Для чего нужны архетипы

Зачем нужны архетипы личности?

Для чего нужны архетипы. Смотреть фото Для чего нужны архетипы. Смотреть картинку Для чего нужны архетипы. Картинка про Для чего нужны архетипы. Фото Для чего нужны архетипы

Вышла моя статья на сайте журнала “Психология эффективной жизни”. Пожалуй, это лучшее, что написано мною до сих пор про архетипы. Простым языком, без “воды”. Размещаю здесь её без изменений.

Для чего нужны архетипы. Смотреть фото Для чего нужны архетипы. Смотреть картинку Для чего нужны архетипы. Картинка про Для чего нужны архетипы. Фото Для чего нужны архетипы

Предлагаю поговорить о том, что такое архетипы личности и почему важно иметь о них представление. Начну с двух историй. На первый взгляд они схожи: их героиням удалось справиться с конфликтами, длившимися несколько лет. Но дело в том, что в этих ситуациях к успеху привели прямо противоположные стратегии!

Случай первый: архетип Любовник

Женщина работает бухгалтером. В своей организации она не единственный специалист — там существует целый отдел бухгалтерии. И у этой бухгалтерии имеется, если можно так выразиться, «экзистенциальный враг» в лице одного из государственных фондов. По неизвестной причине каждый контакт бухгалтеров с фондом заканчивается пресловутым выходом из зоны комфорта. Обязательно нервы, конфликт, отрицательные эмоции, преодоление.

Во время диагностики я выявил у женщины наличие в непроявленном виде архетипа Любовник. Тут надо пояснить: я занимаюсь вопросами профориентации для взрослых, для чего пользуюсь концепцией архетипов американки Кэрол Пирсон. В ее интерпретации наличие архетипа Любовник означает, что у человека, помимо прочего, имеется потенциал дипломата, миротворца. Или, выражаясь по-модному, медиатора, фасилитатора и т.д.

Что значит, если архетип в непроявленном виде? Это значит, что какие-то особенности своего поведения клиент не осознает. Это значит, что они целиком обусловлены областью бессознательного. Если продемонстрировать человеку некоторые закономерности в ряде его поступков, то первой реакцией станет удивление: «Ого, как я раньше этого не замечал!»

Закономерности поведения могут укладываться в шаблоны. Архетип Любовник — это один из них. Осознав свои шаблоны, дальше клиент начинает задумываться о том, как применить их с пользой для себя. Именно таким было домашнее задание, которое клиентка получила от меня. В ближайшие две недели после диагностики ей в порядке эксперимента предстояло осознанно применять выявленный шаблон в каких-нибудь ситуациях. И женщина выбрала для эксперимента как раз ситуацию с государственным фондом.

Как это было? Впоследствии клиентка рассказала, что настроила себя на то, что очередной ее поход в фонд пройдет тихо-мирно. Так и получилось. Впервые за долгие годы все прошло без помех. Она с ходу смогла сдать отчетность, среди сотрудниц фонда даже нашлась милая девушка, которая помогла ей исправить на ходу какую-то ошибку. Женщина была в шоке. Рассказала коллегам, те ответили, что это всего лишь счастливая случайность.

Уверен, что найдутся люди, которые объяснят финал истории не наличием у клиентки способностей дипломата, а всего лишь эффектом ожидания (эффектом Розенталя). Мол, раз женщина настроилась на положительный результат, то его и получила.

На самом деле создатель теории архетипов Карл Густав Юнг изучал совпадения между психическим и физическим задолго до Роберта Розенталя. У него даже была по этому поводу любопытная концепция синхронистичности. Но, углубляясь в нее, мы уйдем далеко в сторону. Чтобы показать, что не все можно списать на эффект ожидания, уместнее рассказать второй случай.

Случай второй: архетип Бунтарь

Во втором случае имелся конфликт с отцом. Тот ушел из семьи, когда клиентка была еще подростком. Спустя более чем 15 лет отношения с ним оставались крайне сложными.

На диагностике у женщины выявился архетип Бунтарь. Его рецепт успеха противоположен Любовнику. Если шаблону Любовника близка философия кота Леопольда («Ребята, давайте жить дружно!»), то Бунтарь предпочитает идти напролом, чужие чувства его не волнуют. Интересно, что сразу семь проявлений Бунтаря заявили о себе на следующий день после диагностики. Произошедшее в дальнейшем экспериментом не было, все получилось спонтанно.

Итак, через месяц или два у клиентки случается счастливое событие: она выходит замуж. Почему бы не использовать это как повод для примирения с отцом? Он был приглашен на свадьбу. Как вы понимаете, положительных ожиданий было более чем. Вопреки Розенталю они совсем не помогли: отец обещал приехать, но обманул. Выходка родителя обернулась скандалом во всю ивановскую, который клиентка закатила своему отцу по скайпу. Наша героиня скандала не хотела, но сдержаться не могла. Это была такая ссора, после которой люди рвут отношения навсегда.

Удивительнейшим образом отношения с отцом после скандала… наладились. Родитель вдруг проникся к дочери уважением, стал даже консультироваться с ней по профессиональным вопросам — чего представить прежде было просто невозможно.

Вновь вопрос: как объяснить произошедшее? Вроде бы напрашивается ответ, что финал был продиктован обстановкой. Мол, к одному человеку надо подходить с кнутом, а к другому с пряником. Однако подобные рассуждения в попытках объяснить нечто через внешние факторы парадоксальным образом льют воду именно на мельницу теории архетипов.

Индивидуальность и шаблоны

Посудите сами. Вот два утверждения:

Оба эти утверждения — на самом деле об одном и том же. О том, что на жизнь человека влияет некая внешняя по отношению к нему сила, которую следует учитывать, подстраиваться под нее. Которая ограничивает тем самым субъектность человека. Древние люди называли эту силу богами. А Юнг называл ее… архетипами.

Как он это объяснял? Через концепцию синхронистичности, о чем я уже упоминал. Эта концепция выходит далеко за пределы психологии, поэтому здесь не место и не время ее обсуждать. Зафиксируем пока что главное.

По Юнгу, люди — разные. Причина того, что люди разные, — в существовании архетипов. Будучи разными, люди могут добиваться одинаково успешных результатов с помощью разных методов. Тому есть множество примеров, в том числе классических.

В Казани на льнокомбинате работали две передовые ткачихи, Шакирова и Лаврентьева. У Шакировой был проактивный подход к рабочему процессу: она считала, что любые неблагоприятные ситуации надо заранее предупреждать. А Лаврентьева исповедовала реактивный метод: никакой профилактикой не занималась, но, если что-то шло не так, быстро реагировала на проблему. При этом обе были одинаково успешны, фото обеих висели на доске почета. Заставлять обеих менять подходы к организации труда было совершенно бесполезно.

Наблюдая за ткачихами, будущий корифей советской психологии Евгений Климов создал концепцию «индивидуального стиля деятельности», по которой защитил диссертацию в 1959 году. Суть концепции в том, что люди разные. Это открытие было совершено независимо от Юнга.

Казалось бы, сейчас я пытаюсь доказывать очевидное. Ну, это же очевидно, что люди разные? Абсолютно нет. Идея Климова об индивидуальных стилях прижилась в спорте высших достижений, где на кону большие ставки. А вот до массового рынка она до сих пор не дошла.

Массовое профессиональное обучение в мире все еще построено на том, что люди одинаковые. Что существуют универсальные для всех эффективные методы выполнения той или иной работы. Что можно написать книжку с универсальными рецептами того, как стать миллионером, и каждый сможет разбогатеть по этому шаблону (этой иллюзией увлекался небезызвестный Наполеон Хилл).

В 1920–1930-е годы в Советском Союзе всех заставляли в одинаковом ритме двигать пилой и махать кувалдой — это уже творчество Алексея Гастева из ВЦСПС. Сейчас говорят, что наследие Гастева необходимо обновить. То есть существенного прогресса в понимании того, что люди разные, не произошло.

На самом деле важно запомнить: если вы хотите быть успешными, надо искать те шаблоны, которые подходят под ваши психологические особенности. Конечно, 7 млрд шаблонов по количеству живущих на Земле людей создать нельзя. Но сформировать 5–15 шаблонов, более-менее учитывающих индивидуальность, — абсолютно реальное дело.

Психотипы vs архетипы

Догадливый читатель скажет: «Подождите! Сейчас вы говорите про психологические типы! При чем тогда здесь архетипы?»

Отвечаю: психологические типы соотносятся с архетипами, как форма и содержание. Юнг был поклонником философии Иммануила Канта. Последний считал, что существуют непознаваемые «вещи в себе» (ноумены), которые проявляют себя через так называемые феномены. Здесь архетип — это «вещь в себе», а психологический тип — это феномен.

Если проследить, каким образом Юнг придумал известную пару психологических типов «экстраверты/интроверты», бросается в глаза, что в ее основе лежит противопоставление архетипов Персона и Тень. 16 психологических типов знаменитого опросника MBTI представляют собой комбинации составных частей архетипа, который Юнг называл Четверицей (Quaternity).

Со временем, когда Джеймс Хиллман призвал отказаться от противопоставления архетипов и архетипических образов, ряд юнгианцев начали смешивать архетипы с психологическими типами. Но изначально это было задумано именно как содержание (ноумен) и форма (феномен).

Из этого логично вытекает следующий вопрос: зачем забивать себе голову архетипами, если есть психотипы? Подтверждаю: если ваша жизнь стабильна, изменений в психотипе нет, то забивать голову архетипами — совершенно лишнее!

Однако есть одна неприятная новость: со временем ваш психотип меняется. Эта новость доставляет массу негативных ощущений. Ведь вы наверняка уже хорошо изучили себя, привыкли к своему характеру, приспособились к шаблону поведения. И вдруг это все перестает работать. Проверенные годами, испытанные средства оказываются бесполезными. Что происходит? Вы не понимаете. У вас начинается паника.

Чтобы понять, что происходит и почему, надо разбираться уже не в форме, а в содержании. Не в классификации психотипов, а вообще в сути явления. Поэтому в данном случае без учения об архетипах уже не обойтись.

Каково участие архетипа в этом процессе? Как это сказывается на вашей жизни? Насколько часто это происходит? На эти вопросы я отвечу в другой раз.

Источник

Как использовать силу архетипов в маркетинге

Автор книги «Нейромаркетинг» Роджер Дули утверждает, что в 80 % случаев люди принимают решения о покупке неосознанно. Эксперт объясняет это особенностями нейрофизиологии человека. Существуют и другие теории, помогающие понять поведение потребителей. Например, основатель аналитической психологии Карл Густав Юнг утверждал, что жизнью людей управляет коллективное бессознательное. Оно состоит из архетипов: психических структур, конденсирующих опыт человечества и трансформирующих его в универсальные модели поведения. Можно ли использовать знаменитую теорию архетипов Юнга в маркетинге? Читайте ниже.

Для чего нужны архетипы. Смотреть фото Для чего нужны архетипы. Смотреть картинку Для чего нужны архетипы. Картинка про Для чего нужны архетипы. Фото Для чего нужны архетипы Для чего нужны архетипы. Смотреть фото Для чего нужны архетипы. Смотреть картинку Для чего нужны архетипы. Картинка про Для чего нужны архетипы. Фото Для чего нужны архетипы

Что такое архетипы

Зигмунд Фрейд был одним из первых психологов, заметивших влияние бессознательных слоев психики на действия человека. Выдающийся ученый считал, что неосознанные мотивы носят личный характер. Карл Густав Юнг пошел дальше: он утверждал, что бессознательное делится на личное и коллективное. Личное формируется прижизненным опытом человека. Коллективное бессознательное формируется в процессе воспитания и социализации. Юнг говорил, что коллективное бессознательное представляет собой набор архетипов.

Архетип — это психическая структура, с помощью которой проявляется и передается накопленный опыт людей. Например, никто из людей не видел живого волшебника. Однако благодаря архетипу Волшебник при упоминании этого персонажа у представителей разных культур в голове появляется практически одинаковый образ: пожилой мужчина с бородой, одетый в накидку, балахон или плащ, практически всегда имеющий головной убор, посох, суму, книги, магические атрибуты.

Для чего нужны архетипы. Смотреть фото Для чего нужны архетипы. Смотреть картинку Для чего нужны архетипы. Картинка про Для чего нужны архетипы. Фото Для чего нужны архетипы

Число архетипов бесконечно. Некоторые из них являются транскультурными, другие существуют только в коллективном бессознательном представителей определенных культур или народов. В число универсальных архетипов входят следующие:

Также есть универсальные архетипы Воин, Волшебник, Творец, Шут, Правитель, Дорога, Государство и другие.

Маркетолог рекламного агентства Arnold Worldwide Эмили Беннет предложила граф, на котором изображены наиболее важные архетипы, влияющие на отношения между брендами и потребителями. Каждому архетипу соответствует потребность человека, находящегося в его власти. На внутреннем круге отмечен базовый мотив, соответствующий группе архетипов.

Для чего нужны архетипы. Смотреть фото Для чего нужны архетипы. Смотреть картинку Для чего нужны архетипы. Картинка про Для чего нужны архетипы. Фото Для чего нужны архетипы

Как бренды используют архетипы в маркетинговых кампаниях

Бизнес сознательно или бессознательно эксплуатирует концепцию архетипов, выстраивая отношения с потребителями. Обратите внимание на примеры ниже.

Архетип Творец

На церемонии вручения премии «Оскар» компания Lego дарила актерам статуэтки, собранные из деталей конструктора.

Это только один из примеров эксплуатации мотивов креативности в рекламных кампаниях Lego Group. Продукт компании способствует развитию творческих способностей. Именно это подчеркивают маркетологи.

Архетип Мать

Этот архетип активно эксплуатируют производители товаров для детей.

Маркетологи связывают конкретный продукт с проявлениями материнской любви. Это типичный прием, который широко используется в рекламе.

Архетип Шут

Пример использования этого архетипа в рекламе ниже.

Леонид Аркадьевич удачно исполняет роль. Скоморох может иметь грустный взгляд, но его появление вызывает у окружающих улыбки и смех. В рекламе маркетологи пытаются привязать продукт к образу клоуна.

Архетип Опекун

В следующей рекламе присутствуют два архетипа одновременно. Однако забота и служение здесь доминируют.

Маркетологи удачно используют главный мотив людей, находящихся под влиянием архетипа: если вы хотите правильно заботиться о близких, выбирайте подходящий продукт.

Архетип Невинность

Еще один пример использования двух архетипов одновременно. И все же в рекламе печенья доминирует стремление вернуться в потерянный рай детства. Поскольку это невозможно, целевая аудитория постарается хотя бы воспроизвести свою модель счастья для детей.

В ролике все понятно без слов. Чтобы сделать малыша счастливым, отец играет с ним и угощает печеньем.

Архетип Мудрец

Очень удачный пример использования этого архетипа — социальная реклама из серии «Русский проект», выходившая в эфир в 90-х.

Алла Борисовна использует архетип Мудрец не только в этом ролике. Он красной нитью проходит через все ее позднее творчество.

Архетип Исследователь

Это типично мужской архетип, поэтому его активно эксплуатируют мужские бренды.

Бескрайние прерии, несущиеся галопом лошади, вечера у костра, — тема свободы стала центральной в рекламных кампаниях опасного для здоровья продукта.

Архетип Обыватель

Это очень важный для маркетологов архетип. Люди сознательно и бессознательно стремятся быть как все. У американцев даже есть идиома, мимо которой не может пройти ни один продавец: keeping up with the Joneses или идти в ногу с Джонсами. Если Джонсы купили новое авто, вы должны купить такое же, иначе забудьте о социальном успехе.

Стремление быть как все часто используют продавцы премиальных и элитарных продуктов. Украинская «дочка» Альфа-банка пригласила известную певицу, чтобы подчеркнуть элитарность карточных продуктов.

Как правильно использовать архетипы в корпоративном сторителлинге

Люди легче воспринимают интересные истории, чем факты и логические обоснования. Поверьте нейрофизиологам, они сравнивали электрическую активность мозга человека при прослушивании сказок и отчетов о научных исследованиях. Архетипы тоже легче использовать, когда вы рассказываете истории, а не перечисляете цифры. Чтобы понять это, не нужно подключать к голове человека датчики.

Как отмечалось выше, архетипы — это содержимое коллективного бессознательного. Когда люди слышат интересные и понятные им истории, часть информации попадает прямиком в подсознание. Там полученные данные активируют архетипические энергии, и вот клиент уже кладет в корзину самый полезный для его детей йогурт с живыми бифидобактериями. Даже не пробуйте сказать ему, что доказательная медицина не подтверждает пользу употребления таких продуктов. Факты и цифры люди воспринимают на рациональном уровне. Сознание далеко не всегда пропускает фактические сведения на бессознательный уровень.

Для чего нужны архетипы. Смотреть фото Для чего нужны архетипы. Смотреть картинку Для чего нужны архетипы. Картинка про Для чего нужны архетипы. Фото Для чего нужны архетипы

Вы наверняка слышали модный термин «сторителлинг» (англ. storytelling — повествование, рассказывание историй). Это передача маркетинговой информации с помощью понятных аудитории образов и символов. Рассказчик может передавать данные с помощью устной и письменной речи, изображений, видео и других средств.

Представьте дочь, которая пришла к отцу жаловаться, что не может найти работу после ВУЗа. На самом деле девушка не верит в собственные силы, поэтому ни разу не отправляла резюме потенциальным работодателям. Отец рассказывает ей анекдот про человека, который каждое воскресенье приходит в церковь и просит выигрыша в лотерею. В конце концов высшие силы говорят человеку, мол, хорошо, будет тебе выигрыш, только билет лотерейный купи наконец. Так папа объясняет дочери, что нужно попробовать рассылать резюме. Он использует сторителлинг.

Пошаговый план использования архетипов в маркетинге выглядит так:

Представьте, что вы продаете витаминные комплексы. Одна серия — это витамины для детей, а вторая — комплекс витаминов и минералов для мужчин в возрасте до 45 лет, ведущих активный образ жизни. В рекламе детского препарата вы будете использовать архетипы Мать, Отец и Опекун. При выборе архетипа для мужских витаминов возможны варианты. Скорее всего, для определения основного мотива покупателя этого продукта придется провести исследование. Возможно, мужчины, употребляющие витамины, хотят контролировать свой организм, предупреждать развитие заболеваний и преждевременное старение. В этом случае вам подойдет архетип Правитель.

Представьте, что вы решили использовать архетип Правитель в рекламе витаминного комплекса для мужчин в возрасте до 45 лет. Основным мотивом поведения вашей целевой аудитории является контроль и желание раскладывать все по полочкам, структурировать окружающую действительность. Как можно отразить архетип и мотивацию людей, находящихся под его влиянием, в истории?

Например, героями вашего рассказы могут стать боги-олимпийцы. Возможно, они захандрили: на Олимпе сквозняки, поэтому с самочувствием что-то не то. И вот появляется прекрасная Геба, подносящая богам нектар. Олимпийцы снова чувствуют себя прекрасно: они контролируют свои силы и управляют миром. Естественно, нектар нужно связать с вашим чудо-препаратом, содержащим витамины и минералы. Вы можете самостоятельно придумать несколько десятков похожих историй для каждого архетипа.

Зачем нужны архетипы в маркетинге

Если верить Юнгу, архетипы постоянно определяют мотивацию людей. Коллективное бессознательное влияет на решения человека, включая выбор тех или иных продуктов. Конечно, поведение человека определяется не только архетипами. Например, выбирая автомобиль, человек рационально оценивает характеристики моделей. Однако бессознательные слои психики являются более архаическими в контексте филогенеза человека. Поэтому коллективное бессознательное влияет на поведение человека едва ли не сильнее, чем его рацио.

Например, каждый курильщик прекрасно знает о вреде табака, но все равно достает сигарету и с наслаждением затягивается. Сознание отступает под натиском бессознательного стремления к смерти или Танатоса. Так же работают архетипы в рекламе. Вы можете сколько угодно апеллировать к сознанию мужчины, рассказывая о пользе антиоксидантов. Все равно обращение к бессознательному работает лучше. Мужчины пьют витамины не потому, что хотят прожить на 5 лет дольше, уменьшить вероятность гипертонической болезни на 17 %, а онкологических заболеваний на 20 %. Они хотят быть богами-олимпийцами и принимать нектар из рук прекрасной Гебы.

Источник

Что такое архетипы и зачем тебе про них знать

Для чего нужны архетипы. Смотреть фото Для чего нужны архетипы. Смотреть картинку Для чего нужны архетипы. Картинка про Для чего нужны архетипы. Фото Для чего нужны архетипы

Слово «архетип» встречается в речи довольно часто. Чаще — только имена Наташа, Настя и производные от слова из трех букв. Но его суть и функцию знают немногие. Это фундамент, который формирует наше собственное «Я».

Был такой замечательный швейцарец по фамилии Юнг. Он утверждал, что душа (в его понимании, это то же самое, что и личность) состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное. А вот уже коллективное бессознательное — из архетипов. Это такие врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. Хотя на самом деле это не воспоминания или образы как таковые, а предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие. Так что у тебя есть возможность понять, какой архетип предопределяет твое поведение.

Архетипов много: отец — авторитет, сила, мощь; мать — стремление дать утешение; ребенок — тоска по невинности, возрождение, спасение; мудрец — знания, мудрость. Но мы подробно рассмотрим лишь самые важные и актуальные для сегодняшнего дня.

Главное — помнить, что во главе всего стоит эго, своего рода центр сознания. Оно представляет собой компонент, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Оно противится нарушению хрупкой целостности сознания и пытается убедить нас, что мы должны всегда сознательно планировать и анализировать наш опыт. Поэтому мы еще не сошли с ума. Ну, некоторые из нас. Более того, благодаря ему мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.

Персона

Символ персоны целиком и полностью повторяет значение слова в переводе с латыни — «маска». То есть, говоря совсем грубо, персона — это та самая маска, которую ты надеваешь на публике. Персона сразу обозначает то множество ролей, которые мы проигрываем в соответствии с социальными требованиями. Проще говоря, именно персоне выпадает задача производить впечатление на других и утаивать от других твою истинную сущность.

Едва ли не самый загадочный и изучаемый архетип. Но вместе с тем это, пожалуй, самая интересная сторона личности, потому как представляет собой всё то темное, дурное и животное, что есть в человеке. Это те воспоминания и опыты, которые сознательно отсекаются человеком, потому как вредят благоприятному имиджу и порой даже социальным идеалам. Всё то черное и порочное, что есть в человеке, начиная от инстинкта к беспорядочному размножению и заканчивая желанием причинить людям боль — всё это тень.

Анима

Не стоит переживать, ведь дело в том, что внутри каждого сидят бессознательные мужское начало и женское начало. Так что все мы по природе своей андрогинны — кто-то чуть больше, чем надо, кто-то чуть меньше. Анима, как нетрудно догадаться, представляет бессознательную женскую сторону. Есть еще анимус, но там история протекает в точности до наоборот. Анимус — внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская сторона, а не сверхмощный компьютер из Assasin’s Creed. Причина появления анимы сугубо биологическая и связана она с выработкой женских гормонов.

Юнг утверждал, что на протяжении многих и многих веков, благодаря нашему тесному общению с противоположным полом, анима упорно эволюционировала. В итоге она доэволюционировалась до того, что некоторые мужчины, выражаясь научным языком, «феминизировались», и порой понять без паспорта, кто мужик, а кто нет, сложно. Вот и приходится писать про то, какая длина шорт допустима, а какая нет. У женщин, кстати, происходит то же самое: выросли яйца, закалился характер, и нежные мужчины стали им как-то не нужны.

Самость

Сам господин Юнг утверждал, что нет ничего важнее самости. Мол, это самая сердцевина личности, вокруг которой организованы все другие элементы. Самость — это главная цель человеческой жизни. То есть ты живешь, чтобы добиться гармонии, равновесия и целостности в мире. Это и есть самость или, другими словами, та самая человеческая зрелость, о которой так много говорят. Сам старина Юнг считал, что привести к гармонии все аспекты души просто невозможно без религии, но мы с тобой знаем, что достижение зрелого «Я» требует постоянства, настойчивости, интеллекта и большого жизненного опыта. Так что пока нам до самости — как раком до рая. Но если будем трудиться, то всё получится.

Зверь

Как мы помним, людьми мы стали всего-навсего несколько десятков тысяч лет назад. Поэтому появление архетипа, который отражает и регулирует жизнь людей на животном уровне, было неизбежно. Благодаря этому архетипу мы понимаем других людей как живых существ, можем общаться и взаимодействовать с ними.

Правитель

Герой

Герой — это тот самый шельмец, который всегда и везде ищет трудности на свою задницу. Опять же, это не выпендреж, а простая потребность в эмоциях и вызовах, такое бывает. Единственная проблема — у всех этих героев, как отмечал Юнг, довольно часто в глубине души сидит страх потерпеть поражение, не суметь выстоять до конца и не одержать победу. С другой стороны, этот архетип воспитывает в людях дисциплину, сосредоточенность, решительность, целеустремленность.

Этот человек работоспособен, вместо модных гаджетов и всяких бирюлек он выбирает функциональные вещи. Но при этом комфорт для него — главная опасность. Много ли среди них честолюбивых защитников справедливости? Определенно, но это не мешает многим героям страдать высокомерием, жесткостью и жить поиском проблемы. Самое страшное, что не всегда получается трезво оценить свои силы. Именно из таких потом и рождаются карьеристы.

Трикстер

Всё лукавое, всё, что не подчиняется общим правилам поведения, идет от трикстера. Кто хоть чуть-чуть разбирается в мифологии, знает, что трикстер — это дублер культурного героя, который занимается всякими безобразиями. Чаще всего это антропоморфное создание, которое идет наперекор закону человеческому и божьему. Так что всякая лживость и плутовство — это отсюда.

С другой стороны, нельзя так строго судить трикстера. Это ведь защитный механизм, всё это плутовство — лишь попытка снять напряжение с психики. Не зря ведь говорят, что юмор — лучшая защита, а трикстеру это присуще.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *