Для чего нужно учить химию
Химия и школа: как химию превратили во второстепенный предмет и почему это плохо
Нужно ли изучать химию в школе? Если да, то насколько глубоко? С какими проблемами сталкиваются учителя химии в России? Эти вопросы стали особенно актуальны после ЕГЭ по химии в 2020 году. Стало понятно: с этим предметом в школах всё не так просто, особенно при дистанционном изучении.
Зачем в наше время нужна химия, как стимулировать интерес и почему с преподаванием этого предмета в школах возникают сложности, рассказала Людмила Левина, председатель Ассоциации учителей и преподавателей химии, главный редактор журнала «Химия в школе».
Химическое мышление и популярность химии
— Почему школьникам в принципе полезно изучать химию? Как она развивает мышление?
— Химия — это наука про всё. Она сродни философии. Химия познаёт мир, вырабатывает систему знаний о веществах, их взаимодействии, основываясь на фундаментальных законах природы. При изучении химии активизируются способности наблюдать, анализировать, прогнозировать, делать выводы. Постижение этой науки начинается с эмпирического уровня: наблюдения, осмысление увиденного. Затем происходит преобразование первоначальных знаний с помощью символов, формул, уравнений реакций. Потом ученик начинает размышлять, что же происходит на молекулярном, атомарном уровне…
Так развивается химическое мышление. Таким образом, мы имеем дело с удивительной наукой, которая комплексно развивает мыслительные способности, изучая во взаимосвязи абстрактное и реальное, наблюдаемое и прогнозируемое.
— Почему у школьников химия становится всё более популярным предметом?
— Не уверена, что это так, к сожалению. Хотя сегодня, мне кажется, общество должно повернуться лицом к химии. В настоящее время из-за коронавируса многие поняли, что фармакология, исследования в области биотехнологий, создание новых материалов — это самые важные вопросы. Трудно себе представить, что бы мы делали, если бы не было тех людей, которые разрабатывают новые вакцины и лекарства. И во всём этом у химии главенствующая роль. Те люди, которые способны это вовремя оценить и увлечься этими проблемами, пойдут в химию.
Разумеется, людей, которые способны совершать открытия, генерировать яркие идеи, не может быть много. А вот тех, кто будет доводить инновационные идеи до практического применения, должно быть гораздо больше. И, мне кажется, люди тоже это понимают, и кто-то выбирает для себя область профессиональной деятельности уже со школьной скамьи. Естественно, что учителям в этом процессе отводится особая роль: мотивировать и вызывать интерес к химии.
Особенности преподавания
— Что самое сложное в преподавании химии сегодня с точки зрения учителя?
— К сожалению, на протяжении последних лет химию пытались оттеснить на задворки учебных планов. Вплоть до того, что директор или управляющий совет решал, быть или не быть химии в образовательной организации. Возможно, это связано с тем, что химия — сложный предмет и для преподавания, и для понимания учеником.
Нередко бытует мнение, что если в будущем ты не связываешь свою жизнь с химией и другими естественно-научными дисциплинами, то она и не нужна. С такой позицией никак нельзя согласиться: химию можно убрать из учебных планов, но невозможно убрать из жизни. Не важно, кем станет человек — руководителем предприятия, администратором, мэром города, он должен будет принимать решения, которые так или иначе связаны с химией.
Например, зная состав различных растительных масел, можно сделать правильный выбор того или иного масла для использования в кулинарии. Так, льняное масло оптимально для усвоения полезных веществ в сыром виде, в то время как жарить лучше всего на оливковом или подсолнечном масле. Или другой пример: прочитав на упаковке состав маргарина, можно судить о его полезных и опасных свойствах, понимая, что это искусственный, модифицированный продукт, который может содержать ненужные организму консерванты и эмульгаторы. Если человек знает химию, он никогда не примет аспирин (ацетилсалициловую кислоту) на голодный желудок, зная, что этот препарат может вызвать раздражение стенок желудка.
— Как изменилось преподавание химии за последние несколько лет? В чём плюсы и минусы таких изменений?
— Во многих школах резко уменьшили количество часов на изучение химии. Хотя я соглашусь с тем, что хороший педагог и в этих условиях сможет мотивировать учеников к дальнейшему изучению предмета, сформирует интерес к науке. Но всё же хотелось бы, чтобы химия стала обязательным предметом в школе, чтобы больше стало классов, где она будет изучаться углублённо.
И ещё очень большая проблема — подготовка учителей химии в вузах. Парадоксально, но при поступлении на химфак педагогического вуза абитуриенты не сдают химию. В итоге на первый курс подчас приходят студенты, которые о химии не имеют почти никакого представления, и преподаватели вынуждены работать с ними с нуля. Плюс в школах явно не хватает действующей системы наставничества. А ведь как важно, чтобы старшие поколения учителей передавали свой опыт работы начинающим учителям, чтобы те правильно вошли в профессию и могли продуктивно работать.
— Какой, по-вашему, хороший учитель химии? Какими качествами, знаниями, умениями он должен обладать?
— Нужен человек, который видит химию с разных точек зрения, способен показывать ученикам все её возможности. Он должен своим отношением к работе вызывать уважение к предмету. Конечно же, ему нужно владеть цифровыми технологиями. Учитель химии должен иметь светлую голову и умелые руки: соблюдая правила безопасности, ставить сложный демонстрационный эксперимент, организовывать лабораторные опыты, практические работы, проектную и исследовательскую деятельность.
Сферы деятельности учителя химии в современной школе чрезвычайно многообразны. Есть те, кто нашел себя исключительно в работе с талантливой молодёжью или в проектной деятельности, а также те, кто уверен, что учить химии нужно всех и каждого. В любом случае, главное, чтобы педагог мог развивать, мотивировать учеников, влюблять в свой предмет.
Возможности онлайн-обучения и перспективы химии
— Какие современные инструменты и возможности стоит использовать в обучении детей химии?
— Всё, что направлено на популяризацию науки, на мотивацию учащихся, развитие их интереса к химии. Что бы люди ни придумали, всё нужно использовать. Учащиеся тоже выбирают: одни — практическую направленность, другие — решать задачки и участвовать в олимпиадах. Перспективное направление в практике современной школы — использование интегрированного подхода в процессе обучения (подход, при котором устанавливаются связи между разными предметами для создания единой картины мира — прим. ред.). Такой подход позволяет формировать единую научную картину мира и развивать у учащихся естественно-научную грамотность.
— Лабораторные работы по химии требуют специального оборудования. Как это осуществлялось в период самоизоляции, когда у нас было дистанционное обучение?
— Очень сложно. Учителя показывали опыты виртуально. Но выбора не было. В конечном счёте, я уверена, что умелый учитель всё наверстает, покажет необходимый эксперимент потом, на реальных уроках.
— Какие перспективы у профессий, связанных с химией, в ближайшем будущем?
— Необъятные. Во всех областях: медицина, фармакология, биотехнологии, энергосбережение, экология (утилизация бытовых и промышленных отходов), создание и производство новых материалов, пищевая промышленность. Обратимся к «Атласу новых профессий» — в нём описаны новые специальности, которые будут востребованы в ближайшие 15–20 лет. Многие профессии, появление которых предсказывают аналитики, требуют химических знаний. Например, глазир будет заниматься разработкой и производством разнообразных продуктов на основе стеклокомпозитных функциональных материалов; конструктор новых металлов — получением сплавов с заранее заданными или изменяющимися в соответствии с условиями эксплуатации свойствами; рециклер-технолог — проектированием и внедрением технологий многократного использования материалов.
Мы не до конца знаем, где ещё химия может быть использована, потому что цивилизация и мир развиваются семимильными шагами. Сегодня трудно предположить, в каких области науки химия может себя проявить. Она есть и будет везде.
Для чего нужно учить химию
Автор: Мамченко Светлана Анатольевна
Организация: МБОУ «СШ №6» г. Смоленска
Населенный пункт: Смоленская область, город Смоленск
Почему надо изучать химию
Почему же такое отношение к интереснейшему и важному предмету?
Как его преодолеть? Как помочь понять, чтоэта «красивая и логичная наука» необходима в жизни каждому.
Конечно, начиная с момента знакомства со своими учениками, и на протяжении всех лет изучения ими курса химии, стремлюсь показать, что это одна из важнейших наук, от которой мы зависим, так как её правилам подчинена жизнь, чтохимия помогает находить ответы на многие вопросы, понимать,как устроен мир, совершать удивительные открытия.
Современный мир быстро и стремительнолетит вперёд, чтобы жить в этом динамичном и неоднозначном мире, быть успешным, человек должен уметь креативно мыслить, сотрудничать с другими, обладать мобильностью.
На уроках химии мы учимся работать с информацией, ориентироваться в её стремительно растущем потоке, находить нужное, осмысливать и применять. Мы анализируем сведения, полученные из СМИ, оцениваем правильность рекламных текстов. Проходя химические квесты,«расшифровываем» надписи на упаковках пищевых продуктов, моющих средств, косметики, учимся читать этикетки на одежде.Учимся осознанно выбирать товары, чтобы не превращаться в заложников рекламных слоганов и не очень качественной продукции. А игровые моменты усиливают мотивацию к процессу получения знаний.
Выполняя практические работы, ребята учатся организовывать свою деятельность, ответственно относиться к своему здоровью и безопасности окружающих, постигают основы научных исследований, формируют потребность «открывать» новые знания.
Приходит понимание, что без химических знаний не состоятся врач, фармацевт, криминалист, эколог, специалист, определяющий наличие или отсутствие допинга в крови спортсмена.
И многие из тех новых 186 профессий, которые, согласно «Атласу новых профессий», появятся к 2030 году, основываются на понимании химических и экологических закономерностей.
StudyInFocus
Высшее образование в Германии
News Articles
Возможно вы ищите.
Blog Posts
Как, зачем и для чего учить химию. С чего начать
Школьные предметы негласно подразделяются на «легкие» и «сложные». Конечно, официально это никто не подтвердит, но считается, что такие предметы, как литература, история, география, в целом, проще для изучения, чем математика, физика и химия.
Интересно, что химию чаще всего школьники либо обожают, либо ненавидят. Действительно, этот предмет непростой, но уж если понимаешь его, оказывается, что он невероятно интересен.
Как учить химию эффективнее
Тем не менее, факт остается фактом: химия довольно сложна для понимания. Но если у вас есть мотивация для ее изучения, с помощью определенных методик вы быстро достигнете успехов. Важно понять, зачем вы учите химию.
В школе изучение химии начинают с самых азов. И, если планомерно и целенаправленно заниматься предметом, особых проблем возникнуть не должно. Однако, в том случае, если часть материала по тем или иным причинам не была усвоена, нужно обязательно закрыть пробелы.
Отнеситесь к химии не как к сухой абстрактной теории. Ищите во всем связи с обыденной жизнью, и окажется, что химия — это очень интересно. Ведь это наука о превращениях веществ.
Чтобы легче запоминать материал, используйте приемы мнемотехники, подбирая для каждого нового понятия ассоциацию. Не пренебрегайте практическими опытами: они создают очень яркие впечатления, благодаря которым материал легко запоминается.
С чего начать учить химию
Изучение химии в целом интуитивно понятно, ведь химические реакции мы наблюдаем постоянно. Любая домашняя кухня — это почти химическая лаборатория, где кислоты вступают в реакцию с щелочами, образуя соли и выделяя углекислый газ, протекает реакция Майяра в свежих оладушках, сахара превращаются в органические кислоты…
Определенные методы позволяют сделать введение в науку более плавным.
Метод 1. Подготовка к изучению химии
На первом этапе самый важный шаг — пробудить интерес к изучению химии, ведь на самом деле это совсем не скучная наука. Постарайтесь увидеть, что весь наш мир — это большая химическая лаборатория. Понять это помогут написанные простым и увлекательным языком книги, такие, как «Занимательная химия» В. Рюмина, «Два шага до чуда» М. Васина и другие. Найдите интересные сайты по изучению химии.
Затем ознакомьтесь с таблицей Менделеева и тщательно заучите все элементы и их свойства. Таблица — химический «алфавит», без которого изучение этой науки на сегодняшний день невозможно.
Метод 2. Работа с учебниками
Без учебников при изучении химии не обойтись.
Выберите сразу два учебника: один простой, второй — усложненный. Вам будет удобнее разбирать новые темы сначала по упрощенному учебнику, а затем развивать понимание по углубленному.
Метод 3. Лабораторные работы
Без проведения лабораторных опытов изучение химии и вполовину не так увлекательно и эффективно. Самый первый опыт, который проводят на уроках химии в школе — это растворение соли и сахара в воде. Наблюдая собственными глазами, как протекают реакции, мы задействуем дополнительные каналы восприятия, повышая эффективность усвоения материала.
Метод 4. Развитие навыков учебы
Многим становится легче, когда они осознают, что учеба — это такой же навык, как завязывание шнурков.
Любой навык развивается тренировкой. Вот почему для развития навыков учебы необходимы регулярные занятия. То есть любая трудность преодолима, если вы терпеливо и внимательно занимаетесь.
Вам также может быть интересно:
Как решать задачи по химии
Особенно важно при изучении химии научиться решать задачи.
Для этого научитесь внимательно читать условия задачи и понимать, о чем в ней спрашивается, ведь в вопросе заключена половина ответа.
Как запомнить таблицу Менделеева
При первом взгляде на знаменитую таблицу многих берет оторопь. Однако не спешите думать, что это «китайская грамота». Гениальность таблицы в том, что она в сжатой форме как будто концентрирует в себе всю основную информацию о химических элементах и о том, как они будут взаимодействовать друг с другом.
Поэтому, если вы изучите таблицу Менделеева, универсальная «шпаргалка» по химии будет всегда с вами, и вы будете сожалеть, что нет таких замечательных таблиц по другим предметам.
Приступая к изучению этой прекрасной таблицы, не стремитесь освоить всю ее сразу. Дайте себе время на поэтапное изучение. Держите таблицу под рукой, чтобы понемногу повторять в свободнее время.
Часть элементов вы и так знаете. Для сложных названий можно подбирать ассоциации, например, совпадения с именами, рифму и прочие хитрости мнемотехники.
Для чего нужно учить химию
Химические элементы и соединения окружают нас повсюду. Иногда знание законов химии может спасти вам жизнь или уберечь от неприятностей. Например, известно, что угарный газ тяжелее воздуха и не имеет запаха. Зная это, при пожаре человек сможет защититься от отравления угарным газом. Но это не единственная причина, почему надо учить химию.
Для некоторых профессий хорошее знание химии является одним из важных условий. Это такие специальности, как:
Какую профессию выбрать, если вы увлечены химией, подскажет карьерное планирование. Вы сможете подобрать специализацию, которая не только по душе вам, но и востребована на рынке труда и перспективна в плане карьерного роста и заработков.
Для таких наукоемких профессий, какими являются профессии с химией, большое значение имеет то, в каком учебном заведении было получено образование. Один из лучших вариантов — это поступление в немецкий вуз, где даже студенты-иностранцы учатся бесплатно, а по окончании вуза вы получите право практиковать в Германии, и получать значительно более высокую зарплату, чем получают специалисты на родине.
Среди преимуществ учебы в вузах Германии нельзя не упомянуть следующие:
И, конечно, вам понравится, что для поступления не нужны баллы ЕГЭ.
Зачем нужно изучать химию современному человеку
Роль химии в жизни человека: быт. Эта область невозможна без химических процессов: например, мало кто задумывается, когда поджигает спичку, о том, что осуществляет этим сложный химический процесс. Или, например, соблюдение личной гигиены тоже сопровождается химическими реакциями, когда человек использует мыло, которое пенится при взаимодействии с водой. Та же стирка с применением порошков, ополаскивателей для смягчения белья сопровождается такими реакциями. Когда человек пьет чай с лимоном, то замечает, что окраска напитка ослабевает, если добавить в кипяток этот фрукт, и вряд ли многие воспринимали в этом случае чай как кислотный индикатор, подобный лакмусу. Эту же реакцию мы можем наблюдать, если сбрызнем синюю капусту уксусным раствором: она при этом станет розовой. Когда люди делают ремонт и замешивают цемент, обжигают кирпич, гасят водой известь, то происходят сложнейшие химические процессы, о которых в повседневной жизни мы не задумываемся, но без них не обошелся бы ни один человек.
Химия в жизни человека: медицина. В медицине есть масса примеров самых сложных химических реакций, используемых намеренно. С помощью смешения веществ получаются медикаменты, а когда они вступают в реакцию с клетками организма, наступает выздоровление. Тем не менее, химия может играть как созидательную роль в медицине, так и разрушительную, ведь создаются не только лекарства, но и яды – токсические вещества, наносящие вред здоровью человека. Существуют такие виды токсических веществ: вредные; раздражающие; агрессивные; канцерогенные.
Химия в жизни человека: биологическая сторона жизнедеятельности. Химия – часть нашей жизни, и без определенных процессов, которые происходили на Земле до того, как зародилась жизнь, естественно, нас бы не было. Усвоение пищи, дыхание человека и животного основано именно на химических реакциях. Тот же процесс фотосинтеза, без которого люди не смогут жить, тоже сопровождается химическими процессами. Некоторые ученые считают, что зарождение жизни на нашей планете происходило в среде, состоящей из диоксида углерода, аммиака, воды и метана, и первые организмы получали энергию для жизни, разлагая молекулы без окисления. Это простейшие химические реакции, сопровождающие зарождение жизни на Земле.
Химия в жизни человека: производство. Знания о такого рода процессах широко применяются в промышленности, на их основе разрабатываются новые технологии. Еще в древности были распространены ремесла, в основе которых лежали химические процессы: например, создание керамики, обработка металла, использование естественных красителей. Сегодня нефтехимическая и химическая промышленность – одни из самых значимых отраслей экономики, и это говорит о том, что химические процессы и знания о них играют немаловажную роль в обществе. Лишь от человечества зависит, как их использовать – в созидательных или разрушительных целях, ведь среди разнообразия химических веществ можно встретить и опасные для человека (взрывоопасные, окисляющие, воспламеняющиеся и т.д.).
Роль химии в жизни человека: быт. Эта область невозможна без химических процессов: например, мало кто задумывается, когда поджигает спичку, о том, что осуществляет этим сложный химический процесс. Или, например, соблюдение личной гигиены тоже сопровождается химическими реакциями, когда человек использует мыло, которое пенится при взаимодействии с водой. Та же стирка с применением порошков, ополаскивателей для смягчения белья сопровождается такими реакциями. Когда человек пьет чай с лимоном, то замечает, что окраска напитка ослабевает, если добавить в кипяток этот фрукт, и вряд ли многие воспринимали в этом случае чай как кислотный индикатор, подобный лакмусу. Эту же реакцию мы можем наблюдать, если сбрызнем синюю капусту уксусным раствором: она при этом станет розовой. Когда люди делают ремонт и замешивают цемент, обжигают кирпич, гасят водой известь, то происходят сложнейшие химические процессы, о которых в повседневной жизни мы не задумываемся, но без них не обошелся бы ни один человек.
Химия в жизни человека: медицина. В медицине есть масса примеров самых сложных химических реакций, используемых намеренно. С помощью смешения веществ получаются медикаменты, а когда они вступают в реакцию с клетками организма, наступает выздоровление. Тем не менее, химия может играть как созидательную роль в медицине, так и разрушительную, ведь создаются не только лекарства, но и яды – токсические вещества, наносящие вред здоровью человека. Существуют такие виды токсических веществ: вредные; раздражающие; агрессивные; канцерогенные.
Химия в жизни человека: биологическая сторона жизнедеятельности. Химия – часть нашей жизни, и без определенных процессов, которые происходили на Земле до того, как зародилась жизнь, естественно, нас бы не было. Усвоение пищи, дыхание человека и животного основано именно на химических реакциях. Тот же процесс фотосинтеза, без которого люди не смогут жить, тоже сопровождается химическими процессами. Некоторые ученые считают, что зарождение жизни на нашей планете происходило в среде, состоящей из диоксида углерода, аммиака, воды и метана, и первые организмы получали энергию для жизни, разлагая молекулы без окисления. Это простейшие химические реакции, сопровождающие зарождение жизни на Земле.
Химия в жизни человека: производство. Знания о такого рода процессах широко применяются в промышленности, на их основе разрабатываются новые технологии. Еще в древности были распространены ремесла, в основе которых лежали химические процессы: например, создание керамики, обработка металла, использование естественных красителей. Сегодня нефтехимическая и химическая промышленность – одни из самых значимых отраслей экономики, и это говорит о том, что химические процессы и знания о них играют немаловажную роль в обществе. Лишь от человечества зависит, как их использовать – в созидательных или разрушительных целях, ведь среди разнообразия химических веществ можно встретить и опасные для человека (взрывоопасные, окисляющие, воспламеняющиеся и т.д.).
Роль химии в жизни человека: быт. Эта область невозможна без химических процессов: например, мало кто задумывается, когда поджигает спичку, о том, что осуществляет этим сложный химический процесс. Или, например, соблюдение личной гигиены тоже сопровождается химическими реакциями, когда человек использует мыло, которое пенится при взаимодействии с водой. Та же стирка с применением порошков, ополаскивателей для смягчения белья сопровождается такими реакциями. Когда человек пьет чай с лимоном, то замечает, что окраска напитка ослабевает, если добавить в кипяток этот фрукт, и вряд ли многие воспринимали в этом случае чай как кислотный индикатор, подобный лакмусу. Эту же реакцию мы можем наблюдать, если сбрызнем синюю капусту уксусным раствором: она при этом станет розовой. Когда люди делают ремонт и замешивают цемент, обжигают кирпич, гасят водой известь, то происходят сложнейшие химические процессы, о которых в повседневной жизни мы не задумываемся, но без них не обошелся бы ни один человек.
Химия в жизни человека: медицина. В медицине есть масса примеров самых сложных химических реакций, используемых намеренно. С помощью смешения веществ получаются медикаменты, а когда они вступают в реакцию с клетками организма, наступает выздоровление. Тем не менее, химия может играть как созидательную роль в медицине, так и разрушительную, ведь создаются не только лекарства, но и яды – токсические вещества, наносящие вред здоровью человека. Существуют такие виды токсических веществ: вредные; раздражающие; агрессивные; канцерогенные.
Химия в жизни человека: биологическая сторона жизнедеятельности. Химия – часть нашей жизни, и без определенных процессов, которые происходили на Земле до того, как зародилась жизнь, естественно, нас бы не было. Усвоение пищи, дыхание человека и животного основано именно на химических реакциях. Тот же процесс фотосинтеза, без которого люди не смогут жить, тоже сопровождается химическими процессами. Некоторые ученые считают, что зарождение жизни на нашей планете происходило в среде, состоящей из диоксида углерода, аммиака, воды и метана, и первые организмы получали энергию для жизни, разлагая молекулы без окисления. Это простейшие химические реакции, сопровождающие зарождение жизни на Земле.
Химия в жизни человека: производство. Знания о такого рода процессах широко применяются в промышленности, на их основе разрабатываются новые технологии. Еще в древности были распространены ремесла, в основе которых лежали химические процессы: например, создание керамики, обработка металла, использование естественных красителей. Сегодня нефтехимическая и химическая промышленность – одни из самых значимых отраслей экономики, и это говорит о том, что химические процессы и знания о них играют немаловажную роль в обществе. Лишь от человечества зависит, как их использовать – в созидательных или разрушительных целях, ведь среди разнообразия химических веществ можно встретить и опасные для человека (взрывоопасные, окисляющие, воспламеняющиеся и т.д.).
Роль химии в жизни человека: быт. Эта область невозможна без химических процессов: например, мало кто задумывается, когда поджигает спичку, о том, что осуществляет этим сложный химический процесс. Или, например, соблюдение личной гигиены тоже сопровождается химическими реакциями, когда человек использует мыло, которое пенится при взаимодействии с водой. Та же стирка с применением порошков, ополаскивателей для смягчения белья сопровождается такими реакциями. Когда человек пьет чай с лимоном, то замечает, что окраска напитка ослабевает, если добавить в кипяток этот фрукт, и вряд ли многие воспринимали в этом случае чай как кислотный индикатор, подобный лакмусу. Эту же реакцию мы можем наблюдать, если сбрызнем синюю капусту уксусным раствором: она при этом станет розовой. Когда люди делают ремонт и замешивают цемент, обжигают кирпич, гасят водой известь, то происходят сложнейшие химические процессы, о которых в повседневной жизни мы не задумываемся, но без них не обошелся бы ни один человек.
Химия в жизни человека: медицина. В медицине есть масса примеров самых сложных химических реакций, используемых намеренно. С помощью смешения веществ получаются медикаменты, а когда они вступают в реакцию с клетками организма, наступает выздоровление. Тем не менее, химия может играть как созидательную роль в медицине, так и разрушительную, ведь создаются не только лекарства, но и яды – токсические вещества, наносящие вред здоровью человека. Существуют такие виды токсических веществ: вредные; раздражающие; агрессивные; канцерогенные.
Химия в жизни человека: биологическая сторона жизнедеятельности. Химия – часть нашей жизни, и без определенных процессов, которые происходили на Земле до того, как зародилась жизнь, естественно, нас бы не было. Усвоение пищи, дыхание человека и животного основано именно на химических реакциях. Тот же процесс фотосинтеза, без которого люди не смогут жить, тоже сопровождается химическими процессами. Некоторые ученые считают, что зарождение жизни на нашей планете происходило в среде, состоящей из диоксида углерода, аммиака, воды и метана, и первые организмы получали энергию для жизни, разлагая молекулы без окисления. Это простейшие химические реакции, сопровождающие зарождение жизни на Земле.
Химия в жизни человека: производство. Знания о такого рода процессах широко применяются в промышленности, на их основе разрабатываются новые технологии. Еще в древности были распространены ремесла, в основе которых лежали химические процессы: например, создание керамики, обработка металла, использование естественных красителей. Сегодня нефтехимическая и химическая промышленность – одни из самых значимых отраслей экономики, и это говорит о том, что химические процессы и знания о них играют немаловажную роль в обществе. Лишь от человечества зависит, как их использовать – в созидательных или разрушительных целях, ведь среди разнообразия химических веществ можно встретить и опасные для человека (взрывоопасные, окисляющие, воспламеняющиеся и т.д.).
Роль химии в жизни человека: быт. Эта область невозможна без химических процессов: например, мало кто задумывается, когда поджигает спичку, о том, что осуществляет этим сложный химический процесс. Или, например, соблюдение личной гигиены тоже сопровождается химическими реакциями, когда человек использует мыло, которое пенится при взаимодействии с водой. Та же стирка с применением порошков, ополаскивателей для смягчения белья сопровождается такими реакциями. Когда человек пьет чай с лимоном, то замечает, что окраска напитка ослабевает, если добавить в кипяток этот фрукт, и вряд ли многие воспринимали в этом случае чай как кислотный индикатор, подобный лакмусу. Эту же реакцию мы можем наблюдать, если сбрызнем синюю капусту уксусным раствором: она при этом станет розовой. Когда люди делают ремонт и замешивают цемент, обжигают кирпич, гасят водой известь, то происходят сложнейшие химические процессы, о которых в повседневной жизни мы не задумываемся, но без них не обошелся бы ни один человек.
Химия в жизни человека: медицина. В медицине есть масса примеров самых сложных химических реакций, используемых намеренно. С помощью смешения веществ получаются медикаменты, а когда они вступают в реакцию с клетками организма, наступает выздоровление. Тем не менее, химия может играть как созидательную роль в медицине, так и разрушительную, ведь создаются не только лекарства, но и яды – токсические вещества, наносящие вред здоровью человека. Существуют такие виды токсических веществ: вредные; раздражающие; агрессивные; канцерогенные.
Химия в жизни человека: биологическая сторона жизнедеятельности. Химия – часть нашей жизни, и без определенных процессов, которые происходили на Земле до того, как зародилась жизнь, естественно, нас бы не было. Усвоение пищи, дыхание человека и животного основано именно на химических реакциях. Тот же процесс фотосинтеза, без которого люди не смогут жить, тоже сопровождается химическими процессами. Некоторые ученые считают, что зарождение жизни на нашей планете происходило в среде, состоящей из диоксида углерода, аммиака, воды и метана, и первые организмы получали энергию для жизни, разлагая молекулы без окисления. Это простейшие химические реакции, сопровождающие зарождение жизни на Земле.
Химия в жизни человека: производство. Знания о такого рода процессах широко применяются в промышленности, на их основе разрабатываются новые технологии. Еще в древности были распространены ремесла, в основе которых лежали химические процессы: например, создание керамики, обработка металла, использование естественных красителей. Сегодня нефтехимическая и химическая промышленность – одни из самых значимых отраслей экономики, и это говорит о том, что химические процессы и знания о них играют немаловажную роль в обществе. Лишь от человечества зависит, как их использовать – в созидательных или разрушительных целях, ведь среди разнообразия химических веществ можно встретить и опасные для человека (взрывоопасные, окисляющие, воспламеняющиеся и т.д.).