюдения за живым объектом.

5) Наблюдения за трудом взрослых (младшая, средняя группа – на территории д/с, старшая, подготовительная – экскурсии).

Требования к организации наблюдения.

Каждый вид наблюдений требует руководства со стороны воспитателя. Вместе с тем есть общие требования для проведения всех видов наблюдений:

1) Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно.

2) Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг представлений.

3) В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь.

4) Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей.

5) Наблюдение должно возбудить интерес детей к окружающему, желание как можно больше узнать.

6) Представления, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы (рассказ воспитателя, чтение книги, рисование, лепка, беседы и т. д.).

7) В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы, отношение к нему.

Запомнить происходящее с объектом изменения детям помогают рисунки, модели, гербарии, которые показывают во время каждого эпизодического наблюдения.

В итоге следует воспроизвести весь цикл роста и развития объекта. Поэтому обязательно проводится заключительное наблюдение. Оно может быть организовано в виде рассказов детей,например: «Что происходило с деревьями в разные сезоны». Организуя наблюдения, воспитательдолжен всегда соблюдать данную последовательность:

1) Устанавливать факты;

2) Формировать связи между частями объекта;

3) Накапливать представления у детей;

4) Проводить сопоставления;

5) Делать выводы и устанавливать связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.

В процессе наблюдений дети учатся: видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель;решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, делать выводы; фиксировать этапы действий и результаты графически. У детей формируются такие социально – нормативные возрастные характеристики,как:

— ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, конструировании и др. ;

— ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

Источник

Сущность и содержание наблюдения

Для чего нужно наблюдение. Смотреть фото Для чего нужно наблюдение. Смотреть картинку Для чего нужно наблюдение. Картинка про Для чего нужно наблюдение. Фото Для чего нужно наблюдение Елена Савиных
Сущность и содержание наблюдения

Тема: Сущность и содержание наблюдения

Видный отечественный психолог С. Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности.

Значение наблюдений.

1. Формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы.

2. Развитие умений выделять различные признаки объектов природы, обнаруживать взаимосвязь растений и животных с явлениями неживой природы.

При планировании наблюденийвоспитатель продумывает:

1. Оборудование и материалы

2. Приемы привлечения внимания детей к наблюдению (сюрпризные моменты, загадки, постановка познавательной задачи, проблемная ситуация);

3. Приемы активизации умственной деятельности (поисковые вопросы, действия, сравнение, использование детского опыта).

Содержание наблюдений за живыми объектами уголка природы и участка детского сада,складывается из следующих моментов:

1. Выделение самих объектов (целого, частей, из которых они состоят (т. е. определение особенностей строения растений и животных, Часто в процессе наблюдения бывает необходимо установить целое явление поотдельным его признакам. Например, определить по цвету, зрелый или незрелыйплод; узнать по упавшему семени, какому дереву оно принадлежит и т. д.

3. Определение свойств и характеристик объектов и их частей (цвета, размера, формы, особенностей поверхности и пр.);

4. Выделение компонентов внешней среды и их качественных характеристик. Такое содержание позволяет детям й устанавливать связи между живыми объектами и условиями их обитания, явлениями неживой природы. Например, с детьми можно наблюдать, как листья разворачиваются к потоку солнечных лучей.

По аналогии с растениями, содержанием наблюденийза животными являются:

1. Особенности их строения,

2. Способы функционирования (разные формы поведения)

3. Компоненты среды обитания, проявления приспособительной взаимосвязи с ней,

4. Характер взаимоотношения человека с животными.

Рассмотрим содержание возможных наблюдений на примере наблюдения за кошкой в детском саду.

Отмечаем в наблюдениитри последовательные позиции:

1) Замечать и называть отдельные действия, совершаемые животным;

Действия кошки: стоит на четырех лапах, поворачивает голову влево, вправо, садится, оглядывается назад, подходит к краю стола, смотрит вниз, нюхает стол, прыгает вниз, бежит к двери (она закрыта, смотрит на воспитателя

2) На основе увиденного обозначать адекватное поведение и отношение наблюдателя к происходящему, возможные его действия (т. е. сказать, как человек должен среагировать на поведение животного, что он в этой ситуации может и должен делать).

Реакция наблюдателя: животное встревожено,поэтому его надо успокоить: взять на руки, погладить, почесать за ушами, вокруг головы, сопровождая эти действия ласковыми словами и мягкой интонацией реакцию на него человека. Важно для развития восприятия детей организовать циклы наблюдений.

Циклическая организация наблюдений за стационарными объектами природы

В качестве примера рассмотрим цикл наблюдений за золотой рыбкой в аквариуме.

Наблюдение 1. Что живет в аквариуме? Цель. Познакомить с рыбкой, сообщить ее название; вызвать радость от восприятия золотой рыбки, желание наблюдать за ней.

Наблюдение 3. Что и как ест рыбка? Цель. Показать сухой рыбий корм, его особенности (цвет, запах, сыпучесть, емкость для его хранения. Учить наблюдатьза поведением рыбки во время кормления:

Наблюдение 7. Как рыбка отдыхает? Цель. Знакомить с разными особенностями поведения. Рыбка живая, нуждается в отдыхе.В это время ее не надо беспокоить: включать свет, шуметь. Рыбка спит с открытыми глазами, у нее нет век.

Требования к проведению наблюдений

1. Педагогическое требование к пространственной организации наблюдения (Организация пространства)

Воспитатель продумывает, сколько детей одновременно могут участвовать в наблюдении, как их расположить (поставить, посадить).

2. Второе требование связано с временным параметром наблюдения: Продолжительность наблюдений в повседневной жизни за растениями, животными, явлениями неживой природы необходимо ограничить 3-10 мин.

3. Третье требование связано со структурой наблюдений.

Каждое из них имеет начало, основную часть и конец.

Вторая часть наблюдения является основной.

Завершение наблюдения должно быть эмоциональным, чтобы дети после него находились в хорошем настроении. Тогда в следующий раз они сами захотят наблюдать, без каких-либо специальных приемов. В конце воспитатель предлагает всем вместе спеть песенку «Рыбка плавает в водице, рыбке весело играть. «

4. Специальная подготовка к проведению наблюдения.

В наблюдении часто используется недельная методика ознакомления детей с сезонными явлениями природы.

Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы

а) Ежедневное наблюдение за погодой;

Наблюденияза погодой включают три параметра:

1. Определение состояния неба и осадков,

2. Наличие или отсутствие ветра,

3. Степень тепла и холода.

Таким образом, наблюдение за погодой включает три компонента (небо, ветер, степень тепла или холода,по которым определяется общее ее состояние: облачная, дождливая или ясная, солнечная; ветреная или тихая; жаркая, теплая, холодная или морозная.

б) Рассматривание растительности (деревьев, кустарников) и покрова земли (в середине недели);

в) Ежедневная работа с календарем. Старшие дошкольникам дается задание- наблюдать погоду в выходные дни, зарисовать заначками в календаре природы.

Недельный цикл наблюдений за погодой

Наблюдения за погодой

Понедельник-основной прием вопросы –»Какого цвета небо?», «Что на нем есть?»

Вторник-Прием Сравнение-»Посмотрите на небо.

Оно такое же, как вчера,или другое?Оно такого же цвета или другого?»

Среда-Игровые приемы для поддержания интереса к наблюдениям: выносит куклу, мишку или др. персонажа, любимого детьми, проосит рассказать ему о погоде (по той же схеме).Можно включить загадки и короткие стихи.

Пятница-Прием забыть про наблюденияза погодой-после прихода с прогулки сказать:»мы же с вами не понаблюдали за погодой! Может быть кто-нибудь из вас заметил, какая сегодня погода?»

Суббота и воскресенье-старшие дошкольникам дается задание-наблюдать погоду в выходные дни, зарисовать заначками в календаре природы.

Наиболее доступным для наблюдения является проращивание лука в стеклянной банке.

Наблюдение за ростом растений

Наблюдения ведутся за ростом корней и листьев.Наиболее подходящий для этого растения с крупными семенами: фасоль, горох, настурция, огурец, кукуруза, подсолнух и тд. Самым доступным является выращивание зелени из луковицы в стеклянной банке.

Т. О., наблюдение позволяет установить взаимосвязь стадий развития живого организма и меняющейся средой обитания. Также для наблюдения используются разнообразные опыты. Перечислим их.

Наблюдения с использованием опытов

1. Опыты с птицами (колокольчик и фонарик)

3. Опыты с воздухом

3. Опыты с песком и глиной

4. Опыты с камнем и деревом

Источник

Наблюдение как метод исследования

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие наблюдения как метода исследования

Одним из самых распространенных и часто встречаемых методов исследования является наблюдение. Данный метод познания легок в применении, не требует дополнительных затрат и т.д. Для получения максимально точной информации метод наблюдения используется в сочетании с другими методами, такими как беседа, эксперимент и т.д.

Наблюдение – это запланированное и целенаправленное восприятие объекта, процесса, явления и т.д., полученные результаты которого фиксируются исследователем (наблюдателем).

Сущность наблюдения заключается в точной и полной фиксации фактов, полученных с помощью органов чувств (зрение, слух и т.д.), знаний, умений и жизненного опыта.

Таким образом, наблюдение – это активная форма чувственного познания, цель которого заключается в накоплении фактов и первоначальных представление об объекте исследования.

Важной чертой наблюдения является то, что оно тесно связано с мышлением. Исследователь, проводящий наблюдение должен уметь анализировать, вычленять важное из общего, осуществлять группировку фактов, свойств, явлений и признаков. Кроме того, наблюдение неотделимо от речи, то есть умения точно и полно описывать увиденное. В том случае, если полученные факты описаны скудно или недостаточно, то ценность полученной информации будет малонаучной и низкой.

Итак, методом наблюдения может пользоваться исследователь, у которого развита наблюдательность, мышление, умение точно и полно выражать явления и события.

Несмотря на то, что метод наблюдения кажется простым, его проведение требует не только определенных знаний и умений от исследователя, но также длительной и серьезной подготовки.

Готовые работы на аналогичную тему

Целью проведения наблюдения является изучение характерных особенностей и изменений определенного явления, предмета или действия, которые находятся в конкретных условиях. Результаты явления во многом зависят от уровня подготовленности и опыта исследователя.

Одной из особенностей наблюдения является то, что результаты зависят от субъективного отношения исследователя к объекту наблюдения. Именно поэтому наблюдение необходимо сочетать с другими методами исследования. Комплексное сочетание методов гарантирует получение максимально объективного результата.

Виды наблюдения

Классификация наблюдения как метода исследования.

По включенности исследователя в процесс наблюдения:

Прямое наблюдение – вид наблюдения, при котором исследователь принимает непосредственное участие в исследуемом процессе, то есть действует вместе с испытуемыми. Степень вовлечения исследователя в процесс может быть разным:

Опосредованное наблюдение (косвенное) – вид наблюдения, при котором исследователь не принимает непосредственного участия в процессе. Например, исследователь наблюдает за тем, как испытуемые выполняют самостоятельное задание (решают задачу, собирают пазл и т.д.).

Самонаблюдение – процесс, заключающийся в созерцании собственных внутренних процессов и их внешнее проявление. Например, в качестве самонаблюдения может выступать задание педагога составить самофотографию собственной рабочей недели, то есть записать все дела, которыми испытуемый занимался в течение недели.

Сложность, и в то же время, уникальность метода самонаблюдения заключается в том, что исследователь должен «проникнуть» внутрь собственных психических процессов и явлений. Сложность его заключается в том, что иногда исследователю трудно выразить свои чувства и переживания.

По длительности наблюдения:

Систематические наблюдения – осуществляются регулярно в течение конкретного временного отрезка (периода).

Систематические наблюдения могут быть:

Несистематические наблюдения – проводятся при необходимости. Чаще всего не организуются заранее, наблюдение осуществляется за неожиданной ситуацией или явлением.

По форме наблюдения:

Таким образом, наблюдение как метод исследования имеет несколько видов. Выбор вида наблюдения зависит от поставленной цели исследования и особенностей испытуемых объектов и явлений.

Требования к организации наблюдения

Целесообразно выделить следующие этапы подготовки и проведения педагогического наблюдения:

Источник

Наблюдение: его виды, методика проведения

Вы будете перенаправлены на Автор24

Наблюдение как метод социологического исследования и его виды

Наблюдение – это один из методов социологического исследования, который часто используется в исследовательской практике. Метод наблюдения прост в применении, еще одно его преимущество состоит в том, что он не требует больших затрат.

Для получения полной и достоверной информации, метод наблюдения может быть использован в совокупности с некоторыми другими методами, например, наблюдение в совокупности с беседой, экспериментом.

Наблюдение является запланированным и целенаправленным восприятием объекта исследования. Наблюдать можно за определенным человеком или более широкой социальной группой, за явлением и процессом. Полученные результаты фиксируются исследователем для того, чтобы затем интерпретировать их. Сущность наблюдения как метода состоит в том, что исследователь, находясь в непосредственной близости от объекта или непрерывно наблюдая за объектом, может точно и полностью зафиксировать все факты. Сначала фиксация осуществляется с помощью органов чувств, а затем происходит интерпретация, исходя из жизненного опыта специалиста, его умений и знаний.

Таким образом, в отличие от многих других исследовательских методов, наблюдение является активной формой познания. Цель наблюдения состоит не только в фиксации фактов, но и в накоплении этих фактов. Если по результатам наблюдения информации о фактах недостаточно, то специалист может воспользоваться иными методами для добора информации и получения более достоверных фактов. Важная характеристика метода наблюдения – его тесная связь с мышлением наблюдателя. Исследователь должен иметь широкий кругозор и аналитический склад ума, он должен уметь находить взаимосвязи и зависимости даже там, где на первый взгляд и нет. Наблюдение неотделимо и от речи, поэтому исследователь должен не просто точно зафиксировать увиденное и услышанное, и умело описать то, что было перед его глазами, чтобы человек, который будет знакомиться с результатами наблюдения, имел четкую картинку и не додумывал что-то свое.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что в наблюдение должен быть вовлечен исследователь, у которого развита наблюдательность, который имеет аналитический склад ума, может давать полное и четкое описание всего того, что он услышал или увидел. Несмотря на то, что метод кажется простым и понятным, для организации и проведения наблюдения необходимо тщательно подготовиться цель наблюдения состоит в исследовании характерных особенностей и специфических черт определенного явления, индивида или более широкой социальной группы. Также особенностью наблюдения является то, что результаты в многом зависят от самого исследователя, от его навыков и знаний, субъективного восприятия социальной реальности и происходящего в процессе наблюдения.

Готовые работы на аналогичную тему

Наблюдение может быть нескольких видов. В современной науке принято выделять:

Наблюдения могут различаться не только по методике проведения, но и по длительности. Здесь исследователи выделяют длительные, непрерывные и цикличные наблюдения. Все эти подвиды относятся к систематическим наблюдениям, которые реализуются регулярно, на постоянной основе в течение заданного промежутка времени. Есть и вторая группа – несистематические наблюдения. Они проводятся тогда, когда это необходим, могут быть эпизодическим. Например, исследователю требуется дополнительная информация об определенном явлении, и он ее дособирает.

Требования к методике проведения наблюдения

Как и любой другой метод исследования, наблюдение организуется и проводится в соответствии с четко обозначенной методикой. Дело в том, что этот метод очень прост и одновременно очень сложен, поэтому соблюдение определенных правил и требований позволяет специалисту лучше погрузиться в новую для него социальную реальность, при этом оказать минимальное воздействие на происходящий процесс. Если наблюдатель нарушает правила, то полученные данные могут носить недостоверный характер, что приведет к некорректной интерпретации. Такое наблюдение можно считать некачественно исполненным, а его результаты ничтожными.

Итак, в проведении наблюдения выделяют несколько определенных этапов. Соблюдение порядка этапов позволяет соблюсти общую методику. На первом этапе исследователь определяет цель наблюдения. Чем точнее поставлена цель, тем будет проще регистрировать в процессе наблюдения определенные явления, изменения. Также отталкиваясь от цели исследования специалист может делать корректные и полезные выводы, составлять дальнейшие рекомендации. На втором этапе происходит определение объекта и предмета исследования. Объектом могут быть социальные группы, сообщества, политические партии, группы подростков, учебные группы. Предмет – это непосредственно тот процесс, который должен быть изучен. Например, постановка политических задач, профессиональная переподготовка или процесс обучения.

Далее разрабатывается план наблюдения. Исследователь понимает, что ему требуется подготовить документы для проведения исследования, инструкцию для наблюдателя, если исследование будет осуществлять непосредственно подрядчик. Документальная часть – это еще и совокупность отчетов, аналитические записки с результатами исследования. Наблюдатель может выбрать, каким способом он зафиксирует полученные данные. Например, он может делать записи и пометки в специальном журнале, а может записывать все на видео, записывать разговоры на диктофон.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *