Для чего нужно рдш в школе
«Мы не пионеры»: как работает Российское движение школьников
МОСКВА, 7 сен – РИА Новости. 1 сентября началась работа Российского движения школьников. Мы посетили штаб и одно из мероприятий организации и узнали, какие цели ставят перед собой в движении и какую активность предлагают детям.
«Добрые уроки»
Утро в московской школе №2098 им. Л.М. Доватора начинается не буднично: учеников 8 класса собирают в актовом зале. Дети в форме играются значками, которые недавно получили: если нажимать на них, возникает глухой звук. Кто-то в шутку предлагает «устроить флешмоб» с помощью незатейливого атрибута принадлежности к лицею. Периодически к активистам подходят учителя, и на некоторое время «подпольные» настроения стихают. Начинается акция «Добрые уроки», которую проводят Российское движение школьников и Ассоциация волонтерских центров.
«Кто-нибудь смотрел Игры Сочи-2014?», – налаживает контакт с аудиторией руководитель проектов Ассоциации волонтерских центров Артем Дудин. – «Там были такие люди, на букву «в» «… – «Волонтеры!», – подсказывают дети. – «Совершенно верно. Сегодня мы с вами поговорим о доброте».
Приглашенные волонтеры включают видеоролик. «Основная ценность российского народа – помощь ближнему», – сообщает мужской закадровый голос. – «Добровольцы были всегда: они помогают старикам и детям, принимают участие в организации масштабных мероприятий в стране». На экране появляется президент страны, который отмечает на одном из форумов, что «волонтеры украсили Игры и показали, что такое Россия с точки зрения людей». Кадры сменяются приглашением стать частью «национальной волонтерской команды».
Артем Дудин интересуется, занимался ли кто-то из присутствующих в зале волонтерством ранее. Поднимается несколько рук. Микрофон берет ученица Дарина, президент школьного парламента, и сообщает, что ребятам интересна благотворительность: «С этого года мы помогаем орловскому детскому дому. Также мы сотрудничаем с ветеранами: помогаем им, ходим в гости, убираемся и готовим. Мне кажется, каждый должен помогать другому, потому что мы все живем в одной стране».
«Галерка» настроена не так активно, как первые ряды, но тем не менее восьмиклассники постепенно заполняют анкеты с вопросами о том, хотели бы они принять участие в добровольческих движениях. Некоторые честно пишут, что им не хватит внеурочного времени. Звучит звонок на перемену, коридор заполняется голосами и топотом. Раздается вопль, дети на «камчатке» смеются. «Добрый урок» продолжается.
Теория малых дел
«Зачем быть волонтером? Какие качества мы этим развиваем? » – спрашивает у школьников Артем Дудин.
«Человек узнает разные истории, получает опыт», «Мы живем в России, мы должны помогать своей стране», «Доброту», «Трудолюбие», – отвечают восьмиклассники. «Любовь к людям», – дважды повторяет мальчик «на галерке», пока не убеждается, что его ответ услышали.
Артем Дудин записывает все ответы на доске. И резюмирует:
«Волонтерство – это опыт, который поможет в будущем построить карьеру, завести полезные знакомства, это некий социальный лифт. А еще это инструмент воспитательной работы. Чтобы поверить в добро, надо начать его делать».
В подтверждение этих слов детей собирают во дворе школы на уборку местного парка. Пока они делают «селфи» и обсуждают политические предпочтения гостей, им раздают грабли, метлы и инструктируют: «В парке чисто, поэтому ваша задача не намусорить». Смысл уборки, скорее, символический: показать готовность не только обсуждать пользу малых дел, но и закрепить теорию на практике.
Две восьмиклассницы настроены серьезно: «Я написала в анкете, что буду принимать участие в движении. Надо помогать людям. Хочется делать добро», – говорит одна из них. Вторая добавляет: «Это интересно. Новые знакомства, жизненный опыт. Лично мне хотелось бы ездить в больницу к людям». Их одноклассник выглядит менее вдохновленным – едва пряча насмешливую улыбку, он сообщает: «Мы всегда готовы помогать всем и всему, даже природе. Вы слышали о глобальном потеплении?».
«Мы не пионеры»
«У нас нет опасений, что движение станет формальностью. Многие считают, что все должно появиться в один день, и все резко займутся добровольчеством. Это должна быть поэтапная система. Где-то нужно дать детям просто подержать тряпку. Когда они уже знают, что это такое, и их будет легче вовлечь в волонтерскую деятельность», — отмечает директор Российского детско-юношеского центра Алиса Крюкова.
Центр является штабом Российского движения школьников и курирует работу местных детских движений, пилотных школ и экспертов в 85 регионах. После указа президента о создании движения от 29 октября 2015 года кандидаты и доктора педагогических наук МГУ и МПГУ провели исследования, по итогам которых выделили четыре направления деятельности новой организации.
«Гражданская активность» подразумевает занятия добровольчеством, участие в поисковых движениях, сохранение исторической памяти, создание школьных музеев. В «Личностное развитие» входят творчество, наука, профориентация, пропаганда здорового образа жизни. В «Информационно-медийное направление» – проведение мастер-классов с экспертами, создание интернет-радиостанции «Классное радио». «Военно-патриотическое направление» включает в себя деятельность в Школе безопасности МЧС, Юнармии, помощь полиции и инспекторам дорожного движения, участие в клубе «Вымпел».
Приоритетным для развития движения является мнение самих детей, рассказала Алиса Крюкова:
«У нас очень активные, креативные дети. В ноябре будет тематическая смена в лагере «Орленок», где они разработают свою концепцию проведения наших мероприятий, «дней единых действий» – например, День героев отечества. Мы считаем, что детям никто интереснее их самих не расскажет. Региональные координаторы и члены экспертного сообщества уже доработают эти идеи».
Пока у организации только одна символика — эмблема движения. Ее придумали и создали сами дети: круги цвета российского триколора с книгой посередине. Другие атрибуты принадлежности к движению также должны инициировать школьники, уверена Алиса Крюкова. Вступить в организацию дети могут через школьные советы: в каждом пилотном учебном учреждении есть вожатые, которые расскажут о мероприятиях движения и помогут определиться с выбором. Вступление в Российское движение школьников добровольно, подчеркивает Алиса Крюкова:
«Этот запрос сформирован обществом. Мы не пионеры и абсолютно вне политики. На днях мы провели мастер-класс в МПГУ для педагогов, где объяснили, что ни в коем случае нельзя заставлять детей заниматься тем, чем они не хотят. Именно поэтому мы не требуем никакой отчетности, а обращаем внимание на то, как можно привлечь ребят».
Заниматься предложенными видами деятельности смогут все дети, независимо от того, на очном или домашнем обучении они находятся. Сделать это позволяют технологии. Недавно сопредседатель движения Яна Чурикова провела мастер-класс онлайн для учащихся дальневосточных школ. А в мае лучшие художественные работы детей отправятся в космос в виде эмблемы экипажа вместе с председателем «Российского движения школьников», летчиком-космонавтом Сергеем Рязанским.
Вопросы и ответы
Организация предоставляет каждому школьнику в возрасте от 8 лет возможности приобретать навыки по всем направлениям деятельности РДШ и принимать участие в творческих конкурсах, семинарах, тематических слётах, форумах, фестивалях, посещать детские оздоровительные лагеря, заниматься добровольческой деятельностью, встречаться с интересными людьми, заниматься в военно-патриотических клубах, пробовать свои силы в журналистике, обмениваться и перенимать опыт школьников из других регионов страны.
На данный момент для участников РДШ не предусмотрено льгот при поступлении в вуз. Но принимая участие в деятельности Организации, школьники получают возможность обрести навыки по ряду направлений, а также сформировать активную жизненную позицию. Все это несомненно поможет им в дальнейшем обучении. В том числе, при поступлении в вуз.
Любой школьник может стать участником организации с 8 лет.
Участником РДШ может стать любой человек, достигший 8-летнего возраста, законно находящийся на территории Российской Федерации.
Контакты представителей региональных отделений РДШ можно найти на нашем сайте в разделе «Региональные отделения»
Движение Юнармия взаимодействует в рамках военно-патриотического направления РДШ, в которое входит множество подразделений. Это и юные инспектора движения, юные пограничники, юные спасатели, юные казаки, а также работа в военно-патриотических клубах, участие в военно-патриотических играх и квестах.
Для того, чтобы присоединиться к Организации, прежде всего, требуется твое желание. Ты можешь обратиться к региональному координатору (контакты координатора твоего региона можно посмотреть здесь), который подскажет тебе, каким образом принять участие в мероприятиях по направлениям нашей организации. Либо регистрируйся на нашем сайте и принимай участие в наших проектах!
Для этого необходимо написать на почту post.info@myrdsh.ru или воспользоваться разделом «написать в редакцию сайта» ( он находится внизу справа), указав при этом ваше ФИО, эл.почту регистрации и причину удаления аккаунта.
Необходимо зайти в раздел «Вход/Регистрация» (он находится вверху справа). Ввести дату рождения (система автоматически по дате рождения определяет ваш статус), выбрать статус «ученик» и заполнить все поля регистрации. Более подробную информацию можно найти в инструкции.
Если Вы хотите вступить в члены РДШ, необходимо скачать и распечатать заявление, которое находится в личном кабинете пользователя, рядом с фотографией (мобильный телефон его не показывает), подписать его (если нет 14 лет, то заявление подписывает родитель), и отдать заявление председателю первичного отделения в школе. Если первичное отделение в школе еще не создано, отдать куратору РДШ в школе, классному руководителю, директору школы или написать председателю регионального отделения. После приема в члены РДШ, в личном кабинете появится значок со статусом «Член РДШ» и членский билет. (ID пользователя находится под QR-кодом в заявлении).
Напишите на почту post.info@myrdsh.ru или воспользуйтесь разделом «написать в редакцию сайта» ( он находится внизу справа), указав ваше ФИО, эл.почту регистрации, регион проживания и описание проблемы.
Важно знать.
В анкете необходимо заполнить все поля. После того, как Вы нажали «сохранить», система автоматически должна вывести вас на личный кабинет. Если этого не произошло, проверьте правильность заполнения полей анкеты, прокрутите ее вниз и посмотрите какое поле выделено красным цветом, заполните данные и нажмите «Сохранить» повторно. В случае успешного прохождения анкеты, после того как Вы нажмете «Сохранить», система перенаправит Вас из анкеты школы в кабинет куратора.
Контакты ответственных за проекты можно найти в разделе «Проекты», на странице проекта в подразделе «Контакты»
Для того, чтобы школа появилась в списке школ для пользователей должно пройти несколько этапов.
Куратор от школы, который занимается деятельностью РДШ регистрируется на сайте в статусе «педагог» и заполняет анкету школы (Для этого нужно зайти в личный кабинет и нажать оранжевый кружок), после этого ее должен подтвердить в системе координатор регионального отделения и только после этого она появится у пользователей в списке школ. Контакты регионального координатора можно найти здесь.
Чтобы информация об ученике появилась в кабинете куратора, ученику необходимо зарегистрироваться и в личном кабинете, в списке школ выбрать нужную школу.
Загрузка согласии на обработку персональных данных, производится в личном кабинете.
Подробнее в инструкции
Для того, чтобы первичное отделение появилось на сайте необходимо зайти в подраздел «первичные отделения» раздела «Об РДШ». Нажимаете на синюю кнопку «Зарегистрировать» и заполняете все поля формы регистрации. После того, как заявка будет отправлена, ее должен подтвердить председатель регионального отделения. В случае возникновения дополнительных вопросов воспользуйтесь инструкцией.
Прежде чем вам откроется доступ к подаче заявок, необходимо загрузить согласие на обработку персональных данных. Его Вы загружаете один раз в личном кабинете. Для этого, нужно зайти в личный кабинет и нажать «карандашик», после чего, в графе документы Вы найдете образец согласия на обработку персональных данных и/или согласие родителей. Его нужно скачать, распечатать, заполнить и подписать, после этого отсканировать или сфотографировать и загрузить в разделе «документы» в личном кабинете пользователя. После того, как согласие будет загружено у Вас на странице проекта появится кнопка «Подать заявку». Более подробная информация содержится в инструкции.
Организация деятельности РДШ в образовательных организациях
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ГБОУ РК «Ливадийская санаторная школа-интернат»
Организация деятельности Российского движения школьников в образовательных организациях
Бурлаков Дмитрий Валентинович
Ключевой фигурой организации деятельности РДШ в образовательных организациях, обеспечивающей соблюдение принципов и норм, закрепленных в Уставе РДШ, является старший вожатый. Это и лидер, признаваемый детьми, который умеет ставить цель, планировать, стимулировать деятельность по направлениям, и наставник, профессионально мотивирующий детей и подростков к созидательной, творческой деятельности, и старший товарищ, способный воодушевлять детей реализовывать себя в предлагаемых направлениях детско-юношеской организации.
I . Цели и задачи организации Российского движения школьников в школе
Целью Российского движения школьников является совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения и содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей. Для достижения поставленной цели необходимо, в ходе работы пилотных площадок, определить условия воспитательной деятельности, способствующие развитию личности, в которых каждый ребенок сумел бы максимально осмыслить свою индивидуальность, раскрыть свои желания и потребности, постичь свои силы и способности, свое значение в жизни, в семье, в обществе. Реализация цели РДШ предполагает решение ряда задач.
1. Формирование единого воспитательного пространства, обеспечивающего реализацию взаимодействия ученического самоуправления, детского общественного объединения, партнеров РДШ для проектной деятельности участников первичного отделения РДШ.
2. Использование Дней единых действий РДШ как технологии, позволяющей организовать поддержку и реализацию 4 ведущих направлений деятельности РДШ с целью развития проектной деятельности.
3. Развитие системы методического сопровождения деятельности первичного отделения РДШ в образовательных организациях на всех уровнях образования, отработка механизма взаимодействия с вузами и колледжами.
4.Формирование единой информационной среды для развития и масштабирования инновационной, проектной, социально-преобразовательной деятельности РДШ.
5. Разработка и апробация мониторинга качества деятельности первичных отделений РДШ. В своей деятельности старший вожатый должен ориентироваться на основополагающие принципы формирования первичного отделения РДШ:
• массовость и добровольность участия;
• дифференциация интересов обучающихся с учетом уровня и иерархии их потребностей, эмоционально-волевой и ценностно-нравственной сферы;
• вариативность выбора разнообразных сфер общения и отношений в воспитательном пространстве;
• субъект-субъектные отношения между и детьми в процессе их совместной деятельности.
При организации первичного отделения РДШ старшему вожатому необходимо учитывать следующие принципы, позволяющие сделать его деятельность эффективной и качественной:
1. Принцип научности в организации работы: постоянно осуществлять экспериментальную работу на основе выбора средств, 7 доступных экспериментатору и соответствующих современным требованиям педагогической науки.
2. Принцип персонифицированного подхода в организации работы старшего вожатого. Этот принцип учитывает следующие общепедагогические положения:
-обращение внимания всех субъектов воспитательной деятельности на отношение старшего вожатого к данному виду работы;
-учет уровня работоспособности старшего вожатого и оказание ему всесторонней индивидуальной (персонифицированной) помощи;
-степень сложности каждого направления деятельности РДШ с учетом личностных психофизиологических особенностей старшего вожатого.
3. Принцип самоорганизации: побуждение внутренней мотивации для реализации творческого потенциала.
4. Принцип необходимости и достаточности информации для обеспечения реализации направлений деятельности.
5. Принцип оптимистической перспективы: совокупности положительных представлений о реальном и прогнозируемом состоянии результата деятельности, о целях, способах его изучения и достижения на практике.
6. Принцип гуманизации: приоритет человеческих ценностей над технократическими, производственными, экономическими, административными и др., которые необходимо учитывать в реализации направлений деятельности РДШ.
7. Принцип демократизации: предоставление участникам деятельности определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения.
8. Принцип культуросообразности: максимальное использование и развитие той среды, которую обуславливают культура региона, народа, нации, общества, страны.
9. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей участников: знания о природе ребенка, состоянии его здоровья, физическом, физиологическом, психическом и социальном развитие.
10. Принцип рефлексивности, нравственного осмысления обучающимся собственного жизненного опыта. Принцип динамизма: формирование личности, адаптированной к динамичной социальной мобильности, смене видов деятельности, способной находить эффективные решения в динамичных условиях.
11. Принцип толерантности – терпимости к мнению других людей, к инакомыслию и другим культурам, другому образу жизни.
12. Принцип индивидуализации: каждый получает свободу проявления своих индивидуальных особенностей и способностей в полной мере.
13. Принцип вариативности, включающий многообразие форм работы, отдыха и развлечений, а также различные варианты технологии и содержания воспитания.
14. Принцип свободы выбора деятельности, коллектива, педагога, как необходимые условия самостоятельного, творческого развития, самореализации ребенка. Комплексное использование приведенных принципов реализации деятельности первичного отделения РДШ будет способствовать получению позитивных результатов пилотной площадки.
II . Функции Старшего вожатого
Российское движение школьников позиционируется как объединяющий формат, в который включены все существующие и создаваемые объединения обучающихся (детские общественные объединения, клубы, волонтерские центры, советы ученического самоуправления и пр.), с целью расширения их права на участие в принятии решений, затрагивающие их интересы. В связи с этим старший вожатый рассматривается как лидер эффективного становления и развития объединений учащихся в системе первичного отделения РДШ. Пути решения основных задач деятельности детско-юношеской организации на уровне первичного отделения раскрываются в функциях старшего вожатого, которые представляют собой комплексную систему трудовых действий. Деятельность старшего вожатого и функции его деятельности можно представить в виде таблицы.
1. Педагогическое обеспечение формирования детских общественных объединений;
2. Педагогическое сопровождение деятельности детских общественных объединений;
3. Организация взаимодействия субъектов воспитания на основе самоуправления с целью развития детской самодеятельности.
1.Педагогическое обеспечение формирования детских общественных объединений: Разработка методических материалов для реализации программ и мероприятий по социально-педагогической поддержке обучающихся Разработка методических материалов для консультирования обучающихся по построению социальных отношений, адаптации к новым жизненным ситуациям Осуществлять методическое сопровождение деятельности педагогов по развитию у родителей (законных представителей) социально- педагогической компетентности Организационно-методическое сопровождение совместной деятельности институтов социализации по социально-педагогической поддержке обучающихся. Организация и методическое обеспечение контроля результатов деятельности по социальнопедагогической поддержке обучающихся.
2.Педагогическое сопровождение деятельности детских общественных объединений :
-организация участия обучающихся в проектировании содержания совместной деятельности по основным направлениям воспитания;
-организация участия педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся в проектировании содержания совместной деятельности;
-организационнопедагогическая поддержка самоорганизации обучающихся, их инициатив по созданию общественных объединений.
2.Педагогическое сопровождение деятельности детских общественных объединений:
-осуществлять проектирование содержания воспитательного процесса на основе требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС ОО);
-применять игровые педагогические технологии с целью включения обучающихся в планирование совместной деятельности;
-организовывать обсуждение планов и программ совместной деятельности в детских коллективах;
-организовывать участие педагогов и родителей (законных представителей) в проектировании содержания воспитательной деятельности образовательной организации;
-применять технологии педагогического стимулирования обучающихся к самореализации в социально и личностно значимой деятельности;
-мотивировать обучающихся к реализации социальных проектов;
-осуществлять педагогическую поддержку детских инициатив;
-осуществлять разработку программ деятельности детских общественных объединений на основе предложений субъектов воспитания;
-выявлять социальные способности и лидерский потенциал обучающихся, их социокультурный опыт, интересы, потребности;
-организовывать совместное с обучающимися проектирование моделей детского самоуправления в образовательной организации;
-оказывать педагогическую поддержку обучающимся в формировании их творческих, общественных объединений, органов самоуправления;
-осуществлять педагогическую поддержку в формировании одного или нескольких общественных объединений обучающихся;
-осуществлять руководство одним или несколькими направлениями воспитательной деятельности с учетом требований ФГОС ОО.
3.Организация взаимодействия субъектов воспитания на основе самоуправления с целью развития детской самодеятельности: Организация совместной деятельности детей и взрослых, ориентированной на достижение результатов гражданского, нравственного, трудового, экологического, эстетического, физического воспитания. Педагогическая поддержка обучающихся в реализации ими программ деятельности их общественных объединений. Организация работы органов самоуправления обучающихся. Организация творческих занятий и мероприятий по развитию у обучающихся лидерского потенциала, организаторских способностей. Педагогическая поддержка социальных инициатив обучающихся. Проведение коллективных творческих дел, массовых мероприятий.
3. Организация взаимодействия субъектов воспитания на основе самоуправления с целью развития детской самодеятельности: Организовывать совместную социально и личностно значимую деятельность детей и взрослых. Осуществлять руководство одним или несколькими направлениями совместной деятельности субъектов воспитания в области гражданского, нравственного, трудового, экологического, эстетического, физического и других актуальных направлений воспитания. Формировать пространство для социальных инициатив обучающихся на основе социального партнерства институтов социализации. Применять технологии педагогического стимулирования обучающихся к самореализации в социально и личностно значимой деятельности. Организовывать проектную деятельность обучающихся, осуществлять педагогическое сопровождение детских социальных проектов. Проводить консультирование обучающихся по вопросам реализации ими социальных инициатив. Мотивировать обучающихся к принятию самостоятельных решений в ситуациях выбора. Оказывать педагогическую поддержку обучающимся в процессе самоопределения в рамках программ коллективной деятельности. Руководить деятельностью одного или нескольких детских общественных объединений на основе технологий педагогической поддержки. Проводить творческие занятия для членов детских общественных объединений и органов самоуправления с целью развития у обучающихся лидерского потенциала и организаторских способностей. Проводить коллективные творческие дела, массовые мероприятия с учетом инициатив, интересов, потребностей субъектов воспитания. Осуществлять контроль реализации программ совместной деятельности. Анализировать динамику развития детского самоуправления, результаты деятельности детских общественных объединений. Организовывать обсуждение в детских коллективах результатов реализации программ совместной деятельности.
Задачи деятельности старшего вожатого по направлениям Российского движения школьников
В соответствии с проведенным опросом общественного мнения были определены основные направления деятельности РДШ: личностное развитие, гражданская активность, военно-патриотическое, информационномедийное.
Направление «Личностное развитие»
Направление «Гражданская активность»
— сохранять и развивать исторически сложившиеся дружеские отношения народов России, сплачивать в едином федеративном государстве, содействовать развитию национальных культур и языков Российской Федерации;
— способствовать формированию активной жизненной позиции школьников;
— формировать у школьников осознанное ценностное отношение к истории своей страны, города, района, народа;
— развивать у детей чувство патриотизма, национальной гордости за свою страну;
— стимулировать социальную деятельность школьников, направленную на оказание посильной помощи нуждающимся категориям населения;
— организовывать акции социальной направленности;
— создавать условия для развития детской инициативы;
— оказывать помощь учреждениям культуры в организации и проведении мероприятий;
— оказывать помощь и содействие в проведении мероприятий экологической направленности;
— активизировать стремление школьников к организации деятельности в рамках работы поисковых отрядов
— совместно с ответственными педагогами сформировать школьную систему нормативно-правового обеспечения деятельности в области военно-патриотического воспитания.
— организовать работу военно-патриотического клуба на базе ОО и вовлечь в нее детей.
— организовать профильные события, направленные на повышение интереса у детей к службе в силовых подразделениях, в том числе военных сборов, военно-спортивных игр, соревнований, акций;
— организовать проведение образовательных программ – интерактивных игр, семинаров, мастер-классов, открытых лекториев, встреч с интересными людьми, Героями нашего государства и ветеранами;
— обеспечить координацию военно-патриотической деятельности школы с общественными объединениями и государственными организациями в рамках социального партнерства.
— разработать и реализовать модели многофункциональной системы информационно-медийного взаимодействия участников РДШ;
— создать информационно-медийный центр (ИМЦ) для реализации системы информационно-медийного взаимодействия участников РДШ;
— апробировать индикаторы и критерии оценки деятельности информационно-медийного направления РДШ;
— создать систему взаимодействия с информационно-медийными партнерами.
III . Алгоритм работы с целевыми группами
Для обеспечения деятельности РДШ в образовательных организациях необходимо организовать эффективную деятельность старшего вожатого, который контролирует соблюдение принципов и норм, закрепленных в Уставе РДШ, способствует интеграции образовательных ресурсов детских общественных объединений, ученического самоуправления, партнеров РДШ. Старшему вожатому рекомендуется организовать взаимодействие с тремя целевыми группами:
• педагогическим сообществом (например, классными руководителями, завучами по воспитательной работе, социальным педагогом и психологом, администрацией образовательной организации.);
3.1. Этапы работы старшего вожатого в образовательном учреждении
1 этап (планирование) работы старшего вожатого на пилотной площадке
1. Ознакомиться со списком организаций-партнеров, внесенными в перечень региональных организаций, взаимодействующих со школой в субъектах РФ и составить список основных для данной образовательной организации.
2. Провести опрос мнений всех категорий участников воспитательного процесса (обучающихся, педагогов, администрации образовательной организации, родителей) с предложением вариантов мероприятий, партнеров и др.
3.Составить план работы на год первичной организации РДШ (см. образцы планов ниже).
2 этап (презентационный) работы старшего вожатого. Провести презентацию Общероссийской общественногосударственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»:
1. Накануне начала учебного года для педагогов образовательной организации на педагогическом совете;
2. 1 сентября для обучающихся данного образовательного учреждения; 3. На первом общем родительском собрании образовательной организации;
4. Провести сбор актива обучающихся образовательной организации (членов органа ученического самоуправления, представителей детского общественного объединения) и спланировать создание первичного отделения организации РДШ. Результат: установление партнерских отношения, обеспечивающие эффективную работу первичного отделения РДШ.
3 этап (организационный) работы старшего вожатого.
1. Распределить обязанности в первичном отделении РДШ
2. Приступить к формированию проектных групп по направлениям деятельности РДШ. Результат: наличие первичного отделения РДШ, проектных команд.
4 этап (деятельностно-практический) работы старшего вожатого
5 этап (аналитический) работы старшего вожатого.
1.Подведение итогов работы за месяц, полугодие, год, составление отчетных документов. Результат: наличие всех отчетных документов.
Общие положения: организация работы в объединении :
Эффективная работа детского объединения невозможна без организации эффективного общения с детьми. Здесь особенно важно учитывать и применять на практике все существующее многообразие методов воспитания, с помощью которых личность сможет развить свое собственное «Я», реализовать свои способности, найти свое место и нишу своей деятельности в организации.
Методы воспитания – это способы реализации поставленных целей воспитания, такие приемы взаимодействия, при которых происходят качественные изменения, как в отношениях, так и в деятельности самой личности.
Приемы воспитания – это специально отобранные, организованные и используемые способы и приемы взаимодействия, при которых с помощью внешних побуждающих факторов личность изменяет свои взгляды, мотивы, поведение. Но здесь следует выделить и отметить одно главное условие, какие бы методы и приемы воспитания не применялись, положительный эффект их применения будет достигнут только тогда, когда дети примут предлагаемые изменения, у детей появится внутренне стремление занять личностно значимую позицию.
Основной смысл взаимодействия – это оказание помощи растущему и формирующемуся человеку в осознании и проявлении своих положительных черт, реализации своих возможностей в коллективе единомышленников. Естественно, только в этом случае взаимодействие можно назвать конструктивным.
Примерные варианты организации конструктивного взаимодействия:
— лестница ситуаций. Позиции участников необходимо четко разграничить. При расхождении во мнениях, возникающем конфликте главное – определить причину, основное несогласие, нейтрализовать или минимизировать его последствия и перешагнуть на следующий уровень взаимодействия.
— коллективное обсуждение. Каждый из участников должен иметь возможность высказать свое мнение по затрагиваемым проблемам и вопросам, найти единомышленников или противников своей позиции, для того чтобы в дальнейшем преодолеть конфликт.
— формы взаимодействия в детском общественном объединении. Эти формы отличаются динамичностью и личностно-ориентированным подходом в отличие от существующих воспитательных или учебных форм. Формы взаимодействия отличаются следующей характеристикой:
1. Вид взаимодействия (коллективный, индивидуальный)
2. Характер взаимодействия (соревнование, кооперация)
4. Позиции и роли участников
5. Результат взаимодействия
6. Полученные изменения (индивидуальные, коллективные)
Годовой план работы
Старший вожатый в начале учебного года должен представить план воспитательно-организационной работы первичного отделения РДШ.
Его основу составляет календарь дней единых действий Российского движения школьников и план воспитательной работы образовательной организации. Цели и задачи годового плана работы вытекают из целей деятельности РДШ (см. Устав организации) и целей перспективного плана воспитательной работы образовательной организации. При целеполагании необходимо помнить о том, что цель должна быть измерима, конкретна, достижима, актуальна и определена по времени достижения.
В годовом плане должны быть также отражены следующие аспекты:
— все направления деятельности РДШ;
— возрастные группы детей;
— ответственные за проведение мероприятий;
— направления работы с родителями;
— взаимодействие с педагогами учреждений дополнительного образования;
— взаимодействие с педагогом организации социального партнера;
— совместная методическая работа (с классными руководителями, методическими объединениями и т. д.);
— работа с активом РДШ (см. Устав РДШ).
Рекомендации по оформлению годового плана
— полное название первичной организации РДШ и образовательного учреждения, на базе которого оно создано;
— название плана и сроки его реализации;
— Ф.И.О. старшего вожатого, квалификация (категория, дата прохождения аттестации).
В организационную работу входят: посещение семинаров и совещаний, индивидуальные консультации старших вожатых; занятия с активом первичной организации РДШ, проектными группами, участие в родительских собраниях и педагогических советах и т. д.
Массовая работа включает проведение и участие в мероприятиях (с указанием сроков, ответственных и возраста участников).