Для чего нужно нравственное воспитание
Нравственное воспитание личности
Что мы знаем о нравственности? Ну, кроме того, что ее «ах, как не хватает подрастающему поколению», что, кстати, вовсе не правда. Что такое «нравственное воспитание личности»? Почему оно так важно для ее развития и существования в социуме? Кто такой – нравственный человек, а также каковы современные нравственные принципы? Очень важно знать ответы на все эти вопросы, поэтому мы постараемся разобраться со всем по порядку.
Что такое нравственность
О ней всегда любили поговорить. Ей уделяли внимание педагоги, психологи, религиозные деятели. Нравственные нормы были и есть основой цивилизации, общества. Это единство душевного и духовного в человеке, то, что обеспечивает его поведения в обществе, его отношение с миром. Наиболее распространенный синоним нравственности – мораль.
Что это для личности? Это ее желание оценивать свои сознательные действия (состояния) на основании принятых им норм поведения. Измерителем собственной нравственности для нас является совесть. Это та самая шкала, которая определяет баланс плохого и хорошего в нашем поведении. Каждый из нас имеет шкалу для измерения нравственности, свои критерии, свои правила, которые он получает с воспитанием в семье, школе, с религиозным учением и во взаимоотношениях с окружающим его обществом.
Если этимологически разобрать этот термин, то сразу выявляется корень «нрав» – характер. Впервые понятие «нравственность» было введено в 1789 году и опубликовано «Словаре Академии Российской».
Нравственное воспитание – от колыбели до седин
Нравственные качества личности зарождаются и формируются в семье. Как бы ни казалось это уделом дипломированных педагогов, но основы морали всегда задают родители. Так было сотни веков назад, так будет всегда. Первые понятие о морали дает малышу его мама, с улыбкой и легкой строгостью поясняя, что есть хорошо, а что плохо. «Плохо – тянуть за волосы сестричку, говорить грубые слова, или показывать язык, но хорошо благодарить за вкусный обед, поздороваться с кем-то или оказать помощь» – это пример, а их можно привести сотнями. Элементы нравственного воспитания прослеживаются в каждом моменте повседневной жизни. Нравственным образцом для ребенка всегда будет родитель, каким бы он ни был. Именно поэтому так важно дать неокрепшей личности правильный пример для подражания.
Нравственное воспитание включает:
Три пути воспитания морали
По определению М. Хоффмана (1080) нравственное развитие личности осуществляется тремя путями.
Взрослый человек имеет все эти три типа развития, но у детей все по-другому. У маленького человека каждый из трех типов может меняться в зависимости от окружающих его событий. К примеру, эмпатия может значительно притупиться в результате пережитого негативного опыта, а моральный уровень может возрасти, укрепляясь от общения с педагогами, прочтения классической литературы или от увиденного лично яркого позитивного примера взрослого.
Нравственный человек – продукт воспитания моралью
Стоит ли намеренно заниматься нравственным воспитанием? Об этом писал Л.С. Выготский, утверждая, что попытки намеренного обучения нравственности бессмысленны. Такое воспитание должно осуществляться незаметно, как бы растворяясь в повседневной жизни. Нельзя воспитать лекцией нравственности. Лучший метод – пример родителей и педагогов. Воспитание нравственностью происходит в процессе просмотра фильма, беседы или чтения рассказа с последующим анализированием поведения и чувств героев. Невозможно представить специального занятия «по морали», это было бы просто нелепо. Претворяя в жизнь идею нравственного воспитания, педагог должен уметь «растворить нужную порцию воспитательной деятельности» в привычный учебный процесс. Уметь правильно и четко организовать свою нравственно-воспитательную деятельность так, чтобы ребенок об этом не знал, а только чувствовал и впитывал, как губка – это признак мастерства педагога. А результатом станет зрелая, нравственно воспитанная личность, богатая духовно и выносливая психически – отличная основа для нашего «светлого завтра».
Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи
Дата публикации: 08.04.2016 2016-04-08
Статья просмотрена: 32201 раз
Библиографическое описание:
Трошин, П. Л. Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи / П. Л. Трошин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 884-887. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28290/ (дата обращения: 27.12.2021).
В статье рассматриваются нравственное воспитание и его понятие, сущность и задачи. Данная тема статьи актуальна в связи с тем, что нравственное воспитание необходимо для развития полноценной личности человека.
Ключевые слова: нравственное воспитание, личность человека, нравственность.
Огромная роль нравственности в развитии и формировании полноценной личности признавалась во все времена. «Научно-организованное воспитание или специально организованная воспитательная работа позволяет целенаправленно управлять процессом развития личности» [3, с. 239]. Всё чаще в выступлениях разнообразных общественных деятелей звучит мысль о нарастающем духовном и нравственном кризисе. В современном мире отмечается упадок культуры и переоценка системы ценностей, которые не сопровождаются закладкой нового нравственного базиса. В результате множества негативных факторов современные дети оказались в условиях нравственного и духовного хаоса. Именно поэтому в системе современного воспитания проблема нравственности стоит превыше всего.
Что же под собой подразумевает нравственное воспитание? Понятие «нравственное воспитание» охватывает все стороны жизни и деятельности индивидуума. Процесс нравственного воспитания состоит в двустороннем взаимодействии педагога с воспитанниками и в усвоении ими определенных нравственных и этических норм, и в последующем формировании морального сознания личности, развитии нравственных чувств и выработке навыков и привычек нравственного поведения. Из определения Педагогической энциклопедии, приведённого выше, становится понятно, что нравственность может рассматриваться только как сложная, многоуровневая система, сочетающая в себе такие качества как разум, воля, чувства. Создание стойкой системы моральных убеждений, благодаря которой человек может самостоятельно понимать границу между нравственным и безнравственным, определяется единством и гармонией нравственного сознания, выраженные в устойчивых нравственных привычках. Эта система убеждений сообщает нам о моральной зрелости человека. Это немаловажный признак соответствия между процессом воспитания и развитием нравственности в воспитуемом.
Воспитание — это процедура целенаправленного развития и становления человека как личности. Это тщательно структурированное и контролируемое воздействие педагогов на воспитанников, и целью воспитания как управляемого процесса является формирование востребованного и ценного для общества человека.
Именно поэтому воспитание нравственности и морали определяют как комплексный процесс становления:
– нравственного облика (воспитание с младшего возраста терпеливости, гуманности, добродушия и сострадания к ближним);
– нравственной позиции (это способность проявлять бесстрашие и силу воли в преодолении различных жизненных обстоятельств, бескорыстие и благородство, и умение различать границу между плохим и хорошим);
– нравственных чувств (к ним относят честь, чувство долга, умение нести возложенную ответственность, это и любовь к родине, и уважение к старшим);
– нравственного поведения (это благовоспитанность, умение себя вести, проявления кротости и послушания).
Под нравственностью нужно понимать внутреннюю потребность каждого человека следовать моральным принципам и этическим нормам, принятым в обществе, на протяжении всей своей жизни и касательно всех своих поступков. Нравственность — это система моральных убеждений, принятых в обществе, и усвоенная каждым человеком. Л. А. Григорович определил нравственность как: «Нравственность — это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм» [1, с. 104].
Деятельность каждого человека определяется содержанием его поступков в адрес окружающих его людей — нас судят, исходя из наших действий. В процессе своего взросления, ребёнок узнаёт о принятых в обществе нравственных нормах и правилах, и усваивает стойкую систему ценностей, убеждений и принципов. Чем раньше начнется влияние родителей и близких людей на нравственный облик ребёнка, тем глубже этические нормы укоренятся в подрастающем поколении. Человека только тогда можно считать истинно нравственным, когда все его поступки, желания и действия подчинены нормам морали, принятым в обществе, и выступают как его собственные взгляды и убеждения, далекие от слепого подчинения. Истинно нравственный человек будет вести себя одинаково благородно в любой ситуации и в любом окружении. Целью нравственного воспитания является развитие стойкой системы нравственных убеждений и моральных норм.
Исходя из всего вышеприведенного, можно сделать вывод, что нравственное воспитание — это процесс взаимодействия, направленный на формирование у детей понятий совести и морали, правил и принципов жизни в обществе, а также развитие благородства, чуткости и уважения. Нравственное воспитание может происходить только как комплексная организация всей жизнедеятельности детей — их взаимоотношений с другими людьми, их свободного времяпрепровождения, их трудовой деятельности. Формирование личности, соединяющей в себе этику, мораль, чувство долга и совесть, а также поддерживающей общественные ценности — и есть результат правильно организованного педагогического процесса развития нравственности.
Процесс воспитания нравственности включает в себя:
– возникновение осознания своей взаимозависимости с обществом, важности согласования своих поступков с ценностями и интересами общества;
– освоение и принятие нравственных идеалов и принципов общества, доказательство их здравости и законности;
– создание системы нравственных убеждений посредством ознакомления с нравственными знаниями, и последующим их принятием;
– выработка стойких нравственных чувств, воспитание в детях понимания того, что этика — главное составляющее взаимоуважения между людьми;
– формирование устойчивых нравственных привычек.
Формирование нравственного сознания — многоуровневый и долговременный процесс, начинающийся с ознакомления с простейшими представлениями о культуре и этикете, и постепенно усложняющийся до системы нравственных убеждений, в основе которой лежат усвоенные знания.
Процесс формирования системы устойчивых нравственных убеждений особенно труден, когда речь идет о детях с нарушениями интеллекта. Этот процесс включает в себя развитие понимания всеобщей взаимосвязи предметов и явлений, учит верно давать характеристику явлениям окружающего мира, прививает знания об этических нормах, и помогает закреплять их на практике.
Одной из важнейших задач воспитания в ребёнке нравственности является формирование у него нравственных чувств, которые подразумевают под собой осмысление личностью своего отношения к общественным требованиям, а также к нравственным поступкам.
Инертность волевой и интеллектуальной регуляции, вялость переживаний и склонность к эгоцентризму значительно усложняют формирование главнейших нравственных чувств у детей с умственной отсталостью. Это приводит к тому, что развитие высших чувств происходит со значительными задержками и с помощью вдумчивого и напряженного педагогического труда, и ставит прогресс этих детей в чрезвычайно зависимое от любых негативных впечатлений положение. Любое отрицательное впечатление может спровоцировать агрессию со стороны ребенка с нарушениями, и закрепиться как повседневный способ реагирования. Таким образом, дети со слабой волевой регуляцией находятся в большой зависимости от ошибочных действий, которые со временем могут стать источником возникновения других дурных привычек. И именно поэтому формирование нравственных привычек и навыков общественного поведения требует к себе большого внимания, а также специальных методик и организованных программ.
Нравственное воспитание — многоуровневый и хорошо организованный процесс, результатом которого является нравственная воспитанность. Она становится видна по взаимоотношениям и деятельности каждой личности, и проявляется в уважении к ценностям и идеалам общества. Нравственная воспитанность человека определяется через способность рассуждать о жизненных процессах с позиции морали и нравственности, давать им верную оценку и соответствующе этому себя вести. О ней говорит также способность к сопереживанию и сочувствию, глубина таких нравственных чувств как гуманность, сильная воля, единство слова и дела.
Иными словами, нравственная воспитанность человека проявляется не в механическом послушании установленным в обществе нормам и правилам, в устойчивости положительных привычек, проявляющейся в стойкости системы убеждений, включающей в себя общественные нормы, принятые человеком как собственные принципы и взгляды.
«Гуманность — это интегральная характеристика личности, включающая комплекс ее свойств, выражающих отношение человека к человеку. Гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. Как качество личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми: внимательности и доброжелательности; умений понять другого человека; в способности к сочувствию, сопереживанию; терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению; в готовности прийти на помощь другому человеку» [2, с. 104].Как, правило, идеалы и ценности общества обобщаются в систему взглядов и убеждений, выражающей отношение человека в окружающей его действительности и социальной среде, и влияющей на его взаимоотношения с другими людьми. Гуманность можно рассматривать как главнейшее средство нравственно-этического воспитания. Именно поэтому использование примеров нравственного поведения, созданных в разные этапы исторического развития морали, так важно в воспитании
В процесс воспитания в ребенке нравственности входит также развитие культуры поведения и дисциплинированности. Дисциплина подразумевает под собой соответствие образа жизни и деятельности человека принципам, установленным в обществе, умение определять границы нравственного и безнравственного в тяжелых жизненных обстоятельствах и готовность поддерживать общественные установки.
Этика — это дисциплина, предметом исследования которой являются мораль и нравственность. Этика изучает проблемы нравственного и безнравственного, нормы и правила, порожденные совместным общежитием, такие нравственные чувства как совесть, самопожертвование, солидарность, дружба, милосердие и т. д. Очень важно, чтобы процесс ознакомления ребенка с нравственными нормами и ценностями общества происходил последовательно и был желаемым и приятным поиском откровений на вопросы о себе и окружающем мире. Этическое воспитание должно быть процессом, благодаря которому ребенок сможет вести постоянный диалог с миром, он должен быть наполнен радостной, живой и творческой познавательной деятельностью.
Нравственное и этическое воспитание ребенка с умственными отклонениями определяется совокупностью его привычек и навыков общественного поведения. Моральные нормы и правила могут только тогда считаться характеристиками человека, когда они проявляются в ежедневном уважении общественных ценностей. Общечеловеческие ценности — это такие простые нравственные нормы человеческой жизнедеятельности. В это понятие входят представления человека о достоинстве личности, о смысле и значении жизни, о понятиях добра, зла, счастья, справедливости и любви, о том, что является наиболее значительным и значимым в жизни. Это то, что позволяет личности видеть верные ориентиры в жизни. Стремление проникнуть в основы человеческой морали, лежащее в основе этих ценностей, требует известной силы воли, это непростой нравственный выбор. Дать верные ответы на вечные вопросы, постигнуть смысл человеческой жизни крайне важно для растущего и взрослеющего ребенка.
Неукоснительное соблюдение норм морали и нравственности, а также правил общественности, облагораживает все поступки человека и его жизнь в целом. Воспитание морали в подрастающем поколении должно быть тесно связано со всеми сферами жизни нынешних детей — охватывать и их обучение, и взаимоотношения с другими людьми, культурное и этическое развитие, физическое и трудовое воспитание. Значительная роль в становлении личности ребенка принадлежит воспитателям и педагогам. Вся их работа направлена на то, чтобы заинтересовать ребенка, увлечь его настолько, чтобы в процессе обучения у детей развивалась тяга к знаниям, формировались представления об ответственности и моральном долге, о внешнем мире и своих обязанностях, по отношению к тому, что их окружает.
Важность духовно-нравственного воспитания в современном обществе
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Важность духовно – нравственного воспитания в современном обществе
Муравщик Евгения Юрьевна
МБОУ «Цвелодубовская ООШ», Ленинградская область,Выборгский район,
П.Цвелодубово, ул.Центральная, 19
Учитель музыки 1 категории
Помни: рано или поздно твой сын последует твоему примеру, а не твоим советам.
Ни для кого не секрет, что в нашем обществе такие понятия как семейные ценности, честь, достоинство, патриотизм, духовность людей, находятся на очень невысоком уровне, и не на первом месте в формировании личности человека. Растеряны и почти полностью стерты идеалы, которые раньше, в советское время, вдохновляли весь народ нашей страны.
В сознании нашего общества, особенно новых поколений, совсем потеряны понятия добра и зла, понимание терминов патриотизм, милосердие и сострадание, бескорыстие и любовь к природе.
Духовно-нравственное воспитание молодежи в этом смысле имеет особое значение в общественной жизни страны. Каждое вновь появляющееся поколение уже с детства должно понимать истинные, а не наносные духовные ценности Отечества, которые столетиями помогали ему выстоять в самые тяжелые годы, строить свою страну, окрылять ее науку, культуру. Без знания этих ценностей человек не будет иметь ориентиров, которые помогут ему так же достойно, как предки, двигаться дальше. Это — маяк будущего, опора потомков. У того, кто не помнит прошлого – нет будущего…
Каждый школьник должен осознать и понять духовный смысл как собственной жизни, так и всего общества и государства. Лишь люди с высокой нравственностью способны разумно организовать свою деятельность и внести в жизнь достойный и позитивный вклад, улучшить ее, сделать много важного и полезного для народа своей страны.
Особая роль в этом принадлежит педагогике. Она призвана находить адекватные и действенные методы, которые бы не только отвечали запросам дня сегодняшнего, но и заглядывали несколько дальше.
Цели, задачи, проблемы воспитания
Важнейшими темами для духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время становятся те, которые дают учащимся усвоить азы не их обычного, вполне безнравственного, а должного поведения в жизни. К ним относятся:
— гуманность, которая в школе должна прививаться уже на уровне отношений между учащимися;
— культура в общении друг с другом;
— чувство долга — на уровне личных отношений в классе, школе, а также в семье и обществе;
— трудолюбие — внушение детям мысли, что только так можно чего-то добиться в жизни;
— экологическое сознание: любовь и бережное отношение к природе;
— благополучная жизнь в семье, одобряемая обществом;
— познание окружающего и воспитание самого себя.
Под эти направления подстраиваются стратегические цели духовно-нравственного воспитания и тактические задачи, позволяющие их решить наиболее оптимально. Основная цель процесса, ведущего к духовно-нравственному подъему детской личности, — создание адекватных условий на каждой стадии воспитания, причем не только учителями, но и родителями. Последнее обстоятельство зависит от ряда проблем:
-отсутствие в современном обществе положительных идеалов, затрудняющее выбор по-настоящему ценностного ориентира подрастающим поколением;
-аморальные явления в окружающем мире, недостаточно пресекаемые властью и склоняющие молодежь к мнению о вседозволенности;
-слабая организация досуга и культурных мероприятий с детьми;
-поверхностное отношение государства и школы к физическому развитию учащихся;
-недостаточное внимание властей, учителей и родителей к негативным пристрастиям детей. Сюда относятся: алкоголизм, наркомания, курение табака, слишком раннее начало половой жизни. Это приводит к всеобщей распущенности;
-развращающая информация в СМИ и интернете, склоняющая молодых людей к беззаботному, агрессивному, нездоровому образу жизни, а также к жестокости и экстремизму;
-чрезвычайно низкая культура речи и поведения в обществе.
Все эти факторы отнюдь не способствуют формированию и развитию личности в духе декларируемых в педагогике идеалов. Школьники, видя на улице, в семье и по телевизору совсем другое, просто не верят своим учителям, несмотря на всю их убедительность и педагогический дар. На то, чтобы преодолеть этот скепсис подрастающего поколения, должны быть направлены все усилия семьи, государства, а с ним — образовательных учреждений. Действительно, есть свои недостатки в организации и содержательном наполнении процесса духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Это стихийное планирование воспитательной работы, непонимание педагогами целенаправленности и результатов запланированных мероприятий, слабая ориентация на реализацию в воспитательной работе целевых установок, которые заложены в нормативных правовых документах в сфере образования.
Так же возникают трудности в конкретизации воспитательных результатов на основе требований к результатам федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, а именно, личностных и метапредметных результатов освоения основных образовательных программ общего образования.
Присутствует и недостаточная согласованность в работе учителей, воспитателей, педагогов-психологов и социальных педагогов в части содержания и технологий духовно-нравственного воспитания обучающихся и оценки его результативности. Но необходимо искать пути решения этих проблем, искать и находить и способы, и методы устранения возникающих сложностей. Ведь задача наша касается самого важного, что есть в нашей стране. Это наше будущее – наши дети. И вложить в подрастающее поколение зерно духовно-нравственного воспитания, заложить основу его, направить в нужное русло – это одна из основных целей воспитания и у родителей, и у государства, и у образовательных учреждений.
Самостоятельно дети в силу своей наивности и максимализма стать духовно-нравственными личностями просто не способны. На начальном этапе жизни только взрослые смогут стать их нравственными поводырями и указать возможные ориентиры для нравственного созидания. И чем раньше взрослые сделают это, тем больше вероятность счастливого будущего молодежи.
Детство — наиболее удобная пора, когда еще почти беспрепятственно можно заложить в голову и душу маленького человечка те мысли и чувства, которые помогут ему стойко и радостно строить свою жизнь, опираясь на достойные образцы из прошлого, и не отвлекаться на мелкие дрязги реальности.
Ребенок — существо очень восприимчивое ко всему, что происходит вокруг. Поэтому предпочтительно уже с детства учить его только хорошему. Добро, сочувствие, самокритика, трудолюбие, любовь к людям, животным, природе, понимание проблем, возникающих у других людей, а также многое другое закладывается на ранней стадии жизни. Школа — идеальное место для этого.
И есть ряд предметов, без которых невозможно духовно-нравственное воспитание. Я хочу акцентировать внимание на предмете «Музыка».
Музыка способствует развитию всех вышеперечисленных качеств, помогает ребенку научиться чувствовать, анализировать, воспринимать искусство, понимать чувства и переживания других людей. Разнообразие репертуара, разучиваемого в процессе обучения, помогает подобрать произведения различных характеров и смысловой нагрузки, где ярко и доступно для детей раскрываются такие понятия, как любовь к Родине, природе, ценность семьи, дружба. Еще важен прием повторения, который используется при разучивании текста песен. Дети успевают понять, осмыслить и принять смысл текста разучиваемой песни. И глубже прочувствовать её суть, понять смысл. Большую роль в этом процессе играет педагог. Важно не только выучить наизусть текст песни, а передать характер произведения, динамику, основную мысль. Помочь детям понять всё это и научить передать все эти чувства слушателю. Рассчитывать на такой результат можно только лишь в том случае, если учитель действительно любит свой предмет и детей. Ведь детям важно видеть, что их учитель действительно «проживает» музыкальное произведение, независимо от того, какое это музыкальное произведение: детская песенка-считалка или соната.
В настоящее время доступно множество способов, техник, методик для проведения максимально интересных уроков для детей различных возрастных групп.
Я в своей работе использую различные элементы логоритмики на уроках музыки в начальной школе. При использовании элементов логоритмики на уроках музыки реализуются следующие задачи:
-развитие фонематического запаса;
-развитие слухового внимания и двигательной памяти;
-совершенствование общей и мелкой моторики;
-выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью;
-развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов;
-развитие творческой фантазии и воображения;
-развитие органов слуха и вестибулярного аппарата.
А о лечебном свойстве отдельных звуков, произносимых голосом, знали спокон веков.
Таким образом, использование различных элементов логоритмики на уроках музыки, призвано содействовать духовно-нравственному воспитанию детей, открывая перед ними всё новые пространства для самопознания и свободного творческого самовыражения.
Грамотное использование своих навыков и знаний, любовь к детям и к своему предмету, несомненно, дадут плодотворный и нужный нам результат.
Ведь очень важно передать детям, своим ученикам, понимание искусства, научить их воспринимать, а не просто смотреть. Слышать, а не просто слушать. Научить детей хотеть видеть и слышать искусство. Разжечь в них интерес к миру искусства. Используя современные подходы и технологии можно показать детям фильмы, презентации. Чтоб процесс обучения был увлекательным можно использовать викторины, конкурсы, игры.
С 18 по 22 марта в нашей школе проводилась предметная неделя по музыке. Использовался игровой прием, проводился музыкальный квест. Детям было очень интересно, все новое, что узнали они на этом квесте, запомнилось намного легче, точнее и прочнее, нежели на стандартном уроке. Плюс масса положительных эмоций и живой интерес к предмету, который ребята увидели с новой для себя стороны.
И, конечно же, учитель должен быть примером духовности и нравственности, избегая двойных стандартов. Ведь дети очень тонко чувствуют обман. И равняются на взрослых: родителей и учителей. И очень важно, чтобы дети действительно видели в нас, учителях, пример для себя. Дети – наше будущее. И наша задача – воспитать достойное, грамотное, воспитанное поколение. И только любовью, своим примером и знанием предмета мы сможем прийти к победному результату. Именно к победному. Разве воспитать достойного гражданина своей страны – это не победа?