Для чего нужно платить налоги
Плюсы и минусы перехода на самозанятость
Кому выгодно платить НПД
В этой статье собрали плюсы и минусы перехода на самозанятость. Прочитайте и решите, подходит это вам или нет.
Зачем работать легально и платить налоги
Налоги — это обязательные платежи государству, за счет которых оно обеспечивает работу здравоохранения, армии, транспорта и т. п. Только треть доходов бюджета формируют налоги с нефти и газа, остальные ⅔ — прочие налоги. Если люди не будут их платить, страна не сможет исполнять свои социальные обязательства. Только за счет полезных ископаемых мы жить не сможем.
В России миллионы людей, которые подрабатывают, оказывают услуги, продают товары собственного производства, честно трудятся, но не платят налоги. Это не преступники, а обычные добропорядочные люди, которые зарабатывают своим трудом: няни, репетиторы, ремонтники, фрилансеры, кулинары и другие. Но когда они не платят налоги, они нарушают закон.
Проблемы, которые могут возникнуть из-за неуплаты налогов. Если налоговая узнает, что человек не платил налоги, она может доначислить их за 3 года и взыскать пени — 1/300 ключевой ставки ЦБ за каждый день просрочки.
Штраф за неуплату налогов составляет от 20 до 40% от неуплаченной суммы. Еще есть штраф за несданные декларации — до 30% от суммы налога за каждый год.
Тем, кто давно и много не платит налоговой, грозит уголовная ответственность. Если за 3 года задолженность человека составит 2,7 млн рублей, по уголовному кодексу его могут оштрафовать на 300 тысяч рублей или посадить на год в тюрьму.
Если доход за время незаконного предпринимательства превысит 1,5 млн рублей, грозит уже уголовная ответственность.
В России самозанятые составляют до четверти всех работающих граждан — около 16—17 млн человек. А по некоторым оценкам — и до 25 млн. Для 9—10 млн из них самозанятость — единственный источник дохода. При этом, по данным налоговой, только полмиллиона человек официально зарегистрированы в качестве самозанятых и платят налоги. От этого бюджет теряет несколько десятков миллиардов рублей ежегодно.
Быть неплательщиком сложно. Без официального статуса рискованно в открытую рекламироваться: приходится постоянно бояться проверок и штрафов, сложно взять кредиты или ипотеку.
Раньше, чтобы заплатить налог с доходов от самозанятости, надо было либо заполнять декларацию и платить НДФЛ 13%, либо открывать ИП. Это не очень удобно и выгодно, поэтому большинство самозанятых предпочитали работать нелегально.
С 1 января 2019 года в России действует новый налоговый режим, который позволяет самозанятым работать официально и не боясь проверок. Они могут открыто получать деньги наличными или на банковский счет.
Что такое самозанятость
Это экспериментальный налоговый режим. Официально он называется налогом на профессиональный доход — НПД. Режим позволяет легально получать доход тем, кто зарабатывает самостоятельно, а не получает зарплату от работодателя.
Кто может стать самозанятым. Человек может стать самозанятым, если:
С 1 июля 2020 года работать как самозанятый можно почти в любом регионе России.
Граждане стран Евразийского экономического союза — Армении, Беларуси, Казахстана или Киргизии — тоже могут платить НПД. Для этого понадобится только получить ИНН в России.
Работать как самозанятый может физическое лицо без статуса ИП или с таким статусом.
Вот примеры профессий, подпадающих под самозанятость:
Кому нельзя использовать режим для самозанятых. Самозанятым не получится стать тому, кто зарабатывает больше 2,4 млн рублей в год. При этом нет лимитов для ежемесячного дохода: самозанятый может получить в январе 30 тысяч рублей, в феврале — ничего, а в марте — заработать миллион. Также НПД недоступен тем, у кого есть наемные сотрудники.
Еще существует ограничение по видам деятельности, которой не вправе заниматься самозанятый. Нельзя применять НПД, если человек:
Какие налоги и в какие сроки нужно платить. Самозанятые платят налог по двум ставкам:
НПД надо платить только за те месяцы, когда был доход. Если ничего не заработали, платить налог не нужно.
Платить надо только с доходов от своей профессиональной деятельности — тех денег, которые заплатил клиент.
Например, домашний кондитер печет торты на заказ и получает за них деньги на карту. Налог надо заплатить только с этих поступлений, а не с переводов от друзей или родственников.
Платить налог от других поступлений не надо. Самозанятость не применяется к доходам от:
С этих доходов надо платить НДФЛ — 13%.
Налог на профессиональный доход платят раз в месяц. В течение месяца самозанятый отчитывается о доходе, а потом ФНС сама считает налог и не позднее 12 числа следующего месяца присылает квитанцию об оплате. Ее нужно оплатить до 25 числа того же месяца.
Могут ли изменить условия самозанятости в будущем. Могут. Но действующие условия и ставки зафиксированы в законе и не изменятся до 2029 года.
Схема работы самозанятого. Учет доходов, с которых надо заплатить налог, ведется через приложение «Мой налог».
Когда клиент расплатится, самозанятый в приложении заявляет о поступлении как о доходе. Тут же, в приложении, формируется ссылка на чек — его надо передать клиенту.
Передать чек можно такими способами:
Самозанятый сам решает, какой чек выдать: электронный или бумажный. Клиент не вправе требовать бумажный чек, если уже получил электронный.
Стоит ли оформлять самозанятость
Без статуса самозанятого, как и без любого другого официального статуса типа ИП, человек продолжает работать нелегально и не платить налоги. Если когда-нибудь об этом узнает налоговая — доначислит неуплаченные за 3 года налоги, взыщет штраф и пени.
Кому выгодно оформить. Раньше у мелких предпринимателей был выбор только между ИП и ООО. Оба варианта были не из самых простых: нужно было общаться с налоговой, подавать декларацию, а в случае ООО — еще и составлять бухгалтерскую отчетность.
НПД — быстрый способ заявить о своих доходах государству и работать легально. Заявление о постановке на учет подается через интернет, идти в налоговую не нужно, госпошлины нет. Подробнее об этом расскажу ниже.
Но бывают ситуации, когда все-таки лучше зарегистрироваться в качестве ИП.
Как выйти из тени
ИП и самозанятость
Отличия. Главное отличие в том, что самозанятым работать проще: легче зарегистрироваться, ниже налоги, нет налоговой отчетности, не нужны кассы, можно не платить соцвзносы.
Разница между ИП и самозанятым
ИП на УСН | Самозанятый без статуса ИП | |
---|---|---|
Регистрация | Лично с госпошлиной 800 Р или через интернет бесплатно. Срок регистрации — 3 рабочих дня | Бесплатно. Срок регистрации — 6 дней |
Лимит годового дохода | 150 млн рублей | 2,4 млн рублей |
Сотрудники | До 100 человек | Нельзя нанимать |
Налоговая ставка | 6% | 4% — доходы от физлиц, 6% — доходы от юрлиц и ИП |
Страховые взносы | Обязательны на ОПС и ОМС. В 2020 году — 40 874 Р + 1% от доходов, превышающих 300 000 Р в год | По желанию |
Работа по найму | Можно | Можно |
Онлайн-касса | Обязательна, если есть покупатели-физлица и деятельность не позволяет работать без кассы | Не нужна |
Налоговый учет | Надо заполнять книгу учета доходов и расходов, раз в год сдавать декларацию | Нет |
Налоговые вычеты | При УСН ежегодный вычет на сумму взносов на ОПС и ОМС | Один вычет 10 000 Р до достижения лимита |
Что лучше выбрать. Если вы работаете на себя, не собираетесь нанимать сотрудников, ваш доход не превышает 2,4 млн в год и вас мало заботит будущая пенсия, для вас идеальна самозанятость. А если хотите масштабировать бизнес, надо оформлять ИП.
Как стать самозанятым в России
Чтобы стать самозанятым, нужно встать на налоговый учет как плательщик НПД. Это бесплатно — госпошлины нет.
Идти в налоговую не нужно: заявление подается через интернет. Есть 3 способа это сделать:
Проще всего зарегистрироваться через приложение «Мой налог» — об этом мы уже писали.
Приложение «Мой налог» для iOS и Android
Как перейти на самозанятость с ИП. Каких-то специальных требований нет — нужно просто зарегистрироваться в качестве самозанятого.
Но самозанятый ИП не может совмещать НПД с другими спецрежимами: упрощенкой (УСН), вмененкой (ЕНВД) и единым сельхозналогом (ЕСХН). Поэтому после регистрации в качестве самозанятого в течение месяца надо отказаться от других спецрежимов в налоговой по месту жительства или ведения деятельности.
Для отказа можно использовать одну из следующих форм:
У любого налогового режима есть свои плюсы и минусы. Расскажу подробно, что вас ждет, если решите стать плательщиком НПД.
Плюсы регистрации в качестве самозанятого
Простая регистрация. Не нужно собирать бумаги, платить пошлину, ехать в налоговую. Для регистрации через приложение «Мой налог» понадобятся только паспортные данные и ваша фотография с телефона.
Если есть личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС, для регистрации достаточно заявления через приложение «Мой налог». Стать самозанятым можно в любой день месяца.
Клиенты банка, с которым сотрудничает ФНС, могут подать заявку сразу в личном кабинете на сайте банка. В этом случае не понадобится даже фото.
Официальный статус. Регистрация в качестве самозанятого делает заработки легальными. Самозанятый «чист» перед государством, работает «в белую», без рисков получить штраф за неуплату налогов. Официальный статус также позволяет защищать свои права в суде, если их нарушили недобросовестные заказчики.
Официальное подтверждение доходов. Регистрация в качестве самозанятого позволяет подтвердить свой заработок, например для получения кредита, ипотеки, оформления визы.
Низкие налоговые ставки. Налог на профессиональный доход — самый недорогой способ работать легально. Ставки в 4 и 6% зафиксированы в законе и не изменятся до 2029 года.
Можно не платить страховые взносы. Страховые взносы на ОПС можно не платить. Это удобно, но, с другой стороны, если их не уплачивать, деятельность самозанятого не войдет в трудовой стаж. А вот бесплатная медицина ему все равно положена, так как часть налога идет на финансирование ОМС.
Самозанятые также могут оформить налоговые вычеты при покупке квартиры и лечении, но только с дохода, который облагается НДФЛ, например с зарплаты или с дохода от продажи квартиры или машины.
Можно работать по найму и быть самозанятым одновременно. С зарплаты будут удерживать НДФЛ 13%, а с дополнительного дохода надо самостоятельно платить НПД. При этом работодатель продолжит уплачивать страховые взносы с зарплаты.
Например, человек работает по найму менеджером, а в свободное время шьет кошельки на заказ. С его зарплаты на основной работе будут отчисляться НДФЛ и страховые взносы. А как самозанятый он будет платить 4 или 6% только с доходов от продажи кошельков.
Деятельность самозанятого может совпадать с работой по трудовому договору. Например, можно по будням работать в кондитерской, а по выходным печь тортики на заказ.
Можно совмещать разные виды деятельности. Самозанятый может одновременно писать текст на сайт, делать для него фотографии, подрабатывать репетитором и вести свой онлайн-курс по верстке лендингов.
Можно быть ИП и самозанятым одновременно. Предприниматель может перейти на НПД и работать без деклараций. Для этого ему надо сняться с учета в качестве налогоплательщика в прежнем режиме: УСН, ЕНВД или ЕСХН. Для предпринимателей без наемного персонала НПД — это возможность пересидеть безденежье без уплаты фиксированных взносов и прекращения статуса ИП.
Можно нанимать работников по гражданско-правовым договорам. Самозанятым нельзя нанимать сотрудников в штат по трудовым договорам. А вот заключать договор подряда или оказания услуг можно. Например, дизайнер сайтов на НПД может обратиться к копирайтеру за текстом, а фотограф — к ретушеру.
Нет отчетности. Самозанятому не надо заполнять декларации, выбирать наиболее выгодный налоговой режим. Все, что от него требуется, — сообщить о профессиональном доходе, сформировать чек в приложении, передать его клиенту и раз в месяц заплатить налог.
А если самозанятый работает через партнеров, например через агрегатор такси или биржу фриланса, чеки могут формироваться даже без его участия.
Повышение доверия клиентов и расширение клиентской базы. Самозанятые могут выдавать клиентам чеки, которые формирует приложение «Мой налог». Это позволяет открыто себя рекламировать и может повысить доверие клиентов к бизнесу.
Юрлицам и ИП проще работать с самозанятыми, чем с физлицами. Компании и ИП обязаны платить за физлиц НДФЛ и соцвзносы. При работе с самозанятыми им ничего платить дополнительно не надо — только за работу.
Минусы и подводные камни
Нельзя нанимать сотрудников по трудовым договорам. Самозанятые могут работать только сами на себя. Если нужны помощники, придется нанимать людей по гражданско-правовому договору или регистрировать ИП.
Трудовой стаж не идет. Если не платить страховые взносы, трудовой стаж не засчитают. Поэтому копить на пенсию придется самостоятельно. Если не набрать нужное количество пенсионных баллов, на пенсию можно будет выйти в 70 лет. При этом пенсия будет минимальной.
Ограничения на доход. Если доход от самозанятости больше 2,4 млн рублей в год, с дохода свыше этого лимита надо заплатить НДФЛ 13%.
Самозанятый ИП после превышения лимита в течение 20 дней должен перейти на другой налоговый режим: УСН, ЕНВД или патент. Если он этого не сделает, налоговая автоматически переведет его на ОСН. На УСН можно перейти только с начала следующего года.
Нет соцгарантий и пособий. Самозанятым приходится рассчитывать только на себя: у них нет больничного, отпуска, выплаты по беременности и родам в сравнении с теми, кто работает по трудовому договору.
НПД нельзя совмещать с другими налоговыми режимами. Это важно для ИП: они не могут совмещать НПД с ОСН, УСН или ЕНВД.
Нельзя работать как самозанятый с текущим и прошлым работодателем в течение двух лет после увольнения.
Банки неохотно выдают кредиты. Хоть самозанятые и могут подтвердить свои доходы справками из приложения «Мой налог», а банки обязаны их принимать, они по-прежнему часто отказывают в выдаче кредитов самозанятым или дают их на менее выгодных условиях. Впрочем, физлиц, работающих «в черную», банки кредитуют еще менее охотно.
Не подходит большинству иностранцев. Помимо россиян, на НПД могут работать только граждане Армении, Беларуси, Казахстана или Киргизии.
Больше хлопот, чем у физлица. Чек необходимо сформировать и передать клиенту не позднее 9 числа следующего месяца.
Запомнить
Я предпочитаю быть честным до тех пор пока государство со мной честное. Я не вижу никакой правдивости, прозрачности и чести со стороны государства поэтому считаю, что таким людям стоит дальше работать в черную. Ибо нехер кормить арраву чиновников и взяточников, наивно полагать что эти налоги пойдут на развитие малого бизнеса, образования или беднякам
Дмитрий, Абсолютно согласен! наше государство обдирая население до нитки не дает взамен вообще ни чего. Почему тогда я должен что-то такому государству!
Дмитрий, полностью поддерживаю
Дмитрий, согласен, по возможности так и делаем!
Дмитрий, когда пришпилят, будешь распятым с креста орать в массы про честность 🙂
Вобщем понятно: плюсы есть только для тех, кто уже сидел на ИП и хотел соскочить с уплаты соцстраха.
А тем, кто привык работать вчёрную, никакого смысла регистрироваться нет, только лишний раз засветиться на радарах.
Сергей, очень интересна прям статистика сколько ИП скинуло с себя эти бессмысленные и беспощадные поборы в виде доп налогов, стыдливо именуемых соц взносами
Сергей, да и то не все ип могут соскочить)
Vladimir, речь о будущих доходах.
«Разница между ИП и самозанятым»
статье постоянно причудливо переплетаются противоречащие друг другу вещи. Перепутано теплое с мягким. Впрочем эта путаница много где встречается до сих пор.Как можно противопоставлять ИП и самозанятого?
НПД это налоговый режим (НПД
УСН), а не правовая форма (ИП, ООО). Причем в статье про это даже есть
НПД надо не с ИП сравнивать, а с УСН, ОСН и тп
Иван, многие действительно забывают про возможность ИП применять НПД. В статье о такой возможности, кстати, написано, но общий ритм противопоставления ИП и самозанятого сбивает с толку. На мой взгляд, необходимо осветить проблему с трёх ракурсов: ИП на УСН, ИП на НПД, ФЛ без статуса ИП на НПД. Полагаю ИП на НПД незаслуженно пропускается, но у ИП на НПД есть свои плюсы (нет кассы, нет обязательных страховых взносов, можно открывать расчётные счета, можно судиться в арбитражных судах и пр.).
Сдаю квартиру как самозанятый. Подтолкнули к этому соседи, которые в домовом чате написали (не мне), что не любят квартиросъемщиков и если они будут себя неподобающе вести быстренько сообщат в налоговую. В своих квартиросъёмщиках уверена, но решила подстраховаться.
Roman, каждый платит свои налоги. Т.е. Ваш дизайнер платит с суммы, которая ему направлена (например, 4%, если он ФЛ-самозанятый и деньги пришли от ФЛ-самозанятого или 13% если он ФЛ без статуса ИП и не применяет НПД)
Roman, Если вдруг еще не разобрался(спустя год), то все очень просто. Заключаешь договор на оказание услуг с кем либо. Если ты дизайнер, то с заказчиком, если владелец сайта, то с дизайнером. В договоре прописываешь конкретную работу и соответственно оплату. Вот и все. С этой суммы и будет идти налог
Михаил, спасибо. Но я уже давно на ИП с патентом перешел. Но идея понятна.
Анна, расходы не принимаются в расчёт. Потратили расходники на 999 руб., получили за работу 1000 руб. = налог рассчитывается с 1000 руб., а не с 1 руб.
Roman, настоящий грабёж.
Олег, да, 4% это настоящий грабеж, конечно
Никита, это чревато будущим вымогательством. Плати больше или мы на тебя пожалуемся в налоговую. Ситуации бывают разные 😊
Александр, ну во первых я сделал оговорку- «если такой вариант возможен», потому, что у всех подъезды разные, как и соседи. А во вторых к любому человеку можно подход найти, если очень захотеть. А в третьих, если начнут вымогать, то станете самозанятым, 3 минуты через сбер например или самостоятельно через сайт, стать самозанятым не долго.
С одной стороны заманчиво, а с другой.
Предположим, что гражданин одной из перечисленных стран (Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия) будет оформлен как самозанятый. Получается, что человек будет платить налоги в бюджет России. Значит ли это, что статус самозанятого даст ему право на легальный нахождение в Россию «по работе»?
Почему мы должны платить налоги
Таким вопросом в последнее время задается немалая часть жителей нашего края. Для того чтобы дать ответ необходимо разобраться в том, что же такое налоги и куда они направляются.
На страницах налогового вестника мы ответим на этот крамольный вопрос и попутно рассмотрим основные вопросы налогообложения и налогового администрирования в Агинском Бурятском округе.
Налоги – это плата общества за выполнение государством его функций. Это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованной стране. Каждый из нас полагается на государство, которое может обеспечивать национальную безопасность, сохранение окружающей среды, защиту от внешней экспансии, гражданский мир, хорошие дороги, доступ к образованию и здравоохранению и множество других услуг. Для выполнения своих функций государству нужны средства, значительная часть которых формируется за счет налоговых поступлений. Понятна важность и значимость труда налогового инспектора, от результатов которого зависит экономическое развитие страны и благополучие ее граждан.
Налог на прибыль организаций
Налог на добавленную стоимость
Платежи за пользование природными ресурсами
Налог на имущество организаций
Налоги на совокупный доход
Страховые взносы на обязательное социальное страхование
Общий объем поступлений налогов и сборов от налогоплательщиков, состоящих на налоговом администрировании в Инспекции, в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2018 году (включая страховые взносы на обязательное страхование) составил 5 млрд. руб.
Поступления в консолидированный бюджет Забайкальского края составили 2 млрд. 848 млн. руб., что составляет 35.9% от общих поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации.
Поступления в бюджеты муниципальных образований составили 1 млрд. 162 млн. руб., что составляет 15.3% от общего числа поступлений в консолидированный бюджет Забайкальского края. В целом, объем налоговых поступлений по имущественным налогам за 2018 составил 75 млн. 518 тыс. руб.
Что происходит с долгами по налогам?
Несмотря на то, что сегодня основной принцип работы налоговой службы с должниками в добровольном и досудебном урегулировании задолженности з а 4 месяца 2019 года сумма поступлений по имущественным налогам составила 8 млн. 849 тыс. руб.
Сегодня налоговая служба совместно с судебными приставами, органами прокуратуры и местного самоуправления применяет комплекс мер по принудительному взысканию задолженности. В декабре 2018 года губернатором Забайкальского края Александром Осиповым и Руководителем Управления ФНС России по Забайкальскому краю Ириной Войлошниковой был подписан план совместной работы направленный на пополнение краевого и местных бюджетов. Важно отметить что, местные налоги играют значимую роль в стабильности и финансовой обеспеченности бюджетов муниципальных образований. Поэтому рост поступлений налоговых доходов является одним из приоритетных направлений совместной деятельности налоговых органов и местных органов власти.
Совсем скоро, с 1 июля, начнется рассылка новых налоговых уведомлений и их рассылаются сотни тысяч. Что делать честному налогоплательщику, если он сомневается в данных содержащихся в уведомлении?
Для налогового органа первостепенное значение имеет качество оказания государственных услуг. В большинстве своем подобные ситуации возникают из-за ошибок при регистрационных действиях налогооблагаемого имущества и будет преждевременно винить только инспекцию, так как при формировании налоговых уведомлений мы опираемся на данные из соответствующих регистрирующих органов. Для нас важно разобраться в корне каждой проблемы, и мы стараемся точечно разобраться в сути обращения каждого отдельно взятого налогоплательщика.
В соответствии с налоговым кодексом такие регистрирующие органы как ГИБДД, органы, осуществляющие кадастровый учет и госрегистрацию права на недвижимое имущество обязаны сообщать сведения в налоговый орган в течение 10 дней со дня регистрации. Кроме того ежегодно регистрирующие органы обязаны представлять информацию перед началом формирования налоговых уведомлений. (для ред. Просим выделить отдельным абзацем жирным шрифтом)
Если же кто-то из читателей столкнется с такой ситуацией, то мы рекомендуем обратиться к сервису «Жизненные ситуации» в личном кабинете налогоплательщика или же обратиться в налоговый орган, изложив суть проблемы.
Практика работы налоговой службы показывает, что основная масса вопросов возникает при исчислении транспортного налога
Самая распространенная проблема это начисление налога на уже проданный автомобиль. Важно отметить, что при продаже по доверенности, налог обязан уплачивать не фактический владелец, а юридический собственник. Неважно владеете вы или нет автомобилем фактически, где он находится и в каком состоянии пребывает, если существует действующая регистрация, то налоги, и не только они, будут приходить на имя и по адресу собственника, на которого эта регистрация оформлена.
Из практики можно обратиться к случаю с налогоплательщиком, которому в течение нескольких лет начислялись налоги на большегруз после его продажи. В данном конкретном случае нами был проведен ряд мероприятий, в том числе неоднократные запросы в органы ГИБДД. Отметим, что, в конце концов, был произведен перерасчет на сумму более чем 13 тысяч рублей.
Качество ведения базы данных регистрирующих органов напрямую влияет на корректное начисление имущественных налогов (для ред. Просим выделить отдельным абзацем жирным шрифтом)
Почему мы должны платить налоги?
Потому что поступления от местных налогов расходуются на решение вопросов местного значения. Подавляющую долю занимают расходы, связанные с нашим жизнеобеспечением.
Более половины всех расходов местного бюджета идет на социально-культурные мероприятия: образование, здравоохранение, ЖКХ и многие другие вопросы. Обеспечение малоимущих нуждающихся в улучшении жилищных условий, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства; создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры, и других вопросов.
Более того мы все хотим, что бы в наших домах было светло и тепло, чтобы наши дети получили достойное образование от яслей до высшего, а в экстренной ситуации к нам моментально приехала скорая помощь, служба спасения. Все это, как и содержание дорог, функционирование общественного транспорта и многое другое финансируется из наших с вами налогов.
Другой вопрос: «куда направляются уплаченные мной налоги?» не дает покоя практически каждому налогоплательщику в момент расставания с денежными средствами. Этот вопрос честный налогоплательщик может задать уже органам местной власти.
Налоговая служба это, прежде всего фискальный орган власти, обладающий широким спектром действенных мер по взысканию задолженности. Но, как упоминалось выше, для администраторов налогообложения самое главное это своевременная и осознанная уплата налогов.
Сегодня важно, что бы наши жители относились к налогообложению как к заключению общественного договора, по которому граждане создают государство как аппарат по производству общественных благ и договариваются об объеме и финансировании этого производства, о распределении благ и т. д. Существенный элемент договора — его цена. А это, по сути, и есть налоги.
Полное или частичное отсутствие налогов, означало бы полное или частичное отсутствие производства общественных благ: социальной поддержки, оборонной мощи и многих других вещей без которых государство не сможет вести нормальную внутреннюю и внешнюю политику.
1) Начиная с налогового периода 2018 года, в качестве дополнительных мер социальной поддержки для многодетных к числу льготников, имеющих право на налоговый вычет в размере кадастровой стоимости 600 кв.м в отношении одного земельного участка, отнесены физические лица, имеющие трех и более несовершеннолетних детей (далее – многодетные) (пп. 10 п. 5 ст. 391 НК РФ в редакции Закона ).
2) Начиная с налогового периода 2018 года, в п. 10 ст. 396 НК РФ включено правило предоставления налоговых льгот физическим лицам без заявлений в налоговый орган: в случае, если налогоплательщик, относящийся к категориям лиц, указанным в пп. 2 – 4, 7 – 10 п. 5 ст. 391 НК РФ (пенсионеры, инвалиды, лица предпенсионного возраста, многодетные), и имеющий право на льготу, в том числе в виде налогового вычета, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с федеральными законами.
Такой порядок представления льгот носит название – «проактивный» порядок. Укажем, что практика показывает, что пока что все же быстрее и надежнее всего представить документы, подтверждающие право на налоговую льготу лучше всего представить вместе с заявлением в налоговый орган самому заявителю.
3) Начиная с налогового периода 2018 года, ст. 396 НК РФ дополнена п. 17:
«В случае, если сумма налога, исчисленная в отношении земельного участка (без учета положений п. 7, 71, абз. 5 п. 10 ст. 396 НК РФ), превышает сумму налога, исчисленную в отношении этого земельного участка (без учета положений пп. 7, 71, абз. 5 п. 10 ст. 396 НК РФ) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, сумма налога подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в размере, равном исчисленной сумме налоге (без учета положений пп. 7, 71, абз. 5 п. 10 ст. 396 НК РФ) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, а также с учетом положений пп. 7, 71, абз. 5 п. 10 ст. 396 НК РФ, примененных к налоговому периоду, за который исчисляется сумма налога.»
Говоря проще, если сумма земельного налога за земельный участок, по каким-то причинам повысилась, то это повышение не может быть больше 10% по сравнению с предыдущим годом.
Коэффициент 10-ти процентного ограничения роста налога не применяется при исчислении налога в отношении земельных участков, предназначенных для жилищного строительства, в связи с несвоевременной застройкой которых за соответствующий налоговый период для расчета налога применены коэффициенты 2 или 4.
4) Со дня официального опубликования Закона переносится с 1 ноября на 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, предельный срок для возможности подачи налогоплательщиком-физическим лицом в налоговый орган уведомления о выбранном земельном участке, в отношении которого будет применяться налоговый вычет (п. 61 ст. 391 НК РФ ). Это позволит реализовать возможность представления уведомления в отношении земельного участка, права на которые возникли в течение последних двух месяцев года.
5) С налогового периода 2020 года абз. 4 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ (в редакции Закона), устанавливающий предельное значение налоговой ставки в размере, не превышающей 0,3 %, излагается в новой редакции в отношении земельных участков: «не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
С 2019 года гражданам не надо платить транспортный налог за угнанные машины
Таким образом, в связи с действием этого закона окончание розыска транспортного средства, не приведшего к его возврату лицу, на которое было зарегистрировано такое транспортное средство, не повлечет возобновление налогообложения.
Сведения о возврате транспортного средства, находящегося в розыске, представляются в налоговые органы в виде документа от уполномоченных правоохранительных органов, ведущих или инициировавших розыск, либо в рамках информационного обмена, предусмотренного ст. 85 Кодекса.
1) Во исполнение Послания Президента РФ, начиная с налогового периода 2018 года, в ст. 403 НК РФ внесены изменения, увеличивающие размер налоговых вычетов для жилых помещений многодетных семей, то есть имеющих 3 и более детей.
В частности, налоговая база по налогу в отношении объектов налогообложения, находящихся в собственности многодетных семей, уменьшается на величину кадастровой стоимости 5 кв.м в отношении квартиры, части квартиры, комнаты и 7 кв.м в отношении жилого дома, части жилого дома в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка.
Указанный вычет предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида (квартира, часть квартиры, комната, жилой дом, часть жилого дома) в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пп. 6, 7 ст. 407 НК РФ, в том числе в случае непредставления в налоговый орган заявления о предоставлении налоговой льготы или уведомления о выбранном объекте.
2) Начиная с налогового периода 2018 года «проактивный» порядок предоставления налоговых льгот (то есть порядок при котором налоговые льготы представляются физическим лицам без заявлений в налоговый орган) вводится Законом для расчета налога с использованием имеющихся у налоговых органов сведений о «льготниках», относящихся к пенсионерам, инвалидам, лицам предпенсионного возраста и владельцам хозпостроек площадью не более 50 кв.м, указанных в пп. 15 п. 1 ст. 407 НК РФ.
3) Аналогично поправкам, касающимся земельного налога, Законом изменен срок для возможного представления уведомления о выбранном объекте недвижимости в отношении которого применяется налоговый вычет: с 1 ноября на 31 декабря года, являющегося налоговым периодом (поправка в п. 7 ст. 407 НК РФ ). Это позволит реализовать возможность представления уведомления в отношении объекта, права на которые возникли в течение последних двух месяцев года.
4) Со дня официального опубликования Закона урегулирован вопрос об исчислении налога в отношении объектов, прекративших существование в т.ч. в результате сноса или уничтожения (п. 2.1 ст. 408 НК РФ в редакции Закона ). В таких случаях исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения объекта налогообложения на основании заявления, представленного налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору.
С указанным заявлением налогоплательщик вправе представить документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта. В случае, если такие документы в налоговом органе отсутствуют, налоговый орган по информации, указанной в заявлении налогоплательщика, запрашивает сведения, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта, у лиц, у которых имеются эти сведения.
Орган или иное лицо, получившие запрос налогового органа, исполняет запрос в течение семи дней со дня его получения или в тот же срок сообщает о причинах неисполнения запроса. Налоговый орган в течение трех дней со дня получения указанного сообщения обязан проинформировать налогоплательщика о неполучении сведений по запросу и о необходимости представления подтверждающих документов.
Форма заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения утверждается ФНС России (до утверждения указанной формы может применяться рекомендуемая, направленная письмом ФНС России от 14.11.2018 № БС-4-21/22148 ).