Для чего нужно тгп
Значение теории государства и права для профессиональной подготовки юриста
ТГП одна из немногих юридических научных дисциплин, которая связана с профессиональным правовым сознанием. Именно с тгп начинается закладка фундамента индивидуальной правовой культуры будущего юриста, формирования у него научной базы юридического мировоззрения и глубокого уважения к праву как к величайшей социальной ценности. Именно при преподавании теории государства и права передаются основные достижения политической и правовой мысли, система понятий, позволяющая свободно и уверено ориентироваться в юридической сфере.
Пробел в знании материала по тгп существенно сказывается на общем уровне подготовки студента и несопоставим с пробелом в знании по какой либо отраслевой юридической науки. Качественное знание исходных понятий тгп позволит на практике верно квалифицировать политические и правовые ситуации, с научных позиций давать правильную оценку сложным государственно-правовым явлениям общественной жизни. Эта наука непосредственно участвует в формировании профессиональных качеств будущих юристов.
Значение теории государства и права в процессе профессиональной подготовки юристов заключается прежде всего в том, что в рамках теоретико-правовой науки изучаются основные понятия юриспруденции. Любой юрист независимо от занимаемой должности и особенностей профессиональной деятельности должен понимать смысловое значение таких категорий, как право, государство, правовая норма, правоспособность, дееспособность, правоотношение, правонарушение, юридическая ответственность и т. д. Кроме того, изучение теории государства и права помогает уяснить будущим юристам содержание основных принципов юридической техники, без знания которых невозможна профессиональная деятельность в сфере правового регулирования.
Понимание теоретико-правовых основ правотворческой, правоприменительной, интерпретационной и других видов юридической деятельности является необходимым условием достижения целей и задач, стоящих перед юридическим сообществом. Наконец, знания, полученные в процессе изучения теории государства и права, способствуют формированию у обучаемых высокого уровня профессиональной правовой культуры, воспитанию у них чувства уважительного отношения к действующему законодательству и формируемому при помощи этого законодательства правопорядку.
Для чего нужно тгп
· Науки принято делить на: технические, естественные, гуманитарные. Юридические науки являются гуманитарными.
ТГП находясь в системе гуманитарных наук тесно взаимодействует с философией, социологией, экономической теорией, историей.
Предметы этих наук определенным образом входят в вопросы государства и права, но в отличии от ТГП и других юридических наук эти науки не замыкаются только на вопросах Г и П. Предметы этих наук значительно шире и государственно правовые вопросы изучаются ими лишь в связи с другими вопросами входящими в предметы этих наук. Все называемые гуманитарные науки по отношению к ТГП являются науками более общими т.к. они изучают более общие вопросы и предметы этих наук значительно шире, чем предмет ТГП.
Сама же ТГП по отношению к этим наукам является частной наукой, т.к. предмет ТГП не выходит за рамки государственно-правовых явлений. ТГП являясь частной наукой при исследовании своего предмета так или иначе опирается на положения и выводы общих гуманитарных наук. В свою очередь ТГП детально изучая государственно правовые вопросы формулирует по ним определенные положения и выводы. Которые в свою очередь используются общими гуманитарными науками.
Таким образом ТГП очень тесно связана с различными гуманитарными науками и в первую очередь с общими гуманитарными науками. Между ТГП и другими гуманитарными науками существует двухсторонняя связь.
Гуманитарные науки изучают общество, человека, социальные отношения и институты. Так, с помощью философии вырабатываются мировоззренческие позиции ТГП, в результате чего последняя вооружается общей методологией познания государственно-правовой действительности. В свою очередь ТГП дает конкретный материал для широких философских обобщений. Несомненно существует взаимодействие теории государства и права с экономическими науками. Это обусловлено тем, что экономика, ее особенности и потребности оказывают существенное влияние на структуру и функционирование государства и права.
· ТГП входит в систему юридических наук, объединенных общим понятием правоведение.
Юридические науки делят на три основные группы:
Историко-правовые (ТГП, история политико-правовых учений, история государства и права)
Отраслевые (конституционное, административное, гражданское, уголовное, право)
Специально-прикладные науки (криминалистка, судебная статистика, судебная медицина)
Отдельно выделяют науки изучающие деятельность государственных органов (прокурорский надзор, правоохранительные органы) и науки международного права (международное частное право, морское право).
Общность ТГП и историко-правовых наук в том, что они рассматривают ГиП в целом, изучают существовавшие ранее типы ГиП, исследуют причины возникновения гип, их развитие. Различие ТГП и ИГП в том, что ТГП изучает процесс исторического развития гип в обобщенном виде, дает теоретическое обобщение этих процессов. История ГиП изучает процесс исторического развития государственных и правовых форм жизни конкретных стран в хронологическом порядке. С другой стороны ИГП опирается на выводы, которые дает ТГП.
По отношению к отраслевым наукам ТГП выступает как обобщающая категория. Во-первых, ТГП изучает закономерности развития и функционирования гип. Предмет же любой отраслевой науки связан лишь с определенной сферой общественных отношений, с рамками отрасли права. Во-вторых, ТГП исследует общие для всех отраслевых наук проблемы (нормы права, правоотношения, субъект права, правонарушение, юридическая ответственность). В-третьих, ТГП играет методологическую роль в юриспруденции в целом.
Взаимодействие ТГП с прикладными науками является опосредованным, осуществленным через отраслевые науки о ГиП. Однако возможно прямое использование прикладной научной информации при употреблении данных судебной статистики.
В системе юридических наук ТГП занимает особое положение, ведущее место как установочная, мировоззренческая дисциплина. По отношению к другим юридических наукам она выполняет роль вводной и обобщающей науки, исходной теоретической основы для их существования и развития, классификации в целостной системе юридических наук. ТГП формирует для них общие понятия, правовые категории и выполняет по отношению к этим наукам определенную методологическую роль при разработке социальных проблем, составляющих предмет отраслевых, структурных юридических наук.
Таким образом, ТГП как наука является гуманитарной, политико-юридической, теоретической, изучающей в отличие от специальных юридических наук государство и право в целом.
Значение тгп для профессиональной подготовки юриста
ТГПодна из немногих юридических научных дисциплин, которая связана с профессиональнымправовым сознанием. Именно с тгп начинается закладка фундамента индивидуальной правовой культуры будущего юриста, формирования у него научной базы юридического мировоззрения и глубокого уважения к праву как к величайшей социальной ценности. Именно при преподавании теории государства и права передаются основные достижения политической и правовой мысли, система понятий, позволяющая свободно и уверено ориентироваться в юридической сфере. Пробел в знании материала по тгпсущественно сказывается на общем уровне подготовкистудента и несопоставим с пробелом в знании по какой либо отраслевой юридической науки. Качественное знание исходных понятий тгппозволит на практике верно квалифицировать политические и правовые ситуации, с научных позиций давать правильную оценку сложным государственно-правовым явлениям общественной жизни. Эта наука непосредственно участвует в формировании профессиональныхкачеств будущих юристов.
Поведения— В первобытном обществе действовали определенные правила поведения — социальные нормы. Такими нормами были обычаи — исторически сложившиеся правила поведения, которые вошли в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени и стали естественной жизненной потребностью людей. Они регулировали труд, быт членов рода, семейные отношения, то есть служили регулятором общественных отношений. Многие их них являлись одновременно нормами первобытной морали и религии, были связаны с отправлением укоренившихся обрядов и ритуалов.
Характерные признаки первобытных обычаев проявлялись в следующем:
они исходили от рода и выражали его волю и интересы;
они действовали в силу привычки, исполнялись добровольно, а в
случае необходимости их соблюдение обеспечивалось всем родом. Спе
циальных органов, охраняющих незыблемость обычаев, не было. При
надобности к нарушителям обычаев применялось убеждение
(внушение), а иногда и принуждение, которое исходило от всего рода
в то время не было никакого различия между правами и обязан
ностями членов родового общества: право воспринималось как обязан
Формирование государства – длительный процесс, который у различных народов мира шел по разным путям. Он обусловлен в первую очередь внутренним развитием общества, его различными социально-экономическими, культурно-историческими, этническими, психологическими и другими обстоятельствами.
Предпосылки возникновения государства:
Закономерности появления государства:
· 1) Необходимость совершенствования управления государством, связанная с его усложнением;
· 2) Необходимость организации крупных общественных работ и объединение в этих целях больших масс людей;
· 3) Необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых масс;
· 4) Необходимость ведения войн.
Любое государство характеризуется признаками:
11.Научные методологические возможности получения достоверной картины первобытного и раннеклассового общества.
Основными теориями происхождения государства принято считать следующие.
1. Теологическую теорию. Это теория о божественном начале в происхождении государства. Согласно данной концепции государство было создано и существует в современном мире по воле Бога, при этом право считается божественной волей. Таким образом, считалось, что власть церкви имеет более высокое положение, находится над светской властью, монарх при вступлении на престол освящался церковью, почитался представителем Бога на земле. Сторонники теологической теории: Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве и др.
2. Патриархальную теорию. Согласно данной теории государство произошло в результате исторического развития семьи. Разросшаяся семья превратилась в государство. Поэтому монарх приходится отцом (патриархом) всем своим подданным, которые обязаны его слушаться и относиться к нему с большим почтением. Обязанность же монарха – забота о своих подданных и справедливое управление ими. Сторонниками патриархальной теории являются: Аристотель, Конфуций, Р. Филмер, Н.К. Михайловский и др.
3. Договорную теорию. По этой теории государство является продуктом человеческого разума, но не проявлением воли Бога. В результате государство возникло вследствие заключения людьми общественного договора между собой, для того чтобы обеспечить общую пользу и интересы. Если же будут нарушены или не выполнены условия общественного договора, то народ вправе расторгнуть его, причем даже через революцию. Сторонники договорной теории: Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др.
4. Материалистическую теорию. В соответствии с этой теорией образование государства стало результатом трансформации общества под действием социально-экономических причин. Сторонники материалистической теории: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов.
5. Психологическую теорию. Данная теория состоит в том, что возникновение государства связывается с особенными свойствами человеческой психики, а именно с тягой к власти одних над другими и потребностью одних подчиняться другим. Сторонники психологической теории: Л.И. Петражицкий, Д. Фрезер, 3. Фрейд и др.
6. Теорию насилия. Сторонники теории насилия считают, что государство возникло как результат насилия, через завоевания более слабых и беззащитных народов более сильными и организованными племенами. Представители теории насилия: Е. Дюринг, К. Каутский и др.
7. Патримониальную теорию. Согласно патримониальной теории государство образовалось от права собственности на землю и права владения ей теми лицами, которые проживают на этой земле. Сторонник патримониальной теории – А. Галлер.
8. Органическую теорию. Сторонники органической теории считали, что государство появилось и развивалось дальше как биологический организм. Представители органической теории: Г. Спенсер, А.Э. Вормс и др.
Следовательно, восточный (азиатский) вариант возникновения государственности отличается от других вариантов главным образом тем, что здесь родоплеменная знать, исполнявшая общественные должности, плавно трансформировалась в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат), а общественная (коллективная) собственность тоже постепенно превращалась в государственную. Частная собственность тут не имела существенного значения.
13.Признаки (свойства) права
ПРИЗНАКИ (СВОЙСТВА) ПРАВА — совокупность основных черт права, придающих ему характер особенной господствующей системы нормативного регулирования в обществе.
Праву присущи такие признаки, как: нормативность, всеобщность и общеобязательность права, государственная обеспеченность, системность, формальная определенность, реально действующий характер,. нетождественность (несводимость) права закону, способности выступать инструментом признания, разграничения и согласования разнообразных интересов, выступать мерой, масштабом свободы и поведения человека, нетождественность закону, а также динамизм и стабильность, преемственность.
Сущность права — главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная характеристика права, которая отражает природу и назначение его в жизни общества. Выявление сущности основывается на исследовании социальных ценностей, идей.
Социальная ценность права состоит в том, что оно, воплощая общую, групповую и индивидуальную волю (интерес) участников общественных отношений, способствует развитию тех отношений, в которых заинтересованы как отдельные индивиды, так и общество в целом. Оно вносит стабильность и порядок в эти отношения. В обществе, в условиях цивилизации, нет такой другой системы социальных норм, которая смогла бы обеспечить целесообразное регулирование экономических, государственно-политических, организационных и других отношений, реализуя при этом демократические, духовные и нравственные ценности. Обеспечивая простор для упорядоченной свободы и активности, право служит фактором социального прогресса. Его роль особенно возрастает в условиях крушения тоталитарных режимов, развития демократии.
Инструментальная ценность права — одно из проявлений его общесоциальной ценности — состоит в том, что право является регулятором общественных отношений, инструментом для решения разнообразных задач, в том числе для обеспечения функционирования других социальных институтов (государства, социального управления, морали и др.) и иных социальных благ. Как инструмент, право используется различными субъектами социальной жизни — государством, церковью, общественными объединениями, коммерческими организациями, гражданами. В цивилизованном обществе именно право является одним из главных инструментов, способных обеспечить организованность и нормальную жизнедеятельность, социальный мир, согласие, снятие социальной напряженности.
15.Проблема определения права. Определения и понятие права.
Право возникает на определенном этапе человеческого развития. Люди первобытнообщинного строя не знали права и руководствовались в своей деятельности обычаями и традициями. Большую роль в их жизни играли мифы, ритуалы, обряды. В тот далекий период зарождались и религиозные нормы. Право появилось гораздо позднее, и его судьба в значительной мере связана с появлением такого важного института социальной жизни, как государство.
Возникновение государства и права обусловлено общественными потребностями, а именно:
необходимостью установления стабильности и единого порядка отношений новой общности людей — народа, населяющего ту или иную территорию;
необходимостью поддержания единого порядка в условиях расслоения общества на социальные слои (касты, сословия, классы), имущественное и социальное положение которых стало существенно различным, что вызывало неустранимые противоречия и конфликты;
необходимостью ограничения и смягчения враждебного военного противостояния народов, нуждавшихся в развитии постоянного обмена и соседских взаимоотношений и защите своих интересов мирными средствами. Праву присущи следующие специфические признаки.
16.Норматизитская школа правопонимания
Нормативистская школа права — направление в теории и философии права, представители которого рассматривают право как единую систему норм и стремятся исследовать эту систему саму по себе.
Правопонима́ние — определённое представление о существе права. На вопрос: «Что есть право?» разные школы права отвечали по-разному. Ульпиан — право есть искусство о добром и справедливом.
17.Социологическая и психологическая школа правопонимания.
Психологическая теория права возникла в середине XIX века \»но большее распространение достигла в начале ХХ ее представителем в отечественной юридической мысли был Л Петражицкий На Западе положения этой теории ро озвивалы Г Тард, В Вунд да и та ін.
Значение ТГП для образования и практики
Теория государства и права — одна из немногих юридических научных дисциплин, которая непосредственно связана с формированием профессионального правового сознания у студента. Именно с преподавания теории начинается закладка фундамента индивидуальной правовой культуры будущего юриста, формирования у него научной базы юридического мировоззрения и глубокого уважения к праву как к величайшей социальной ценности. Именно при преподавании теории государства и права передаются основные достижения политической и правовой мысли, система понятий, позволяющая свободно и уверенно ориентироваться в юридической сфере. Теория государства и права дает обучаемым первичные представления об основных понятиях юриспруденции, без которых невозможно усвоение конкретных знаний отраслевых и иных юридических дисциплин.
Методологически объединяя и обобщая данные всех отраслей правоведения, теория государства и права играет ведущую роль в общетеоретической подготовке студентов, вооружает их правильным научным подходом к отдельным частным вопросам своей специальности, предохраняет от опасности стать «узкими специалистами», активно способствует формированию высокообразованных и профессионально подготовленных юридических кадров.
Известный теоретик права судья из США Оливер Вендел Холмс сказал: «Теория играет важнейшую роль в праве, подобно тому, как архитектор является самым главным лицом для всех, кто принимает участие в строительстве дома». А профессор права Поль Френд заметил, что «самый полезный курс по теории права: именно из него я почерпнул целый ряд принципиальных правовых положений, имеющих широкое применение». ГВ. Лейбницу, немецкому философу, математику, физику, принадлежит афоризм, согласно которому математики оперируют цифрами, а юристы — понятиями. Юридические понятия не есть оторванные от жизни пустые абстракции, они в сжатом виде выражают реальность, конкретные общественные отношения. Подобно тому, как в математике невозможно произвести какие-либо расчеты без знания таблицы умножения, так нельзя изучить и политико-правовую жизнь, не владея основными юридическими понятиями.
Качественное знание исходных понятий теории государства и права позволит обучаемым на практике верно квалифицировать политические и правовые ситуации, с научных позиций давать правильную оценку сложным государственно-правовым явлениям общественной жизни, вскрывать их подлинную сущность, понимать их социальное назначение. Таким образом, эта наука непосредственно участвует в формировании профессиональных качеств будущих юристов. Пробел в знании материала по теории государства и права, т.е. понятий, принципов и идей, весьма существенно сказывается на общем уровне подготовки студента и несопоставим с пробелом в знании материала по какой-либо отраслевой юридической науке. Еще К.А. Гельвеции, французский философ, заметил, что знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов. К тому же, если, например, незнание конкретной статьи Уголовного кодекса РФ можно быстро восполнить, прочитав ее текст, то незнание принципов, идей, юридических конструкций не восполняется так быстро. Это все обязывает выделять общую теорию государства и права в особый, незаменимый и чрезвычайно важный предмет.
Вопрос № 2.Субъекты права как элементы правоотношений. Понятие и виды субъектов права по российскому законодательству. Особенности правосубъектности в различных отраслях права.
Субъекты права как элементы правоотношений.
Участниками правоотношений являются субъекты права, под которыми понимаются люди и их объединения, выступающие в качестве носителей предусмотренных законом прав и обязанностей. Круг субъектов права зависит в конечном счете от воли государства.
Понятия «субъекты права» и «субъекты правоотношений» в принципе равнозначны, хотя в литературе на этот счет делаются определенные оговорки. Во-первых, конкретный гражданин как постоянный субъект права не может быть одновременно участником всех правоотношений; во-вторых, новорожденные, малолетние дети, душевнобольные лица, будучи субъектами права, не являются субъектами большинства правоотношений; в-третьих, правоотношения – не единственная форма реализации права. Эти различия, конечно, необходимо иметь в виду.
Из истории мы знаем, что далеко не все люди в прошлом признавались субъектами права, например рабы, которые могли быть лишь объектами права (предметом купли-продажи). В римском праве раб рассматривался как «говорящее орудие», предмет, вещь. Впрочем, там не было равенства и среди свободных,
При феодализме крепостные крестьяне тоже не были полноправными гражданами, а стало быть, и полноценными субъектами права. Они были существенно ограничены в правах. Феодальное право было правом привилегий, оно четко проводило градацию людей в зависимости от социального происхождения, званий, сословий и т.д.
В современных цивилизованных странах эти дискриминации устранены. В Международном пакте о гражданских и политических правах (1966) записано: «Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности» (ст. 16). Данное положение закреплено также во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. (ст. 6).
В любом правоотношении должно быть не менее двух субъектов (простое правоотношение), поскольку отдельный индивид, как уже говорилось, не может находиться в каком-либо общественном отношении, в том числе правовом, с самим собой. Но в правоотношении возможно несколько или даже неограниченное число субъектов (сложное правоотношение). Правда, с юридической точки зрения в таких правоотношениях, т.е. с множеством субъектов, легко просматриваются две противостоящие стороны – управомоченная и правообязанная.
Нелишне заметить, что субъектом правоотношения может быть только человек или общность людей. Между тем в дореволюционной юридической литературе (Л. Петражицкий), допускалась мысль, что в качестве участников правовых отношений могут выступать животные, например, лошадь, домашняя собака, от которых их хозяин может требовать послушания и выполнения определенных функций. В свою очередь, животные «вправе притязать» на должное обращение с ними. Однако в настоящее время подобный взгляд никем из отечественных правоведов не разделяется, хотя существуют юридические нормы, определяющие отношение человека к животным (порядок содержания, выгула, прививок и т.д.).
Впрочем, в США, как сообщает печать, животные иногда все же выступают в качестве «субъектов права», «участников» судебных процессов, становятся «наследниками» и т.д. История знает и более курьезные случаи. Так, в 1593 г. в России (в Угличе) был наказан кнутом и сослан в Сибирь церковный колокол, в который звонили в связи с убийством царевича Дмитрия. Выходит, «виновными» могут быть не только животные, но и неодушевленные предметы.