Для чего нужно сохранение родного языка
Нужно ли сохранять национальные языки?
21 февраля – Международный день родного языка
Сегодня в мире существует около семи тысяч языков, почти две с половиной тысячи из них признаны ЮНЕСКО исчезающими. В России в опасности находятся 136 языков, 20 из них уже считаются мертвыми, 22 находятся в критическом состоянии, 29 – в серьезной опасности и еще 49 – под угрозой исчезновения. В число «обреченных» попали и государственные языки субъектов Российской Федерации – чувашский, башкирский, коми, якутский, удмуртский, адыгейский, тувинский…
В социолингвистике выделяется несколько степеней сохранности языка, но основной критерий ее оценки вовсе не число его носителей. Главное – насколько хорошо язык передается новым поколениям.
Для того чтобы родной язык каждого из нас сохранялся, он должен быть материнским. Невозможно привить любовь к языку в школе даже на самых творческих и интересных уроках. Если в детстве ребенок не слышал спетых на нем колыбельных, рассказанных сказок, шуток, пословиц и присказок, язык не найдет отклика в его душе. Любовь к родному языку, к его неповторимому колориту прививается в семье, в школе же ребенок может изучить грамматику, нормы и правила употребления, пополнить словарный запас.
Родной язык для каждого из нас – богатейший источник творчества и культурного самовыражения. Кроме того, любовь к родному языку рождает уважение к языку чужому. К сожалению, сегодня попытки сохранить национальные языки нередко связаны с чьими-то политическими амбициями. Но нужно помнить, что лишь малой части народов России выпало счастье административно закрепить за собой определенные территории, и не всегда эти народы на них численно преобладают. В таких случаях чрезмерное стремление «национализировать» все население, не заинтересовав, а заставив его изучать государственный язык региона, не только не дает желаемых результатов, но и, что самое страшное, вызывает отторжение этого языка и неприятие его носителей, а это уже может стать причиной усиления межнациональной напряженности.
В Башкортостане государственными являются два языка – русский и башкирский, и именно их в школах обязаны изучать все – башкиры, русские, татары, чуваши, украинцы, немцы, армяне и другие. Еще в одном субъекте Российской Федерации – в Дагестане – помимо русского, государственными являются тринадцать языков народов, населяющих эту республику. Совершенно очевидно, что школьники Дагестана не изучают их все в обязательном порядке, понятно, что изучение языков там поставлено как-то иначе. Конечно, иначе — еще не значит лучше, но все же.
Неоднократно задавалась вопросом: как организовать изучение второго государственного языка в Башкортостане, чтобы вызвать к нему интерес, чтобы школьники после года изучения могли самостоятельно хотя бы прочесть и понять задание к упражнению из учебника? Как сделать так, чтобы они изучали язык если и не с большим удовольствием, то по меньшей мере не считали это бессмысленной тратой времени?
Сохранять национальные языки нужно, но нельзя забывать и об основном государственном — русском. Именно он является одним из немногих факторов, которые объединяют нас, представителей разных национальностей, в единую нацию — россиян. Сегодня, к сожалению, ситуация складывается так, что даже русский язык оказался под угрозой. То, как мы им пользуемся, как засоряем ненужными заимствованиями, усекаем его изучение на основе классической русской литературы в школе, не вселяет уверенности в возможности сохранить его как величайшую ценность.
Родной язык – часть самобытности каждого народа, часть его культуры, и возможность сохранять его в равной степени должна быть у всех: башкиры должны оставаться башкирами, чуваши – чувашами, татары – татарами, а русские – русскими…
Языковое многообразие – признак уникальности государства, его культуры. Можно ли идти вперед, теряя культуру?
Как в России защищают родные языки
Вместе с Комитетом по делам национальностей рассказываем о ситуации с национальными языками в нашей стране, а также о том, что делается в России для сохранения языкового многообразия.
В России 193 национальности, используются 277 языков и диалектов. Только в российской системе образования функционирует более 100 языков, на 24 языках ведется обучение детей, 81 язык изучают в качестве предмета и факультативно.
Вопросы языковой политики регулярно становятся предметом рассмотрения Совета при Президенте по межнациональным отношениям. Для всех очевидно, что требуются системные меры и в части подготовки учительского корпуса, повышения общей культуры речи и чтения в школьной среде, издания словарей и формирования федерального перечня учебников, поддержки переводов произведений на родных языках народов России на русский язык и много других.
Язык из Красной книги
Сохранение языка является условием сохранения народа. Однако сейчас этнические культуры и оригинальные языки малых народов оказались на грани исчезновения.
Около 2 500 языков находятся под угрозой исчезновения в соответствии с данными изданного в 2010 году документа «Атлас языков мира, находящихся под угрозой исчезновения» организации ЮНЕСКО, и на некоторых из них говорят только 30 человек.
В Атласе приведена информация о 139 языках народов России, из них, в соответствии с принятой в документе классификацией, 19 – уязвимые, 40 – под угрозой исчезновения (17 – бесписьменные), 28 – серьезная угроза исчезновения (4 – бесписьменные), 27 – на грани исчезновения (10 – бесписьменные), 14 – вымершие (5 – бесписьменные).
В Российской Федерации издается энциклопедический словарь-справочник «Красная книга языков народов России», аналог Красной книги ЮНЕСКО по исчезающим языкам, которая включает сведения о 66 языках малочисленных народов и перспективах их существования и развития.
Все языки народов РФ пользуются поддержкой государства
Россия на законодательном уровне гарантирует всем ее народам, независимо от их численности, равные права на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения, признает равные права всех языков народов РФ на их сохранение и развитие.
Комитет по делам национальностей уделяет серьезное внимание теме языковой политики. Так, депутаты Комитета внесли законопроект о внесении изменения Закон «О языках народов Российской Федерации» в части определения порядка утверждения алфавитов и правил орфографии и пунктуации языков коренных малочисленных народов РФ.
Смотрите также
Шесть вопросов про законопроект об изучении национальных языков
Этот законопроект предлагает дать Правительству РФ полномочия по определению порядка утверждения алфавитов, правил орфографии и пунктуации языков коренных малочисленных народов России с учетом экспертной оценки Российской академии наук.
В 2018 году ГД приняла поправки в закон об образовании. «Мы дали право родителям или другим законным представителям учеников выбирать родной язык для изучения в школе. Мы предложили идею создания Фонда поддержки родных языков, и такой фонд был создан», — отмечал Председатель Комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов
Фонд сохранения и изучения родных языков народов РФ
Фонд создан 21 февраля 2019 года — ровно год назад. Основные направления его работы обсуждались в ГД на парламентских слушаниях «Языковое многообразие Российской Федерации: состояние и перспективы».
Учредители фонда — Министерство просвещения Российской Федерации и Федеральное агентство по делам национальностей. В задачи фонда входят поддержка изучения родных языков на всей территории страны, создание учебников и словарей, содействие в подготовке преподавателей.
Доклад «Как сохранить родной язык в современном мире»
Гюзель Юсуфова
Доклад «Как сохранить родной язык в современном мире»
«Язык – душа народа. Долг каждой нации – сохранить свой язык, долг каждого человека – серьезно и свято относиться
к своему родному языку»
Культура народа проявляется в языке, на котором он говорит.
Сохранить родные языки такими какими они есть, это серьезная задача Дагестанского народа.
В современном мире многоязычие не ценится, а владение только преобладающим языком считается достаточным и желательным. Но нельзя забывать, что всёзависит в большей степени от нас: каждый носитель родного языка обязан понимать важность его сохранения и стараться научить ему хотя бы своих детей. Языкдолжен передаваться из поколения в поколения и тогда всякие угрозы его исчезновения испарятся: для этого надо нам самим постараться.
Мы должны беречь наш язык. Многие люди сегодня не могут и не хотят грамотно писать и говорить. Слова произносятся с ошибками. Все больше иностранных слов проникают в нашу речь. С помощью родного языка можно описать свои чувства, переживания, красоту родного края.
Родной язык нельзя заменить каким-то другим, потому что это не просто речь или письменность, а наследие наших предков. Не знать свой родной язык равносильно неуважению своих предков и предательству родного народа. Язык – душа народа, это не просто крылатое выражение. С помощью языка любой народ из поколения в поколение передает свое мировоззрение, свое восприятие окружающей действительности, ценностные ориентиры.
Невозможно быть по-настоящему счастливым без владения родным языком. Мы достойны уважения и признания, когда поддерживаем связь со своими корнями, с прошлым, с культурой и самобытностью нашего народа. Без понимания языка мы не способны видеть и ощущать этот мир через его уникальную призму, а значит, тем самым утратили важную способность узнавать свою «родину» и понимать всех тех, кто в ней еще живет.
Я считаю, что каждый человек должен с уважением относиться к культуре своей страны, а также к языку, который является культурной ценностью. Да, для нас родной язык – это нечто привычное. Однако не стоит забывать, что речь народа развивалась веками не для того, чтобы просто погибнуть средь безразличия.
Мы должны сохранить родной язык, как важнейшее звено, связывающее нас с прошлым, а с нами последующие поколения Наш собственный пример в использовании родного языка и проявления интереса к нему – самая эффективная форма по сохранению родного языка,когда в роли воспитателя и учителя выступают родители.
Считаю что нам нужно делать все что от нас зависит, что бы мы и наши дети не увидели этого!
Е. К. Ривина «Знакомство дошкольников с семьей и родословной» (Мозаика- Синтез 2009-2010г)
Организация работы с родителями в современном ДОУ Положительных результатов в воспитании ребёнка можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса.
Фото и видеоотчет «Безопасность детей в современном мире» Дети — это самое ценное и дорогое, что есть в жизни каждого человека. Современный мир полон опасностей, особенно для тех, кто не может.
Фотоотчет «Родной язык, дружи со мной» с детьми подготовительной группы Фотоотчет «Родной язык, дружи со мной» с детьми подготовительной группы Хакасский язык – это бесценное богатство, дарованное нам с рождения,.
Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ В настоящее время перед обществом.
Как сохранить здоровой нервную систему Здоровая нервная система человека – это залог крепкого здоровья. Наша жизнь полна непредсказуемых моментов, которые вынуждают человека.
Консультация для воспитателей «Родной язык — «удивительный педагог» Консультация для воспитателей «Родной язык – «удивительный педагог» Уважаемые педагоги! Предлагаю вашему вниманию данную работу, и надеюсь.
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту «Безопасность в современном мире». Но каждой группе нужно было взять.
Сценарий праздника «Родной язык всегда останется родным» Цель: вызвать интерес детей к изучению и сохранению родного языка. Задачи: способствовать развитию у детей интереса к мокшанскому языку,.
«Как сохранить родной язык в современном мире»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
на лучшее эссе «Как сохранить родной
язык в современном мире»
Конкурс на лучшее эссе
«Как сохранить родной язык в современном мире»
« Как сохранить родной язык в современном мире»
Ниматулаева Патимат Абдулхапизовна
Учитель родного языка и литературы
МБОУ «Кокрекская СОШ»
Хасавюртовского района с. Кокрек
Список использованной литературы …………………………………………. 10
И если завтра мой язык исчезнет,
То я готов сегодня умереть. (Р. Гамзатов)
Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеем богатейшей материал для воспитания юных сердец. Необходимость глубокого изучения родного языка в школе определяется его основными функциями: язык служит человеку, во-первых, средством оформления и выражения мысли, во-вторых, коммуникативным средством, а также средством выражения чувств, настроений. Иными словами, дети, овладевая умением учиться, должны в первую очередь изучать свой родной язык – ключ к познанию, к образованности, к подлинному развитию ума. Без языка невозможно полноценное участие человека в жизни современного общества, в развитии культуры, искусства. Язык служит также важным средством воспитания: только хорошее знание родного языка позволяет приобщить молодежь к литературе, привить ему потребность читать газеты и журналы, полноценно общаться. Цивилизация, выступающая за глобализацию, безжалостна. Вместо культуры она несет механизм, а живое всегда проигрывает неживому. Нужна системная государственная политика по сохранению родного языка в современном мире. У меня зреет страх, что потихонечку родной язык теряет свой статус. Мои опасения обоснованы, они касаются многочисленных языков народов Дагестана, в том числе и аварского. Ведь большинство аварцев не знают родного языка. Хотя в Республике проводится немало мероприятий, чтобы сохранить родной язык, культуру, обычаи и традиции.
Однако результат школьного языкового образования зависит и от понимания детьми и родителями важности знания родного языка. Ведь родной язык – основа развития интеллекта человека, формирования его морального облика и эмоционального самосодержания, становления творческой личности, способной создавать материальные и духовные ценности. Начинаю урок с чтения мудрых мыслей, их много и для меня это книга Р. Гамзатова «Мой Дагестан». Думаю, на примере героев произведений выдающегося поэта можно воспитать по-настоящему мужественного, уважительного, мудрого человека, который будет стремиться сохранить свой родной язык. Сава
Дангулов «То своеобразное, что вошло в нашу литературу с именем Расула Гамзатова, вошло вместе с Гамзатом Цадаса, но одновременно вопреки ему.
Поэзия Расула обняла и те грани жизни, которых не коснулась гневная муза Гамзата Цадасы. Хотели отец и сын или нет, но своим поэтическим трудом они дополнили друг друга. По крайней мере наши потомки будут постигать современную жизнь Дагестана, слагая Гамзата Цадаса и Расула Гамзатова».
На каждом уроке можно приводить примеры из книги Р. Гамзатова «Мой Дагестан», ибо они имеют большое значение для нравственного воспитания обучающихся. Дети становятся чище, добрее. Начинают относиться к друг другу с уважением, с пониманием. В книге очень много материала для инсценировок. На примере этого произведения ученики знакомятся с такими понятиями как: верность слову, честь семьи, достоинство и моральный облик дагестанского человека. Литература – это учебный предмет, где ученики могут, не стесняясь, высказывать свою точку зрения, спорить, вместе решать проблемы, находить выход из трудных ситуаций, и моя роль как учителя заключается в том, чтобы направить их мысли в нужное русло. Важное место занимают литературные дискуссии, так как они развивают самостоятельность мышления учащихся, готовят их к реальной жизни. Для решения духовно-нравственного воспитания на уроках литературы я провожу уроки-исследования, беседы, семинары, дискуссии, которые позволяют в непринужденной беседе рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье, о сохранении языка. А на уроках родного языка я очень часто провожу творческие работы: отгадывание ребусов, кроссвордов, чтение скороговорок, чтение вырезок из газет на аварском языке (рубрика «знаете ли вы», «Лъалищ нужеда»). Дети дома сами находят из газет интересные статьи о животных, об окружающем мире, о достопримечательностях и тд. Очень важно чтоб на уроке использовались игровые моменты, это уникальный способ заинтересовать ученика. Мотивируют детей к изучению языка также различные конкурсы это такие как: Викторины, «Говори на аварском», КВНы,
«Знатоки аварского языка» Что? Где? Когда? (Щиб? Киб? Кида?). И очень важно поощрять учеников грамотами, подписанными именно на родном (аварском языке). Прививать любовь к языку должны конечно и родители, чтобы они общались с детьми должным образом. Но они даже не читают сказки на родном языке. Дети остаются одни с телевизором или компьютером. Семья играет немаловажную роль в сохранении родного языка. Родители хотят всё упростить; ребёнок не хочет говорить на родном – им это не надо. На уроках родного языка и литературы я стараюсь показать бережное отношение к родному слову, потому как родное слово открывает для нас мир бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений, размышления над словом, его анализ, интерпретация помогают обучающимся познакомиться с особенностями дагестанского быта, понять и познать себя как представителя своего народа. Через учебный диалог учителя и ученика происходит культурное, нравственное и духовное взаимообогащение обучающихся и преподавателя. В нашем современном мире вводится много нововведений на уроках родного языка и литературы по духовно-нравственному воспитанию. Чтобы было все интересно и познавательно, учитель должен знать все азы воспитания в целом и вызвать нравственность в сердцах учеников. Дать понять каждому ученику, что человек смолоду должен понимать, что пришёл на эту землю для того, чтобы стать представителем своего народа, и куда бы не забросила его судьба, он должен быть достойным сыном гор, почитающим традиции. Книга «Мой Дагестан» может изменить человека и его отношение к людям, ведь она о главных человеческих ценностях: доброте, честности, милосердии, уважении, любви к родному языку. «Мой Дагестан» книга- шкатулка, переполненная через край жизненной мудростью, лиризмом, любовью к своей Отчизне. По-моему, это главная книга жизни поэта-исповедь любви к Родине, природе, обычаям, традициям, взаимоотношениям людей, к сохранению родного языка. Уже сам эпиграф «Моего Дагестана» вызывает большое любопытство: «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки».
Расул Гамзатов обладал необычайным умением подбирать эпиграф к каждому разделу так, что читатель чувствует
его прочитают тысячи дагестанских школьников, которые ещё не знают о
книге «Мой Дагестан». Это произведение может изменить человека и его отношение к людям, ведь она о главных человеческих ценностях: доброте, честности, милосердии, уважении, любви к родному языку.
Для сохранения родного языка проводится достаточно много: это и флэш-мобы, и конкурсы: «Второе дыхание родным языкам», «Язык предков», «Лучший учитель родного языка», это и конференции, и семинары, и олимпиады и многое другое. Каждое лето ассоциация учителей аварского языка, во главе с Баху Шамиловной, проводит слёт. На слёт приезжают тысячи людей, которые неравнодушны к родному языку. Фонд Родные Языки России проводит очень многое. Я думаю, такие мероприятия очень актуальны для сохранения родного языка. Я предложила бы проводить ещё следующие мероприятия:
1. В школах проводить живые уроки (классные часы) родного языка.
2. Устраивать этнические концерты, месячники, фестивали, организовывать выезды молодых исполнителей на фестиваль.
3. Проводить мастер-классы по народному творчеству.
4. Конференции в области этнографии, археологии, истории, культуры, творчества классиков дагестанской прозы, поэзии. Могут быть и такие темы: «Особенности промысла народов Дагестана», «Сохранение уклада жизни и языка», «Семейные ценности и воспитание подрастающего поколения», «Свадебные традиции», «История национального костюма».
5. Возродить «институт бабушек», все народное творчество раньше передавалось из уст в уста, грамоты никто не знал. Уверена, что есть еще бабушки-сказительницы, чья память хранит жемчужины народного творчества. К сбору этноматериала привлекать волонтеров.
6. Создавать больше музеев под открытым небом.
7. Пропагандировать народные промыслы.
8.Коллективное чтение произведений литературных классиков на телевидении, в образовательных учреждениях, библиотеках, во Дворцах культуры.
9.На уровне правительства создать Программу посещения школьниками Национального музея и театра.
10. Создавать театральные студии, любительские спектакли по произведениям классиков дагестанской литературы в школах, других образовательных учреждениях, Дворцах культуры.
11. Использовать Интернет-ресурсы: Олимпиады, викторины, клубы знатоков…
12. Сделать привлекательным Дагестан для отечественного и международного туризма.
13. Знакомство с современными писателями, поэтами через библиотеки, через Интернет-сообщества, через Центры культуры, через живое общение с писателями, через факультативы, элективные курсы, через подписку на газеты, журналы.
Для современного человека, живущего в Республике Дагестан, главной целью должно стать знание сохранение богатства родного языка. И красной нитью в нашем сознании должны звучать слова Р. Гамзатова: «И если завтра мой язык исчезнет, то я готов сегодня умереть», С. Я. Маршака: «Мы должны быть благодарны предшествующим поколениям, которые донесли до нас это наследие – образный, ёмкий, умный язык. В нем самом есть уже элементы искусства: стройная синтаксическая архитектура, и музыка слова, и словесная живопись» [Маршак, 1971 С.157].
Еще Ушинский Н.Д. отмечал, что, усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова, их сложение и взаимодействие, но и бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка. Значит, интеллект и мышление ребенка, прежде всего, должны развиваться на родном языке. [Ушинский,1988. С.122]. Кроме того, Н.Д. Ушинский выдвинул идею о методической последовательности в обучении языку. Он высказывался против обучения иностранному языку раньше, чем ребенок окрепнет в своем родном
языковом сознании. В родном языке воплощено все родное в психологии человека. Все психологические механизмы развиваются средствами родного языка. По словам Л.В. Щербы, назначение родного языка следует
рассматривать шире, чем его усвоение, а именно: как основу, как фундамент, на котором закладывается и обучение русскому и иностранному языкам [Щерба,1974. С. 88]. У каждой эпохи имеются определенные ценности, нормы жизни, которые заложены в содержании слова, словосочетания, предложения, текста. Этнос создал язык для общения и познания мира, мира идей, на основе языка возникла и развивается его культура, в которой воплощены смысл жизни народа, его мировоззрение, его назначение в созвездии мировой цивилизации. Из сказанного выше следует вывод о том, что родной язык мы должны беречь, сохранить его для подрастающего поколения.
И мы призываем всех и каждого любить и хранить родной язык. Кто если не мы может предотвратить исчезновение нашего родного языка. Давайте, учить правильно излагать свои мысли на родном языке, красиво говорить и думать. Думаю, вместе мы справимся.