Для чего нужно письмо в русском языке

Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Зачем людям письмо?»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект урока по русскому языку в 5 классе.

Тема урока: Зачем людям письмо?

Тип урока: Урок сообщения нового материала.

Актуализация знаний об алфавите, фонетике, проверяемых/непроверяемых гласных.

Раскрыть назначение письма в жизни человеческого общества.

Помочь осознать феномен письма – самого великого изобретения человека.

Познакомить с вкладом Якова Карловича Грота в развитие русской орфографии.

Повысить познавательную мотивацию школьников.

Расширить кругозор учащихся.

Учить пересказывать лингвистический текст (развивать связную речь учащихся).

Способствовать развитию мышления.

Увлечь школьников учебным предметом.

Формировать умение выслушивать мнение других.

Воспитывать уважительное отношение к русскому языку.

Пробудить интерес к познанию культуры своего народа, культуры других народов мира.

Методические приемы: лекция с элементами беседы, работа со словарем.

Введение новой темы:

Работа с эпиграфом.

Слово учителя с элементами беседы.

Чтение и пересказ лингвистического текста.

Чтение текста о языковеде К. Я. Гроте и беседа по нему.

Учитель создает рабочую обстановку, приветствует учеников.

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас очень интересный урок. Вслушайтесь, как звучит слово «здравствуйте». Мы его произносим, доля секунды – и его нет. Как вы считаете, ребята, есть ли какой-нибудь способ остановить звуки? (Записать). Да, вы правы. Самые разные древние народы искали способы «остановить» звуки. Сегодня мы с вами познакомимся с историей появления письма, а также поговорим о том, какое значение имеет для человека это изобретение.

На доске записан эпиграф к уроку.

Письмо придает прочность летучему слову, побеждает пространство и время.

Ребята, давайте для начала запишем эпиграф к нашему уроку. (Ученики записывают его в свои рабочие тетради). Прочитаем его. (Читает один ученик). Ребята, это слова Якова Карловича Грота, известного русского филолога, с заслугами которого мы познакомимся чуть позже в ходе нашего урока.

Вернемся к эпиграфу. Как вы думаете, ребята, почему Яков Карлович называет слово «летучим»? (Потому что устная речь ограничена во времени, произнесенное нами уже нельзя услышать даже через секунду). Что же имеет ввиду автор, когда говорит о «прочности» летучего слова, которое придает ему письмо? (Автор имеет ввиду то, что письмо дает нам возможность записать свою устную речь, передать написанное другим людям и потомкам). Хорошо, ребята, молодцы.

А как вы думаете, ребята, что возникло раньше: устная речь или письменность? (Устная речь, так как люди сначала научились говорить). Совершенно верно. Ведь вы тоже сначала научились говорить, а потом писать.

Давайте заглянем в прошлое и посмотрим, как возникало и развивалось письмо.

Когда-то народы были бесписьменными. Кое-где такие народы существуют и в наше время. Как же они обходились и обходятся без письма? Ребята, давайте немного отвлечемся и подумаем, можно ли представить жизнь без компьютера? (Нельзя; трудно, но можно). А можно ли представить себе жизнь без электричества? (Очень трудно). А теперь, ребята, попробуйте себе представить жизнь без письменности. Не исключено, что кто-то из вас подумает про себя: ну и что же, вот было бы здорово, если бы исчезла письменность: не надо писать диктанты, сочинения. Но ведь тогда должны исчезнуть все газеты, книги, библиотеки и тому подобное. И как же лучше, ребята? С письменностью или без? Подумайте: чего бы мы лишились, не будь у нас письма? (Если бы у нас не было письма, мы не узнали бы много интересного из истории человеческого общества; мы лишились бы знаний; не смогли бы друг другу послать СМС-сообщение и т. д.). Верно, ребята, это действительно так. В наше время телефонов, электронных писем, эсэмэсок письмо кажется, отходит в прошлое. Очень жаль. Устная речь ограничена во времени (произнесенное нами нельзя услышать уже через секунду). А письмо называют «чудом, прошедшим через века».

Все началось, как думают некоторые ученые, с медведей. Было это очень давно. В те далекие времена люди жили в пещерах, другого жилища еще не было. В пещерах жили и медведи. Однажды люди вытеснили медведей из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах своих новых жилищ какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Тогда люди поняли, что на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение. Возможно, так и возникла дорога к письменности.

Как вы думаете, ребята, все ли можно выразить с помощью рисунков? (Нет). Вы правы. И потому люди придумали иероглифы (священные знаки), которые выражали слово или его часть. Да, сейчас китайцы и японцы гордятся своими иероглифами, но для других народов такая система письма оказалась неудобной и поэтому люди придумали буквы.

Существовала также узелковая письменность, придуманная славянами. Знаки этой “письменности” не записывались, а передавались с помощью узелков.

Как вы думаете, ребята, зачем людям потребовалось письмо? (Для того чтобы точнее передавать свои мысли другим людям). Да, ребята, вы правы.

3. Чтение и пересказ лингвистического текста (15 мин.)

Давайте сейчас выполним упражнение 52 на странице 21 и узнаем, зачем людям потребовалось письмо и что изменилось в жизни людей с его изобретением.

Давайте прочитаем текст сначала про себя (ученики читают текст про себя).

Когда-то люди не имели письменности и общались друг с другом только с помощью устной речи. Но потребность общаться на расстоянии и закреплять достижения своего ума для следующих поколений была жизненной необходимостью, и люди изобрели специальную систему знаков (алфавит), с помощью которых свои мысли, свою речь закрепляли на определённом материале: коже, восковых дощечках, берёсте, бумаге.

Изобретение письма открыло новую эру в жизни людей, это было как волшебство. Возникло дополнительное к устной речи средство общения. Люди, живущие далеко друг от друга (в разных городах, странах, на разных континентах), получили возможность обмениваться своими мыслями, делиться открытиями.

Возникла связь поколений: благодаря письменности мы можем познакомиться с трудами учёных и философов, с произведениями поэтов и писателей, которые жили ещё до нашей эры.

А теперь, ребята кто-нибудь один прочитает нам его вслух, соблюдая паузы и логические ударения. (Один ученик читает текст вслух, остальные следят).

Ребята, скажите, зачем людям потребовалось письмо? (Чтобы общаться на расстоянии, передавать свои достижения следующим поколениям). Совершенно верно, ребята.

Подтверждает ли этот текст эпиграф к нашему уроку? ( Да, так как письмо действительно «придает прочность» устному слову, сохраняет его для следующих поколений).

Что изменилось в жизни людей с изобретением письма? (Возникло дополнительное средство общения; люди, которые живут далеко друг от друга получили возможность общаться, стала возможной связь поколений; люди стали знакомиться с трудами ученых и философов, с произведениями писателей и поэтов, которые жили очень давно).

Ребята, давайте постараемся пересказать прочитанный нами лингвистический текст. На подготовку к пересказу дается не более 5 минут. Можно попросить одного ученика пересказать часть текста о том, зачем людям потребовалось письмо, а другого ученика о том, что изменилось в жизни людей с его изобретением. (Упражнение направлено на формирование речевых (коммуникативных) умений).

А сейчас, ребята, давайте вспомним, без чего не могло возникнуть современное письмо? (Без букв, алфавита). Верно, ребята. Давайте вспомним алфавит для того, чтобы правильно расположить слова в алфавитном порядке. Перепишите их в правильном порядке и подчеркните в них непроверяемые безударные гласные.

Яхонт, материал, огонек, шоколад, аршин, впечатление, моментально, большинство, объединение, конструкция.

Ребята, слова, значения которых вы не знаете, найдите в толковом словаре и выпишите их значение.

Два-три слова из этого списка (по вашему выбору) объедините в одном связном предложении.

Ответ: аршин, большинство, впечатление, конструкция, моментально, огонек, объединение, шоколад, яхонт.

Аршин (устар.) Мера длины, равная 71 см; линейка или палка такой длины для измерения.

Яхонт (устар.) Старинное название драгоценных камней – рубина и сапфира.

Найдите, пожалуйста, среди написанных слов 2 слова, в которых звуков больше, чем букв и 2 слова, в котором букв больше, чем звуков.

Яхонт (5б., 6 зв.), впечатление (11б., 12 зв.). Объясните, почему в этих словах звуков больше, чем букв? (буква «я» обозначает два звука; последняя буква «е» обозначает два звука).

Большинство (11б., 10 зв.), моментально (11б., 10 зв.). Объясните, почему в этих словах букв больше, чем звуков? (мягкий знак не обозначает никакого звука).

Данное задание (перегруппировка слов, расположение их в алфавитном порядке) направлено на формирование классификационных умений; конструирование предложений направлено на формирование правописных умений (орфографической зоркости).

Чтение текста о языковеде К. Я. Гроте и беседа по нему. (10 мин.)

Ребята, а сейчас давайте внимательно прочитаем текст о том человеке, который и сформулировал правила русского письма – о Якове Карловиче Гроте, с которым мы уже встречались сегодня, в начале нашего урока

Ученики читают «про себя» текст упражнения 53 на странице 22.

Упражнение 53, страница 22.

Яков Карлович Грот (1812-1893), русский филолог, академик, владел многими иностранными языками.

Он, как и А. С. Пушкин, окончил Царскосельский лицей. Занимался литературой, переводами произведений зарубежных поэтов, исследовал творчество русских писателей.

Но особенно много Я. К. Грот сделал для русской орфографии, обобщив и сформулировав правила письма. Его труд «Русское правописание» и сейчас не потерял своего научного значения.

Ребята, скажите, пожалуйста, какое учебное заведение окончил Яков Карлович? (Он окончил Царскосельский лицей).

Каковы заслуги Якова Карловича перед русской орфографией? ( Он сделал очень многое для русской орфографии: обобщил и сформулировал правила русского письма).

Занимался ли Яков Карлович только русской орфографией? (Нет, он также много занимался литературой, переводами произведений зарубежных поэтов, исследовал творчество русских писателей).

Назовите, пожалуйста, его книгу о правописании. («Русское правописание»).

Спасибо, ребята, очень хорошо.

Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили, что нового вы узнали. (Мы говорили об истории создания письма, узнали какие были формы письменности в древности, познакомились с вкладом Я. К. Грота в русскую орфографию, поняли, зачем людям потребовалось создать письмо и что изменилось в жизни людей с изобретением письма, то есть раскрыли назначение письма в жизни человека).

Подготовить рассказ о возникновении письма, о его значении и о вкладе Я. К. Грота в русскую орфографию.

Источник

письмо

Научиться чтению и письму.

Системы письма. | Не выходя из кабинета, он дешифровал древнее письмо индейцев майя.

Каллиграфическое письмо. | Небрежное письмо. | Кроме обыкновенных дешёвых экземпляров здесь были и чудеса каллиграфического письма.

Послать письмо. | Получить письмо. | Письмо из дома. | Электронное письмо. | А через шесть недель он получил письмо, отпечатанное на машинке. | Получил по электронной почте письмо, но не могу прочитать его — вместо русских букв виден только набор символов.

Икона старинного письма. | Манера письма и натуралистические тенденции художника.

Полезное

Смотреть что такое «письмо» в других словарях:

Письмо — Письмо знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять её во времени. Первоначально для передачи информации применялись другие способы,… … Лингвистический энциклопедический словарь

письмо — письма, мн. письма, писем, письмам, ср. 1. Бумага с написанным на ней текстом, посылаемая кому–н. для сообщения чего–н., уведомления о чем–н., для общения с кем–н. на расстоянии. Получить письмо. Отправить письмо. Связка писем. «Разорвала письмо… … Толковый словарь Ушакова

ПИСЬМО — ср. письмена, азбука, буквы, грамота. У чукчей и у коряков нет своего письма. Это письмо, письмена армянские. | Все, что написано, писанное, или грамотные знаки, выражающие речь. Письмо вязью. На стволе чеканное письмо было, да вытерлось, и не… … Толковый словарь Даля

Письмо и — Тип: слоговое (современное), логографическое (классическое) Языки: языки и … Википедия

Письмо И — Тип: слоговое (современное), логографическое (классическое) Языки: языки и Территория: Китай, в основном Сычуань и Юньнань Дата создания: Минимум 500 лет, современное с … Википедия

Письмо — знаковая система фиксации речи и мыслей, позволяющая с помощью начертательных элементов закреплять их во времени и передавать на расстояние. В своем развитии письмо прошло ряд этапов: пиктографическое письмо; идеографическое письмо; слоговое… … Финансовый словарь

письмо — ПИСЬМО´ эпистолярный жанр литературы, стихотворное или прозаическое обращение писателя к определенному лицу с постановкой какого либо важного вопроса. В этом отношении форма П. как жанр близка к посланию. В античной литературе известны «Письма»… … Поэтический словарь

ПИСЬМО — ПИСЬМО, знаковая система фиксации речи с помощью графических элементов. Письмо позволяет закреплять речь во времени и передавать ее в пространстве. Существуют 4 основных типа письма: идеографическое письмо; словесно слоговой тип письма (знак… … Современная энциклопедия

Письмо — (франц. ecriture) Одно из центральных понятий современной теории литературы и искусства, ставшее таковым благодаря исследованиям Р.Барта, где оно принимает три основных значения. Первоначально, в 50 е гг., Барт рассматривает П. как «формальную… … Энциклопедия культурологии

Источник

Конспект урока «Зачем нужно уметь писать письма?»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Муниципальное образовательное учреждение

Вышнепенская основная общеобразовательная школа

Муниципальный этап

конкурса «Лучший урок письма»

Номинация конкурса для учителей

«Лучшая методическая разработка

Выполнила

В оронкина Раиса Федо ровна,

учитель русского языка

и литературы первой

Тема урока: Зачем нужно уметь писать письма?

(урок развития речи )

привлечь внимание к эпистолярному наследию выдающихся людей;

сформировать потребность в обмене информацией, мнениями, чувствами, используя письмо;

познакомить с этическими нормами и правилами написания писем и с основными композиционными частями письма.

конспект урока, мультимедийная презентация, на столах конверты, тексты, таблица, ручки, карандаши, смайлики, выражающие различные эмоции (улыбка, грусть, равнодушие)

Вступительное слово учителя

— Зачем писать письма? Ответ на этот вопрос мы с вами будем вместе искать на сегодняшнем уроке.

— Приближается 70-летие Великой Победы русского народа над фашистской Германией. В музейном уголке хранятся письма, может быть, даже ваших прапрадедушек с фронта, которым тоже уже 70 лет. Посмотрите на них. Это письма – реликвии. (Слайд 2-3)
— А теперь на столах у вас лежат конверты. Расскажите, зачем нужен конверт?

— Подержите их в руках.

Беседа (слайд 4)
ВОПРОСЫ:
1. Как появились письма?
2. Чем принципиально отличаются письма электронные от писем, отправляемых почтой обычной?
3. Как правильно написать письмо?
4. Что такое эпистолярный жанр? Какое отношение он имеет к письмам?
5. Каким образом вы убедите меня, что письма писать нужно?

— Письмо – это не просто слова. Это кусочек души, который ты даришь адресату. Поэтому письмо – удивительное творение. Ведь бывают у человека такие моменты в жизни, когда нельзя даже довериться самому близкому человеку, трудно высказать, а написать легче. А когда письмо создано талантливым писателем или поэтом, оно удивительно вдвойне.
Чтобы ответить на такой, казалось бы, простой вопрос, мы послушаем письма великих, познакомимся с разными точками зрения на проблему, выведем правила, как надо писать письма, послушаем афоризмы великих людей о письмах. И каждый придёт к выводу, нужно ему писать письма или нет.
Что ж, распечатаем письма души, что были положены в сокровищницу литературы авторами С.А.Есенин и В.А.Сухомлинский. Они адресованы разным людям, но в каждом слышится любовь, нежность, уважение к адресату, высокая культура…

Попробуем выделить в текстах элементы эпистолярного жанра, необходимые для написания письма.

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке

Часто видится одно и то ж:

Будто кто-то мне в кабацкой драке

Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.

Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

Я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад.

Только ты меня уж на рассвете

Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечалось,

Слишком раннюю утрату и усталость

Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!

К старому возврата больше нет.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне.

Не ходи так часто на дорогу

В старомодном синем шушуне.

А теперь перед вами проза письмо талантливого педагога Василия Александровича Сухомлинского «Письма к сыну».

— Что в этих письмах привлекает внимание? Что вы можете сказать об авторах писем?

6. СОЦИАЛИЗАЦИЯ. (Слайд 9 )
Выступление учащихся.

— Прочитайте афоризмы и соотнесите их с содержанием текстов. Выскажите своё мнение относительно афоризмов.

Пишите друг другу письма, ведь они помогают жить, делая нас добрее.
А.П. Чехов

Письмо- труд души.
Неизвестный автор.

При помощи письма можно записать каждое слово и сообщить свои мысли тем, кто еще не родился и родится спустя тысячу или десять тысяч лет.
Галилео Галилей

1.Какие аргументы выдвигают авторы текстов в пользу своих тезисов?
2. Прокомментируйте их. Используйте выражения: «Я считаю, автор текста №… прав (не прав), потому что…», «Я соглашусь с мнением автора текста №…, так как…», «Доводы автора текста №… показались мне…»

8.РЕФЛЕКСИЯ
— В начале урока вы открыли конверты и нашли там белые листы. В течение урока мы рассуждали о том, нужны ли письма сегодня. Вы попробовали написать письма. Каждый из вас пришёл к определённым выводам сам.

Как много мы потеряем, перестав писать письма! Ведь телефонный разговор нельзя перечитывать снова и снова. Да и в общении через Интернет нет той интимности, которая достигается через письмо в конверте. Ведь электронное послание виртуальное, неполноценное, а написанное ручкой, запечатанное в конверт, вытащенное из почтового ящика письмо живое, дышащее, настоящее.


Хочется верить, что не умрет искусство сочинения писем. Мне кажется, перестав писать письма, мы разучимся мыслить и потеряем часть сердечности, которой и так мало в нас осталось. Будем верить, что, несмотря на скоростное развитие Интернета, никогда не перестанут приходить в наши дома письма, частички тепла тех, кто нас любит.

9. ИТОГ УРОКА (Слайд 11)

10. Домашнее задание (на выбор). (Слайд 12)

1. Напишите письмо, убеждая, что культурному человеку необходимо уметь писать письма.

2. Подготовьте презентации на темы: «История письма», «Письма на фронт», «Письма – реликвии»

Источник

Значение слова письмо

Словарь Ушакова

письм о *****

| Соответствующее почтовое отправление. Заказное письмо. Закрытое письмоо (вкладываемое в конверт и запечатанное). Открытое письмо (без конверта, на карточке установленного образца; также сама эта карточка). Письмо до востребования. «Запечатать, распечатать письмо. Отнесешь письмо на почту, и скажи почтмейстеру, чтоб он принял без денег.» Гоголь.

2. Официальный (преим. денежный) документ (ист.). Заемное письмо. Кредитное письмо (см. кредитный).

3. только ед. Умение, способность писать. Искусство письма известно с очень древних времен. Учиться письму. Различные способы письма.

4. только ед. Графические знаки, начертания для передачи, запечатления речи на каком-нибудь материале. История письма. Изобразить что-нибудь с помощью письма или на письме. Отношение письма к языку.

| Та или иная система, форма, тот или иной стиль таких знаков. Арабское письмо. Латинское письмо. Эволюция письма. Курсивное письмо. Рукопись готического письма.

| Внешний вид чего-нибудь написанного, почерк. Мелкое, крупное, неразборчивое письмо.

Педагогическое речеведение. Словарь-Справочник

особый (эпистолярный) жанр речи. Оно направляется адресату с целью сообщить ему что-либо, уведомить о чем-либо, поддержать с ним общение и т. д. П. является древним видом письменного общения. Потребность в эпистолярном жанре возникла в связи с необходимостью входить в речевое общение при отсутствии непосредственного контакта. В отличие от контактного, непосредственного устного общения, через П. осуществляется дистантное монологическое общение. При этом П. как жанр требует особого учета адресантом ответного восприятия адресата. За многовековую историю существования жанр П. приобрел особую форму, свою композицию и структуру. Выделяется несколько типов П. в зависимости от ситуации общения, целевой установки текста, тематики писем, степени стандартизации текста.

Разные ситуации общения требуют разных видов П.

Первый тип общения — «один—один». Это переписка двух лиц, которую в практике П. называют частной перепиской частное П.). В зависимости от отношения корреспондентов такая переписка может быть: официальной, если корреспонденты незнакомы, малознакомы или находятся в субординационных отношениях «нижевыше», «младший-старшему»; неофициальной, если переписываются друзья, родственники, если между корреспондентами отношения «выше-ниже», «старший-младшему»; нейтральной, если переписываются знакомые, не находящиеся в дружеских отношениях, если партнеры по социальному, возрастному положению равны.

Второй тип общения — «много—много». Это переписка учреждений, предприятий, государств. Очень часто в такой ситуации П. может быть адресовано определенному должностному лицу или написано конкретным должностным лицом, но и в этом случае лицо имеет характер обобщенного адресата. Такой тип П. называют деловым П.

Деловое П. предполагает только официальный тип отношений, а с учетом служебной сферы может быть подразделено на дипломатическое, коммерческое (торговое), промышленное и П. учреждений и организаций.

Третий тип П. — частное деловое П. Общение происходит по моделям: «много—один», «один—много». Это переписка частного лица с учреждениями, предприятиями и т. п. Такие П. предполагают также официальный тип отношений. Этот тип отношений является как бы промежуточным между деловым и частным П. и тяготеет то к первому, то ко второму виду. Так, П. частного лица в учреждение приближается к частному официальному П., а П. из учреждения частному лицу составляется по нормам делового П.

В зависимости от цели написания и с учетом функции языка П. могут быть квалифицированы следующим образом:

П.-повествования (описательные): П.-сообщение, П.-извеще-ние, П. о жизни, делах, событиях и т. п.; побудительные П.: П.-приглашения, П.-просьбы, П.-требования, П.-запросы, П.-советы, П.-предостережения и т. п.;

эмоционально-оценочные П.: П.-жалобы, П.-утешения, соболезнования, П.-упреки, П.-оправдания, П.-одобрения и неодобрения и т. п.; этикетные П.: П.-поздравления, П.-благодарности, П.-извинения, контактоустанавливающие П. и т. д.

Целевая направленность П. (если все П. подчинено одной теме) или части П. микротекста (если П. многоплановые) формулируется вводными фразами текста, которые являются фразами-клише в официальном П., и довольно устойчивыми сочетаниями (блочными клише) в неофициальной корреспонденции.

П. различаются в зависимости от ведущей темы. Тематика П. достаточно определенна, при этом каждый тип П. предпочитает те или иные темы. Так, деловое П. часто носит характер информационный. Существует П.-напоминание, П.-подтверждение, П.-сообщение. Частное деловое П. носит характер сопроводительного П. или П.-запроса. Частные официальные и неофициальные П. могут быть различными по тематике. Чаще других встречаются пригласительные и поздравительные П., П.-просьбы и ответы на них, П.-благодарности, П.-советы и др.

П. имеет свои композиционные особенности, а также определенный набор семантических частей текста. С точки зрения степени клишированности П. подразделяются на три группы:

1) стандартные — самые «жесткие» виды П., имеющие клишированный набор фраз и постоянную бланкированную композицию. Это деловые, особенно коммерческие и промышленные П.;

2) «полужесткие» — П., в которых наблюдается жесткая постоянная последовательность, но выбор фраз зависит от пишущего. Такими являются П.-соболезнова-ния, поздравительные, извинения и т. д. Все частные деловые П. являются «полужесткими»;

3) относительно свободные — П., которые сохраняют лишь стандартные начала и концовки, а в основной части являются свободными. Это частные неофициальные П., особенно описательного и эмоционально-оценочного типа. Однако даже в таких П. можно выделить постоянные фразы, вводящие свободный текст, заключающие и скрепляющие его.

С точки зрения строения все типы П., как любые другие виды текста, имеют три композиционные части: зачин, срединная часть, концовка. Деловое П. имеет строго клишированный зачин, который в практике деловой корреспонденции называется заголовком. Сюда входит: название организации-отправителя (внешний адрес); название организации-адресата (внутренний адрес) и имя получателя, дата написания, обращения, повод написания П., который чаще всего вводится словами касательно, по поводу. Частное П. в зачине содержит меньше стандартизованных элементов: дату и место написания (факультативно), которые располагаются в верхнем правом углу листа, и обращение (возможно вместе с приветствием в неофициальном П.), написанное в середине листа. К зачину можно отнести и стандартизованную начальную фразу о состоянии переписки. В концовку русского делового П. входят слова вежливости (например, с уважением), должность подписавшего лица (слева), подпись и расшифровка подписи. Частное (особенно неофициальное) П. имеет большой набор ритуализованных элементов, входящих в концовку: извинения за написанное (за стиль, небрежность и т. п.), повторные поздравления, благодарности, извинения, заверения писать и просьба не забывать писать, передача приветов, прощания, слова вежливости и подпись, постскриптум, дата и место написания (если их нет в начале П.). Срединная часть любого П. начинается в зависимости от темы, а заключается или обобщающими фразами, или специальными фразами-концовками.

Разница между деловым и частным П. в этом случае прослеживается на уровне блочного строения текста. П. любой степени жесткости имеет достаточно строго стандартизованную рамочную конструкцию, состоящую из зачина и концовки, причем деловое П. пространнее оформляет зачин, поскольку в официальных отношениях очень важно сразу же соблюсти субординацию, а в частном П. расширяется концовка, задача которой определить взаимоотношения корреспондентов в перспективе. Целевая установка всего текста и его микрочастей требует от пишущего определенного набора фраз, которые могут быть в большей или меньшей степени клишированными (в зависимости от жесткости текста). Следует обращать внимание также и на то, в какой последовательности располагаются фразы в П. Каждая последующая фраза и каждый последующий микротекст бывают обусловлены целевой установкой пишущего. Однако не только этим. На развертывание текста накладывает ограничение еще традиция, принятая у данного народа. В результате вырабатывается типизированная логико-смысловая последовательность текста, который оформляется типичными для данной ситуации фразами.

Лит.: Акишина А.А. Письмо как один из видов текста. Статья первая: Общие сведения об эпистолярном жанре // Р. я. з. р. — 1982. — № 2; Ее же. Письмо как один из видов текста. Статья вторая: характеристика благодарственных, извинительных и поздравительных писем // Там же. — 1982. — № 4; Акишина А.А., Формановская Н.И. Этикет русского письма. — М., 1989.

Словарь лингвистических терминов

Дополнительное к звуковой речи средство общения при помощи системы графических знаков.

Письмо звуковое (письмо алфавитное, письмо буквенное, письмо буквенно-звуковое). Письмо, при котором графический знак, как правило, обозначает отдельный ’звук речи. Сначала звуковое письмо было слоговым, затем стало буквенным (современный тип письма у большинства народов).

Письмо идеографическое (от греч. idea — понятие + grapho — пишу) (письмо иероглифическое). Письмо, при котором графический знак (в виде условного изображения или отвлеченного рисунка) служит символом, знаком понятия, передает значение, которое стоит за словом, а не его звучание. ср. современные знаки четырех арифметических действий (+, —, X, ; и др.), цифры, черную рамку, в которую заключается фамилия умершего человека, дорожные знаки и т. п.

Письмо пиктографическое (от лат. pictus — живописный, писанный красками + греч. grapho — пишу) (письмо рисуночное, письмо картинное). Письмо, при котором графический знак (в виде рисунка или условного изображения) служит для передачи содержания речи — жизненной ситуации, событий, связанных с живыми существами, вещами и т. д., но не отражает языковых форм (фонетических и грамматических). ср. современные рисунки в изобразительной рекламе. Письмо начертательное. Письмо, использующее графические знаки (картинки, рисунки, значки, буквы, цифры) в отличие от символической и условной сигнализации при помощи вещей (шнурки с узелками, пояс или жезл с прикрепленными или нанизанными ракушками разного цвета и размера; ср. современные рекламы из предметов одежды, коробок для конфет или консервных банок на витринах, семафоры, светофоры, морские сигналы флагами и фонарями и т. п.). К начертательному письму относятся пиктография, идеография, звуковое письмо. Письмо слоговое (письмо силлабическое). Письмо, при котором графический знак служит для передачи слога (предшествовало буквенному письму).

Педагогический терминологический словарь

Трудности обучения П. могут быть связаны с несформированностью речи, моторики, зрительного восприятия, зрительно-моторных координаций, а также нарушений в развитии других познавательных функций. При своевременной и правильной коррекции трудности П. не переходят в дисграфию. Полная несформированность П. при глубоких поражениях мозга называется аграфией.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 200)

См. также Аграфия, Дисграфия

Криминалистическая энциклопедия

средство запечатления мысли человека с помощью языка и специально созданной системы условных обозначений (письменных знаков, письменности). В криминалистике является объектом почерко-ведческой и автороведческой экспертизы.

Грамматологический словарь

(письменность, графика) – передача речи (иногда невербальных понятий) посредством знаков, позволяющих хранить, использовать и передавать разного рода сообщения. Развитие любого письма проходит путь от предметного и протописъменности к звуковому, буквенному и метаписьму. (См. Стадиальности теория). Письмена могут объединяться по чисто формальному сходству (См. Синдромы графические), по генеалогической принадлежности и по способу образования слов (рисуночная, слоговая и буквенная системы письма). См.

Письмо – один из важнейших показателей цивилизованности и, являясь сугубо национальным отношением к миру, играет существенную роль во многих мифоэпических и религиозно-мистических системах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *