Для чего нужно общаться вежливо
Почему вежливость и уважение — удел сильной личности
Есть две категории людей, которые нам очень не нравятся: моральные уроды, которые, заработав кучу денег, считают себя хозяевами жизни; и обыкновенные хамы, которые ничего не добились, но ведут себя так, будто всё население Земли берет у них кредит. Нас утомили наглые водители, полное отсутствие вежливости и повсеместное хамство. Хамят все, начиная от очаровательных старушек на грани маразма и заканчивая работниками госорганов. Люди относятся к элементарной вежливости как к пережитку прошлого. Некоторые всерьез утверждают, что хамство — двигатель прогресса, и если ты сам никого не пошлешь, то далеко не продвинешься.
Но сперва нужно перестать путать вежливость с мягкотелостью и ведомостью. У человека воспитанного и вежливого должно быть свое мнение, свои взгляды и железобетонный характер. Вежливость — это про взаимоотношения между людьми, которые находятся в состоянии «хуже некуда».
Вежливые люди способны управлять своими импульсами
Начнем с того, что вежливые и воспитанные люди, уважающие чужую личность, способны управлять своими импульсами и выражать свои эмоции адекватно. Такой человек не будет признаваться в симпатии, подбегая к девушке и бросая ее с прогиба, не станет выражать свою радость, громко матерясь под окнами жилого дома в 3 часа ночи, выкрутив громкость на максимум, не полезет бить морду, если его случайно задели.
Получается, что вежливый человек не представляет угрозы для других. А если бы все были такими, то это был бы не мир, а рай на земле, где не приходится волноваться о том, дойдешь ты до дома живым или нет.
Ну а пока соотношение адекватных к буйным равняется 1 к 2, вежливость и уважение других поможет чувствовать себя более безопасно и понять, чего ждать от людей.
Вежливость обозначает рамки, за которые переходить не стоит
Вежливость помогает решать простые задачи в социуме. Обычные фразы, вроде «Извините, можно спросить?», позволяют взаимодействовать с незнакомыми людьми. Приятнее ответить и помочь вежливому гражданину, а не гопнику, который хочет узнать время фразой «Слышь ты, сколько щас на часах?».
В конце концов, вежливость и уважение чужого достоинства позволяют обозначить те рамки, за которые заходить не стоит. Тебе ведь не очень комфортно, когда прохожий начинает с тобой панибратствовать, хлопать по плечу и вести себя так, будто вы дружите с пеленок.
Сглаживает острые углы
Собственные уважение и вежливость — это не только красивые слова и обращение на «вы». В конце концов, с некоторыми субъектами даже нужно переходить на «ты», иначе в некоторых случаях они чувствуют себя не в свой тарелке, а в некоторых не понимают серьезности твоих намерений. Можешь не начинать свою речь с фразы «Простите, пожалуйста», но ни в коем случае не опускайся до хамства. Потому что здесь кроется главное преимущество вежливости.
Уважение помогает раскрыть личность
Кто-то из великих сказал, что уважение — это способность замечать другого человека в его реальных проявлениях. То есть, не переходя границы личного пространства, не перебивая в разговоре и ведя себя достойно, у тебя есть шанс раскрыть собеседника, увидеть его подлинную личину.
Заодно уважение упрощает взаимопонимание. Дело в том, что уважение требует внимательного отношения. Если ты будешь внимательным, то поймешь, как найти подход к человеку.
Вежливость помогает выслушивать человека, а в конкурентной среде, где чаще дружат не с кем-то, а против кого-то, очень важно донести свою точку зрения и быть понятым.
Вежливость позволяет критиковать, не обидев человека
Вежливость отлично маскирует негатив. Достаточно тысячу раз извиниться и произнести полсотни комплиментов, чтобы потом подвергнуть человека острой критике. Ругать и критиковать можно весьма интеллигентно, не заставляя человека плакать или впадать в депрессию.
Вежливый упрек не так обиден, но самое главное — если бы население обладало зачатками вежливости, то общество было бы более открытым, и никто не боялся бы нарваться на скандал. Увы, сейчас люди предпочитают говорить всё, что думается, в спину, что с точки зрения этики совершенно неприлично.
Следите за своими манерами: почему так важно быть вежливым на работе
Один ваш коллега попросту не здоровается, увидев вас в коридоре, другой постоянно опаздывает на встречи, третий больше заинтересован своим смартфоном, чем беседой с вами. Как же это знакомо, не так ли? И вы начинаете подозревать, что вежливость на работе осталась где-то в далеком прошлом… И кажется, вы правы. Одно из исследований Harvard Business Review и правда показало, что хорошие манеры на рабочем месте действительно приходят в упадок: 98% сотрудников еженедельно подвергаются неуважительному отношению со стороны коллег и начальства.
Эта цифра сбивает с толку. Лично я считаю, что невежливость не только снижает приверженность сотрудников своему работодателю, но и в значительно степени снижает их продуктивность… Итак, давайте сегодня поразмышляем о преимуществах хороших манер на рабочем месте.
Что же такое вежливость?
Теория вежливости Браун-Левинсона — это классическая теория, разработанная и опубликованная в 1987 в совместной работе американских социолингвистов Пенелопы Браун и Стивена Левинсона «Вежливость: некоторые универсалии в употреблении языка».
Авторы основывают данную теории на понятии «лицо» и разделяют «негативное» и «позитивное лицо». Согласно основным положениям теории, суть вежливого поведения заключается в сохранении «лиц» коммуникантов посредством смягчения воздействия «ликоугрожающих актов». Авторы теории выделяют негативную и позитивную вежливость и предлагают определенные стратегии для ее успешной реализации.
Критика или плохо сформулированные предложения, например, «Ты не должен был так поступать» или «Я бы сделал это по-другому» представляют угрозу для позитивного лица человека. И наоборот, тот, кто слишком обидчив или выполняет прямые приказы, угрожает чьей-то негативной репутации. В результате вежливость — это баланс между желанием поддержать собственное лицо, не нападая на «лица» других.
О важности вежливого поведения
Вежливость — это отражение социальных отношений между двумя людьми. Она может строить, укреплять или разрушать отношения. Компании начинают понимать реальные издержки, связанные с грубостью на рабочем месте. Но каковы конкретные преимущества хороших манер?
Возможность произвести хорошее первое впечатление. Первое впечатление может задать тон отношениям, поэтому важно начать с правильного пути. Вежливое поведение показывает окружающим, что они вам небезразличны. На работе такие элементарные слова, как «пожалуйста» и «спасибо», могут иметь большое значение для построения прочных отношений с вашими коллегами.
Возможность помочь собеседникам чувствовать себя непринужденно. Главная черта, присущая всем вежливым людям, — это их способность заставлять других чувствовать себя комфортно. Они сразу распознают непростые ситуации и понимают, как помочь в решении проблем. Менеджеры используют эту способность, чтобы продемонстрировать поддержку своих команд. Тот, кто терпеливо ждет окончания объяснения, прежде чем начать задавать вопросы, заставит других почувствовать себя более непринужденно. Такие люди лучше всех умеют давать более взвешенные ответы, чем те, кто прерывает на полуслове. Прерывание или ругательство может показаться весьма агрессивным, что, в свою очередь, может заставить коллегу перестать стремиться делать все возможное и опустить руки.
То, что вы скажете, будет казаться более обоснованным и реальным. Информация, предоставленная с хорошей дозой вежливости, воспринимается как более законная и оправданная, чем та же информация, предоставленная пренебрежительно или оскорбительно. Так что, уверяю вас, очень важно потратить несколько дополнительных секунд, чтобы подписать «С уважением» в конце вашего электронного письма, так оно станет более искренним и уважительным. Вежливость делает нас более надежными собеседниками.
Проявление уважения и поддержки. Хорошие манеры помогают нам выражать признательность и уважение нашим коллегам и их мнению. Мы склонны помнить теплые слова благодарности больше, чем полученные бонусы в конце года. Если подобная признательность является редкостью, то мотивация и желание сделать все возможное для компании, команды или коллег уменьшаются. Более того, мы, естественно, склонны помогать коллеге, который вежливо просит об одолжении с искренней благодарностью, чем тому, кто просит о таком же одолжении, игнорируя все ожидаемые нормы вежливости.
Управление конфликтами. Разногласия на работе нормальны и неизбежны. Но в сочетании с невежливым поведением они могут перерасти в настоящий конфликт, который отрицательно скажется на сплоченности и работе всей команды. Реакция типа: «Эта презентация не на должном уровне. Переделайте немедленно» можно интерпретировать как личную атаку. Сравните с той же мыслью, высказанной более вежливо: «Если можно так выразиться, эта презентация не произвела такого же впечатления, как та, которую вы подготовили в прошлый раз. Не могли бы вы ее переделать, пожалуйста?» Тот, кто слишком прямо выражает свое недовольство, рискует оскорбить собеседника и, поэтому, не оставляет места для компромиссов.
Когда излишняя вежливость приносит вред
Для «вежливых» людей естественно желание сохранить мир любой ценой, но мы не должны отказываться от собственных нужд. Чрезмерная вежливость может стать проблемой для нашего самочувствия и самосознания. Каковы три самые большие опасности излишней вежливости?
Подавление эмоций. Потребность чувствовать себя социально принятым может привести к определенной зависимости от других. Если мы боимся причинить дискомфорт окружающим, мы рискуем подавить собственные эмоции, которые важны для развития нашей эмоциональной и, следовательно, профессиональной зрелости.
Поддержание репутации. Излишняя вежливость может привести к негативным последствиям постоянного поиска одобрения. Если вы попытаетесь сохранить репутацию любой ценой, это может вызвать накопление социального давления, которое очень трудно поддерживать в долгосрочной перспективе.
Возможность быть использованным. Когда вы путаете вежливость с чрезмерной щедростью, вы в конечном итоге становитесь тем человеком, на которого «взваливают» все срочные и сложные задачи. Личные жертвы, которые мы приносим из страха, что нас сочтут грубыми, могут привести к тому, что другие начнут просто-напросто пользоваться нами.
Тесное сотрудничество с другими требует такта и здравого смысла; это требует постоянных усилий. К счастью, когда вежливость на работе находится под угрозой, ответ обычно заключается в выборе, который мы делаем, и в поведении, которое мы практикуем. Будущее вежливости прочно лежит на наших плечах!
Хотите больше узнать о том, как быть вежливым на рабочем месте, как иметь дело с конфликтами и о многом другом? Тогда самое время обратиться к специалистам из Less Education! Они знают все и даже больше про важность soft skills! 😉
GuruTest
Вежливость: чем она опасна и почему хамство гораздо лучше
Вежливости многих учат с детства: нам внушают, что нужно всегда быть учтивым, уступать свое место в транспорте, пропускать в очереди и так далее. Но что, если вежливость опаснее, чем кажется на первый взгляд?
Вежливость часто считают приоритетным качеством, которым должен обладать всякий уважающий себя и других человек: тех, кому это чуждо, как правило, презирают. И не согласиться с этим довольно трудно: мало кому приятно общаться с человеком, который не знает слов «спасибо», «пожалуйста», а каждое третье слово заменяет матом.
Но не все так однозначно: вежливость не так уж и полезна, как вы могли полагать. Мы выяснили, чем она может быть опасна и почему иногда лучше все-таки сделать выбор в пользу хамства.
Чем опасна вежливость
Вежливость — качество на первый взгляд исключительно положительное: ничего опасного в нем подавляющее большинство людей не видит. И напрасно: в действительности вежливость может быть не только бесполезной, но даже вредной. Вот несколько примеров.
Невозможность получить желаемое. Наверняка вам не раз доводилось слышать: «Сделал бы то-то и то-то, да воспитание не позволяет». Раскроем небольшой секрет: вежливость по своей сути — зачастую то же самое воспитание, только более узкого профиля. Излишняя вежливость полезна, пожалуй, на балах и приемах, но не в реальном мире. В обычных жизненных ситуациях ваша вежливость или соответствующее воспитание скорее навредят, чем помогут достичь желаемого.
Карьеру, к примеру, далеко не всегда можно построить честным путем: иногда нужно, что называется, идти по головам, чтобы достичь желаемого и получить заветную должность. Вежливый, хорошо воспитанный человек попросту не сможет решиться на такое и наверняка упустит свой шанс — именно из-за собственной вежливости.
Трудности с адаптацией в некоторых коллективах. На протяжении всей жизни мы не сидим на месте: подавляющему большинству людей приходится менять места работы, учебы, проживания. Со сменой мест происходит, что логично, и смена коллективов. Приходится заново привыкать к людям, с которыми предстоит работать, совершать свои первые ошибки и промахи, заново завоевывать доверие и уважение ближайшего окружения.
Чересчур вежливый человек в коллективе, где подобное поведение считается странным, будет скорее отталкивать людей, чем располагать их к себе: едва ли вы, привыкший здороваться со всеми и придерживающий дверь для дам, сможете освоиться в коллективе, где такие «штучки» презирают.
Почему быть хамом гораздо лучше
Хамство — полная противоположность вежливости, и обычно это качество осуждают по полной программе. Считается, что приличный человек им обладать не должен. Тем не менее быть хамом порой гораздо лучше, чем вежливым тихоней, и вот почему.
Хамам гораздо проще, чем вежливым людям, поставить обидчика на место. Поставить обидчика на место — нелегкая задача даже для того, кто не слишком-то вежлив, а уж для тех, кто на вежливости буквально помешан, и подавно. Чересчур хорошо воспитанный человек скорее согласится с оскорбляющим его индивидуумом, чем найдет, что ему ответить.
Хамам же, напротив, поставить на место того, кто пытается их оскорбить, проще простого. Сказывается собственный опыт: редкий хам не поучаствовал в своей жизни в сотне-другой словесных перепалок.
Хамство помогает отстоять свою точку зрения. Даже если об оскорблениях речи не идет, хамам порой легче отстоять свою точку зрения. Помогает уже достаточно давно приобретенная уверенность в себе и отсутствие навязанного желания всем угождать, что нередко сопутствует вежливости и хорошему воспитанию.
Кроме того, хам обычно не стесняется использовать несколько грубые с точки зрения вежливых людей методы: ему важен результат, а не то, как он будет выглядеть со стороны. Вежливый человек обязательно согласится на семейный обед с тещей, которую ненавидит, будет ходить на работу и слушаться начальника, которого презирает и ненавидит одновременно, а хам, если нужно, поступит радикально, чем-то пожертвует, но ни за что не позволит собой манипулировать и не пойдет вопреки своим желаниям.
Как видите, вежливость — качество неоднозначное: с одной стороны — положительное, с другой — отрицательное и всячески мешающее нормальному существованию в социуме. То же самое, впрочем, можно сказать и о хамстве: оно также может быть полезно далеко не во всех жизненных ситуациях.
Если вам довелось столкнуться с обыкновенным, бытовым хамством, знайте: ему можно противостоять. Ранее мы уже рассказывали о том, как правильно вести себя с хамами: надеемся, полезные советы из нашей статьи вам помогут.
Расскажите, что по этому поводу думаете вы: полезна вежливость, или же, напротив, вредна, если рассматривать современные реалии? Почему?
На нашем канале в Яндекс.Дзен всегда самые интересные статьи по этой теме. Обязательно подпишитесь!
Вежливость — это.. Определение понятия для сочинения на тему: вежливость.
Что такое вежливость
Под вежливостью принято понимать внутреннее качество личности, для которой свойственны добрые дела, сдержанность, тактичность. Эта черту характера можно узнать по следующим признакам:
Почему надо быть вежливым? Это качество может сделать человеческую жизнь значительно приятней. Общество состоит из людей, и если каждый возьмет за правило уважать другого, жить станет легче и веселей.
Всем приятно общаться с добрыми и культурными людьми, которые соблюдают знаки приличия, не задают каверзных вопросов, извиняются, если в чем-то неправы, желают доброго утра или приятного аппетита, говорят кратко и по делу, не утруждая окружающих утомительными разговорами.
Вежливый человек всегда притягивает, с ним любому комфортно и безопасно. Ведь он никогда не оскорбит, не нагрубит и не кинется на собеседника с кулаками. Он постарается понять точку зрения другого, поддержать, если это необходимо, дать совет при надобности.
С ним интересно, так как такая личность интеллигентна и образованна: поддержит разговор и о кино, и о литературе.
Если бы люди всей земли в один волшебный миг вдруг стали вежливыми, мир станет намного светлей и теплей. Исчезло бы хамство, равнодушие, скандалы в очередях, склоки в общественном транспорте.
Почему человек должен быть вежливым? (Школьные сочинения)
Каждый из нас определяет слово «вежливость» по-своему, своим смыслом и значением. Скромность, внимательность, взаимоуважение, любезность, обходительность – вот слагаемые понятия вежливости, последние два слова можно назвать его синонимами. Так почему же человек должен быть вежливым?
Вежливость – это значит проявлять уважение к людям, к их действиям. Это также проявление воспитанности, умение соблюдать правила приличия. Вежливый человек, это, прежде всего, хорошо воспитанный человек, он должен обладать хорошими манерами, знать правила этикета. С такими людьми просто найти общий язык. А невежливость, наоборот, оттолкнет собеседника, неуважение и грубость только оскорбят его. Быть вежливым не так-то просто.
Зачастую сдерживаться и адекватно себя вести нам не позволяют стрессы на роботе, какие-то конфликты в личной жизни.
Иногда вежливость к человеку может не проявляться только из-за антипатии к нему. Самое главное и ценное качество человека – уметь вежливо проявлять себя в любой ситуации. Очень часто детям трудно уяснить понятие вежливости, поэтому очень важно с самых ранних лет приучать ребенка соблюдать правила вежливости. Это качество всегда будет замечено и оценено по достоинству.
В разговоре, проявляя вежливость к другим людям, мы часто употребляем такие слова, как «здравствуйте», «доброе утро», «спасибо», «извините», «простите, пожалуйста», «пожалуйста», «благодарю», «будьте так добры» и другие.
Например, в мире политики уважение к собеседнику при переговорах именуется таким понятием как «дипломатическая вежливость».
Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку
Еще по теме:
Культурные особенности феномена
Вежливый человек — всегда культурный. Проблема феномена заключается в том, что в разных странах культура имеет свою специфику.
Например, в Китае отказ от чашки чая, предложенной хозяином дома, воспринимается как прямое оскорбление. В некоторых странах третьего мира, где люди до сих пор живут общинами, туристу запросто могут подарить женщину, сделав, таким образом, ему комплимент. Отказаться от подарка — проявить неуважительное отношение. Вот зачем важно изучить краткий доклад об устройстве жизни в стране, которую собирается посетить путешественник.
В России в знак уважения и вежливости дорогих гостей принято встречать с хлебом и солью. Этот жест означает дружелюбие, радушие и почет по отношению к человеку, прибывшему с визитом.
— нравственная и поведенческая категория, черта характера. Под вежливостью обычно понимают умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположные точки зрения. Вежливость считается выражением хороших манер и знания этикета. Поскольку вежливость — культурный феномен, то, что считается вежливым в одной культуре, может считаться грубым или странным в другой. Обычно вежливость позволяет людям чувствовать себя комфортно в обществе друг друга и избегать напряженности в отношениях. Однако различия в нормах поведения людей разных культур и субкультур могут также приводить к тому, что в результате часть присутствующих может чувствовать себя неловко, стесняться грубости своих манер или даже воспринимать происходящее как агрессию.
Британские ученые Броун и Левинсон выделяют два вида вежливости:
Японские ученые утверждают, что в восточной культуре, в отличие от западной, вежливость не является произвольным актом, а отражает социальную иерархию. В японском языке существует два уровня вежливого общения, один для близких, семьи и друзей, другой для всех прочих. Кроме того, существуют разные языковые средства для вежливого обращения в зависимости от пола, возраста, социального статуса, степени близости и других культурных факторов.
В современном русском языке для обозначения исключительной вежливости, учтивости (иногда с оттенком иронии) также используется слово полите́с
(фр.
politesse
— вежливость). Применительно к действительности XVII века слово
политес
означает
«определённый порядок соблюдения светского этикета»
.
На Руси использовалось также существительное «вежа» — знающий, сведущий, буквально означает — ведающий жизнь.
Примеры из жизни
Первые уроки вежливости человек получает в семье, когда родители учат своих отпрысков говорить «Спасибо», «Пожалуйста», не перечить старшим, уступать место дедушкам и бабушкам. В детском саду детям объясняют значение этого слова в игровой форме. В старших классах школах ученики пишут реферат или сочинение «Что такое вежливость», излагая свои рассуждения на тему.
Что значит быть вежливым человеком в повседневной жизни:
Вывод: по-настоящему вежливый человек является таким всегда, а не в выборочных ситуациях и при конкретных людях. Ведь это черта характера, воспитанная с детства.
Тематические поговорки
Важные аспекты жизни всегда будут проявляться в фольклоре всех национальностей. Тема вежливости не стала исключением. Доказательством этому служат пословицы и поговорки, например:
Отсюда можно сделать, что это качество или черта характера является не просто необходимым условием культурного общения, но и приносит самому человеку много приятных последствий.
Речевой этикет и вежливость
Речевой этикет и вежливость
Вежливость, согласно словарю по этике, – моральное качество человека, основанное на уважении к окружающим. В то же время, это и деликатность, такт, а также доброжелательность и отзывчивость. Вежливый человек никогда не проигнорируют просьбу о помощи.
Вежливость и речевой этикет – взаимосвязанные понятия. Человек нуждается в одобрении окружающих, а иногда и в помощи. Это нашло отражение и в языке. Человек, когда здоровается, извиняется, спрашивает о здоровье и делах собеседника, проявляется внимание и старается оказать помощь и поддержку.
По этой причине речь вежливого человека всегда построена на доброжелательстве:
Таким образом, вежливость – форма проявления уважения, которая выражается в правилах речевого этикета.
Взаимодействие речевого и поведенческого этикета
О том, что взаимосвязаны вежливость и речевой этикет известно уже очень давно. Не может вежливый человек быть грубым и употреблять в своей речи ненормативную лексику. Если соблюдаются требования этикета, но при этом нарушаются этические нормы, то это является лицемерием.
В том случае, если человек придерживается этических норм, но нарушает правила вежливого поведения, то он не может произвести положительное впечатление на окружающих. Возникают сомнения в его этических качествах.
В устном общении следует придерживаться таких правил:
Главное – сделать центром внимания собеседника, проявлять к нему уважение, интересоваться мнением и проблемами. Только в этом случае диалог будет построен правильно.
Если хотя бы одно правило поведения нарушается, человек производить плохое впечатление, что отрицательно сказывается на его репутации.
Чтобы прослыть вежливым человеком, необходимо соблюдать нормы этики и речевой этикет. Такие понятия взаимосвязаны и не могут существовать отдельно друг от друга.