Для чего нужно реле генератора

Реле-регулятор напряжения генератора: строение, функции и проверка

Для чего нужно реле генератора. Смотреть фото Для чего нужно реле генератора. Смотреть картинку Для чего нужно реле генератора. Картинка про Для чего нужно реле генератора. Фото Для чего нужно реле генератора

Реле-регулятор напряжения генератора. Такое сложное, на первый взгляд, название имеет совсем небольшой компонент генератора автомобиля или мотоцикла и чей выход из строя может стать причиной целого ряда проблем. Вот например: недозаряд или же перезаряд аккумулятора. Подобное может возникнуть по множеству причин, но в большинстве случаев виновником проблемы является вышедшее из строя реле генератора (так его обычно называют). Давайте разберемся, что же представляет собой реле генератора, как данный компонент подключается к бортовой сети транспортного средства, как его проверить и в случае нужды заменить.

Для чего нужно реле генератора. Смотреть фото Для чего нужно реле генератора. Смотреть картинку Для чего нужно реле генератора. Картинка про Для чего нужно реле генератора. Фото Для чего нужно реле генератора

Базовые понятия

Реле-регулятор, являющийся важной частью бортовой электросети, ответственно за регулирование тока, вырабатываемого генератором транспортного средства. За счет работы реле предотвращается перезаряд аккумулятора, что является для него губительным. Сведущие в электротехнике авто и мотолюбители заметят: согласно описанию это обычный стабилизатор напряжения! По сути, это он и есть. Но давайте немного разберемся с генераторами.

Типы реле-регуляторов

Современные реле-регуляторы не используют электромагнитные реле в качестве базы – они полностью полупроводниковые. Использование полупроводников сделало устройство и надежным, и очень компактными, однако свело практически на нет его ремонтопригодность. Типов реле-регулятора довольно много, но существенным является одно: принципиальных отличий между реле разных типов нет. Стоит выделить два типа:

Источник

Реле регулятора напряжения генератора: устройство и принцип работы

Что такое реле-регулятор напряжения?

Реле-регулятор напряжения (регулятор напряжения) — компонент электрической системы транспортного средства; механическое, электромеханическое или электронное устройство, обеспечивающее поддержку действующего в бортовой электросети напряжения в определенных границах.

Электрическая система транспортных средств построена так, что при остановленном силовом агрегате источником питания выступает аккумуляторная батарея (АКБ), а при запущенном — генератор, преобразующий часть мощности мотора в электроэнергию. Однако генератор имеет существенный недостаток — напряжение вырабатываемого им тока зависит от частоты вращения коленчатого вала, а также от потребляемого нагрузкой тока и окружающей температуры. Для устранения этого недостатка применяется вспомогательное устройство — реле-регулятор или просто регулятор напряжения.

Регулятор напряжения решает несколько задач:

Реле-регуляторами оснащаются все транспортные средства, тракторы и различные машины. Неисправность данного блока нарушает работу всей электросистемы, в отдельных случаях это может привести к поломке электрооборудования и пожарам. Поэтому неисправный регулятор необходимо как можно скорее заменить, а для верного выбора новой детали следует разобраться в существующих типах, конструкции и принципе действия регуляторов.

Вопросы выбора, диагностики и замены реле-регуляторов напряжения

В реле-регуляторах могут возникать различные неисправности, которые в большинстве случаев проявляются отсутствием тока заряда АКБ и, напротив, чрезмерным током заряда АКБ. Простейшая проверка регулятора может быть проведена с помощью вольтметра — достаточно запустить двигатель и в течение 10-15 минут дать ему поработать с частотой 2500-3000 об/мин и со включенными фарами. Затем, не снижая оборотов и не выключая фар, измерить напряжение на клеммах АКБ — оно должно составлять 14,1-14,3 вольта (для 24-вольтовых в два раза выше). Если напряжение значительно ниже или выше, то это повод проверить генератор, и, если он в порядке — заменить регулятор.

На замену следует брать реле-регулятор того же типа и модели, что был установлен ранее

Особенно нужно обращать внимание на порядок подключения регулятора к бортовой сети (к каким клеммам генератора и других элементов), а также на напряжение питания и токи. Замену детали необходимо выполнять по инструкции, работ можно выполнять только при остановленном двигателе и снятой с АКБ клеммы

Если соблюдены все рекомендации, а регулятор подобран верно, то он сразу начнет работать, обеспечивая нормальное функционирование электросистемы.

Назначение реле регулятора напряжения

Независимо от стажа и стиля вождения владелец авто не может обеспечить одинаковые обороты двигателя в разные моменты времени. То есть, коленвал ДВС, передающий крутящий момент генератору, вращается с разной скоростью. Соответственно, генератор вырабатывает разное напряжение, что крайне опасно для АКБ и прочих потребителей бортовой сети.

Для чего нужно реле генератора. Смотреть фото Для чего нужно реле генератора. Смотреть картинку Для чего нужно реле генератора. Картинка про Для чего нужно реле генератора. Фото Для чего нужно реле генератора Для чего нужно реле генератора. Смотреть фото Для чего нужно реле генератора. Смотреть картинку Для чего нужно реле генератора. Картинка про Для чего нужно реле генератора. Фото Для чего нужно реле генератора Для чего нужно реле генератора. Смотреть фото Для чего нужно реле генератора. Смотреть картинку Для чего нужно реле генератора. Картинка про Для чего нужно реле генератора. Фото Для чего нужно реле генератора Для чего нужно реле генератора. Смотреть фото Для чего нужно реле генератора. Смотреть картинку Для чего нужно реле генератора. Картинка про Для чего нужно реле генератора. Фото Для чего нужно реле генератора Для чего нужно реле генератора. Смотреть фото Для чего нужно реле генератора. Смотреть картинку Для чего нужно реле генератора. Картинка про Для чего нужно реле генератора. Фото Для чего нужно реле генератора Для чего нужно реле генератора. Смотреть фото Для чего нужно реле генератора. Смотреть картинку Для чего нужно реле генератора. Картинка про Для чего нужно реле генератора. Фото Для чего нужно реле генератора Для чего нужно реле генератора. Смотреть фото Для чего нужно реле генератора. Смотреть картинку Для чего нужно реле генератора. Картинка про Для чего нужно реле генератора. Фото Для чего нужно реле генератора Для чего нужно реле генератора. Смотреть фото Для чего нужно реле генератора. Смотреть картинку Для чего нужно реле генератора. Картинка про Для чего нужно реле генератора. Фото Для чего нужно реле генератора Для чего нужно реле генератора. Смотреть фото Для чего нужно реле генератора. Смотреть картинку Для чего нужно реле генератора. Картинка про Для чего нужно реле генератора. Фото Для чего нужно реле генератора

Взаимосвязь источников тока авто

В транспортном средстве находится минимум два источника электроэнергии:

Рис. 2 В машине генератор и аккумулятор объединены в общую сеть

В бортовую сеть необходимо подключение обоих указанных источников для корректной работы двигателя и прочих потребителей электричества. При поломке генератора АКБ «протянет» максимум 2 часа, а без аккумулятора не заведется двигатель, приводящий в движение ротор генератора.

Существуют исключения – например, а счет остаточной намагниченности обмотки возбуждения штатный генератор ГАЗ-21 запускается самостоятельно при условии постоянной эксплуатации машины. Можно завести авто « с толкача», если в нем установлен генератор постоянного тока, с прибором переменного тока такой трюк невозможен.

Рис. 3 Заводка ДВС с толкача

Задачи регулятора напряжения

Из школьного курса физики каждый автолюбитель должен помнить принцип работы генератора:

Рис. 4 Принцип действия генератора авто

Упрощенно можно представить, что на величину выходящего с генератора напряжения влияет значение магнитной силы и скорость вращения поля. Основная проблема генераторов постоянного тока – пригорание и залипание щеток при съеме с якоря токов большой величины – решена переходом на генераторы переменного тока. Ток возбуждения, подающийся на ротор для возбуждения магнитной индукции, на порядок ниже, снимать электроэнергию с неподвижного статора гораздо легче.

Для чего нужно реле генератора. Смотреть фото Для чего нужно реле генератора. Смотреть картинку Для чего нужно реле генератора. Картинка про Для чего нужно реле генератора. Фото Для чего нужно реле генератора Для чего нужно реле генератора. Смотреть фото Для чего нужно реле генератора. Смотреть картинку Для чего нужно реле генератора. Картинка про Для чего нужно реле генератора. Фото Для чего нужно реле генератора Для чего нужно реле генератора. Смотреть фото Для чего нужно реле генератора. Смотреть картинку Для чего нужно реле генератора. Картинка про Для чего нужно реле генератора. Фото Для чего нужно реле генератора Для чего нужно реле генератора. Смотреть фото Для чего нужно реле генератора. Смотреть картинку Для чего нужно реле генератора. Картинка про Для чего нужно реле генератора. Фото Для чего нужно реле генератора Для чего нужно реле генератора. Смотреть фото Для чего нужно реле генератора. Смотреть картинку Для чего нужно реле генератора. Картинка про Для чего нужно реле генератора. Фото Для чего нужно реле генератора Для чего нужно реле генератора. Смотреть фото Для чего нужно реле генератора. Смотреть картинку Для чего нужно реле генератора. Картинка про Для чего нужно реле генератора. Фото Для чего нужно реле генератора Для чего нужно реле генератора. Смотреть фото Для чего нужно реле генератора. Смотреть картинку Для чего нужно реле генератора. Картинка про Для чего нужно реле генератора. Фото Для чего нужно реле генератора Для чего нужно реле генератора. Смотреть фото Для чего нужно реле генератора. Смотреть картинку Для чего нужно реле генератора. Картинка про Для чего нужно реле генератора. Фото Для чего нужно реле генератора Для чего нужно реле генератора. Смотреть фото Для чего нужно реле генератора. Смотреть картинку Для чего нужно реле генератора. Картинка про Для чего нужно реле генератора. Фото Для чего нужно реле генератора Для чего нужно реле генератора. Смотреть фото Для чего нужно реле генератора. Смотреть картинку Для чего нужно реле генератора. Картинка про Для чего нужно реле генератора. Фото Для чего нужно реле генератора

Однако вместо постоянно расположенных в пространстве клемм «–» и «+» производители авто получили постоянное изменение плюса и минуса. Подзарядка аккумулятора переменным током не возможна в принципе, поэтому диодным мостиком его предварительно выпрямляют.

Рис. 5 Выпрямитель генератора

Из этих нюансов плавно вытекают задачи, решаемые реле генератора:

Рис. 6 Назначение реле регулятора напряжения

Поэтому называют регулятор напряжения еще и реле зарядки, а на панель выведена сигнальная лампа процесса подзарядки АКБ. В конструкцию генераторов переменного тока функция отсечения обратного тока заложена по умолчанию.

Диагностика реле регулятора

Определить поломки регулятора напряжения можно по признакам косвенным. Прежде всего, это некорректная зарядка АКБ:

Однако предпочтительнее диагностика приборами – вольтметром или тестером. Любое отклонение от максимального значения напряжения 14,5 В (в некоторых авто бортовая сеть рассчитана на 14,8 В) на больших оборотах или минимального значения 12,8 В на малых оборотах становится причиной замены/ремонта реле регулятора.

Для чего нужно реле генератора. Смотреть фото Для чего нужно реле генератора. Смотреть картинку Для чего нужно реле генератора. Картинка про Для чего нужно реле генератора. Фото Для чего нужно реле генератора Для чего нужно реле генератора. Смотреть фото Для чего нужно реле генератора. Смотреть картинку Для чего нужно реле генератора. Картинка про Для чего нужно реле генератора. Фото Для чего нужно реле генератора Для чего нужно реле генератора. Смотреть фото Для чего нужно реле генератора. Смотреть картинку Для чего нужно реле генератора. Картинка про Для чего нужно реле генератора. Фото Для чего нужно реле генератора Для чего нужно реле генератора. Смотреть фото Для чего нужно реле генератора. Смотреть картинку Для чего нужно реле генератора. Картинка про Для чего нужно реле генератора. Фото Для чего нужно реле генератора Для чего нужно реле генератора. Смотреть фото Для чего нужно реле генератора. Смотреть картинку Для чего нужно реле генератора. Картинка про Для чего нужно реле генератора. Фото Для чего нужно реле генератора Для чего нужно реле генератора. Смотреть фото Для чего нужно реле генератора. Смотреть картинку Для чего нужно реле генератора. Картинка про Для чего нужно реле генератора. Фото Для чего нужно реле генератора Для чего нужно реле генератора. Смотреть фото Для чего нужно реле генератора. Смотреть картинку Для чего нужно реле генератора. Картинка про Для чего нужно реле генератора. Фото Для чего нужно реле генератора Для чего нужно реле генератора. Смотреть фото Для чего нужно реле генератора. Смотреть картинку Для чего нужно реле генератора. Картинка про Для чего нужно реле генератора. Фото Для чего нужно реле генератора Для чего нужно реле генератора. Смотреть фото Для чего нужно реле генератора. Смотреть картинку Для чего нужно реле генератора. Картинка про Для чего нужно реле генератора. Фото Для чего нужно реле генератора

Встроенного

Чаще всего регулятор напряжения интегрирован в щетки генератора, поэтому необходимо уровневое обследование этого узла:

Для чего нужно реле генератора. Смотреть фото Для чего нужно реле генератора. Смотреть картинку Для чего нужно реле генератора. Картинка про Для чего нужно реле генератора. Фото Для чего нужно реле генератораРис. 22 Диагностика реле встроенного

В данном случае вместо вольтметра можно использовать лампу, которая должна гореть в указанном интервале напряжения, гаснуть при увеличении этой характеристики больше этого значения.

Выносного

Никаких отличий в диагностике для выносного реле не существует, зато его не нужно демонтировать из корпуса генератора. Проверить реле регулятор напряжения генератора можно при работающем двигателе, изменяя обороты с низких на средние, затем высокие. Одновременно с увеличением оборотов нужно включить дальний свет (как минимум), кондиционер, монитор и прочие потребители (как максимум).

Для чего нужно реле генератора. Смотреть фото Для чего нужно реле генератора. Смотреть картинку Для чего нужно реле генератора. Картинка про Для чего нужно реле генератора. Фото Для чего нужно реле генератораРис. 23 Диагностика выносного регулятора напряжения

Таким образом, при необходимости владелец транспортного средства может заменить штатное реле регулятор напряжения на более современную модификацию встраиваемого или выносного типа. Диагностика работоспособности доступна собственными силами при наличии обычной автомобильной лампы.

Источник

Назначение реле регулятора напряжения

Создано реле регулятор напряжения генератора для корректировки выдаваемого в бортовую сеть и на клеммы аккумулятора «вольтажа» в заданном диапазоне 13,8 – 14,5 В (реже до 14,8 В). Кроме того, регулятор корректирует напряжение на обмотке самовозбуждения генератора.

Для чего нужно реле генератора. Смотреть фото Для чего нужно реле генератора. Смотреть картинку Для чего нужно реле генератора. Картинка про Для чего нужно реле генератора. Фото Для чего нужно реле генератораРис. 1 Реле регулятор напряжения генератора

Независимо от стажа и стиля вождения владелец авто не может обеспечить одинаковые обороты двигателя в разные моменты времени. То есть, коленвал ДВС, передающий крутящий момент генератору, вращается с разной скоростью. Соответственно, генератор вырабатывает разное напряжение, что крайне опасно для АКБ и прочих потребителей бортовой сети.

Поэтому замена реле регулятора генератора должна производится при недозаряде и перезаряде аккумулятора, горящей лампочке, мигании фар и прочих перебоях электроснабжения бортовой сети.

Для чего нужно реле генератора. Смотреть фото Для чего нужно реле генератора. Смотреть картинку Для чего нужно реле генератора. Картинка про Для чего нужно реле генератора. Фото Для чего нужно реле генератора

Взаимосвязь источников тока авто

В транспортном средстве находится минимум два источника электроэнергии:

Для чего нужно реле генератора. Смотреть фото Для чего нужно реле генератора. Смотреть картинку Для чего нужно реле генератора. Картинка про Для чего нужно реле генератора. Фото Для чего нужно реле генератораРис. 2 В машине генератор и аккумулятор объединены в общую сеть

В бортовую сеть необходимо подключение обоих указанных источников для корректной работы двигателя и прочих потребителей электричества. При поломке генератора АКБ «протянет» максимум 2 часа, а без аккумулятора не заведется двигатель, приводящий в движение ротор генератора.

Существуют исключения – например, а счет остаточной намагниченности обмотки возбуждения штатный генератор ГАЗ-21 запускается самостоятельно при условии постоянной эксплуатации машины. Можно завести авто « с толкача», если в нем установлен генератор постоянного тока, с прибором переменного тока такой трюк невозможен.

Для чего нужно реле генератора. Смотреть фото Для чего нужно реле генератора. Смотреть картинку Для чего нужно реле генератора. Картинка про Для чего нужно реле генератора. Фото Для чего нужно реле генератораРис. 3 Заводка ДВС с толкача

Задачи регулятора напряжения

Из школьного курса физики каждый автолюбитель должен помнить принцип работы генератора:

Для чего нужно реле генератора. Смотреть фото Для чего нужно реле генератора. Смотреть картинку Для чего нужно реле генератора. Картинка про Для чего нужно реле генератора. Фото Для чего нужно реле генератораРис. 4 Принцип действия генератора авто

Упрощенно можно представить, что на величину выходящего с генератора напряжения влияет значение магнитной силы и скорость вращения поля. Основная проблема генераторов постоянного тока – пригорание и залипание щеток при съеме с якоря токов большой величины – решена переходом на генераторы переменного тока. Ток возбуждения, подающийся на ротор для возбуждения магнитной индукции, на порядок ниже, снимать электроэнергию с неподвижного статора гораздо легче.

Однако вместо постоянно расположенных в пространстве клемм «–» и «+» производители авто получили постоянное изменение плюса и минуса. Подзарядка аккумулятора переменным током не возможна в принципе, поэтому диодным мостиком его предварительно выпрямляют.

Для чего нужно реле генератора. Смотреть фото Для чего нужно реле генератора. Смотреть картинку Для чего нужно реле генератора. Картинка про Для чего нужно реле генератора. Фото Для чего нужно реле генератораРис. 5 Выпрямитель генератора

Из этих нюансов плавно вытекают задачи, решаемые реле генератора:

Для чего нужно реле генератора. Смотреть фото Для чего нужно реле генератора. Смотреть картинку Для чего нужно реле генератора. Картинка про Для чего нужно реле генератора. Фото Для чего нужно реле генератораРис. 6 Назначение реле регулятора напряжения

Поэтому называют регулятор напряжения еще и реле зарядки, а на панель выведена сигнальная лампа процесса подзарядки АКБ. В конструкцию генераторов переменного тока функция отсечения обратного тока заложена по умолчанию.

Разновидности реле регуляторов

Прежде, чем произвести самостоятельный ремонт устройства регулирования напряжения, необходимо учесть, что существует несколько типов регуляторов:

Для чего нужно реле генератора. Смотреть фото Для чего нужно реле генератора. Смотреть картинку Для чего нужно реле генератора. Картинка про Для чего нужно реле генератора. Фото Для чего нужно реле генератораРис. 7 Выносное релеДля чего нужно реле генератора. Смотреть фото Для чего нужно реле генератора. Смотреть картинку Для чего нужно реле генератора. Картинка про Для чего нужно реле генератора. Фото Для чего нужно реле генератораРис. 8 Реле встроено в щеточный узелДля чего нужно реле генератора. Смотреть фото Для чего нужно реле генератора. Смотреть картинку Для чего нужно реле генератора. Картинка про Для чего нужно реле генератора. Фото Для чего нужно реле генератораРис. 9 Регулятор двухуровневыйДля чего нужно реле генератора. Смотреть фото Для чего нужно реле генератора. Смотреть картинку Для чего нужно реле генератора. Картинка про Для чего нужно реле генератора. Фото Для чего нужно реле генератораРис. 10 Реле трехуровневоеДля чего нужно реле генератора. Смотреть фото Для чего нужно реле генератора. Смотреть картинку Для чего нужно реле генератора. Картинка про Для чего нужно реле генератора. Фото Для чего нужно реле генератораРис. 11 Регулятор транзисторно-релейныйДля чего нужно реле генератора. Смотреть фото Для чего нужно реле генератора. Смотреть картинку Для чего нужно реле генератора. Картинка про Для чего нужно реле генератора. Фото Для чего нужно реле генератораРис. 12 Схема реле микроконтроллерногоДля чего нужно реле генератора. Смотреть фото Для чего нужно реле генератора. Смотреть картинку Для чего нужно реле генератора. Картинка про Для чего нужно реле генератора. Фото Для чего нужно реле генератораРис. 13 Регулятор интегральный

Внимание: Без доработки схемы «плюсовой» и «минусовой» регулятор напряжения являются не взаимозаменяемыми приборами.

Реле генераторов постоянного тока

Таким образом, схема подключения регулятора напряжения при эксплуатации генератора постоянного тока сложнее. Поскольку в стояночном режиме авто, когда ДВС заглушен, необходимо отключить генератор от АКБ.

При диагностике проверка реле происходит на выполнение трех его функций:

Для чего нужно реле генератора. Смотреть фото Для чего нужно реле генератора. Смотреть картинку Для чего нужно реле генератора. Картинка про Для чего нужно реле генератора. Фото Для чего нужно реле генератораРис. 14 Регулятор напряжения генератора постоянного тока

При любой неисправности требуется ремонт.

Реле генераторов переменного тока

В отличие от предыдущего случая диагностика своими руками регулятора генератора переменного тока немного проще. В конструкцию «автомобильной электростанции» уже заложена функция отсечки питания во время стоянки от АКБ. Остается проверить лишь напряжение на обмотке возбуждения и на выходе с генератора.

Для чего нужно реле генератора. Смотреть фото Для чего нужно реле генератора. Смотреть картинку Для чего нужно реле генератора. Картинка про Для чего нужно реле генератора. Фото Для чего нужно реле генератораРис. 15 Реле для генератора переменного тока

Если в машине стоит генератор тока переменного, его невозможно завести разгоном с горки. Так как остаточного намагничивания на возбуждающей обмотке здесь нет по умолчанию.

Встроенные и внешние регуляторы

Для автолюбителя важно знать, что измеряют и начинают регулировать напряжение реле в конкретном месте их установки. Поэтому встроенные модификации воздействуют непосредственно на генератор, а выносные «не знают» о его наличии в машине.

Например, если выносное реле подключено к катушке зажигания, его работа будет направлена на регулировку напряжения лишь на этом участке бортовой сети. Поэтому, прежде чем узнать, как проверить реле выносного типа, следует убедиться, что оно подключено правильно.

Управление по «+» и «–»

В принципе схемы управления по «минусу» и «плюсу» отличаются лишь схемой подключения:

Для чего нужно реле генератора. Смотреть фото Для чего нужно реле генератора. Смотреть картинку Для чего нужно реле генератора. Картинка про Для чего нужно реле генератора. Фото Для чего нужно реле генератораРис. 16 Схема включения регулятора в разрыв плюсового провода

Однако в последнем случае появится еще один провод, поскольку реле напряжения является устройством активного типа. Для него необходимо индивидуальное питание, поэтому «+» нужно подвести отдельно.

Двухуровневые

На начальном этапе в машинах устанавливались механические двухуровневые регуляторы напряжения с простым принципом действия:

Для чего нужно реле генератора. Смотреть фото Для чего нужно реле генератора. Смотреть картинку Для чего нужно реле генератора. Картинка про Для чего нужно реле генератора. Фото Для чего нужно реле генератораРис. 17 Механический регулятор напряжения

Использовались механические двухуровневые реле в автомобилях ВАЗ 21099. Основным минусом являлась работа с повышенным износом механических элементов. Поэтому на смену этим приборам пришли электронные (бесконтактные) реле напряжения:

Сложная схема соединения и недостаточно эффективный контроль напряжения привели к снижению спроса на эти приборы.

Трехуровневые

Однако двухуровневые регуляторы, в свою очередь, так же уступили позиции более совершенным трехуровневым и многоуровневым приборам:

Для чего нужно реле генератора. Смотреть фото Для чего нужно реле генератора. Смотреть картинку Для чего нужно реле генератора. Картинка про Для чего нужно реле генератора. Фото Для чего нужно реле генератораРис. 18 Трехуровневый регулятор

Более совершенными считаются реле с частотной модуляцией – в них нет привычных сопротивлений, зато увеличена частота срабатывания ключа электронного. Управление осуществляется логическими схемами.

Принцип работы реле регулятора

Благодаря встроенным резисторам и специальным схемам реле получает возможность сравнивать величину вырабатываемого генератором напряжения. После чего, слишком высокое значение приводит к отключению реле, чтобы не перезарядить аккумулятор и не испортить электроприборы, подключенные в бортовую сеть.

Любые неисправности приводят именно к этим последствиям, приходит в неисправность батарея АКБ или резко увеличивается эксплуатационный бюджет.

Переключатель лето/зима

Вне зависимости от сезона и температуры воздуха работа генератора всегда стабильна. Как только его шкив начинает вращаться, электроток вырабатывается по умолчанию. Однако зимой внутренности аккумулятора замерзают, он восполняет заряд значительно хуже, чем летом.

Переключатели лето/зима находятся либо на корпусе регулятора напряжения, либо этим обозначением подписаны соответствующие разъемы, которые нужно найти и подсоединить к ним проводку в зависимости от сезона.

Для чего нужно реле генератора. Смотреть фото Для чего нужно реле генератора. Смотреть картинку Для чего нужно реле генератора. Картинка про Для чего нужно реле генератора. Фото Для чего нужно реле генератораРис. 19 Регулятор напряжения с зимними и летними клеммами

Ничего необычного в этом переключателе нет, это лишь грубые настройки реле регулятора, позволяющие повысить до 15 В напряжение на клеммах аккумулятора.

Подключение в бортовую сеть генератора

Если при замене генератора вы подключаете новый прибор самостоятельно, необходимо учесть нюансы:

Для чего нужно реле генератора. Смотреть фото Для чего нужно реле генератора. Смотреть картинку Для чего нужно реле генератора. Картинка про Для чего нужно реле генератора. Фото Для чего нужно реле генератораРис. 20 Подключение генератора на примере ВАЗ

Амперметры – нужные приборы, с помощью которых можно определить заряд АКБ и работоспособность генератора. Без особых причин не рекомендуется убирать их из схемы.

Схемы подключения регулятора выносного

Монтируется выносное реле регулятора напряжения генератора только после выяснения, в разрыв какого провода оно должно быть подключено. Например:

Встраиваемые реле-регуляторы автолюбители называют «шоколадками», маркированными Я112. Они монтируются в специальные щеткодержатели, прижимаются винтами и защищаются дополнительно крышкой.

На автомобилях ВАЗ реле обычно встроены в щеточный узел, полная маркировка Я212А11, подключаются к замку зажигания.

Если владелец меняет штатный генератор на старом отечественном ВАЗ на устройство переменного тока от иномарки или современной Лады, подключение производится по другой схеме:

Для чего нужно реле генератора. Смотреть фото Для чего нужно реле генератора. Смотреть картинку Для чего нужно реле генератора. Картинка про Для чего нужно реле генератора. Фото Для чего нужно реле генератораРис. 21 Замена штатного реле трехуровневым регулятором

Для дизельных ДВС в генераторах может присутствовать клемма W, которая присоединяется к тахометру, ее игнорируют при установке на авто с бензиновым мотором.

Проверка подключения

После установки трехуровневого или иного реле-регулятора необходима проверка работоспособности:

После установки генератора переменного тока и подключения его по вышеприведенной схеме владельца может ожидать «сюрприз»:

В этом случае заглушить ДВС можно либо сняв провод возбуждения, либо отпустив сцепление с одновременным нажатием тормоза. Все дело в наличии остаточной намагниченности и постоянном самовозбуждении обмотки генератора. Проблема решается установкой в разрыв возбуждающего провода лампочки:

Эта лампа автоматически становится индикатором наличия зарядки АКБ.

Диагностика реле регулятора

Определить поломки регулятора напряжения можно по признакам косвенным. Прежде всего, это некорректная зарядка АКБ:

Однако предпочтительнее диагностика приборами – вольтметром или тестером. Любое отклонение от максимального значения напряжения 14,5 В (в некоторых авто бортовая сеть рассчитана на 14,8 В) на больших оборотах или минимального значения 12,8 В на малых оборотах становится причиной замены/ремонта реле регулятора.

Встроенного

Чаще всего регулятор напряжения интегрирован в щетки генератора, поэтому необходимо уровневое обследование этого узла:

Для чего нужно реле генератора. Смотреть фото Для чего нужно реле генератора. Смотреть картинку Для чего нужно реле генератора. Картинка про Для чего нужно реле генератора. Фото Для чего нужно реле генератораРис. 22 Диагностика реле встроенного

В данном случае вместо вольтметра можно использовать лампу, которая должна гореть в указанном интервале напряжения, гаснуть при увеличении этой характеристики больше этого значения.

Провод, управляющий тахометром (маркировка W только на реле для дизелей) прозванивается мультиметром в режиме тестера. На нем должно быть сопротивление около 10 Ом. При снижении этого значения провод «пробит», его следует заменить новым.

Выносного

Никаких отличий в диагностике для выносного реле не существует, зато его не нужно демонтировать из корпуса генератора. Проверить реле регулятор напряжения генератора можно при работающем двигателе, изменяя обороты с низких на средние, затем высокие. Одновременно с увеличением оборотов нужно включить дальний свет (как минимум), кондиционер, монитор и прочие потребители (как максимум).

Для чего нужно реле генератора. Смотреть фото Для чего нужно реле генератора. Смотреть картинку Для чего нужно реле генератора. Картинка про Для чего нужно реле генератора. Фото Для чего нужно реле генератораРис. 23 Диагностика выносного регулятора напряжения

Таким образом, при необходимости владелец транспортного средства может заменить штатное реле регулятор напряжения на более современную модификацию встраиваемого или выносного типа. Диагностика работоспособности доступна собственными силами при наличии обычной автомобильной лампы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *