Для чего нужно ученическое самоуправление в школе
Ученическое самоуправление. Актуальность и проблемы
Зачем нужно ученическое самоуправление?
Достаточно много на страницах сайта рассматривался вопрос ученического самоуправления. Необходимо ли оно в современной школе, или без него можно обойтись? Мы хотим раскрыть свою точку зрения на эту проблему. Почему проблему? Подчас многие руководители школ не осознают, насколько грамотно организованное ученическое самоуправление поможет готовить школьников не только жить в обществе и государстве, но и вносить посильную лепту в его создание. Ученическое самоуправление на современном этапе – это не только возможность школьников самостоятельно выбирать пути развития, но и осознание ответственности за свои действия. Другими словами ученическое самоуправление помогает учащимся приобрести личный опыт демократических отношений и формы его осознания. Ведь молодёжь – это свое рода один из скрытых ресурсов, который имеется в любом обществе и от которого зависит его жизнеспособность.
Главные особенности нашего ученического управления заключаются в том, что мы строим его на демократической основе и модель наша построена на основе сетевой модели обучения.
Мы все понимаем, что для успешной деятельности необходимо быть единой командой, где каждый нацелен на общий успех, способен работать на общий результат. Если вспомнить легендарного короля Артура и рыцарей Круглого стола, то пока они «работали командой», государство процветало, а жители его были защищены. И мы хотим, чтобы наше школьное государство процветало всегда и жители его были всегда защищены. Но объединить в творческое единое целое учащихся близ лежащих школ – задача не из лёгких. Наша школа стоит на границе Татарского района с Венгеровским и Чановским районами, и ближайшая к нам школа находится в 25-ти километрах. Именно поэтому педагогический коллектив школы не однозначно принял инициативу ученического самоуправления наладить тесную взаимосвязь с ученическими самоуправлениями соседних школ. Но, благодаря поддержке администрации школы, школьники получили возможность не только познакомиться поближе с учениками других школ, но и проводить совместные внеклассные мероприятия, конференции, сборы, слёты… Конечно, наша модель далеко несовершенна, но надо учесть, что организована она была только в сентябре 2007 года. Преимущества и результаты налицо: расширенный круг знакомств (тем более в условиях отдалённого села); совместное проведение мероприятий, слётов, конференций с выездами в соседние сёла; обмен опытом в организации системы самоуправления, оформлении школы; высокий уровень обученности и воспитанности школьников, так как стимул очень высок. Не надо забывать и нормативной стороне дела.
Надо сказать, что на нашу инициативу поначалу соседние школы откликнулись не сразу – может быть потому, что не поверили в положительный исход дела.
И вот, в 2009 году ученики нашей школы принимали участие во всероссийском конкурсе ученического самоуправления от федерального центра гражданского образования и получили диплом лауреата, а в июле 2009 года как победители приняли участие в молодёжном форуме в г.Байкальске на озере Байкал.
Как было сказано выше, только работа в команде может дать положительный результат и мы смогли привлечь к себе внимание и организовать команду из ученических самоуправлений школ округа. Только настойчивость, упорство, доверие к педагогам, сверстникам позволило нам украсить и разнообразить нашу жизнь.
Для примера можем привести мероприятие, организацию и проведение которого организовало наше самоуправление. 27 апреля был всемирный день танца, и к этому дню общим ученическим самоуправлением (в округе 5 школ) мы решили провести праздник танца: составили программу, распределили обязанности ученических самоуправлений пяти школ округа; администрация школ организовала подвоз учащихся; договорились с помещением сельского дома культуры и т.п. Результат – великолепный праздник, который смогли посмотреть не только школьники, но и жители села, представители сельских администраций сёл, которые отметили положительную тенденцию подобных мероприятий.
Конечно, трудностей много: удалённость населённых пунктов (в условиях города данную проблему решить гораздо проще); проблемы с транспортом, бензином и т.д. Как бы удивительно это ни звучало, но родители всецело поддержали нашу идею. А когда имеешь поддержку администрации школы и родительского комитета, можно добиться многого.
Мы думаем, что, расширяя круг общения, мы получаем богатейший бесценный опыт. В современном техническом мире не составляет труда завести знакомства, не выходя из дома, через сайты школ узнать об опыте работы ученического самоуправления, но мы твёрдо уверены, что ничто не заменит живого общения. В дальнейшем мы планируем наладить связь со школами соседних районов Новосибирской области. Планы, конечно, далеко идущие, но мы приложим максимум усилий. Нам очень интересно, как живут наши «соседи», думаем – им тоже!
Наша школьная модель ученического самоуправления
Обществу нужны люди, которые способны самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально – экономическое процветание.
Как воспитать таких людей? Необходимо создать адаптивные условия обучения и воспитания в учреждении для активной деятельности учащихся. Это возможно только при самоуправлении. Но как организовать это самоуправление? Чтобы привлечь и заинтересовать учащихся, привлечь их к активной деятельности. Ведь контингент учащихся у нас, как и любой другой школы, требует повышенного внимания к себе.
Школа удалена от сфер социального обслуживания. 60% учащихся из многодетных, малообеспеченных семей. В сложившихся условиях многие учащиеся не просто нуждаются во внимании со стороны взрослого, а скорее стремятся получить навыки и развить в себе деловые, коммуникативные качества. Задача перед педагогическим коллективом поставлена непростая. Как педагогу – воспитателю действовать в этой ситуации?
На этот вопрос сегодня надо обязательно найти ответ. Но самостоятельно без помощи ребят этот ответ найти невозможно, поэтому все мы в школе одна семья, и каждый должен прислушиваться друг к другу и самое главное педагог не должен подавить желание ребят к какому либо делу. Поэтому как и во всех школах мы большое внимание уделяем ученическому самоуправлению.
С чего все начиналось?
С вопросов: что это такое, с чего и как начать и, вообще, нужно ли нам самоуправление, а тем более учеников, и нужно ли оно им.
Изучив все возможные модели ученического самоуправления, выбрали наиболее подходящие непосредственно для нашей школы, учитывая все ее особенности. Затем последовала, как это ни странно, работа с педагогами и классными руководителями, прежде всего, разъяснительная, а затем исследовательская. Следующим стало диагностирование проблемы с целью изучения мнения учащихся, родителей, педагогов через анкеты, опросы, почту мнений и предложений об их видении ученического самоуправления.
Затем перед нами стали постепенно вырисовываться наиболее животрепещущие проблемы, которые поставившие перед нами ряд вопросов:
Для решения этих вопросов необходимо совместное планирование, то есть общее собрание педагогов, учащихся и родителей в ходе, которого определяется:
Во-первых, ориентироваться необходимо на конкретного ребенка, а не на абстрактные и во многом противоречиво толкуемые качества, так как они в соответствии с принципом природосообразности не привносятся извне, а формируются на основе врожденных способностей.
Во-вторых, ориентироваться не на «заказ», а на реальные потребности и в том числе, конечно же, на потребности самих ребят, так как самоуправление – это творческое взаимодействие, а не воздействие одного на другого.
В-третьих, отказаться от навязывания бесконечных шаблонов и стереотипов, ведь человек развивается разносторонне, а значит, единых путей и истин преподноситься не должно: они сковывают инициативу, лишают самостоятельности и поиска. Образцы хороши как средство, но не как цель воспитания.
В-четвертых, нужен не педагогический диктат, а педагогическая поддержка, помогающая самовоспитанию, самопознанию, саморазвитию.
В-пятых, важен не только результат, но и процесс работы.
На дальнейшем этапе осуществлялась система мер по созданию самоуправления, которая состояла из разных мероприятий с общей целью – сплочение коллектива, выявление лидеров, мотивация активной самостоятельной деятельности учащихся.
Следующим этапом стало обсуждение в классных коллективах кандидатур на пост главы ученического самоуправления – президента школьного самоуправления. Еще в период совместного планирования было принято решение о том, что на эту должность можно выдвигать кандидатуры учащихся 9 – 11 классов. Список всех кандидатов был доведен до всеобщего сведения.
Дальнейший этап формирования органов самоуправления опять начинался с классных коллективов. В них происходила организация внутриклассного самоуправления по типу общешкольного. В классе избирался из предложенных детьми кандидатур (староста) класса, а также заведующие секторами, которые входили в соответствующий комитет в самоуправлении на уровне школы. Из заведующих формировался состав определенного комитета, а потом из своего числа ребята выбирали председателя комитета. Таким образом, структура самоуправления выглядит следующим образом:
СОВЕТ ПРЕЗИДЕНТОВ (президенты школ округа) – общение чаще происходит через мировую сеть Интернет
Статья «Необходимость ученического самоуправления в современной школе»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть нота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека…
В настоящее время, в связи с переходом системы образования к ФГОС воспитательная работа в школе должна быть направленна на разностороннее развитие человека, создающая условия для самореализации, саморазвития, достижения успеха в обучении и воспитании, требующей от педагога новой ориентации — на личность учащегося.
Уже в школьные годы ребенок должен готовиться к взрослой жизни, к необходимости занять своё место в обществе. Очевидно, что немалую роль в этом играет ученическое самоуправление. Оно представляет собой мини-модель взрослой, реальной ситуации в сфере управления и деловых коммуникаций.
Школьное самоуправление предусматривает вовлечение всех учащихся в управление школьными делами, создание работоспособных органов коллектива, наделенных правами и обязанностями, формирование у школьников отношений товарищеской взаимозависимости и организаторских качеств; приобщение ученического коллектива и каждого школьника к организации своей жизни и деятельности, к самовоспитанию.
Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.
Опыт школьного самоуправления хорошо известен отечественной педагогике. Это школа «развития идей коллектива» Ф. Ф. Брюховецкого, воспитательная система П. Г. Родина «Подготовка молодежи к труду», методика коммунарского движения И. П. Иванова, авторская школа самоопределения А. Н. Тубельского.
Самоуправление как средство развития и саморазвития личности школьника формируется в три этапа:
Этап воздействия (личность получает удовлетворение от совместной деятельности, формируются активные группы).
Этап взаимодействия (пробуждение интересов личности к управленческой деятельности, создание ученического и школьного самоуправления).
Этап соразвития (ориентация на личность, создание целостной социально-интегративной модели самоуправления).
Главная цель ученического самоуправления — создание развивающей среды для повышения социальной адаптированности обучающихся.
– создать положение о школьном органе ученического самоуправления;
– создать школьный орган ученического самоуправления;
– разработать план работы школьного самоуправления;
– организовать серию мероприятий направленных на формирование гражданской активности школьников;
– сформировать навыки самоорганизации, для успешного самообразования личности.
Все эти задачи переплетаются с принципами федеральных государственных образовательных стандартов.
Ученический совет
Каждое дело — людям, иначе — зачем?
Каждое дело — творчески, иначе — зачем?
Берись за дело смело!
Зачем нужно ученическое самоуправление?
Ученическое самоуправление на современном этапе – это не только возможность школьников самостоятельно выбирать пути развития, но и осознание ответственности за свои действия. Другими словами ученическое самоуправление помогает учащимся приобрести личный опыт демократических отношений и формы его осознания.
Для успешной деятельности необходимо быть единой командой, где каждый нацелен на общий успех, способен работать на общий результат.
Вместе мы сделаем учебу в школе интересней и разнообразней!!
Состав школьного ученического самоуправления
Наши самые активные! На них всегда можно положиться!
Директор школы Н.К.Ляликова
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УЧЕНИЧЕСКОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
Глава 1. Общие положения
Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, Уставом школы.
Ученическое самоуправление школы – это самостоятельная деятельность учащихся по решению школьных вопросов исходя из своих интересов, а также традиций школы.
Самоуправление способствует формированию в школы демократических отношений между педагогами и учащимися, защите прав школьников, приобретению учениками знаний, умений и опыта организационной и управленческой деятельности, воспитывает лидерские качества, умение общаться, взаимодействовать друг с другом, знакомству подростков с деятельностью исполнительной и законодательной властью РФ и других стран мира.
Порядок формирования органов ученического самоуправления определяется данным Положением.
Статья 1. Задачи ученического самоуправления:
Статья 2. Право учащихся на осуществление ученического самоуправления.
Учащиеся школы имеют равное право на осуществление самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей.
Права и свободы человека определяют смысл и деятельность ученического самоуправления.
Органы ученического самоуправления обязаны обеспечить каждому право на получение информации об их деятельности, возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.
Статья 3. Поддержка ученического самоуправления администрацией.
Администрация школы создает необходимые условия для становления и развития ученического самоуправления и оказывает содействие учащимся в осуществлении права на ученическое самоуправление.
Статья 4. Деятельность ученического самоуправления.
Ученическое самоуправление занимается следующими вопросами:
Глава 2. Органы ученического самоуправления
Статья 5. Председатель совета школы.
Председатель совета школы №851 избирается один раз в год открытым голосованием участников Ученического Совета. Председатель Ученического Совета осуществляет исполнительные, распределительные и контрольные функции вместе с заместителем директора школы по воспитательной работе
Статья 6. Досрочное прекращение полномочий Председателя совета школы (импичмент)
Импичмент Председателя совета школы допустим по инициативе не менее 10% от общего числа школьников. Вопрос об импичменте Председателя школы обсуждается Советом Старшеклассников, который выслушивает в обязательном порядке заявление по этому поводу председателя школы.
Решение об импичменте Председателя школы принимается в следующих случаях:
Решение об отрешении Председателя школы от должности должно быть принято не менее 60% школьников от общего числа Совета Старшеклассников.
Статья 7. Ученический Совет.
Ученический Совет формируется путем делегирования по два представителя от 5-11 классов.
В Ученический Совет избираются наиболее активные, дисциплинированные учащиеся, пользующиеся у своих товарищей авторитетом, способные повести за собой.
Организация деятельности Ученического Совета :
Статья 8. Совет Старшеклассников
Совет Старшеклассников является представительным органом ученического самоуправления и входит в Ученический Совет Гимназии.
Состав Совета Старшеклассников формируется на основе представительства каждого класса, по два человека от 9-11 классов
Полномочия Совета Старшеклассников:
Руководителем Совета Старшеклассников является Председатель школы, который организует подготовку заседания Совета, ведёт его, подписывает его решения, представляет Совет Старшеклассников в его взаимоотношениях с другими органами, делает заявления от имени Совета Старшеклассников, решает другие вопросы в соответствии с Уставом школы.
Статья 9. Права членов Ученического Совета.
Ученический совет имеет право:
Статья 10.Документация и отчетность Ученического Совета.
Глава 3. Формы прямого волеизъявления учащихся и другие формы осуществления ученического самоуправления.
Статья 11. Ученический референдум.
По вопросам школьного значения может проводиться ученический референдум. В нем вправе участвовать все желающие ученики 5-11 классов.
Ученический референдум назначается Ученическим Советом (Советом Старшеклассников) по собственной инициативе или по требованию учащихся.
На референдум могут выноситься вопросы общешкольного значения, за исключением вопросов, касающихся деятельности директора и администрации школы.
Решения, принятые на ученическом референдуме, нуждаются в утверждении администрации или органами ученического самоуправления и являются обязательными для исполнения всеми учащимися.
Статья 12.Классное собрание.
Ученическое самоуправление в классе осуществляется посредством классного собрания.
Исполнительным органом является совет класса, во главе которого стоит староста класса и его заместитель.
Что такое школьное самоуправление и кому оно нужно
Зачем же нужен ученический совет как орган школьного ученического самоуправления?
Одним из органов школьного самоуправления может стать ученический совет, который формируется из наиболее активных представителей каждого класса, и занимается решением школьных вопросов, исходя из традиций конкретного учебного заведения и интересов школьников. Ученический совет участвует в организации школьных и внешкольных мероприятий (дежурства, соревнования, конкурсы, выставки), сотрудничает с клубами и общественными организациями, способствует развитию информационного пространства школы. В зоне ответственности ученического совета – соблюдение правил поведения в школе, помощь в контроле за внешним видом учеников, состоянием учебников и школьного имущества, поддержание в чистоте территории, закрепленной за каждым классом.
Для максимально эффективной организации работы в школе из состава ученического совета выбирают тех, кто будет возглавлять различные направления. Например, в школе «Ступени» есть президент совета, министры культуры, спорта, правопорядка и информации. Выбирают этих ребят из числа самых ответственных, пользующихся доверием и уважением одноклассников. Лидеры могут повести за собой остальных, а общие цели и работа на результат объединяют школьников, учат их быть командой и взаимодействовать друг с другом.
Наличие ученического совета позволяет привлекать школьников к решению насущных вопросов. Ученики могут вносить свои предложения по усовершенствованию работы столовой, обновлению инвентаря в спортзале, обустройству прилегающей к школе территории. Дети и педагоги совместно решают, на что тратить деньги, которые вносят родители в фонд помощи школе. Школьникам ученический совет дает возможность выдвигать свои идеи и предложения, отстаивать свои права – словом, формирует основы понимания демократического общества. Ученики приобретают опыт управленческой работы, развивают в себе лидерские качества и способность общаться и взаимодействовать друг с другом в пределах единой команды.
Важно удерживать баланс
Помимо очевидных плюсов от существования ученических советов, есть также мнение о возможных сложностях. Некоторые учителя считают, что если самоуправление выйдет из-под контроля педагогов, ученики почувствуют вседозволенность, из-за чего пострадает дисциплина. Чтобы избежать неожиданных последствий, стоит помнить о некоторых важных моментах.
Каждый сегодняшний школьник в будущем непременно столкнется с реалиями взрослой жизни: будет работать в коллективе, подчиняться или руководить. Школьное самоуправление и ученические советы – отличная возможность научиться самостоятельности, осознанию своего пути в жизни, и великолепная подготовка к тому, чтобы успешно реализовать себя.
Не для мероприятий и галочек, а во имя будущего: зачем школе ученическое самоуправление
Школа — это маленькая модель большого мира. Здесь дети учатся дружить, решать конфликты, отстаивать свою точку зрения, а ещё — участвовать в общественной жизни. Например, становятся частью ученического самоуправления. Подробнее об этом движении рассказывает наш блогер Вадим Гринберг.
С ученическим самоуправлением (УСУ) меня связывают крепкие узы. Сначала я был участником событий ученического самоуправления в своей школе, потом стал активистом, а затем и председателем ученического совета «Успех». Я вырос в этой среде. Сейчас, став педагогом, мне предстоит ответить на вопрос: как я вижу будущее УСУ?
У меня сложилось впечатление, что ученическое самоуправление в Москве развито недостаточно равномерно по районам города. Да, со временем все меняется и развивается, появляются новые форматы работы с постоянным детским коллективом, создаются новые государственные органы и некоммерческие организации, занимающиеся развитием ученического самоуправления.
Но на мой взгляд, в сознании многих людей ученическое самоуправление так и осталось средством для «организации мероприятий»
Да, не везде. Есть образовательные организации, где органы УСУ действительно задействованы в принятии решений, касающихся интересов школьников. Есть образовательные организации, где активисты школы реализуют свои идеи, задумки и инициативы, а также помогают это сделать и другим учащимся.
В своей школе я развивал то самое, настоящее ученическое самоуправление. Мы реализовали целый ряд проектов по инициативам самих школьников. Самоуправление способно внести огромный вклад в становление и развитие личности ребенка. Скорее всего, феномен этой деятельности в том, что она включает в себя нравственное, трудовое, правовое и гражданское воспитание, базируясь при этом на принципах самостоятельности и инициативы. Если культура самовыражения в позитивных формах не будет привита ребенку в школе, то, скорее всего, он уже не приобретет её должным образом. Ученическое самоуправление — это система, в которой ученик может высказать свою позицию, сформировать свое социальное Я, предложить то, что действительно нужно ученикам, и реализовать это.
Так каким же я вижу будущее ученического самоуправления?
В первую очередь, я хочу, чтобы оно просто было. Сам факт, что существуют школы, педагоги и дети, заинтересованные в этой деятельности, радует. Возможно, глядя на опыт «соседей», и другие образовательные организации начнут его перенимать.
А если говорить о каких-то изменениях или о развитии этой сферы, то они должны начинаться с «головы»: надо сформировать четкую нормативно-правовую базу и методическую копилку на федеральном уровне. К ней сможет обратиться педагог или ученик, понять, что это такое, зачем оно нужно, какие возможности даёт. В эпоху цифровизации подобным ресурсом могла бы стать онлайн-платформа с открытым доступом с выдержками нормативно-правовой базы УСУ и перечнем рекомендуемой методической литературы.
О том, как школьник создал профсоюз и что из этого вышло
Важным мне кажется и создание первичной структуры ученического самоуправления. Нынешняя правовая база и методические рекомендации не создают тех рамок, в которых бы органы УСУ могли выразить свою индивидуальность. Возможно, стоит взять пример с известных модельеров, которые готовят свои коллекции к неделе мод в единых формах и цветах, но сохраняя свой собственный стиль. Создать «моду» ученического самоуправления — вот один из возможных вариантов будущего этой деятельности. Одним из образцов этой «моды» может стать студенческое самоуправление, которое развито довольно сильно. Но не стоит забывать про важные отличия этих двух структур. У ученического самоуправления свой неповторимый путь, который может быть дополнен опытом «старших товарищей».
Как следствие, в нашей стране могли бы появится постоянные центры содействия развитию ученического самоуправления. В подобных центрах могли бы проходить региональные этапы конкурсных программ, направленных на развитие системы органов УСУ; осуществляться методическая поддержка и образовательная работа с учениками и педагогами, а также аккумулироваться ученическая общественность региона. К работе подобных центров можно было бы привлечь региональных уполномоченных по правам ребенка для учета мнения детей в решениях правительства региона.
И, конечно, для УСУ важно участие педагогов. Для учителей сейчас кураторство данного направления — дополнительная нагрузка. Думаю, будет эффективнее принимать на подобную работу отдельного сотрудника на ставку школьного вожатого. К сожалению, не каждая школа может добавить подобную позицию в свой штат. И, думаю, повышение квалификации педагогов, которые занимаются развитием ученического самоуправления, смогло бы исправить проблему профессиональной неграмотности в этой области.
5 фильмов, которые помогут в организации школьного самоуправления
Если представлять будущее, то получается именно такая картина. По крайней мере, на мой взгляд, молодого педагога, занимающимся преимущественно ученическим самоуправлением, такое будущее было бы интересным, удобным и практичным.
Ну а пока, работаем в школе — проводим регулярные заседания школьного УСУ, развиваем систему наставничества внутри актива школы, реализуем программы обучения активистов в формате «дети-детям».
Самостоятельность и инициатива ребят — это залог успешной деятельности органов УСУ. Ученическое самоуправление — это не организация мероприятий. Это — возможности учеников!
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.