Для чего нужно союзное государство
Что дает Союзное государство гражданам Беларуси и России
Взаимные выгоды
Перемещение без ограничения
Время учиться
С 2021 года белорусские абитуриенты могут представлять сертификаты с результатами ЦТ, которые, как и при поступлении в белорусские вузы, будут действительны в течение двух лет. Новые правила касаются образовательных программ бакалавриата, специалитета и магистратуры.
Граждане России могут поступать в белорусские вузы на конкурсной основе на любую из форм обучения (дневная, вечерняя, заочная) путем сдачи централизованного тестирования. Второй вариант — как иностранные граждане и лица без гражданства, то есть на платную форму по результатам собеседования.
Жилье в обмен
Граждане Беларуси и России, проживающие на территории обоих государств и переселяющиеся во вторую страну Союзного государства, могут беспрепятственно производить обмен жилыми помещениями в соответствии с национальным законодательством обоих государств.
Это будет основанием для выдачи разрешений на постоянное жительство в Беларуси или России.
Кроме того, Беларусь обеспечивает россиянам, а Россия белорусам право на приобретение, владение, пользование и распоряжение имуществом на своих территориях наравне с гражданами своих государств.
Выбор места жительства
Социальные гарантии
Члены Союзного государства реализуют единые подходы в области социального обслуживания и социальной поддержки. Кроме того, граждане двух стран абсолютно равны в пенсионных правах. Пенсию начислят по принципу гражданства и по принципу пропорциональности (конечный вариант выбирает сам человек).
За назначением пенсии от другого государства ехать туда не нужно: все документы подаются в компетентный орган по месту жительства.
На связи!
Будьте здоровы
С 2017 года граждане Беларуси, временно пребывающие и работающие по трудовым договорам на территории России, имеют право на бесплатное оказание медицинской помощи в рамках ОМС — обязательного медицинского страхования. Наравне с россиянами скорую медицинскую помощь и медицинскую помощь таким гражданам окажут в случае возникновения заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
А вот в госучреждениях здравоохранения Беларуси постоянно проживающие на территории республики граждане России имеют равные с белорусами права на получение медицинской помощи.
Автолюбителям на заметку
Белорусские депутаты планируют принять законопроект, одна из норм которого позволит гражданам России при получении белорусского вида на жительство или гражданства не менять водительское удостоверение на национальное до окончания срока его действия.
Кроме того, парламентарии двух стран работают над созданием единого полиса автострахования в Союзном государстве, который упростит жизнь белорусам и россиянам, особенно живущим в приграничье.
Для чего Путину так нужно союзное государство с Белоруссией
В последние годы в Белоруссии развернулась острая борьба между Западом и Россией. Запад упорно стремится снести режим Лукашенко через цветные революции, покушения и жесткие санкции. А затем установить там свой режим во главе с лидером оппозиции Тихановской.
Россия спасает Лукашенко и выдает Белоруссии все новые кредиты. А также стремится интегрировать эту республику в союзное государство. Но для чего Путину Беларусь? Ведь с экономической точки зрения это дотационное государство, которое существует лишь благодаря кредитам.
Например, с 2012 по 2019 год, Белоруссия получила от России субсидий на целых 45 миллиардов долларов. В эту сумму вошли более низкие цены на газ для белорусов, чем справедливая рыночная стоимость. А также нулевые экспортные пошлины и беспошлинный импорт нефтепродуктов из России. Ну и плюс кредиты от России на 8 млрд. долларов.
После неудачных попыток Запада снести режим Лукашенко, Белоруссия окончательно попала в орбиту влияния Москвы. Это признал и сам Лукашенко, назвав ошибкой свою многовекторную политику. Теперь, когда тяжелая битва за Беларусь практически выиграна и до интеграции в Союзное Государство осталось недолго, можно подвести итоги борьбы.
Что мы получаем взамен, вложив в Беларусь столько денег и усилий? Для ответа на этот вопрос стоит взглянуть на карту. Первое, что мы увидим, это обнуление усилий Запада на Украине, если Белоруссия становится союзником России. Запад, устраивая дорогостоящий переворот на Украине и кредитуя Киевский режим, пытался создать угрозу РФ.
Для того, чтобы Киеву начать наступление на Донбассе, ему необходимо сосредоточить в этом районе достаточно крупные силы и средства. Но если посмотреть на карту, то можно увидеть, что пророссийская Беларусь растягивает украинский фронт почти по всей границе Украины.
Граница Белоруссии, граница России, вернувшийся в РФ Крым, плюс возможности России высадить десант с моря, а также Приднестровье, где стоят наши миротворцы, все это в сумме почти целиком окружает Украину. И мешает сосредоточить силы в одном месте для наступления.
Второй важный плюс Белоруссии для России это срыв планов Запада, создать единый непрерывный фронт против России на огромном участке от Балтийского до Черного моря. В этом случае уже Россия не знала бы, где Запад может сосредоточить силы для удара. Пришлось бы создавать больше воинских частей для сдерживания, а это огромные расходы.
Третье важное преимущество пророссийской Белоруссии, это срыв планов НАТО по оперативной переброске сил и средств из Украины в Прибалтику или в обратном направлении. Это позволяет России, в случае конфликта, ударить по Прибалтике или Украине, а НАТО не успеет перебросить достаточные силы для противодействия и отражения удара.
Поэтому «белорусский выступ» снимает с России целый ряд угроз и создает их уже самому Западу, и в частности — Украине. Ну и конечно есть чисто экономическая причина — через территорию Белоруссии проходит два наших экспортных трубопровода — «Ямал-Европа» и «Дружба», по которым мы продаем в Европу газ и нефть. Что приносит доход в бюджет.
С потерей Белоруссии, могла бы повториться история как с Украиной, когда прозападное руководство Украины создало проблемы с экспортом газа в Европу и вынудило нас строить новые газопроводы, через Балтийское и Черное моря. А это время, убытки, расходы и проблемы.
Поэтому за Беларусь приходится бороться, чтобы сохранять контроль над своими трубопроводами, приносящими миллиардные доходы, а также для сдерживания агрессии Украины на Донбассе и невозможности создания против России единого фронта от Черного до Балтийского моря. Это стоит всех предоставленных субсидий и кредитов. И должно окончательно оформиться в Союзное Государство, чтобы избежать возврата этих угроз.
Для чего нужно союзное государство
2018 год был отмечен жесткими переговорами в рамках Союзного государства России и Белоруссии. Несколько раундов встреч на уровне министров и комиссий, а также встреча президентов Путина и Лукашенко 25 декабря так и не привели к решению спорных вопросов. Камнем преткновения стал начавшийся «налоговый маневр» в России, не то чтобы неожиданный, но весьма неприятный для Александра Лукашенко. Все это вызвало толки в политических и общественных кругах – что означает интенсификация переговоров, заявления об углублении интеграции? Тактическая версия означает притирку в Союзном государстве и ЕврАзЭС, сторонники стратегической подоплеки событий пророческим тоном называют это прелюдией к шестому сроку правления Владимира Путина.
Для понимания нюансов интеграционных процессов по линии Минск – Москва нужно обрисовать факторы интеграции и сепаратизма между странами. Необходимо детализировать преимущества и обременения союзного строительства, примерно как это делается в SWOT – анализе в бизнес-планировании. Такой анализ учитывает шансы и угрозы проекту в текущий момент и в будущем.
Какие же исходные, вводные на сегодня есть у двух частей единой до 1991 года страны, насколько дополняют друг друга наследники СССР?
Эффект от интеграции двух систем обычно наблюдается постепенно, по нарастающей. В случае со странами логично было бы оценивать его согласно стадиям интеграции, которые проходят экономические союзы. Обычно это таможенный союз, эволюционирующий в ЗСТ (зона свободной торговли), затем полный экономический союз, предусматривающий общий рынок не только товаров, но и рабочей силы, капитала, информации. Вершиной интеграции, которая пока достигнута только в ЕС, является экономический союз, координирующий экономическую, налоговую, включая единую валюту.
Отличие простого таможенного союза от развитой ЗСТ в том, что в первом случае участники просто снижают внутренние пошлины. Развитая форма предполагает координацию пошлин для внешних участников – тогда в этом будет экономический смысл.
В экономической плоскости весовые доли России и Белоруссии не очень сопоставимы, это влечет за собой последствия для большинства интеграционных составляющих, в том числе в вопросе валюты, но об этом позже.
На 1991 год у Россия унаследовала около 55–-60 процентов экономического потенциала СССР, но вынуждена была содержать около 70–75 процентов его военного потенциала. На конец последнего нефтяного цикла в 2014 году Россия контролирует уже более 70–75 процентов экономики и более 90 процентов военного потенциала постсоветских стран. В этом плане можно сказать, что Россия не один из осколков СССР, а его ядро, страна, которая является центром цивилизации, восстанавливающей субъектность. Это ведет к определенным моделям в геополитике, реинтеграции с соседями. Даже до 2014 года вариант «Таможенный союз плюс Украина» казался не очень уместным. Не столько в силу нездоровых амбиций и продажности украинской элиты, сколько в силу удельного веса последней.
На начало 2019 года сопоставление России и Белоруссии выглядит примерно следующим образом: население – 15,5 к одному, ВВП – 20 к одному.
Популярным экономическим индикатором емкости и самочувствия экономик служит сопоставление авторынков стран. По разным секторам разница в авторынках России и Белоруссии колеблется от 20 до 50 к одному.
С емкостью рынка считаются все, емкость рынка – это тот рычаг на переговорах, с помощью которого ты ставишь условия, в том числе и глобальному бизнесу. Неслучайна двойственная позиция канцлера ФРГ Ангелы Меркель. С одной стороны, газ и благоприятный рынок России и ЕврАзЭС, с другой – втрое-вчетверо более емкий по профильным отраслям немецкого экспорта рынок США. Нет сомнения, что, не будь Гражданской войны, террора, коллективизации, обеих чрезвычайно разрушительных мировых войн, с Россией с населением в 250–300 миллионов человек (вместо 147) считались бы куда больше. Ну, как есть – «спасибо» большевикам, не щадившим никого.
Можно сказать, что на сегодня внутри ЕврАзЭС состоялся устойчивый таможенный союз, о полном экономическом союзе пока говорить рано. Тем более что абсолютно открытых экономик без изъятия нет нигде, даже в ЕС. Система квот там напоминает механизм неоколониализма – более привилегированные участники союза, «старожилы» ЕС получают привилегии в плане квот на экспорт внутри блока. Де-факто именно эта система стала механизмом постепенной колонизации не только новых членов ЕС, как Болгария или Румыния, но и участников так называемой «ассоциации» с ЕС. Например, выделение транша МВФ оккупированной Украине жестко увязывалось со снятием экспортных пошлин на вывоз леса-кругляка.
В ЕврАзЭС тоже не так все гладко – налицо эгоизм участников. Скажем, борьбу, которое наше государство ведет с табачным лобби, и довольно успешно, частично торпедируют наши соседи. Россия резко повысила акцизы на производство табачных изделий. Естественно, наши соседи решили воспользоваться лакуной – даже в Петербурге у метро можно встретить нелегальные точки торговли сигаретами из Казахстана и, конечно, Белоруссии.
Сообразить на троих
Что же у нас в перспективе более глубокой интеграции с соседями? В декабре 2018 года Лукашенко заявил, что в принципе не против единой валюты с Россией, но это «не должен быть российский рубль». Опять, приехали. Несмотря на твердую позицию России, что единой единицей может быть только российский рубль, несмотря на то, что его принятие идет от граждан самой Белоруссии. Но маловероятно, что Лукашенко пойдет на это, и вопрос даже не в идее суверенитета на банкнотах. Печатный станок в руках любого лидера, а особенно белорусского, – единственный безотказный механизм пополнения госбюджета на короткой дистанции. Несколько лет назад Лукашенко, заверявший о несокрушимости белорусского рубля, за полтора-два дня обрушил его на 35–40 процентов. К сожалению, жители Белоруссии пока остаются вынужденными заложниками такой помещичьей политики и как могут по-партизански прячут сбережения в инвалюте…
Для изменения ситуации Россия должна применить дополнительные рычаги давления с гарантиями помощи бюджету союзника в трудной ситуации. Понятно, что наличие эмиссионного центра 50/50 c Лукашенко или даже двух – это такой «подарок», что проще будет сразу предложить Лукашенко переехать в Кремль. Более вероятным вариантом является вариант «сообразить на троих». Вариант единой валюты, например алтына, для Белоруссии, Казахстана и России, по крайней мере, не отвергался прямо ни одной стороной. Слово тюркского происхождения, но наши пожилые граждане еще сохранили в памяти слова «алтын» и «пятиалтынный», обозначающие монеты в 3 и 15 копеек соответственно. Русское слово «деньги» тоже оттуда и прямо обозначает и валюту Казахстана тенге.
На рубеже года снова всплыла тема налогового маневра, этой проблемы руководства Белоруссии и одновременно в потенции рычага интеграции. Естественно, в зависимости от степени ангажированности налоговый маневр видится там нейтрально или удавкой Москвы на независимости страны. Новый этап маневра начинается с 2019 года. Принципиально это означает снижение экспортных пошлин на сырую нефть и повышение НДПИ (налога на добычу) – с целью стимулирования переработки. И вкупе с другими инструментами, такими как увеличение вычетов расходов на модернизацию их налоговой базы, это уже дало эффект. Крупнейшие нефтяные компании России крупно вкладываются в модернизацию переработки.
Для Белоруссии это означает выпадение доходов бюджета напрямую в 300–350 миллионов долларов в 2019 году. Цифра не очень значительная. Но учитывая, что курс на модернизацию своих НПЗ в России будет означать усиление конкуренции с НПЗ Белоруссии, снижением их рентабельности как краткосрочно, так и долгосрочно, понятна такая нервная реакция Лукашенко. Налоговый маневр без компенсации означает постепенное увеличение пресса на самую рентабельную отрасль экспорта Белоруссии, дающую более 20 процентов налогов в бюджет.
Очевидно, что здесь и начинается торг, включающий в себя и интеграционные проекты, и даже возможное участие российских холдингов в белорусской оборонке, например в МЗКТ – заводе, поставляющим тягачи для российских ракет. Если руководство Белоруссии будет неуступчивым, переход российской армии на дорабатываемые на КамАЗе тягачи станет не только неизбежным, но и форсируется.
В экономической плоскости Россия имеет все, даже избыточные, возможности интегрировать Белоруссию. Более 60 процентов экспорта Белоруссии приходится на Россию, с учетом льготных ресурсов и кредитов от позиции Москвы зависит рентабельность более 80–85 процентов экспорта Белоруссии. Можно сказать, что экономически Белоруссия интегрирована с Россией, с ее центральными регионами, существенно больше, чем Сибирский и тем более Дальневосточный федеральный округа.
Откуда же такая местечковость, примитивная логика – подработать на текущий день, торганув ГСМ и снарядами на Украину? Без понимания, что Белоруссия и Россия станут следующими жертвами «майданов»… Наверное, это обычное дело, когда неплохой руководитель совхоза становится у руля государства. Хотя в какой-то мере оправдать такое поведение можно. После 2014 года экономика Белоруссии оказалась в сложной ситуации – ведь Украина все же второй торговый партнер, около 18–20 процентов оборота. Экспорт упал и в Россию, и на Украину и вследствие ухудшения конъюнктуры нефтегазового цикла, и из-за устроенного американцами пожара на Украине. Разрыв с российским рынком под диктовку из США, обвалившийся рынок Украины вызвали спад импорта и из Белоруссии.
Поэтому Лукашенко, несмотря на обещания, не признал независимость Абхазии и Южной Осетии, прикрывшись своим парламентом, как кардинал Мазарини, не признал и изменение границы России в Крыму. Однако в значительной мере в таком поведении Лукашенко виновата и Москва. ГСМ на Украину, поставляемые Белорусскими НПЗ, произведены из российской нефти, включая беспошлинную. Большая часть бензина и нефти, угля с Донбасса на рынок Украины идет с территории России. Как говорится, война войной, а торговля – по расписанию.
Культурная и идеологическая плоскости – существенно более крепкий фундамент нашего с Белоруссией векового единства. Де-факто наш народ по обе стороны административной границы, возникшей в 1991 году, говорит на одном языке, нашей общей базовой культурой является православное христианство. Александр Лукашенко как-то дал понять, что русский язык – это наше общее достояние с Россией. Наверное, это к лучшему. Привыкший хватко держать все, что лежит, президент Белоруссии, или Беларуси, кому как нравится, не собирается отдавать кому-то достоинство страны – носителя богатейшего языка мира.
Общей в целом является и история нашей страны – от Бреста до Владимира на востоке (Владивостока), Владимира на Кавказе на юге (Владикавказ). Территория Белоруссии – тогда БССР – потеряла наибольшую из всех союзных республик долю населения в Великую Отечественную – более 22 процентов. Земля Белоруссии без лишнего пафоса горела под ногами немцев и остальных европейцев – это были районы наиболее интенсивного партизанского сопротивления.
Но пока в Белоруссии в некоторых книгах для школ генералиссимус Александр Суворов объявляется душителем белорусского народа. Самая большая опасность для нас всех – сидение на лаврах истории. История пишется всегда, здесь и сейчас. Достаточно упустить одно-два поколения, как, глядишь, и победы предков будут обращены в прах врагами нашей страны.
Как-то мои знакомые американские мормоны, приехав из Минска, сказали мне: «Это же тоже Россия, вы обманываете всех». – «А мы никуда не денемся, хотя и не угрожаем вам», – также по-дружески ответил я. Хотя, конечно, эгоизм, желание подзаработать на табаке, поиск более дешевых вариантов нефти никуда не денется.
Здесь можно упомянуть и Казахстан, и угрозы начать поставки через Прибалтику, варианты поставок иранской нефти через Украину. В попытках или имитации поиска альтернативных каналов сбыта товаров и сырья Лукашенко не откажешь, нашим бы министрам его энергию в правильном русле – можно с десяток раз перекрыть Енисей или проложить три БАМа!
На одном из совещаний в 2018 году Лукашенко пригрозил министрам, чтобы они расшиблись, но нашли новые рынки. С МАЗами сложнее, но БелАз пока удерживает первое-второе место в мире по продажам тяжелой техники, выиграв крупный тендер в Индонезии. За это можно похвалить Лукашенко – он не занимается политиканством как украинский режим, а делает что может. С Россией вопрос развития экспорта начинает упираться в вопросы «независимости» в его трактовке. Но так не бывает – просто так приходить на рынок и ничего не отдавать взамен. Напомним, что на дорогах Белоруссии КамАЗов практически нет – их негласно запрещается закупать и частникам, и госструктурам. Такой средневековый протекционизм. Поэтому качество белорусской техники начинает уступать российской – рынок России больше открыт, более конкурентен.
Вариантов интеграции с Белоруссией, ЕврАзЭС и их последствий для России и сопредельных государств не так уж мало. Есть варианты валютных блоков с участниками, даже близко не достигшими ни уровня развития, ни степени интеграции наших экономик. Например, две зоны франка в целом способствуют развитию торговли между бывшими французскими территориями в Африке. Им было объединиться проще – зону организовала метрополия после 1945 года, создав две зоны – BCEAO и BEAC, западно- и центральноафриканских стран соответственно.
Государство – это и есть одна из форм интеграции территорий и населения, притом не всегда высшая. То есть, в принципе, для плодотворного экономического, политического и культурного единства прямое объединение стран через референдум – решение не стопроцентно обязательное. Есть у такого решения и краткосрочные негативные стороны. Стремление наладить диалог с ЕС в Москве очевидно, как и в Минске. Доктрина Меттерниха, предусматривающая равновесие в «концерте европейских держав», всегда сидит в голове и в Брюсселе, и в Москве. Это, думается, не последний фактор, который будет приниматься в расчет. Даже если Минск согласится на инкорпорирование Белоруссии в состав России, вряд ли решение Совбеза – де-факто политического правительства России – будет единогласным. Ведь прямое воссоединение даст весомый повод для США, структур НАТО демонизировать Россию. А уж о позиции грефов и кудриных можно и не спрашивать. Впрочем – Иван Калита и Иван Великий III, конечно, забыли посоветоваться с их предшественниками, принимая решения о расширении государства…
В любом случае союзы должны соответствовать требованиям времени. С одной стороны, народ Белоруссии – часть народа России, белорусская оборонка и машиностроение должны быть интегрированы в российские циклы. С другой – с учетом поведения Лукашенко просто так поддерживать именно белорусское государство без всяких условий – дело не только бессмысленное, но и опасное. России нужна инкорпорированная Белоруссия, а не фрондирующий буфер на западной границе. России не нужен союзник, способствующий тому, что Украина до сих пор используется как таран в отношении республик Донбасса и России.
В чем же составляющие интеграции с Минском? Этот вопрос расщепляется на три компонента. Экономическая и геополитическая интеграция с территорией и населением Белоруссии стратегически необходима, Россия не может себе позволить НАТО у Смоленска.
Во-вторых, некоторые конспирологи и психоаналитики считают, что объединение позволяет войти нынешнему президенту России в историю в качестве великого и непобежденного правителя. Этот вариант на взгляд автора сомнителен – только эта аргументация не может быть использовано в столь значительной, реперной точке. Все же, на взгляд автора, Россия хоть и квазимонархия, но не абсолютная, а скорее сословная. Да и авантюрность никогда не была главной чертой Путина.
Так что воссоединение с Белоруссией как историческая необходимость будет, скорее всего, осуществляться красиво и поэтапно.
Союзное государство: вместе навсегда
Илья Ремесло, для МИА «Россия сегодня»
В декабре 2014 года исполнилось 15 лет с образования Союзного Государства России и Беларуси. Значение этого события трудно переоценить — впервые после распада СССР наши народы встали на путь восстановления единства.
Наряду с украинцами, белорусы являются наиболее близким нам народом. Более того, в связи с последними событиями на Украине, Беларусь стала самым близким союзником России.
В отличие от украинцев, белорусов не удалось обмануть и приманить химерой «евроинтеграции». Белорусский народ показал, что ему чужд местечковый национализм, приправленный русофобскими идеями.
Именно поэтому, приезжая в Беларусь, русские чувствуют себя желанными гостями. Белорусы по праву пользуются нашим уважением — всем известны чистота на улицах городов, трудолюбие и гостеприимство. При весьма скромных внутренних ресурсах белорусскому народу удалось выстроить достойное государство и сохранить национальный суверенитет.
Вспомним основные исторические этапы становления единства России и Беларуси, а также подведем основные итоги пятнадцатилетней реинтеграции.
Исторические предпосылки Союзного Государства
В Средние Века, под влиянием роста агрессии с восточных рубежей, начало происходить обособление славянских народов. В период монголо-татарского нашествия территории Речи Посполитой и Великого княжества Литовского стали геополитическим узловым центром Восточной Европы.
Полное воссоединение белорусских земель с Россией стало возможным только в конце 18 века. В 1795 году России удалось взять реванш за многовековую польскую агрессию и совместно с Пруссией и Австрией осуществить раздел Польши. В состав России вошли все восточные регионы Беларуси, ставшие губерниями Российской Империи: Витебская, Гродненская, Минская, Могилевская.
После революции 1917 года и поражении России в Первой мировой войне белорусские земли пережили период оккупации и упадка. Остановить этот процесс смогло образование СССР, куда вошла Белорусская ССР.
В СССР Беларусь играла особую роль, став промышленным и научно-техническим центром всесоюзного значения. Трудолюбивый белорусский народ превратил разрушенную войной республику в финансового донора для других регионов СССР. На небольшой по меркам СССР территории Белоруссии производилась большая часть высокотехнологичных товаров: станков, электронно-вычислительных машин, бытовой техники.
Волю белорусского народа к единству с Россией не удалось сломить даже после распада СССР. Красноречивый факт: на референдуме 1991 года по вопросу о сохранении СССР более 83 % белорусов высказались «за». Однако, невзирая на мнение народа и с грубым нарушением всех мыслимых юридических процедур, СССР был уничтожен Беловежскими соглашениями.
Несмотря на тяжелые испытания, выпавшие на долю россиян и белорусов, их воля к единству не была сломлена. Уже с 1995 года начинается процесс реинтеграции Белоруссии и Российской Федерации: подписывается Соглашение о Таможенном союзе, что позволило сделать первый шаг к единому экономическому пространству. А уже в 1999 году Россия и Беларусь стали членами Союзного Государства.
Устройство Союзного Государства
Несмотря на то, что интеграционные процессы в Союзном Государстве все еще продолжаются, уже сейчас можно констатировать незыблемость достигнутых успехов.
С 2000 года функционируют Высший государственный совет и Совет Министров Союзного государства (возглавляемые Президентами Белоруссии и России), а также Парламентское собрание.
За годы своей деятельности органы Союзного Государства показали свою эффективность, успев рассмотреть и принять сотни резолюций по различным вопросам российско-белорусского партнерства. По всем направлениям деятельности ведется активная совместная работа.
Парламентское собрание взяло на себя важнейшие вопросы унификации законодательства России и Беларуси. В результате, основные законодательные акты в сфере гражданского и процессуального права стали практически идентичны.
В планах по дальнейшему развитию Союзного Государства — введение единой валюты, государственной символики, органов управления, включая создание Суда Союзного Государства.
Единое экономическое пространство
Главной основой для российско-белорусской интеграции является единое экономическое пространство, начало которому было положено в 1992 году Соглашением о свободной торговле.
Постоянное увеличение торгового оборота и усиление российско-белорусских экономических связей привело к идее создания Единого экономического пространства. Фактически, именно эти связи и стали основой ЕЭП.
6 июля 2010 года начал действовать Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, который сформировал единую таможенную территорию, а также единые таможенные тарифы во взаимоотношениях с иными государствами. В результате произошел значительный рост товарооборота и поступлений от импортных пошлин в казну участников Таможенного союза.
1 января 2012 года вступили в силу 17 международных договоров России, Белоруссии и Казахстана, сформировавшие ЕЭП. Данные договоры устанавливают общие подходы и правила в сфере промышленности, сельского хозяйства, таможенного регулирования, и многих других.
В результате страны-участницы ЕЭП получили возможность беспрепятственного перемещения товаров, услуг и капитала через границы на основе единого таможенного тарифа.
Союзное Государство сегодня
В условиях зарождающегося финансового кризиса и геополитического противостояния с Западом невозможно выстоять в одиночку. Союзное Государство становится ключевым фактором в этом противостоянии.
Наши страны хорошо усвоили исторические уроки распада СССР и суть западной политики «разделяй и властвуй». Поэтому, несмотря на периодически возникающие разногласия в политической сфере, мы все равно остаемся единым народом, который готов сплотиться перед лицом внешней угрозы.