Для чего нужно ударение в словах 1 класс
Урок русского языка в 1 классе по теме «Ударение»
Полынцева Ирина Николаевна
Учитель начальных классов, МБОУ СШ № 31, г. Сургут, ХМАО-Югра
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Полынцева И.Н. Урок русского языка в 1 классе по теме «Ударение» // Совушка. 2019. N1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/ (дата обращения: 28.12.2021).
Класс: 1
Тема: Ударение.
Тип урока: открытие нового знания
Цель:формирование умения верно определять ударный слог
-знать, что такое «ударение»;
-выделять ударный слог в слове;
-определить зависимость смысла слова от ударения.
-формирование умения делать выводы.
Методы и приемы: беседа, создание ситуации успеха и занимательности, метод проб и ошибок, рефлексия.
Средства обучения: учебник, наглядный материал.
Структура урока:
Организационный момент (готовимся к работе на уроке)
Актуализация знаний (вспоминаем, как правильно делить слова на слоги с помощью игры «Рассели зверят по домикам»)
Постановка темы и цели урока (тема определяется учащимися после прослушивания рассказа об ударении, в котором обозначается его важность, учащиеся догадываются, что мы будем исследовать на уроке ударение)
Минутка чистописания (Работа над каллиграфией, прописывание строчной у)
Открытие нового знания (Учащиеся пытаются сформулировать, что такое ударение, затем обращаются к учебнику для определения достоверности мыслей)
Закрепление изученного (Учащиеся тренируются в постановке ударения, в ходе работы продолжают исследовать секреты ударения)
Физминутка (Повтор упражнений с ролика)
Закрепление изученного (Учащиеся тренируются в постановке ударения, в ходе работы продолжают исследовать секреты ударения)
Речевые зарядки (Определение значения слов, определение загаданного слова)
Рефлексия, подведение итогов (Анализ деятельности, выявление затруднений)
Виды речевой деятельности:
Аудирование (прослушивание рассказа об ударении)
Чтение (Чтение правила, слов и предложений)
Говорение (Размышления в ходе работы)
Письмо (Запись слов и предложений)
Ход урока
Организационный момент
Проверяют готовность к уроку и правильную посадку при письме.
Актуализация знаний
-Ребята, давайте вспомним, чему мы учились на прошлом занятии? (учились делить слова на слоги).
-Как нам правильно разделить на слоги, какие способы мы знаем? Каждый способ отрабатывается на примере. (хлопками, простукиванием ладошками по столу, поднести руку к подбородку и начать произносить слоги).
-Какое правило вы выучили дома? (Сколько в слове гласных, столько и слогов).
-Давайте потренируемся в делении слов на слоги. (Каждый ребенок делит удобным для него способом).
Игра «Рассели зверят по домикам» (Приложение 1)
Постановка темы и целей урока
Послушайте внимательно сказку и определите тему нашего урока.
Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они полезные и значимые. Но забыли слова пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, Ударение вдруг выскочило откуда-то и закричало:
– Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значение у части из вас!
Слова, конечно, не поверили. Вышел вперёд Замóк и сказал:
– Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение – это же просто черточка! Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез Замóк, а возник Зáмок. Видят слова, что дело плохо – не обойтись им без Ударения! Отвели ему почётное место на своём собрании и с тех пор относятся к Ударению с большим уважением (Приложение 2)
— Кто может назвать тему нашего урока?
— Сегодня мы с вами будем исследовать ударение.
— Узнаем, для чего же нужно ударение, какова его роль. Выясним, в каких словах не ставится ударение. Ваша задача быть внимательными и ничего интересного не пропустить.
— С какой буквы начинается слово ударение? (у)
— Давайте повторим, как пишется строчная буква у.
— А теперь красиво напишем слово ударение
— Разделите слово на слоги. ( у-да-ре-ни-е)
— Сколько в нём слогов? ( 5 )
— Как проверить сколько в слове слогов? (Ск. в слове гласных, столько и слогов)
— А теперь разделите слово на слоги для переноса. (уда-ре-ние)
Открытие нового знания
-Ребята, ачто такое ударение?
-Давайте проверим, верно ли мы мыслим. Откроем учебник на странице 67 и прочитаем правило в рамочке.
— Давайте хором повторим правило.
— Кто запомнил, что такое ударение? (Ударение – это выделение в слове голосом одного из слогов.)
— Какой слог ударный, а какой безударный? (Слог, кот. произносится в слове с большей силой голоса, чем другие, называется ударным. Другие слоги (или слог), наз-ся безударными)
Закрепление изученного
Слова: воробей, работа, земля, синица.
-А сейчас давайте придумаем слова, поделим их на слоги, определим ударный слог и гласный ударный звук обозначим знаком ударения. Подумайте и запишите в тетради.
-Ребята, что может случиться, если в слове гвОздИки поставить ударение на другую букву? (Изменит значение)
— У ударения есть свои секреты.
Иногда ударение меняет значение слова (Приложение 3).
Измените в каждом слове ударение так, чтобы получилось новое слово (Приложение 4).
Речевая зарядка(определение значения слов)
-А теперь давайте запишем предложения и в выделенных словах поставим ударение.
На костре варилась вкусная уха. У зайца есть два длинных уха.
Мы видели в парке много белок.Очень полезен яичный белок.
— Прочитайте стихотворение и скажите в каких словах не поставлен знак ударения?
Гриб растёт среди дорожки,
Голова натонкой ножке
— Я предлагаю вам слова. В каждом слове спряталось животное или птица. Найди их и напишите эти слова. Надо ли в этих словах ставить ударение? Почему?
Телевизор,коньки, листок, мужчина, ракета, чертеж, стрижка.
Рефлексия, подведение итогов (Приложение 5)
-Что такое ударение? (Выделение в слове голосом одного из слогов). Какую роль выполняет ударение? (Важную. Иногда ударение изменяет значение слова.). В каких словах не ставится ударение? (Над словом из одного слога или над буквой ё).
-Какие у вас были трудности на уроке? Как справиться с этими трудностями? Что вам понравилось, что у вас получалось хорошо?
-Оцените свою работу на уроке, нарисуйте смайлик карандашом на полях в тетради.
Что такое ударение в русском языке?
Ударение — это выделение голосом одного из слогов в слове.
Понятие о слоге
Каждое слово произносится на выдохе, причём говорящий расходует воздух постепенно, выпуская его небольшими порциями изо рта. Убедимся в этом, если произнесем слова:
При произношении слова́ делятся на короткие звуковые отрезки — слоги. Центром слога является гласный звук как наиболее звучный. К нему присоединяются один или несколько согласных. Так образуется слог.
Слова могут состоять из одного, двух и трёх слогов. Если в слове один гласный, то он организует с согласными звуками односложное слово:
Два гласных звука составляют двусложные слова:
Три гласных звука образуют трехсложные слова:
Понятие об ударении
При произношении слова гласный звук одного из слогов звучит более напряжённо, с бо́льшей силой голоса и долготой по сравнению с другими гласными.
Послушаем, как звучат слова:
В слове «домик» гласный «о» первого слога явно выделяется интонацией голоса. Он произносится немного сильнее, громче и звучит более протяжно, чем второй гласный «и». Говорящий как бы ударяет его невидимым молоточком, как по струне музыкального инструмента. Это ударный гласный в этом слове.
В слове «кузнечик» голосом выделяется гласный второго слога, который также является ударным. Он звучит отчётливее и длиннее, чем другие гласные в этом слове.
Именно один гласный звук в каждом слове мы произносим громче и длительнее, выделяя его интонационно среди других гласных.
Ударение обозначается специальным значком в виде наклонной черточки, которая ставится над гласной буквой ударного слога. В русском языке ударение свободное. Оно может падать на любой слог слова как первый, так и второй, третий и т.д.:
Под ударением гласные звуки звучат отчётливо и не доставят затруднений в написании. Гласный звук ударного слога является ударным гласным. Остальные гласные звуки слова называются безударными.
Не во всех словах русского языка следует ставить ударение. Учтем, что буква «ё» всегда обозначает ударный гласный в любом слове, поэтому нет никакой необходимости обозначать её специальным значком:
В односложных словах один гласный всегда звучит ясно и чётко:
Итак, ударение не ставится
Функции ударения
Ударение является важным фонетическим признаком слова. Если неправильно поставить ударение, слово потеряет свой смысл.
Никто не поймёт, что такое «ру́ка».
С помощью ударения можно различить похожие по написанию слова, имеющие разное значение:
Видеоурок «Слоги и ударение (1 класс)»
Деление слова на слоги. Ударение
Слова делятся на слоги. Слог – это один или несколько звуков, которые произносятся одним выдыхательным толчком воздуха: он, ре|ка, у|чи|тель.
В слоге есть только один гласный звук, именно он и образует слог. Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.
Слог может состоять:
В разных словах разное количество слогов. Слова могут состоять из:
Ударение
Ударение – это выделение голосом одного из слогов в слове. Если слово состоит из двух и более слогов, то один из них произносится с большей силой, с большей длительностью и более отчётливо. Слог, который выделяется большей силой голоса, называется ударным слогом.
Для выделения ударного слога надо произнести слово целиком (не по слогам) с интонацией обращения или с вопросительной интонацией.
Ударение всегда падает на гласный звук. Гласный звук ударного слога называется ударным гласным. Слог или слоги, на которые ударение не падает, называются безударными. Гласные звуки в безударных слогах также называются безударными.
Знак ударения ставится над гласным ударного слога: ли|си́|ца.
Знак ударения не ставится в следующих случаях:
Под ударением гласные звуки слышатся чётко, а в безударной позиции более кратко, их труднее различить. Например: в слове собака на месте безударной гласной о слышится звук [а] – [саба́ка].
Особенности русского ударения
В отличие от некоторых других языков, в русском языке ударение свободное, оно может падать на любой слог в слове: са́|ни, во|ро́|на, ба|ра|ба́н.
Проверить правильность постановки ударения в слове можно по толковым, орфографическим и орфоэпическим словарям.
Для учащихся старших классов информацию по темам «Слог» и «Ударение в русском языке» смотрите в книге «Курс русского языка».
Как научить ребенка ставить ударение в словах правильно? Методики и рекомендации
Ударение в русском языке отличается подвижностью. Верно запомнить его место в словах – задача, с которой не справляются даже многие взрослые. Конечно же, сталкиваются с этой проблемой и дети. Как научить ребенка ставить ударение в словах? Существуют простые техники, которые помогут справиться с этой задачей. Регулярность тренировок – залог успеха.
Почему дети ошибаются?
Как научить ребенка ставить ударение в словах правильно? Для начала следует разобраться в том, почему дети ошибаются. Причины возникновения проблемы могут быть различными.
Вам будет интересно: Самоотвод — это добровольный отказ
Когда начинать занятия?
Вам будет интересно: Онтологический статус: понятие, виды и их описание
Важно не только то, как научить ребенка ставить ударение в словах. Важно также правильно выбрать время для начала занятий. Необходимо учитывать то, что все дети разные. Один ребенок развивается быстро, у другого это происходит медленнее.
Считается, что словарный запас, позволяющий строить фразы, формируется приблизительно к 3-4 годам. Необходимости в систематических занятиях в более раннем возрасте нет. Однако не стоит дожидаться и того момента, когда малыш пойдет в школу. Первоклассника научить правильно говорить сложнее, чем 4-5-летнее дитя. Решить проблему всегда труднее, чем предотвратить ее возникновение.
Как научить ставить ударение: правило №1
Итак, с чего же начать? Что маме и папе следует запомнить в первую очередь? Как научить правильно ставить ударение ребенка быстро и легко? В беседах со своим малышом необходимо всегда произносить слова правильно и четко. Это же нужно делать и в разговорах с другими взрослыми, которые слышит малыш.
Ни в коем случае нельзя коверкать слова, пытаясь сделать их милыми и детскими. С раннего возраста нужно объяснять малышу явления и предметы, комментировать свои действия. Замечательно, если при этом ребенок видит мимику, движение губ.
Как часто заниматься?
Положительный эффект зависит от регулярности занятий. По возможности мамы и папы должны упражняться с малышом каждый день. Однако форму занятий следует постоянно менять. В противном случае чадо начнет скучать, в связи с чем будет хуже воспринимать информацию.
Чем с большим интересом занимается ребенок, тем больше пользы это ему принесет. Поэтому тренировки лучше всего проводить в игровой форме. Скучные упражнения малыш будет воспринимать как развлечения, если родители проявят немного фантазии.
«Угадываем слова»
Как научить ребенка разбираться в том, где ставить ударение в слове? Упражнение «Угадываем слова» поможет в этом. Мама или папа произносит слово с неправильным ударением, а затем обращается к малышу с просьбой исправить свою ошибку. Скажем, можно произнести «кошка» с выделением второго слога, а затем предложить ребенку назвать правильный вариант. Постепенно задачу следует усложнять.
Существует и другая версия этой игры. Ребенку можно предложить выбрать правильный вариант сразу из пары слов с разными ударениями. К примеру, произнести «чашка», выделив сначала первый, а затем второй слог. Как правило, малыши угадывают верный вариант интуитивно, а регулярные тренировки способствуют этому. Также можно предложить ученику перебрать все варианты произнесения слова. После этого он должен выбрать тот, что, на его взгляд, лучше всего звучит.
«Позови меня»
Как научить ребенка ставить ударение в словах правильно с помощью упражнения «Позови меня»? Эта техника подразумевает, что предметы потерялись, к примеру, в лесу. Малыш должен позвать их, произнося названия на распев. Скажем, «табурееетка!», «тууумбочка!», «портфееель!».
Слова важно произносить нараспев, при этом их не нужно разделять по слогам. Помимо этого можно звать по именам друзей и знакомых, «искать» любимые игрушки и так далее.
«Молоточек»
Использовать молоточек вовсе не обязательно. Как вариант, разрешается бить по столу кулаком или хлопать в ладоши. Это развлечение также придется детям по душе. Главная задача – выделить ударный слог с помощью громкого звука.
Народные методы
Народные методы также не следует сбрасывать со счетов. Их преимущество в том, что их эффективность проверена многими поколениями.
Для начала следует посадить малыша за стол. Свои кулачки он должен поставить на поверхность, расположив один на другом. Подбородок должен располагаться прямо над ними. Далее нужно вместе с ребенком произносить разные слова. Начать можно с простых, переходя к сложным постепенно. Подбородок будет касаться рук во время произнесения ударного звука.
Кубики Зайцева
Как научить первоклассника ставить ударение в словах? Для детей 6-8 лет идеально подходят кубики Зайцева. Особенность их заключается в том, что на каждой стороне изображен слог, а не буква.
Для начала родители могут сами составлять слова. Ребенок должен лишь поставить специальный кубик на ударный слог. Затем задание необходимо усложнить. Малыш должен складывать слоги в слова самостоятельно, подчеркивая ударение. Это занятие не только научит его правильно произносить слова, оно также развивает навыки чтения. К кубикам Зайцева прилагается методическое пособие, которое поможет сделать тренировки максимально эффективными.
Разные упражнения
Разобраться в том, где ставить ударение в слове, помогут и другие упражнения. К примеру, «Крик и шепот». Мама или папа называет проблемное слово. Ребенок должен сначала прокричать его во весь голос, а затем прошептать. Так малыш избавится от привычки разбивать слова на слоги.
«Раскрась букву» — еще одно полезное упражнение, решающее проблему с неправильной постановкой ударения. Если ребенок уже умеет читать и писать, то его можно выполнять. Малыш должен написать проблемное слово, а затем закрасить ударную букву.
Помимо этого
Обязательно стоит обратить внимание сына или дочери на то, что существуют слова, которые имеют одинаковое написание, но отличаются ударением. Скажем, значение слова «атлас» зависит от того, какой слог выделяется.
Также малыш должен запомнить, что ударение всегда падает на гласный звук. Только его можно пропеть, протянуть. Объяснить ребенку необходимо и то, что слово не нужно произносить по слогам, чтобы найти ударный слог. Вместо этого надо произнести его нараспев, «позвать».
Конспект урока по русскому языку на тему «Ударение» (1 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока по русскому языку
Тема: «Ударение (общее представление)»
Учитель начальных классов Верзунова Ю.А.
Тема: Ударение (общее представление)
— дать обучающимся понятие об ударении;
— выработать алгоритм определения ударного звука и слога;
— научить применять полученные знания, умения и навыки при выполнении нестандартных заданий;
— прививать интерес к изучению русского языка.
устойчивая положительная мотивация к учебной деятельности.
принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме; составлять целое из его частей; на основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному основанию; видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи; соотносить изучаемый материал с собственным опытом.
адекватно реагировать на обращение учителя; использовать в общении правила вежливости; участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре); иметь представление о возможности договариваться, приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию.
закрепить понятие «ударение», его смыслоразличительную функцию. Упражнять в разграничении слов, различающихся ударением. Формировать умение различать в словах ударные и безударные слоги. Развивать речь, обогащать словарный запас. Работать над нормами правильного произношения.
Оборудование: карточки с текстами заданий, компьютер, проектор, мультимедийная презентация.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
– Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада видеть ваши любознательные глазки. Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь. Поздороваемся с гостями: «Здравствуйте». Сегодня нас с вами ждут интересные открытия. В ходе урока, как обычно, вам нужно совершенствовать свою учебную деятельность.
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Очень звОнок наш звонОк,
-Что вас заинтересовало в этом предложении?
(Слова пишутся одинаково, произносятся по-разному).
А сейчас послушайте внимательно сказку и определите тему нашего урока.
Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они полезные и значимые. Но забыли слова пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, Ударение вдруг выскочило откуда-то и закричало:
– Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значение у части из вас!
Слова, конечно, не поверили. Вышел вперёд Зам ó к и сказал:
— Как вы думаете, о чём будем говорить на сегодняшнем уроке?
— Какие учебные задачи мы можем поставить перед собой? (варианты ответов детей)
1. Узнаем, что такое … (ударение) и какова его роль
2. Будем учиться … (обозначать ударение в словах)
-А для чего надо знать эту тему? (чтобы наша речь была понятной и правильной).
– Что надо записать? ( 10 апреля. Классная работа )
— Давайте повторим, как пишется строчная буква у.
— А теперь красиво напишем слово « ударение»
-А теперь обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и, поиграем в учителя. Проверьте, правильно ли ваш сосед написал заданное слово.
-Назовите гласные и согласные буквы в слове « ударение»
— Разделите слово на слоги. ( у-да-ре-ни-е)
— Сколько в нём слогов? ( 5 )
— Как проверить сколько в слове слогов? (Сколько в слове гласных, столько и слогов)
— А теперь разделите слово на слоги для переноса (уда-ре-ние)
Постановка учебной задачи .
Чтобы добиться поставленных задач, мы должны в ходе урока ответить на следующие вопросы. (Выставляю карточки на доску.)
— Что такое ударение?
— Какой слог называется ударным, безударным?
-На какой звук падает ударение?
-На какой слог может падать ударение?
-В каких словах ударение не ставится?
— Какова роль ударения?
— Сегодня перед нами два пути. Первый – взять и просто прочитать в учебнике правило о роли ударения и его обозначении на письме. Второй – самим докопаться до сути и найти ответы на поставленные в начале урока вопросы.
— Какой путь выберем мы? (второй)
Изучение нового материала.
Стоит дом. Кто в него войдёт, тот ум приобретёт. (школа)
— Давайте ещ ѐ раз правильно произнес ё м слово школа.
— Прислушаемся к тому, как мы произносим ударный слог
(Его мы произносим с большей силой и длительностью).
— Что такое безударный слог? (Это слог, который произносится с меньшей силой)
— Так что же такое ударение?
(Выделение в речи одного из слогов слова)
— Это наш первый вывод: Ударение – выделение голосом одного из слогов в слове.
Ударный слог – это слог, который произносится с большей силой.
Безударный слог – это слог, который произносится с меньшей силой.
Самостоятельная работа в тетради с проверкой по эталону.
– Напишите в тетрадях названия птиц выписанных нами в словарик для словарных слов и поставьте в этих словах ударения ( воробей, ворона).
-Мне нужны 2 помощника. 1 ученик у доски будет читать слова так, чтобы мы услышали сильный ударный звук и записали букву этого ударного звука в тетрадь. Второй ученик будет работать за доской для проверки.
( е, о,) это буквы гласных звуков.
— Проверьте задание, оцените себя.
— Что вы заметили, выполняя это задание?
(Ударение падает на гласный звук)
Это наш второй вывод: Ударение падает на гласный звук.
— Ребята, а мы ответили на следующий вопрос урока? (да)
А сейчас поиграем в игру «Хлоп-похлоп».
-Я хлопаю в ладоши столько раз, сколько слогов в слове, причем один хлопок звучит сильнее – это ударный слог. Вы должны записать эти схемы столбиком друг под другом, а затем подобрать к ним слова с доски: весна, ученик, мама, Белоснежка.
— Какой вывод мы должны сделать? (ударение может падать на первый слог, второй, третий или четвертый.) Оцените свою работу.
Третий вывод : ударение может падать на любой слог.
Предлагаю поиграть в игру “Волшебник”.
А вы умеете изменять слова? Давайте поиграем! Я читаю слова отображенные на слайдах, а вы произносите эти слова, выделяя голосом подчеркнутый слог ( пол ки – пол ки , за пла чу – запла чу , хло пок – хло пок , про пасть, про паст ь, мел ки – мел ки , па ры – па ры , доро га – до ро га).
— Запишите слова и обозначьте в них ударение.
— Прочитайте задание в упр.9 на с. 43.
— Что нужно сделать со словом сорока? (Переписать в словарик для словарных слов).
Подведение итогов урока.
– Перед вами начало предложения. Вам необходимо правильно их закончить, подобрав необходимые слова.
— Ударение может падать…
— Не ставят ударение…
— Какая цель стояла на уроке? (Находить ударный слог, ударный звук)
– Достигли этой цели, овладели этим умением?