Для чего нужно знать порядок букв в алфавите
Презентация к уроку
Цели:
Ход урока
I. Организационный момент.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне. «Хочу, потому что могу».
Поприветствуйте наших гостей. Садитесь.
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Подарите улыбки друг другу. Приятного вам урока.
II. Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
1. Чистописание.
Настраиваемся на рабочую волну и устремляемся по ступеням знаний к новым открытиям (шагаем по ступеням и хором называем девиз урока).
Наблюдаю – замечаю – размышляю – делаю выводы. Слайд 2
– Для того чтобы сделать открытие нам необходимо повторить изученный материал.
– А сейчас минутка чистописания, повторим написание букв, а каких, мы узнаем, разгадав загадки.
– Повторим правила посадки при письме.
(откройте тетради, запишите число, классная работа)
Образец буквы показать.
В тетрадь записываем первую букву отгадки. (Строчную) Слайд 3-9
Слайд 10 л, а, ф, в, а, т, и
Самостоятельная работа в тетради.
– Найдите букву, которая вам понравилась больше всего, поставьте под ней точку. (Самооценка – сравнение с образцом)
Составьте задание для класса.
– Какое слово получилось? (алфавит)
III. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
– Сформулируйте тему урока. Слайд 11
Цель урока: Назначение алфавита. Выполнение упражнений на запоминание порядка букв в алфавите.
Ребята, а что вы хотели бы узнать об алфавите?
Чего мы ещё не знаем?
(Учащиеся высказывают свои предложения-суждения)
– Ребята, что такое алфавит?
Алфавит – это все буквы языка, расположенные по порядку. Слайд 12
– Откуда пришло такое интересное название? Слайд 13
Учитель: Костик провел мини-исследование и узнал: как образовалось слово «алфавит» и из какого языка оно пришло к нам.
Костя: Слово АЛФАВИТ пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называлась АЛЬФА, а вторая – ВИТА, из этих двух названий получилось слово АЛФАВИТ.
– А у Кости есть вопрос для класса.
– Как по-другому называют алфавит? (азбука)
Учитель: Мила тоже провела мини – исследование и расскажет нам о происхождении слова азбука.
Мила: Слово АЗБУКА появилось тысячу лет назад из названий двух первых русских букв. Буква А называлась тогда АЗ, а буква Б – БУКИ. Из этих названий – АЗ и БУКИ – и получилось русское слово АЗБУКА.
– Каким одним слово можно назвать слова алфавит и азбука?
Сино́нимы – слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение
– А Володя поделится информацией и расскажет о том, кто составил славянскую азбуку.
Володя: Более 1000лет назад Русь приняла христианскую веру и вместе с верой славяне получили письменность. Сначала славяне вместо своих знаков стали использовать латинские и греческие буквы. Но это было неудобно т.к. эти буквы не могли передать все звуки русской речи.
Часть их взята из латинского алфавита, а некоторые придуманы специально для передачи звуков славянской речи. Так появилась азбука, которую в память о создателе назвали кириллицей. Слайд 14
Учить такую азбуку было сложно. С течением времени многие буквы утратились, поскольку исчезли звуки, обозначаемые этими буквами
Наши предки учились по такой азбуке.
– Каким источником вы пользовались?
(Интернет – Википедия, толковый словарь, помощь родителей)
Учитель: А сколько же букв в русском алфавите? (33)
IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения). Этап изучения новых знаний и способов действий.
А для чего нужно знать алфавит? Ваши предположения.
– Давайте проверим, совпадают ли ваши предположения и выводы с правилом на стр. 68.
Освоение правил орфоэпии (литературного произношения), анализ слов с вариативным ударением.
– А теперь обратимся к рубрике «Говори правильно»
– Какую смысловую связь можно установить между этими словами? (в библиотеке есть каталог, который составлен по алфавиту)
– Значение, какого слова является для вас новым? (каталог)
– Запишите слова, поставьте ударение, а с электронным словарём поработает Ирина. (Зачитывает значение слова каталог)
Буквы – значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется всё… (алфавит)
Все мы знаем, что сейчас весна и в это время года каждый человек нуждается в витаминах. Выполняя следующее задание мы не только повторим алфавит, но и соберём корзинку с яблоками. Слайд 15
Буква е передохнула,
Как тотчас же на неё
Пара птенчиков вспорхнула –
Получилась буква Ё.
Вывод: что помогло нам выполнить это задание? Знание алфавита.
Физминутка
V. Первичное закрепление. Этап закрепления знаний и способов действий.
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
Работа в парах.
– А сейчас мы обратимся к учебнику и выполним упражнение 157 на стр. 68
– Знакомы ли тебе эти имена и фамилии? (чтение по цепочке)
– Перепиши фамилии знаменитых людей России в алфавитном порядке.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.
Работая в парах каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. Проверка по алфавиту.
Работа в группах. (Проверка на компьютере) Слайд 16
Первая группа – Запишите в алфавитном порядке имена:
– На какие две группы можно разбить данные слова? (имена мальчиков и девочек, слова, которые начинаются с гласной и согласной буквы)
Вторая группа – Запишите в алфавитном порядке названия цветов: Слайд 17
– Какие из этих слов являются многозначными? (Роза, Василёк)
Третья группа – Запишите в алфавитном порядке названия деревьев:
Слайд 18
– Исключите лишний предмет, по какому – либо признаку.
(хвойные и лиственные, весна и лето)
Четвёртая группа: Запишите в алфавитном порядке название городов:
Астрахань, Брянск, Владивосток, Киев, Москва. Слайд 19
– Назовите столицу нашей Родины.
– В каких словах количество звуков и букв не совпадает? Почему?
Пятая группа – Напиши фамилии писателей в алфавитном порядке.
– Кто является автором этого произведения? (Толстой)
Слайд 20
Шестая группа – Запиши фамилии космонавтов по алфавиту. Слайд 21
Когда впервые человек полетел в космос? (12 апреля 1960 года)
Кто был первым космонавтом? (Юрий Алексеевич Гагарин)
Мы гордимся тем, что живем в стране, которая первой открыла космические дали. Теперь уже очень много людей побывали в космосе, не только наши, но и американские космонавты, но мы были первыми. Космонавтов в мире свыше 500 человек, но первым из них навсегда останется наш Гагарин, открывший человечеству дорогу в небо.
VII. Итог урока.
Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.
Давайте подведем итог.
– Ребята, запомнить лучше алфавит поможет нам замечательная песенка.
Слайд 22
– Достиг ли урок цели?
– Каким способом? (объяснение учителя, сообщения одноклассников, работа по учебнику, со словарём, алфавит)
VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Для чего нужно знать порядок букв в алфавите
ЗАЧЕМ УЧИТЬ БУКВЫ И АЛФАВИТ?
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
«Азбука – к мудрости ступенька». Русская пословица
Алфавит относится к величайшим творениям человечества. Без него невозможно было бы развитие науки, техники и культуры. Древние люди потратили много времени на создание алфавита. Торговцам необходимо было вести учет товарам, поэтам – писать стихи, ученым – записывать свои изобретения. Но при помощи изображений и даже иероглифов это делать довольно трудно и утомительно. Сейчас алфавит кажется простым и понятным лишь потому, что он нам хорошо знаком.
На английском языке говорят более 200 миллионов человек во всем мире. Это язык международного общения. Можно поехать в любую страну мира и встретить человека, говорящего на английском языке. И английский язык, также как и любой другой, начинается со слова, слово с буквы, а буква – это маленькая частица алфавита, с которого начинается язык.
К сожалению, я заметил, что некоторые мои одноклассники путают буквы при чтении. Почему это происходит?Зачем нам учить буквы и алфавит? На эти вопросы я постараюсь ответить в своей работе.
Гипотеза: знание названий букв алфавита поможет грамотно читать и писать по-английски.
Цель работы: узнать, нужно ли знание английского алфавита, чтобы грамотно писать английские слова и читать без ошибок.
Задачи:
Дать определение понятию алфавит.
Выяснить, как появился английский алфавит.
Ответить на вопрос: «Зачем нам учить буквы и алфавит?».
Изготовить книжку и презентацию «Английский алфавит» в помощь одноклассникам.
Методы, использованные при работе над проектом:
cбор информации – изучение литературы;
Практический результат этой работы – расширение своих знаний, помощь одноклассникам в запоминании английских букв и алфавита в целом.
Знакомство с определением «алфавит»
ABCDEFG
HIJKLMNOP
QRSTUVW
This is called the alphabet
Which we never must forget [2]
Для решения этой задачи я использовал информацию, найденную в Интернете, обратился к электронным словарям и словарям в школьной библиотеке.
Слово “алфавит” происходит из названий первых двух букв греческого алфавита – альфа и бета. Именно греки способствовали распространению алфавитного письма в большинстве стран мира. Аналогичным образом устроено русское слово азбука – по названию двух первых букв, церковнославянского алфавита.
Аbecedary – расположенный в алфавитном порядке – Англо-русский синонимический словарь. [5 ]
Abecedary — а book arranged in alphabetical order; elementary text book. – Dictionary of difficult words. [ 5 ]
Аbecedary —primer, alphabet table, abecedarium an ABC book … –
Etymology dictionary. [ 5 ]
слова «Алфавит» и «Азбука» означают одно и то же: азбука – славянское название; алфавит – греческое;
алфавит – это расположенные в определенном порядке буквы, соответствующие данному языку;
английский алфавит – abecedary – назван по первым четырем буквам алфавита – A, B, C, D;
в алфавите отдельным знакам – буквам – соответствуют определенные звуки.
2. История английского алфавита
Изучение истории английского алфавита я начал с чтения сказок
Р. Киплинга «Как было написано первое письмо» и «Как был придуман алфавит». В них говорится о написании первого письма и создании первой азбуки. Именно в такой последовательности. Маленькая девочка вместе со своим папой пошла на рыбалку. Там, на природе, она стала придумывать буквы в виде писем-картинок для того, чтобы попросить у оставшейся дома мамы новый багор вместо сломанного. Для этого Таффи взяла большой кусок березовой коры и процарапала на бересте картинки, передающие её просьбу. Она расположила их в том порядке, как она про себя составляла рассказ. Но мама увидела в письме дочери рассказ о злодеях, которые убили мужа и напугали дочь так, что у неё встали волосы дыбом. [11]
Оказывается, мало написать текст, надо написать его так, чтобы читающие поняли его верно. Поэтому в следующей сказке Таффи стала придумывать знаки, передающие звуки и слова. [12]
Передача информации при помощи изображений – очень древний и очень неудобный способ, особенно в наше время, когда появляется все больше и больше новых слов. Конечно, можно придумать огромное количество картинок, которые передают их значения, но картинки ведь надо запомнить. Поэтому люди и придумывали разные способы передачи информации.
В Египте и Междуречье писать и читать умели немногие. Ведь и иероглифическое письмо, и клинопись содержат более 600 знаков, каждый из которых нужно было знать на память.
Финикийцам, ведшим постоянные торговые записи, нужно было другое письмо — простое и удобное. Они и придумали алфавит, в котором каждый знак — буква — обозначал лишь один определенный звук речи.
Начиная с IX в. до н. э. финикийский алфавит стал быстро распространяться во многих странах. Греческий историк Геродот писал, что древние греки научились письму от финикийцев. И действительно, даже сами названия греческих букв — это финикийские слова. Например, название буквы «альфа» (А) происходит от финикийского слова «алеф» — бык. Название греческой буквы «бета» произошло от финикийского слова «бет» — дом. Само слово «алфавит» — по существу сочетание финикийских слов «алеф» и «бет».
Буквы в финикийском алфавите располагались в определенном порядке.Финикийский алфавит состоит из 22 простых по написанию букв. Все они — согласные – и это очень неудобно. Этот порядок был заимствован греками. Но в греческом языке, в отличие от финикийского, большую роль играют гласные звуки.
Финикийский алфавит был несравненно проще и удобнее клинописи или иероглифов. Но греческий алфавит еще совершеннее: он состоит из 24 букв, обозначающих и гласные, и согласные звуки. Греческий алфавит лег в основу латинского алфавита, а тот в свою очередь послужил основой английского. [6 ]
История создания любого алфавита связана с историей страны. Английский алфавит – не исключение. Историю его развития разделяют на три периода: древнеанглийский, среднеанглийский и новоанглийский. До появления современного вида английский алфавит много раз изменялся. В начале для записи использовались особые англо-саксонские руны, непростые для написания – это было в 5 веке н.э.
Рис. 2 [8]
И только в 7 веке с распространением христианства руны были заменены на латинские буквы. Окончательно сформировался английский алфавит в 17 веке.В его состав вошла самая поздняя буква – буква “J”. [ 9]
В современном английском алфавите всего 26 букв. Из них 20 согласных: B, C, D, F, G, H, J, K, L, M, N, P, Q, R, S, T, V, W, X, Z и 6 гласных: A, E, I, O, U, Y. Некоторые особенности английского алфавита:
Буква Y может обозначать и согласный, и гласный звук.
Буквы W и R самостоятельно обозначают согласный звук. Но очень часто встречаются в паре с гласной буквой и обозначают гласные звуки.
Каждой согласной букве соответствует один звук. Исключением является буква X, ей соответствует сразу два звука – KS.
Самыми часто употребляемыми буквами являются E и T, а к редким буквам относятся Z и Q. При этом чаще всего английские слова начинаются с буквы S. [9]
Изобретение финикийцев – это великий шаг в развитии человеческого общества, которое сделало письменность доступной для всех.
Причины возникновения трудностей в запоминании английского алфавита и при чтении.
Однажды алфавит английский
Рассердился очень сильно.
Буквы спорили, ругались,
Потихоньку даже дрались.
Бормотали так сердито
О главе их алфавита!
И кого из них на свете
Всех быстрей запомнят дети. [2]
Знание языка невозможно без знания его алфавита. Есть такая английская поговорка: “It’s as easy as ABC”. Но не все так просто. Начиная с первых уроков изучения английского языка, у некоторых ребят появляются трудности в запоминании букв и затем при чтении.
Я считаю, это происходит из-за того, что некоторые буквы английского алфавита схожи с русскими по написанию, но читаются по-другому. Если сравнить два этих алфавита, можно увидеть следующее:
Причем буквы L,N,R – являются зеркальным отражением русских букв Г И Я: L/Г, N/И, R/Я [10 ]
Знание этих особенностей может помочь запомнить английский алфавит. Главное – не забывать об этом.
В английском языке существует много буквосочетаний, которые создают трудности при чтении. В алфавите мы читаем одно, в словах эти же буквы произносятся по-другому. У англичан даже появилась поговорка: «Пишется Ливерпуль, а читается Манчестер».
Знание алфавита при чтении таких слов нам не поможет. Здесь нам помогают транскрипционные значки, которые передают звуки. Их 44. Зная эти знаки, можно прочитать любое незнакомое слово. А знание алфавита поможет продиктовать это слово по буквам. В английском языке даже существует специальный глагол spell, который означает: назвать по буквам. Из-за сложности орфографии у англичан имеется огромная практика и отличный навык быстро называть любое слово по буквам.
Анкетирование учащихся 2-4 классов
Так для чего же нам необходимо изучать английский алфавит? С этим вопросом я решил обратиться к ученикам 2, 3 и 4 классов. Мы с Эльмирой Маратовной подготовили анкеты и тесты. В анкетах, кроме главного, были следующие вопросы: Сколько букв в английском алфавите? Сколько гласных и сколько согласных букв? Приложение №1
В анкетировании принимали участие 25 учеников 2-4 классов. Представляю результаты:
Сколько букв в английском алфавите? – Правильных ответов – 16.
Сколько гласных и сколько согласных букв? – Правильных ответов – 14.
Для чего нужно изучать английский алфавит?
Затем я провел тест среди этих учеников, чтобы узнать, насколько хорошо ребята знают алфавит. Приложение № 2.
Проанализировав ответы, я сделала вывод, что не все дети хорошо знают английский алфавит, но считают очень важным его изучение, потому что без хорошего знания букв невозможно правильно написать и прочитать английские слова.
Еще я предложил ребятам продолжить предложение: «Чтобы быстрее выучить алфавит, нужно…». Я получила следующие советы:
Учить / запоминать буквы;
Петь песенку про алфавит.
Мы так и поступили. На следующих уроках английского языка мы учили алфавит, писали буквенные диктанты, сами проверяли себя, исправляли ошибки и пели песенку про алфавит. А затем еще раз провели тест. Результаты оказались намного лучше.
Заключение
Для меня это исследование было очень трудным. Но я не сдавался и работал.
В итоге я сделал следующие выводы:
Слова «Алфавит» и «Азбука» означают одно и то же: азбука – славянское название; алфавит – греческое;
Алфавит – это расположенные в определенном порядке буквы, соответствующие данному языку.
Английский алфавит – abecedary – назван по первым четырем буквам алфавита – A, B, C, D.
В алфавите отдельным знакам – буквам – соответствуют определенные звуки.
История английского алфавита очень долгая и непростая. За основу греческого алфавита бы принят порядок букв финикийского алфавита. Греческий алфавит лег в основу латинского алфавита, а тот в свою очередь послужил основой английского.
Знание особенностей английского алфавита, регулярные занятия и повторение может помочь в его запоминании. Знание алфавита нам необходимо для того, чтобы писать английские слова без ошибок. И еще это знание поможет быстро находить слова в словарях, книги в библиотеке и каталогах. Но чтобы читать без ошибок, необходимо знать транскрипции английских звуков, т.к. много слов в английском языке имеют сложную орфографию. Если вы будете каждое новое слово заучивать с транскрипцией, то очень скоро начнете чувствовать, как читается большинство английских слов.
В результате работы над проектом я:
изучил тему «Английский алфавит»;
помог некоторым ребятам преодолеть трудности в запоминании букв алфавита;
научился:
увереннее искать информацию в Интернете;
пользоваться электронными словарями;
формулировать задачи и планировать свою работу;
делать опрос и анализировать его результаты;
развил умения:
пользоваться текстовым редактором и создавать слайдовую презентацию;
Литература:
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Оникс, 1964. – 736 с.
Интернет-источники:
http://ppt4web.ru/images/1402/39822/640/img4.jpg финикийский алфавит
http://www.booksite.ru/fulltext/1/001/007/088/88956.htm англо-саксонские руны
http://pandia.ru/text/78/526/17989.php сравнение букв ря и ая
Сколько букв в английском алфавите?
Сколько согласных букв в английском алфавите?
Сколько гласных букв в английском алфавите?
Для чего нужно изучать английский алфавит?
Закончи предложение: «Чтобы быстрее выучить алфавит, нужно…»
1) Запиши данные буквы в алфавитном порядке:
K, A, C, B, G, T, L, O, R, S, N, Z, P, E.
2) запиши данные слова в алфавитном порядке
gold, run, ghost, act, queen, autumn, glass, picnic, ant, jam
3) Напиши данные слова заглавными буквами.
Например: lamp – LAMP
4) Напиши данные слова строчными буквами.
Например: LAMP – lamp
READ AND LEARN!
Some letters in English rhyme with the word “me”:
Каждый первоклассник изучает алфавит, но все ли знают, зачем нужно знать порядок букв в алфавите.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Оловяннинская общеобразовательная школа № 235
Кацуба Ирина Ивановна
Порядок и название букв алфавита ……………………………….4
Буквы – значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построились в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
Каждый первоклассник изучает алфавит, но все ли знают, зачем нужно знать порядок букв в алфавите.
Цель : узнать для чего нужно знать алфавит.
Узнать значение слова алфавит.
Смогу ли я обойтись без знания алфавита?
Предмет исследования: буквы алфавита и их порядок
Объект исследования: алфавит
Материал исследования: учебник « Букваря», алфавит, словари, интернет.
Значение слова алфавит.
1.Алфавит – установленный порядок букв используемых в системе письма, характерного для определенного языка.
Порядок и название букв алфавита.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К
а бэ вэ гэ дэ е ё жэ зэ и й ка
Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц
эль эм эн о пэ эр эс тэ у эф ха цэ
че ша ща твердый ы мягкий э ю я
Где и кем используется алфавит?
1.Разучивание букв алфавита.
3.Экскурсия в библиотеку.
4. Внеклассное мероприятие « Прощание с букварём» ( Приложение 4)
Без знания алфавитного порядка нам сложно пользоваться словарём, трудно найти информацию в энциклопедиях и справочниках, не сможем хорошо учиться в школе и работать, когда станем взрослыми.