Для чего нужно систематизировать товары
Зачем нужна классификация товаров
Классификация товаров – это основное понятие товароведения. Большое значение классификации сегодня уделяется в связи с автоматизацией систем управления и обработкой информации. Она необходима в целях:
— изучения потребительских качеств и свойств товаров;
— планирования и учета товарооборота;
— составления каталогов, прейскурантов;
— совершенствования системы стандартизации;
— сертификации и лицензирования продукции;
— размещения товаров для хранения;
— проведения маркетинговых исследований.
В 1994 годя в нашей стране был введен общероссийский классификатор продукции – ОКП, содержащий перечень наименований и кодов видов продукции. На каждой ступени классификации деление осуществляется по наиболее значимым техническим и экономическим признакам.
Код ОКП состоит из шести значимых цифр и одной контрольной. Первые две идентифицируют класс товара, третья – подкласс, четвертая – группу, пятая – подгруппу, шестая – вид товара.
Кроме того, существует МКТУ – Международная классификация товаров и услуг, которая необходима для регистрации товарного знака. В соответствии с Правилами составления, подачи и рассмотрения заявки, утвержденными приказом Роспатента от 5 марта 2003 года, использование МКТУ – это обязательное условие при регистрации товарного знака. Эта классификация существует на нескольких языках, что значительно упрощает процедуру подачи заявки.
Общероссийский классификатор ТН ВЭД связан с внешнеэкономической деятельностью нашей страны. Эта система предназначена для идентификации и кодирования товаров во время их таможенной обработки. От того, верно ли проведена классификация товаров, зависит правильное определение их стоимости, включающей в себя и суммы таможенных платежей, и стоимость доставки грузов.
Для чего нужна матрица ассортимента товаров
Под ассортиментной матрицей понимают перечень всех товарных позиций магазина, которые предлагаются к продаже с учетом его направленности и политики. В некоторых торговых точках ассортимент составляется без какой-либо системы, а в других используют ту же продукцию, что и конкуренты, но такой подход не совсем правильный. Здесь и приходит на помощь матрица ассортимента, которая помогает выбрать из множества товаров только самое необходимое.
Функции матрицы товарного ассортимента
Один из способов сформировать ассортимент магазина – стихийный. В таком случае владелец просто закупает как можно больше разных товаров, а затем разбирается, на какие из них выше спрос. Но в таком способе не учитываются индивидуальные особенности торговой точки. В итоге некоторые товары становятся невостребованными, что приводит к убыткам, особенно если продукты имеют небольшой срок годности.
Предотвратить это помогает товарная матрица. Это своеобразный каталог товаров, который для удобства представлен в табличном виде. К основным функциям матрицы ассортимента относятся:
В идеале правильно составленная матрица товарного ассортимента позволяет сделать его таким, чтобы потребители регулярно посещали магазин и все скупали за конкретный период. Цены на товары при этом должны быть такими, чтобы владелец получал достаточную прибыль. Для понимания эффективности матрицы можно дополнительно рассчитать конверсию магазина, чтобы понять соотношение посетителей магазина к покупателям.
Как составить матрицу ассортимента
При оформлении товарной матрицы учитываются множество нюансов. Основные факторы, которые должны быть рассмотрены:
Составление матрицы начинается с определения концепции для торговой точки. Здесь учитывается, потребности каких клиентов должен удовлетворять магазин и еще несколько критериев:
С учетом этого определяется концепция торговой точки: павильон, супермаркет, гипермаркет, специализированный магазин. К примеру, компания, продающая телефоны, может иметь полномасштабный павильон, магазин только элитных моделей или небольшой киоск «у дома». Для составления товарного ассортимента, кроме этапа определения концепции, необходимо пройти еще несколько шагов.
После разделения продукции на группы и подгруппы матрица будет готова. Для каждого товара в таблице чаще всего указывают такие данные:
Матрица ассортимента товаров – удобный способ систематизировать товары и упростить работу при большом количестве продукции. С помощью нее можно также планировать обновления ассортимента и менять некоторые товарные позиции. Магазином будет управлять еще проще, если автоматизировать процесс учета товаров, в чем помогает программа UMAG. Все это поможет не просто контролировать выручку, но и значительно увеличить прибыль магазина.
27(1) Задачи и цели систематизации товаров. Значение классификации товаров в товароведной практике. Классификация товаров, общие принципы и правила классификации, классификационные признаки. Методы
27(1) Задачи и цели систематизации товаров. Значение классификации товаров в товароведной практике. Классификация товаров, общие принципы и правила классификации, классификационные признаки. Методы классификации и принципы их построения. Достоинство и недостатки каждого метода.
С учетом многообразия объектов систематизация имеет чрезвычайное значение, так как позволяет объединить их во взаимосвязанные и взаимоподчиненные категории, составить систему, построенную по определенному плану.
Принцип систематизации положен в основу группы методов, в состав которых входит идентификация, классификация, обобщение (группировка) и кодирование.
Идентификация- метод отождествления, установления совпадения одного объекта с другим. Направлена на установление соответствия их характеристик требованиям, предъявляемым к ассортиментной принадлежности, качеству и количеству товаров документам или маркировкой.
Группировка- метод обобщения объектов по общим признакам. Он применяется для выделения ассортиментных групп. Обобщению предшествуют деление целого на отдельные части, для которых характерны общие признаки, и их объединение в группы по общности признаков.
Классификация находит широкое применение в товароведении, так как огромное количество объектов- товаров, их свойств и показателей, условий и сроков хранения- требует подразделения множества на подмножества по определенным признакам.
Системный подход к управлению товародвижением, базирующийся на принципе систематизации, означает, что каждая система является интегрированным целым, даже если она состоит из отдельных, разобщенных подсистем. Системный подход позволяет увидеть товар, его товароведные характеристики, процессы по обеспечению качества и количества как комплекс взаимосвязанных подсистем.
Классификация представляет собой логический процесс распределения любого множества (понятий, свойств, явлений, предметов) на категории (Подмножества) разного уровня в зависимости от определенных признаков и выбранных методов деления. В товароведении объектом классификации являются товары, их свойства, показатели качества, виды контроля качества и т.д.
Целью классификации товаров является разработка подходов к их получению, создание научной базы для управления качеством и ассортиментом.
Задачи классификации – разработка общих принципов классификации и конкретных классификаций отдельных групп, а также гармонизация отечественных товарных классификаций с международными.
Требования, предъявляемые к классификации товаров, определяют ее значение.
-Классификации способствует упорядочиванию терминологии; позволяет объединить в родственные группы большое количество товаров. Что создает возможности для систематизированного изучения товаров и автоматизированной обработки информации о товаре.
-Классификация создает возможность изучить и оценить структуру, полноту и рациональность ассортимента товаров, способствует формированию и совершенствованию ассортимента товаров, облегчает изучение потребительских свойств товаров, позволяет устанавливать оптимальный уровень этих свойств, а также определять требования к ним. От того, к какой группе относится изделие, зависят требования, предъявляемые к нему.
-Классификация позволяет разработать групповые методы измерений и оценки потребительских свойств и качества товаров. Группировка товаров по общности свойств служит основанием для разработки оптимальных методов упаковки, режимов хранения и транспортирования, соблюдения правил эксплуатации.
-Классификация является базой для совершенствования системы стандартизации товаров, она необходима при сертификации товаров.
-Классификация облегчает и ускоряет организацию торгово-оперативных процессов в магазинах, определяет тип торговых предприятий, способствует повышению качества торгового обслуживания.
-Классификацию используют при организации товароснабжения; размещение товаров на складах и размещение их в торговых залах магазинов также основаны на определенной классификации товаров. Классификация способствует изучению покупательского спроса, используется при составлении рекламных буклетов, каталогов, проспектов ярмарок и т. п.
Классификация позволяет разделить товары на определенные категории или ступени в соответствии с принятым методом классификации. Ступень классификации – это этап разделения множества на составляющие части по одному из признаков. Глубина классификации характеризуется числом ступеней классификации, т. е. числом использованных признаков классификации. Признак классификации – это тот параметр, по которому выделяются классификационные группировки на определенных уровнях.
Методом классификации называют совокупность приемов (способов) разделения множества объектов на подмножества. Деление осуществляется от высшей ступени квалификации к низшей. Число ступеней классификации зависит от ее целей, задач, от сложности и количеству классифицируемых объектов.
Общими правилами построения классификации следует считать:
· установление цели классификации;
· выбор метода классификации;
· определение классификационных признаков;
· установление последовательности классификационных признаков от более существенному к менее существенному;
· определение числа ступеней классификации (количество фасет).
Методы классификации и принципы их построения. Достоинства и недостатки методов.
Количество признаков и ступеней классификации зависит от сложности и количества классифицируемых объектов, целей классификации.
Различают два метода классификации: фасетный и иерархический. Деление множества объектов каждым методом подчиняется определенным правилам. Методы классификации и правила, их определяющие, составляют систему классификации.
Фасетный метод классификации предусматривает параллельное разделение множества объектов по одному признаку на отдельные, не зависимые друг от друга группы – фасеты (от фр. – грань отшлифованного камня).
Объекты классификации
| | | |
Отдельные фасеты не зависят и не подчиняются друг другу, но связаны тем, что относятся к одному и тому же множеству. Каждый фасет характеризует одну из сторон распределяемого множества. Таким образом, фасетная система классификации представляет собой систему отдельных, независимых (не подчиненных друг другу) группировок.
Фасетная система классификации отличается большой гибкостью и удобством пользования, позволяет в каждом конкретном случае ограничивать подразделение множества товаров лишь несколькими фасетами, которые в конкретном случае представляют интерес. Фасетный метод позволяет не только изменять число признаков квалификации, но и варьировать последовательность их использования.
Использование фасетной классификации может служить деление текстильных материалов по волокнистому составу (натуральные и химические), назначению (бельевые, плательные, костюмные, пальтовые, характеру отделки (отбельные, гладкокрашеные, пестротканые, набивные). Число фасет в зависимости от необходимости можно увеличить.
Иерархический метод классификации характеризуется последовательным делением заданного множества объектов на подчиненные подмножества. Все образуемые по этому методу подразделения (подмножества) составляют единую систему классификации распределяемого множества с взаимосвязанными подразделениями, т.е. единое целое, в котором все части взаимосвязаны и определенным образом соподчинены.
Объекты классификации
| |
Каждая часть- подразделение этой классификационной системы (группа, подгруппа, и т.д.) представляет собой совокупность сходных по одному признаку объектов. Но другие части данного этапа деления по этому признаку различны. Таким образом, классификационная система одновременно фиксирует сходство и различие между объектами.
Иерархическая система классификации отличается стройностью и возможностью группировки объектов по максимальному количеству признаков. Однако построение иерархической системы классификации создает много трудностей и приводит к большим затратам, не всегда обоснованным.
При использовании иерархического метода классификации единство разделения множества объектов на подмножества достигается применением следующих правил построения:
-необходимо установить оптимальное число ступеней классификации и минимальное количество однородных группировок на каждой ступени;
-на каждой ступени можно использовать только один признак, имеющий принципиальное значение для этого этапа;
-разделение объектов начинают с наиболее существенного признака, а на других ступенях учитывают менее существенные признаки;
-иерархический метод основан на соподчинении, т.е. каждая следующая модель должна раскрывать признак вышестоящей ступени;
-признак, положенный в основу классификации товаров, должны быть существенными, отражать их назначение, потребительские свойства.
Наиболее крупные подразделения, образующие “верхнюю” часть иерархической классификационной системы, принято называть высшими классификационными группировками товаров. Это классы, подклассы, группы, подгруппы, виды. К низшим классификационным группировкам относят внутривидовые группировки, образующие при разделении изделей одного вида, а также по сортам, размерам.
Каждый метод классификации имеет определенные преимущества и недостатки. Поэтому при решении классификационных задач наиболее целесообразно сочетать преимущества фасетного и иерархического методов классификации. При сочетании иерархического и фасетного методов создается система параллельно- последовательных группировок товара. В первую очередь необходимо использовать фасетный метод, как более удобный и простой.
Возможность выделения общности и сходства признаков объектов на одной и разных ступенях, высокая информационная насыщенность
При большой глубине: чрезмерная громоздкость, высокие затраты.,недостаточная гибкость
При небоьшой глубине: информационная недостаточность, неполный охват объектов и признаков
Гибкость системы, удобство использования, возможность ограничения количества признаков без утраты достаточности охвата объектов
Невозможность выделения общности и различий между объектами в разных классификационных группировках
Признаки, наиболее часто применяемые среди множества других- сырьевой, технологический, конструкционный, рецептурный, компонентный, структурный.
Признаки могут иметь качественное или количественное выражение. Сырьевой, технологический признаки чаще всего выражаются качественно, а рецептурный и компонентный- количественно и качественно.
В зависимости от характера влияния на потребительские свойства товаров классификационные признаки подразделяются:
Существенность признака определяется его важностью и взаимосвязи с другими признаками.
От степени охвата товаров признаки бывают: общие и специфические.
Важнейшими общими классификационными признаками являются назначение, исходные материалы, область применения, способ производства, особенности происхождения, транспортабельность и др. эти признаки служат основанием для объединения товаров в отдельные группы (категории).
Признак назначения определяет цель использования товара. Он может быть использован на высших и низших ступенях классификации.
Разделение по виду исходного сырья позволяет выделить категории товаров с определенными потребительскими свойствами.
Деление товаров по признаку конструкции характерно для непродовольственных товаров. Оно осуществляется с учетом особенностей конструкции. Особенности конструкции определяет назначение товара и его потребительские свойства. Образец изделия определенной конструкции, предназначенный для серийного производства, называют моделью.
Для многих групп товаров важен классификационный признак деления их по способу производства. По этому признаку, например, стеклянную посуду подразделяют на выдувную, прессованную, прессовыдувную.
Близкие к способу производства классификационные признаки – способ выращивания, способ обработки, особенности технологии.
По происхождению продовольственные товары бывают растительные и животные.
Очень часто товары делят по таким признакам, как срок и способ хранения, транспортабельность. Например, от сроков хранения яйца бывают диетическими и столовыми.
К классификационным признакам, которые встречаются реже и не во всех товарных группах, можно отнести: половозрастное деление; условия эксплуатации, сезонность пользования, размерные признаки, комплектность, агрегатное состояние, способ упаковки, упитанность. Эти классификационные признаки используются на низших ступенях классификации.
Некоторые товары классифицируют по специфическим признакам, обусловленным их природой, особенностями потребительских свойств.
Основными признаками классификации продукции являются:
-единство технологических процессов ее производства
-направление (или цель) использования товаров.
Дата добавления: 2015-08-29 ; просмотров: 446 | Нарушение авторских прав
Как систематизировать товары в интернет-магазине: категории, типы и характеристики
Сколько бы ни было товаров в вашем интернет-магазине, вам нужно описывать каждый из них: заполнять характеристики и распределять товары по типам категориям. Не только для учёта, но и для удобства покупателей, которые ищут товары в интернете по определённым параметрам, ценят своё время и ожидают простого и понятного сервиса. Сегодня мы взялись за тему категоризации товаров в Shop-Script и разложили её по полочкам.
1. Характеристики и типы товаров в интернет-магазине
Даже если в вашем интернет-магазине всего несколько десятков товаров, их надо правильно описать и структурировать. Во-первых, чтобы вам было удобно работать с каталогом, во-вторых, чтобы покупатели легко ориентировались на витрине и, наконец, чтобы поисковые системы адекватно показывали ваши товары потенциальным покупателям.
Начнём с самого простого, что поможет создать порядок, — это присвоение товарам характеристик и распределение их по типам.
Характеристика товара
Характеристика — это описание какого-то свойства товара.
Предположим, вы владелец интернет-магазина «Красотка». Продаёте шляпы и шампуни. И у каждого из этих товаров свои характеристики:
Как видите, у разных товаров характеристики могут быть очень разными. Ваша задача — решить, какие из них и каким образом вы покажете покупателям на витрине. Характеристики товаров могут быть представлены в виде простых чисел, диапазонов чисел или слов. В Shop-Script доступны всевозможные варианты:
Каждая характеристика может быть:
Например, характеристика «вес» не всегда нужна для страницы товара, но вес важен для расчёта стоимости доставки. Поэтому на витрине показ этой характеристики можно отключить, но оставить её в базе и учитывать при оформлении заказа.
Товар может иметь сколько угодно характеристик. А когда товаров много и они разные, то со всей базой работать становится сложно. Для удобства товары со схожими наборами характеристик можно объединять в группы. В Shop-Script они называются типами товаров.
Типы товаров
Тип товара — это способ объединения товаров магазина по наборам характеристик.
Можно создать столько типов товаров, сколько вам нужно. Группировка товаров по типам зависит от особенностей вашего бизнеса: рыночной ниши, системы учёта, порядком работы с поставщиками. Вы сами решаете, сколько типов товаров нужно создать, к какому типу должен относиться каждый товар и сколько характеристик нужно в нём заполнить и показывать на витрине.
В Shop-Script у типов товаров есть дополнительные полезные свойства:
В настройках витрины можно выбрать только те типы товаров, которые должны быть видны посетителям магазина. Таким образом легко отключать и снова включать отдельные типы товаров, когда это необходимо.
Сотрудники магазина смогут работать только с теми товарами, к типам которых им открыт доступ.
Типы и характеристики влияют не только на содержимое страницы товара. С их помощью формируется ещё и заготовка, основа для настройки удобной витрины. Переместимся туда и поближе познакомимся с категориями товаров.
2. Категории: организация товаров на витрине
В некоторых системах для создания интернет-магазинов понятия «категория» и «тип товара» объединены в одно.
В Shop-Script у них разные смысл и назначение. И такое разделение даёт вам больше возможностей для представления товаров на витрине.
Категория — это более гибкий инструмент. Категории можно настраивать по-разному: объединить товары нескольких типов в одну общую категорию, создать категорию с товарами только одного типа или сформировать её по выбранным значениям характеристик. Главное — категории дают вам возможность удобно группировать товары. В результате покупатель быстро найдёт интересующий его товар, а вам будет комфортно работать с каталогом.
Вы можете создавать категории двух видов: статические и динамические.
Статическая категория: вы сами закрепляете товары, которые будут отображаться в этой категории.
Динамическая категория: автоматически объединяет товары по какой-то характеристике (цвету, скидке) или другому признаку, который вы выберете.
Теперь на простых примерах расскажем как создать тип, добавить характеристику и настроить категории в Shop-Script.
3. Инструкция: как настроить типы, характеристики и категории товаров в Shop-Script
Когда вы создаёте новый магазин с помощью Shop-Script, у вас есть два пути: наполнить каталог товаров вручную или воспользоваться автоматическом помощником, который загрузит в магазин несколько демонстрационных товаров.
В первом случае в самом начале у вас всего один тип товара со стандартным названием «Обычный товар». Если нужно больше типов и характеристик, то вы добавляете их самостоятельно. Во втором случае вы импортируете демонстрационные товары и вместе с ними получаете готовый набор типов товаров и их характеристик.
Какой бы способ вы ни выбрали, можно в любое время редактировать, копировать и создавать типы и характеристики товаров в настройках магазина.
Как создать новый тип товаров
Вместе создадим новый тип «Игрушки»:
Вместо создания типа вручную можно использовать шаблон. Для этого выбираем вариант «Выбрать из шаблонов»:
Шаблоны помогут сэкономить время. Вы сразу получите нужный тип товаров с набором подходящих характеристик.
Предположим, мы продаём игрушки разных цветов и хотим, чтобы покупатель на витрине мог выбрать нужный цвет. Для этого в тип «Игрушки» добавим новую характеристику «Цвет».
Как создать новую характеристику
Идентификатор — это уникальный код, который используется для характеристики внутри системы, может пригодиться при редактировании шаблонов дизайна и в программировании.
В нашем случае это «Цвет».
Мы создали новую характеристику. Теперь она доступна для всех выбранных типов товаров. В любое время вы можете отредактировать или удалить ненужную характеристику.
Переходим к настройке категорий.
Настраиваем категории: статические и динамические
Предположим, мы хотим, чтобы покупатели могли быстро найти товары к отпуску. Для этого мы решаем создать категорию «Модное лето» и добавить в неё товаров типов «Солнечные очки», «Шляпы», «Купальники» и «Босоножки».
Настраиваем статическую категорию
Напомним, что в статической категории находятся только те товары, которые мы сами в неё добавим.
В меню магазина появилась новая статическая категория. Добавим в неё товары. Для этого отмечаем нужные товары и перетаскиваем их в новую категорию. Или отмечаем нужные товары и используем в правой панели ссылку «Добавить в категорию». В открывшейся форме отмечаем те категории, куда нужно добавить выбранные товары:
Посмотрим на новую категорию на витрине магазина:
Теперь разберёмся с особенностями настройки динамической категории.
Настраиваем динамическую категорию
Динамическая — потому что её состав изменяется автоматически, как только изменятся параметры товаров. Покажем на примере.
Создадим динамическую категорию «Распродажа лета», в которой покупатели увидят все товары магазина со сниженной ценой.
Категория сформирована и автоматически будет меняться, если параметры товара «В наличии» или «Зачеркнутая цена» изменятся. Например, «Сандалии» пропадут с витрины, если их раскупят или если вы удалите зачёркнутую цену в свойствах товара.
Благодаря этой категории вашим покупателям будет удобно выбрать товары к лету и сэкономить!
Владелец интернет-магазина должен стараться бороться за каждого посетителя: завлекать и делать так, чтобы ему было хорошо и удобно. Если вы настроите свою онлайн-витрину с умом и вниманием, то клиентам будет легко выбирать и приятно покупать ваши товары. Проверено на практике! Поэтому старайтесь организовать товары на витрине понятно и привлекательно.
И прежде чем настраивать категории и типы подумайте, как удобнее всего организовать именно ваш каталог товаров. В любом бизнес-процессе и в каждой торговой нише есть свои особенности, которые нужно учитывать при управлении интернет-магазином. Изучайте и используйте полезные возможности Shop-Script, чтобы получить максимальный результат!