Для чего нужны буквы
Детский исследовательский проект «Зачем человеку нужны буквы?»
Людмила Макарова
Детский исследовательский проект «Зачем человеку нужны буквы?»
Здравствуйте, меня зовут Сомов Дима и мне 6 лет. Тема моего проекта (название): «Зачем человеку нужны буквы?» Цель моего проекта – узнать, как появился алфавит и почему люди не могут без него обходиться?
Когда я был ещё меньше, мне было не ясно (не понятно, как люди читают книги, ориентируются по картам (понимают карты, пишут друг другу смски. Но позже, немного повзрослев, я понял, что все это у них получается, потому что они знают буквы. Мне тоже хотелось побыстрее стать умным и взрослым, и тогда я принялся за алфавит. Вот только откуда он взялся, и кто его придумал?
Пока я готовил свое исследование, из интернета я разузнал, что самую первую азбуку (славянскую) для русских людей придумали два образованных (грамотных) брата Кирилл и Мефодий. Они придумали буквам названия и картинки. Вот только в их азбуке было целых 43 буквы! Но это было очень-очень давно и с тех пор многое у людей поменялось (изменилось). Поэтому теперь в нашем алфавите только 33 буквы. Ну, а что же такое алфавит я спросил у нашего логопеда Людмилы Александровны. Она объяснила мне, что алфавит это порядок букв. Ведь все, что нас окружает в жизни должно иметь свой порядок, так и буквы, каждая имеет свое место и значение. Кстати, все буквы алфавита мне теперь знакомы!
Но на этом я не остановился. Я стал замечать, где и как взрослые используют буквы. Например, когда мы с бабушкой заходили в магазин, то я обращал внимания на товары, на каждом из них было что-то написано. На пакете с молоком, я читал – «Молоко», на ящике с апельсинами я читал – «Апельсины». Так я понял, что порядок на полках в магазине связан с алфавитом.
Ещё буквы встречаются на смартфонах моих родителей, мама рассказала, что они называются клавиатурой и она нужна людям для того чтобы задавать вопросы интернету или писать смски (сообщения) своим близким или друзьям. Получается с помощью букв нам легче общаться.
А однажды, когда мы с папой заскучали, то он предложил мне сыграть с ним в интересную игру под названием «Морской бой». Вот только, чтобы в неё играть нужно знать буквы (хотя бы от А до К). Нам было очень весело, выходит, что буквы помогают и в веселье. А как же кроссворды или ребусы? Мы часто в кружке «АБВГДейка» их разгадываем, без букв этих игр просто не было бы.
Теперь я убедился, что без букв жить человеку было бы скучно и одиноко. Ведь, теперь, когда я знаю алфавит, я могу сам прочитать книгу, название улицы, подписать открытку, написать сообщение другу. Поэтому я говорю, что мне буквы в жизни очень пригодятся!
Вы знаете, мы с мамой очень потрудились и создали свой алфавит. Каждую букву мы украсили как-то особенно.
Надеюсь, вам было интересно меня слушать! Спасибо за внимание!
Урок по русскому языку на тему «Алфавит и его значение» (1 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока: Алфавит и его значение.
Цель урока: формировать представление учащихся об алфавите.
Задачи:
Обучающие:
1) систематизировать знания учащихся об алфавите;
2) повторить написание ранее изученных букв;
3) продолжить формирование понятия «звук-буква».
Развивающие:
1) развивать фонематический слух;
2) развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.
Воспитательные:
воспитывать любовь к русскому языку, культуре общения.
Оборудование: компьютер, проектор.
Дидактический материал учителя: Авторская презентация в программе PowerPoint.
Методы обучения:
объяснительно-иллюстративный
поисково-исследовательский.
УУД:
Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания.
Воспроизводить алфавит. Осознавать алфавит как определенную последовательность букв.
Предполагаемые результаты:
1) понимает, для чего нужен алфавит и его роль в жизни людей:
2) умеет использовать алфавит на практике, правильно расставляет слова по алфавиту;
3) понимает, как следует расставить слова, начинающиеся с одной и той же буквы.
— Встали все у парт красиво, чтобы я всех вас увидела. А сейчас тихо сядут девочки, а мальчики послушают – все ли тихо сели. А теперь тихо сядут мальчики, а девочки послушают.
У всех спинки прямые.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Актуализация опорных знаний.
На каждой страничке,
— Чем буква отличается от звука? (Звук слышим, произносим, буквы пишем и видим)
— Как отличить гласный звук от согласного?
1. Буквы гласные мы любим
И все больше с каждым днем
Мы не просто их читаем
2. Воздух свободно идет через рот
Нет препятствий разных
Голос участвует, голос зовет.
Звук получается гласный.
3. А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть.
Даже фыркать и свистеть,
Но не хочется им петь.
А теперь поиграем в игру «Найди лишнюю букву»
Какие еще буквы могут обозначать два звука? Когда они обозначают два звука?
Откроем тетради, запишем сегодняшнее число.
Посмотрите на доску, мы видим рисунки с различными предметами и животными. Запишите первую букву предметов, изображенных на картинке.
Буквы пишем заглавные.
Самооценка. Оцените свою работу.
Какое слово получилось? Поставьте ударение, разделите слово на слоги, составьте схему слова.
— Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить?
Правильно, об алфавите.
— Ребята, а что вы хотели бы узнать на уроке об алфавите?
Какая цель нашего урока? Чему мы должны научиться на уроке?
Итак, мы должны узнать, что такое алфавит, для чего он нужен и запомнить порядок букв и их названия.
Для достижения поставленных целей нам нужно:
Быть внимательными
Быть усидчивыми
Быть любознательными
Быть сосредоточенными
Помогать друг другу
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд,
Каждый в условленном месте стоит,
— Давайте назовем буквы из которых состоит слово АЛФАВИТ. Названия букв алфавита надо знать.
— А что такое алфавит? (Буквы, расположенные друг за другом в определенном порядке называются алфавит, или азбука)
— Давайте назовем буквы алфавита по порядку.
Сколько букв в алфавите?
— Попробуйте объяснить, почему назвали «алфавит», или «азбука»
Слово «алфавит» пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называлась «альфа», а вторая в это время называлась «вита». Путём сложения этих двух слов получилось слово «алфавит»
— Алфавит можно заменить другим словом, которое тоже называет буквы, расположенные в определённом порядке. Кто его может назвать? (Азбука)
— А чтобы узнать, как это слово образовалось, давайте рассмотрим старославянскую азбуку.
— Прочитайте, как называлась первая буква, вторая? (Аз, буки)
— Что получается при сложении этих двух слов? (Азбука)
— А создали эту азбуку Кирилл и Мефодий более 1000 лет назад, именно её мы с вами изучаем.
— Рассмотрите репродукцию с иконы «Кирилл и Мефодий». На ней вы видите Кирилла и Мефодия. Они почитаются как святые, потому что благодаря им славяне (наши предки) получили возможность читать и писать на своём языке. Кирилл и Мефодий составили первые словари.
— Конечно, написание букв сильно изменилось, некоторые буквы исчезли, но основа осталась. Найдите буквы похожие на буквы из современного алфавита.
(Дети находят буквы в старославянском алфавите, называют их)
Ребята, зачем нам нужно изучать и знать алфавит? Где может пригодится знание алфавита?
При помощи алфавита можно поставить слова в определенном порядке т.е. по алфавиту.
Поставьте слова в алфавитном порядке: ШКОЛА, КЛАСС, ЗВОНОК, УРОК, БУКВАРЬ.
— Подчеркните орфограммы, т.е. буквы в словах, где мы можем ошибиться «опасные места». Разделите слова на слоги, поставьте ударение. Какое слово лишнее, почему?
Физминутка. Изобразите руками букву Ф –наклоны в право, влево; О, Р – прыжки на двух ногах; Т – повороты вправо, влево; Г, К
Если мы не знаем как правильно написать слово? Как поступить в этом случае? (Обратиться за помощью в словари)
Попробуйте быстро найти в словаре слово КАРТОФЕЛЬ. (Трудно выполнить задание)
Для того, чтобы быстро найти слово, в словаре слова записаны в алфавитном порядке.
В библиотеке библиотекари быстро находят ту или иную книгу. Почему?
Медицинские карточки в больнице также стоят по алфавиту.
Фамилии и имена в классном журнале, в телефонной книжке тоже расположены в алфавитном порядке.
Групповая работа. Сейчас разделимся на 3 группы. Каждая группа поставьте свои имена в алфавитном порядке. и запишите. Как напишите имена? (С заглавной буквы)
— Что вызвало затруднение? (Имена двух учеников начинаются на одну и ту же букву»
— Почему так получилось? Чего мы еще не знаем? (Как расположить слова, начинающиеся с одинаковой буквы)
— Как нам поступить? (Смотрим на вторую букву и т.д.)
Запишите имена. Как напишите имена? (С заглавной буквы)
— Открыли ли вы для себя что-то новое на уроке?
— Какое задание больше всего понравилось?
— Какое задание было самым трудным?
Итак, мы открыли еще одну тайну нашего языка, какую? (Располагать слова в алфавитном порядке)
VII Проектная работа.
Перед вами лежат листочки с первой буквой вашего имени. Вам нужно раскрасить эту букву, написать на этом листе свое имя и выяснить значение своего имени. Запишите все, что вы узнали о своем имени и тогда из этих листов мы сделаем книгу имен нашего класса.