Для чего нужно пользовательское соглашение на сайте
Пользовательское соглашение: инструкция по составлению
Управляющий партнер компании «Закошанский и партнеры», председатель Ассоциации юристов цифровой экономики.
специально для ГАРАНТ.РУ
Пользовательское соглашение определяет права и обязанности владельцев сайтов, мобильных приложений и их пользователей при взаимодействии в Интернете.
Соглашение имеет два вида целей: заявленные и реальные.
К заявленным целям относятся намерение бизнеса рассказать о возможностях продукта, описать порядок работы с клиентами и дать исчерпывающие представления о средствах юридической защиты. Реальные цели более прагматичны – компаниям необходимо ограничить ответственность и защитить интеллектуальную собственность.
С юридической точки зрения пользовательское соглашение является смешанной, непоименованной гражданским законодательством сделкой, которая заключается в виртуальном пространстве. Содержательно правоотношения между сторонами оформляются известными текущему правопорядку обязательствами. Как правило, в соглашении найдется место купле-продаже (Lamoda), оказанию услуг (Wildberries), агентированию и доставке (Delivery Club), даже лицензированию (все вышеперечисленные). И это далеко не предел.
Какие сайты и приложения должны иметь пользовательские соглашения? Правильный ответ – все, если их владельцы оказывают услуги, собирают данные, предоставляют доступ или что-либо продают. Некоторые юристы скажут, что не стоит тратить время на создание правил пользования: существуют прецеденты, шаблоны и, на худой конец, готовые документы конкурирующих компаний. Но логика работы интернет-сервисов может иметь настолько гибридные, не известные до настоящего момента формы, что разрабатывать юридическую обвязку приходится каждый раз с нуля. Поэтому создание пользовательского соглашения – это всегда творческая задача.
В настоящей колонке разберем процесс структурирования пользовательского соглашения на примере интернет-платформы по удаленному запуску компьютерных игр: определимся с бизнес-моделью, выберем надлежащие юридические инструменты и приступим к написанию текста.
Платформа – стриминговая технологическая онлайн-площадка для геймеров и любителей киберспорта, которая предоставляет возможность зарегистрированным пользователям организовывать и участвовать в компьютерных играх высокого качества. Платформа позволяет пользователю найти владельца производительного персонального компьютера и дистанционно запустить игру с высокими техническими требованиями даже на маломощном ноутбуке. Владелец сдает в аренду не используемые мощности своего компьютера за плату. Монетизация осуществляется за счет взимания комиссии от денежных переводов, которые осуществляют пользователи обладателям компьютеров.
Нулевой этап составления пользовательского соглашения – интервью идеологов проекта. Выбор правильных правовых инструментов возможен исключительно благодаря внимательному опросу владельцев продукта.
Кто ваши клиенты: частные лица или организации? Из каких стран ваши клиенты? Создаются ли учетные записи? Какие возможности получает пользователь с регистрацией и без? Может ли пользователь создавать собственный контент на платформе? Если да, то кому принадлежат права? Существует ли внутренняя коммуникация пользователей? Участвует ли компания в модерации общения? Имеется ли возможность пользователям оценивать действия друг друга? Какие способы монетизации предусмотрены? Могут ли пользователи зарабатывать деньги или баллы лояльности? Участвует ли платформа в расчетах или действует как посредник? Какие действия запрещены на платформе?
В действительности вопросов намного больше. Задача юриста, как и нередко бывает с оффлайн-бизнесом, заключается в компоновке разрозненного потока идей и желаний команды. Ответы на поставленные вопросы, с одной стороны, позволяют юристу выбрать необходимые правовые инструменты, а с другой – помогают предпринимателям собрать все мысли воедино. Одно из неоспоримых преимуществ запуска интернет-проектов заключается в возможности гибко тестировать гипотезы и менять приоритеты и формы по ходу развития проекта. Вместе со сменой ориентира приходит и новая операционная модель, которая подлежит подтверждению юристами.
После проведения серий интервью с командой накапливается критический массив сведений, которые требуется перевести на юридический язык. В нашем проекте изучение ответов позволило самим основателям пересмотреть целиком финансовую модель, потому что до подключения юристов некоторые незначительные вопросы, например налогообложения, не поднимались.
В результате обсуждений мы пришли к выводу, что помимо базовых условий (преамбула, предмет, права и обязанности и прочие) пользовательское соглашение должно содержать следующие разделы:
Главной задачей проекта было подчеркнуть, что и игроки, и владельцы платформы вступают в договорные отношения непосредственно друг с другом. При этом платформа предоставляет пользователям исключительно право пользования базой данных с высокопроизводительными компьютерами, их стоимостью и доступным временем работы. Однако платформа должна была оставить за собой полномочия по разрешению конфликтных ситуаций между пользователями, действуя исключительно в качестве незаинтересованного арбитра.
Для того чтобы обезопасить компанию от возможных претензий о недоступности сервисов или несовместимости программного обеспечения, мы прописали максимально детализированные технические требования для всех компьютеров системы и правила создания и ведения учетных записей. Так как использование платформы предусматривает финансовые операции, мы предусмотрели, что пользователи должны быть старше 16 лет, то есть иметь полномочия на заключение юридически обязывающих сделок.
Иная важная и трудная задача – верификации пользователей в интернете. Мы предусмотрели необходимость предъявления официальных документов, удостоверяющих личность, а также получили согласие на проверку данных пользователей по сторонним базам данных. Но даже при наличии подобных возможностей, дополнительно прописали, что компания не несет какой-либо ответственности за подтверждение личности. Конечно, ограничение ответственности договором отнюдь не означает отсутствие ответственности по закону, но мы со своей стороны прописали все необходимое. При регистрации мы просим пользователей предоставить заверения об обстоятельствах, что они действуют исключительно от своего имени, а использование платформы осуществляется только личных интересах. Пользователи могут регистрироваться в качестве физических лиц, регистрация для ИП и компаний не доступна.
Платформа имеет элементы социальной сети, и для нас существенным было условие о создании пользовательского контента. Участники платформы могут создавать или загружать тексты, фотографии, аудио и видео, а это означает, что эти объекты подлежат охране законодательством об авторских правах. Более того, сама платформа является продуктом интеллектуальной собственности компании, которая подлежит защите от самих пользователей. Естественно, им запрещается копировать, воспроизводить какие-либо элементы или созданные на их основе производные произведения, либо предоставлять лицензии на них.
Ключевое условие – предоставление доступа к платформе «как есть», без каких-либо явных или подразумеваемых гарантий, добровольно и на собственный страх и риск.
Существует множество анекдотов про юристов, которые говорят на некоем «птичьем языке», понятном немногим. Действительно, подавляющее большинство доступных нам пользовательских соглашений составлены сухим, тяжелым языком. Допустимо использовать профессиональную терминологию в академических работах и даже, наверное, в сделках между корпорациями. По крайней мере, по сторону стола переговоров документы тоже читает юрист, и он точно должен понять смысл написанного.
Однако в сфере пользовательских соглашений ведущие интернет-компании, зная хорошо свои потребители, задают тренд на ясность, краткость и простоту изложения сложных юридических конструкций. Обратите внимание на степень доступности для понимания документов от Google, Instagram, Tunnel Bear или Survey Monkey. Возможно, если мы возьмем курс на упрощение и краткость, наши следующие договоры будут читать друг другу в гостях.
Пользовательское соглашение: для чего нужно и как правильно составить
Поговорим о том, как обезопасить себя и пользователя от недоразумений и недопониманий при использовании сайта. Речь пойдет о пользовательском соглашении: что это, зачем нужно и как его, собственно, правильно составить. Кстати, полезен этот материал будет не только владельцам сайтов, но и активным пользователям.
Вы, как просвещенный пользователь интернета (а мы предполагаем, что вы именно такой, раз читаете эту занимательную статью), очевидно в курсе, что практически каждое ваше действие в сети сопровождается заключением договора.
Одним из таких договоров и является Пользовательское соглашение. В таком договоре предусматриваются все нюансы использования сайта или мобильного приложения: права и обязанности пользователя и владельца ресурса, порядок использования функционала и контента ресурса, ограничение ответственности владельца ресурса и многое другое.
Дело в том, что многие пользователи зачастую пренебрегают чтением таких договоров и попросту соглашаются с его правилами банально не ознакомившись. И, заметим, очень зря. Скажите, вы способны подписать договор займа, предварительно не изучив его? Да? Тогда мы уже выезжаем к вам. Но если вы человек в здравом уме, то никогда не согласитесь на условия договора, не прочитав его хотя бы один раз. Договоры в Интернете не исключение. Во избежание неприятных казусов такие соглашения стоит читать.
Верно, они не были в курсе ситуации, потому что не посчитали нужным потратить 5 минут своего времени, прежде чем нажать кнопочку «согласен с правилами Пользовательского соглашения».
Подобная ситуация должна послужить отличным примером, который показывает, насколько важно быть ознакомленным с любым документом, который вы подписываете (даже если это происходит нажатием кнопки).
Мы ждали этого вопроса!
Дело в том, что такие контракты в сети по сути своей являются публичной офертой. Это означает, что соглашаетесь вы с таким документом путем совершения определенных действий. Об этом нам говорит пункт 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как правило, в большинстве Пользовательских соглашений акцепт, то есть согласие с условиями, происходит с момента начала использования сервиса или сайта. Фактически, с начала использования возможностей интернет-сайта вы уже согласны с Соглашением. Именно по этой причине с ним стоит ознакомиться сразу, как только вы зашли на сайт. Найти его можно в «подвале» сайта, то есть в самом низу страницы. Чаще всего именно там вы можете увидеть кнопку «Пользовательское соглашение».
Но у Соглашения есть еще несколько занимательных свойств:
– Позволяет уберечь ресурс или пользователя от рекламы, не отвечающей моральным нормам или нормам закона;
– Ограничивает ущемление неимущественных прав кого-либо. Данное основание в первую очередь связано с распространением недостоверной информации, порочащей честь, достоинство или деловую репутацию третьего лица. Здесь же могут быть претензии в связи с нарушением права на изображение гражданина, авторского права на имя и т.п.;
– Предотвращает использование недобросовестной конкуренции. Позволяет избежать ответственности за распространение на ресурсе сведений, порочащих честь конкурентов;
– Фиксирует нарушение условий договора. Если Соглашение заключено, за любое действие, которое ему не отвечает, пользователя можно будет наказать. Данный нюанс особенно важен для тех сайтов, которые занимаются распространением платной продукции.
Пользовательское оглашение – один из самых простых публичных документов по своей структуре.
1.
В начале документа стоит указать его статус и предупредить пользователя с чем ознакамливается. Также не забудьте указать владельца сайта, а точнее ваше юридическое лицо или ИП
2.
Если на сайте требуется регистрация – обязательно пропишите порядок действий, совершение которых необходимо пользователю для регистрации на сайте.
3.
Помним, что основная задача Пользовательского соглашения – защитить владельца сайта и его контент. Именно поэтому пункту «Условия использования сайта» надо уделить особое внимание. В таком пункте вы должны разъяснить пользователю, что он может делать на вашем сайте и с его наполнением, а что нет.
4.
Помимо этого, вы должны четко отграничить круг возможных пользователей. Например, если на вашем сайте представлен контент, который подразумевает возрастные ограничения – вы должны упомянуть об этом в Пользовательском соглашении. Такое упоминание снимает с вас ответственность.
5.
Стоит не забывать и про законодательство о персональных данных. Если на сайте осуществляется сбор персональных данных, то предупредите об этом пользователя и предоставьте ссылку на вашу Политику конфиденциальности.
Вообще-то каких-либо конкретных требований к документу не выдвигается. То есть, не существует единой формы, по образцу которой должны быть составлены все Пользовательские соглашения.
Единственное условие – соответствие условий Пользовательского соглашения нормам действующего законодательства.
Но все-таки несмотря на то, что документ является несложным по своей структуре, за созданием такого документа стоит обратиться к юристам, ведь ошибка может стоить вам очень дорого.
Хотели бы вы «двойник» вашего интернет-магазина, но с некачественной продукцией? Сомневаемся. При отсутствии грамотно составленного пользовательского соглашения остановить негодяев будет очень трудно. Не экономьте на любимых, а особенно на любимом деле!
Для чего нужно пользовательское соглашение и как его составить
В современном мире взаимодействие компаний со своими клиентами в значительной части происходит в Интернете. Для продвижения продуктов используются сайты с удобным интерфейсом и различными сервисами, которые становятся, по сути, витринами с товарами и услугами. На сайтах размещается и другой полезный контент, к которому пользователи проявляют интерес (мультимедиа, литература и др.). Он позволяет администраторам сайтов зарабатывать на рекламе. Отношения, возникающие в процессе взаимодействия владельца сайта и пользователей, можно урегулировать специальным документом – пользовательским соглашением. Оно будет обязательно для всех, кто к нему присоединится.
Пользовательское соглашение обычно применяется в интернет-торговле, в социальных сетях, рекламных сайтах, поисковом продвижении и многих других сегментах. При этом действующим законодательством конструкция такого соглашения прямо не предусмотрена. На практике оно регулирует вопросы использования сервисов сайта, заказа услуг и товаров, устанавливает объем ответственности сторон друг перед другом и перед третьими лицами, регулирует прочие аспекты взаимодействия. В зависимости от характера и профиля работы каждый владелец сайта (администратор) наполняет пользовательское соглашение нужными ему пунктами.
Пользовательское соглашение вступает в силу с момента присоединения к нему. Это происходит после регистрации на сайте или создания личного кабинета (учетной записи). В самом соглашении может быть предусмотрен другой момент вступления в силу, например начало пользования сервисами.
Содержание пользовательского соглашения администратор определяет самостоятельно в одностороннем порядке, не согласовывая его с пользователями.
Соблюдайте рамки
Пользовательское соглашение помимо регулирования вопросов взаимодействия администратора и пользователей определяет также общие параметры работы и условия сотрудничества с конкретизацией условий отдельных сделок. В этом плане его можно охарактеризовать как рамочный договор (ст. 429.1 ГК РФ). Отдельные сделки стороны заключают на согласованных условиях, а отсутствующие в них пункты восполняются общими положениями пользовательского соглашения.
Так, например, в пользовательское соглашение стороны могут заложить такие условия, как признание юридической силы документов, полученных по электронной почте, заранее предусмотренное место рассмотрения споров (как правило, в суде по месту нахождения администратора) и др. Если эти условия включены в пользовательское соглашение, стороны в дальнейшем могут их не оговаривать в других сделках. Вполне достаточно будет сделать ссылку на пользовательское соглашение.
Присоединяйтесь!
У пользователей нет возможности как-то повлиять на содержание пользовательского соглашения. Они могут только присоединиться к его условиям в целом либо отказаться от него, прекратив пользоваться сайтом. Таким образом, пользовательское соглашение по своей правовой природе является договором присоединения (ст. 428 ГК РФ). В Интернете использование такого соглашения является повсеместным, поэтому можно говорить о том, что сложился определенный обычай (ст. 5 ГК РФ).
Администратор вправе в любое время изменить или дополнить соглашение. Об этом он может даже не оповещать пользователей, поскольку.
Пользовательское соглашение. Кому и когда нужно?
«Расчет», ноябрь 2019
Попадая на любой сайт, мы должны принять пользовательское соглашение, размещенное владельцем ресурса. Почему такие документы получили распространение? Когда соглашение является обязательным условием для работы сайта? На эти и другие вопросы ответила Аделина Мельк, руководитель отдела юридического консалтинга юридической компании «ПРИОРИТЕТ».
Как понимать термин » пользовательское соглашение» с юридической точки зрения?
Развитие технологии привело к общемировой тенденции к переходу на электронные способы коммуникации между людьми. Интернет-магазины, поисковые сервисы по подбору товаров или услуг, обучающие сайты и программы, социальные сети, порталы по взаимодействию с органами государственной власти — каждая такая цифровая площадка стала неотъемлемой частью жизни человека.
Однако в России правовое регулирование гражданских правоотношений в Интернете еще не имеет необходимого уровня развития, да и само понятие «киберправо» сегодня российскому законодательству пока не знакомо. Поэтому в нашей стране контрагенты в основном вынуждены пользоваться общегражданскими нормами, обычаями делового оборота и выводами, которые делаются из судебной практики. Одним из наиболее востребованных инструментов регламентирования отношений между контрагентами или клиентами в сети является пользовательское соглашение. Отмечу, что данный документ может иметь и другие варианты названия, например «условия использования сайта» или «правила использования информации и материалов, размещенных на сайте». По своей сути это один и тот же документ.
Исходя из правоприменительной практики под пользовательским соглашением понимается договор, заключаемый между администрацией веб-ресурса и посетителем, который определяет условия использования материалов и сервисов, размещенных на сайте. Из данного определения можно сделать вывод, что любые пользовательские соглашения являются по своей сути договором присоединения.
Как следует из положений пункта 1 статьи 428 Гражданского кодекса, договором присоединения признается контракт, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом. И действительно, на практике условия пользовательского соглашения определяются владельцем сайта в одностороннем порядке, а посетитель с ними полностью соглашается, проставляя галочку в соответствующей форме или выражая свое согласие иным образом.
Почему наличие пользовательского соглашения на сайте необходимо?
С моей точки зрения, пользовательское соглашение — это обязательная составляющая, которая влияет на безопасную работу сайта или электронного сервиса. Такой документ регламентирует правила и порядок использования Интернет-ресурса, а также минимизирует риски его владельца.
Можно ли использовать шаблоны соглашения, которые можно найти в Интернете?
Составление юридически грамотного пользовательского соглашения требует знаний и опыта в различных областях права. В противном случае составленный документ не будет соответствовать своему основному назначению — защите интересов как владельца сайта или сервиса, так и его пользователей.
В Интернете сегодня можно отыскать бессчетное количество ссылок на сайты, где предлагают готовые шаблоны пользовательского соглашения. Однако необходимо помнить, что шаблон — это образец, который составлен для «общих» нужд. Скопировать текст типовой формы и добавить информацию о владельце сайта в преамбулу — этого недостаточно. Реальное пользовательское соглашение должно соответствовать требованиям закона, предъявляемым к конкретным видам деятельности, а также должно в полной мере обеспечивать интересы определенного заказчика. В данном случае, если вы берете такого типа документ из Интернета, вам полезно понять простую формулу: чем меньше нюансов учтено при составлении текста пользовательского соглашения, тем больше рисков берет на себя владелец ресурса.
На какие условия необходимо обратить внимание при самостоятельном составлении пользовательского соглашения?
Невозможно «здесь и сейчас» составить исчерпывающий перечень особо важных условий, которые вам нужно учесть в пользовательском соглашении. Почему? Потому что в любом конкретном случае есть своя специфика отрасли. Но даже самый типовой проект пользовательского соглашения должен содержать в себе ответы на следующие вопросы.
• Для каких целей создан сайт или сервис?
• Кто является его владельцем?
• Какие действия необходимо совершить посетителю для получения доступа к материалам сайта или сервиса?
• Какие условия и/или ограничения предусматривает владелец сайта или сервиса при использовании материалов?
• Каков порядок разрешения споров?
• Какую ответственность будут нести стороны в случае нарушения условий пользовательского соглашения?
• В каком порядке условия использования материалов сайта или сервиса подлежат изменению?
Кроме того, при составлении такого соглашения необходимо помнить, что оно будет опубликовано в общем доступе, а, следовательно, при определенных обстоятельствах может не защитить владельца сайта или сервиса, а наоборот — будет использовано против его интересов.
Есть конкретный и поучительный пример такой «метаморфозы» в судебной практике. Девятым арбитражным апелляционным судом было рассмотрено дело № А40-197625/17 по заявлению владельца сайта. Он оспаривал решение уполномоченных органов о внесении принадлежащего ему сайта в реестр, позволяющий идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в нашей стране запрещено. Суд отказал в удовлетворении такого заявления и установил, что есть несоответствие информации, указанной в пользовательском соглашении фактически размещенному на сайте контенту.
Для создания итогового документа, который требуется владельцу Интернет-ресурса, вам понадобится хороший перечень вопросов, и умение оценивать ход мысли и ответы с юридической точки зрения. В этом случае вероятность того, что для вас наступят негативные последствия, будет статистически равна или близка к нулю. Если вы обладаете необходимыми юридическими знаниями и навыками, то к специалисту вам обращаться не нужно. Но вам следует помнить, что профессионал всегда сделает эту работу лучше непрофессионала. Для большинства владельцев Интернет-ресурсов, которые сами составляют такой документ, хорошая юридическая оценка со стороны не помешает. Потому что в случае судебного иска или тяжбы вы не можете знать, какими будут для вас или для вашего бизнеса конкретные негативные последствия.
Какова стоимость услуги по составлению пользовательского соглашения в юридических компаниях?
На практике юристы чаще всего оказывают услугу по составлению текста пользовательского соглашения в рамках подготовки полного комплекта документов для легальной работы сайта. Помимо самого соглашения в пакет документов также входят Положение об обработке персональных данных покупателей, Условия покупки товара и оформления заказа, Условия возврата товара и денежных средств и иные документы согласно конкретному запросу и ситуации клиента. Стоимость такой работы начинается от 50 тыс. рублей и зависит от двух факторов: репутации компании на рынке юридических услуг и трудоемкости работы.