Для чего нужны автомобили в 19 веке
Обзор автомобилестроения XIX века
Автомобильные конструкторы
Профессии автомобильного инженера еще не было, специалистов этого профиля ни одно учебное заведение не готовило. Конструкторы автомобилей — они же нередко фабриканты — ранее были, например, специалистами по деревообработке (Панар), сантехнике (Бьюик), швейным и пишущим машинам (фирма «Адлер» и другие), оружию (Гочкисс), в лучшем случае — по двигателям, локомотивам (Берлье), экипажам (Студбейкер) и велосипедам.
Немудрено, что большинство новоявленных автомобильных конструкторов терпело неудачу, и лишь наиболее предприимчивые и талантливые добивались успеха. Таковы, кроме тех, о ком уже рассказано, В. Лянча (Италия), Г. Ледвинка и будущий конструктор самого распространенного в мире автомобиля «Фольксваген» Ф. Порше (Австро-Венгрия), Г. Ройс и Г. Остин (Англия), Р. Олдс и Г. Форд (США). О них речь впереди.
Проектирование и постройка одного автомобиля занимали в XIX веке примерно 5 человеко-лет работы. Таким образом, годичный выпуск 100 машин требовал около 500 рабочих или несколько менее, если в конструкции использовались покупные элементы. К концу века совершенствование технологии и унификация автомобилей каждой фирмы сократили трудоемкость изготовления одной машины примерно вдвое.
Требования к водителю автомобиля 19 века
Требования к водителю были противоречивыми. Казалось, что всякий, кто может управлять конной коляской, способен управлять и автомобилем. Очень скоро, однако, стало очевидным, что сложность машины, возросшая ее скорость при одновременном несовершенстве конструкции требуют от водителя сноровки, большой физической силы, познаний в области механики. Так сложилось новое представление о водителе как о существе непременно мужского пола и особого типа — смельчаке, силаче, спортсмене. Таким он и показан на титульном листе популярного французского журнала «Иллюстрасьон» за 1898 год. Журнал писал:
«Немного страшный, по крайней мере странный в своем наряде, «шоффер» (кавычки из журнала. — Ю. Д.) представляется нам новым существом, рожденным открытиями науки. Он едет, быстрый и презрительный, в шуме механизмов и сигналов, доходящих издалека. Он летит к намеченной цели, безумно увлеченный скоростью, вздымая позади себя вихри пыли и проявляя чудеса ловкости, чтобы обойти препятствия на дороге. Ибо настоящий «шоффер» — это тот, кто участвует в гонках, организованных с целью продемонстрировать, что очень легкая повозка, движимая мощным мотором и управляемая очень ловким человеком, способна двигаться весьма быстро из одного пункта в другой».
Для частого обслуживания и ремонта автомобиля были только такие возможности: либо действия самого водителя, либо обращение к ремесленникам — кузнецам, шорникам, как это делала еще в 1888 году фрау Бенц, либо вызов специалиста с автомобильного завода.
Соревнование автомобилей и конных экипажей
Близкие эксплуатационные и другие показатели ранних автомобилей и конных экипажей давали сторонникам последних возможность проводить параллели и иногда побеждать в споре. Устраивали соревнования конных экипажей и автомобилей. Особое внимание уделялось безопасности — быстрому торможению, маневренности. Тут автомобиль все чаще одерживал победу. Постепенно отношение к обоим этим видам транспорта менялось. Если в правилах уличного движения долгое время сохранялись требования к водителю, чтобы он уступал дорогу конным экипажам и при встрече останавливал автомобиль, то уже в 1900 году в парижских правилах говорилось: «Не разрешается запрягать лошадь и ездить при ее помощи по улицам, если она подвержена страху от движения механических экипажей; ее владелец должен воздержаться от поездки, а если он все же выезжает, то совершает нарушение порядка и несет за это ответственность».
Была между конным и моторным экипажами очень важная черта сходства, подмеченная еще во времена доавтомобильные. Коляску можно любить, любоваться ею. И с гордостью проезжать в ней на виду у всех, мимо пеших смертных (а теперь — в моторной коляске мимо конных!), смотреть свысока на владельцев более скромных, дешевых колясок и завидовать владельцам более красивых и дорогих.
Престиж автомобилей
Так начали приписывать машине, кроме транспортных, еще и «престижные» функции. Другими словами, возникла своеобразная автомобильная «мода». Недаром свою статью об автомобиле, вышедшую в 1913 году, В. И. Ленин назвал «Одна из «модных» отраслей промышленности»1.
Художники создавали причудливые формы кузовов, фантастические расцветки, украшали автомобиль вензелями и рельефами. Иногда это украшательство носило особый характер: на передке кузова моторной коляски ставили муляж конской головы, чтобы придать автомобилю сходство с экипажем. Таким наивным способом рассчитывали «помирить» с автомобилем и лошадей, и их сторонников. Иные конструкторы шли еще дальше. Предлагали снабжать автомобили оглоблями с подвешенными к ним чучелами лошадей, а внутри чучела размещать топливный бак, радиатор, багажник. В других проектах предлагалась пролетка с «механической лошадью», управляемой вожжами; двигатель и другие механизмы спрятаны в «теле» лошади. Но автомобиль уже начал приобретать собственную форму.
Моторная коляска обладала и такими присущими ей свойствами, которых нет у конной. Управляя ею, человек испытывает, как писали, особое, ни с чем не сравнимое чувство удовольствия от повиновения машины своим действиям, от скорости движения. Он кажется себе более сильным, машина как бы придает ему новые возможности, становится, как и велосипед, его «продолжением».
Виды автомобилей 19 века
Мы еще ничего не сказали о грузовых автомобилях, автобусах, такси, т. е. об автомобилях народнохозяйственного назначения. Их число было в то время ничтожным. Автомобиль рассматривался почти исключительно как машина личного пользования — для прогулок, развлечений, спорта.
Несовершенство конструкции машины, трудности ее эксплуатации, сравнительно большая стоимость — все это не помешало расширению круга автомобилистов, побуждало фирмы к совершенствованию машины.
К 1900 году число автомобильных фирм (марок) достигло тысячи. Большинство их числилось лишь на бумаге — фирмы безуспешно пытались использовать выгодную ситуацию, строить и продавать автомобили. Но и солидных фирм, выпускавших до сотни и более машин в год, насчитывалось немало. Выпуск автомобилей достиг в 1900 г. во Франции и в США — 3000 в год, в Германии — около 1000, а парк автомобилей — соответственно 9000, 5000, 2000 машин, мировой парк — около 20 000, тогда как всего 5 лет назад, в 1895 году в США существовало… 4 автомобиля, во Франции — 450, в Германии — несколько десятков.
Первые 15 лет существования автомобиля не внесли принципиальных изменений в его идею, кроме одного: скорости. На грани веков автомобиль уже мог достигать скоростей, на порядок превышающих конные, по своим скоростным показателям рождающийся новый вид транспорта — автомобильный — уже мог соревноваться с железнодорожным транспортом. Преимущество в скорости имело большое значение и для конструкции автомобиля, и для качества его изготовления, и для создания новых и модернизации старых все еще «гужевых» дорог, и для квалификации водителя, и для законодателей… Но больше всего значило, вероятно, то, что люди почувствовали «вкус скорости» — и эмоциональный, и практический. Последний, однако, использовали пока только спортсмены и коммерсанты.
«Эпохальные» машины. Модели-символы десятилетий автомобильной истории
Мы задумались над тем, какие автомобили могли бы представлять разные десятилетия, в наилучшей степени демонстрируя приоритетные ценности и направления инженерной мысли представляемого периода. Вышло местами предсказуемо, местами неожиданно, но, наш взгляд, довольно интересно!
1890-е: пионеры автопрома и Benz Velo
Первые автомобили появились в конце XIX века. Стилистически и конструктивно они во многом повторяли конные экипажи: большие по диаметру, но тонкие спицованные колеса, рессорные подвески, характерные формы кузова. Двигатель, как правило, располагался под или за высоко установленным диваном, на котором восседали шофер и пассажир. Привод осуществлялся ремнем или цепью на задние колеса, органы управления кардинально отличались от того, к чему мы привыкли сейчас.
Эта эпоха, безусловно, связана с именем Карла Бенца и его ранними моделями. Одной из наиболее знаменитых машин того времени является четырехколесный Benz Velo (1894-1901 гг.), во многом благодаря тому, что было освоено его серийное производство, – для многих «первенцев» автопрома это оказалось недостижимым уровнем!
1900-е, монархи и Rolls-Royce 40/50HP Silver Ghost
Первые автомобили были, безусловно, роскошью в том смысле, что в силу конструктивной сложности и штучного производства стоили очень дорого. Но по-настоящему комфортными, впечатляющими своими техническими характеристиками они стали лишь в ХХ веке. Это уже не «самобеглые» коляски, похожие на легкие кареты без лошадей, а по-настоящему шикарные транспортные средства, достойные первых лиц государств. Безусловно, одним из символов здесь является Rolls-Royce 40/50HP Silver Ghost (1906-1926 гг.).
1910-е, трудящиеся и Ford Model T
Ford Model T стал первым по-настоящему массовым автомобилем: в 1908-1927 годах было выпущено свыше 15 миллионов экземпляров этой модели. Одна из причин успеха (помимо, в общем-то, удачной конструкции) – невероятно низкая для столь технологичного продукта цена. Именно «Жестянка Лиззи» стала первым по-настоящему доступным автомобилем. Также появление Model T прочно ассоциируется с внедрением конвейерного производства в автомобильной промышленности.
1920-е, гонщики-аристократы и Bugatti Type 35
Автомобиль быстро стал опасной, но увлекательной игрушкой аристократов. 20-30-е годы ХХ века отметились расцветом автомобильных соревнований и, как следствие, появлением гоночных болидов. И как здесь не вспомнить легендарное семейство Bugatti Type 35 (1926-1930 гг.), представители которого принесли немало побед на гоночных трассах.
1930-е, инженеры-экспериментаторы и Citroёn Traction Avant
Предвоенные годы – это время смелых экспериментов, проб и ошибок. И очень интересных как со стилистической, так и с технической точки зрения автомобилей. Достаточно вспомнить американский Cord 810/812 или восточноевропейскую Tatra 87. Но все же на роль символа того времени в большей степени претендует более известный широким массам Citroёn Traction Avant (1934-1957 гг.). В нем также немало технических изюминок и прогрессивных решений: несущий кузов, передний привод, торсионно-рычажная подвеска. А также «быстросъемный» передний модуль: весь силовой агрегат с передней подвеской отсоединялся от кузова менее чем за час.
1940-е: военные и Jeep Willys, народы и Volkswagen Beetle
Да, две модели. Легкий армейский вездеход Willys MB (1941-1945 гг.), являющийся, по сути, прародителем всех внедорожников, напоминает нам о Второй мировой войне.
А самый узнаваемый автомобиль всех времен и народов – Volkswagen Beetle (1946-2003 гг.) – символизирует уже послевоенную эпоху, когда восстанавливающимся странам был нужен по-настоящему народный автомобиль. И для многих им стал как раз «Жук», хотя в национальных масштабах у разных народов – свои народные. Вспомнить те же Citroёn 2CV, Rover Mini, Fiat 500 и 600…
1950-е: рок-н-ролл, Элвис и Cadillac Eldorado
Спустя всего лишь десятилетие мир оправился от прежних невзгод. Это время больших дорогих автомобилей. Советские граждане получили «Волгу», немцы – Mercedes SL, а американцы – Cadillac Eldorado. Причем с каждым модельным годом и поколением «плавники» становились все больше, а дизайн все вычурнее. Но именно такие машины стали символом Америки 1950-х!
1960-е: молодежь и Ford Mustang
Еще один культовый американский автомобиль, который стал новым маркетологическим чудом и подарил миру еще один узнаваемый образ, – Ford Mustang (1964-1968 гг.). Вот что бывает, когда заурядную техническую начинку оборачивают в яркую упаковку и предлагают по шокирующе низкой цене!
1970-е: энергетический кризис и Honda Civic
В 1973 году в мире разразился энергетический кризис, но к тому моменту у японцев уже был ответ – Honda Civic! Компактный, экономичный и удивительно надежный автомобиль, который спас немало семейных бюджетов от катастрофы и сделал важный вклад в имидж японского автопрома. Первое поколение Civic увидело свет в 1972-м – за два года до Volkswagen Golf. Вот и думайте, кто тут основатель класса.
1980-е: семейные ценности, Renault Espace в Европе и Chrysler Voyager в США
Хэтчбеки, седаны, универсалы, внедорожники – в 1980-х этот набор пополнился минивэнами, они же однообъемники или УПВ (универсалы повышенной вместительности). На несколько десятилетий они стали главной мечтой и выбором больших семей. Одним из родоначальников современных минивэнов считается Renault Espace (1984-1991 гг.), рожденный в сотрудничестве французского производителя с компанией Matra.
Но было бы несправедливо отдавать титул первопроходца только ему, ведь в том же 1984 году в США появился знаменитый Voyager, изначально под маркой Plymouth. И очень символично, что именно ему была уготована значительная роль в истории спасения концерна Chrysler от краха.
1990-е: доступные высокие технологии и Audi A8
80-90-е годы ХХ века называют золотыми десятилетиями в автомобильной истории. Это мы вздыхаем с ностальгией про ресурс, кроме этого, в тот период времени наблюдается активное внедрение высокотехнологичных решений в массовые сегменты рынка. «Легковой» полный привод, высокоэффективные дизельные моторы, подушки безопасности, система курсовой устойчивости – все это постепенно становится доступно не только для богатых покупателей. Символ внедрения высоких технологий – Audi A8 с алюминиевым кузовом (1994-2001 гг.). Спустя несколько лет немцы «оденут» в «крылатый металл» и куда более доступную модель А2.
2000-е: всеобщая забота об экологии и Toyota Prius
Про гибриды начали говорить еще в конце 1990-х, но – давайте начистоту – тогда они воспринимались не более чем транспорт для помешанных на экологии фриков. Все изменилось в 2000-х, а нынче любой уважающий себя производитель вынужден иметь в модельном ряду гибридные версии. Но до сих пор при словах «гибридный автомобиль» перед глазами возникает… Да-да, одно из первых поколений Toyota Prius!
2010-е: возвращение «электричек» и Tesla Model S
Возвращение? Разумеется! Ведь в начале ХХ века электромобили на равных соперничали с машинами, оснащенными паровыми двигателями и двигателями внутреннего сгорания. Последние тогда победили, но, похоже, наступает время реванша. И ознаменовала новую эру Tesla и ее Model S. Можно сколько угодно говорить о том, что весь гений Маска заключался лишь в том, чтобы запихнуть в свою «электричку» батарею побольше. Может, и так, но по крайней мере именно он придумал, как сделать электромобиль интересным для сотен тысяч покупателей, да еще и угадал с моментом. В общем, браво!
«Двадцатые» только начинаются, а значит, все еще впереди! Есть идеи, какие технологии определят начавшееся десятилетие, какие серийные или концептуальные модели в наибольшей мере их отражают? Поделитесь своим мнением в комментариях.
1960-2020. Реальная история автомобилестроения в базе объявлений Автобизнеса
Автомобиль
Автомобиль (термин происходит от Авто… и латинского mobilis — движущийся) — это средство безрельсового транспорта с собственным двигателем.
История автомобильного изобретения
В 1784-1791 годах над вариантами трёх- и четырехколёсной «самокатки» работал русский изобретатель Иван Петрович Кулибин. В его «самокатке» (рис. 1) были впервые применены такие элементы автомобиля, как коробка передач, рулевой механизм, тормоза, роликовые подшипники.
Рис. 1. Автомобиль-«самокатка» И.П. Кулибина
С появлением паровой машины (2-я половина 18 века) создание самодвижущихся повозок быстро продвинулось вперёд. В 1769-1770 во Франции Никола Жозеф Кюньо (рис. 2), а через несколько лет в Англии У. Мёрдок и Ричард Тревитик построили паровые автомобили.
Рис. 2. Паровой автомобиль Жозефа Кюньо
Некоторое распространение паровые автомобили [en] получили в 19 веке, например паровые автомобили Г. Герни и У. Ханкока (Англия), А. Болле, А. де Диона и Л. Серполле (Франция). В 30-х годах 19 века были попытки установить регулярные пассажирские рейсы паровых автомобилей. Много интересных проектов применения паровых автомобилей было в России. Изобретатель и предприниматель В. Гурьев в 1837 году предложил создать сеть деревянных (торцовых) дорог, по которым могли бы регулярно совершать рейсы паровые авто-тягачи с колёсными прицепами (повозками) летом и санными — зимой. В конце 19 века производились опыты по созданию электрических автомобилей с питанием от аккумуляторной батареи; они нашли некоторое распространение. Русский инженер И. В. Романов разработал в 1899 году оригинальную конструкцию электрического извозчика и электробуса (рис. 3).
Рис. 3. Электробус И. В. Романова.
Большое влияние на развитие конструкции автомобилей имели изобретения дифференциала (1828 год, О. Пеккёр, Франция), пневматической шины (1845, Р. Томпсон, Англия), передних управляемых колёс на цапфах (1816, Г. Лангеншпергер, Германия), независимой подвески колёс (1878, А. Болле, Франция) и др.
Широкое применение автомобилей как транспортного средства началось с появлением быстроходного двигателя внутреннего сгорания. Французский изобретатель Этьен Ленуар в 1862 году сделал попытку установки на автомобиль своего газового двигателя, которая успеха не имела. В 1885 году Готлиб Вильгельм Даймлер (Германия) построил мотоцикл с бензиновым двигателем, а 29 января 1886 года его соотечественник Карл Бенц взял патент на трёхколёсный автомобиль с таким же двигателем мощностью 0,9 л. с. при 400 об /мин, хотя в патенте на изобретение указаны 2 /3 лошадиные силы при 250 об /мин.
Первый автомобиль Бенца, сделанный в 1885 году, представлял собой трехколесный двухместный экипаж весом 250 кг на высоких колесах со спицами (рис. 4 и 5). На него Бенц поставил свой новый четырехтактный бензиновый мотор с водяным охлаждением мощностью 0,9 л.с. Цилиндр располагался горизонтально над осью огромных задних колес и приводил их в движение через одну ременную и две цепные передачи. Машина развивала смехотворную по нашим меркам скорость – 16 км /ч, но по тем временам это была весьма прогрессивная конструкция. Экипаж был торжественно назван Motorwagen. 29 января 1886 года, после того, как изобретение прошло многочисленные испытания и некоторые доработки, Motorwagen получил Германский Императорский патент №37435. В 1887 году первый в мире автомобиль дебютировал на выставке в Париже. В память об этом историческом событии именно 29 января отмечается как День рождения автомобиля.
Рис. 4. Карл Бенц на месте водителя и его жена Берта среди общественности, 1914 год
Рис. 5. Патентованный автомобиль Бенца
Последующие годы явились началом промышленного производства автомобилей.
В 1890-е годы появились первые автомобили. «Панар-Левассор» и «Де Дион-Бутон» (Франция), в 1892 году построил свой первый автомобиль Генри Форд (США [en] ) и начал их промышленное производство в 1903 году (рис. 6).
Рис. 6. Автомобиль «Форд».
22 июля 1894 года в Париже стартовали первые в мире автомобильные соревнования.
1 июля 1896 года на Всероссийской промышленной выставке в Нижнем Новгороде был представлен первый русский автомобиль создателей – Евгения Яковлева и Петра Фрезе.
Один из первых русских автомобилей «Руссо-Балт» (1908) показан на рис. 7.
Рис. 7. Автомобиль «Руссо-Балт».
Первый советский автомобиль — АМО-Ф15 был выпущен в 1924 году (рис. 8):
Рис. 8. Первый советский автомобиль — «АМО-Ф15»
В 1932 году в СССР [en] началось массовое производство ватомобилей ГАЗ-А (рис. 9).
Рис. 9. Автомобиль — «ГАЗ-А»
Получили развитие различных конструкций автомобилей — грузовой автомобиль и легковой автомобиль.
С 1894 года регулярно устраиваются автомобильные гонки, которые сыграли большую роль в развитии конструкции автомобилей и их распространении. Если в первой гонке средняя скорость была 24 км /ч, то уже через 5 лет она достигла 70 км /ч; в 1904 году она составила 100 км /ч и в 1907 году — 114 км /ч. Абсолютный мировой рекорд скорости составил (1968) 966,753 км /ч на автомобиле с газотурбинным и 658,667 км /ч с поршневым двигателем.
Самый первый автомобильный номер прикрепил к своей машине берлинский коммерсант Рудольф Герцог. Это случилось в 1901 году. На его номере значились всего три знака — IA1 (IA — это инициалы его молодой жены Иоганны Анкер, а единица означает, что она у него первая и единственная).
25 апреля 1901 года в штате Нью-Йорк в США были введены первые официальные автомобильные номера. Всех владельцев машин обязали зарегистрировать свои фамилии [en] и адрес, а также описание их автомобиля. Автолюбители должны были заплатить один доллар за регистрацию. После этого им вручалась небольшая табличка, на которой были указаны инициалы владельца. В первый год было выдано 954 номера.
31 марта 1902 года Петербургское «Акционерное общество машиностроительного, чугунолитейного и котельного завода «Г.А. Лесснеръ»» заключило контракт с немецкой автомобилестроительной компанией «Даймлер-Моторен». Этот шаг был предпринят после слияния «Даймлер-Моторен» с фирмой «Бенц», в итоге ставшей концерном «ДаймлерБенц». Этот контракт был заключен на исключительное право сборки в России автомобилей марки «Даймлер». Производство этих машин велось всего семь лет, до 1909 года. И до этого момента было выпущено около 100 автомобилей: грузовиков, первых отечественных пожарных машин, омнибусов и лимузинов. Двигатели для фирмы «Даймлер» разработал русский инженер Борис Луцкой. В соответствии с договором, с каждой стороны автомобильных моторов должна была крепиться табличка «Луцкой-Даймлер», но «Даймлер» незаконно присвоил патент себе.
17 октября 1902 года в Детройте был выпущен первый автомобиль марки «кадиллак». Сразу после перестройки авто этой марки было мечтой. Даже песни о нем слагали.
14 апреля 1927 года был выпущен первый автомобиль «VOLVO» Jakob OV4. Изначально компания «Volvo» была построена как дочерняя фирма производителя подшипников SKF. Сейчас Volvo выпускают только грузовые автомобили, так как в 1999 году компания продала своё отделение легковых автомобилей концерну Ford. Оборот шведской компании в год составляет более 21 млрд долларов.
4 декабря 1946 года в Москве был собран первый легковой автомобиль «Москвич-400».
7 апреля 1948 года на Горьковском автозаводе был выпущен миллионный автомобиль. Юбилейной моделью стал ГАЗ 51 — советский грузовик грузоподъемностью 2,5 тонны, хорошо зарекомендовавший себя в сельском хозяйстве и выпускавшийся вплоть до 1975 года.
24 сентября 1948 года была основана компания «Хонда Мотор», международная промышленная компания, известная в первую очередь как производитель автомобилей и мотоциклов. Основатель — Соитиро Хонда. Путь к марке Honda был прост: механик-самоучка устанавливал на обычные велосипеды маломощные моторы, применявшиеся во время войны на бензиновых электростанциях.
5 июня 1951 года представитель поколения первых американских автомобильных дизайнеров Гордон Бьюриг запатентовал машину со снимающимися верхними панелями. В 1968 идея была воплощена в автомобиле Chevrolet Corvette Stingray.
16 января 1959 года с конвейера Горьковского автомобильного завода сошли первые 22 автомобиля «Чайка» — ГАЗ-13. Новинка стала «трудовым подарком» коллектива Горьковского автозавода XXI съезду КПСС.
6 октября 1955 года на Парижском автосалоне был представлен культовый автомобиль послевоенной Европы — Citroën DS. Он стал одним из символов того времени. Жюри Международного конкурса Car of the Century присудило ему в 1999 году третье место в списке из ста наиболее выдающихся автомобилей столетия.
10 октября 1956 года с конвейера сошла первая серийная ГАЗ-21 «Волга».
1 октября 1960 года с конвейера сошёл первый «Запорожец».
9 сентября 1970 года был начат выпуск автомобилей «ВАЗ-2101» — «Жигули».
28 марта 1971 года была сдана в эксплуатацию первая очередь Волжского автомобильного завода, начался выпуск автомобиля «Жигули».
5 апреля 1977 года началось серийное производство внедорожника ВАЗ 2121 «Нива». Легендарная модель Волжского автозавода совмещала в себе комфортабельность легкового автомобиля и проходимость вездехода, чем заслужила признание среди автолюбителей всего мира.
28 марта 2001 года было одобрено создание совместного предприятия General Motors и АвтоВАЗА. На мощностях нового СП организовали производство компактных внедорожников Chevrolet Niva — перелицованных версий отечественной модели ВАЗ 2123 «Нива».
Анекдот:
У китайского магната спросили: — Как вам удается так качественно подделывать автомобили всемирно известных автогигантов?
— Очень просто, крадем чертежи, посылаем шпионов со скрытыми камерами, которые снимают весь процесс производства автомобиля на заводе и повторяем до мельчайших деталей на нашем заводе.
— А русские автомобили тоже подделываете?
— Пытались. Не получилось. Наши китайские рабочие после второго стакана водки отключаются.