Для чего нужно судостроение
Значение судостроения для экономики России
А ведь судостроение производит не только транспортные суда. Количественные и качественные характеристики строительства промысловых судов напрямую влияют на пищевую промышленность и в конечном итоге на наши желудки, ведь уловом с шаланды страну не накормишь. От постройки комфортабельных и надежных лайнеров и теплоходов зависит развитие отечественной индустрии туризма. От строительства современных научно-исследовательских судов зависит научный прогресс нашей страны, открытие новых залежей полезных ископаемых, других ресурсов, своевременное предупреждение экологических катастроф и оповещение о надвигающихся стихийных бедствиях.
Судостроение является материало- и энергоемкой отраслью и требует обширного кооперирования с предприятиями других отраслей. За счет этого судостроение образует некое подобие целого экономического сектора, в который входят металлургические, машиностроительные, деревообрабатывающие, химические предприятия, электростанции, порты, строительные предприятия, страховые компании. Деятельность всех их завязана на судостроении, причем предполагается движение огромных капиталов в этой сфере, что должно приносить доход как государству, так и частным фирмам.
Кроме высоких доходов, эта инфраструктура обеспечивает создание миллионов рабочих мест, что при нашем текущем уровне безработицы в 9, 1% от экономически активного населения (6, 7 млн. безработных) чрезвычайно важно. С судостроением очень тесно связан и судоремонт, тоже входящий в «судостроительный» сектор экономики. При продаже судна за границу его техническое обслуживание и ремонт всегда осуществляется на заводах страны-производителя, и это приносит существенный дополнительный доход. Должно упомянуть и о доходах, связанных с продажей российских судов за рубеж. В мире они считаются одними из самых качественных, современных и надежных и пользуются хорошим спросом. Достаточно сказать, что только Государственная Компания «Росвооружение» благодаря продаже за рубеж военных кораблей и подводных лодок российского производства принесла экономике России более 3 млрд. долларов.
Таким образом, судостроение стимулирует производство и экономический рост в очень многих отраслях промышленности, является неотъемлемой частью российской экономики и вследствие важности своей продукции имеет общегосударственное значение.
Судостроительная промышленность
Судостроение – это ответвление тяжёлой промышленности, одна из суботраслей военно-промышленного комплекса. Включает в себя производство судов, лодок, яхт, а также их ремонт, модернизацию и техническое обслуживание.
Вклад отрасли в экономику страны
Судостроение как отрасль промышленности занимается изготовлением плавучих средств разных габаритов и целевого назначения. Все выпускаемые судостроительными заводами корабли можно условно разделить на несколько категорий:
Экономисты называют судостроение одной из главных площадок для улучшения экономической ситуации в Российской Федерации. Известно, что один человек, который трудится в судостроении, обеспечивает работой 4-5 специалистов в смежных отраслях.
Для России судовое строение – это не только создание новых рабочих мест, но и производство конкурентоспособного на международном рынке продукта. Количество закупаемых у РФ судов гражданского пользования, по данным Росстата, с каждым годом возрастает в среднем на 2%.
Историческая справка
Судостроение России берёт своё начало от Петра I, который в 1693 году основал в Архангельске первую промышленную государственную верфь. К 1714 году Российская империя получила свой полноценный парусный флот.
В СССР отрасль активно развивалась и расширялась. Были основаны специальные комиссариаты и ведомства для контроля и модернизации. Рыбопромысловый флот Советского Союза считался первым в мире.
В Российской Федерации новый виток развития начат с момента основания Объединённой судостроительной корпорации. Производство кораблей в этот период времени носит нестабильный характер. С 2010 по 2018 год ежегодно изготавливалось от 22 до 72 гражданских судов и от 22 до 208 военных кораблей.
Наиболее заметные предприятия отрасли
Военное и гражданское производство судов в Российской Федерации производится на 168 предприятиях, большая часть которых расположена в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Северодвинске и Калининградской области. Наиболее заметные предприятия отрасли:
Другие компании, работающие в данной отрасли, представлены в разделах Судостроительные заводы и Судоремонтные заводы.
Технологические процессы
Современное судостроение работает по принципу блочного метода. Этот способ подразумевает модульную сборку корабля на месте постройки. Изготовление модулей производится на отдельных технических линиях.
У каждого предприятия могут быть свои секреты и нюансы производственного процесса, но основные моменты остаются неизменными на каждом судостроительном заводе. Главные этапы:
Закладка судна – это формирование корпуса корабля. Традиционно начинается с киля, но при наличии современного стапеля может осуществляться и секционным методом из уже готовых частей.
Заготовительный этап – это сборка необходимых деталей и материалов. Все ресурсы, необходимые для постройки, должны быть привезены и укомплектованы заранее.
Блочный этап – сборка деталей в модульные блоки, которые в дальнейшем могут быть транспортированы в ангар и собраны там в отдельное судно. Части свариваются и обрабатываются, но не окрашиваются.
Стапельный этап подразумевает сборку судна из заранее заготовленных блоков. Здесь корпус проходит первые технические испытания на прочность, изоляцию и водонепроницаемость.
Достроечный этап требует спуска судна на воду. Теперь все технические процессы будут осуществляться уже на поверхности воды. Погружается тяжёлое оборудование, заканчивается изоляция корпуса. Завершается достроечная фаза покраской судна.
Сдаточный этап – это последний шаг перед выпуском корабля в воду. Осуществляется швартовка, ходовые работы, ревизия судна.
Судостроение является приоритетной отраслью тяжелой промышленности. Так, больше 90% грузов до сих пор переправляются между континентами на кораблях из-за низкой стоимости и высокой надёжности этого метода.
Перспективы развития
Правительство РФ считает судостроение одной из самых перспективных отраслей тяжёлой промышленности. В 2019 году была разработана и принята стратегия развития судостроения до 2035 года. Государство ставит цель увеличить экспорт судов российского производства на международный рынок.
Развитие судостроения в России в основном связано с военно-промышленным комплексом. Так, около 70% государственных заказов сконцентрированы именно в этой сфере производства. При этом пятая часть возводимых кораблей ориентирована на экспорт.
Судостроение
Полезное
Смотреть что такое «Судостроение» в других словарях:
судостроение — судостроение … Орфографический словарь-справочник
судостроение — кораблестроительство, кораблестроение Словарь русских синонимов. судостроение кораблестроение Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
Судостроение — 1) (Межевой канал, 4), научно производственное объединение. Создано в 1988. Относится к Министерству речного флота РСФСР. В головную структурную единицу НПО входят Центральное технико конструкторское бюро, научно исследовательское и… … Санкт-Петербург (энциклопедия)
судостроение — СУДОСТРОЕНИЕ, кораблестроение … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
«Судостроение» — (улица Гоголя, 8), издательство Госкомитета СССР по печати. Основано в 1940 как судпромгиз, с 1964 современное название. Выпускает научные, учебные, производственные, справочные и научно популярные книги по судостроению и судоремонту, судовому… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»
СУДОСТРОЕНИЕ — издательство, Санкт Петербург. Основано в 1940. Литература по судостроению и судоремонту, судовому машиностроению и приборостроению … Большой Энциклопедический словарь
СУДОСТРОЕНИЕ — СУДОСТРОЕНИЕ, судостроения, мн. нет, ср. Постройка, строительство судов (см. судно2). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
СУДОСТРОЕНИЕ — СУДОСТРОЕНИЕ, я, ср. Теория и практика постройки судна 2. | прил. судостроительный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
СУДОСТРОЕНИЕ — (Shipbuilding) отрасль промышленности, занимающаяся постройкой судов. С. делится на морское и речное; по виду материалов, из которых строятся суда, и по типу судов на стальное, деревянное и железобетонное С; промысловое С, мелкое С. (постройка… … Морской словарь
«Судостроение» — (Межевой канал, 4), научно производственное объединение. Создано в 1988. Относится к Министерству речного флота РСФСравни В головную структурную единицу НПО входят Центральное технико конструкторское бюро, научно исследовательское и проектные… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»
Судостроение — А) Деревянное С. Дерево впервые было применено к С., как материал легко обрабатываемый и плавучий. Наиболее простая конструкция деревянных судов это постройка из цельного куска дерева; так строятся иногда и теперь челноки, которые выдолблены или… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
«Судостроение — это системообразующая отрасль России. Ей нужно особое внимание»
Встреча редакции «Корабел.ру» с генеральным директором «Северной верфи» Игорем Пономаревым стала уже приятной традицией. Поэтому почти каждый год мы стараемся подготовить большое интервью о жизни завода, о состоянии заказов, кадрах и многом другом. Что получилось — читайте в материале.
Игорь Пономарев, генеральный директор «Северной верфи» / Корабел.ру |
— Игорь Борисович, наша редакция всегда следит за успехами «Северной верфи», но тем не менее, хотелось бы из первых уст узнать о сегодняшнем состоянии заказов завода.
— Я бы хотел начать с того, что сейчас предприятие загружено практически до 2027 года. В строительстве находится пять фрегатов, пять корветов, судно тылового обеспечения и 14 рыболовецких судов — десять траулеров и четыре ярусолова. Пока еще не вступили в силу контракты по четырем последним траулерам, однако при распределении квот мы будем готовы начать строительство, так как у заказчика серьезные намерения, и наш завод отрабатывает подготовку производства под траулеры.
Договоры подписаны, намерения подтверждены, поэтому мы считаем, что у нас 14 «рыбаков».
— Вы упомянули фрегаты. Решены ли вопросы поставки оборудования?
— Все оборудование подтверждено. Даже по двигателям вопрос практически решен. Мы знаем, что у «Сатурна» стартовая база готова, газовые турбины готовы, редукторы в сентябре должны быть отправлены с завода «Звезда» на «Сатурн», а «Северная верфь» уже получит собранные агрегаты. Я надеюсь, что поставка осуществится в декабре 2019 года — январе 2020-го.
Фрегат «Адмирал флота Касатонов» / Фото: пресс-служба ПАО «СЗ «Северная верфь» |
— И цикл изготовления подобного комплекса подходит под темпы строительства?
— По циклу производства агрегатов все абсолютно нормально и понятно. Собственно, вся кооперация подтверждает сроки поставки, в том числе и по остальным системам вооружения.
— Правильно ли мы понимаем, что та болевая точка, связанная с двигателями, которая возникла в недалеком прошлом, уже расшита?
— Я бы очень осторожно подходил к этому вопросу. К сожалению, вся тема еще находится в сфере ответственности «Звезды». На заводе есть проблемы, мы о них знаем, но до конца расшить эту проблему предприятие с помощью группы «Синара» пока не смогло.
Именно поэтому осуществляется жесткий контроль со стороны «Сатурна» за изготовлением редукторов в части обеспечения газотурбинных агрегатов и Коломенского завода в части редукторов для дизелей. Однако мы надеемся, что завод позитивно и ритмично заработает.