Для чего нужно уметь ориентироваться на местности 6 класс
Ориентирование на местности: как это делать и для чего нужно уметь
Как ориентироваться на местности по солнцу
Придумано несколько приемов, чтобы ориентироваться по солнцу.
Один из них отследить, с какой стороны находилось, святило при начале пути. Когда маршрут будет закончен, вспомните эту точку и продолжайте движение в определенную сторону.
Как ориентироваться на местности по компасу
Бывают ситуации, когда нужно узнать свое местонахождение и проложить путь, но дорога неизвестна, и с собой есть только компас. Это не страшно, потому что сориентироваться без карты возможно. Нужно лишь знать, как ориентироваться по компасу и на местности.
В случае возвращения нужно будет повернуться вперед, поставить компас в такое положение, чтобы указатель мушки показывал вперед, и развернуться с ним так, чтобы север стрелки совпал с севером шкалы. После этого продолжайте движение прямо.
Использование компаса вблизи скопления металла, железных дорог или грозы не желательно, в это время данные будут искажены. Кроме этого, не рекомендуется полагаться на данные компаса около линии электропередач. Такие ограничения связаны с тем, что компас реагирует на магнитное поле, а около металла оно будет завышено и стрелка ориентировочного прибора только собьет с нужного пути, так как будет отклоняться в сторону скопления металлических предметов.
Как ориентироваться на местности по карте
Определите стороны горизонта, это поможет придать карте правильное положение, чтобы она отражала реальное положение окружающей местности. Важным здесь является то, что север у карт стандартно находится вверху, бывают исключения, но чаще всего именно так. Проще всего ориентироваться по:
Ориентирование на местности
Если же таких ориентиров поблизости нет, то следует поискать любой выдающийся ориентир, который поможет вам воспользоваться картой и продолжить путь.
Как ориентироваться на местности по полярной звезде
Чтобы прибегнуть к этому способу ориентирования необходимо дождаться ночного времени суток. Ночь должна быть ясной, а небо безоблачным. Найдите созвездие большой медведицы, который послужит вам хорошим ориентиром в поиске ковша малой медведицы, если вы мысленно проведете черту между первыми звездами большой медведицы, то конец черты окажется у полярной звезды.
Как ориентироваться на местности по луне
Ориентироваться на местности по луне приходится, если вдруг вы потерялись в ночное время суток, солнце уже село и определить по нему направление движения не получится. Не всегда это случается в полнолуние. Что же делать, если луна растущая или убывающая?
Для начала разбейте диаметр ночного святилы на воображаемые 12 частей, одинаковых по размеру, а после этого сосчитайте количество этих частей, находящихся на освещенной части луны.
Если луна убывающая (т.е когда вы подставляете палец, буква «р» не получается) сложите части луны со временем наблюдения, если луна растущая то соответственно вычитайте. Число, которое у вас получится в результате вычислений и будет часом, в котором направление луны соответствует направлению солнца.
Как ориентироваться на местности по тени
Здесь самым лучшим способом будет ориентирование солнечный полдень, когда все короткие тени указывают на север. Еще один способ это воткнуть малку в землю достаточно длинного размера и отметить конец тени, которую она отбрасывает.
Подробнее о том, как ориентироваться по солнцу, читайте у нас на сайте.
После нескольких минут повторите то же самое, и соедините концы получившихся теней, пройдите чуть дальше конца второй тени и встаньте так, чтобы носок вашей левой ноги оказался напротив отметки первой тени, а правая нога стояла напротив окончания вашей линии, таким образом, вы окажетесь смотрящим в сторону севера.
Конспект урока по ОБЖ «Ориентирование на местности» 6 класс
Данная разработка урока предназначена для учителей основ безопасности жизнедеятельности с применением практических навыков.
Содержимое разработки
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Акатьевская основная общеобразовательная школа
«Ориентирование на местности».
Учитель ОБЖ: Харитонов О.Б.
25 октября 2017 год
Задачи урока:
1. Создать условия для овладения учащимся знаниями о способах ориентирования на местности; учить определять азимут по компасу.
2. Развивать мышление и способность применять имеющиеся знания на практике.
3. Формировать у учащихся познавательный интерес к предмету, положительную учебную мотивацию, внимательность, наблюдательность.
Учебник ОБЖ для 6 класса Латчук В. Н., Марков В.В., Кузнецов М.И.
Проверка домашнего задания.
Основные правила поведения в ЭС.
Правила поведения в походе.
Правила поведения при отставании от группы.
Если вы заблудились в лесу.
Определение расстояния до источника звука в лесу.
Представьте себе, что вы пошли в лес и заблудились. (СЛАЙД 1)
Что вы чувствуете, оказавшись в данной ситуации?
Есть ли выход из данного положения?
А только ли важно уметь ориентироваться в данной ситуации?
Что нужно знать для того, чтобы ориентироваться?
— Как вы думаете, какова будет наша тема урока?
(Ориентирование на местности). (СЛАЙД 2)
ТЕМА УРОКА : Ориентирование на местности
А чтобы ориентироваться на местности, что нужно уметь?
Правильно, главной задачей нашего сегодняшнего урока будет научиться определять стороны горизонта.(Слайд3)
V. Этап актуализации знаний
— Для чего нам нужно уметь ориентироваться?
Что такое ориентирование? СЛАЙД 4)
( запишем в тетрадь) Ориентирование — это умение находить стороны горизонта.
-Для ориентирования на местности необходимо знать стороны горизонта.
-Что такое горизонт? ( Часть земной поверхности, наблюдаемая на открытой местности.) (
Кто назовёт основные стороны горизонта?
Основные стороны горизонта – север, юг, запад, восток.
Ориентироваться можно разными способами.
-Какие способы ориентирования вам известны?
VI. Этап первичного усвоения знаний
Ориентироваться можно по местным признакам ( Слайды 5,6)
(К СЛАЙДУ 7) Если повернуться лицом к Солнцу, то…..
Ориентирование по Солнцу. (СЛАЙД 8)
-Летом Солнце находится на юге примерно в час дня по местному времени. Если время меньше или больше часа, то юг можно определить с помощью часов. Обратимся к учебнику п 4.3, найдите описание определение направления на север с помощью часов
Положи часы со стрелками и поверни их так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце. Угол, образовавшийся между часовой стрелкой и цифрой один, раздели пополам
( по летнему времени полдень – в 13 часов). Направление линии укажет примерное направление линии юг-север. Юг будет находиться в той стороне, где Солнце. В зимнее время определяют угол между часовой стрелкой и цифрой 12.
Давайте рассмотрим ещё некоторые способы ориентирования на местности с помощью местных предметов ( слайд9-17)
Что же такое компас?(слайд 20)
Запишем в тетрадь – компас – прибор для ориентирования.
При ориентировании на местности нужно указать направления сторон горизонта от места, где вы находитесь. Компас даёт точное направление
VII. Этап первичного закрепления знаний
Существуют правила работы с компасом.( дети выполняют инструктаж)
ПАМЯТКА НА СТОЛ
1. Положите компас на горизонтальную поверхность (или ладонь).
2. Стрелка компаса должна быть неподвижной. После этого поверните коробку компаса так, чтобы буква «С» на шкале компаса совпадала с красным концом магнитной стрелки.
З. Вы сориентировали компас и подготовили его к работе.
Если встать лицом к северу, то сзади будет юг, справа восток, слева запад.
Практическое задание:
Определите, в какую сторону горизонта обращены окна класса.
В каком направлении находится дверь?
Встаньте из-за своих парт, немного поиграем. Физкультминутка : встаньте лицом на север, юг, запад, восток. на юго-запад, северо-восток
Азимут и его определение
-Чтобы точно определить направление на предмет (ориентир) определяют азимут.
Между севером и точкой
Отсчитай по солнцу градус-
Это азимут. Он точно
Курс тебе укажет сразу.
— Что же такое азимут? (слайд 21)
Запишем определение в тетрадь
Определение азимута
Задание.
— Определить азимуты на данные ориентиры ( СЛАД 21)
Направление на север равно 0 градусов. Обозначается А равно 0 градусов (щелчок мыши)
— Как ориентироваться в пасмурную погоду?
-Чтобы при движении в пасмурную погоду выдержать избранное направление, обычно через каждые 100-150 м маршрута намечают какой-нибудь хорошо заметный ориентир. Это особенно важно, если на пути возникли завал или густая заросль кустарника, которые вынуждают отклониться от прямого направления. В лесу, заросшем кустарником с густым подлеском, лучше идти по тропам, придерживаясь нужного направления
Конспект урока по ОБЖ для 6 класса на тему «Ориентирование на местности»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока по ОБЖ
Тема урока: «Ориентирование на местности»
Цель урока: познакомить учащихся с основным содержанием ориентирования на местности, разобрать различные способы определения сторон горизонта (по компасу, местным предметам и Полярной звезде). Сформировать убеждение в том, что для обеспечения безопасного пребывания в природных условиях необходимо свободно ориентироваться на местности, используя для этого все доступные способы.
Задачи урока:
1. Создать условия для овладения учащимся знаниями о способах ориентирования на местности.
2. Развивать мышление и способность применять имеющиеся знания на практике.
3. Формировать у учащихся познавательный интерес к предмету, положительную учебную мотивацию, внимательность, наблюдательность.
Оборудование урока: компасы, мультимедийное оборудование, компьютер, экран, презентация урока, раздаточный материал
Литература: Учебник ОБЖ для 6 класса Смирнов А.Т., Хренников Б.О.
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
желаю (соприкасаются большими пальцами);
во всём (безымянными);
Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
Молодцы, приготовились и настроились на урок!
2. Актуализация полученных знаний.
Какой вывод вы сделаете по пройденной теме?
Ответы учащихся по теме «Природа и человек»:
Человек — неотъемлемая часть природы и не может существовать вне её. В природной среде человек должен владеть определёнными умениями для обеспечения безопасной жизнедеятельности. Чтобы прожить на природе хотя бы один день, необходимо уметь обеспечить себя пищей и водой, а при необходимости соорудить временное укрытие от непогоды. Необходимо знать особенности того места, где планируется организовать отдых (горы, лес, вода); соблюдать меры безопасного поведения в этих местах, уметь оказывать первую помощь. Для правильного перемещения в желаемом направлении надо знать, как ориентироваться в природной среде. (Слайд 1)
3. Изучение нового материала.
Учитель: Ой, смотрите, что мне пришло на почту? ( Отрывок из мультфильма принцесса и людоед)
Учитель: Ребята, к ак помочь принцессе? Есть ли выход из данного положения? Что нужно знать для того, чтобы ориентироваться? Как вы думаете, какова будет наша тема урока?
( Ориентирование на местности ). (СЛАЙД 2)
ТЕМА УРОКА: Ориентирование на местности
Учитель: Что вы хотите узнать?
Правильно, главной задачей нашего сегодняшнего урока будет научиться определять стороны горизонта, научиться ориентироваться на местности по предметам, по компасу (Слайд3)
Ребята, а как вы думаете, что такое ориентирование?
Ориентирование — это умение находить стороны горизонта.
— Для ориентирования на местности необходимо знать стороны горизонта.
-Что такое горизонт? ( Часть земной поверхности, наблюдаемая на открытой местности.)
— Кто назовёт основные стороны горизонта? Основные стороны горизонта – север, юг, запад, восток.
Молодцы! Справились, а теперь мы посмотрим как вы работаете самостоятельно!
На столах у вас лежат карточки с заданиями и текст, на который вы можете опираться, вам нужно выполнить задания и тогда на нашем небе появятся звездочки, и мы поможем принцессе найти путь!
Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы!
Какие основные элементы включает ориентирование на местности?
Кто изобрел компас?
Каков порядок определения сторон горизонта по компасу?
Какие признаки местных предметов помогут определить стороны горизонта?
Как определить стороны горизонта по постройкам?
Как определить стороны горизонта ночью?
Умение ориентироваться на местности — это первое условие безопасного пребывания человека в природных условиях. Ориентироваться на местности — это значит уметь:
определять стороны горизонта и представлять себе, где находится юг, север, восток и запад;
определять своё местонахождение на местности относительно местных предметов, а также форм рельефа (холм, овраг, берег реки и др.);
выбрать нужное направление движения, чтобы выйти в намеченное место;
выдерживать во время движения выбранное направление, чтобы не сбиться с намеченного пути.
При ориентировании в природных условиях, необходимо, прежде всего хорошо знать наиболее характерные местные предметы по маршруту движения (развилка дорог, характерный изгиб реки, отдельное дерево, лесная поляна и др.), которые необходимо использовать как маяки, указывающие ваше местоположение и нужное направление движения.
Для определения сторон горизонта необходимо уметь пользоваться компасом, определять стороны горизонта по Полярной звезде.
Для ориентирования на местности, если показ проходит по неизвестному для вас маршруту, необходимо уметь ориентироваться по компасу и карте.
Способы определения сторон горизонта
Стороны горизонта на местности можно определить по компасу, по небесным светилам (солнцу и звёздам) и по некоторым признакам местных предметов.
Отметим, что для определения сторон горизонта достаточно знать направление на север. Если оно известно, и вы встанете лицом к северу, то справа будет восток, слева — запад, а сзади — юг.
Самым простым и надёжным прибором для определения сторон горизонта является компас.
Компас был изобретён в Китае при династии Сун в I в. до н. э. (хотя есть свидетельства, что данный прибор существовал еще во 2-м тыс. до н. э.) и использовался для указания направления движения по пустыням. В любом случае, тогда компас представлял собой небольшой кусок намагниченного металла, который был прикреплен к деревянной планке, находившейся в сосуде с водой.
Наиболее распространённый вид компаса — компас системы Андрианова.
В туристской практике нашёл самое широкое применение жидкостный компас «Спорт-3».
Жидкостный компас «Спорт-3»:
Для определения сторон горизонта необходимо положить компас горизонтально, отпустить тормоз магнитной стрелки и повернуть коробку компаса так, чтобы северный конец магнитной стрелки совпал с нулевым делением шкалы. При таком положении стрелка компаса показывает направление север — юг и буквы С, Ю, В, 3 на шкале компаса будут соответственно обращены на север, юг, восток и запад.
При ориентировании по местным предметам можно использовать следующие их признаки: с северной стороны кора одиночно стоящих деревьев грубее, чем с южной; стволы сосен после дождя чернеют с севера; мхи и лишайники обильнее покрывают северную сторону деревьев, камней, пней; смола на хвойных деревьях сильнее выступает с южной стороны; северная часть муравейника располагается с южной стороны деревьев.
Определение сторон горизонта ночью
Самый простой способ определения сторон горизонта ночью — определение по Полярной звезде, которая указывает направление на север. Для ориентирования по Полярной звезде сначала нужно найти на небе созвездие Большой Медведицы — это семь ярких звёзд, расположенных на небосклоне в виде большого ковша. Через две крайние звезды ковша созвездия Большой Медведицы мысленно проведите прямую линию, на которой мысленно отложите от конца ковша отрезок, равный пяти расстояниям между этими звёздами. В конце отрезка вы увидите яркую звезду, которая расположена в созвездии (тоже ковша) Малой Медведицы. Это Полярная звезда. Если вы встанете к ней лицом, то впереди будет направление на север, сзади — на юг, справа — на восток, слева — на запад. При определении сторон горизонта лучше использовать несколько способов, чтобы избежать ошибки.
Как ориентироваться в пасмурную погоду?
Чтобы при движении в пасмурную погоду выдержать избранное направление, обычно через каждые 100-150 м маршрута намечают какой-нибудь хорошо заметный ориентир. Это особенно важно, если на пути возникли завал или густая заросль кустарника, которые вынуждают отклониться от прямого направления. В лесу, заросшем кустарником с густым подлеском, лучше идти по тропам, придерживаясь нужного направления.
ПАМЯТКА НА СТОЛ
1. Положите компас на горизонтальную поверхность (или ладонь).
2. Стрелка компаса должна быть неподвижной. После этого поверните коробку компаса так, чтобы буква «С» на шкале компаса совпадала с красным концом магнитной стрелки.
З. Вы сориентировали компас и подготовили его к работе.
Если встать лицом к северу, то сзади будет юг, справа восток, слева запад.
Задание.
Определите, в какую сторону горизонта обращены окна класса.
В каком направлении находится дверь?
Учащиеся работают с текстом, выполняют задания и отвечают на вопросы.
Ребята, давайте полюбуемся на звездное небо, наши глазки сделают гимнастку со звездочкой.
У вас на столах лежат звездочки зеленого, желтого, красного цвета.
Желтая звездочка – у меня все получилось!
Зеленая звездочка – у меня не все получилось!
Красная звездочка – мне было сложно!
5. Домашнее задание.
Подумать, как сделать компас при помощи воды, магнита, иголки и пробки?
Конспект и презентация по географии 6 класс «Ориентирование.Азимут»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Документ Microsoft Word.docx
У каждого человека бывают ситуации, когда необходимо определить свое местонахождение, найти верную дорогу. Что же делать? Каждому человеку в жизни необходимо научиться ориентироваться, т. е. определять свое местоположение в пространстве относительно сторон горизонта и других объектов.
В древности, когда люди еще не знали сторон горизонта, они ориентировались относительно знакомых предметов, оставляли зарубки на деревьях, присматривались к предметам, запоминая обратную дорогу. Этим же способом вы пользуетесь и сегодня, ориентируясь в незнакомой местности. У вас в это время в голове уже имеется мысленная (ментальная) карта знакомой вам территории. Благодаря мысленной карте вы легко находите дорогу и возвращаетесь домой.
Уметь ориентироваться должен каждый человек. При этом важно не просто ориентироваться относительно предметов и объектов, это не всегда надежно — знакомое дерево сломалось, дом могли снести и т. д. Необходимо уметь ориентироваться по сторонам горизонта.
Поэтому основная цель сегодняшнего урока научиться:
1) ориентироваться на местности, узнать какие способы для этого существуют
2) научиться определять расстояние на местности.
2. Изучение нового материала
Что же такое ориентирование? «Ориентирование – это умение определять свое местоположение в пространстве или определять направление сторон горизонта».
Какие стороны горизонта вам известны? (север, юг, восток, запад).
Какие промежуточные стороны горизонта есть? (С-З, С-В, Ю-В, Ю-З).
Ребята, а как можно определить стороны горизонта по местным признакам? (Могут быть ответы: по солнцу, звездам, мху на деревьях).
Ориентирование по местным признакам
а) ориентирование по солнцу.
в 7 утра бывает на востоке в 10 ч. – на юго-востоке
в 13 ч. – на юге в 16ч. – на юго-западе
Попробуйте дать ответ : если ранним утром отправились в поход в С-направлении, с какой стороны будет солнце?
б) ориентирование по Полярной звезде.
СЛАЙД 2. Найти ковш Большая Медведица из семи ярких звезд.
Мысленно отложить на продолжение линии между крайними звездами ковша еще 5 таких отрезков. Здесь находится Полярная звезда.
Полярная звезда всегда находится на северной стороне горизонта.
в) лесные ориентиры:
СЛАЙД 3. 1) С северной стороны деревья, камни обильнее покрыты лишайниками, грибками.
2) У отдельно растущего дерева крона гуще с южной стороны.
3) Муравейники располагаются с южной стороны деревьев; южный скат муравейника пологий, а северный – крутой.
4) Ягоды и фрукты раньше краснеют с южной стороны.
5) Снег быстрее подтаивает на южных склонах.
Ребята, когда вы будете в походе, обязательно проверьте эти ориентиры на практике.
Определение сторон горизонта на плане местности и карте
Определите (СЛАЙД 4.)
а) в каком направлении находится дом (Ответ: С-В).
Но для точного определения сторон горизонта на местности необходим компас. Его магнитная стрелка всегда показывает на север.
Компас с магнитной стрелкой был изобретен в Китае и впервые упоминается в 692 г. Он позволяет ориентироваться в любом месте и в любое время. Для этого компас необходимо установить в горизонтальном положении так, чтобы его стрелка не касалась корпуса и, поворачивая компас, совместить конец стрелки с указателем «С» (север). Такое положение означает, что компас сориентирован.
СЛАЙД 8. На компасе изображены цифры. Это градусы, по которым можно определить азимут.
«Азимут – это угол, измеренный в градусах, между направлением на север и направлением на объект, отсчитываемый по часовой стрелке.
Как любой угол, азимут определяется в градусах. Окружность составляет 360º. Азимут тоже отсчитывается от 0º до 360º по часовой стрелке.
Каждому направлению соответствует свой азимут:
Определения азимута и расстояния по плану.
1.Определить направление на север.
2. Установить транспортир таким образом, чтобы центр транспортира совпадал с точкой стояния (тот объект от которого определяем азимут).
3. От точки стояния мысленно или с помощью линейки провести линию, совпадающую с направлением на север, провести вторую линию совпадающую с направлением на предмет.
4. Определить с помощью транспортира значение в градусах по часовой стрелке. 5. Измерить расстояние на плане при помощи линейки (нитки) и высчитать учитывая масштаб.
Практическая работа по определению азимута
1.На какую сторону горизонта указывает синяя стрелка компаса?
2. Какая сторона горизонта находится напротив востока?
З. В какую сторону горизонта вытянуты кольца на пнях?
4. С какой стороны на деревьях растет мох?
5. С какой стороны муравьи строят муравейник?
б. В какой стороне восходит Солнце?