Для чего нужно управление проектами
Для чего нужно управление проектами
В жизни любой компании настает момент, когда руководству приходится делать выбор: или внедрять в компанию профессиональную систему управления проектами, или оставлять все как есть.
У организации должна быть стратегическая цель (и стратегия в целом) и в рамках выбранной стратегии и реализуются те или иные проекты. Управление проектами для организации – это, прежде всего инструмент достижения стратегических целей организации. То есть, успешное управление проектами в организации обеспечивает не только правильное управление проектами, но и позволяет компании получить набор проектов по достижению стратегических целей и обеспечивает выделение ресурсов только на те проекты, которые продвигают компанию к достижению стратегических целей.
Когда установлен единый принцип отбора проектов для достижения стратегических целей организации, то использование корпоративной системы управления проектами (КСУП) позволяет получать «единую картину» выполнения всех проектов, контролировать бюджеты проектов, сроки выполнения проектов, использование ресурсов и общий ход проекта. Внедрение КСУП дает компании прозрачность и возможность оценить затраты любого рода (временные, человеческие, финансовые и пр.) в разрезе проектов.
Такой контроль и прозрачность при управлении проектами позволяет выявлять причины перерасходов и отклонений, тем самым позволяя оптимизировать ресурсы и сократить их количество, а, следовательно, и снизить временные, финансовые и прочие затраты.
Существует несколько подходов к управлению проектами, которые, как правило, формально оформлены в пособия или своды знаний и имеют свой стандарт. Но какая бы не была методология управления проектами, её изучение бесполезно без практического опыта.
Что такое управление проектами
Управление проектами – одна из важнейших составляющих современного бизнеса. Грамотное руководство позволяет избежать ошибок, сократить время на реализацию поставленных задач и повысить прибыль. Поэтому компаниям нужны менеджеры проектов.
Рассказываем, кто эти волшебники и почему они так важны для любой компании/бренда/сервиса.
Что значит управлять проектом?
Под этим крайне сложным и комплексным процессом понимается полный контроль над проектом (созданием какого-либо продукта) – от его планирования до завершающих стадий и анализа проделанной работы.
Сам процесс и его составляющие напрямую зависят от сложности проекта. К примеру, при разработке сайта необходимы одни этапы взаимодействия с командой, а при создании комплексного многопользовательского приложения – другие.
Управление – часто недооцененная, но важная часть командой работы, потому что именно от него зависит итоговый результат. Другие сотрудники компании – это шестеренки, благодаря которым работает большой механизм корпорации, но эти шестеренки кто-то должен направлять, чтобы от них по итогу был толк. Вот для этого нужны руководители проектов.
Кто такой менеджер проекта?
Зачастую в список задач менеджера проекта (проджект-менеджера, от англ. – «project manager») входят:
Четко определить, зачем вообще нужно реализовывать запланированный проект.
На этапе планирования собрать все необходимые детали будущего проекта. Чтобы на этапе разработки не возникло острой необходимости в дополнительном ПО, в дополнительном аппаратном обеспечении и т.п. Также ему стоит заранее предусмотреть все риски, связанные с грядущей работой.
Руководитель готовит речь, которая должна убедить начальство и инвесторов в том, что реализация проекта действительно необходима компании и позволит ей заработать больше денег.
Также на плечи менеджера возлагается разработка плана реализации проекта.
Ну и нельзя забывать про мотивацию. Руководитель должен убедить сотрудников в важности выполняемой работы, поддерживать командный дух и вести команду за собой.
Менеджер – это связующее звено между теми, кто создает продукт, и теми, кто его будет потреблять. Он гарантирует, что каждый, кто связан с разрабатываемым продуктом, по итогу будет доволен.
Какие проекты нуждаются в руководстве
Практически любые задачи, решающиеся внутри компании, требуют контроля со стороны ответственных лиц. Но у крупных проектов есть ряд критериев, четко говорящих о необходимости поставить отдельное руководство для отслеживания реализации задуманного.
Обычно речь идет о крупных изменениях внутри компании, создании приложений или сервисов, которых ранее не существовало. Или же радикальном изменении уже действующих продуктов.
Также у проекта должно быть конкретное время выполнения. То есть дата начала и дата завершения работы.
В управлении со стороны нуждаются сложные проекты. В них участвуют сразу несколько команд сотрудников, иногда не связанных друг с другом. Менеджер помогает им коммуницировать и совместно работать над созданием одного продукта.
У таких проектов обычно высокие риски, и в задачи руководителя входит их оценка и попытка нивелировать, если это представится возможным.
В каких компаниях работают проджект-менеджеры?
В любых. Это может быть малый бизнес по разработке программного обеспечения или огромная транспортная корпорация. Крупный международный банк или же небольшая строительная фирма. Грамотный менеджер пригодится везде, где необходимо воплощение в жизнь больших проектов, отличающихся от рутинных задач бизнеса с конкретными целями.
Какой должна быть команда менеджера?
Так как мы говорим о руководящей должности, очевидно, что без команды не обойтись. От подобранного штата зависит то, насколько быстро и успешно будет реализовано задуманное руководителем. Поэтому менеджеры проектов самостоятельно подбирают себе сотрудников либо переучивают их по ходу совместной работы.
Хорошая команда это та, что:
Четко понимает цели работы и стремится к решению задач осознанно.
Умеет организовать процесс работы самостоятельно и фокусироваться на работе без постоянного надзора.
Обладает смелостью для того, чтобы браться даже за неоднозначные идеи и практически авантюрные решения руководства.
Может упорно идти к цели и длительное время не сдаваться без дополнительной мотивации.
Уважает клиентов, коллег и руководство.
Грамотная команда заметно облегчает работу менеджера.
Как стать менеджером проекта?
Чтобы стать хорошим руководителем, нужно постоянно практиковаться. Начинать с реализации не слишком сложных проектов и постепенно наращивать свои лидерские качества.
По началу важно строго придерживаться обобщенного плана работы, то есть определить цель и обосновать ее. Понимать, ради чего вообще нужен задуманный продукт. Затем необходимо адекватно оценить ресурсы. Желательно сделать это с запасом, чтобы по ходу работы идея не оказалась нереализуемой.
После этого нужно спланировать каждый шаг работы команды от начала и до конца. Это важно сделать заранее, чтобы по ходу реализации задуманного не было «зависаний» на одном месте в недоумении. И только потом приступать к работе по четко выверенному плану, строго его придерживаясь.
Что делать после завершения проекта?
Конечно, первоначальная цель – успешно завершить проект в срок. Но если с такой характеристикой, как «в срок», все понятно, то с «успешно» – не очень. Что это значит? Универсального мерила нет. Есть лишь поставленные цели и ожидаемые результаты. Если ожидания руководителя оправдались, то проект завершился успешно.
Важно проводить скрупулезную аналитику проделанной работы, чтобы обнаружить все недочеты и исправить их по ходу реализации следующего проекта. Нужно постоянно варьироваться и совершенствоваться. Только так можно достигнуть роста в своей специальности и заставить команду вырасти.
Вместо заключения
Быть хорошим руководителем – значит, постоянно совершенствоваться. Учитесь новому, будьте откровенны со своей командой и всегда ставьте реалистичные цели.
Фрагмент из книги: «Управление проектами». Зачем нужно управление проектами?
Эта книга посвящена управлению проектами (проектному менеджменту). В ней подробно проанализированы основные понятия этой дисциплины и рассмотрена вся технологическая цепочка — от создания проекта до его успешного завершения через эффективную реализацию.
Каждая стадия проекта описана всесторонне, с указанием возможных проблем и способов их избегания. Многочисленные контрольные вопросы позволяют закрепить изложенный материал.
Книга написана простым, ясным и доступным языком, обильно иллюстрирована примерами.
Адресована широкому кругу читателей.
Зачем нужно управление проектами? Что такое проект?
Проекты существуют с тех пор, как существуют сами идеи. Возведение пирамид в Древнем Египте или изобретение алфавита в античной Греции – события значительной величины, инновационности и существенных физических или умственных затрат – могут быть названы успешными историческими проектами.
Сегодня мы встречаемся с проектами во всех областях – научных исследований, культуры, политики и даже частной жизни. Такие начинания, как строительство трассы ICE, возвращение рыси в Баварские леса или частное домостроительство, являются проектами, сколь различным ни было бы их содержание.
На предприятии проектами провозглашаются чаще всего заказы от клиентов – крупные, инновационные и особо значимые. Но проекты совсем не обязательно должны быть связаны с внешними заказами. Проектный характер могут иметь и внутренние инновационные начинания, например, введение новых программ для сетевого использования или включение в сферу внимания PR-отдела ресурсов Интернета.
Общепринятое определение проекта
Общим для всех этих начинаний является то, что они преследуют некую инновационную цель и характеризуются широкой постановкой проблемы. Как правило, поставленную задачу можно решить лишь на междисплинарном уровне и за пределами привычных производственных процессов. Издержки на проект могут быть существенными, их реализация может быть связана с высокими расходами и привлечением многих сотрудников. Но никто не будет продолжать инвестировать силы и средства в проект, если от него нет никакой отдачи, поэтому проекты, во-первых, привязаны к ограниченным финансовым и кадровым ресурсам, а во-вторых, подлежат контролю издержек и прибыли. И, в-третьих, надо добавить, что хорошим проектом является лишь тот проект, который был (своевременно) доведен до конца.
Германский промышленный стандарт DIN_69901 также определяет проект как начинание, которое «в значительной степени характеризуется уникальностью условий в их совокупности, таких как поставленная цель, временные, финансовые, кадровые и прочие рамки, а также отграничением от других начинаний и обусловленной проектом организационной формой».
Что является решающим?
Успех проекта зависит от различных факторов, к которым относятся, помимо прочего, политика предприятия, технические риски, конфликты в команде и внесение заказчиком запоздалых изменений. Но, даже если Вы не можете все заранее учесть, Вы тем не менее можете предотвратить негативный ход событий, потому что многих ошибок можно избежать благодаря развитой чувствительности к рискам, связанным с проектом, и правильной их оценке. По нашему мнению, настоящий проект отличает, прежде всего, пять вещей, и именно их Вы не должны упускать из виду, решая свои задачи:
1. Проекты комплексны по своей сути
На пороге нового тысячелетия рыночную ситуацию определяют открытые рынки, возрастающее давление конкуренции, гибкие структуры и постоянно сокращающиеся жизненные циклы продуктов. Но к условиям, в которых предприятию приходится сегодня решать свои задачи, относятся также повышения роли специализации увеличивающаяся потребность в информации. В этих условиях все более комплексными становятся и сами заказы. Инновационный проект – это вызов. Это становится очевидным, если подумать, например, об инвестициях, необходимых для разработки и выведения на рынок нового продукта, в частности, об инвестициях специализированного знания из самых различных областей.
Для предприятия становится все более важным осуществлять свои проекты действенно, эффективно и экономично и доводить их до успешного завершения.
2. Командная работа
Таким образом, работа над проектом объединяет людей из самых различных сфер, квалифицированных в самых различных областях, обладающих высоким запасом ноу-хау, но часто отличающихся друг от друга по образу мышления. Они не только сталкиваются с серьезными профессиональными вопросами, им приходится сотрудничать друг с другом, т.е. проектная работа практически невозможна без работы командной. А последняя работа не сводится просто к правильной организации и распределению задач, все должно «срастись» и на уровне межличностных отношений. Каждый сотрудник должен быть в состоянии вносить в общее дело свою лепту, свои персональные достижения и подчинять целям проекта свои личные задачи, поэтому как руководитель проекта Вы не в последнюю очередь должны осуществлять и психологическое руководство командой.
«Проекты терпят неудачу не из-за техники, но из-за людей.» Этими словами Тома де Марко сказано все о том, какое значение для проекта имеет команда.
3. Неясные пути решения.
В начале проекта Вы, конечно, видите перед собой цель – в общем виде. Но это еще не значит, что Вы знаете, с чем конкретно Вам придется столкнуться. Тем не менее в качестве руководящего и ответственного лица Вам необходимо принимать решения по планированию и разрабатывать стратегии по осуществлению проекта. В ходе проекта Вы постоянно будете иметь дело с неизвестными переменными, и Вам нужно будет быстро и гибко реагировать на них; Вы встретитесь с трудностями, которые в начале не могли ни предвидеть, ни оценить.
Но именно в междисциплинарном характере командной работы заключен шанс того, что проблемы будут увидены в принципе или оценены под несколько иным углом зрения, т.е. шанс возникновения чего-то нового. Этот эффект можно проиллюстрировать примером: представим себе, что четыре музыканта решили исполнить современную композицию. И спустя несколько репетиций установили, что работать надо даже не над согласованием темпа или звучания инструментов, а над выработкой общей интерпретации произведения.
4. Отказ от профессиональной рутины
Этот пример подтверждает: проект – это особый вызов для каждого его участника. Не случайно проектная работа требует от сотрудников больше усилий и креативности, чем повседневная и привычная профессиональная деятельность. Участники проекта не должны ограничиваться происходящим в их собственной «тарелке». Проект – дело, конечно, очень увлекательное, но требующее постоянной готовности отказаться от обычных, проторенных путей.
Так как требования к проекту существенно отличаются от повседневной работы, их следует осуществлять в соответствии с их собственными закономерностями.
Зачем переходить на проектный менеджмент?
Какой руководитель проекта не задумывался о том, что изобретать велосипед — не самое интересное и продуктивное занятие? Наверное, таких нет. И вопросом о том, стоит ли внедрять в компании проектный менеджмент (РМ), тоже задаются многие.
По сути, этот инструмент уже давно прижился во многих успешных бизнесах, и размышлять целесообразно не о том, внедрять ли его, а о том, как это сделать, исходя из миссии и ценностей конкретной компании.
Что такое проектный менеджмент?
Управление проектами, проектный менеджмент, project management, РМ — названия процесса достижения той или конкретной цели в заданных рамках (временных, бюджетных и пр.). При этом в понятие РМ входит также набор инструментов, методик, навыков и техник, который применяется для достижения цели и может варьироваться в зависимости от изменяющихся условий, в которых ведется работа (появления как рисков, так и возможностей).
Немного истории развития стандартов управления проектами
Официально принято считать, что проектный менеджмент в привычном нам понимании появился в 1950-е годы ХХ века. Но есть и исследователи, которые считают, что уже при строительстве пирамид Гизы использовали подход, напоминающий РМ (за возведение каждой грани отвечал отдельный человек).
Приложили руку к созданию современной системы управления проектами специалисты, занимавшиеся, в частности:
Проектный менеджмент — это структурированный здравый смысл.
Михаил Дубовик, ГК «Проектная ПРАКТИКА»
Можно заметить, что сегодняшнее бизнес-пространство — совсем не то, что даже несколько десятков лет назад, когда предприятия создавались едва ли не века, что-то новое воспринималось как революция, а у потребителя просто не было такого количества альтернатив продукту. И, что прискорбно, почему-то далеко не все понимают, что старые методы управления — путь в тупик. Поэтому многие компании продолжают по инерции двигаться в никуда.
Следовательно, задача прогрессивной части человечества — идти вперед, подтягивая за собой тех, кто еще не понял верного вектора движения.
Язык современного бизнеса — не английский, немецкий, или какой-либо еще, это — язык проектного менеджмента. В современном бизнесе он стал основным методом управления: если в компании нет проектного менеджмента, то это умирающая компания. Все, что направлено на создание новых продуктов и услуг, так или иначе связано с проектным менеджментом.
Олег Герасимов, «Житло XXI століття«
Проектный менеджмент и типовые роли участников в нем*
Человек, который генерирует стратегию движения команды и цель работы
Ответственный за тактику достижения цели и обеспечивает «снабжение» (контракты с субподрядчиками, формализация инструкций, мозговых штурмов и пр.)
Генератор идей, провокатор
Тот, кто стимулирует процессы решения конкретных задач, иногда — нестандартными методами
Человек, который выступает в роли «фильтра»: отсеивает пусть даже весьма креативные, но неуместные прямо сейчас идеи и решения
Тот, кто воплощает в жизнь то, что решили на предыдущих этапах
Личность, сглаживающая конфликты, мотивирующая, вдохновляющая
Своеобразный «коннектор», объединяющий команду с внешним миром, и, если надо, изыскивающий ресурсы, которые нужны «на вчера» внутри команды или вовне
Тот, кто отвечает за конечный результат/приемку проекта (иногда выявляет ошибки на промежуточных стадиях и указывает пути доработки)
*классификация R. Meredith Belbin
Таким образом видно, что успешный проектный менеджмент — это сложная конструкция, невозможная без человека, скрепляющего ее. Как правило, это — проектный менеджер.
Глобально, проектный менеджер — это интегратор. Он умеет слушать и слышать других, понимает значение и место каждой «проектной роли» в команде, развивает доверие среди ее участников.
Людмила Нефедова, LEO Consulting
Преимущества проектного менеджмента
Итак, главное отличие проектного менеджмента от традиционного подхода — то, что сначала формулируется задача (ставится цель), а затем уже исполнители создают четкий календарно-финансовый план достижения этой цели.
Такой подход позволяет:
Выглядит весьма оптимистично. Но ясно, что без ложки дегтя не обойтись, поэтому рассмотрим преимущества в сравнении с недостатками:
Преимущества проектного менеджмента
Недостатки проектного менеджмента
Процедура управления проектом
В общем виде она может выглядеть так:
Методологии проектного менеджмента
К счастью, методологий сегодня — множество. Для каждого проекта можно подобрать именно то, что нужно.
Все имеющиеся на сегодняшний день варианты можно разделить на такие группы:
Инструменты для проектного менеджмента
Для успешного завершения проекта необходимы не только квалифицированные и мотивированные сотрудники, но и соответствующие инструменты, которые позволят фиксировать достигнутые результаты и своевременно менять приоритеты.
Выбирать инструменты стоит после того, как определена методология, наиболее подходящая для проекта. Но есть и универсальные программы для планирования задач и управления проектами. Выбирая программу, обратите внимание на то, чтобы продукт мог составлять диаграммы Ганта и распределять полномочия и задачи исполнителям с разными ролями.
Что почитать о проектном менеджменте?
Strategic Project Management Made Simple: Practical Tools for Leaders and Teams, Terry Schmidt
Издание, которое является одним из самых популярных на протяжении нескольких лет и позволяет отойти от непродуктивных шаблонов и построить схемы развития проектов компании, опираясь на логику, действия конкурентов и измеримые показатели эффективности.
Deadline. Роман об управлении проектами, Том ДеМарко
Книга привлекает за счет необычного формата изложения и позволяет переосмыслить свой взгляд на привычные вещи.
Project Management Principles, Paul Newton
Полезное чтение для тех, кто работает в сфере IT. Позволит пошагово разобраться в том, как управлять проектами разных типов. Что важно, в основе издания — опыт человека, который работал с Microsoft, IBM, Министерством обороны Великобритании и пр.
Как управлять людьми. Способы воздействия на окружающих, Джо Оуэн
Книга, основанная на практическом опыте, в которой последовательно изложены принципы эффективного управления проектами, главным образом — персоналом.
Переход на проектный менеджмент: примеры
Значимость проектного менеджмента уже оценили самые разные компании, причем, не только западные.
80% проектов транснациональных корпораций мира были полностью либо частично провалены именно из-за нехватки управленческой составляющей компетенций их руководителей и исполнителей.
Александра Роля, мастер-тьютор программам МВА International Management Academy
Следовательно, необходимость перехода на эту форму управления становится все более очевидной. И для украинских компаний — в том числе.
Что такое управление проектами: экспресс-гид для начинающих
Мы пообщались с экспертами и подготовили гид по управлению digital-проектами. Если вы новичок в профессии, читать обязательно.
Управлять проектом сложно, особенно в первый раз. Есть много тонкостей, в которых без опытного проводника не разобраться.
Что такое управление проектами?
Управление проектом — процесс. Каким он будет, зависит от типа и сложности будущего продукта. Например, процесс создания сайта отличается от создания высоконагруженного ПО.
Процессы разные, но есть элементы, без которых не выживет ни один проект. Чтобы все получилось, нужны команда и менеджер, который будет направлять и руководить. Еще в процессе участвуют пользователи, если вы делаете b2c-продукт. И заказчик, если мы говорим о заказной разработке.
Простите, а вы тут цель не видели?
Чтобы собрать подходящую команду и спланировать проект, нужно разобраться, какой результат вы хотите получить. Поэтому начните с цели, чтобы знать, куда и как двигаться.
Первый вопрос, который нужно задать прежде, чем начинать проект: зачем его делать? Какая цель? Если проект — пожелание заказчика, то пытаемся понять цели бизнеса и как их достичь.
Зачем проекту менеджер?
Цель нашли, что теперь? Тут начинается самое интересное для менеджера-новичка. Нужно собрать все силы в кучу, успокоиться, осмотреться и начать планировать проект.
Менеджер проекта — это тот человек, который отвечает за результат всего происходящего. Он должен построить рабочий процесс так, чтобы все собрались вместе и продуктивно работали. Это не тот случай, когда руководитель раздает задания и уходит на обед. Менеджер не только организует процесс, но и участвует в нем, как никто другой.
Руководитель проекта — не тот, кто делает, что написано в ТЗ, а тот, кто помогает определить проблему, понять, что работа идет корректно. Следит за тем, чтобы все понимали процесс и задачи правильно.
Чтобы эта история работала, менеджер проекта должен обладать определенным набором качеств и навыков. А если таких нет, то их придется наработать. Без этого хорошего проекта не получится.
руководитель scrum-студии «Сибирикс»
Важный навык для менеджера проекта — умение планировать: рисовать у себя в голове картину того, как и что должно быть. Нужно уметь сформулировать правила игры и донести их до команды.
Команда: одна голова — хорошо, но не в этот раз
Менеджер проекта — руководящая должность, где нужно плотно работать с людьми. От того, какие люди работают в команде, зависит успех проекта. Поэтому менеджер либо сам собирает классную команду, либо обучает людей в процессе.
Качества идеальной команды:
Где найти или как вырастить таких бойцов — это тема для отдельной статьи. Поэтому мы по умолчанию считаем, что у нас таких много. И наша задача — просто собрать их вместе и научиться с ними ладить. Да, даже с очень крутой командой может быть непросто. Но нужно уметь договариваться в любых ситуациях. Как? Искать точки пересечения.
тренер и консультант по гибким методологиям, компания ScrumTrek
Хорошо помогает общий опыт работы. Например, я отлично ладил с командами, которые разрабатывали веб-приложения (сайты, личные кабинеты), потому что сам начинал как разработчик и разбирался во всех тонкостях профессии и процесса.
Какую методологию брать будете?
Команда есть, руководитель проекта тоже. Цель определили. И что с этим всем делать? Как работать-то?
При выборе методологии важно смотреть на контекст проекта. Бывают типовые проекты, где хорошо себя показывает классический подход проект-менеджмента (водопадный). В современном бизнесе, например, если говорить про банковскую сферу, классического подхода недостаточно. Его здесь хорошо дополняют agile-методологии.
Оцениваем имеющиеся ресурсы и характер проекта и выбираем методологию, которую будем использовать.
руководитель scrum-студии «Сибирикс»
Госзаказчик — выбираете водопадный подход. Динамическая или конкурентная среда, неустаканившиеся требования, нет времени и смысла заниматься формализацией — берем Agile. Для разработки продукта — Scrum. Для поддержки и маркетинга — Kanban.
Все вокруг горит, но это нормально
С опытом вы поймете, что и как правильно делать. Какие процессы и инструменты работают, а какие — нет. А пока, чтобы ваша менеджерская жизнь была чуточку проще, вот вам простой чек-лист по управлению проектом от Владимира Завертайлова, руководителя scrum-студии «Сибирикс».
Проект закончился, но это еще не конец
Просто завершить проект в срок — мало. Менеджер проекта должен уметь оценить не только работу команды, но и свою. Это дает возможность совершенствоваться.
Для меня показатель успеха — реакция заказчика в конце проекта. Если клиент доволен результатом, значит, менеджер справился с поставленной задачей.
Нет единых критериев оценки. Все зависит от ситуации, типа и целей проекта.
тренер и консультант по гибким методологиям, компания ScrumTrek
Когда закрываешь проект, то, как правило, чувствуешь, что сделал на отлично, а что можно сделать лучше в следующий раз. Таким образом я считаю, что основной критерий успеха — это внутреннее состояние руководителя проекта. Все остальное — вторично.
Подведем итоги: что самое важное в управлении проектами?
Быть или не быть… менеджером проекта
Если вы дочитали до этого момента, то точно хотите попробовать или уже начали менеджерить проекты. Тогда вот вам основные плюсы и минусы профессии: почему круто быть руководителем проекта, но иногда не очень.
Первый и очень жирный плюс — можно расти. Нет никаких пределов. Это тот самый случай, когда появляется возможность прыгнуть выше головы, причем своей собственной.
И как бонус — успокоительное, мятный чай и сертификат на йогу входят в набор молодого менеджера проектов. Потому что минусы у этой работы тоже есть: слишком нервно, что очень выматывает. Если вы не владеете своими эмоциями и настроением, то можете внезапно начать ненавидеть людей или просто захотеть в санаторий на годик-другой.
Хочу управлять проектами: что делать?
Мы подошли к самому главному: что делать, чтобы стать крутым руководителем проекта. Надо учиться, практиковаться, нарабатывать опыт и быть готовым к тому, что каждый день будет похож на непрерывный бег с препятствиями.