Для чего нужно ныряние детям
Для чего нужно ныряние детям
Но вот что касается ныряний, или опять таки формализованного упражнения под названием «проныривание», мне кажется немного противоречивым. И как мама, которая желает только добра и спокойствия своему малышу, постараюсь кратко изобразить найденные мной ЗА и ПРОТИВ.
Итак, почему нырять ребенку нужно:
А вот аргументы, почему крохам нырять не нужно:
1) Сильный стресс у малыша при потере поддержки и связи. Вода, хоть и близкая человеку стихия, но уже не совсем родная и поэтому малыш чувствует опасность, угрозу. Отрывок из интервью с заведующей отделом Центра психического здоровья, доктором мед. наук, профессором Галиной Козловской, опубликованном на сайте http://www.mama-papa.com.ua
Я сталкивалась с такими случаями, когда младенца бросали в воду — причем головкой вниз! — в расчете на то, что он инстинктивно выплывет, а потом привыкнет и будет чувствовать себя в воде так же комфортно, как и на воздухе. Станет этаким Ихтиандром. Но от стресса у малышей развивались сильнейшие страхи. А у некоторых возникали даже тяжелые психические заболевания, потому что эти младенцы были генетически более уязвимы, чем другие. Они входили в группу риска, но если бы не столь ранний и сильный стресс, их здоровье скорее всего не пошатнулось бы. А так у бедняжек развился психоз, потому что пребывание в воде без дна для маленького ребенка — это крайне стрессовая ситуация. И он ее зачем-то, по прихоти взрослых новаторов, вынужден в младенческом возрасте пережить. А для младенческого возраста нужна, наоборот, охранительная ситуация. Для сохранения психического здоровья маленький ребенок не должен переживать никаких стрессов. Мне попадались сведения о том, что на Западе (например, во Франции) где эксперименты с младенческим плаванием начались гораздо раньше, чем у нас, уже получены отрицательные результаты. Поначалу маленькие «амфибии» опережают в своем развитии обычных детей, но к подростковому возрасту начинают от них заметно отставать.
2) Формирование негативных подавленных состояний (ведь маленький ребенок не может применить силу или проявить агрессию, он этого пока не умеет). И тут опять цитата из статьи Ж.В. Цареградской, психолога-перинатолога (источник):
Чтобы лучше понять ребенка, представьте себя в аналогичной ситуации. Вы благополучно жили во дворце, где все ваши желания исполнялись. А потом в один прекрасный день вас пригласили на морское побережье и начали топить. Что вы будете чувствовать, задыхаясь и захлебываясь? Не правда ли, очень неприятная ситуация. Когда вы окажетесь на берегу, ваше царское достоинство будет полностью разрушено, и вы будете представлять собой довольно жалкое зрелище. Даже ваш сформировавшийся мозг пострадает, что же тогда говорить о беззащитном младенце?
Но кроме этого проныривание имеет еще один неприятный физиологический аспект. У новорожденных носовые ходы узкие и короткие, что обеспечивает им возможность дышать поверхностно. Благодаря этому в крови малышей первых месяцев жизни поддерживается высокое содержание углекислоты. Этот механизм помогает мягкой адаптации малыша к новым условиям (внутриутробно у плода кровь венозная, т.е. содержание кислорода в ней понижено). Нормальное развитие головного мозга младенца происходит в условиях несколько пониженного содержания кислорода в его крови. При проныривании уровень кислорода, необходимый для развития головного мозга, значительно понижается и возникает асфиксия. Таким образом, проныривание несет в себе два вредоносных фактора — асфиксию и стресс.
Среди грудничков-ныряльщиков очень высок процент спонтанной детской смертности (смерть в результате внезапной остановки сердца), аспирационной пневмонии, желудочно-кишечных расстройств.
3) Проблемы с носоглоткой и ЖКТ. Опять копирую, интересно. взято отсюда:
4) И напоследок воспоминания одной мамы в ЖЖ (случайно попала в поисках правильных подходов к нырянию и была поражена):
. расскажу Вам про свой опыт: меня проныривали в младенчестве. так вот: болела я всем, чем только можно, включая пневмонию. а что касается психологической стороны вопроса: мне иногда снятся сны, как будто я тону, а сверху человек держит за руку, но не вытаскивает. своего ребёнка я естественно не проныривала.
Выводы писать особо не хочется, нужно поразмышлять.
Почему младенцев так важно научить плавать и нырять? Интервью со специалистом по грудничковому плаванию
Что может быть трогательнее кадров, на которых новорожденные, бесстрашно погружаясь под воду, учатся плавать! Явление называется грудничковым плаванием. В первые недели после рождения это становится возможным благодаря врожденному рефлексу задержки дыхания. Одна из задач грудничкового плавания – сохранить эти рефлексы, как можно дольше, и использовать их на благо ребенка. К пяти месяцам жизни младенца рефлексы постепенно угасают, поэтому важно помочь малышу продолжить применять эти навыки за счет осознанной задержки дыхания при нырянии.
О пользе и особенностях такого вида деятельности Media.Az побеседовала с основателем, руководителем и инструктором детского плавательного центра, сертифицированным специалистом в области грудничкового и раннего плавания Ирадой Сулеймановой. Она также является членом Международной ассоциации водных телесно-ориентированных практик WABA и Международной ассоциации раннего массажа IAIM, дающее право на обучение родителей детскому массажу.
— Чем полезно грудничковое плавание?
— Оно запускает нормальные процессы физического и психомоторного развития малыша, снимает повышенный тонус мышц, который есть практически у всех грудничков, благодаря чему ускоряется развитие двигательных навыков. Также укрепляются мышцы спины, шеи, живота, рук и ног. Наблюдается укрепление дыхательной и сердечно-сосудистой систем малыша, активизируется работа легких, что очень важно у недоношенных детей. Улучшается общее самочувствие, укрепляется иммунитет. При задержке дыхания во время ныряний стимулируется кровообращение мозга, и малыш развивается быстрее. Также раннее плавание полезно и слабым детям с гипотонусом, в том числе и недоношенным малышам.
— Имеются ли медицинские противопоказания?
— Малышу нельзя заниматься плаванием при следующих патологиях: врожденные пороки сердца, острые инфекционные заболевания до выздоровления, неврологические расстройства, сопровождающиеся судорогами, гнойные заболевания кожи и патологии опорно-двигательного аппарата, требующие фиксации конечностей.
— А если говорить о детях с особенностями развития?
— Достаточно часто к грудничковому плаванию прибегают мамы детей с теми или иными патологиями. Например, через наш центр прошли два солнечных малыша, ребенок с лейкомаляцией, хондродистрофией, ДЦП, кривошеей и т.д.
С такими детьми работа проводится по более мягкой методике, которая подбирается под каждого ребенка индивидуально, учитывая его особенность. Результаты работы становятся видны уже с первых месяцев занятий.
Большое количество детей приходит с направлениями от педиатров или неврологов. В этом случае работа ведется сообща с врачами.
A post shared by «Plüxburq» (@pluxburq_baku) on Feb 21, 2020 at 2:53am PST
— С какого возраста можно привлекать новорожденных к плаванию?
— С того момента, как зажила пупочная ранка. Как правило, это третья неделя от рождения. В этом случае мы часто выезжаем на аква-патронаж на дом к малышу и проводим несколько уроков в домашней ванне. А к нам в центр детей приводят, как правило, начиная с одного месяца.
— За какой период младенцы могут научиться плавать?
— Если мы говорим о грудничковом или раннем плавании, то вопрос о самостоятельном плавании на поверхности воды здесь не стоит. Однако дети могут проплывать небольшое расстояние под водой достаточно в раннем возрасте. У нас был случай, когда малышка в возрасте пяти месяцев проплывала самостоятельно полтора метра под водой, к тому моменту она у нас занималась три с половиной месяца.
Также есть несколько детей, которые, спустя год занятий, перейдя из специальных ванн в бассейн, самостоятельно ныряют и проплывают от инструктора до мамы или до игрушки под водой.
— Нужна ли предварительная подготовка к занятиям?
— Никакой предварительной подготовки не требуется. Единственное, что дома родители должны постепенно начать снижать температурный режим, доводя до 35 градусов. Также малыша нужно покормить за час до начала занятия.
— Насколько высока вероятность для младенцев встретить инфекцию в таких видов центрах?
— Все зависит от подхода руководства к этому вопросу.
Второй важный момент — это обработка и дезинфекция специальными растворами помещения, ванн, пеленальных столов и, самое главное, игрушек, так как дети чаще всего берут их в рот.
Третье – это озонация помещения в конце рабочего дня.
— С какими распространенными стереотипами, связанными с грудничковым плаванием, вам приходится сталкиваться?
— Боязнь попадания воды в уши – одно из основных заблуждений. На самом деле этого не надо бояться. Анатомическое строение ушного канала у детей до трех лет отличается от строения уха взрослого человека. Ушной канал короче, шире и расположен под другим углом. Поэтому вода, попадая в ухо, вытекает беспрепятственно и не остается внутри.
Также многие считают, что малыши подвергаются переохлаждению из-за холодной воды. Например, температура воды у нас в центре составляет 34 градуса. Это является самой идеальной температурой для занятий плаванием в грудничковом периоде. К сожалению, у нас принято детей купать в очень горячей воде при 38-40 градусах, что категорически делать нельзя. К двум месяцам ребенок должен купаться в воде с температурой в 36-37 градусов. К пяти месяцам температура должна быть не больше 35-ти градусов, что служит отличной закалкой для малыша.
Часто родители используют для купания ребенка круг на шею. Далеко не все понимают, что использование круга может существенно навредить здоровью ребенка. Казалось бы, малыш плавает сам, свободно двигается, нет риска хлебнуть воды, мама с папой отдыхают, и, самое главное, в таком положении можно сделать кучу классных фотографий и заснять видео!
На этом плюсы заканчиваются!
Хаотичные движения ребенка в воде могут привести к защемлению, к подвывиху первых позвонков или же к более тяжелым последствиям, таким как хлыстовая травма. Что это? Форсированное резкое переразгибание с последующим резким сгибанием или наоборот. Чаще всего такая травма происходит при автомобильных катастрофах.
Сложность в том, что вряд ли кто-то к моменту постановки диагноза, а это происходит в два-три года, вспомнит, что травма произошла вследствие плавания в круге в первые месяцы жизни ребенка.
Лучше маминых или папиных рук для малыша в воде не может быть ничего!
Помните, что круг используется для облегчения процесса купания родителям, но не детям!
Что лучше для крохи: нырять или плавать?
Надежда Гуськова 9.01.2017 Малыш родился
Одни говорят, это нужно
О том, что кроху нужно ежедневно купать, знают все. Но мы привыкли, что происходить это должно в детской ванночке, а не во взрослой купальне.
Но сегодня все чаще можно слышать разговоры о том, как полезно новорожденным плавать и даже нырять. Какова же польза? Так ли обязательно учить малышей погружаться в воду чуть ли не с рождения? Сторонники этой идеи приводят примерно такие доводы:
А другие предостерегают
Однако, готовясь к нашему с вами разговору на эту тему, я столкнулась и с весьма негативным отношением к этому процессу. На мой взгляд, доводы противников раннего обучения нырянию не менее убедительны. Как любого человека, они меня «проняли» и заставили задуматься гораздо серьезнее: «а надо ли оно»? И вот что именно лично меня насторожило:
Но, я уже сказала — только вам решать, насколько это действительно вред для вашего ребенка. Я здесь ничего навязывать не могу.
Учим карапуза плавать
Единственное, в чем я пока не сомневаюсь, это в необходимости такого мероприятия, как обучение крохи плаванию. Мне кажется, лучше поначалу это делать в домашних условиях, где меньше риск подхватить какую-нибудь заразу из воды. Чем полезно плавание для грудничка? Да много, чем. Это:
Врожденные рефлексы у крохи есть и к плаванию, так что начинать занятия можно уже в 2-3 недели. Для этого важно создать правильные условия:
Гребца не сотворим
Плавание грудничков – это, по сути, процесс их барахтания в воде в свое удовольствие, а никак не полноценный взрослый процесс. Нам сейчас важно сохранить его врожденный рефлекс, а не обучить полноценной технике плавания. Ее он легко освоит позже, когда подрастет.
Кстати, очень важный момент: необходимо обеспечить малышу непрерывные водные занятия. Сначала – на дому, а когда он подрастет, позаботьтесь о том, чтобы он посещал бассейн. Иначе процесс прервется, рефлексы без поддержки угаснут.
Приспособление: за или против
Это, кстати, еще один важный момент. Сегодня многие для плавания малышей приобретают специальный круг, поддерживающий маленькую головку над водой.
Мне кажется, приучать карапузика к таким штукам нужно только тогда, когда он уже полностью освоился и спокойно чувствует себя в ванной, когда может пережить отлучение от ваших рук без ощущения катастрофы.
Если же вы хотите приучать его к купанию с кругом сразу, то все равно первое время поддерживайте руками, чтобы он чувствовал маму.
Только девочки, хочу предупредить, что для ношения этого устройства есть и противопоказания, о которых нужно знать, чтобы не навредить крохе:
Вот такой вот у меня сегодня непростой получился пост, девоньки. Думаю, вас он заставит серьезно поразмышлять над вопросом: стоит ли вашему чаду нырять «с младых ногтей», или же вы относите себя к тем родителям, чье главное правило – «лучше перебдеть».
А может быть, у кого-то из вас есть более весомые, подтвержденные аргументы «за», чем мои «против»? Пишите мне об этом, давайте обсудим, ведь тема, действительно, интересная и серьезная.
Как всегда, не забывайте нажимать на социальные кнопки и подписываться на мои обновления. Жду ваших отзывов, вопросов, предложений – о чем бы вы еще хотели узнать. Постараюсь раскрыть для вас все интересующие темы. До скорой встречи, девочки!
ВИДЕО — Учим малыша плавать и нырять
Плавание для малышей. Как и где освоить грудничковое плавание
Как и когда начинать обучать плаванию ребенка
«Учите детей плавать! Плавать раньше, чем ходить! Занятия с детьми от рождения до года!» Книги, статьи, рекламные объявления детских развивающих центров убеждают нас в том, что заниматься плаванием с младенцем просто необходимо.
Начиная с конца 70-х годов прошлого века водные занятия с детьми стали настолько распространены, что сейчас, пожалуй, будет трудно найти ребенка в возрасте от 0 до 3 лет, с которым ни разу не поплавали и которого ни разу не «нырнули». Тем более странным является тот факт, что научившихся плавать раньше, чем ходить младенцев можно увидеть разве что на фото в книгах или в интернете. И даже плавающие двухлетки являются небывалой редкостью. Возможно, это происходит оттого, что заразившись самой идеей того, что плавать с малышами надо, родители не понимают, а для чего же это надо, в чем цель занятий. И ставят себе неправильные цели, ходят со своими малышами в бассейн, несмотря на все крики и протесты самого ребенка, рискуя напрочь отбить у него желание общаться с водой.
Зачем учить плавать?
«Как зачем? Конечно, для здоровья!» — скажет любящая мама и будет права. И будет права мама, которая скажет: «Для развития!» И не права будет мама, которая скажет (или не скажет, но где-то в глубине души подумает): «Чтобы вырастить чемпиона мира!» Плавание должно быть для ребенка, а не для удовлетворения маминых амбиций.
Что дает ребенку вода? Многое. Во-первых, адаптация к водной среде обогащает опыт, дает новые впечатления, что так важно для развития особенно маленьких детей. Водные занятия оказывают выраженный оздоравливающий и укрепляющий эффект. Вода нормализует мышечный тонус, снимает напряжение, укрепляет мышцы, закаливает, развивает вестибулярный аппарат (чувство равновесия). Таким образом, водные занятия стимулируют умственное и физическое развитие ребенка. Но не менее важным оказывается и то, что вода дарит маме и её малышу бесценные минуты общения, укрепляющие связь между ними, устанавливающие взаимопонимание и доверие. Водные занятия помогают самой маме сделать собственную жизнь полнее и интереснее, учат её лучше чувствовать свое дитя. Все эти несомненные плюсы занятий приносят такую пользу сами по себе, что результат — умение ребенка плавать в раннем возрасте — становится не так уж важен по сравнению с ними.
Когда начинать занятия?
К занятиям плаванием с малышами до 3 лет подойдет девиз: «Чем раньше, тем лучше». И основано это, в первую очередь, на том, что примерно до трехмесячного возраста у ребенка еще не угасли плавательные рефлексы, благодаря которым он автоматически задерживает дыхание при погружении в воду и способен самостоятельно передвигаться в воде. Собственно, все «обучение» плаванию на первом году жизни малыша сводится к тому, чтобы поддержать этот рефлекс и постепенно в процессе занятий развить его в устойчивый навык. Поэтому оптимальным сроком начала занятий считается возраст от 10-14 дней (когда заживет пупочная ранка) до 3 месяцев. Однако если вы решили начать заниматься с малышом позже, не стоит расстраиваться. Начинать никогда не поздно. Просто в том случае, если вашему малышу исполнилось больше 3 месяцев, вам придется заново учить его задерживать дыхание при погружении в воду.
Можно начинать заниматься и с детишками после года-двух лет, но в этом случае занятия будут корректироваться с учетом возраста ребенка. Те проводки, которые можно выполнять с грудничками, конечно, уже не подойдут. Потребуется весь ваш материнский опыт и педагогический талант, чтобы заинтересовать малыша занятиями в бассейне, выработать у него положительное отношение к воде, проводить занятия в форме веселой игры. Деток постарше следует сразу учить выдыхать в воду при погружении. Чем старше ребенок, тем активнее он сможет участвовать в занятиях, тем больше игр для обучения вы сможете ему предложить.
Как учить?
Все дети разные, и невозможно выработать единый подход, тем более в таком нежном возрасте. Кто-то более крепкий, ему можно давать сразу большую нагрузку. Одному больше нравится, когда его водят по воде на спине, другой сразу пытается перевернуться на животик. Бывает, детки не любят, когда вода попадает им на лицо, в таком случае подготовка к нырянию может занять более продолжительное время. Поэтому, если есть возможность, пригласите или посетите опытного инструктора, которому вы доверяете. Он объяснит, как правильно держать малыша, даст полезные советы в отношении именно вашего ребенка.
Самостоятельные занятия с детьми требуют от мам большой отдачи. Не стоит методично выполнять все, что вычитали в книгах или интернете, — прислушайтесь к вашему малышу, смотрите на его реакции, придумывайте свои элементы — главное, чтобы они доставляли ребенку удовольствие.
С чего начать?
Начинать надо с себя. С маминого спокойствия и уверенности в том, что вода — это не опасность, которой надо бояться, а естественная и здоровая среда, в которой можно находиться. Пока у вас есть страх перед водой, пока вода вызывает у вас напряжение, вы не сможете уверено и спокойно заниматься с ребенком. И значит, такие занятия не пойдут на пользу ни вам, ни ему. Не начинайте занятия, ставя перед собой задачу научить ребенка плавать. Ваша задача — приобщить ребенка к водной среде, обогатить его опыт, разнообразить его впечатления и насытить его жизнь положительными эмоциями. Плавание тогда станет просто результатом всего этого, приятным положительным бонусом, который обязательно придет, если вы будете последовательны в занятиях. Просто знайте, что все дети начинают ходить, а в воде все дети начинают плавать — кто-то раньше, кто-то позже, но обязательно начинают. И даже более того — при рождении все дети умеют плавать. И регулярные занятия в водной среде помогают ребенку развить и закрепить эту способность.
Перед началом занятий следует проконсультироваться с педиатром, неврологом, ортопедом. Они осмотрят вашего ребенка и скажут, можно ли ему заниматься в воде. Плавание показано практическим всем детям и во многих случаях даже рекомендуется врачами в качестве терапии и реабилитации, однако бывают исключения. Занятия в воде не проводят в острый период заболеваний, при кожных инфекциях и высыпаниях, тяжелых пороки сердца и судорожном синдроме.
Вы получили одобрение педиатра и невропатолога? Замечательно! Но не стоит сразу же бежать с крохой в бассейн. Для малыша от рождения и до 5-6 месяцев бассейном может стать большая домашняя ванна.
Итак, ваш малыш здоров, сыт (но не сразу после еды), доволен, не хочет спать. Мама полна решимости открыть ему путь в большое плавание. Наполняем хорошо вымытую (лучше содой) ванну водой и вперед!
Плаваем в ванне
Какой должна быть вода в ванне? Считается, что для купания младенцев температура воды должна быть около 37 градусов. Однако для плавания эта температура не очень подходит — она слишком теплая и малыш в ней расслабляется. Чем прохладнее вода, тем активнее малыш, тем меньше вероятности его переохлаждения, тем больше оздоравливающий и закаливающий эффект оказывают водные процедуры. Температура 34 градуса будет оптимальной, но важно смотреть на реакцию малыша — если такая вода не доставляет ему удовольствие, то лучше сделать её потеплее — 35-36 градусов. Сколько длится первое занятие? Нужно смотреть на реакцию ребенка. Начните примерно с 10 минут. Каждый день вы будете чуть-чуть увеличивать время, которое малыш проводит в воде (к концу года оно будет составлять 45-60 минут), и постепенно делать воду более прохладной, доведя её примерно до 28 градусов (температура воды в обычном бассейне).
Чем старше ребенок, тем важнее для него обстановка, в которой проводятся занятия. В воде должны находиться яркие игрушки, за которыми малыш будет плавать или которые нужно будет доставать со дна. Хорошо сопровождать занятия приятной музыкой. Разговаривайте с малышом во время занятий, улыбайтесь ему, чаще хвалите. Если позволяют размеры ванны — залезайте туда вместе с ребенком. Не делайте из занятия методичную отработку проводок и ныряний — в воде можно играть, плескаться. Даже кормить малыша можно в ванне. Ведь самое главное — получать удовольствие от нахождения в воде.
Маленькие дети начинают плавать сначала под водой. Когда малыш сможет проплывать какое-то расстояние под водой на задержке дыхания, он начнет учиться поднимать голову или поворачивать её для вдоха. Поэтому на первых этапах ребенку нужно освоить ныряние и умение держаться в воде самостоятельно. Осуществляется это с помощью различных проводок ребенка в воде в положении на спине и на животе и постепенного приучения к нырянию. При проводках маленьких детей держат обычно за голову и верхнюю часть плечиков. Держать можно одной или двумя руками, главное, чтобы это было удобно вам и ребенку. Поддержки должны быть свободными — такими, чтобы малыши могли проявлять и закреплять плавательный рефлекс. Кроме горизонтальных проводок можно держать малыша в воде вертикально, поддерживая за ручки и ножки, прижатые к животику — в позе эмбриона. В такой позе поднимайте малыша вверх-вниз в воде (совершай своеобразные «прыжки»), и по мере привыкания ребенок будет все больше и больше погружаться под воду — сначала по плечики, затем по шейку, до подбородка, по ротик, по носик, с головой. Это будет одновременно и подготовкой к нырянию, и тренировкой задержки дыхания под водой.
Малыша проводят в ванне «восьмерками» — восемь-десять кругов на животе, затем отдых в вертикальном положении, потом 8-10 кругов на спине. На поворотах малыша подводят к бортику ванны так, чтобы он сгибал ножки, а выпрямляя их, отталкивался. Количество таких циклов увеличивается постепенно по мере увеличения продолжительности занятия. С 3-4 месяцев можно использовать и автономные поддержки — «чепчик русалки» (шапочка с вставленными в неё пенопластовыми блоками). Постепенно ваша поддержка будет уменьшаться. Сначала в положении на животе вы будете придерживать малыша за верхнюю часть спинки, шейку и затылок, затем примерно к 15 занятию можно держать малыша «ложкой» — обхватив затылок одной рукой, затем четырьмя пальцами, затем кончиками двух пальцев. При использовании «чепчика русалки» из него постепенно вытаскивают по два пенопластовых блока. При регулярных (не менее 3-4 раз в неделю) занятиях к 4-5 месяцам детки уже могут держаться на воде самостоятельно в положении на спине.
Ныряем? Ныряем. Ныряем!
Пожалуй, больше всего опасений у родителей вызывает ныряние. Однако происходит это из-за того, что родители сами боятся погружать ребенка под воду. Но на занятиях плаванием без ныряния не обойтись. Если ребенка правильно подготовили к погружению, то это упражнение не будет вызывать у него неприятных эмоций. Тем более не стоит опасаться, что он может захлебнуться. До 3 месяцев рефлекс задержки дыхания не даст малышу наглотаться воды, а попадание воды в ушки абсолютно безопасно.
Как же подготовить ребенка к нырянию? Для этого во время проводок и прыжков начинайте поливать малышу на личико водичку. Если малышу это будет неприятно, начните с затылка, постепенно переходите на лобик, затем, когда малыш привыкнет, — поливайте на личико. Можно при этом давать команду «ныряем». Когда малыш перестанет реагировать на поливание личика водой, будет закрывать глазки и задерживать дыхание — значит, он будет готов к погружению.
При погружении сначала поливаем личико водой и опускаем малыша в воду буквально на секунду, по мере привыкания начинайте проводить малыша под водой на 1-2 метра. Для надежности можете прикрыть ротик и носик малыша ладонью. Ныряние — это, в первую очередь, умение правильно регулировать режим вдоха и выдоха. Поэтому очень важно следить за дыханием ребенка — когда он делает вдох, когда выдох, когда задерживает дыхание. Поймайте момент «вдох — выдох — задержка» и поливайте и опускайте малыша под воду в этот момент. Потом начинайте потихоньку отпускать малыша во время погружения «в свободное плавание» — сначала буквально на секунду, затем на две и больше. Ваша уверенность будет залогом успеха малыша.
Что не надо делать в воде:
Идем в бассейн
Для кого-то раньше, для кого-то позже, но «ванный» период приобщения к воде заканчивается: малышу становится недостаточно места для плавания. Вот теперь нужен бассейн. Лучше, если это будет специальный детский бассейн-лягушатник с проточной системой очистки воды, в котором мама находится в воде вместе с ребенком. Замечательно, если в таком бассейне вас сможет консультировать инструктор, умеющий заниматься с детьми в возрасте до трех лет. Но даже если в вашем бассейне будет такой инструктор, самым главным тренером для малыша все равно остаетесь только вы сами.
Пространство бассейна открывает простор для занятий и игр. Но прекрасно занимавшийся в ванне малыш может поначалу испугаться большого количества воды в бассейне. Не стоит его торопить. В первые занятия можете просто походить в водичке, крепко обнявшись и рассматривая происходящее вокруг.
Как заниматься в бассейне? Делайте те же самые проводки, но держите малыша уже не за головку (как младенца), а за ручки или за ножки, лицом к себе или от себя. Когда вы держите малыша за ножки (за бедра) малыш может держаться руками за доску или палочку, может ни за что не держаться. Делайте с ним круги по воде, держа его то за одну, то за другую ручку в положении на спине. Если малыш умеет держаться на воде — отпускайте его от себя, чтобы он доплывал до бортика (лесенки) или, наоборот, от лесенки или бортика до вас.
Сначала расстояние, которое должен преодолеть малыш, будет минимальным (буквально расстояние вытянутой руки). Постепенно увеличивайте его. Продолжайте прыгать в воде с малышом. Он может стоять лицом к вам и опираться на ваши бедра, а вы будете держать его за ручки. Можно прыгать в обнимку, постепенно погружаясь все глубже в воду. Если малыш крепко держится за вас — попробуйте прокатить его на спине, периодически опускаясь под воду или на животе (вы тогда будете плыть на спине). Для ныряния пользуйтесь бортиком: посадите малыша на него и дайте спрыгнуть к вам в воду. Сначала держите малыша за ручки, потом за одну ручку, затем подхватывайте у самой поверхности, затем малыш начнет выплывать самостоятельно, а вы постепенно будете отходить от бортика, увеличивая расстояние, которое малыш будет проплывать. Ныряйте вместе — держась за руки, лицом друг к другу, чтобы при погружении малыш мог видеть ваше лицо, вашу улыбку. Если ребенок спокойно погружается в воду — отпускайте его под водой, он будет выныривать самостоятельно. Нырять можно еще и с маминых рук. Хорошо, если в бассейн вы будете ходить не одни, а с мужем или с кем-нибудь из родственников. Тогда малыша можно будет отпускать плавать от мамы к папе. Можно будет бросать малыша в воду, а ваш напарник будет ловить его — сначала у поверхности воды, потом в воде.
Ныряйте с малышом несколько раз подряд, тщательно следя за его дыханием — это необходимо для развития плавательных навыков. Когда малыши уже хорошо ныряют и задерживают дыхание надолго, им можно давать задание собирать игрушки со дна бассейна. Начинать тренировки можно дома в ванной. Наливайте воду по чуть-чуть, потом все выше и выше. Когда малыш будет спокойно опускать голову под воду и доставать игрушки, предложите ему проделать то же самое в бассейне.
Малыш поплыл — что дальше?
Какое это счастье — ваш малыш поплыл! Вы можете гордиться и им, и собой! Но не стоит учить малыша «правильно работать руками и ногами» если вы сами не тренер. К сожалению, последствия такого обучения будет весьма плачевны. Неправильно поставленная техника может закрепиться, и тренеру потом будет сложно переучить ребенка. Когда ваш ребенок уже сумеет передвигаться по воде самостоятельно, вашей задачей станет показать ребенку, что вода может держать его даже в том случае, если он ничего в ней не будет делать (не будет грести руками и ногами). Учите ребенка скользить по воде, держась за доску (обруч, палку), за ваши руки, отталкиваясь от вас или от бортика, учите зависать в воде без движения («звездочка»), учите правильно выдыхать в воду, нырять, доставая предметы со дна. С 3-4 лет обычно уже можно отдавать детей в подготовительную группу к тренеру, где с ними будут заниматься до перехода к 7 годам в обычный бассейн.
Никогда не поздно начинать
Нет ничего страшного в том, что вы начали с малышом заниматься после года. Плавание все равно принесет ему огромную пользу. Но в этом случае подготовительный период займет более продолжительное время. Пусть сначала малыш привыкает к «маленькой воде» — к ванной. Показывайте ребенку презентации с фотографиями детей в бассейне, читайте стихи и рассказы про море, смотрите картинки, слушайте песенки. Рисуйте, лепите, играйте с игрушками — пусть они у вас плавают, ныряют. Рано или поздно любому малышу захочется попробовать проделать все самому. И когда вы окажетесь вместе в бассейне, вашей главной задачей будет не спугнуть ребенка, не отбить у него желание находиться в воде. Конечно, после года все занятия с детишками проводятся в игровой форме. Вы не просто учитесь дышать в воду — а пускаете пузыри (можно даже соревноваться, кто больше пустит пузырей — маленький пловец или его мама), не достаете со дна игрушку, а охотитесь за сокровищами. Вы приседаете в воде и становитесь гномиками, а потом опять вырастаете; ныряете в обруч как лев на арене подводного цирка; не опускаете лицо в воду, а пытаетесь посмотреть, что за сюрприз спрятался под водой. Играете в догонялки, в подводную лодку, ходите в гости к обитателям подводных глубин. Чем разнообразнее и веселее будут игры, тем больше удовольствия и радости получите и вы и ребенок, тем более продуктивными будут занятия.