Для чего нужно общение ребенку

Значение общения в развитии ребёнка

Для чего нужно общение ребенку. Смотреть фото Для чего нужно общение ребенку. Смотреть картинку Для чего нужно общение ребенку. Картинка про Для чего нужно общение ребенку. Фото Для чего нужно общение ребенку Ольга Шептикина
Значение общения в развитии ребёнка

Роль общения в развитии ребенка

Особенно велика роль общения в детстве. Для маленького ребенка его общение с другими людьми – это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития.

Жизнь иногда устраивает жестокие эксперименты, лишая маленьких детей необходимого общения с близкими людьми, когда они по тем или иным причинам лишаются родительской заботы.Последствия подобных случаев бывают трагическими: в 3–5 лет дети не владеют простейшими навыками самообслуживания, не говорят, не ходят, проявляют поразительную пассивность. Даже если дети не лишаются человеческого общения совсем, но не имеют должной его полноты и качества, последствия бывают весьма печальными – дети существенно отстают в своем психическом развитии и имеют серьезные проблемы в развитии личности.

Отсутствие необходимого общения возможно и в благополучных условиях, когда дети обделены вниманием родителей, отделены от них эмоционально. В результате такого отделения, особенно если оно имеет место в первые годы жизни ребенка, часто возникают более или менее тяжелые проблемы в психическом развитии детей. Давно было замечено, что дети, растущие в дефиците общения с взрослым (например, в домах ребенка, как правило, отстают в своем психическом и личностном развитии. Почему же так получается? Ведь, казалось бы, медицинское обслуживание, питание и физический уход при этом ничуть не хуже, чем в обычных детских садах.

Порою нам, взрослым, кажется, что психическое развитиеребенка происходит как бы само собой: дети растут, становятся сильнее, умнее, а роль взрослых сводится к тому,чтобы создавать необходимые условия для их защиты и безопасности: охранять от вредных воздействий, кормить, одевать, согревать их, обеспечивать одеждой и игрушками и пр. Но это не так.

Общение с близкими взрослыми – это не только условие, помогающее детям нормально жить и расти, это главный источник, двигатель психического развития. Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, поведение среди людей и самочувствие. Ребенок не может стать нормальным человеком, если он не овладеет теми способностями, знаниями, умениями, отношениями, которые существуют в обществе людей. Сам по себе ребенок никогда не научится говорить, пользоваться предметами, думать, чувствовать, рассуждать, как бы хорошо его ни одевали и ни кормили. Все это он может освоить только вместе с другими людьми и только через общение с ними.

Многочисленные психологические исследования показывают, что общениеребенка с взрослым является главным и решающим условием становления всех психических способностей и качеств ребенка: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения и пр. От количества и качества общения зависит уровень будущих способностей ребенка, его характер, его будущее.

Но главное даже не в этом. Личность ребенка, его интересы, понимание себя, его сознание и самосознание могут возникнуть только в отношениях с взрослыми. Без любви, внимания и понимания близких взрослых ребенок не может стать полноценным человеком. Понятно, что такое внимание и понимание он может получить прежде всего в семье.

Но, к сожалению, дефицит необходимого общения дети нередко испытывают и в семье, и в детском саду. Достаточно часто ребенок не имеет содержательных связей с родителями, или ему недостает положительных эмоциональных контактов со сверстниками, или его недолюбливает воспитатель. Такое неполноценное, деформированное общение, конечно же, отрицательно сказывается на формировании личности ребенка и на его психическом развитии. Чтобы взрослым, несущим ответственность за судьбу и развитие детей, вовремя предупредить пагубные последствия дефицита общения, надо хорошо понимать, что такое общение и какую роль оно играет в разные периоды детства.

Моя презентация может помочь в проведении родительского собрания в разных возрастных группах, поможет сконцентрировать внимание родителей на важности общения в жизни ребёнка.

Источник

Как влияют взрослые и сверстники на речевое развитие ребёнка

Для чего нужно общение ребенку. Смотреть фото Для чего нужно общение ребенку. Смотреть картинку Для чего нужно общение ребенку. Картинка про Для чего нужно общение ребенку. Фото Для чего нужно общение ребенку

Родители и самые близкие родственники – первые партнёры ребёнка, которые помогают ему освоить навыки общения. От взрослых малыш получает первые представления об окружающем мире, правилах поведения в обществе. Происходит это при помощи речевого общения, ведь речь является для ребёнка основой всех знаний, и её малыш впитывает в себя очень быстро.

Почему малышу необходимы контакты со сверстниками?

Подрастая, малыш нуждается в коммуникации с другими детьми такого же возраста или чуть постарше. Это общение существенно отличается от того, которое принято в кругу семьи. После четырёх лет ребёнку намного интересней будет поговорить со своими сверстниками, чем с родителями или родственниками. В игре с детьми малыш полностью сможет реализовать свои фантазии, сможет вести себя непринужденно и свободно. А такое поведение значительно влияет на речь.

Контактируя со сверстниками, ребёнок сможет ярко выражать свои эмоции. Общаясь с родителями, малыш ведёт себя спокойно, даже пассивно. А начав контактировать с другими детьми, может внезапно засмеяться, выразить свои чувства мимикой, яркой интонацией или даже визгом. Общаясь со сверстниками, ребёнок использует до 10 мимических и речевых проявлений, тогда как в разговоре с взрослым партнером – только половину. Именно те чувства, которые выражаются в контакте с детьми, помогают ребёнку приобрести раскованность, свободу и непринуждённость между ровесниками.

Для чего нужно общение ребенку. Смотреть фото Для чего нужно общение ребенку. Смотреть картинку Для чего нужно общение ребенку. Картинка про Для чего нужно общение ребенку. Фото Для чего нужно общение ребенку

Особенности контакта со сверстниками

Первая особенность общения с ровесниками – яркие эмоции, различные способы выражения своих чувств. В разговоре с взрослыми ребёнок не может свободно покривляться, покричать, завизжать. Только с равными по возрасту малыш может вести себя естественно.

Вторая особенность — изменение сложившегося представления о нормах высказывания, принятого во взрослом мире. Общение с взрослыми предполагает употребление принятых определённых речевых оборотов и устоявшихся фраз. Разговаривая со сверстниками, ребёнок может придумать новое слово, по новому сочетает звуки, передразнивает ровесника и, просто дурачится. Со стороны, кажется, что всё вышеперечисленное не несёт в себе воспитательного смысла и не влияет на речевое развитие детей. Но на самом деле, эти занятия дают простор для творчества, помогая ребёнку формировать собственную речь, тогда как в разговоре со взрослыми этого не происходит.

Третья особенность общения со сверстниками – это возможность ребёнка проявить собственную инициативу. Общение с родителями сводится к тому, что малыш большей частью слушает старших или же даёт ответы на общие вопросы. Общаясь со сверстниками – стремится первым высказать то, что он думает. Впрочем, и его ровесники поступают точно также, получается, что дети говорят то, что хотят, наперебой, не стремясь, выслушать друг друга. Разговаривая с взрослыми малыш отдает инициативу в руки взрослых, а сам выступает в роли слушателя или же даёт ответы на вопросы, которые задает взрослый человек.

Для чего нужно общение ребенку. Смотреть фото Для чего нужно общение ребенку. Смотреть картинку Для чего нужно общение ребенку. Картинка про Для чего нужно общение ребенку. Фото Для чего нужно общение ребенку

Функциональное богатство – четвёртая особенность такого общения. От взрослых ребенок получает новую информацию, решает поставленные перед ним задачи. Общаясь же со сверстниками, малыш решает совсем иные задачи. Ему предстоит выяснить с детьми, с чем или с кем играть, сравнить себя с другим ребёнком, проявить свою фантазию, высказать свое мнение по тому или иному вопросу, который возникнет в процессе игры. Всё это предполагает проявление чувств, настроения, желания, потребностей. Такое общение поможет малышу находить общий язык с партнёром, занять свое место в этом мире, находить выход из любой ситуации.

Почему необходимо общение с разными речевыми партнёрами

Общаясь с ровесниками, ребёнок делает свой лексикон богаче, речь его становится более связной и развернутой, его понимают не только одногодки, но и взрослые. Это происходит потому, что в отличие от общения с папой или мамой, сверстник не станет гадать, о чём идёт речь, когда малышу захочется чего-либо или он будет чем-то недоволен. В отличии от детей, взрослые всегда начеку и очень внимательно следят за жестами или мимикой своего малыша. А вот ровесник этого делать не будет. И в этом случае ребёнку придется самому приспосабливаться к новому способу общения.

Для чего нужно общение ребенку. Смотреть фото Для чего нужно общение ребенку. Смотреть картинку Для чего нужно общение ребенку. Картинка про Для чего нужно общение ребенку. Фото Для чего нужно общение ребенку

Общение с взрослыми учит ребёнка новым словосочетаниям и словам. Малыш учится правильно произносить предложения и слова, усваивает нормы общения. Хотя эти знания ребёнку в повседневной жизни практически не пригодятся. Применение этих знаний на практике предполагает создание определённых жизненных ситуаций. Сверстники помогают ребёнку попасть именно в такую среду, в которой возможно активно будет использовать всё то, чему он научился от взрослых товарищей или родственников.

Поэтому чтобы речь ребёнка, который пойдет в дальнейшем в школу, развивалась полноценно, необходимо создать именно такие условия, в которых бы малыш смог общаться с активными партнёрами в речевых контактах, то есть, взрослыми. От них он получит множество новой информации, научится говорить правильно. И параллельно со сверстниками, которые помогут ребёнку реализовать все свои речевые достижения, полученные от родителей.

Источник

Зачем ребенку общаться с другими детьми?

Для чего нужно общение ребенку. Смотреть фото Для чего нужно общение ребенку. Смотреть картинку Для чего нужно общение ребенку. Картинка про Для чего нужно общение ребенку. Фото Для чего нужно общение ребенку

На сегодняшний день многие мамы решают не работать в период раннего детства своего ребенка, и полностью заниматься его развитием. Современные детские сады по разным причинам не устраивают родителей, и они принимают решение оставить малыша дома.

Ведь занимаясь с малышом индивидуально, удастся привить ему значительно больше знаний и навыков, нежели чужому человеку в группе сверстников, – думают родители. Однако тут есть большое НО, на которое ни в коем случае нельзя закрывать глаза – это общение ребенка со сверстниками.

Не стоит относиться к этому несерьезно, ребенок обязательно должен иметь регулярный контакт с другими детьми для гармоничного развития. Но разве недостаточно общения со взрослыми? – думает вы. Конечно, нет. Общение со взрослыми и со сверстниками различается, и развивает различные коммуникативные действия.

Давайте рассмотрим, что особенного в общении детей друг с другом, и чего не даст малышу общение со взрослым.

Яркая эмоциональная насыщенность

Взрослый не будет визжать, кричать, смеяться и кривляться. Ребенку необходимо выражать различные экспрессивно-мимические проявления, испытывать разные эмоциональные состояния, включая не только нежность или бурную радость, но и ярость и негодование. Даже если бы родители захотели проявление таких эмоций у своего малыша, у них все равно не вышло бы – дети ведут себя в присутствии взрослых намного спокойнее, чем в присутствии детей.

Свобода и непосредственность

Со взрослыми ребенок чувствует необходимость соблюдения определенных поведенческих норм. В компании детей можно вести себя нестандартно и нерегламентировано – в движениях присутствует непринужденность (дети падают, прыгают, подражают друг другу, принимают необычные, смешные позы), в общении – раскованность (дети кривляются, сочиняют новые слова и придумывают небывалые истории).

Проявление оригинальности

Взрослый говорит, как надо поступать, то есть преподносит готовую модель поведения. Сверстник же поощряет проявление индивидуальности, нестандартности. Самые популярные игры детей в компании направлены на проявление творческого начала.

Развитие коммуникативных действий

Взрослый требует к себе уважения и не допускает непослушания, а вот общаясь с другими детьми, ребенок пополняет диапазон своих действий: он учится спорить, успокаивать, навязывать свою волю, уговаривать, требовать, жалеть, обманывать и т.д.

Расширение словарного запаса

Взрослый говорит с ребенком, используя привычный ему набор слов. В других семьях говорят иначе – и дети заимствуют друг у друга новые лексические обороты. Кроме того, в детских компаниях принято придумывать новые, несуществующие слова, что хорошо развивает образное мышление ребенка.

Развитие личностных качеств

В общении с родителями инициатором всегда является взрослый. Чаще всего он предлагает игру, он ее контролирует и ведет. Находясь в детской компании, ребенок развивает лидерские качества, ему приходится проявлять инициативу – навязывать свои желания, пытаться управлять действиями партнера и т.д.

Умение строить диалог

Взрослый общается по принципу диалога, и умеет вести его с ребенком. Самому же малышу это несвойственно – в первые четыре года он не умеет строить диалог со сверстниками, зачастую каждый говорит о своем и не слышит партнера. Навык полноценного общения приходит к ребенку в 5-6 лет, но только если он имеет такой опыт на протяжении долгого времени до этого.

Осознание себя

Взрослый – не ребенок. А осознавать себя ребенок может только в сравнении с себе подобными. В раннем возрасте он ищет сходство с ровесниками, становясь чуть старше, ему важны положительные отличия от них.

Стремление к общности

В возрасте 2-4 лет ребенку необходимо находить сходство с другими детьми, это приносит ему радость. «Ты маленький, и я маленький», «Ты прячешься, и я прячусь», «У тебя синие ботиночки, и у меня такие же», «Ты смеешься, и я смеюсь» – ощущение общности, которую ребенок обнаруживает пока только благодаря внешним признаками, ему очень важна.

Необходимость в признании

В возрасте 4-6 лет ребенок начинает нуждаться в оценке и уважении сверстников. Теперь он по разговору, взгляду и мимике осознает отношение окружающих к нему, ему необходимо быть важным и ценным для партнера. Появляется конкурентное начало, ребенок начинает испытывать чувства зависти и ревности, с которыми ему необходимо научиться справляться.

Безусловно, родители для ребенка – самое главное, и никто никогда не сравнится с ними по степени важности для него. Но не стоит ограничивать мир малыша только общением с мамой и папой, ведь для развития ребенка ему необходимо общаться с другими детьми.

Если вы решили не отдавать ребенка в детский сад, и заниматься его обучением и воспитанием дома, позаботьтесь о том, чтобы у вашего малыша не было нехватки общения со сверстниками.

Источник

Для чего нужно общение ребенку

Практикующий социальный психолог. Работает со школьниками с 2007 года.

Как понять, что у ребёнка проблемы с общением

Может казаться, что у школьника всё хорошо: нормальные оценки, учителя не жалуются на поведение, одноклассники не обижают. И в то же время ребёнок несчастлив. Возможно, дело в том, что у него не получается завести себе друзей. Вот несколько признаков, по которым это легко понять:

Почему возникают проблемы с общением

Старшее поколение часто винит в этом гаджеты. На самом деле дети чаще всего используют смартфоны и планшеты как раз для общения: обсуждают видео в ТикТоке, делятся контентом, дискутируют в соцсетях.

И всё же бывают случаи, когда ребёнок предпочитает виртуальное общение потому, что в реальности ему трудно найти друзей. Происходить это может по разным причинам.

Причина 1. Застенчивость

Излишняя робость и нерешительность не позволяют ребёнку подойти и заговорить с другими детьми, поучаствовать в игре или ответить у доски.

Решение: Чтобы свободно сходиться с людьми, нужно преодолеть стеснительность. Для этого у ребёнка не должно быть проблем с самооценкой. Избежать их можно, если относиться к ребёнку внимательно, давать больше самостоятельности, регулярно замечать его успехи, а критиковать только по делу и конструктивно.

Поощряйте стремление ребёнка к общению, хвалите за смелость. И никогда не осуждайте его личные качества, только сам поступок. Одну и ту же информацию можно подать по-разному. Сравните: «Ты не сказал «спасибо», какой невоспитанный, мне за тебя стыдно!» или «А почему ты “спасибо” не сказал? Застеснялся? Не надо стесняться, а то можно подумать, будто ты плохо воспитан. Но это ведь не так, правда?». Второй вариант не навредит самооценке ребёнка.

Причина 2: Отношение в семье

«Молчи, когда взрослые разговаривают!» — ребёнок, который постоянно слышит такое, никогда не научиться общаться.

Решение: Разговаривайте с ребёнком на разные темы, интересуйтесь его мнением, просите рассказать об увиденном на прогулке или в кино. Ребёнку, с которым много общаются дома, будет проще разговаривать со сверстниками. А если его участие в каком-то разговоре нежелательно, объясните это мягко: «Мы обязательно всё обсудим с тобой после, но сейчас нам нужно поговорить отдельно».

Если вы поддерживаете добрые отношения с окружающими, приглашаете в гости друзей, заботливы и внимательны к близким — у вашего ребёнка сложатся правильные представления о том, как общаться с другими людьми. Прекрасные примеры дружбы можно найти в литературе и кино. Обсуждайте отношения героев и их поступки — правильно ли они поступают в тот или иной момент, и что бы сделал ребёнок на их месте.

Для чего нужно общение ребенку. Смотреть фото Для чего нужно общение ребенку. Смотреть картинку Для чего нужно общение ребенку. Картинка про Для чего нужно общение ребенку. Фото Для чего нужно общение ребенку

Причина 3. Отсутствие навыков общения

Другие дети сторонятся ребёнка, который не умеет вести себя в обществе: дерётся, отбирает вещи, кричит и не слушает других.

Решение: Такое поведение — повод задуматься, не копирует ли он кто-то из близких или из телевизора. В любом случае необходимо научить ребёнка общаться со сверстниками. Расскажите о правилах, которые надо соблюдать, чтобы другие дети хотели дружить с ним:

Эмпатия поможет ребёнку понять, что чувствуют другие, а эмоциональный интеллект позволит разобраться в собственных чувствах. Помогите ребёнку развить эти качества — они незаменимы для цивилизованного общения.

Причина 4. Неудачный опыт

Ребёнок попытался завязать новые знакомства, но столкнулся с грубостью или сам по неосторожности повёл себя нехорошо. Теперь он обижен, зол и отказывается общаться с другими детьми.

Решение: Подобные проблемы ребёнок должен научиться решать сам, но на первых порах ему понадобится помощь. Подробно обсудите произошедшее. Пусть он поймёт, что обида и гнев не помогут исправить положение. Объясните, кто, где и почему был неправ, и как избежать повторения ситуации.

Позволять ребёнку учиться на своих ошибках — не значит оставлять наедине с проблемой.

Причина 5. Неумение постоять за себя

Часто детей воспитывают с мыслью, что нужно быть послушным и добрым со всеми. Бывают ситуации, когда это может обернуться против ребёнка. Например, он не может противостоять агрессии других детей и ведётся на их подначки. В результате ребёнок разочаровывается в общении и предпочитает одиночество.

Решение: Ребёнок должен быть готов к тому, что не все дети будут относиться к нему хорошо. Оградить сына или дочь от всех неприятностей не получится, но можно научить правильно на них реагировать.

Научите ребёнка говорить «нет» в ситуациях, когда нарушают его границы или предлагают поучаствовать в сомнительных делах. Объясните, что на обзывательства лучше реагировать с юмором — это часто обескураживает обидчиков. И никогда не лезть в драку первым, но защищаться, если другого выхода нет.

Причина 6. Отсутствие круга общения

Никто из одноклассников не разделяет интересов ребёнка, или ему самому неинтересно общаться с ними.

Решение: Помогите ребёнку найти друзей в другом месте. Посещайте центры детского развития, театральные студии, секции и кружки — ребёнок лучше сойдётся с детьми, которые любят то же, что и он.

Держите дома игры, в которые можно играть компанией и приглашайте в гости детей, знакомьтесь с их родителями.

Главное — подбирайте круг общения ненавязчиво. Если ребёнку не хочется общаться с каким-нибудь мальчиком или девочкой — он имеет на это право.

Причина 7. Интроверсия

У ребёнка интровертивный тип личности: в шумных компаниях ему тревожно и некомфортно.

Решение: Интроверсия — это не проблема. Людям с таким характером приятно быть наедине с собой, они привыкли полагаться на себя и не нуждаются в постоянном общении. Если ваш ребёнок интроверт, не стоит заставлять его общаться с другими детьми — таким образом вы можете травмировать его психику.

Для чего нужно общение ребенку. Смотреть фото Для чего нужно общение ребенку. Смотреть картинку Для чего нужно общение ребенку. Картинка про Для чего нужно общение ребенку. Фото Для чего нужно общение ребенку

Для чего нужно общение ребенку. Смотреть фото Для чего нужно общение ребенку. Смотреть картинку Для чего нужно общение ребенку. Картинка про Для чего нужно общение ребенку. Фото Для чего нужно общение ребенку

Для чего нужно общение ребенку. Смотреть фото Для чего нужно общение ребенку. Смотреть картинку Для чего нужно общение ребенку. Картинка про Для чего нужно общение ребенку. Фото Для чего нужно общение ребенку

Для чего нужно общение ребенку. Смотреть фото Для чего нужно общение ребенку. Смотреть картинку Для чего нужно общение ребенку. Картинка про Для чего нужно общение ребенку. Фото Для чего нужно общение ребенку

Для чего нужно общение ребенку. Смотреть фото Для чего нужно общение ребенку. Смотреть картинку Для чего нужно общение ребенку. Картинка про Для чего нужно общение ребенку. Фото Для чего нужно общение ребенку

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Для чего нужно общение ребенку. Смотреть фото Для чего нужно общение ребенку. Смотреть картинку Для чего нужно общение ребенку. Картинка про Для чего нужно общение ребенку. Фото Для чего нужно общение ребенкуДля чего нужно общение ребенку. Смотреть фото Для чего нужно общение ребенку. Смотреть картинку Для чего нужно общение ребенку. Картинка про Для чего нужно общение ребенку. Фото Для чего нужно общение ребенкуПопробовать бесплатно

Источник

Общение — средство всестороннего развития ребенка-дошкольника

Малеева Любовь Семеновна,

воспитатель I квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад № 308 «Звездочка» г. Челябинска»

Общение – это деятельность, которая предполагает взаимодействие нескольких людей между собой с целью налаживания взаимоотношений, взаимопонимания, получения информации, достижения общего результата. Для дошкольников общение – это еще и средство развития, оно развивает у детей социальные, интеллектуальные качества, свойства личности, формирует способности, развивает активность.

Общениевлияет на все достижения детей дошкольного возраста: развитие познавательной сферы и формирование основ детского мировоззрения; на возникновение произвольного поведения, умение действовать в соответствии с правилами; на формирование личного самосознания, на развитие эмоционального благополучия, освоение новых видов деятельности.

В общении детей дошкольного возраста различают общение ребенка со взрослыми, общение ребенка со сверстниками. Многие ученые указывают на то, что неотъемлемой частью отношений ребенка и взрослого является авторитарный характер воздействий взрослого, ограничивающий свободу личности; поэтому более продуктивным в плане формирования личности является общение со сверстниками. У. Бронфенбреннер в качестве основных качеств личности, которые приобретаются детьми в процессе общения со сверстниками, выделяет взаимное доверие, доброту, готовность к сотрудничеству, открытость и др. Б. Спок подчеркивает, что только в общении с другими детьми ребенок научается ладить с людьми и одновременно отстаивать свои права.

Итак, опыт первых отношений со сверстниками является фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений, во многом определяет характер отношения ребенка к себе, к другим, к миру в целом. Отсутствие раннего опыта общения может привести к возникновению негативных форм поведения у детей, психических отклонений, низкой успеваемости в школе и др.

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Попадая в детский коллектив, дети стремятся, но часто не умеют, вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое и доброжелательное отношение к ним. Особенно остро эта проблема обозначена в современном обществе, когда воспитание дошкольников отличается чрезмерной «интеллектуализацией», «технологизацией». Большое количество времени современные дети проводят перед телевизором и за компьютером. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом.

В связи с этим перед родителями и педагогами стоит важная задача – научить детей ОБЩАТЬСЯ. Для этого необходимо взрослому поощрять любую инициативу ребенка в общении, развивать эмоциональную отзывчивость к окружающим людям, умение понимать и передавать эмоциональное состояние, воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, побуждая детей к активному проявлению заботы, прививать основы культуры общения.

Современный педагог, зная особенности общения ребёнка со взрослыми, со сверстниками, стремиться создавать педагогические условия для развития, воспитания детей с помощью общения.

Общение в дошкольном учреждении протекает на специально организованных занятиях (регламентированное общение, на праздниках (частично регламентированное общение, в свободных формах общения. Регламентированное общение не должно терять личностно-ориентированной направленности, разнообразия, эмоциональности. Это важно для развития ребёнка. Частично-регламентированное общение позволяет формировать у детей деловые качества (например, быть ведущими на празднике, формирует организаторские способности. Свободное общение в наибольшей степени способствует социальной адаптации, формированию умений в разных видах деятельности, закрепляет навыки контактности, открытости, культуры поведения, общения.

Ниже приведены примеры таких игр.

Оборудование: парные игрушки (шарик – желобок, паровозик – вагончик, машинка – кубики).

Описание игры: Дети выбирают игрушки. Воспитатель предлагает детям разбиться на пары так, чтобы они вдвоем могли играть выбранными игрушками (в случае затруднения воспитатель оказывает помощь детям). Дети играют парами в соответствии с назначением каждой игрушки. В конце игры взрослый обсуждает с детьми, почему именно так организовались пары для игры, кто с кем играл, как играли. Важно,чтобы дети называли друг друга по имени: «Аня играла с Дашей – катали шарик, Дима играл с Васей – возили паровозик, Петя играл с Леной – нагружали и возили кубики в машине».

«Кто разбудит кошечку»

Ход игры: Один ребенок выбирается кошечкой и «засыпает» – ложиться на коврик в центре группы. Воспитатель просит детей по очереди будить «спящую кошечку». Желательно делать это по-разному (разными словами и прикосновениями, но всякий раз ласково.В конце упражнения дети все вместе обсуждают игру: как обращались к «спящей кошечке», какие действия производили, как они думают, какие слова и действия были приятны др.

«Найди отличие» (авторы, Е. Лютова, Г. Монина)

Цель: развивать коммуникативные навыки.

Возраст: от 3 – х лет.

Количество играющих: четное количество.

Оборудование: лист бумаги, карандаши.

Описание игры: Играющие делятся на пары. Один ребенок из пары рисует все, что ему захочется, затем передает листок второму ребенку из своей пары. Второй игрок добавляет одну или несколько деталей в рисунок и возвращает его первому ребенку, который должен найти изменения. Затем рисует второй ребенок, а первый вносит изменения. Затем можно предложить детям поменяться парами.

В зависимости от особенностей детей игра может проходить как в быстром, так ив медленном темпе.

После завершения игры рисунки раскладываются на столе или на полу. Воспитатель предлагает поговорить о них. Важно спросить ребенка, нравится ли ему рисунок, что именно нравится (или не нравится, что бы он хотел изменить и т. д.

Цель: развивать коммуникативные навыков, способствовать получению опыта взаимодействия в парах, преодолению боязни тактильного контакта.

Возраст: от 4 – х лет.

Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате,обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек, реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.)

Цель: снимать эмоциональное напряжение.

Возраст: от 4 – х лет.

Описание игры: «Сорока-ворона кашу варила, Сорока-ворона деток кормила. Этому дала, и этому дала, и этому дала, и этому дала. А самому маленькому из большой миски да большой ложкой. Всех накормила!»

Дети сидят в парах, проговаривают слова потешки и по очереди массируют друг другу пальчики правой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, а в конце потешки поглаживают друг у друга ладошки.

Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Возраст: старше 4 лет.

Описание игры: Участники встают в круг и берутся за руки.Ведущий тихим голосом говорит: «Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь подышим вместе!» Вдох — все делают шаг вперед. Выдох — все делают шаг назад. Вдох — все делают 2 шага вперед, выдох — все делают 2 шага назад. Вдох — 2 шага вперед, выдох — 2 шага назад. «Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т. д.»

«Поварята» (автор, Н. Кряжева)

Цель: развивать коммуникативные навыки, чувства принадлежности к группе.

Возраст: старше 4 лет.

Количество играющих: группа детей.

Описание игры: все дети встают в круг — это «кастрюля» или «миска». Затем дети договариваются, что они будут «готовить» — суп, компот, салат и т. д. Каждый придумывает,чем он будет: картошкой, мясом, морковкой или чем-нибудь еще. Воспитатель выкрикивает названия ингредиентов. Названный впрыгивает в круг. Затем ведущий называет следующий компонент, ребенок, его изображающий, так же впрыгивает в круг, берет за руку предыдущего и т. д. Когда все дети окажутся снова в одном круге, игра заканчивается, можно приступить к приготовлению нового «блюда».

Хорошо, если ведущий будет выполнять какие-либо действия с «продуктами»: резать, крошить, солить, поливать и т. д. Можно имитировать закипание, перемешивание.

Цель: развивать коммуникативные навыки, преодоление тактильных барьеров.

Количество играющих: четверо, или кратное четырем.

Описание игры: на пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться — тогда расстояние между ними максимально сократится.

Игра будет проходить интереснее под музыку. Дети свободно двигаются по комнате под музыку. Как только музыка остановилась, четверки детей встают на свою газету, соблюдая все условия. Ведущий фиксирует правильность выполнения задания, дает детям возможность почувствовать поддержку соседа.

Педагогам важно не забывать, что для более эффективной и результативной работы по развитию навыка общения у детей необходимо участие в этом процессе родителей воспитанников.

Для достижения общей цели,достаточно в семье придерживаться следующих правил:

1. Стараться поддерживать доверительные, открытые отношения в семье, так как ребенок впитывает культуру общения из повседневной жизни, ребенок общается с окружающими так, как общаются с ним его родители, он повторяет жесты, мимику, интонации и отношение к людям.

2. Не оставаться равнодушными к жизни ребенка в дошкольном учреждении.

3. Посещать библиотеки, музеи, культурно – массовые мероприятия.

4. Обсуждать события, фильмы, книги…

5. Поддерживать стремление, инициативу ребенка в общении.

И так, общение – это основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей, и возможно только через сформированные качественные навыки, которые развиваются у детей вследствие планомерной и систематической работы педагогов и родителей.

1. Гуськова, Т. В., Смирнова, Е. О. Исследование общения дошкольников со сверстниками [Электронный ресурс] // Сайт «Детская психология», URL: http://childpsy.ru/lib/articles/id/10473.php

2. Общение дошкольников, его особенности, организация и руководство [Электронный ресурс] // Сайт «POZNAYKA», URL: http://poznayka.org/s11651t1.html

3. Развитие общения детей дошкольного возраста со сверстниками [Электронный ресурс] // Сайт «DETKI.GURU», URL: http://detki.guru/razvitie-rebenka/obshheniye-so-sverstnikami.html

4. Картотека игр, направленных на формирование у дошкольников навыков позитивного общения со сверстниками [Электронный ресурс] // Сайт Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 63 «КАТЮША» г. Сургут, URL: http://ds63.detkin-club.ru/exercises/25512

Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка Что такое сюжетно-ролевая игра? Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает,.

Для чего нужно общение ребенку. Смотреть фото Для чего нужно общение ребенку. Смотреть картинку Для чего нужно общение ребенку. Картинка про Для чего нужно общение ребенку. Фото Для чего нужно общение ребенкуТеатрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого».

Педагогическая концепция «Применение технологии проблемного обучения для всестороннего развития личности дошкольника» Ребёнок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям. В. Ф. Одоевский Мы живем.

Хореография как средство всестороннего развития дошкольника Хореография как средство всестороннего развития дошкольника В последние годы в современных дошкольных образовательных учреждениях среди.

Консультация для родителей «Подвижная игра как средство всестороннего развития личности ребенка» Консультация для родителей на тему: «Подвижная игра как средство всестороннего развития личности ребенка» Подвижная игра — незаменимое.

Общение ребенка со сверстниками и детьми другого возраста как средство развития речи Большое влияние на речь детей оказывает общение со сверстниками, особенно начиная с 4—5-летнего возраста. В общении со сверстниками дети.

Проект «Платковые куклы как средство всестороннего развития творческой личности ребенка-дошкольника» В нашем учреждении мы с удовольствием используем платковые куклы. Платковые куклы – яркие и зрелищные являются настоящим украшением театральной.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *