Для чего нужно сми

Средства массовой информации (СМИ)

Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 458-460

Скопировать библиографическую ссылку:

Средства массовой информации (СМИ)

Для чего нужно сми. Смотреть фото Для чего нужно сми. Смотреть картинку Для чего нужно сми. Картинка про Для чего нужно сми. Фото Для чего нужно сми

За­кон РФ «О сред­ст­вах мас­со­вой ин­фор­ма­ции» от 27.12.1991 оп­ре­де­ля­ет СМИ как со­во­куп­ность пе­рио­ди­че­ских пе­чат­ных из­да­ний, ра­дио-, те­ле-, ви­део­про­грамм, ки­но­хро­ни­каль­ных про­грамм, иных форм пе­рио­ди­че­ско­го рас­про­стра­не­ния мас­со­вой ин­фор­ма­ции. При­ня­тие это­го нор­ма­тив­но­го ак­та, а так­же пред­ше­ст­во­вав­ше­го ему За­ко­на СССР «О пе­ча­ти и дру­гих сред­ст­вах мас­со­вой ­инфор­ма­ции» (1990) – но­вый этап в исто­рии оте­че­ст­вен­ной жур­на­ли­сти­ки. Впер­вые за всю ис­то­рию Рос­сии дея­тель­ность СМИ ре­гу­ли­ро­ва­лась спе­ци­аль­ным за­ко­ном, в ко­то­ром бы­ли сфор­му­ли­ро­ва­ны осн. пра­ви­ла уч­ре­ж­де­ния, ре­ги­ст­ра­ции, функ­цио­ни­ро­ва­ния средств мас­со­вой ин­фор­ма­ции, про­воз­гла­ша­лась не­до­пус­ти­мость вся­кой цен­зу­ры. Это от­кры­ва­ло ши­ро­кие пра­во­вые и про­фес­сио­наль­ные воз­мож­но­сти для рос. жур­на­ли­стов и СМИ в це­лом в ос­ве­ще­нии важ­ней­ших со­бы­тий по­ли­ти­че­ской, эко­но­ми­че­ской, со­ци­аль­ной, куль­тур­ной жиз­ни стра­ны. На ос­но­ве рос. за­ко­на о СМИ и в со­от­вет­ст­вии с ним бы­ли при­ня­ты фе­де­раль­ные за­ко­ны об эко­но­ми­че­ской под­держ­ке СМИ и кни­го­из­да­ния, об обя­за­тель­ном эк­зем­п­ля­ре до­ку­мен­тов, пре­зи­дент­ские ука­зы и пра­ви­тель­ст­вен­ные по­ста­нов­ле­ния, оп­ре­де­лив­шие пра­во­вые ос­но­вы из­да­тель­ской дея­тель­но­сти, ли­цен­зи­ро­ва­ния те­ле­ра­дио­ве­ща­ния и т. д. В со­во­куп­но­сти эти нор­ма­тив­ные ак­ты со­став­ля­ют за­ко­но­да­тель­ст­во Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции о сред­ст­вах мас­со­вой ин­фор­ма­ции, ко­то­рое, в свою оче­редь, опи­ра­ет­ся на по­ло­же­ния ст. 29 Кон­сти­ту­ции РФ о сво­бо­де мас­со­вой ин­фор­ма­ции, не­до­пус­ти­мо­сти цен­зу­ры, пра­ве ка­ж­до­го на ин­фор­ма­цию и сво­бо­ду вы­ра­же­ния мне­ний.

Источник

Что такое СМИ — полная расшифровка

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. СМИ могут ассоциироваться с телевизором – кинескопным старичком или новым, плазменным. Кому-то придет на ум газета с телепрограммой или объявление у подъезда.

Это короткое, но звучное выражение давно вошло в обиход, но знания о его истинном смысле отрывочны и разрозненны. Пришло время восполнять пробелы!

Для чего нужно сми. Смотреть фото Для чего нужно сми. Смотреть картинку Для чего нужно сми. Картинка про Для чего нужно сми. Фото Для чего нужно сми

СМИ — что это такое и их отличительные особенности

В 70-х годах прошлого века в нашей стране распространилось выражение «средства массовой информации» – как перевод французского «moyens d’information de masse». Для удобства его сократили по первым буквам всех слов. Так родилась знаменитая аббревиатура СМИ.

Законодательство говорит о том, что СМИ можно считать как информационный источник, выходящий не реже 1 раза за год, тиражом не меньше 1000 экземпляров.

Иначе говоря, если пенсионерка баба Маша начнет выпускать газету «Вести 5-го подъезда», распространяемую среди 15 жильцов своего дома, это издание не будет являться СМИ. Как, впрочем, и стенгазета – формат, популярный в учебных заведениях и на предприятиях. Тираж здесь ограничен единичным экземпляром, да и количество читателей невелико.

В современном понимании средства массовой информации – это социальные институты, с определенной периодичностью собирающие, обрабатывающие информацию и распространяющие ее на многотысячную аудиторию. Основные характеристики СМИ – массовость и периодичность.

Исходя из своей специфики, СМИ должны регулярно обновлять материалы. По поводу того, как часто нужно это делать, жестких правил пока нет, но оперативное поступление новой информации приветствуется и делает инфоресурс популярным.

Для чего нужно сми. Смотреть фото Для чего нужно сми. Смотреть картинку Для чего нужно сми. Картинка про Для чего нужно сми. Фото Для чего нужно сми

Если печатное издание по тиражу и периодичности выхода достойно гордого наименования «СМИ», оно обязательно регистрируется в Роскомнадзоре.

Многострадальная аббревиатура

Первые средства массовой информации возникли задолго до того, как в обиход вошла знаменитая аббревиатура (что это?). При Юлии Цезаре издавался ежедневный бюллетень «События дня» (Acta diurna).

Некое подобие газет появилось вскоре после изобретения книгопечатанья, а глашатай, озвучивавший на площади королевский указ, представляется прототипом информационного новостного агентства.

Для чего нужно сми. Смотреть фото Для чего нужно сми. Смотреть картинку Для чего нужно сми. Картинка про Для чего нужно сми. Фото Для чего нужно сми

Предшественником понятия «СМИ» было выражение «средства массовой коммуникации» (СМК), введенное в 60-х годах ХХ века как перевод английского «media of mass communication».

Кстати, именно в таком понимании, в контексте сотрудничества со своей аудиторией, рассматривались в то время инфоресурсы в Европе. Потому французы и отказались от употребления выражения «СМИ», сочтя его отражающим авторитарное воздействие печатных изданий, радио и телевидения – никакого диалога!

В современном понимании СМИ и СМК – это разные понятия. Последнее значительно шире, оно включает все регулярные зрелищные представления (кино, театр, цирк), технические средства коммуникации (телефон, телеграф и т. д).

Для чего нужно сми. Смотреть фото Для чего нужно сми. Смотреть картинку Для чего нужно сми. Картинка про Для чего нужно сми. Фото Для чего нужно сми

Европейцы отказались, а мы взяли на вооружение. С легкой руки отдела пропаганды ЦК КПСС началось внедрение термина, принятого на родине за анахронизм (это как?). В таком виде он употребляется по сей день – «средства массовой информации», или просто СМИ.

Виды средств массовой информации

Все средства массовой информации в зависимости от способа подачи сведений делят на несколько групп.

Для чего нужно сми. Смотреть фото Для чего нужно сми. Смотреть картинку Для чего нужно сми. Картинка про Для чего нужно сми. Фото Для чего нужно сми

Радио можно слушать в любом месте, без привязки к телевизору или интернету (те, кто ежедневно проводит время в многочасовых пробках, поймут, да и на работе телевизор не посмотришь, а вот радио не возбраняется).

Еще СМИ делят по масштабу распространения (от общенациональных до тех, что рассчитаны на малочисленные аудитории). Есть издания научно-популярные, посвященные искусству, хобби («Охота», «Русское искусство»).

Для чего они нужны: функции СМИ

Трудно представить себе какую-либо сферу жизни без информационной составляющей, поэтому функции СМИ весьма разноплановые.

Для чего нужно сми. Смотреть фото Для чего нужно сми. Смотреть картинку Для чего нужно сми. Картинка про Для чего нужно сми. Фото Для чего нужно сми

СМИ и журналистика – это одно и то же?

Распространено мнение, что журналистика и СМИ − это близкие понятия, практически синонимы. На самом деле они неразрывно связаны друг с другом, но у каждого свой смысл.

Журналистика – это прикладная профессия, ее суть состоит в производстве информационного продукта (проще говоря, журналистского текста), отвечающего всем необходимым требованиям. Задача журналиста − найти новость, изложить ее в нужном виде: вот, собственно, все.

А функция СМИ – встроить этот материал в более широкий информационной контекст и в таком виде передать широкой аудитории.

Для чего нужно сми. Смотреть фото Для чего нужно сми. Смотреть картинку Для чего нужно сми. Картинка про Для чего нужно сми. Фото Для чего нужно сми

СМИ обеспечивают производство, достойную «упаковку» и распространение медиатекстов. Журналистика в привязке к СМИ − это их наполнение, содержательная часть.

СМИ — это четвертая власть

Термин «четвертая власть» подразумевает, что четвертая она после законодательной, исполнительной и судебной. В отношении СМИ эта формулировка не потеряла актуальности, поскольку быть в курсе событий теперь не прихоть, а необходимость.

Не так давно телевидение и печатные издания были «окном в мир». Все, что там размещалось, воспринималось как истина в первой инстанции – вот она, власть над умами и душами! Казалось бы, с появлением возможности всесторонне изучать информацию такое влияние должно сойти на нет, но этого не происходит.

Для чего нужно сми. Смотреть фото Для чего нужно сми. Смотреть картинку Для чего нужно сми. Картинка про Для чего нужно сми. Фото Для чего нужно сми

Термин «четвертая власть» – это образное выражение, отражающее весомое влияние СМИ на общество. Однако, они не относятся к числу реальных властных структур и не обладают законным правом насильно принуждать к чему-либо.

Что такое информационные войны

Военные действия в современном понимании необязательно связаны с танками и пушками. На информационной войне стреляют не пулями, а словом. СМИ в силу специфики своей деятельности оказываются на передовой полей сражений.

Информационная война – это набор действий, наносящих ущерб информацией. Ее стратегическая цель – изменить поведение и мировоззрение противника.

Для чего нужно сми. Смотреть фото Для чего нужно сми. Смотреть картинку Для чего нужно сми. Картинка про Для чего нужно сми. Фото Для чего нужно сми

Для этого имеется арсенал манипулятивных методов.

Еще в 1970 году исследователь медиа, канадец Маклюэн отметил, что третья мировая война — это война информационная.

Современные средства массовой информации – это мощное воздействие на общество и сознание людей. Чтобы не утонуть в бурном информационном потоке, нужно научиться анализировать получаемые сведения и не делать выводов, навязанных извне. Даже если они навязаны бабой Машей из 5-го подъезда.

Автор статьи: Татьяна Королева

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Сейчас любой сайт или личный блог считается средством массовой информации, если его среднесуточная аудитория превышает 3000 человек. По этому закону и Ктонановенького — тоже СМИ.

Источник

Средства массовой информации, виды, функции, роль и влияние

Нестерова И.А. Средства массовой информации, виды, функции, роль и влияние // Энциклопедия Нестеровых

Средства массовой информации являются важнейшим инструментом общественного развития в современном мире. Однако, в нечестных руках СМИ превращаются в изощренное орудие пропаганды. Так европейские СМИ много лет внушали жителям ЕС, что беженцы – это хорошо. Последствиями стали рост преступности и утрата моральных принципов.

Виды средств массовой информации

Подход к средствам массовой информации (сокращенно СМИ) как своеобразным выразителям мнений и инструментам получения и распространения общественно значимых сведений нашел свое отражение в Законе РФ «О средствах массовой информации».

Виды средств массовой информации определены в законе:

Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).
Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 03.07.2016) «О средствах массовой информации»

Закон N 2124-1 является базовым в сфере правового регулирования отношений, возникающих по поводу организации деятельности средств массовой информации, их отношений с гражданами и организациями, порядка распространения массовой информации.

Будучи развитой цивилизованной страной, Россия на законодательном уровне закрепляет ключевые критерии, которым должны отвечать современные СМИ:

Основой функционирования СМИ в РФ является принцип свободы массовой информации. Он закреплен в ст. 1 Закона «О средствах массовой информации».

Важнейшей гарантией свободы массовой информации выступает законодательно установленное правило о недопустимости цензуры массовой информации.

Цензура массовой информации – требование от редакции средства массовой информации, выдвигаемое со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, предварительно согласовывать сообщения и материалы, а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей.
Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 03.07.2016) «О средствах массовой информации»

Однако, свобода массовой информации не коим образом не является безграничной. Закон N 2124-1 закрепляет тезис о недопустимости злоупотребления свободой массовой информации. Согласно нормам действующего законодательства категорически запрещается использование СМИ:

Российским законодательством полностью запрещено использование информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и оказывающих вредное влияние на их здоровье.

Средства массовой информации относятся к числу объектов права. Однако ряд специалистов выражают сомнения по этому поводу, мотивирую свою точку зрения следующим:

Исходя из вышеперечисленных признаков СМИ, они к субъекту права, нежели к его объекту. Но в числе поименованных юридических лиц, точнее их организационно-правовых форм, средства массовой информации не значатся. Роль юридической личности СМИ играет редакция.

Функции средств массовой информации (СМИ)

Современные средства массовой информации отличаются полифункциональностью, при чем в различных сферах общества. Данный аспект не мог не вызвать интереса в научной среде. К проблеме функций СМИ обращались различные авторы. В их числе особенно хотелось бы выделить Е. П. Прохорова. Он считал журналистику наукой многогранной и систематизированной. Исходя из этого, он выделял шесть функций журналистики представленные на рисунке 1.

Для чего нужно сми. Смотреть фото Для чего нужно сми. Смотреть картинку Для чего нужно сми. Картинка про Для чего нужно сми. Фото Для чего нужно сми

Рисунок 1. Функции журналистики по версии Е. П. Прохорова

Однако сомнение вызывает выделение организационной функции, так как журналистика считается в обществе четвертой властью. Исходя из этого влияет на мировосприятие и мировоззрение людей. Поэтому идеологическую и организационную функции можно объединить в одну.

С. Г. Корконосенко выделяет 4 сферы, где СМИ выполняют разные функции: экономическую, политическую, духовно-идеологическую и социальную.

В экономической области социальная функция СМИ превращается в элемент системы производства и приобретает качества товара. В духовной сфере средства массовой информации выполняют познавательную, образовательную, воспитательную функции, свойственные всем идеологическим институтам.

Общество играет роль генерального субъекта по отношению к современной журналистике. Отсюда и функции интеграции, познания, которые характерны для современных СМИ. Личность в обществе также определяет отдельные функции СМИ, такие как функции ориентации, морально – психологического удовлетворения.

Однако вызывает сомнение само деление субъектов, поскольку журналист может выполнять не только творческую и профессиональные функции, но также использовать прессу в своих собственных интересах.

Отдельно нужно выделить мнение журналиста-практика – руководителя еженедельника «Тайм», приведенное С. Г. Корконосенко в своей работе, является достаточно объективным: «Мы по-прежнему имеем дело с оценкой текущих событий и не претендуем на беспристрастность».

Рассмотрев различные трактовки и подходы, лучше всего выделить актуальное деление функций СМИ предложенное самими СМИ и отраженное на рисунке 2.

Для чего нужно сми. Смотреть фото Для чего нужно сми. Смотреть картинку Для чего нужно сми. Картинка про Для чего нужно сми. Фото Для чего нужно сми

Рисунок 2. Современный подход к классификации функций СМИ

Отдельно хотелось бы подчеркнуть, что особенно сильно процесс влияния на общественное мнение происходит во время политических выборов, когда внедряются установки, стереотипы, навязываются свои цели и человек побуждается к определенному действию.

Роль средств массовой информации (СМИ) в жизни общества

В современный период развития российского общества успешное решение политических, экономических и социальных задач все больше зависит от действия такого субъективного фактора как социальная активность личности. Важную роль в формировании активности населения играют средства массовой информации.

Средства массовой информации – мощная сила воздействия на сознание людей, средство оперативного донесения информации в разные уголки мира, наиболее эффективное средство влияния на эмоции человека, способное убеждать реципиента наилучшим образом.

В настоящее время значительно возросло влияние средств массовой информации на личность. Господствующее положение среди средств массовой информации на сегодняшний день занимает телевидение. Однако его доля постепенно снижается. Хотя население по прежнему сильно доверяет телевидению и считает, что оно справляется со своими задачами успешно, все больше россиян отправляются на поиски информации во всемирную паутину.

Ключевые задачи телевидения по важности с опорой на мнение населения представлены на рисунке 3. Исследование проводилось в 2014 году. По данным исследований современное телевидение несет в основном информационную функцию. Однако не всегда достоверная или искаженная информация вызывает у телезрителей желание проверить: А правду ли говорят по телевизору?

Для чего нужно сми. Смотреть фото Для чего нужно сми. Смотреть картинку Для чего нужно сми. Картинка про Для чего нужно сми. Фото Для чего нужно сми

Рисунок 3. Результаты исследования ВЦИОМ 2014 год [5]

По данным исследований ВЦИОМ [5], которые были проведены в 2014–2016 гг. в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Объем выборки (при каждом опросе) 1600 человек. Выборка репрезентирует население РФ в возрасте 18 лет и старше. Метод опроса – личные формализованные интервью по месту жительства респондента. ПО данным исследования 3/4 населения РФ хранят верность печатным СМИ: в том числе 12% читают бумажную прессу ежедневно, 31% читаю бумажную прессу два-три дня в неделю, 26% – пару раз в месяц, а 8% хотя бы несколько раз в год берут в руки газеты или журналы.

Эффективность деятельности СМИ неразрывно связана с учетом потребностей людей, их возросших социальных, духовных и политических запросов. При этом необходимо различать понятия информационные потребности и тематические интересы аудитории.

Некоторые сведения об информационных потребностях аудитории можно получить путем опроса. Опрос дает только картину тематических интересов аудитории. Её необходимо дополнить анализом характера ролевой деятельности представителей различных групп населения в труде, сфере общественной и духовной жизни, быту и семье.

Для чего нужно сми. Смотреть фото Для чего нужно сми. Смотреть картинку Для чего нужно сми. Картинка про Для чего нужно сми. Фото Для чего нужно сми

Рисунок 4. Результаты опроса ВЦИОМ (источник инфографики оф. сайт wciom.ru) [5]

Современная аудитория включена во всю систему общественных отношений. Поэтому СМИ для реализации целей своей деятельности необходимо учитывать потребности, интересы, мотивы, установки и соответствующие им характеристики аудитории, включающие и ряд специфических, формируемых при прямом участии средств массовой информации. При таком подходе аудитории отводится деятельная, целевая роль, являющаяся результатом коммуникативного процесса.

В последнее десятилетие отмечена тенденция, согласно которой не аудитория влияет на СМИ, а СМИ на аудиторию. Это обусловлена ростом тенденций глобализма. Ярким предметом подконтрольности населения валянию СМИ являются Соединенные штаты Америки. Именно в этой странен зародились ключевые манипулистские технологии, позволяющие направлять общественное мнение в нужное русло. Ярким примером стали выборы 45 президента США в 2016 году, когда СМИ накалили обстановку настолько, что казалось бы благоразумные люди доходили до актов самосожжения.

Для чего нужно сми. Смотреть фото Для чего нужно сми. Смотреть картинку Для чего нужно сми. Картинка про Для чего нужно сми. Фото Для чего нужно сми

Рисунок 5. Доверие к СМИ в РФ [5]

Современные медийные технологии позволяют превращать разумных людей в скот за несколько лет. Мы хорошо видели, как это было сделано на Украине. А теперь та же самая тусовка глобалистов попробовала по тому же сценарию радикализовать американское общество [4], препятствуя Дональду Трампу. То, что происходит в 2016-2017 годах в Штатах является отличным материалом для изучения роли современных СМИ. Однако роль эта далеко не всегда положительная. По этой причине во всем мире население все меньше доверяет официальным СМИ, и люди пытаются искать правду в Интернете. Однако, там правды уже почти нет. Манипулятивные технологии проникли и туда. Армии «ботов» трудятся для создания нужного общественного мнения.

Современные технологии позволяют:

Начиная с конца двухтысячных по настоящее время маркетинг приобрел специфические черты в журналистике:

Сложности массовых информационных процессов связаны с тем, что мы лишь с некоторой вероятностью можем предсказать конечную эффективность акта коммуникации при журналистском, рекламном воздействии. Тем более необходимо минимизировать количество ошибок на всех предшествующих «заключительному акту» этапах.

В настоящее время как в России, так и в зарубежных странах, общество может только пассивно сопротивляться, но противостоять пропаганде общество не может. Поэтому чтобы перехватить власть у трёх толстяков всегда нужны другие 3 толстяка [4].

История появления СМИ

Начиная с доисторических времен, человечество было заинтересовано в процессе коммуникации. Кроме того, человек стал выступать как средство коммуникации. В роли своеобразных разносчиков информации выступали вожди и шаманы, с целью создания определенного информационного повода создавались наскальные рисунки и рисунки на дощечках и глиняных пластинах. Различные оракулы и пророки несли в массы ту или иную информацию.

Однако появление прессы более или менее приближенной к нашему современному восприятию принято датировать V в. до н. э.. Именно тогда в Риме выходили первые газеты, которые стали напоминать современные при Юлии Цезаре – в 60 году до н. э. Наиболее известным является ежедневный бюллетень «Acta diurna» («События дня»). Вместе с тем имеются сведения, что и в Азии также имелись доисторические издания (например, в Ките в VIII веке нашей эры выходила «Дибао» – «Придворная газета»), являющиеся, по сути, прагазетными явлениями [8].

В Европе пресса распространялась в качестве так называемых «летучих листков». В средние века их можно было назвать информационно-прикладными. Толчком в развитии прессы стало изобретение процесса печати с помощью подвижных литер. Данная технология была открыта в 1440 г. И. Гуттенбергом.

Будучи социальным институтом пресса с момента своего зарождения влияла на умы людей. Родиной прессы как социального института многие ученые называют Западную Европу. Первой газетой в собственном смысле этого слова принято считать бельгийскую «Niewe Tydingen» («Все новости»), которая стала выходить в Антверпене приблизительно с 1605 года в типографии Авраама Вергевена. С 11 марта 1702 г. в Англии, в Лондоне, стала издаваться первая ежедневная газета «Daily Courant» («Ежедневный вестник») [8].

В древние времена формы языка реализовывалась в летописях, хрониках, анналах, жизнеописаниях, историях, путешествиях, в многообразных эпистолярных формах – от личного письма до официальных посланий, от поучений и наказов до булл, рескриптов, прокламаций.

С появлением печатной журналистики стала возникли первые жанры. К ним можно отнести:

Впоследствии появилось множество другие газетно-журнальные жанров.

Для чего нужно сми. Смотреть фото Для чего нужно сми. Смотреть картинку Для чего нужно сми. Картинка про Для чего нужно сми. Фото Для чего нужно сми

Рисунок 6. Исторически сложившиеся типы журналистики

В средневековье, в период религиозно-клерикального типа, диапазон творчества был резко ограничен. Это объяснялось не столько малым числом грамотных людей, сколько влиянием религии на все сферы жизни. Не допускалось инакомыслия, которое находило отражение в периодических изданиях.

Феодально-монархический тип отражает невысокую экономическую развитость общества и начало перехода от натурального хозяйства к товарно-денежным отношениям. Развитие торговли требовало обмена информацией о товарах, прибытии кораблей, ценах. В XIX в. журналистика стала важнейшей частью общественно-политической жизни и хозяйствования. Она превратилась в орудие политической борьбы – 80 процентов прессы носили ярко выраженный политический и общественно-политический характер. Произошло классическое разделение прессы на качественную (элитарную) и популярную (массовую). К концу ХХ в. к ней прибавился тип промежуточных СМИ. Социалистическая журналистика всецело была ориентирована на идеологическую зависимость, главной константой в ней была партийность. К настоящему времени мы можем говорить о формировании общегуманистической журналистики. Давая оценку существовавшим типам, нужно отметить, что не везде они существовали обязательно в таком порядке и чистой форме – их наличие зависело от конкретной ситуации в государстве [8].

Феномен массовой информации – обращение к широчайшей аудитории, возможность системно, многоступенчато влиять на палитру мнений в обществе.

В конце двадцатого века начала свое формирование общегуманистическая журналистика. Она формировалась при помощи следования следующему принципу: отказ от ее любого силового воздействия на другие институты. Журналисты работающие в этом направлении считали и считают, что журналистика представляет собой средство коммуникации, а не дубинку.

В какой момент СМИ перестали нести просто информацию и превратились в машину придумывающую и раздувающую информационные поводы с целью прямого и косвенного воздействия на людей, сказать довольно-таки не просто. Однако сейчас во втором десятилетии 21 века под влиянием глобалистики, СМИ работают не для людей, а для потребителей.

Роль средств массовой информации (СМИ) в современной культуре

Уже в двадцатом веке средства массовой информации превратились в важнейший элемент культуры, занимаясь преимущественно популяризацией того или иного культурного направления.

В первой половине XX века культура начала отходить от аксиологии эпохи просвещения и веры в ценность познания, а понятие прогресса заменила понятием немедленной прибыли и влияния. Это выразилось в мировых войнах, которые велись во имя имперских интересов, жажды власти и экономического господства над другими. Продолжением этого способа мышления стал современный неолиберализм и деятельность ради выгоды [9].

Важно помнить, что профессия журналиста зародилась в лоне культуры. Журналист должен был быть не только носителем истины и просвещения, но и художественного слова. В это трудно поверить, читая современную прессу, переполненную жаргонной лексикой, грамматическими и стилистическими ошибками. О какой культуре может идти речь, если в России даже именитые федеральные каналы допускают к ведению телепередач людей безграмотных и не умеющих формулировать свои мысли.

Кроме того, в современных СМИ ключевое место заняло мнение не профессионалов, а шарлатанов. Так, место философов заняли маги и экзорцисты, место учёных – предсказатели и так называемые эксперты, место научных, художественных и моральных авторитетов – знаменитости, чей моральный облик порой далек от традиционных ценностей.

Как отмечают многие современные специалисты в сфере массовых коммуникаций и журналистики, современный СМИ падки кратковременные сенсации. Журналисты слишком часто используют шок/ Это способствует тому, что общество уже не реагирует на культурные события, не может воспринимать новости представленные в ключе «классической журналистики». В потоке бессмысленной и часто бесполезной информации, как сенсации предстают казалось бы заурядные события. Казалось бы в чем новость: «Мужчина украл 2 шоколадки в супермаркете и был пойман при попытке выйти на улицу». Такие события довольно таки обыденны, однако, новости посвящён жирный заголовок на первой полосе региональной газеты.

Типичным примером воспитания «недумающего» общества, удовлетворённого потребительско-развлекательным стилем жизни, являются сатирические телепередачи, ток-шоу со знаменитостями, сериалы или программы типа scripted documentaries (псевдо-документальный фильм), рассчитанные на широкого адресата. Они представляют образец поведения на уровне обыденной жизни, апеллируя часто к низкому интеллектуальному уровню. Пропагандируемую культуру массовой заурядности объясняет лозунг политиков и собственников информации: «глупый народ всё покупают» [9].

В завершении считаю важным сказать, что современные СМИ потеряли своё истинное предназначение, превратившись из инструмента просвещения в инструмент манипулирования. Если СМИ не пересмотрят концепции своей деятельности, то рискуют потерять большой процент аудитории и остаться не у дел.

Особенности освещения информации разными СМИ

Журналистика прямо связана с использованием развитых технических средств коммуникации – прессы, радио и телевидения. Благодаря использованию этих коммуникационных средств возникли три подсистемы СМИ: печать, радио и телевидение, каждая из которых состоит из огромного числа каналов – отдельных газет, журналов, альманахов, книжной продукции, программ радио и телевидения, способных распространяться как по всему миру, так и в небольших регионах. Каждая подсистема выполняет свою долю функций журналистики на основе своих специфических особенностей.

Печатные СМИ имеют уникальное место в системе современных средств массовой информации. Печатная продукция несет информацию в виде напечатанного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, графиков и других изобразительно-графических форм, которые воспринимаются читателем-зрителем без помощи каких-либо дополнительных средств.

Это обстоятельство способствует проявлению ряда важных свойств характерных для взаимоотношений прессы и аудитории. Они представлены ниже.

1. Имеется возможность быстрого, обзорного ознакомления со всем «репертуаром» сообщений, включенных в номер или книгу. Благодаря этому можно составить общее впечатление о содержании выпуска и, далее, выбрав интересующий материал, определить характер «извлечения».

2. Можно пользоваться возможностями «отложенного чтения» – после первичного ознакомления оставить материал для внимательного и подробного прочтения в удобное время и в подходящем месте.

У печатных СМИ есть ряд элементов, по которым они все больше и больше проигрывают другим средствам коммуникации по следующим направлениям:

Вторым по времени появления средством массовой коммуникации является радиовещание. Наиболее характерной его чертой является то, что носителем информации в данном случае оказывается только звук (включая и паузы).

Радиосвязь, использующая радиоволны – эфирное вещание, осуществляемая по проводам – проводное вещание, позволяет мгновенно передавать информацию на неограниченные расстояния, причем получение сигнала происходит в момент передачи или – при передаче на очень большие расстояния – с небольшой задержкой.

Особенность радиовещания состоит в его оперативности. У радио имеется возможность передавать информацию о событии в момент происхождения того самого события. Помимо этого, в России радио очень популярно среди автолюбителей, поскольку нет возможности обращаться к печатным изданиям и телевидению.

Если первоначально радио было способно транслировать только речевые сообщения, то по мере совершенствования передающей и принимающей радиотехники стала возможной передача звука всех типов – звучащей речи, музыки, шумов. Благодаря этому радио способно создавать полноценную звуковую картину мира. Изобретение различных способов записи звука позволило широко использовать возможности монтажа, воспроизводить полностью или «цитировать» давно прошедшие передачи, и т.д.

Телевидение вошло в жизнь в 30-х годах и стало, как и радио, равноправным участником «триумвирата» средств массовой информации в 60-х годах XX века. В дальнейшем оно развивалось опережающими темпами и по ряду параметров выдвинулось на первое место.

Телевизионная специфика родилась как бы на пересечении возможностей радио и кино. От радио телевидение взяло возможность передавать сигнал с помощью радиоволн на далекие расстояния – этот сигнал одновременно имеет звуковую и видеоинформацию, которая на экране телевизора в зависимости от характера передачи несет кинематографический характер или же характер фотокадра, схемы, графика и т.д. На экране телевизора может быть воспроизведен и печатный текст.

Как и на радио, на телевидении возможна организация оперативных передач, как из студии, так и с места событий. Преимущества же такой оперативной «живой» передачи, идущей прямо в эфир с места события, в значительно большем, чем у радио, «эффекте присутствия».

На телевидении «аудио» и «видео» могут выступать и на равных, но в необходимых случаях передачи делаются с акцентом либо на звуковой ряд либо на видеоряд.

Специфика телевидения определяет особенности всех типов программ – и публицистических, и художественных, и научно-популярных.

Такая же (как и у радио) «принудительность» телепрограмм, т.е. невозможность для зрителя изменить время просмотра передач, их порядок и структуру, требует особенно тщательного подхода к составлению программ.

В третьем тысячелетии Интернет оформился как новое СМИ. Аудитория всемирной паутины продолжает стремительно расти. На рисунке 6 представлены данные ВЦИОМ, согласно которым в 2013 году 23% россиян считали Интернет источником новостей. В 2016 году этот показатель вырос почти в 2 раза.

Для чего нужно сми. Смотреть фото Для чего нужно сми. Смотреть картинку Для чего нужно сми. Картинка про Для чего нужно сми. Фото Для чего нужно сми

Рисунок 7. Источники новостей для россиян (сравнение 1991 и 2013 гг.) [5]

Печать, радио, телевидение и Интернет представляют собой систему средств массовой информации, каждое из которых обладает рядом особенностей, проявляющихся в виде и способах донесения информации до аудитории. Отход современных традиционных СМИ (печатные издания, радио, телевиденье) от изначальной цели существования средств массовой информации: развитие и просвещение, способствует снижение доверия к информационному потоку, передаваемому через них. Население планеты начинает уставать от постоянных манипуляций и ищет справедливый и независимый источник информации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *