Для чего нужно воспитание
Воспитывать ребенка значит воспитывать себя: колонка о важности работы над собой в родительстве
Знаете, в последнее время я много думаю про воспитание. Точнее, про то, что сейчас под этим словом подразумевается совсем не то, что имелось в виду каких-то даже десять-двадцать лет назад.
Если раньше воспитанием считался набор действий, который должен был привести к тому, чтобы ребенок лишний раз не отсвечивал, то сейчас мы с вами занимаемся совершенно противоположным делом — то есть учимся не отсвечивать сами.
Не знаю, как вы, но я пришла в родительство с полной уверенностью в том, что кто взрослый, тот и все знает.
Но по мере погружения в процесс воспитания своего ребенка я поняла, что быть родителем — это не только выполнять функции этакого «решалы» (а также разрешалы и запрещалы), но и очень и очень много работать над собой.
Да, нам, родителям, ежедневно приходится принимать тьму ответственных решений, многие из которых связаны с наложением на ребенка и его действия каких-то ограничений. Но львиную долю воспитания сегодня, как мне кажется, занимают не конкретные действия и директивы, а поиски внутри себя ресурсов на то, чтобы быть ребенку надежной опорой (а как это сложно, когда у тебя, взрослого, самого не было такой опоры в детстве — идешь ощупью, боясь провалиться в болото травмы), дать ему то самое безусловное принятие (которое тебе он дает без всяких душевных терзаний — просто потому, что дети так устроены) и выстроить пресловутые границы.
Не ему — он с этим прекрасно справляется, пока ты судорожно ищешь в голове нужные слова, реакцию на шалость, истерику, «нежелательное поведение», — а себе, ведь это тебя обдувает всеми возможными ветрами.
Перед лицом родительства наше поколение взрослых людей оказывается совершенно беззащитным.
Но, в отличие от своих предшественников, уверенным в том, что можно по-другому, что нужно по-другому, что перемены стоят того, чтобы их затевать. И вот мы начинаем воспитание. Самих себя. Я скажу за себя: никогда и ничто не требовало от меня такого объема терпения, самодисциплины и работы над собой, как родительство. А я, между прочим, занималась спортом в школе олимпийского резерва.
И я думаю, что это хорошо. В смысле, что нынешнее воспитание — это не про наших детей, это про нас. Нам этого не хватало. И нам следует признать тот факт, что воспитание — это не раздача оплеух (причем не всегда физических), угрозы и дрессура. А труд (простите за банальность!), требующий невероятных душевных и физических вложений.
И когда мы это признаем окончательно, нам и самим станет проще.
Проще не обесценивать свою родительскую работу, проще не сваливать на ребенка ответственность за наше собственное несовершенство и где-то даже незрелость («ты сам виноват», «я тебе говорила», «ты меня вывела», «сколько можно!» и прочие жемчужины постсоветского родительского вокабуляра), проще — не бояться стать своему ребенку по-настоящему близким человеком.
Сейчас, когда мы с вами пытаемся выяснить, как же нам воспитывать своих детей, мы пытаемся прежде всего разобраться в себе. Ну сами посудите, какие вопросы мы задаем всемогущему интернету и друг другу: как пережить истерику, как перестать орать на ребенка, почему нельзя избаловать ребенка любовью, почему нельзя бить детей и так далее.
Видите, это все про нас — нам самим сначала нужно понять себя, найти у себя триггеры, болевые точки и разобраться с собой. Нам важно знать, почему мы реагируем на истерику ребенка агрессией, где же у нас так болит, что мы не можем это терпеть? Кто сделал нам эту рану и как ее залечить? Ну а истерика, что истерика — это же обычное дело, все дети плачут, истерят и эмоционируют. Это нормально. Просто наши родители этого не знали.
Испытывать гнев по отношению к ребенку нормально. И нормально, если он сам злится. Нет никаких «плохих» чувств — все чувства важны. Можно плакать. Можно фрустрироваться и фраппироваться. Можно грустить и скучать. Все-все чувства — родителя и ребенка — легитимны. Это и есть настоящее воспитание.
Ещё почитать по теме
Как научить детей разбираться в собственных эмоциях? Советы психолога
«Люди вынуждены от самих себя скрывать чувства, которые ребенок вызывает»: Екатерина Шульман рассказала о том, как меняется современная семья во время карантина
Что такое газлайтинг, зачем его используют родители, и как перестать? Большой разбор
Что такое воспитание
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Каждый человек проходит через процесс воспитания, который начинается с самого первого дня его жизни.
Нам объясняют, что такое хорошо и что такое плохо, обучают полезным навыкам, основным видам деятельности, общения и примерного поведения.
Сначала это делают родители, затем воспитателя детского сада, а после — школа и институт. В чем заключается воспитание, для чего оно нужно и каким бывает – тема сегодняшней статьи.
Определение и суть того, что такое воспитание
Воспитанием принято называть воздействие, направленное на индивида с целью вырастить из него достойного члена общества.
Воздействие подразумевает под собой внедрение позитивных привычек в форме психологических новообразований.
Воспитание – это передача имеющихся знаний от старших к младшим.
Данное понятие можно рассматривать с двух сторон: воздействие общества (что это такое?) на формирование взглядов индивидуума и целенаправленное воздействие педагогов.
Воспитание — это бесконечный процесс социализации
Если говорить об этом понятии в социальном аспекте, то обнаружится, что человек воспитывается кем-либо практически всю жизнь: родители воспитывают детей, начальник — подчиненного, сестра — брата, жена — мужа, друзья – друг друга и так далее.
Иногда взрослый человек выносит для себя полезные уроки, даже глядя на маленьких детей. Все это называется социализацией, о которой мы уже подробно говорили (см. по ссылке). Мы примеряем социальные роли, получаем различные статусы и определяем для себя социально-нравственные нормы.
Проще говоря, нас воспитывает общество, в котором мы живем.
В результате такого воспитания происходит личностный и духовный рост индивида, формируется поведение и мировоззрение (что это такое?), моральные, культурные и нравственные ценности.
Поэтому можно сделать вывод о том, что степень эффективности жизнедеятельности взрослого человека зависит от качества воспитания.
Трудный, неуправляемый или забитый ребенок – это всегда результат неблагоприятного климата в семье и неправильного подхода к нему со стороны прежде всего родителей. Однако, такие проблемы поддаются психологической коррекции при условии изменения психологической среды в лучшую сторону.
Воспитание — это еще и задача педагогики
С точки зрения педагогики (воспитание как процесс является предметом ее изучения) воздействие на индивида осуществляется воспитательным коллективом учебного заведения с целью формирования у него специальных навыков и умений.
Каждое образовательное учреждение ставит перед собой задачи по воспитанию в человеке тех или иных качеств (если вы учитесь на программиста, вас обучат всему, что должен знать и делать именно программист, а не слесарь, бухгалтер или психолог).
Воспитательный процесс направлен на развитие и на него же опирается, так как зависит от его уровня. Методология (это что?) и целеполагание воздействия должны соответствовать той стадии развития, на которой находится человек в данный период времени, а также на ближайшие ступени его роста.
Например, учить годовалого малыша чтению бессмысленно, так как в это время он только учится ходить. А вот в 5-6 лет такое мероприятие будет адекватным и полезным. Есть, конечно, уникумы, которые начинают читать в 3 года, но это исключение, а не правило.
Виды и принципы воспитания
Существует 6 типов воспитания, в совокупности направленные на всестороннее развитие:
Школа стремится передать ученику определенный объем знаний, выявить и развить его творческий потенциал, превратить природные задатки в способности, сформировать научный взгляд на мир и способствовать обретению потребности в постоянном повышении уровня знаний.
Воспитательный процесс основывается на принципах, представляющих собой положения, выражающие требования к методам и способам организации данного процесса. Современные принципы отражают:
Цели воспитания — это нужно обществу или индивиду
Теперь мы поняли, что такое воспитание, но зачем нам воспитывать детей? Какой смысл сего мероприятия? В настоящий момент существует две концепции цели воспитания.
Прагматическая концепция (кстати, ее придерживается США) предполагает, что целью воспитания является выживание.
То есть общество должно воспитывать социально эффективных, наделенных ответственностью и законопослушных граждан, чтобы они успешно ладили между собой и вместе думали над тем, как жить дальше. Может поэтому американцы такие спокойные, улыбчивые и доброжелательные?
Вторая концепция – это гуманистическая, которая «видит» своей целью организацию таких условий, которые помогут индивиду развить таланты и проявить свое «Я».
Некоторые ученые мужи на полном серьезе говорили о том, что само по себе воспитание в том виде, который существует на данный момент, бессмысленно и его нужно отменить, чтобы дать человеку возможность развиваться естественно, не вмешиваться в его истинную природу.
Первая концепция ставит в приоритет интересы общества (в США — это интересы капиталистов, которые получают послушное стадо), вторая – индивида. Какая из них более эффективная и правильная, неизвестно. По крайней мере, этот вопрос в ученом пространстве до сих пор стоит ребром.
Дефекты воспитательного процесса
Итак, о положительном результате воспитания мы говорим в том случае, когда задачи данного процесса успешно выполнены. А если нет? Тогда речь идет о дефекте или, если хотите, «браке».
Хорошо, если такие изъяны ничем не грозят ни самому индивиду, ни обществу, в котором он живет, но бывает и наоборот. Например, если человек не усвоил коммуникативные навыки и имеет проблемы во взаимодействии со средой (социофобы, к примеру, или все те же мизантропы) – это беда, но не катастрофа.
Что может способствовать «браку» в воспитании:
Дефекты воспитания, в свою очередь, являются причинами девиантного (ненормального) поведения, которое осуждается обществом и представителями закона.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Могу сказать, как это работать не будет. Ведь почему не слушается ребенок? Да потому что вы говорите ему что и как он должен делать, но своим примером показываете обратное.
Воспитание — это тяжкая работа. Нет «трудных» детей, есть те, кто не умеет их воспитывать. Конечно из любого правила бывает исключение, но это большая редкость. Сама стараюсь дочек воспитывать в уважении к людям и они видят, что и мои слова не расходятся с делом. Пока мне кажется работает.
Очень часто люди, которые воспитывают детей не отдают себе отчета в том, как их действия и слова сказываются на психике малышей. В итоге, многие страдают от комплексов и других проблем, тратя нереальные суммы на психотерапевтов. Цель многих воспитателей сделать ребенка удобным, чтоб он не плакал, не возмущался, не выражал свое мнение. В итоге вырастают апатичные и безвольные взрослые, проживающие несчастливые жизни.
Что такое воспитание человека с точки зрения общества и саморазвития
Развитие лучших человеческих качеств, умений невозможно без воспитания. Существует множество определений и концепций этого понятия. И это неудивительно, ведь общество, в котором формируется личность, отличается полиэтническим характером. Помимо этого актуальность различных общественных проявлений меняется и развивается в течение времени.
Так что такое воспитание человека? На чем оно базируется, какие составляющие определяют его содержание? Попытаемся разобраться с этим в нашей статье.
В современном обществе воспитание человека не только не потеряло своей актуальности, но и приобрело непреходящую ценность и значение.
Содержание воспитательного процесса постоянно меняется так же, как меняется педагогическая наука и общество. В связи с этим специфика воспитания рассматривается с разных позиций.
Главной особенностью воспитательного воздействия представляется стремление воспитателя оказать соответствующее влияние на воспитуемого. Таким образом, можно изменять сознание и поведение людей. Данная деятельность направлена на преобразование мировоззренческих взглядов, изменение психического состояния и создание ценностных ориентиров воспитуемого.
Специфичность данного процесса обусловлена определением соответствующих целей и грамотно подобранных методов воздействия. При их реализации воспитатель должен учитывать врожденные, психические, генетические особенности. Не менее важен уровень социального развития, а также возраст и условия, в которых личность существует.
Воспитание может проводиться в различных направлениях и множественных уровнях, имея разнообразные цели.
Так, человек может оказывать воспитательное воздействие на себя самостоятельно, выбирая средства, которые подходят ему для саморазвития. В этом случае можно говорить о самовоспитании.
Последнее время гуманистическая педагогика использует аксиологический подход к воспитанию. Человек как предмет воспитания рассматривается при таком подходе с двух точек зрения:
При этом учитывается их тесная взаимосвязь, ведь главным аргументом аксиологического подхода является общественное развитие, которое происходит только благодаря личности.
Что такое воспитательный процесс
Чтобы понять и разрешить проблемы воспитания, нужно четко понимать, что собой представляет воспитательный процесс.
Он имеет свою структуру, которая состоит из целей, содержания, методов и средств. Туда также относятся результаты, которых удалось достигнуть в процессе воспитательного воздействия.
Так как работа по воспитанию предусматривает множество факторов (жизненные ценности, профессиональная сфера, общественные интересы и другое), то их необходимо учитывать при воздействии на личность.
Мы уже освещали ранее объективные и субъективные факторы, которые влияют на становление человеческой личности. Их воздействие бесспорно, однако не менее важно уточнение целей и уровней их реализации.
Так как человек – единственное создание, подлежащее воспитанию, то и цели, поставленные перед воспитателем, должны содействовать всему спектру возможностей этого направления воздействия.
Формулируя цели воспитания, важно понимать реальность их достижения и гуманистическую направленность.
Воспитательные задачи основываются на инициировании активности личности. То есть задача воспитателя состоит в том, чтобы показать воспитаннику важность и необходимость тех или иных действий, подвести его к принятию самостоятельного решения по их выполнению.
Успех воспитательной деятельности базируется на постепенном переходе из совместной деятельности к самостоятельной. При этом воспитанник всегда может рассчитывать на помощь и поддержку воспитателя. Весь воспитательный процесс базируется на том, что под его воздействием должен «родиться» воспитанный человек.
Что значит быть воспитанным? Существует множество мнений на этот счет. Мы приведем лишь те критерии, которые, на наш взгляд, наиболее точно раскрывают это понятие.
Итак, воспитанные люди развивают в себе такие качества:
Конечно, перечисленные качества воспитанного человека могут быть дополнены или изменены. Однако они отражают суть человека, который стремится развить в себе лучшие способности и возможности.
Воспитание гражданина через нравственность
Известный психолог Л. С. Выготский считает, что целью воспитания является создание условий для развития положительных интересов и максимальное устранение негативных. А вот Б. П. Битинас утверждает, что воспитание обязано служить социальному заказу, так как личность должна служить обществу.
Современная педагогика придерживается мнения, что эти цели нужно осуществлять комплексно. То есть обществу нужно воспитание в качестве возрождения гражданина, человека культуры и нравственности.
В современной школе происходят не только изменения в образовании, но и актуализация ценностей морали и нравственности.
Возрождение этих качеств связано с изменением общей ситуации в стране.
С одной стороны, среди детей и подростков часто наблюдается безразличное отношение к учебе, стремление к бунту и анархии. С другой стороны, прогрессивные родители проводят работу с детьми по поводу выживания в условиях современного общества. А условия эти обязывают не только иметь хорошее образование и прочную базу знаний, но и уметь общаться, подчиняясь законам общества.
Такие качества делового человека, как порядочность, умение контролировать свои эмоции, занятия саморазвитием, общая культура поведения смогут помочь достигнуть успеха на любом профессиональном поприще.
Педагог-новатор Е. В. Бондаревская считает, что концептуальная основа воспитания гражданина должна базироваться на таких положениях:
Главная задача педагога состоит в направлении всего педагогического процесса в русло культуры, народных традиций, нравственных идеалов. То есть необходимо внедрение образования в культуру и искусство.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, основы которого были заложены в детстве, способствуют гармоничному развитию личности, ее стремлению к самосовершенствованию.
Таким образом, культура и воспитание человека – понятия, которые должны быть неразрывно связаны.
Образование призвано помочь развивающейся личности стать частью культурных традиций, истории своего народа. Гражданственность не может существовать без нравственности.
Идеология воспитания должна быть направлена на гуманизацию всего процесса.
Следовательно, все отношения между учащимся и педагогом должны быть естественными, «человечными». Время тоталитарного и диктаторского отношения к учащимся прошло. В современных школах педагог направляет свою деятельность на развитие личности ребенка, а также на признание за этой личностью права выбора и собственного мнения.
Воспитание в гармонии с природой
Воспитание ценностного отношения к природе и окружающей среде является важной частью развития личности, которая находится в гармонии с миром и самим собой.
Современная экологическая обстановка представляет собой плачевную картину. В связи с этим воспитательный процесс должен уделять большое внимание работе с этим направлением.
Выделяют следующие задачи экологического воспитания:
Осознание ценности природы и ее богатств начинается в семье. Только семья способна привить бережное отношение к окружающему миру, показать, что благодаря природным ресурсам продолжается жизнь на земле.
Вопрос экологического воспитания не менее тщательно должен решаться в учреждениях образования. На специальных занятиях, а также на обычных уроках преподаватель способствует комплексному рассмотрению аспектов экологических проблем.
Воспитание в семье
Воспитание начинается в семье. Этот бесспорный факт невозможно опровергнуть. Все, что малыш чувствует, видит и слышит, формирует его самосознание, внутренние потребности и желания.
От того, какие основы будут заложены в семье, зависит вся дальнейшая жизнь человека.
Как правило, человек любит место своего рождения и воспитания. Ведь там начинался его жизненный путь, там его учили основам жизнедеятельности.
Жизнь взрослого человека является отображением его детских впечатлений, правил и установок, которые привили ему родители. На примере взрослых происходит становление личности ребенка.
Общение с родителями позволяет развиться всем качествам ребенка, как отрицательным, так и положительным.
В семье закладываются основы воспитания ценностного отношения к природе и окружающей среде, нормы морали и нравственные идеалы, отношение к трудовой деятельности и физической культуре.
Известный психолог Джон Боулби в своей книге «Теория привязанности и воспитание счастливых людей» рассказывает о том, как влияют на развитие и поведение малыша взаимоотношения со взрослыми. Он детально описывает методы, с помощью которых эта теория помогает сделать детей счастливыми и успешными.
«Теория привязанности и воспитание счастливых людей» — путеводитель в мире взаимоотношений родителей и детей.
Автор дает советы, как правильно разграничивать личное пространство малыша и семейные традиции, как нужно расставаться, на какое время это делать, чем это расставание может быть полезно. Учит безболезненному переходу от одной стадии развития ребенка к другой.
Теория немецкого психолога позволяет использовать родительскую любовь с максимальной пользой для ребенка. Помогает научиться чувствовать счастье каждый день, находя его в обычных бытовых вещах.
«Двойное» воспитание
Человечество всегда искало пути воспитания совершенного человека. Вряд ли это возможно. Однако стремиться к идеалу необходимо каждому. Достичь этого можно через самостоятельное стремление к совершенству.
Дело в том, что у всякого человека бывает два воспитания. Первое обеспечивают ему родители, педагоги и общество. Второе он дает себе сам.
2 воспитание не уступает по значимости тому, что давали в детстве взрослые. Более того, именно с его помощью человек может приблизиться к тому идеалу, к которому стремится все человечество.
В чем суть воспитания самого себя?
Представим основные правила работы над собой, с помощью которых возможно приблизиться к идеалу:
Осознанное развитие личности поможет найти свою нишу в этом непростом мире и не потерять индивидуальность.
Зачем человеку нужно воспитание
Роль воспитания в жизни человека очень важна и с этим не возможно поспорить. Мы говорим друг другу: “Всего доброго” и т. д. и это не просто слова вежливости. Мы выражаем ими свою человеческую сущность. Умение чувствовать и видеть по-доброму окружающих тебя людей – не только показатель этической культуры, но результат огромной внутренней работы. Искреннее пожелание добра неотделимо от самовоспитания. Добрый человек становится лучше с каждым днём – он счастлив от того, что чувствует эти добрые побуждения.
У того, кто может отдать душевные силы другим людям, в душе живут добрые желания. Истинная доброта – это когда ты хочешь видеть лучшим человека, с которым ты соприкоснулся. Если вы почувствовали радость от того, что данный человек хуже тебя, значит учить и воспитывать самого себя надо ещё очень много, изгонять из себя тщеславие и эгоизм, потому что зависть – это порождение слабости, страха и безволия, что в итоге и составляет малодушие.
Когда мы что-то просим, мы говорим: ”пожалуйста”. И таким образом, мы выражаем наше уважение к достоинству человека, почитаем в нём независимость и добрую волю. Просьба – это порыв души. Бывает даже, что кто-то вынужден кого-то умолять – нужно уметь услышать человеческую мольбу и ответить на неё. Невоспитанность ведёт к чёрствости и равнодушию – одному из самых опасных пороков – это значит перестать чувствовать рядом с собой человека. Нужно уметь соучаствовать и сострадать, и при этом быть нетерпимым к злу, отличать слабости от пороков.
Старинное украинское изречение, которое приписывают народному философу XVIII века Григорию Сковороде, гласит, что любить человечество легче, чем сделать добро родной матери. И здесь заключена большая мудрость. Невозможно воспитать человечность, если в сердце не утвердилась привязанность к близкому и доброму человеку. Слова о любви к людям не есть любовь. Истинную роль воспитания в жизни человека играет семья. Она позволяет почувствовать сердечность, душевность и отзывчивость в первую очередь. Испытанием человечности является отношение к родителям, дедушке и бабушке, братьям и сёстрам.
Роль воспитания в жизни человека очень важна и с этим не возможно поспорить. Мы говорим друг другу: “Всего доброго” и т. д. и это не просто слова вежливости. Мы выражаем ими свою человеческую сущность. Умение чувствовать и видеть по-доброму окружающих тебя людей – не только показатель этической культуры, но результат огромной внутренней работы. Искреннее пожелание добра неотделимо от самовоспитания. Добрый человек становится лучше с каждым днём – он счастлив от того, что чувствует эти добрые побуждения.
У того, кто может отдать душевные силы другим людям, в душе живут добрые желания. Истинная доброта – это когда ты хочешь видеть лучшим человека, с которым ты соприкоснулся. Если вы почувствовали радость от того, что данный человек хуже тебя, значит учить и воспитывать самого себя надо ещё очень много, изгонять из себя тщеславие и эгоизм, потому что зависть – это порождение слабости, страха и безволия, что в итоге и составляет малодушие.