Для чего нужно владеть нормами русского литературного языка

Для чего нужно владеть нормами русского литературного языка

Исследовательские работы и проекты

Нормы литературного русского языка и их значение в современной России

Для чего нужно владеть нормами русского литературного языка. Смотреть фото Для чего нужно владеть нормами русского литературного языка. Смотреть картинку Для чего нужно владеть нормами русского литературного языка. Картинка про Для чего нужно владеть нормами русского литературного языка. Фото Для чего нужно владеть нормами русского литературного языка

Представленный ученический проект по русскому языку «Нормы литературного русского языка и их значение в современной России» был проведен учащейся гимназии для привлечения внимания к проблеме искажения норм СРЯ. Автор рассказала о важности литературного русского языка с научной точки зрения и постаралась заинтересовать людей в изучении собственного языка.

Подробнее о работе:

В готовом проекте по русскому языку «Нормы литературного русского языка и их значение в современной России» кратко изложена история формирования русского литературного языка и преобразования его норм со времен Средневековой Руси и до наших дней, а также изучено современное положение русского литературного языка в РФ и определено отношение носителей языка к РЛЯ в современной России.

Оглавление

Введение

Цель исследования: Привлечь внимание к проблеме, рассказать о важности литературного русского языка с научной точки зрения и заинтересовать людей в изучении собственного языка.

Социальная значимость:большинство людей не понимают, как функционирует литературный язык, для чего он нужен и в целом неправильно интерпретируют лингвистику, вследствие чего пренебрегают литературными нормами русского языка.

Объект исследования: современный русский язык.

Предмет исследования: русский литературный язык.

Что такое литературный язык?

Литературный язык — общий язык письменности того или иного народа, а иногда нескольких народов — язык официально-деловых документов, школьного обучения, письменно-бытового общения, науки, публицистики, художественной литературы, всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме, чаще письменной, но иногда и в устной. Вот почему различаются письменно-книжная и устно-разговорная формы литературного языка, возникновение, соотношение и взаимодействие которых подчинены определённым историческим закономерностям.

Языковая норма — совокупность правил, упорядочивающих употребление языковых средств в речи.

История русского литературного языка

Изучая русский литературный язык1, я пришел к выводу, что нет лучше способа понять его природу, чем через призму истории. Его формирование началось более тысячи лет назад. Процессы, произошедшие с ним, — ярчайший пример того, как вообще может формироваться литературный язык.

Средневековая Русь (862 год — конец XV века)

Наличие письменности у восточных славян до крещения Руси в 988 году — спорный вопрос по сей день, потому традиционно считается, что письменность в Древнерусском государстве появилась после крещения Руси вместе с религиозными текстами на старославянском языке.

С обретением письменности начинается формирование литературного языка на основе разговорной речи восточных славян (древнерусский язык) и церковнославянского языка. Отношения этих двух языков не были однозначными, ведь имело место их смешение и взаимное влияние (так, перенявший многие особенности древнерусского языка, старославянский стал церковнославянским).

Смешение было неравномерным и варьировалось от текста к тексту, зависев от стиля произведения. Так, церковнославянский преобладал в религиозных текстах, а в светской литературе же было больше следов древнерусского языка. Борьба церковнославянской и исконно русской лексики продолжалась вплоть до 19 века, а церковнославянский язык используется в русской православной церкви по сей день.

В XV веке, в следствие образования Русского государства, на основе уже обособившегося русского языка продолжил формироваться РЛЯ, все так же под влиянием церковнославянского, но уже ориентируясь в большей мере на разговорную речь жителей Москвы. Старые формы литературного языка отдаляются со временем все больше и больше от тогдашнего РЛЯ. В это время РЛЯ становится более однородным, но все еще далеким от современного. С того времени до нас дошли памятники деловых текстов, художественной литературы и даже первые попытки описания русского языка, в том числе первые грамматики.

В трудах М.В. Ломоносова РЛЯ был разделен на три стиля: высокий, средний и низкий. Несмотря на общую успешность работ Ломоносова, система трех стилей оказалась нежизнеспособной. Писатели XVIII века (Г.Р. Державин, Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский) активно нарушали созданную Михаилом Васильевичем систему, используя стилистиче скую неоднородность языка в художественных целях.

Определенная лексика стала использоваться не в зависимости от жанра произведения, а для реализации определенного содержания. В это же время с расцветом публицистики и науки в русский язык пришло множество иностранной (в основном французской) лексики.

В итоге уже в произведениях сороковых годов XIX века мы можем видеть очень близкий грамматически и стилистически современному литературный язык. Именно в произведениях писателей, критиков и ученых того времени заложены основы современного русского литературного языка2.

Так как основы РЛЯ были заложены еще в Российской Империи, во времена СССР он не претерпел каких-либо значительных изменений. В СССР начинается бурное развитие науки, в том числе науки о языки, уделяется куда большее внимание языковой политике, и именно тогда прошли две орфографические реформы: реформа 1918, которая планировалась еще в Российской империи, и реформа 1956 года, принятые в которой нормы являются актуальными по сей день.

Современное положение русского литературного языка в РФ

Нормы СРЛЯ содержатся в следующих справочниках, словарях и грамматиках:
Орфографический словарь русского языка. Букчина Б.З., Сазонова И.К., Чельцова Л.К.
Грамматический словарь русского языка: Словоизменение. Зализняк А.А.
Словарь ударений русского языка. Резниченко И.Л.
Большой фразеологический словарь русского языка. Значение.
Употребление. Культурологический комментарий. Телия В.Н.

Отношение к РЛЯ в современной России

Положение СРЛЯ в РФ на уровне закона и науки достаточно однозначное, но все куда сложнее с отношением к нему людей. По данным опросов, большинство всячески за нормализацию языка и любое проявление борьбы за его “чистоту”. Различные нововведения в РЛЯ воспринимаются как “падение уровня образованности” и “смерть русского языка”, в особенности подобные заголовки любят в СМИ.

Все это также говорит о важной социальной функции литературного языка. Люди, соблюдающие нормы литературного языка, заведомо кажутся более образованными и располагают к себе других. Конечно, не стоит преувеличивать роль знания языка в обществе, ведь давно прошли времена, когда наука о языке занималась лишь описанием того, как нужно говорить, а не как говорят на самом деле, но все же положительное впечатление, создаваемое грамотной речью, оспорить тяжело.

Знание норм СРЛЯ (Практическая часть)

Я уже указала, чем регулируются нормы РЛЯ, теперь посмотрим кон- кретнее на сами нормы и владение ими.

Тест на знание норм СРЛЯ

В качестве правильного ответа засчитываются не только корректно выбранные варианты, но и невыбранные (исключительно для удобства расчета результатов), а задание, в котором не было отмечено ни одного ответа засчитывается как ноль баллов (так как все задания подразумевают два или более выделенных ответа), то есть как проигнорированное. Таким образом, максимальный возможный балл — 75, но далее все результаты для наглядности будут приведены исключительно в процентах.

Тестирование было проведено среди учеников 11-А и 11-Б классов МБОУ «Гимназия имени Подольских курсантов», проявивших желание проверить свои знания (44 человека). Не стоит считать результаты, приведенные ниже, корректными для всего населения России, так как тестирование было проведено среди людей, которые готовятся к ЕГЭ, и их знания, вероятно, более полные, нежели знания людей младшего и старшего возраста.

Образец теста

1. Расставьте ударения в следующих словах.
Мизерный, искра, жалюзи, бензопровод, вероисповедание, рефлексия, фетиш, ржаветь, электропровод, феномен.

2. Выберите предложения в которых НЕВЕРНО употреблены выделенные слова.
1. НЕВЕЖА он был круглый, ничем не интересовался, ничего не читал.
2. Существуют определённые технологии ВЫРАЩИВАНИЯ ногтей.
3. РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ может быть вызвана разными причинами.
4. Сквозь толщу воды хорошо было видно КАМЕННОЕ дно.
5. ЭКОНОМНАЯ хозяйка умеет тратить деньги.
6. Зимой в ЛЕДЯНОМ дворце часто проходят соревнования по фигурному катанию.
7. До глубокой старости он оставался таким же словоохотливым, ПАМЯТНЫМ и энергичным.
8. ГУМАНИТАРНАЯ помощь была доставлена в районы стихийного бедствия.
9. Его ПОПУЛЯРНЫЕ взгляды были хорошо известны и не пользовались поддержкой коллег.
10. Одна из ветвей государственной власти — ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ.

3. В следующих предложениях обведите одно лишнее слово.
1. Имя католической монахини Матери Терезы крепко ассоциируется с безграничной любовью к ближнему, бескорыстным альтруизмом и беззаветной готовностью пожертвовать собой.
2. Нередко художественные произведения бывают автобиографичны.

Известно, что, создавая повесть «Бегство в Америку», Александр Грин писал свою автобиографию.

3. И даже когда из-за череды неудач, которые произошли в последние несколько месяцев, Лариса ушла на предприятие, где неожиданно появилась свободная вакансия, девушка ещё некоторое время продолжала дежурить в клинике.
4. Чтение как учебный предмет, особенно в начальной школе, имеет в своем распоряжении такое сильнодействующее средство воздействия на личность, как художественные произведения различных жанров.
5. С бодрыми восклицаниями вперемешку с неуместной робостью мы вошли в двери театра и стали подниматься вверх по лестнице с медными прутьями и красовавшейся на ней красной ковровой дорожкой.

4. Выберите словосочетания в которых НЕВЕРНО образованы формы выделенных слов.
1. шерстяных НОСОК
2. опытные ИНСТРУКТОРА
3. нарядных БАШКИР
4. много РУМЫНОВ
5. ХОТЯТ в кино
6. ДВУХСТА названиями
7. СЕМИСТАМИ билетами
8. зимние МЕСЯЦЫ
9. ПРИЛЯГТЕ отдохнуть
10. острых КОПЬЁВ

5. Выберите предложения в которых есть ошибка.
1. Каждый из создателей этого фильма сказали на его премьере несколько слов о процессе съёмок.
2. Куинджи считал себя русским, предками своими называл греков, которые со времён античности населяли Причерноморское побережье.
3. Под легким дуновением знойного ветра море вздрагивало и улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок.
4. Всё вокруг: лес, поле, журчащий ручей — было красиво необыкновенно трогательной красотой, так много говорящие русскому сердцу.
5. Образованный человек как хорошо знает литературу, так и историю.

6. Вставьте И или Е в пропусках.
Пр_цедент, пр_грешение, пр_дать значение, пр_вередничать, пр_словутый, пр_рогатива, пр_урочить, пр_дел мечтаний, пр_скорбный факт, пр_даное.

7. Выберите слова в которых допущена ошибка.
1. Переферия
2. Прокламация
3. Алитерация
4. Бичева
5. Лаконичный
6. Абонемент
7. Асоциация
8. Диликатес
9. Обояние
10. Декларация

8. Выберите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Астрономы считают (1) что (2) хотя кометы (3) астероиды (4) и метеориты стороной облетают нашу Землю (5) никак нельзя утверждать (6) что когда-нибудь столкновения не произойдет.

9. Выберите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Внезапно лошадь встала на дыбы (1) и (2) прежде чем всадник успел что-то сообразить (3) она резко рванулась в сторону (4) сбросив незадачливого седока.

10. Выберите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Я люблю эту бедную природу (1) наверное (2) потому (3) что (4) какова она ни есть (5) она всё-таки принадлежит мне.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *