Для чего нужно правительство
Зачем людям правительство?
«Imagine» Джона Леннона — прекрасная песня, но когда он подсчитывает вещи, без которых он может представить, что мы живем, — имущество, религия и т. д. — он никогда не просит нас представить мир без правительство.
Самое близкое, что он подходит, — это когда он просит нас представить, что нет стран, но это не совсем то же самое.
Вероятно, это потому, что Леннон изучал человеческую природу. Он знал, что правительство может быть тем, без чего мы не можем обойтись. Правительства — важные структуры. Представим себе мир без правительства.
Мир без законов
Я сейчас печатаю это на своем MacBook. Представим себе, что очень крупный мужчина — назовем его Бифф — решил, что ему не особенно нравится мое письмо. Он входит, швыряет MacBook на пол, разбивает его на мелкие кусочки и уходит. Но перед уходом Бифф говорит мне, что если я напишу что-нибудь еще, что ему не нравится, он сделает со мной то же, что и с моим MacBook.
Бифф только что установил нечто очень похожее на свое собственное правительство. Для меня стало нарушением закона Биффа писать вещи, которые Биффу не нравятся. Наказание суровое, и его исполнение вполне определенно. Кто его остановит? Уж точно не я. Я меньше и менее жесток, чем он.
Но Бифф на самом деле не самая большая проблема в этом мире без правительства. Настоящая проблема — это жадный, хорошо вооруженный парень — назовем его Фрэнк — который узнал, что если он ворует деньги, а затем нанимает достаточно сил на свои нечестные доходы, он может требовать товары и услуги от каждого предприятия в городе.
Мир деспотических правительств
Некоторые правительства мало чем отличаются от деспотизма Я только что описал.
Технически Ким Чен Ын унаследовал свою армию вместо того, чтобы нанять ее в Северной Корее, но принцип тот же. Ким Чен Ын получает то, что хочет Ким Чен Ын. Это та же система, которую использовал Фрэнк, но в большем масштабе.
Если мы не хотим, чтобы Фрэнк или Ким Чен Ын руководили, мы все должны получить вместе и соглашаются сделать что-то, чтобы помешать им захватить власть.
И это соглашение само по себе является правительством. Нам нужны правительства, которые защищают нас от других, худших структур власти, которые в противном случае сформировались бы среди нас и лишили бы нас наших прав.
Основатели Америки верили в естественные права, которыми обладают все люди, как их поддерживал английский философ Джон Локк. Это были права на свободу жизни и собственность. Сегодня их часто называют основными или фундаментальными правами.
Как сказал Томас Джефферсон в Декларации независимости:
Для чего нужно правительство
1. Правительство Российской Федерации:
1) организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;
2) осуществляет взаимодействие органов публичной власти и координацию их деятельности в рамках единой системы исполнительной власти в Российской Федерации;
3) обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти, а также способствует устранению разногласий между ними;
4) участвует в установлении единых правовых основ системы здравоохранения, системы воспитания и образования, в том числе непрерывного образования;
5) обеспечивает реализацию национальных целей, национальных проектов, формирует федеральные целевые программы, государственные программы Российской Федерации и общенациональные планы действий, обеспечивает их реализацию;
6) реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.
2. Правительство Российской Федерации по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному конституционному закону и федеральным законам.
3. Правительство Российской Федерации осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании соответствующих соглашений.
4. Правительство Российской Федерации в срок не более одного месяца со дня внесения предложений законодательных (представительных) или исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с полномочиями указанных органов по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации рассматривает внесенные предложения и сообщает указанным органам о результатах рассмотрения таких предложений.
5. Правительство Российской Федерации направляет в законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации проекты своих решений по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Предложения законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по таким проектам подлежат обязательному рассмотрению в Правительстве Российской Федерации.
6. Правительство Российской Федерации вносит Президенту Российской Федерации предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина.
7. Правительство Российской Федерации представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой. Подготовка отчетов осуществляется в порядке, предусмотренном Регламентом Правительства Российской Федерации. Отчеты подлежат обязательному опубликованию в «Российской газете» и на официальном сайте Правительства Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
9. Правительство Российской Федерации направляет в палаты Федерального Собрания информацию о ходе разработки и предполагаемых сроках принятия нормативных правовых актов, предусмотренных федеральными законами.
10. Правительство Российской Федерации взаимодействует с комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания. Члены Правительства Российской Федерации обеспечивают рассмотрение письменных обращений комитетов и комиссий палат Федерального Собрания по вопросам, относящимся к ведению указанных комитетов и комиссий, а также их информирование о результатах рассмотрения таких обращений и принятых мерах.
11. Правительство Российской Федерации наряду с предусмотренными настоящим Федеральным конституционным законом полномочиями может осуществлять иные полномочия, если это предусмотрено Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами, распоряжениями и поручениями Президента Российской Федерации.
12. Особенности деятельности Правительства Российской Федерации при введении режима военного или чрезвычайного положения определяются федеральными конституционными законами.
Правительство
Правительство (син. кабинет; кабинет министров; совет министров) — коллегиальный исполнительный орган государственного управления, формируемый из руководителей органов государственного управления страны и других государственных служащих.
Правительство возглавляет глава правительства, который в разных странах именуется по разному, например, «председатель правительства», «председатель совета министров», «премьер-министр».
Основная задача правительства — проводить в жизнь законы, принятые высшим законодательным органом государства (парламентом). С этой целью правительство и другие органы государственного управления выпускают подзаконные акты, которые имеют, как правило, силу закона. В ряде стран правительство обладает правом законодательной инициативы: глава правительства может обращаться к законодательному органу страны с инициативой принять, изменить или отменить какой-либо закон.
Содержание
Формы государственного правления
Форма организации государственной власти, системы высших государственных органов. Выделяют следующие формы государственного правления:
Структура правительства
Структура и роли участников (членов правительства и структур, составляющих правительство) зависят от формы государственного управления, а также исторически сложившеся структуры управления в различных странах.
Как правило, под руководством правительства находятся государственный аппарат и контроль за исполнительно-распорядительной деятельностью в стране, вооруженные силы, финансы государства, иностранные дела.
Правительство может иметь различные названия: Правительство (Россия), Кабинет министров (Украина), Кабинет (Великобритания), Государственный совет (Китай), Совет народных комиссаров и Совет Министров (СССР), административный совет (КНДР), федеральное правительство (Германия) и др. В федеративных государствах существует центральное (федеральное) правительство и правительства входящих в состав федерации государственных образований.
В некоторых странах (Бразилия, Мексика, США и др.) выделенный коллегиальный орган в форме правительства отсутствует, а министры (руководители органов государственного управления), каждый в отдельности, подчинены президенту (руководителю страны).
Правительство, как правило, состоит из членов правительства (министров) и возглавляется главой государства (королём, президентом) или премьер-министром (председателем правительства, канцлером, председателем совета или кабинета министров).
Коалиционное правительство — правительство, созданное из представителей нескольких парламентских партий, которое, как правило, функционирует на основе коалиционного договора.
Принципы формирования правительства
Порядок формирования органов исполнительной власти в разных странах неодинаков. В странах с парламентской формой правления правительство обычно формируется из представителей победившей на выборах в парламент партии или коалиции партий. Если ни одна из партий не набрала большинства, то становятся необходимыми коалиционные переговоры между партиями, по итогам которых либо формируется правительство большинство или меньшинство, либо (при неуспехе переговоров) проводятся новые парламентские выборы.
В Российской Федерации согласно Конституции РФ 1993 г. структура федеральных органов исполнительной власти предлагается Председателем Правительства и утверждается Президентом. Конституция РФ наделяет федеральные органы исполнительной власти правом создавать (помимо центрального аппарата) свои территориальные органы в субъектах Федерации.
Функции правительства
Как высший орган исполнительной власти правительство осуществляет деятельность, направленную на исполнение законов и оперативное управление государственными делами, управляет государственным аппаратом, осуществляет законодательную деятельность(как правило принятие подзаконных актов), выполнение бюджета, участие во внешней политике. Важной задачей правительства является обеспечение порядка в обществе и охрана прав граждан. В условиях демократии правительство должно выражать общие (общенациональные) интересы, а не частные, корпоративные или региональные.
Власть
Под правительством также часто понимают государственную власть в целом, либо как совокупность нескольких ветвей государственной власти, включая исполнительную, законодательную и судебную, либо совокупность по территориальному принципу — муниципальный, региональный, федеральный уровни власти. Такое толкование тесно связано с понятием «суверен» — человек или группа лиц, обладающий верховной властью в государстве, а также с практикой Вестминстерской системы, когда исполнительная и законодательная (а в некоторых вопросах и судебная) власть де-факто принадлежит членам парламента, который является суверенным. См. например Федеральное правительство США.
Председатель правительства назначается президентом страны с согласия Госдумы. В свою очередь премьер-министр предлагает президенту кандидатуры своих заместителей и федеральных министров.
15 января 2020 года после ежегодного послания президента России Владимира Путина к Федеральному собранию правительство Дмитрия Медведева приняло решение в полном составе уйти в отставку.
Посты министров занимали следующие чиновники:
— Министр внутренних дел Владимир Колокольцев
— Министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Евгений Зиничев
— Министр здравоохранения Вероника Скворцова
— Министр иностранных дел Сергей Лавров
— Министр обороны Сергей Шойгу
— Министр культуры Владимир Мединский
— Министр просвещения Ольга Васильева
— Министр науки и высшего образования Михаил Котюков
— Министр по делам Северного Кавказа Сергей Чеботарев
— Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов
— Министр природных ресурсов и экологии Дмитрий Кобылкин
— Министр промышленности и торговли Денис Мантуров
— Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Константин Носков
— Министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев
— Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Владимир Якушев
— Министр спорта Павел Колобков
— Министр транспорта Евгений Дитрих
— Министр труда и социальной защиты Максим Топилин
— Министр юстиции Александр Коновалов
— Министр экономического развития Максим Орешкин
— Министр энергетики Александр Новак
Правительство Российской Федерации
Понятие и функции Правительства России
Правительство Российской Федерации — это федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет руководство всеми основными сферами и отраслями экономики, социально-культурной жизни, административно-политической деятельности. Правительство есть высший орган исполнительной власти федерации, которому в той или иной мере подчинены все иные исполнительные структуры власти. Действующая Конституция России не употребляет термин «высший» применительно к характеристике федерального Правительства.
Такая характеристика Правительству дана в ст. 1 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации».
Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров. Председателем Правительства, его Заместителем, федеральным министром, иным руководителем федерального органа исполнительной власти может быть гражданин России, достигший 30 лет, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание российского гражданина на территории иностранного государства.
Председателю Правительства, его заместителям, федеральным министрам, иным руководителям федеральных органов исполнительной власти запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Председатель Правительства в соответствии с Конституцией, федеральными законами, указами, распоряжениями, поручениями Президента организует работу Правительства Российской Федерации. Он несет персональную ответственность перед Президентом за осуществление возложенных на Правительство полномочий.
Правительство организует исполнение федеральных законов, указов Президента, международных договоров России, осуществляет систематический контроль за их исполнением органами исполнительной власти всех уровней и принимает меры по устранению нарушений законодательства России.
В соответствии с концепцией правового государства, организация исполнения законов является главной функцией Правительства и подчиненной ему системы государственных органов исполнительной власти в России. Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех органов, руководство деятельностью которых осуществляет непосредственно Президент.
Можно сказать, что деятельность Правительства организуется на основах коллегиальности. Это проявляется в характере обсуждаемых и принимаемых решений, на заседаниях, которые проводятся Председателем Правительства систематически, не реже одного раза в месяц.
Правительство распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на их содержание. Правительство вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов.
Структура федеральных органов исполнительной власти — это создаваемая в порядке, определенном Конституцией, совокупность государственных органов, осуществляющих под руководством Правительства федеральную исполнительную власть. Основываясь на предложениях председателя Правительства, Президент России своим указом утверждает эту структуру в составе федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.
Полномочия Правительства федерации неразрывно связаны с реализацией норм ст. 71 Конституции, определяющей предметы ведения Российской Федерации.
Как высший федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации Правительство:
а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; отчитывается перед ней об его исполнении; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
в) обеспечивает проведение в стране единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;
г) обеспечивает государственную поддержку научнотехнологического развития России, сохранение и развитие ее научного потенциала;
д) обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;
е) осуществляет управление федеральной собственностью;
ж) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики России;
з) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод российских граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
и) осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;
к) осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности;
л) содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;
м) обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;
н) осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения России, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;
о) создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры;
п) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента.
Таким образом, в сферу полномочий и компетенции Правительства входит регулирование общественных отношений в различных сферах жизнедеятельности российского социума: социально-экономической, политической, духовной, культурной, военной и др.
Так, Правительство обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики. Конкретные полномочия Правительства в финансовой сфере нашли свое подробное отражение в Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации».
По сравнению с нормами Конституции здесь получили развитие полномочия в части:
Социальный характер Российского государства (ч. 1 ст. 7 Конституции) определил обязанность Правительства по обеспечению проведения единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии.
Правительство призвано реализовать требования Конституции о создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В частности Правительство Российской Федерации обязано:
Одна из важных задач Правительства — осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации. Для этого Правительство организует:
В компетенцию Правительства входит решение вопросов организации деятельности правоохранительных органов. Правительство разрабатывает и реализует меры по обеспечению этих органов квалифицированными кадрами, разрабатывает организационные структуры, определяет с учетом реальных потребностей их штатную численность, объем и источники финансирования, образует специализированные учреждения профессионального образования; принимает меры по созданию работникам необходимых условий для работы и улучшению жилищно-бытовых условий; обеспечивает социальную и правовую защиту, выделяет ассигнования на обеспечение их безопасности.
В компетенцию Правительства входят также принятие международных договоров, подлежащих его утверждению.
Правительство принимает меры, направленные на обеспечение выполнения международных договоров России.
Правительство федерации в рамках своей компетенции принимает решения:
Правила организации деятельности Правительства федерации по реализации его полномочий устанавливаются в соответствии с Конституцией, Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации», иными федеральными законами и указами Президента Российской Федерации, Регламентом Правительства. Регламентом определяются порядок планирования, подготовки и проведения заседаний, оформления принятых решений, внесения и рассмотрения проектов актов, работы с обращениями граждан и другие вопросы.
Взаимоотношения Правительства с Президентом, Федеральным Собранием и иными органами государственной власти
Как было отмечено выше, исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство под общим руководством Президента, то есть Президент в России непосредственно или опосредованно отвечает за деятельность органов исполнительной власти. Президент в России имеет непосредственное отношение к исполнительной власти.
Более того, перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия (ст. 116 Конституции).
Президент Российской Федерации также обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Правительства и других органов государственной власти. Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства и на заседаниях Президиума Правительства Российской Федерации.
Президент России в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами непосредственно руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению председателя Правительства положения о них и назначает руководителей и заместителей руководителей этих органов, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности Российской Федерации.
Президент руководит непосредственно и через федеральных министров деятельностью федеральных органов исполнительной власти, указанных выше и находящихся в ведении соответствующих федеральных министерств. Президент в случае изменения в установленном порядке системы и структуры федеральных органов исполнительной власти до принятия федеральных законов о внесении соответствующих изменений в федеральные законы может перераспределять установленные федеральными законами функции федеральных органов исполнительной власти, деятельностью которых руководит Президент Российской Федерации.
Правительству принадлежит право законодательной инициативы в Федеральном Собрании. Это право оно осуществляет посредством внесения законопроектов в Государственную Думу, а также Правительство вправе вносить в них поправки в процессе рассмотрения в Государственной Думе.
В случае, если разрабатываемые Правительством проекты федеральных законов находятся в зоне предметов совместного ведения всей федерации и субъектов федерации, то они (проекты) в обязательном порядке направляются Правительством в органы государственной власти субъектов федерации.
Правительство дает письменные заключения на законопроекты о введении или об отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и на законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. Правительство может направлять в палаты Федерального Собрания официальные отзывы о рассматриваемых палатами федеральных законах и законопроектах.
Члены Правительства вправе присутствовать и выступать на заседаниях палат Федерального Собрания, их комитетов и комиссий в соответствии с регламентами палат.
Для представления в палатах Федерального Собрания внесенного Правительством законопроекта назначается официальный представитель (официальные представители) Правительства федерации.
Правительство представляет Государственной Думе федеральный бюджет и отчет о его исполнении в сроки, установленные федеральным законом.
В ст. 35 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» предусмотрены основания отставки Правительства федерации и сложения им своих полномочий. И в том, и в другом случае речь идет о прекращении полномочий. В случае отставки или сложения полномочий
Правительство по поручению Президента продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.
О сложении полномочий Правительства в Конституции (ст. 116) говорится только в контексте вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации.
Во всех остальных случаях употребляется термин «отставка Правительства Российской Федерации», причем основаниями отставки может быть как обычная правомерная деятельность, так и правонарушения.
Отставка — это предусмотренное Конституцией основание сложения Правительством полномочий, которое может принять только Президент Российской Федерации.
Отставка Правительства Российской Федерации возможна в следующих случаях:
В случае отставки или сложения полномочий Правительство по поручению Президента продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации. В случае освобождения от должности Президентом или отставки Председателя Правительства, Заместителя Председателя Правительства, федерального министра Президент вправе поручить этому лицу продолжать исполнять обязанности по должности или возложить их исполнение на другое лицо до соответствующего назначения.
Государственная Дума не может выразить недоверие Правительству, а Председатель Правительства не может ставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству в следующих случаях:
Свои полномочия Правительство реализует, прежде всего, через правовые акты, которые издаются на основании и во исполнение Конституции, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента могут быть отменены Президентом Российской Федерации.
Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющим нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства.
Постановления и распоряжения Правительства подписываются председателем Правительства. Датой официального опубликования постановления или распоряжения Правительства считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий России.
Постановления Правительства, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно. Постановления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления Правительства вступают в силу со дня их подписания, если ими не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Распоряжения Правительства вступают в силу со дня их подписания. Все акты Правительства могут быть обжалованы в суде.
Председатель Правительства и федеральные органы исполнительной власти
Председателем Правительства Российской Федерации является должностное лицо, определяющее основные направления его деятельности и организующее его работу. Во многих зарубежных странах официальный титул главы правительства — «премьер-министр». Председатель Правительства назначается Президентом Российской Федерации (с согласия Государственной Думы) и освобождается им от должности: по собственному заявлению или в случае его невозможности исполнения своих полномочий. При этом Президент уведомляет палаты Федерального Собрания об освобождении его от должности в день принятия решения. Освобождение от должности Председателя Правительства одновременно влечет за собой отставку и всего Правительства Российской Федерации.
Соответственно своему статусу Председатель Правительства осуществляет следующие полномочия:
а) как глава Правительства представляет за рубежом Российскую Федерацию;
б) ведет заседания Правительства;
в) подписывает акты Правительства Российской Федерации;
г) представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении;
д) распределяет сферы деятельности между заместителями Председателя Правительства.
На Председателя возлагается обязанность систематически информировать Президента о работе Правительства.
В случае его временного отсутствия его обязанности исполняет один из его заместителей.
Структура федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента Российской Федерации «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и состоит из следующих элементов:
— федеральных министерств, служб и агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент, федеральные службы и агентства, подведомственные этим федеральным министерствам (Министерство внутренних дел, Министерство иностранных дел, Министерство обороны, Министерство юстиции и др., Служба внешней разведки России, Федеральная служба безопасности (ФСБ), Управление делами Президента федерации (федеральное агентство) и др.);
— федеральных министерств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство, федеральные службы и агентства, подведомственные этим министерствам (Министерство здравоохранения, Министерство культуры и др., Федеральное агентство связи и др.);
— федеральных служб и агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство (Федеральная антимонопольная служба, Федеральная таможенная служба, Федеральная миграционная служба и др.).
Таким образом, почти все федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Правительства. Исключение составляют ряд федеральных структур, непосредственное руководство деятельностью которыми осуществляет Президент.
Это те федеральные органы, которые находятся в юрисдикции президента.
Аппарат Правительства Российской Федерации
Компетенция Аппарата Правительства складывается из функций, которые базируются на основе реализации его важнейшей задачи — организации деятельности Правительства, а также контроля за исполнением поручений федеральными органами исполнительной власти.
Аппарат Правительства выполняет следующие обязанности (пункт 4 раздела II Положения об Аппарате Правительства Российской Федерации):