Для чего нужны бактерии 3 класс
Проект по окружающему миру в 3 классе «Бактерии: вредные и полезные»
Бактерии играют очень важную роль в мире живого.
Бактерии были одними из первых, появившихся на Земле видов (примерно 4 триллиона лет назад), и более чем вероятно, что они переживут и нас, людей.
Несмотря на их огромное разнообразие и на то, что они расселены практически везде на Земле – и на дне океана, и даже в нашем кишечнике, – у бактерий все же есть нечто общее.
Все бактерии обладают приблизительно одинаковым размером. Они лечат и убивают, создают и разрушают. Но одно ясно точно – жизнь без них невозможна. Однажды я своим родителям задал вопрос, почему люди болеют? Мама сказала, что это бактерии попадают в организм и человек болеет. И тогда я задумался, а что такое бактерии, где они живут, как размножаются и чем опасны? И все ли бактерии вредны?
Паспорт проекта
Цель: исследование бактерий, живущих в организме человека и размножение бактерий в домашних условиях.
Задачи:
Объект исследования: бактерии.
Предмет исследования: работа бактерий.
Гипотеза: предположим, что среди множества бактерий живущих в организме человека, есть вредные и полезные, и их можно размножить в домашних условиях.
Методы исследования:
Основная часть
История изучения бактерий
Бактерии – это живые организмы, существующие бок о бок с нами. Они есть в земле, в воде, в воздухе, в растениях, внутри и снаружи всех живых организмов
Бактерии могут все и еще чуть-чуть. Они создали наш мир – пригодный для дыхания воздух, плодородную почву, полезные ископаемые.
До изобретения микроскопа люди даже не подозревали о существовании мельчайших живых организмов. Поэтому они не могли понять той опасности, которую несут бактерии и вирусы. Лекари того времени не утруждали себя даже мытьем рук перед проведением хирургических операций. Пациенты частенько не выживали.
Получив в свое распоряжение современнейшее по тем временам оборудование – микроскоп, голландский ученый Антони ван Левенгук первым рассмотрел микробы. Сотню лет спустя француз Луи Пастер обнаружил связь микроорганизмов с распространением инфекционных заболеваний и порчей пищевых продуктов.
Строение бактерий
Бактерия имеет сложное строение:
Виды бактерий
Классификация бактерий
Внутри человека, как и внутри прочих млекопитающих, живет невообразимо большое количество бактерий. В наших телах их в 10 раз больше, чем всех клеток организма вместе взятых.
Полезные бактерии
Некоторые виды полезных бактерий:
Кишечная палочка
Является неотъемлемой частью флоры кишечника человека и большинства животных. Ее пользу трудно переоценить: расщепляет неусваиваемые моносахариды, способствуя пищеварению; синтезирует витамины группы K; предотвращает развитие патогенных и болезнетворных микроорганизмов в кишечнике.
Кишечная палочка и молочные бактерии
Молочнокислые бактерии
Представители этого отряда присутствуют в молоке, молочных и ферментированных продуктах, и в то же время являются частью микрофлоры кишечника и ротовой полости.
Способны сбраживать углеводы и в частности лактозу и вырабатывать молочную кислоту, которая является основным источником углеводов для человека. Посредством поддержания постоянно кислой среды сдерживают рост неблагоприятных бактерий.
Вредные бактерии
К вредным обычно относят виды, которые паразитируют на других организмах. кишечной палочки могут привести к заболеваниям желудочно-кишечного тракта: отравления, диарея и пр.
Патогенные бактерии
Некоторые виды патогенных бактерий:
Сальмонелла
Эта бактерия является возбудителем очень острой кишечной инфекции, брюшного тифа. Сальмонелла вырабатывает токсины опасные исключительно для людей. При заражении происходит общая интоксикация организма, которая приводит к сильной лихорадке, высыпанию по всему телу.
Мои исследования
Результаты теста «Бактерии»
Для того, чтобы понять, что знают ученики нашей школы о бактериях, я провел тест.
Результаты теста «Бактерии»
Оказалось, что многие ребята знают, о царстве бактерий и о существовании полезных и вредных бактерий.
Опытно-экспериментальная работа
Провести опыт (на наличие микробов на разные предметы)
Опыт 1. Порча продуктов
Возьмем кусок хлеба и поместим его в полиэтиленовый пакет (мешочек). Попробуем через 5 дней взять кусочек хлеба, и мы увидим огромное количество плесени. Плесень очень страшна, даже если мы ее не видим, можно почувствовать запах. Есть такой продукт нельзя.
Вывод: Опыт показал, что микроорганизмы вызывают порчу продуктов.
Опыт 2. Полезные бактерии
В классе мы замесили две порции теста из муки, воды, соли, сахара. Одну порцию замесили без дрожжей. Во вторую порцию мы добавили дрожжи. Сформировали маленькие булочки. Булочку из теста без дрожжей мы пометили зубочисткой.
На кухне нам испекли эти булочки. Получилась булочка без дрожжей очень маленькая, на вкус – жесткая, не вкусная. А вторая с дрожжами получилась пышная, ароматная, очень вкусная.
Вывод: опыт открыл нам полезные свойства дрожжей. Дрожжи – выполняют нужную работу. Они вырабатывают углекислый газ и тесто поднимается, становится пышным. Эти микроорганизмы – наши помощники.
Итог: Мир микробов интересен и многообразен. Среди микробов есть наши друзья и враги. Я точно знаю, что нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать правила гигиены и кушать неиспорченные продукты.
Заключение
Изучая бактерии, я познакомился с их разнообразием и классификацией, смог самостоятельно вырастить бактерии в домашних условиях. Узнал, что существует огромное количество полезных бактерий, которые мы употребляем каждый день с кисломолочными продуктами и о вредных бактериях (опасных для человека).
На основании выше изложенного материала и проведенных исследованиях, считаю, что моя гипотеза подтвердилась: Множество бактерий живет в организме человека, они бывают как полезные, так и вредные и их можно размножить в домашних условиях.
Урок окружающего мира по теме «Бактерии»
Презентация к уроку
Тип урока: Усвоение новых знаний. Урок-исследование.
Основное содержание: Бактерии. Виды бактерий, места их обитания, роль в природе.
Проблема исследования: Бактерии помогают или вредят человеку.
Характеристика деятельности учащихся (универсальные учебные действия):
— Работа с научными текстами.
— Лабораторная работа с использованием цифрового микроскопа.
— Сравнение исследуемых объектов по общим признакам.
Ход урока
1. Проверка приобретённых ранее знаний.
Игровой момент. Решение практических задач. Классификация представителей живой природы по общим признакам. Презентация выполненных работ. Работа в группах по 4 человека. (Приложение 5.doc)
Распределите представителей живой природы на подгруппы. Наклейте таблички с названиями на один из листов цветной бумаги. Цвет выберите сами.
Как называются эти подгруппы: классы, товарищества, царства? Выберите верный ответ.
2. Определение темы урока. Работа с кроссвордом. (Приложение 4.doc)
Кроссворд по теме “царства природы”.
Чёрный ящик.
— Назовите предметы, стоящие на столе (пакет с кефиром, колба с землёй, коробочка с лекарством, пакет с удобрениями).
— Как вы думаете, что может объединять эти разные предметы? (В них могут жить бактерии).
3. Открытие новых знаний.
— Внимательно прочитайте текст учебника.
— Что интересное узнали из прочитанного (высказывания учеников).
2). Работа с презентацией. (слайды 1 – 4)
Бактерии – самые маленькие организмы, из живущих, на планете Земля.
Выдвижение гипотезы. Бактерии, какие они: вредные или полезные?
Путешествие в прошлое. В 17 веке голландский учёный Антони ван Левенгук рассмотрел в микроскоп целый мир микроскопических организмов и назвал их АНИМАЛЬКУЛИ или ЗВЕРУШКА.
Микробиологи стали называть эти живые существа БАКТЕРИЯ, что в переводе с греческого означает ПАЛОЧКА. Как вы думаете, почему именно так такое название дали этим живым существам?
4. Работа с микроскопом. Наблюдение за бактериями.
— Скажите, кто из вас видел бактерии?
— А почему вам не удалось увидеть бактерии?
— Кто из вас знает, как они выглядят?
— Как вы думаете, что надо сделать, чтобы увидеть бактерии?
— Рассмотрите бактерии в цифровой микроскоп. Расскажите, что вы увидели по плану:
1. На что похожи бактерии.
2. Какого они размера.
— Нарисуйте бактерии, которые видели в микроскоп.
5. Продолжение работы с презентацией. (Слайды 5 – 10)
Знакомство с видами бактерий, роль в природной среде, среда обитания.
Продолжение работы с презентацией. (Слайды 11 – 14)
Роль бактерий в природной среде.
Вредные бактерии вызывают тяжёлые заболевания у человека (туберкулёз, сибирскую язву, ангину, пищевые отравления, и др.), животных и растений (например, бактериальный ожог яблонь).
Благоприятные внешние условия увеличивают скорость размножения бактерий и могут вызвать эпидемии.
Большинство бактерий человеческого организма очень полезны для него. В кишечнике любого человека содержится примерно три килограмма бактерий.
Полезные бактерии нужно поддерживать в организме, так как они помогают человеку. Людям необходимо употреблять кисломолочные продукты, так как в них содержится много бифидобактерий. Тысячелетиями человек использовал молочнокислых бактерий для производства сыра, йогурта, кефира, уксуса, а также квашения.
— Внимательно рассмотрите изобразительный коллаж, и расскажите, где обитают бактерии.
Самостоятельная аналитическая работа в парах.
— Используя учебник, страницы 46, 47, заполните таблицу. (Приложение 3.doc)
Польза | Вред |
1. Потребляют остатки мёртвых организмов, очищая природу, формируя перегной в почве. |
2. В желудке человека, животного помогают переваривать пищу.
3. Используют в кулинарии для приготовления различных блюд.
— Как вы ответите на поставленный в начале путешествия вопрос:
Итог урока
— Что интересное узнали на уроке?
— Оцените урок. Раскрасьте в дневнике строку с данным уроком. (Слайд 18)
Домашнее задание.
1). Прочитать текст в учебнике страницы 46–48.
2). Собрать интересну информацию о бактериях. (можно пользоваться Карточкой помощницей (Приложение 2.doc)
Дополнительный материал для учителя (Приложение 1.doc)
Для чего нужны бактерии 3 класс
Бактерии – крошечные организмы, рассмотреть которые можно только при помощи микроскопа.
Где живут бактерии
Невооруженным глазом бактерии увидеть невозможно из-за их малого размера. Именно поэтому мы не замечаем, как много бактерий на всех окружающих нас предметах. Даже самый чистый стол или тщательно вымытая посуда всегда покрыта множеством бактерий.
Много бактерий живет в воде, воздухе, еде, внутри и снаружи живых организмов. Некоторые бактерии не боятся тяжелых условий окружающей среды. Они, например, могут жить в морозилке или близко к жерлу вулкана.
Строение бактерий
По строению бактерии сильно отличаются от других живых существ, например, растений или животных. Их тело состоит всего из одной клетки, покрытой несколькими слоями оболочки. Под оболочкой есть вязкая жидкость, в которой находятся «органы» бактерии, благодаря которым она может питаться, передвигаться и размножаться.
Форма у бактерии может быть самой разной. Бывают круглые, продолговатые бактерии, бактерии по форме напоминающие палочки, запятые, звездочки и спирали.
А еще бактерии бывают подвижными и неподвижными. Неподвижные бактерии не могут передвигаться самостоятельно. У подвижных бактерий есть специальные выросты на боках. Бактерия шевелит этими выростами и так передвигается.
Часто бактерии не имеют цвета, но встречаются красноватые или зеленоватые бактерии.
Что едят бактерии?
У бактерий нет рта, но их оболочка способна пропускать через себя питательные вещества из той среды, в которой находится бактерия.
В пресных и соленых водоемах живут бактерии, которые умеют питаться энергией Солнца. Они, как и большинство растений на земле, улавливают солнечные лучи и преобразуют их в энергию для жизни.
Есть бактерии, живущие за счет потребления химических веществ. Они поглощают водород, железо или аммиак.
Большое число бактерий селится в гниющих фруктах, деревьях, останках живых существ и питается этой неприятной пищей.
Нужен ли бактериям воздух?
Почти всем живым существам необходим воздух для дыхания. Даже морские животные нуждаются в кислороде, который они добывают из воды. Но некоторые бактерии научились жить даже там, где кислорода нет. Поэтому ученые разделили бактерии на 2 вида:
Первый вид бактерий может поселиться почти везде: на поверхностях предметов, на коже, в еде, в напитках. Анаэробные бактерии прячутся там, где другим бактериям не выжить. Они способны жить в плотной почве, в герметично закрытой банке с консервами и даже внутри тела человека.
Анаэробные бактерии довольно опасны. Они вызывают заболевания, с которыми сложно справиться.
Размножение бактерий
Большинство бактерий размножаются делением. Это значит, что маленькое тельце просто разделяется на 2 половины и получается 2 новых взрослых бактерии. Процесс происходит очень быстро. При хорошем питании и условиях окружающей среды из одной бактерии за день может образоваться огромное количество новых бактерий.
Бактерии плохие или хорошие?
Может показаться, что бактерии умеют только вредить. Но это не так. Конечно же, бактерии вызывают разные заболевания и осложняют заживление ран. Еще бактерии портят продукты питания, а их выделения делают еду ядовитой.
Но ученые научились использовать бактерии во благо людям. Особый вид бактерий превращает молоко в кефир, другие способны произвести из молока сыр. Соленые или квашеные овощи также получаются благодаря бактериям. Часть сильных лекарств удалось изобрести именно с использованием бактерий.
Бактерии приносят пользу и в дикой природе. Они разлагают остатки погибших животных и растений и этим очищают природу от отходов, повышают плодородность почвы.
Презентация по окружающему миру на тему «Бактерии» (3 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Тема урока: бактерии Подготовил Исаев Егор
Изучением микробов (бактерий) занимается микробиология– одна из областей медицинских знаний. Именно благодаря ее достижениям мы сегодня гораздо меньше болеем, чем наши предки! Известно, что в 1 кубическом миллиметре воды содержится несколько миллиардов различных микробов: все это можно наблюдать в электронный микроскоп.
Бактерии данной группы обитают на пищеварительных, дыхательных путях, коже.
Спирохеты встречаются в почве, воде, других организмах.
Эти бактерии имеют форму палочки. Кишечная, туберкулёзная палочка Они поселяются в организмах человека и животных.
Вредные бактерии вызывают тяжёлые заболевания у человека (туберкулёз, сибирскую язву, ангину, пищевые отравления, и др.), животных и растений (например, бактериальный ожог яблонь). Благоприятные внешние условия увеличивают скорость размножения бактерий и могут вызвать эпидемии.
Полезные бактерии нужно поддерживать в организме, так как они очень сильно помогают ему. Людям необходимо употреблять кисломолочные продукты, так как в них содержится много бифидобактерий. Тысячелетиями человек использовал молочнокислых бактерий для производства сыра, йогурта, кефира, уксуса, а также квашения..
спирохеты кокки бациллы
Бактерии — большая группа одноклеточных организмов. По форме могут быть шаровидными, палочковидными, извитыми. Их можно обнаружить в почве, воде, воздухе, на теле животных и человека. Бактерии переносят низкие и высокие температуры и могут жить в самых экстремальных условиях. Например, единственные организмы, обнаруженные в Мертвом море, — это именно бактерии. В помещении в каждом кубометре воздуха содержится до 1 млн. бактерий. Большинство из них не оказывает вредного воздействия на человека, участвует во многих процессах жизни — например, в брожении, как молочно-кислом, так и спиртовом, в утилизации органических остатков. Полезные бактерии защищают наш организм. Более того, в будущем станет возможным использовать бактерии как биомаркеры заболеваний. То есть по ним можно будет судить о характере болезни.
Спасибо за внимание
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-050681
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Российские юниоры завоевали 6 медалей на Международной научной олимпиаде
Время чтения: 2 минуты
Ученые изучили проблемы родителей, чьи дети учатся в госпитальных школах
Время чтения: 5 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Проектно-исследовательская работа ученицы 3 класса Ломакиной Полины по теме: «Вред и польза бактерий»
Проектно-исследовательская работа из области «Естествознание». Представляет собой исследование учащейся о вреде и пользе бактерий. В работе представлены практические опыты и метод опроса по теме.
Просмотр содержимого документа
«Проектно-исследовательская работа ученицы 3 класса Ломакиной Полины по теме: «Вред и польза бактерий»»
ЛОМАКИНА Полина Дмитриевна
Краснодарский край, г.Горячий Ключ, с.Безымянное
МБОУ ООШ № 15 имени Героя Советского Союза Михаила Михайловича Шалжияна, 3 класс
БАКТЕРИИ ВРЕДНЫ ИЛИ ПОЛЕЗНЫ?
Научный руководитель: Куруджова Галина Васильевна, учитель начальных классов МБОУ ООШ № 15, г.Горячий Ключ, с.Безымянное
Цель проекта– доказать, что бактерии бывают не только вредные, но и полезные.
1. Изучила научную литературу школьной библиотеки.
2. Использовала научные сайты Интернета.
3.Использовала метод опроса.
4. Практически изобразила строение бактерии и влияние кислой среды на содержимое кишечника.
В процессе работы я научным путём доказала, что бактерии бывают не только вредными, но и полезными. Особенная роль отведена полезным молочнокислым бактериям. Так же в своей работе я провела опрос мнения окружающих по данной теме. Выяснила, что бактерии бывают разные по форме и отвечают за разные заболевания, и большинство окружающих людей уверены в том, что бактерии бывают вредными и полезными.
2. Гипотеза 1: «Предположим, что бактерии вредны»………………………………………
3. Гипотеза 2: « Предположим, что бактерии бывают полезными».
4. Что такое кисломолочные продукты и в чем их польза……………………………………
4.1. Польза кисло-молочных подуктов……………………………………………………..
4.2. Характеристика некоторых кисло-молочных продуктов…………………………….
Список использованных источников…………………………………………………………
Я выбрала тему «Вред и польза бактерий», потому что она актуальна. Мы часто болеем и думаем «Почему?» В этом вопросе я решила разобраться. В своей работе я предположила, что бактерии могут быть не только вредные, но и полезные. Некоторые бактерии помогают человеку уничтожить вредные микробы. Так, например, я выяснила, что это бактерии кишечника. Они стоят на страже иммунитета.
Так же в своей работе я провела опрос мнения окружающих по данной теме. Выяснила, что бактерии бывают разные по форме и отвечают за разные заболевания, и большинство окружающих людей уверены в том, что бактерии бывают вредными и полезными.
Цель – доказать, что бактерии бывают не только вредные, но и полезные.
1. Изучить научную литературу школьной библиотеки.
2. Использовать научные сайты Интернета.
3.Использовать метод опроса.
4. Практически изобразить строение бактерии и влияние кислой среды на содержимое кишечника.
1. Что такое бактерии
В течение тысячи лет своего существования человек не имел представления о том, что вызывает его заболевания. Первобытные люди имели свое объяснение этому – они считали, что болезнь вызывают злые духи, живущие внутри жертвы. И только в 1865 году наука доказала, что причиной заболеваний являются микробы (вредные бактерии). Луи Пастер, первый выдвинул эту теорию (рис.1).
И сегодня мы знаем, что микробы являются самыми опасными врагами человека. Они представляют собой мельчайшие одноклеточные микроорганизмы, видимые только под микроскопом (рис.2). Некоторые из них настолько малы, что практически невидимы.
Рис.2. Бактерии под микроскопом
Я смогла создать макет бактерии шарообразной. При этом мне пришлось выяснить, что внутри этого одноклеточного организма нет ядра, а только его подобие (фото 1).
Фото 1. Строение бактерии (макет)
Бактерии появились задолго до животных, растений и грибов и приспособились к обитанию в воде, на земле и под землей, а потом внутри многоклеточных организмов.
В зависимости от устройства бактерии делятся на шарообразные (кокки), палочковидные (например, бациллы) и извилистые (спириллы и вибрионы) [1] (рис.3).
Рис.3 Кокки, бациллы, спириллы, вибрионы
2. Гипотеза 1: «Предположим, что бактерии вредны».
Один тип микробов вызывает только одно заболевание. Например, микробы вызывающие скарлатину не приведут к заболеванию малярией или другой болезнью. А скарлатину вызывает только один вид микробов [2].
При некоторых заболеваниях, например, скарлатине, кори или свинке человек не заболевает повторно. Эта способность организма противостоять повторному заболеванию называется активным иммунитетом. Некоторые животные обладают «естественным иммунитетом», что означает: они не страдают от заболеваний, которым подвержены другие животные. Прививки и антитоксины вырабатывают у человека иммунитет против некоторых микробов [2].
Благодаря специальной иммунной системе организм мгновенно включает свои защитные механизмы: белые кровяные тельца обнаруживают в крови присутствие чужих микроорганизмов и выделяют соответствующие химические вещества (антитела), уничтожающие пришельцев. Некоторые антитела остаются в организме и после болезни, но он уже находится во всеоружии, и такая болезнь ему уже не страшна. Когда организм не в силах самостоятельно справится с болезнью, ему необходимо помочь лекарствами – антибиотиками [4].
Множество растений обладают антибиотическими свойствами. В том числе и съедобные. Продукты питания, созданные природой, не могут нанести такой же сильный вред, как химические препараты. У них практически нет побочных действий, да и стоят они дешевле медикаментов. И еще у природных антибиотиков есть большой плюс: природа придумала специальные вещества для защиты сразу и от бактерий, и от вирусов, и от грибков. То есть создала более совершенные лекарства, в отличие от лабораторных, которые борются только с определенными группами бактерий или вирусов [8].
Двадцать один самый лучший природный антибиотик: базилик, брусника, голубика, горчица, гранат, грейпфрут, имбирь, калина красная, капуста, клюква, корица, красное и белое сухое вино, лимон, лук, малина, мед и прополис, облепиха, редька, хрен, черная смородина, чеснок [8].
Вывод: таким образом, есть вредные бактерии. Но с ними человек научился бороться.