Для чего нужно знать историю средних веков 6 класс кратко

История Средних веков кратко

Коротко об истории европейского Средневековья.

Разделение всей истории на три эпохи – Античность, Средневековье и Новое время предложено в XV в. Тогдашние мыслители гуманисты воспринимали эпоху Средних веков как период одичания и упадка античной культуры. Они надеялись на наступление Нового времени, когда античные традиции возродятся. Поэтому эпоху Средних веков именовали также Тёмными веками.

Существует и так называемая концепция «долгого Средневековья», которой придерживались некоторые французские историки. Она господствовала и в СССР. Согласно ей окончательно средневековые феодальные порядки в Европе сменяются буржуазными лишь после революции 1789 г. во Франции.

Периодизация и основные характеристики

У историков Англии, Германии и России обычно принято выделять в эпохе Средневековья три главных периода:

— Поздний или Раннее Новое время (XIV—XVI вв.);

Историки романских стран чаще делят Средневековье лишь на два периода.

Поскольку термин Средние века первоначально использовался лишь для истории Европы, то и основные характеристики этой эпохи описывают преимущественно именно европейскую специфику. Их не всегда уместно применять по отношению к странам других континентов.

В числе таких базовых характеристик:

— феодальная земельная собственность, когда собственниками земли являются феодалы, использующие труд полузависимых крестьян;

— система вассальных отношений между феодалами, когда сеньор наделяет землёй своих вассалов, а те за это несут военную службу;

— господство католической Церкви, стремление Римских Пап подчинить своей власти всех монархов Европы, которое, однако, полностью никогда не осуществилось;

— цеховая организация ремёсел в городах, сдерживавшая конкуренцию.

Великое переселение народов

Глубокий и затяжной кризис, поразивший Римскую империю уже в III веке, привёл к ослаблению её военной мощи, упадку экономики и культуры. Империя разделилась на две части, Западную, управлявшуюся из Рима и Восточную с центром в Константинополе. В IV-V вв. происходило великое переселение народов, начавшееся с вторжения из азиатских степей кочевых племён гуннов. Спасаясь от них, и многие другие варварские народы пришли в движение и вторглись в пределы Римской империи. Масштабные миграции целых народов, существенно изменили этнический состав населения всего континента. Переселившиеся варварские племена стали создавать на территории империи свои королевства. Власть римского императора ослабла настолько, что стала сугубо номинальной. А в 476 г. был окончательно упразднён и сам престол римского императора.

Византия и арабский халифат

Восточная империя со столицей в Константинополе сохранилась и просуществовала ещё около тысячи лет под названием Византийской. В период раннего Средневековья она оставалась мощной сверхдержавой, переживая экономический подъём. На Руси её столицу называли Царьградом. Часть своих территорий, однако, Византии пришлось в ходе войн уступить арабским завоевателям.

В VII веке на Аравийском полуострове родилась новая религия ислам. Пророк Мухаммед создал государство мусульман – халифат и объединил в нём все арабские племена Аравийского полуострова. При его преемниках эти племена стремительно завоевали римские и византийские владения в Северной Африке и в Передней Азии. Они также покорили Иран, значительную часть Кавказа и Средней Азии и почти весь Иберийский полуостров. Позже ислам распространился в Северной Индии, в Индокитае и проник в тропическую Африку.

Империя франков и возникновение европейского рыцарства

В результате этнических процессов вызванных Великим переселением народов и арабскими завоеваниями сформировались многие народы, существующие и поныне. Для значительной части эпохи Средневековья характерно состояние феодальной раздробленности. (Германия и Италия оставались раздробленными на множество мелких государств вплоть до середины XIX века).

В VIII-X веках многие европейские королевства подвергались набегам со стороны трёх народов. С севера по морям и рекам с Ютландского и Скандинавского полуостровов приплывали норманны, которых на Западе называли викингами, а на Востоке варягами. В самом центре Европы в Паннонии на равнинах между Альпами и Карпатами обосновалось воинственное финно-угорское племя венгров, пришедшее сюда из Поволжья. Венгры совершали грабительские набеги почти по всему европейскому континенту. А с юга Европу беспокоили арабские вторжения, совершавшиеся как с моря, так и с суши, с территории Иберийского полуострова.

В государстве франков в ходе борьбы с арабами образовалась система феодального ленного землевладения, создателем которой считается Карл Мартелл (ум. 741 г.). Появилось военное сословие европейского рыцарства со своими нравами и традициями. Внук Карла Мартелла Карл Великий в 800 г. был коронован в Риме как император, номинально возродив тем самым Западную Римскую империю. В государстве франков тесно переплелись позднеримские и германские традиции, на основе которых и сложились европейские средневековые порядки. При сыновьях и внуках Карла Великого империя франков была разделена на три части. Западная стала Францией, Восточная – Германией. Средняя часть Лотарингия в дальнейшем распалась. Титул императора сохранился за правителями Германии, на территории которой вплоть до начала XIX века существовала т. н. Священная Римская империя германской нации, провозглашённая в 962 г. В неё кроме немецких земель входили территории Северной Италии, Чехии и Фландрии.

Высокое Средневековье

С XI по XIV вв. продолжалась стадия Высокого европейского Средневековья, сопровождавшаяся заметным укреплением экономики и культуры, ростом городов, распространением университетского образования, введением многочисленных новшеств и изобретений. К этому времени христианство распространилось в Скандинавии, в Прибалтике и на землях славян и венгров. Англия и Уэльс были завоёваны нормандцами. На Иберийском полуострове началось постепенное отвоевание земель у мусульман (Реконкиста). Одним из важнейших событий этого периода стали Крестовые походы, объявленные Папой Римским. Целью этих походов Папы провозглашали освобождение Гроба Господня в Иерусалиме, который в ходе арабских завоеваний отошёл от Византии мусульманам. В ходе Крестовых походов (10951270 гг.), европейцам удалось создать на территории Палестины Иерусалимское королевство. Но просуществовало оно лишь около полутора веков. Впоследствии мусульманам удалось изгнать крестоносцев с этих территорий.

В 1054 г. произошла т.н. Великая схизма, окончательно оформился церковный раскол в христианстве на католиков и православных, назревавший задолго до этого.

Позднее Средневековье, Возрождение и Реформация

В начале XIV века после нескольких неурожайных лет и масштабной эпидемии чумы население Европы сократилось примерно на треть. Депопуляцию европейского населения усугубили вторжение кочевников монголов в начале XIII века и Столетняя война (1337-1453 гг.)между англичанами и французами. Острая нехватка рабочих рук из-за депопуляции привела к усилению феодального гнёта и стремлению феодалов ещё более закабалить податные сословия. Реакцией на усиление феодального гнёта стал рост восстаний крестьян и городских ремесленников. Известнейшими и крупнейшими из таких восстаний, переросших в настоящие крестьянские войны, была т. н. Жакерия во Франции и восстание Уота Тайлера в Англии.

В ходе Столетней войны произошли существенные изменения в военном деле. Значение тяжело-вооружённой рыцарской кавалерии снизилось. Увеличилась роль регулярной пехотной армии. Появилась артиллерия. На рубеже Средневековья и Нового времени войско стало формироваться преимущественно из профессиональных наёмников. А они, как правило, занимались грабежом не только на вражеской территории, но и на той, которую должны были защищать. В результате военные действия стали носить более разорительный характер для мирного населения, нежели во времена расцвета рыцарства.

Во многих странах Европы в эпоху Позднего Средневековья постепенно складывается политическая система абсолютизма. Монархи в союзе с богатыми сословиями городов ограничивают власть крупных феодалов и создают бюрократические системы государственного управления.

В период Позднего Средневековья происходит явление, получившее название Ренессанс (Возрождение). Оно родилось в Северной Италии, а позже распространилось по всей Европе. Значительную роль в этом сыграло завоевание Византии турками-османами в 1453 г. Беженцы из Византии вывезли с собой библиотеки и произведения искусства, приобщив тем самым европейцев к культурному наследию далёкой эпохи Античности. К тому времени в период процветания вступили богатые города. Это привело к возвышению сословий, не имевших прямого отношения к феодальным отношениям: купцов и торговцев, ростовщиков и банкиров, мастеровых и ремесленников. Они иначе относились к традиционным средневековым ценностям и жёстким иерархическим порядкам, освящённым Церковью. В этой среде сформировалось новое движение в общественной мысли – гуманизм. Оно провозгласило мерилом всех вещей не Бога, а человека, считая главной ценностью не слепое повиновение небесным и земным владыкам, а индивидуальную свободу и творческое начало. Своей идеологической опорой они считали достижения античной философии и культуры и стремилось их возродить.

Распространению нового мировоззрения очень способствовало книгопечатание, изобретённое в середине XV века.

В начале XVI века вследствие злоупотреблений иерархов католической Церкви, вызвавших критическое переосмысление религиозных догматов со стороны многих мыслителей, произошёл новый раскол в западном христианстве. Немецкий священник и доктор богословия Мартин Лютер, переосмысливая понимание новозаветных догматов, отверг многие принципы католицизма. Так родилось новое направление в христианстве – протестантизм, нашедшее множество сторонников и других лидеров.

Религиозные разногласия стали причиной многочисленных войн сотрясавших многие страны Европы вплоть до середины XVII в.

Многие историки склонны оценивать Реформацию как отражение конфликта между уходящими в прошлое феодальными порядками и новыми буржуазными отношениями. Протестантизм стал идеологией буржуазии, зарождающегося нового класса. В ходе борьбы с протестантизмом и католики вынуждены были произвести серьёзные изменения в своей Церкви. Комплекс мер по противодействию со стороны католиков той угрозе, которую несли им протестанты, называют Контрреформацией.

Великие географические открытия, эпоха первоначального накопления

В эти же времена происходили важные географические открытия, в результате которых существенно изменилось мировосприятие европейцев. Страны Западной Европы встали на путь колониальных захватов, сделавших их на долгий исторический период мировыми гегемонами. Развитие морской торговли и колониальные захваты создали возможности для невиданного обогащения тем европейцам, которые в этом участвовали. Поэтому у этой эпохи есть и ещё одно название – эпоха первоначального накопления. В XVI- XVIII вв. создавались крупные частные капиталы, владельцам которых прежний класс феодалов постепенно был вынужден уступать дорогу. По мере торжества нового буржуазного класса отмирали средневековые порядки, эпоха Средних веков сменялась эпохой Нового времени.

Источник

Вводный урок по истории Средних веков для 6 класса на тему: «Место средневековья в истории человечества»

Введение. Место истории средних веков в истории человечества.

Цели урока: Образовательные: познакомить учащихся с понятием “Средневековье”, дать общие представления о хронологических рамках истории Средних веков, особенностях периода, месте и значении в мировой истории, исторических источниках по истории Средних веков

Развивающие: активизация терминологических знаний (полученных на уроках в 5 классе) позволит продолжить работу над развитием навыка грамотного использования исторических терминов и понятий в речи учащихся, материал данного урока способствует также выработке умений работы со схемами.

Воспитательные: тематика урока позволяет обратить внимание учащихся на многообразие и неоднозначность истории, на важность каждого её этапа. Осознание этого, в свою очередь, ведёт к пониманию необходимости уважения и сохранения прошлого, в котором заложено настоящее и будущее человека

1. Что такое история?

Вопрос выносится на обсуждение всего класса, в результате которого делается запись в тетрадь:

История – это наука и школьный предмет, изучающие жизнь человечества в прошлом.

2. Зачем нужно изучать историю?

Этот вопрос мы уже поднимали в прошлом году. Давайте немного его усложним:

Должна ли, по-вашему, вообще существовать такая наука?

Также ли она полезна, как более конкретные науки, например, математика, физика, медицина? ******************

Вывод: Безусловно, историческая наука, не помогает, как математика, строить дороги и возводить здания, не учит, как физика, создавать сложные машины и подчинять себе силы природы, облегчая тем самым жизнь человека, не избавляет от физических страданий, как медицина…. Этот перечень можно продолжить.

И все же большинство из вас считают, что история нужна.

«История – это учительница жизни, потому что не знать того, что было до твоего рождения, означает навсегда остаться ребенком». Эти слова принадлежат оратору Древнего Рима Цицерону.

Известный русский историк Ключевский В.О. считал, что « история – это фонарь в будущее, который светит нам из прощлого».

История – уникальная наука, которая хранит весь багаж человеческих знаний. Через историю и с её помощью можно изучать и математику, и литературу, и музыку, и химию. История позволяет воспитывать в человеке чувство сострадания, сочувствия, благородства, любви к родной земле, уважение к культуре других народов.

3. Вспомните, какую историю вы изучали в прошлом году?

Историю Древнего мира. Она включала в себя историю первобытного общества и историю первых цивилизаций и государств.

Назовите признаки самостоятельного государства.

Территория и границы

Давайте вспомним наиболее интересные события самого длинного в истории человечества исторического периода. Для этого поиграем. 2 команды по очереди будут называть события Истории Древнего мира (можно без дат). Кто последний, тот победил.

4. Место средневековья в истории человечества.

История Древнего мира – это часть Всемирной истории. А что изучает Всемирная история? ***********

Всемирная история – это история различных стран и народов с древнейших времен до наших дней.

до разрушения самого крупного государства Древнего мира – Римской империи (?476 г. н.э.). Мы сейчас вспомнили хронологические рамки истории Древнего мира. Что же это такое?

Хронологические рамки – это даты начала и окончания какого-нибудь события или эпохи в истории человечества. Итак, назовите еще раз хронологические рамки истории Древнего мира. 2 млн лет назад- 476 г. н.э.

С историей каких государств вы познакомились в прошлом уч. году? *********

В этом году мы продолжим знакомство с событиями, последовавшими после разрушения Западной Римской империи варварами. Какое же название получил следующий период в истории человечества? Обложка учебника. История средних веков.

Обратите внимание на название темы урока. Место истории средних веков в истории человечества. Чтобы определить это место, давайте начертим Линию времени.

1.Что за период в истории человечества

я отметила? Историю Древнего мира

2. Какое событие его завершает? В каком веке оно произошло?

Падение Западной Римской империи; 5 век н.э.

История Средних веков

3. В этом учебном году в изучении истории человечества мы дойдем до 15 века. А как вы думаете, после 15 века история продолжалась? Конечно. Отметим на линии времени 15 век. А последующий отрезок истории вплоть до сегодняшнего дня условно назовем современной историей.

Таким образом, промежуток времени, который нам предстоит изучать в 6 классе, лежит посередине между историей древнего мира и историей современности. Отсюда и название – история Средних веков, или Средневековье.

Определите хронологические рамки этого периода истории.

Сколько лет она длилась? 10 веков, или 1000 лет

Что же это за эпоха, с историей которой мы будем знакомиться на уроках в 6 классе?

Еще не так давно среди историков бытовало мнение, что средневековье – это «темные века» в истории человечества, потому что многие достижения культуры древних цивилизаций, в частности Древней Греции и Древнего Рима, были утеряны, а памятники разрушены под натиском варваров. При этом огромную роль в жизни людей стала играть христианская вера – религия глубоко проникла в быт и обычаи народов, стала основой развития их духовной культуры. И это, к сожалению, играло далеко не положительную роль, т.к. церковь не поощряла познание людьми законов природы, тормозила развитие науки, устраивала гонения на писателей и ученых, выжигая огнем те идеи, которые они распространяли.

Костры инквизиции дымились над всей Европой, уничтожая тысячи людей. Еще тысячи и тысячи уносили эпидемии чумы и оспы. А войны?! Столетняя война, Война Алой и Белой Розы др.

Однако со временем перестали думать об истории средних веков, как о времени упадка человеческой культуры.

Многие современные города и государства были основаны в период средневековья

Смелые путешественники исследовали значительную часть суши, морей, океанов, открыли Америку и Австралию

Появилась первая печатная книга, а новости начали узнавать из газет

Изобрели термометр и барометр, телескоп и микроскоп

Было создано учение о вращении планет вокруг Солнца

Выдающихся успехов достигло искусство. Построенные много столетий тому назад крепости, храмы, дворцы до сих пор украшают города.

В средние века совершенно изменились отношения между людьми.

Вспомните, на чьем труде были основаны достижения древних цивилизаций?

Что бы вы могли сказать о труде рабов в первые века нашей эры?

Он стал малопроизводительным, потому что рабы были не заинтересованы трудиться хорошо.

В средние века дело обстояло иначе. Владелец земли давал более или менее большой надел земли в пользование своему вассалу (подчиненному), который за это либо работал на владельца земли, либо служил в его войске, либо платил ему часть урожая с этой самой земли. Такие экономические отношения средневековья получили название феодальных, и об их особенностях мы также будем говорить на наших уроках.

Кроме того, в этом учебном году, приблизительно во втором полугодии мы приступим к изучению истории нашей страны – России. Изучая события Отечественной истории, мы также охватим время средневековья и дойдем до конца 15 века.

5. Исторические источники по истории средневековья.

Вспомните, что такое исторические источники? Следы, оставленные человеком в далеком или недавнем прошлом

На какие 2 большие группы делятся все исторические источники? Вещественные и письменные

На какие из них чаще опирались историки, изучая историю Древнего мира и почему? В основном, на вещественные, т.к. письменность возникла не сразу

При помощи каких источников историки изучают историю средних веков?

Учебник стр. 9 –читаем и заполняем в тетради схему:

Исторические источники по истории средних веков

Оружие, монеты, посуда, одежда, записи законов, хроники, письма,

замки, храмы, произведения искусства церковные записи…

Какая из этих групп, по вашему мнению, больше может рассказать об истории средневековья? Письменные источники

Безусловно, это так, но воссоздать полную картину жизни средневекового человека можно лишь путем объединения сведений из различных исторических источников, и на наших уроках мы, по мере возможностей будем также учиться работать с историческими источниками.

Д/З стр. 5-6 – читать; стр. 7-11- пересказ + тетрадь ( в т. ч. прошлогодняя)

Источник

Конспект урока по истории » Что изучает история средних веков» (6 класс)

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок 1, Что изучает история средних веков.

1. Опираясь на знания учащихся, полученные в курсе истории Древнего мира, подготовить их к изучению истории средних веков.

2. Сформировать у учащихся представление о средневековье как об одном из периодов Всеобщей истории.

3. Продолжить формирование умений правильно применять счет лет в истории, устанавливать длительность и синхронность событий, правильно употреблять и объяснять исторические термины.

Оборудование: карта мира, лента времени, учебники: Агибалова Е.В., Донской Г.М. История средних веков. 6 класс.

Оформление доски: тема урока, новые слова (Средние века, хроники, архив), лента времени, домашнее задание.

I. Актуализация опорных знаний по материалу пятого класса

Беседа с классом и работа по карте.

Как назывался курс истории, который мы изучали в пятом классе?

(История Древнего мира.)

С историей каких государств Древнего мира мы познакомились?

(С историей Древнего Египта, Междуречья, Индии и Китая, Древней Греции, Македонии и Рима.)

Вспомните местоположение этих государств на карте. Покажите их.

— Какие события из истории этих государств вы помните?

Что обозначают понятия: «неравенство», «религия», «эксплуатация», «государство», «классы», «демократия», «республика»?

II. Переход к изучению новой темы

Что же изучает история средних веков?

Ш. Изучение новой темы

1. Знакомство учащихся с новыми учебниками. Беседа.

Назовите авторов своего учебника.

Найдите оглавление и скажите, какие большие разделы истории средних веков мы будем изучать? Историю каких государств мы будем изучать в этом году?

(Историю Англии, Франции, Германии, Италии, Чехии.)

Какая нужная для вас информация помещена на стр. 271-272?

(Это список дополнительной литературы, которую можно читать по каждой главе.)

2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Прочитать п. I стр. 6-9. Выяснить, что изучает история средних веков?

3. Беседа по прочитанному.

Что изучает история средних веков?

(Изучает жизнь людей: их дела, достижения, ценности в этот период развития общества.)

Что обозначает понятие «история средних веков»? Воспользуйтесь лентой времени.

(Средние века-второй период Всемирной истории, начавшийся с 5 века н.э. и продолжавшийся до XV века.)

Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?

(Они используют данные науки археологии, этнографии, нумизматики. Изучают письменные источники, например, законы, надписи на скалах, табличках.)

IV. Закрепление изученного на уроке

Какой период времени охватывает история средних веков?

Почему изучаемый нами период называют «средние века»?

(Этот период истории развития общества находится между историей Древнего мира и историей Нового времени, т. е. как бы посередине. Отсюда и такое название.)

Каковы источники наших знаний об истории средних веков?

(Источниками по истории средних веков являются хроники, письма, поэмы, грамоты, капитулярии, летописи.)

V. Подведение итогов урока, выставление оценок в журнал.

1. Прочитать Введение стр. 6-11.

Источник

Разработка урока истории 6 класс «Зачем нужно знать историю нашей страны?»(pps)

Для чего нужно знать историю средних веков 6 класс кратко. Смотреть фото Для чего нужно знать историю средних веков 6 класс кратко. Смотреть картинку Для чего нужно знать историю средних веков 6 класс кратко. Картинка про Для чего нужно знать историю средних веков 6 класс кратко. Фото Для чего нужно знать историю средних веков 6 класс кратко

Учитель: Борисова Людмила Леонидовна

Учебник: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России: С древнейших времен до конца XVI века: учебник для 6 класса ОУ. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2002.

Тема урока: Вводный урок. Зачем нужно знать историю нашей страны?

Что нам поможет в изучении истории Отечества?

Тип урока: У рок изучения нового материала

Цели: определение значимости изучения Отечественной истории

— определить необходимые источники для изучения истории Отечества?

— актуализировать знания о видах исторических источников и науках, помогающих изучать историю;

— c формировать у учащихся представление об истории как науке.

Основные понятия: исторические источники, археология, антропология, лингвистика.

— определять виды исторических источников;

— называть вспомогательные исторические дисциплины;

— объясняют значимость изучения истории родной страны.

Проектор, презентация, раздаточный материал.

Приветственное слово учителя. Доброе утро! Скорее присаживайтесь и начнем урок!

Создание проблемной ситуации:

В начале урока я предлагаю вам обратить внимание на предметы, которые лежат у меня на столе. Посмотрите внимательно и скажите, что объединяет все эти предметы? (на столе расположены экспонаты из школьного музея: предметы быта, книги, старинные деньги, перьевые ручки, чернильницы).

Правильно это исторические источники.

Подумайте и ответьте, для чего нужны исторические источники и что по ним мы можем определить? А какая наука, изучая исторические источники, может рассказать о прошлом человека? (ответы учащихся). Конечно – это история.

Человек не может не задаваться вопросами: кто я? Откуда я? Для этого ему и нужно знать историю.

Я предлагаю вашему вниманию несколько высказываний знаменитых людей. В чем заключается суть этих высказываний? ( Значимость изучения истории ). Может быть, кто-то уже догадался, о чём пойдёт речь на уроке? Давайте попробуем определить тему урока и поставить цель урока.

Формулирование проблемы : Что нам сегодня предстоит выяснить? ( определяют дети )

Проблема: Как узнать о прошлом нашей Родины?

Что нам поможет в изучении истории Отечества?

Для чего нужно знать историю?

Версии : Какие у вас есть версии, как решить нашу проблему?

Актуализация знаний. Планирование деятельности :

Вспомнить виды исторических источников

Вспомогательные исторические дисциплины

Открытие нового знания :

— Работа со справочной литературой, раздаточным материалом.

— Групповая работа (ребята работают в группах, используя дополнительный материал, находят новые факты и знакомят остальных)

Применение нового материала – вывод по проблеме :

Как мы можем ответить на наши проблемные вопросы, которые возникли в начале урока?

1. Что значит знать историю?

2. На какие вопросы необходимо уметь ответить, изучая историю?

3. Что помогает усвоить исторические знания?

4. Зачем люди изучают историю?

5. Как мы узнаем о прошлом?

Дела давно минувших дней…

Чем поможет нам знание о них в такой сложной сегодняшней жизни? Не зная истории человечества, невозможно понять, что происходит вокруг нас в мире, разобраться в образе жизни и мыслей разных народов, проникнуть в суть событий. Для любого россиянина история России значит особенно много. Живя в мире, необходимо знать и понимать соседей, но, прежде всего – самих себя. А история родной страны – это наша с вами история. Страшно обедняет свою жизнь тот, кто живет, не ведая своих корней, прошлого своего народа, кто лишен исторической памяти. Исторически неграмотный человек обделен духовно. Истинная любовь к Родине немыслима без знания ее великого, трагического и прекрасного прошлого.

Труд историка, по крупицам восстанавливающего картину былого, сложен и необычайно увлекателен. Знаменитый французский историк Марк Блок сравнивал своих коллег со следопытами, а источники – со следами.

Итак – в путь, вперед по следам истории!

Для всех: прочитать введение в учебнике стр.4-6.

Пополните список вспомогательных исторических дисциплин, используя научную литературу и справочники.

Поразмышляйте, какой будет тема нашего следующего урока (не используя учебник).

Согласитесь или опровергните суждение «Я – частица истории родной страны». Оформите свою работу творчески (рисунок, сочинение-рассуждение).

Рефлексивный момент : Закончите предложение

Главным на уроке было…

Н.Ю. Колесниченко. История России с древнейших времен до конца XVI века. Поурочные планы к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной – Волгоград: Учитель, 2008..

Приложение 1. Археологи

Археология — наука эрудитов, тружеников и романтиков, наука тайн и загадок, наука, часто связанная с нахождением громадных ценностей, — всегда вызывала большой интерес в обществе. Для нашей страны золотым временем археологии стали, пожалуй, 50—70-е гг. XX в. Именно тогда о раскопках много писали в газетах и журналах, говорили по радио и телевидению, в школах возникали археологические кружки и общества, пользовались популярностью научные и научно-популярные книги по археологии. И находок в те годы было сделано немало, в том числе и сенсационных. Достаточно упомянуть о берестяных грамотах в Новгороде, а затем и в некоторых других древнерусских городах, рисунках в Каповой пещере на Южном Урале, погребениях палеолитических людей в Сунгире под Владимиром, скифском золоте кургана Толстая могила под Днепропетровском и многом другом, вошедшем ныне во все энциклопедии мира.

Около 5 тысяч лет назад у некоторых народов появилась письменность. Специальными знаками стали изображать звуки речи на камнях, глине, металле, коре деревьев. Люди хотели сохранить, таким образом, свою историю. Благодаря письменности мы знаем историю даже исчезнувших народов. Трудно бывает найти эти записи, еще труднее их прочитать! Ведь многие древние языки, ныне забыты. Раньше всех научились писать народы в Месопотамии – это территория между реками Тигр и Евфрат.

Немалые знания и умения требуются от историка, приступающего к работе. Прежде всего, он обязан уметь читать документ. Ведь наше современное правописание значительно отличается от принятого во времена, скажем, Древней Руси. Тогда писали медленно, торжественно, выводя каждую букву. Сами буквы имели начертания, иногда совсем не похожие на современные. Буквы фактически не писали, а рисовали, соблюдая строжайшие правила (устав). Поэтому и сам почерк древнерусского письма именуют «уставом». В средневековой Руси писать стали быстрее, буквы потеряли стройность и торжественность. Этот тип письма называется скорописью. Читать ее еще сложнее, чем устав. Лишь в XIX веке правописание и формы букв приблизились к современным.

Прочитав документ, историк не забудет рассмотреть материал, на котором он зафиксирован. Если это бумага (появилась в XIV веке), то на ней, как правило, можно обнаружить водяные знаки. По ним с помощью специальных справочников можно уточнить время производства бумаги, а следовательно – более точно датировать и сам документ.

Всем этим занимается палеография – историко-филологическая дисциплина, которая изучает памятники древности. Устанавливает место и время их создания; определяет материалы и орудия их письма, прослеживает изменения графических форм письменных знаков, изучает системы сокращений и тайнописи, украшение и оформление рукописей и книг.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *