Для чего нужно знать строение веществ

Презентация по физике на тему «Строение вещества» (7 класс)

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Для чего нужно знать строение веществ. Смотреть фото Для чего нужно знать строение веществ. Смотреть картинку Для чего нужно знать строение веществ. Картинка про Для чего нужно знать строение веществ. Фото Для чего нужно знать строение веществ

Описание презентации по отдельным слайдам:

Строение вещества § 7, 8, 9

Цель урока Выяснить какое строение имеет вещество; Подтвердить это экспериментально; Узнать зачем нужно знать строение вещества

Зачем нужно знать строение вещества? Знания о строении вещества позволяют не только объяснить многие физические явления, они помогают предсказать как будет происходить явление, что нужно сделать чтобы его ускорить или замедлить то есть управлять явлениями. Изучив строение вещества можно объяснить свойства различных материалов, а также создать новые вещества с определенными свойствами.

2500 лет назад – высказывались предположения о строении вещества Греческий ученый Демокрит (460 – 370 г. до н.э.) считал, что все вещества состоят из мельчайших частичек. Идея превратилась в научную теорию в XVIII в. и получила развитие в XIX в.

Понаблюдаем на опыте за поведением вещества При нагревании вещества расширяются!

Почему так происходит? Гипотеза: Все вещества состоят из маленьких частиц между которыми существуют небольшие расстояния.

Почему так происходит? Гипотеза: Все вещества состоят из маленьких частиц между которыми существуют небольшие расстояния. При нагревании эти расстояния увеличиваются, а при охлаждении уменьшаются. Это приводит к изменению объема тел.

Убедимся что частицы вещества малы

Убедимся что частицы вещества малы В 1 см3 воздуха находится около 27·1018 молекул Если бы можно было уложить в один ряд вплотную друг к другу 10000000 ( или 107) молекул воды Получилась бы ниточка длинной в 2 мм

Молекулы Молекулы одного вещества абсолютно одинаковы Молекулы различных веществ – разные. Молекулы состоят из более мелких частиц – атомов Молекулы принято изображать схематически при помощи моделей

Рассмотрим опыт Четырехлетняя Маша подкралась у мамы за спиной к зеркалу и, действуя совершенно бесшумно, вылила себе на голову три флакона французских духов. Как мама, сидя спиной к Маше, догадалась о случившемся?

Рассмотрим опыт В раствор медного купороса аккуратно нальем воду Через две недели в сосуде образуется однородная жидкость, следовательно жидкости перемешались

Явление, при котором происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого, называют диффузией

Рассмотрим опыт В твердых веществах тоже происходит диффузия, но только еще медленнее При комнатной температуре за 4 –5 лет золото и свинец проникают друг в друга на расстояние около 1 мм. Pb Au

Процесс диффузии ускоряется с повышением температуры. Процесс диффузии играет большую роль в природе Приведите примеры диффузии в окружающем нас мире.

Домашнее задание: § 7, 8, 9, Подготовится к лабораторной работе №2 (стр. 160-161), принести горох

Для чего нужно знать строение веществ. Смотреть фото Для чего нужно знать строение веществ. Смотреть картинку Для чего нужно знать строение веществ. Картинка про Для чего нужно знать строение веществ. Фото Для чего нужно знать строение веществ

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Для чего нужно знать строение веществ. Смотреть фото Для чего нужно знать строение веществ. Смотреть картинку Для чего нужно знать строение веществ. Картинка про Для чего нужно знать строение веществ. Фото Для чего нужно знать строение веществ

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

Для чего нужно знать строение веществ. Смотреть фото Для чего нужно знать строение веществ. Смотреть картинку Для чего нужно знать строение веществ. Картинка про Для чего нужно знать строение веществ. Фото Для чего нужно знать строение веществ

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Для чего нужно знать строение веществ. Смотреть фото Для чего нужно знать строение веществ. Смотреть картинку Для чего нужно знать строение веществ. Картинка про Для чего нужно знать строение веществ. Фото Для чего нужно знать строение веществ

Номер материала: ДВ-086086

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Для чего нужно знать строение веществ. Смотреть фото Для чего нужно знать строение веществ. Смотреть картинку Для чего нужно знать строение веществ. Картинка про Для чего нужно знать строение веществ. Фото Для чего нужно знать строение веществ

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Для чего нужно знать строение веществ. Смотреть фото Для чего нужно знать строение веществ. Смотреть картинку Для чего нужно знать строение веществ. Картинка про Для чего нужно знать строение веществ. Фото Для чего нужно знать строение веществ

АСИ организует конкурс лучших управленческих практик в сфере детского образования

Время чтения: 2 минуты

Для чего нужно знать строение веществ. Смотреть фото Для чего нужно знать строение веществ. Смотреть картинку Для чего нужно знать строение веществ. Картинка про Для чего нужно знать строение веществ. Фото Для чего нужно знать строение веществ

Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ

Время чтения: 2 минуты

Для чего нужно знать строение веществ. Смотреть фото Для чего нужно знать строение веществ. Смотреть картинку Для чего нужно знать строение веществ. Картинка про Для чего нужно знать строение веществ. Фото Для чего нужно знать строение веществ

Названы главные риски для детей на зимних каникулах

Время чтения: 3 минуты

Для чего нужно знать строение веществ. Смотреть фото Для чего нужно знать строение веществ. Смотреть картинку Для чего нужно знать строение веществ. Картинка про Для чего нужно знать строение веществ. Фото Для чего нужно знать строение веществ

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Для чего нужно знать строение веществ. Смотреть фото Для чего нужно знать строение веществ. Смотреть картинку Для чего нужно знать строение веществ. Картинка про Для чего нужно знать строение веществ. Фото Для чего нужно знать строение веществ

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Для чего нужно знать строение веществ. Смотреть фото Для чего нужно знать строение веществ. Смотреть картинку Для чего нужно знать строение веществ. Картинка про Для чего нужно знать строение веществ. Фото Для чего нужно знать строение веществ

В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Урок-игра по физике по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»

Разделы: Физика

Цели:

Ход занятия

Данная игра проводится по разделу физики 7-го класса «Первоначальные сведения о строении вещества» среди учеников одного класса.

Класс делится на две равные группы, которые образуют команду. В качестве членов жюри выбираются три сильных ученика (так же членами жюри могут быть преподаватели физики). Команды выбирают капитана и придумывают название своей команды.

Когда команды будут готовы к игре, ведущий задает командам физическую загадку:

есть невидимка: в дом не просится,
а прежде людей бежит, торопится.

Команда, первая отгадавшая загадку начинает игру.

Задание №1 (разминка)

Ведущий держит в руке 6 вопросов невидимой стороной. Каждая команда вытягивает три любых вопроса (первой начинает команда, отгадавшая загадку) и задает их команде-сопернице. В итоге каждая команда отвечает на три вопроса. По окончании задания жюри выставляет оценки. Оценки выглядят в виде цветных карточек: красная – 5, зеленая – 4, желтая – 3. Двойки в данной игре не ставятся.

Вопросы для данного задания:

1. Для чего нужно знать о строении вещества?

Ответ: Знания о строении вещества позволяет не только объяснить многие физические явления. Они помогают предсказывать, как будет происходить явление, что нужно сделать, чтобы его ускорить или замедлить, т. е. помогают управлять явлениями.

2. Что вы знаете о молекулах одного и того же вещества?

Ответ: Молекулы одного и того же вещества одинаковы. Каждое чистое вещество состоит из одинаковых молекул, присущих только ему.

3. Где быстрее всего протекает диффузия: в жидкостях, газах или твердых телах?

Ответ: В жидкостях диффузия протекает медленнее, чем в газах. Объясняется это тем, что расстояние между молекулами в жидкостях значительно меньше, чем в газах. Происходит диффузия и в твердых телах, но только очень медленно.

4. Какие тепловые явления вы знаете?

Ответ: Такие явления, как, например, нагревание или охлаждение воздуха, таяние льда, плавление металлов, кипение воды, называют тепловыми явлениями.

5. При каких условиях притяжение между молекулами заметно?

Ответ: Притяжение между молекулами становится заметным лишь тогда, когда они находятся очень близко одна от другой.

6. Назовите вещество, которое можно часто видеть в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном?

Ответ: Лед, вода и водяной пар – три состояния одного и того же вещества – воды.

Задание №2

Задание №3

Задание №4

Ведущий описывает правильно и неправильно определения, физические явления и опыты. Если описание неверно, ученики поднимают синюю карточку, если верно – белую. Команда, у которой больше всего правильных ответов зарабатывает за задание красную карточку, у которой меньше всего правильных ответов – желтую.

1. Если в колбу налить жидкость, то при нагревании уровень жидкости в ней уменьшится (нет).

Ответ: При нагревании жидкости уровень ее в колбе увеличивается. Следовательно, жидкости при нагревании расширяются.

2. Частицы большинства твердых тел расположены беспорядочно, поэтому такие тела называют кристаллическими (нет).

Ответ: Частицы большинства твердых тел расположены в определенном порядке. Такие твердые тела называют кристаллическими.

3. Притяжение молекул становится заметным, когда они находятся на расстоянии большем, чем размеры молекул (нет).

Ответ: Притяжение молекул становится заметным, когда молекулы находятся на расстояниях, которые сравнимы с размерами самих молекул.

4. Когда жидкость смачивает твердое тело, ее молекулы притягиваются друг к другу слабее, чем к молекулам тела (да).

Ответ: Когда жидкость смачивает твердое тело, ее молекулы притягиваются друг к другу слабее, чем к молекулам тела.

5. Сохранение формы – свойства твердых тел (да).

Ответ: Сохранение объема и формы – свойства твердых тел.

6. Диффузия при высокой температуре происходит медленнее (нет).

Ответ: Диффузия при более высокой температуре происходит быстрее.

Задание №5

Каждая команда вытягивает из ромашки по очереди вопросы. Всего 7 вопросов. Данные вопросы являются не традиционными и над ними нужно хорошо подумать, поэтому за каждый правильный ответ команды получают максимальный бал. Если команда не отвечает на свой вопрос, он не передается другой команде, а просто опускается.

1. Чем отличалось бы движение данной молекулы в воздухе от ее движения в вакууме?

Ответ: В вакууме молекула двигалась бы равномерно и прямолинейно. В воздухе вследствие столкновений с другими молекулами данная молекула движется по ломанной зигзагообразной линией с изменяющейся скоростью.

2. Если бросить в воду кристаллик марганцовки, через некоторое время вокруг него образуется фиолетовое «облачко». Объясните явление.

Ответ: Вещество, растворяясь, диффундирует в воде, окрашивая ее фиолетовым цветом.

3. Детские воздушные шарики обычно наполняются светильным газом. Почему они уже через сутки теряют свою упругость, сморщиваются и перестают подниматься?

Ответ: Светильный газ диффундирует сквозь оболочку шара.

4. Почему скорость диффузии с повышением температуры возрастает?

Ответ: С повышением температуры увеличивается скорость движения молекул. С увеличением скорости молекул возрастает скорость диффузии.

5. Для чего при складывании полированных стекол между ними кладут бумажные ленты?

Ответ: Чтобы стекла не «слипались» под действием сил взаимного притяжения молекул.

6. Почему нельзя соединить в одну две деревянные линейки, плотно приложив, их друг к другу?

Ответ: Вследствие неровностей поверхности приложенных друг к другу линеек образуется малое количество «точек соприкосновения», где проявляются силы молекулярного притяжения.

7. Какова будет форма жидкости, если перелить ее из стакана в колбу, в мензурку? Изменится ли при этом ее объем?

Ответ: Жидкость принимает форму сосуда, в который ее помещают. Объем жидкости при этом не меняется.

Подведение итогов:

По окончании игры жюри подсчитывает общий балл каждой команды. Команда, заработавшая больше всего баллов, получает за игру пятерки, вторая команда получает за игру четверки, которые выставляются в журнал.

Для чего нужно знать о строении вещества?

Что вы знаете о молекулах одного и того же вещества?

Где быстрее всего протекает диффузия: в жидкостях, газах или твердых телах?

Какие тепловые явления вы знаете?

При каких условиях притяжение между молекулами заметно?

Назовите вещество, которое можно часто видеть в трех состояниях:

Источник

Презентация была опубликована 2 года назад пользователемМария Федорова

Похожие презентации

Презентация на тему: » 1 2 Для чего нужно знать строение вещества? Чтоб объяснить физические явления Почему вода иногда растекается по полу, а иногда собирается в капли? Почему.» — Транскрипт:

2 2 Для чего нужно знать строение вещества? Чтоб объяснить физические явления Почему вода иногда растекается по полу, а иногда собирается в капли? Почему газ легко сжать, а твёрдое тело и жидкость – очень трудно? Почему нагретый кусок стали легче изогнуть или расплющить, чем холодный? Почему мы чувствуем запахи? Почему одни вещества в воде растворяются, а другие – нет? Почему? Почему? Для чего? Зачем? Как? Бесконечное множество вопросов. И на все нужно ответить. НАПРИМЕР ТАКИЕ:

3 3 Для чего нужно знать строение вещества? Чтоб управлять явлениями НАПРИМЕР: Предсказать, как будет происходить явление. Как можно ускорить явление? Как можно замедлить явление?

4 4 Для чего нужно знать строение вещества? Чтоб создать новые вещества с нужными свойствами ТАКИЕ, КАК: Твёрдые и прочные сплавы Жароупорные материалы Пластмассы Искусственные алмазы Сверхпроводящие вещества И многое другое…

5 5 О сложном строении вещества позволяют судить различные явления и опыты. НАПРИМЕР: Изменение объёма тела при сжатии и растяжении Изменение объёма тела при нагревании и охлаждении Распространение запахов …и многие другие… Это относится к веществам В твёрдом В жидком В газообразном состояниях

6 6 Основные положения МОЛЕКУЛЯРНО – КИНЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. ВСЕ ВЕЩЕСТВА СОСТОЯТ ИЗ МОЛЕКУЛ МОЛЕКУЛЫ НЕПРЕРЫВНО ХАОТИЧЕСКИ ДВИЖУТСЯ МОЛЕКУЛЫ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ МЕЖДУ СОБОЙ

8 8 Размеры молекул очень малы. НАПРИМЕР: В 1 кубическом сантиметре воздуха содержится столько молекул, сколько песчинок в огромной песчаной горе. Молекула во столько же раз меньше среднего яблока, во сколько раз яблоко меньше земного шара. Молекулы можно увидеть только с помощью электронного микроскопа, увеличивающего в миллионы раз.

9 9 Молекулы разных веществ отличаются друг от друга. Молекулы одного и того же вещества одинаковы. НАПРИМЕР: Нельзя отличить воду, полученную ИЗ СОКА ИЗ МОЛОКА ИЗ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА

10 10 Молекулы – делимы. Молекулы состоят из АТОМОВ. НАПРИМЕР: Молекула кислорода состоит из двух одинаковых атомов кислорода О2О2 Молекула водорода состоит из двух одинаковых атомов водорода Н2Н2 Молекула воды состоит из атома кислорода и двух атомов водорода Н2ОН2О

11 11 Существуют молекулы, состоящие из двух, трёх, четырёх атомов. Крупнейшие молекулы – белков – состоят из десятков и даже сотен тысяч атомов. Атомы в молекулах располагаются строго определённым образом друг относительно друга. Молекулы простых веществ состоят из атомов одного химического элемента Например: молекула кислорода Молекулы сложных веществ состоят из атомов двух или нескольких химических элементов. Например: молекула воды

13 13 МОЛЕКУЛЫ НЕПРЕРЫВНО ХАОТИЧЕСКИ ДВИЖУТСЯ ДИФФУЗИЯ – это процесс проникновения молекул одного вещества между молекулами другого вещества. В газах – промежутки между молекулами значительно больше, чем в жидкостях и в твёрдых телах. Поэтому Диффузия в газах происходит значительно быстрее. Например: Распространение запахов пахучих веществ в воздухе.

14 14 Траектория движения молекулы – ломаная линия. При движении – молекулы взаимодействуют между собой («сталкиваются») Поэтому постоянно меняют направление своего движения. В газах и в жидкостях – молекулы могут перемещаться по всему объёму. В твёрдых телах молекулы не могут перемещаться по всему объёму. Они только совершают колебания около положения равновесия.

15 15 Тепловое движение молекул. Хаотическое движение молекул называют тепловым движением. С повышением температуры скорость движения молекул – увеличивается. С понижением температуры молекулы начинают двигаться медленнее. СЛЕДОВАТЕЛЬНО: Процесс диффузии ускоряется при повышении температуры Процесс диффузии замедляется при понижении температуры.

16 16 Скорость движения молекул. Скорости движения молекул одного и того же вещества при постоянной температуре могут быть различными. Например при температуре 27 градусов Цельсия Средняя скорость молекулы водорода около 2000 м/см/с Средняя скорость молекулы кислорода около 500 м/c Масса молекулы кислорода в 16 раз больше, чем масса молекулы водорода. Средняя скорость молекулы кислорода в 4 раза меньше, Чем молекулы водорода.

17 17 МОЛЕКУЛЫ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ МЕЖДУ СОБОЙ Тела не распадаются на отдельные молекулы из за того, что между молекулами существуют силы взаимного притяжения. В газах – расстояние между молекулами велико, по сравнению с размерами самих молекул, поэтому силы притяжения небольшие и газ занимает весь предоставленный им объём.

18 18 МОЛЕКУЛЫ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ МЕЖДУ СОБОЙ Молекулы не «слипаются» и имеют промежутки, так как при сближении между ними возникают силы отталкивания. Взаимодействием молекул можно объяснить силы упругости, возникающие при деформации тел.

Источник

Строение вещества. 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели урока:

Оборудование: Приборы и материалы для демонстрационного и фронтального экспериментов: стакан с водой, 3 пустых стакана, стальной шарик, кольцо, спиртовка, акварельные краски, масло, стакан воды, воздушный шарик, колба с водой, пробкой и стеклянной трубкой, штатив,несколько моделей кристаллических решеток; для каждого ученика – салфетка, пузырек со спиртом (одеколоном), стакан с водой, крупинка марганцовки,5 маленьких сосудов, стакан с чистой водой, модели молекул воды,пространственные кристаллические решетки.

Ход урока.

I. Организационный момент

приветствие, подготовка класса к уроку; мотивация учебной деятельности.

II. Проверка знаний по пройденным ранее темам

— Что называется «физическим телом»? (каждое из окружающих нас тел)

— Что называют «веществом» в физике? (то, из чего состоят физические тела)

— Что такое «явление»? (изменения, происходящие с физическими телами)

-Приведите примеры тел, назовите вещество, из которого состоит тело (стакан –стекло)

Назовите физические явления (плавление льда, листопад, гроза)

Что характеризует температура? Каким прибором она измеряется? (степень нагретости тела, измеряется термометром).

III. Изучение нового материала (метод – беседа с постановкой проблемных вопросов).

Вступительное слово учителя.

В древности большинство людей принимало мифические представления о мире как реальность, не вызывающую сомнений. Но уже в YI веке до н.э. некоторые люди перестали верить в мифы и стали самостоятельно размышлять над вопросами об окружающем мире и искать на них ответы.[1]

Человек с давних времен пытался объяснить все загадочное, с чем встречался.Наблюдая за природой, он стремился раскрыть ее тайны. Вы, конечно же, ежедневно сталкиваетесь с различными физическими явлениями и в большинстве случаев можете предсказать, как они закончатся.Попробуйте предсказать результат:

Составление схемы строения вещества:

Сообщение темы и цели урока.

Проведем несколько опытов.

1 опыт. Сожмем руками воздушный шар. Что с ним произошло? (он уменьшился в объеме).Объясните, почему? (воздух состоит из частиц, между ними есть промежутки).

2 опыт (фронтальный) – учащимся предлагается капнуть на лист салфетки каплю пахучей жидкости (спирт, одеколон) и понаблюдать за пятном на бумаге, а затем объяснить, куда исчезло пятно. (спирт состоит из частиц, которые покинули поверхность салфетки )

Почему? (при нагревании увеличился объем тела)

5 опыт (результат будем заносить в рабочую тетрадь по физике, 7 кл стр. 11.- деление вещества на мельчайшие частицы). Растворим маленькую крупинку марганцовки в воде, налитой в стакан. Отольём немного окрашенной воды в другой стакан и дольём в него чистую воду. Что наблюдаем? (раствор окрашен слабее). Повторим предыдущее действие несколько раз. Что теперь наблюдаем? (Раствор окрашен ещё слабее).Каков был размер крупинки марганца? (онамаленькая).Какое основное свойство сохранились в растворе (окраска).Что вы можетесказать о размерах частиц марганца, которые находятся в воде? (Они малы).

Сделайте вывод о строении вещества… Вещество состоит из отдельных частиц.

Каковы размеры этих частиц? Частицы, из которых состоят вещества.очень маленькие. Каково количество частиц даже в внебольшом количестве вещества? Частиц в веществе очень много.

Название мельчайшей частицы вещества — молекула.

Какую частицу называют молекулой? Молекула – мельчайшая частица вещества.

Самая малая частица воды – молекула воды. Самая малая частица соли – молекула соли. Молекулы сохраняют основные свойства вещества. Молекула соли – солёная. Молекула зеленой краски – зеленая.

А как вы думаете, молекулы различных веществ одинаковы или нет? (нет)

Что вы можете сказать о молекулах одного и того же вещества?Лед, вода и водяной пар состоят из одних и тех же молекул или нет? (да).

Почему? (Потому что это одно и то же вещество, но в разном виде).

Каковы же размеры молекул? Известно, что из пшеницы получают муку. Капля масла, растекаясь по поверхности воды, может образовать плёнку, толщина которой в десятки тысяч раз меньше диаметра человеческого волоса. Но в крупинке воды и в толще масляной плёнки содержится не одна, а много молекул. Значит, размеры молекул этих веществ ещё меньше, чем размеры крупинки муки и толщина плёнки. Давайте попробуем представить их размеры. Молекула во столько раз меньше яблока среднего размера, во сколько раз яблоко меньше земного шара.

Можно ли увидеть молекулыс помощью наших органов зрения? (нет)

Почему? (их размеры очень малы).

Тем не менее, оказывается, есть частицы, из которых, в свою очередь, состоят и молекулы – они называются атомами.

Вывод: Молекулы состоят из атомов.

Завершение схемы строения вещества (записываем в тетрадь):

Сведения из истории: (возможно выступление учащегося с заранее подготовленным материалом). Древнегреческий ученый Демокрит впервые высказал гениальное предположение о том, что все тела состоят из мельчайших неделимых и неизменных частичек — атомов, которые находятся в движении и, взаимодействуя между собой, образуют все тела природы. Наблюдая различные природные явления, Демокрит пришел к убеждению, что тела только кажутся нам сплошными, на самом же деле они состоят из мельчайших частиц, но они настолько малы, что увидеть их невозможно. Демокрит предполагал, что у различных тел эти частицы различны по форме. Он назвал эти мельчайшие частички “атомами”, что по-гречески означает “неделимые”. Таким образом, древние ученые высказали многое из современных представлений о строении вещества. В ту пору их высказывания являлись, конечно, лишь гениальными догадками, основанными на наблюдениях, но не подтвержденными никакими экспериментальными фактами.

Ответьте на вопрос: Мы не видим молекулы или атомы. Тела нам представляются сплошными. Каким же образом было доказано их существование? (на основании опытов и наблюдений высказывались гипотезы). Только наука XX в. предоставила многочисленные прямые доказательства существования атомов и молекул. Атомы можно увидеть в самые современные электронные и ионные микроскопы!

— Атомы каждого вида принято обозначать специальными символами. Например: (записываем на доске и в тетрадях): “О – атом кислорода, H – атом водорода».

— Молекулы также обозначаются специальными символами. Объяснение строения молекул воды с применением модели: рассмотрение моделей молекул воды.

Атомов в природе чуть больше 100, но их комбинации создают различные вещества, которое окружают нас. В природе 88 атомов, остальные получены в лабораториях. Существуют молекулы-гиганты, в которых содержатся тысячи и сотни тысяч атомов. Это молекулы полимеров. При помощи шариков можно конструировать модели молекул. (Демонстрация пространственных кристаллических решеток).

Как вы считаете – атомы – это самые мельчайшие частицы вещества? (мнения могут разделиться, тогда учитель сам сообщает о строении атома). Существуют ещё более мелкие частицы (протоны, нейтроны, электроны), о которых вы узнаете в 8 классе.

IV. Закрепление изученного(фронтальный опрос).

Выполнение заданий из сборника задач по физике, В.И. Лукашик №№ 40, 43, 44, 45, 49, 50 – устно- решение качественных задач.

V. Проверка усвоения изученного материала.

Кратковременная самостоятельная работа (с последующей самопроверкой и выставлением оценки за работу

Поставить на листочках с выданными заданиями «+», если ответ «да», «-», если ответ «нет».

I вариант

II вариант

V. Домашнее задание (с комментарием, дифференцированное)

Провести опыт с каплей масла (лучше машинного) по определению размеров молекулы масла,

Написать мини-сочинение «В мире молекул».

VI. Итог урока.

Рефлексия (что было непонятно, что понравилось на уроке, что не понравилось?)

Выставление оценок за урок.

Литература:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *