Для чего нужны были бурлаки на волге

Кто шёл в бурлаки и как складывалась их жизнь

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Для чего нужны были бурлаки на волге. Смотреть фото Для чего нужны были бурлаки на волге. Смотреть картинку Для чего нужны были бурлаки на волге. Картинка про Для чего нужны были бурлаки на волге. Фото Для чего нужны были бурлаки на волге

Кто шел в бурлаки и что такое бечевник

Для чего нужны были бурлаки на волге. Смотреть фото Для чего нужны были бурлаки на волге. Смотреть картинку Для чего нужны были бурлаки на волге. Картинка про Для чего нужны были бурлаки на волге. Фото Для чего нужны были бурлаки на волге

С 16 века и до появления паровых двигателей суда по рекам против течения тащили бурлаки. Основной «водной дорогой» была Волга. Но существовало множество деревень, которые располагались по берегам крупных рек. Как только заканчивался ледоход, в них приходили артели бурлаков в поисках работы. Чаще всего это были отчаявшиеся люди, которые потеряли хозяйство и махнули на жизнь рукой.

Было много традиций среди бурлаков. Например, посвящение в профессию. Выбирались особо крутые берега Волги, которые еще называли «буграми жареными». Когда судно проходило мимо такого бугра, артель устраивала причал. Новичкам следовало построиться у подножья берега, а лоцман, взяв в руки лямку, находился за их спинами. И вот раздавался крик опытных работников: «Жарь!» — лоцман начинал стегать новичков лямкой, а те стремительно бежали вверх. Кто первым добегал до верха, тот избегал ударов. После этого экзамена новичок становился своим, его принимали в артель.

Ходили бурлаки по бечевнику. Так называлась прибрежная полоса, утоптанная бурлацкими ногами. Никаких особых условий для работы не предоставлялось, разве что распоряжением императора Павла было запрещено строить дома и заборы. Что касается камней, болотистых мест, кустов — их приходилось с трудом преодолевать.

Какая иерархия была среди бурлаков: шишки, подшишельные, кабальные, кашевары, косные

Для чего нужны были бурлаки на волге. Смотреть фото Для чего нужны были бурлаки на волге. Смотреть картинку Для чего нужны были бурлаки на волге. Картинка про Для чего нужны были бурлаки на волге. Фото Для чего нужны были бурлаки на волге

В бурлацкой артели существовала строгая иерархия. Бригадира называли шишкой. Обычно это был самый опытный и сильный мужчина. Он шел первым, задавая ритм движения. Идти надо было синхронно, и бурлаки шагали с правой ноги, подтягивая левую. Со стороны это выглядело как покачивание. Бывало, что кто-то сбивался, тогда шишка командовал: «Сено-солома!», чтобы люди могли снова попасть в такт. Удерживать ритм на извилистых узких дорожках, проходящих над обрывом, было непросто. Бригадир должен был уметь это делать.

Помощников шишки, которые шли по сторонам от бригадира, называли подшишельниками. Это были его главные пособники. Например, артельный староста, который занимался закупкой еды и раздачей жалования. Суммы порой были смешными и могли составлять и 30 копеек в день. Столько стоил проезд на извозчике из одного конца Москвы в другой.

За подшишельными шли бурлаки, которых следовало контролировать. Например, это были кабальные, которые спускали все жалование в первые же дни, работающие за еду. Потому особого старания они не проявляли. Самого молодого бурлака обычно назначали кашеваром.

В любой артели были и халтурщики, которые старались приложить как можно меньше усилий. За ними присматривали опытные бурлаки, которые шли сзади. Замыкал движение косный. В его обязанности входило следить, чтобы веревка не зацепилась за кусты и камни. Косный шел в своем ритме, на эту роль брали тех, кто был слаб или болен.

Как был организован бурлацкий труд

Для чего нужны были бурлаки на волге. Смотреть фото Для чего нужны были бурлаки на волге. Смотреть картинку Для чего нужны были бурлаки на волге. Картинка про Для чего нужны были бурлаки на волге. Фото Для чего нужны были бурлаки на волге

Работа у бурлаков была монотонной и крайне тяжелой. Помогал лишь ветер, который иногда мог быть попутным и дул в паруса. Тяжело ступая, люди передвигались по берегу, а когда становилось совсем тяжело, запевали песни. До нас дошла самая известная — «Дубинушка». Ее ритм помогал скоординироваться и «поднажать».

Изредка артель делала остановки, чтобы переобуться, заштопать одежду, перекусить. После ухода на берегу можно было найти потушенный костер, старую обувь, и, увы, могильный крест.

Хозяин судна нанимал артель и отбирал у бурлаков вид на жительство. Люди переходили в его собственность до момента, когда путь не будет закончен. Бурлаки были обязаны слушаться хозяина, идти день и ночь без капризов и лишних остановок, и даже отбиваться от разбойников, если они нападут на артель.

Когда идти по берегу было нереально, использовали еще один способ: на корме корабля был установлен барабан с длинным канатом, на конце которого находились якоря. Бурлаки посильнее грузились в лодку с якорями, отплывали подальше и бросали груз в воду. Бурлаки, которые находились на палубе, вручную подтягивали судно к якорям. После этого процесс повторяли.

Неженская работа: не только мужчины, но и женщины работали бурлаками

Для чего нужны были бурлаки на волге. Смотреть фото Для чего нужны были бурлаки на волге. Смотреть картинку Для чего нужны были бурлаки на волге. Картинка про Для чего нужны были бурлаки на волге. Фото Для чего нужны были бурлаки на волге

Город Рыбинск считался условной бурлацкой биржей труда. Весной в него устремлялись те, кто хотел заработать, перетаскивая баржи и суда. Интересно, что приходили не только мужчины, но и женщины. Многим из них приходилось это делать по приговору суда, то есть речь о каторжных. Но большинство представительниц прекрасного пола были свободными, например, солдатки, вдовы и даже сироты, которые не смогли выйти замуж — те, кто остро нуждались в деньгах.

Артели бурлачек собирались так же, как и мужские, из расчета на тысячу пудов груза (а это 16360 килограммов). Требовалось пять женщин, а мужчин — трое. К сожалению, женский труд оплачивался дешевле, так как практически все хозяева хотели, чтобы их баржу тащили мужики. Женщины старались сбить цену, чтобы их наняли. Несмотря на это, бурлачки неплохо зарабатывали, и денег хватало до следующего сезона. Скорее всего дело было в том, что мужчины, получив расчет, уходили в загул. На спиртное и женщин спускали немалые средства, а доход бурлака мог составлять и 500000 рублей в пересчете на современные деньги. Женщины-бурлачки были более разумны в этом плане, и финансы тратили экономно, стремясь сберечь побольше.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Для чего нужны были бурлаки на волге. Смотреть фото Для чего нужны были бурлаки на волге. Смотреть картинку Для чего нужны были бурлаки на волге. Картинка про Для чего нужны были бурлаки на волге. Фото Для чего нужны были бурлаки на волгеmasterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Для чего нужны были бурлаки на волге. Смотреть фото Для чего нужны были бурлаки на волге. Смотреть картинку Для чего нужны были бурлаки на волге. Картинка про Для чего нужны были бурлаки на волге. Фото Для чего нужны были бурлаки на волге

На момент начала XX века прошло уже почти 140 лет с того момента, как инженер и изобретатель Джеймс Уатт создал свой собственный прототип парового двигателя. Между тем на кануне трех революций в России на подавляющем большинстве судоходных рек можно было увидеть толпы бедолаг бурлаков, тащащих баржи и суда к месту назначения.

Какое рациональное объяснение может быть у того, что в стране никак не хотели завести пароходы?

Для чего нужны были бурлаки на волге. Смотреть фото Для чего нужны были бурлаки на волге. Смотреть картинку Для чего нужны были бурлаки на волге. Картинка про Для чего нужны были бурлаки на волге. Фото Для чего нужны были бурлаки на волге

Рациональное объяснение того факта, что даже к 1917 году в России использовался труд бурлаков, ужасающе просто – деньги. Свое хоть сколь-нибудь значимое производство паровых двигателей (котлов) в стране отсутствовало. Те пароходы, что были в наличии, не могли на 100% удовлетворить запросы экономики страны. Между тем, труд крестьян оставался до безумия дешевым, а потому большинству тогдашних «успешных бизнесменов» было намного проще и выгоднее нанимать на такую работу мужиков, чем тратить на пароход.

Для чего нужны были бурлаки на волге. Смотреть фото Для чего нужны были бурлаки на волге. Смотреть картинку Для чего нужны были бурлаки на волге. Картинка про Для чего нужны были бурлаки на волге. Фото Для чего нужны были бурлаки на волге

И это еще хорошо, если нанимали мужиков. Женщина-бурлак была далеко не редким явлением в дореволюционной России. Более того, женские бригады набирались с куда большей охотой, ведь труд крестьянок стоил еще меньше, чем труд крестьян-мужиков. После отмены крепостного права загонять мужика палкой в бурлаки уже было не нужно, они сами туда охотно шли. Правда следует понимать, что их «охота» была продиктована исключительно тяжелыми условиями жизни и невозможностью хоть где-то нормально заработать, кроме как пойти тягать баржи.

Для чего нужны были бурлаки на волге. Смотреть фото Для чего нужны были бурлаки на волге. Смотреть картинку Для чего нужны были бурлаки на волге. Картинка про Для чего нужны были бурлаки на волге. Фото Для чего нужны были бурлаки на волге

Относительно большинства других способов заработка в бурлаках крестьянин мог неплохо заработать. За один сезон можно было поднять денег на весь следующий год. Правда, сумм этих хватало для того, чтобы не помереть с голоду, а не для того, чтобы позволить себе какие-то излишества. Конечно же, было немало и тех, кто от осознания безысходности и жалкости своего крестьянского бытия, невозможности вырваться за сословные рамки общества просто пропивал весь свой заработок за месяц-другой.

Для чего нужны были бурлаки на волге. Смотреть фото Для чего нужны были бурлаки на волге. Смотреть картинку Для чего нужны были бурлаки на волге. Картинка про Для чего нужны были бурлаки на волге. Фото Для чего нужны были бурлаки на волге

Интересно, что вокруг картины Ильи Репина «Бурлаки на Волге», нарисованной в 1873 году, произошел скандал, дескать художник порочил имидж державы в глаза соседей. Вот только Репин, к сожалению, лишь отразил в своем произведении печальную и объективную действительность страны, а также бедственное и удручающее положение абсолютного большинства ее жителей.

Для чего нужны были бурлаки на волге. Смотреть фото Для чего нужны были бурлаки на волге. Смотреть картинку Для чего нужны были бурлаки на волге. Картинка про Для чего нужны были бурлаки на волге. Фото Для чего нужны были бурлаки на волге

После революции 1917 года ситуация сразу не изменилась. Бурлаки все еще оставались нужны на протяжении всей Гражданской войны. Более того, в ходе конфликта между Красными и Белыми ситуация с паровым речным транспортом только усугубилась. Так, например, «замечательный человек» Александр Васильевич Колчак, которому в сегодняшней России ставят памятники и пытаются превозносить его как героя, отступая по Каме, сжег и затопил все баржи и немногочисленные пароходы. В результате чего труд бурлаков здесь был востребован еще почти десятилетие.

Решить вопрос с автоматизированным речным транспортом в России смогла только власть Большевиков в результате проведения индустриализации.

Posts from This Journal by “История” Tag

Из истории Британского Колониализма

Как показал опрос YouGov, многие британцы испытывают гордость за Британскую империю и её колониальное прошлое. Выяснилось, что 44 процента…

Интересную информацию прочитал. Одна из первых российских социологов и статистиков Ольга Семёнова Тян-Шаньская в конце XIX века исследовала жизнь…

К 1912 году треть всего русского золота добывалась на богатейших сибирских приисках. Золотодобычей на Лене заправляло «Ленское золотопромышленное…

Информация об этом журнале

Что за, черт дери, лажу вы себе притащили?

Помнится когда-то вы у себя постили статью совершенно иным содержанием: https://masterok.livejournal.com/5473397.html

И да, «женские бригады бурлаков». Сок мозга.

точно ли совершенно иным содержанием?

какие противоречащие высказывания в этом и в том посту имеются?

>> Между тем на кануне трех революций в России на подавляющем большинстве судоходных рек можно было увидеть толпы бедолаг бурлаков, тащащих баржи и суда к месту назначения.

Тягать баржи толпой, да-да.

Что же тогда помешало снабжать Ленинград через Ладогу.

Раз за десятилетие всё решили..

Я с тобой на ты не переходил. Впрочем, для гопника твоё поведение вполне стандартное.

На начало 1941го года общее водоизмещение судов северо-западного речного пароходства около четырёхсот двадцати тысяч тонн.

Потери грузов от воздействия противника при перевозке грузов в осаждённый Ленинград в 1941м году меньше пяти процентов. По советской статистике.

Да уже всё посчитали и сопоставили

Источник

Кто такие бурлаки

Кто такие бурлаки, изображенные на известной картине, знают немногие. Это судовые рабочие, которые нанимались обслуживать грузовое судно во время пути к месту назначения. В списке их обязанностей было всё, что касается судна и груза: загружать-выгружать товар, стаскивать тяжёлое судно с мелей, заделывать пробоины, вычерпывать воду. Тащить неповоротливую баржу против течения на длинной верёвке — было лишь одной из множества задач. Бурлацкую тягу официально запретили только в 1929 г. До самой революции бурлаков ещё можно было встретить на малых реках и труднопроходимых участках крупных рек.

Как появились бурлаки

Инфраструктура обширной территории Российского государства была плохо организована. Лесные массивы, болота и отсутствие хороших дорог были препятствием лёгкому передвижению по стране. Поэтому в России главными транспортными связями между регионами всегда были реки. Передвигаться достаточно свободно можно было только по рекам. К тому же, не нужно было заботиться о ночлеге или корме для лошадей, как это бывало на дорогах. Заметим, что были и такие места, единственным способом добраться до которых или доставить товар была река.

Грузовое речное судоходство

Поток грузов с середины XVIII столетия по Волге и другим российским рекам значительно увеличивается. В Западной Европе стали пользоваться спросом железо и медь уральских заводов, русский лес и зерно. Ценились лён, пенька и шерсть. Кроме того, внутри страны товарным потоком с Нижней Волги на ярмарки везли соль.

Первые пароходы только-только появились в 1820-х г. на крупных реках, но были беспомощны в узких местах и на мелях. Суда либо сплавлялись вниз по течению, либо поднимались против течения вверх, «взводились». Например, с уральских заводов гружёные караваны по рекам Чусовой и Каме сплавлялись в Волгу. А дальше вверх по реке могли везти груз до устья Невы.

ЭТО ИНТЕРЕСНО. Уральская река Чусовая быстрая и порожистая. Провести караван барок по течению и не разбиться о коварные скалы-бойцы могли только умелые и знающие реку сплавщики.

Спрос на рабочую силу

Нищая и бесправная крепостная доля толкала крестьян уходить из деревень в города, искать заработок и лучшую жизнь. Мужики «рядились», то есть за оплату по договору нанимались на работу. Из них постепенно сложился рынок свободной рабочей силы.

Одновременно заметно вырос спрос на рабочую силу в речном судоходстве. По Волге в 1830 году ходило до 15000 судов, по Оке около 6000, на Каме — 1800 и 1150 судов на других притоках Волги. Туда и направились тысячи бывших крестьян и сделали этот промысел своей основной профессией. Так в России появились бурлаки.

Из чего состоял грузовой караван

Речные суда были различных типов. Барки-расшивы в основном сплавлялись вниз по рекам. Перевозили железо, медь, чугун и выдерживали 10-20 пудов. Их строили на один сезон, а в конце сплава продавали или разбирали на дрова. Баржи были крупнее по размеру, ходили вверх и вниз по течению. Строились основательно, служили несколько лет и вмещали 50-100 пудов груза.

Торговые судна всегда шли по реке караваном из барок и баржей. Главой каравана был приказчик или хозяин. Хозяйская барка называлась «казёнка». На палубе был устроен домик для жилья. Она шла под флагом и замыкала вереницу.
В каждом караване были «паузки», свободные лодки, на которые временно перегружали товар, если судно садилось на мель. На 15 судов полагалось 3 паузка.

Чем занимались бурлаки

Обязанности руководства

В руководящий состав входили сплавщик или лоцман и водолив.
Сплавщик — это опытный моряк, который хорошо знал фарватер на опасных и быстрых реках, например таких, как Чусовая или Белая и руководил работой бурлаков.

При движении вверх по рекам сплавщик заменялся лоцманом или шкипером. Лоцман стоял у руля и отдавал команды.

Водолив — старший рабочий, главный после сплавщика. Следил за исправностью судна и был обязан откачивать воду в случае течи. Буквально: лил воду. Отвечал за сохранность груза и восполнял из своего жалованья его порчу или пропажу.

Обязанности бурлаков

До прибытия в конечный пункт и полной разгрузки бурлакам следовало находиться в распоряжении руководства и выполнять всю судовую работу:

Как бурлаки тянули баржу

Глава артели — «шишка», надёжный и крепкий бурлак, стоял первым в ватаге с двумя ближайшими помощниками.
Бечева, длинная крепкая верёвка из пеньки, крепилась на судне. Через каждые примерно 6 метров к бечеве крепились широкие лямки — петли из кожи.

Бурлак продевал через голову в лямку и распределял по груди и плечам. Впрягшись, бурлаки разом налегали на лямки и мерным шагом шли берегом реки.

Если кто-то сбивался с ноги, то соседи начинали сталкиваться плечами. Важно было каждому идти синхронно и в ногу. Для этого бурлаки затягивали песню. Обязанность знать много песен для координации шага была у главного артельщика.

ЭТО ИНТЕРЕСНО. Песню «Эй, ухнем!» придумали не бурлаки, а лесорубы. В таких трудовых песнях не было художественного смысла. Припевки были инструментом в монотонном труде. Они задавали темп и помогали действовать слаженно. С этой целью пели и рабы на плантациях, и гребцы на галерах.

Последним в связке бурлаков шёл косной, который следил за целостностью бечевы и в случае надобности мог вернуться на судно.

Всегда ли бурлаки тянули лямку

Нет, не всегда бурлаки тащили баржу на верёвке, как это изобразил художник Илья Репин, а только когда этот способ был целесообразен. Например, в низовьях рек при отсутствии попутного ветра. Для прохода каждого участка пути сплавщик или лоцман выбирал индивидуальный способ передвижения судна по реке:

Например, на Волге выше Рыбинска для продвижения судов можно было впрячь лошадей. А от Рыбинска по Шексне или от Новой Ладоги до Петербурга баржи тянули пароходом. Когда караван шёл по течению, бурлаки находились на палубе и по команде сплавщика специальными длинными палками отталкивались от дна, чтобы держать судно в фарватере.

Кого брали в бурлаки

Трудному и опасному ремеслу в учебном заведении не обучали. Бурлаки приобретали навыки на практике. В бурлаки нанимали в основном бывалых и сильных мужчин. Опытный сплавщик на бурлацком рынке сразу мог выделить хороших работников. Но, как правило, при нужде брали всех, кроме калек: в артели каждый на что-нибудь да годился.
Среди бурлаков можно было встретить и мальчиков-подростков, и совсем уже стариков. Нанимались в бурлачки даже женщины. Встречались семейные пары, которые вместе шли работать в одну артель.

Сплавщики, водоливы и лоцманы тоже причислялись к бурлакам, но относились к элите этого промысла. Хозяин нанимал их индивидуально, учитывая опыт и репутацию. Сплавщик обычно брал в ученики мальчика лет 14-15, который в будущем становился мастером этого ремесла.

Сколько платили бурлакам

Бурлаки начинали работать ранней весной, когда с рек сходил лёд, и заканчивали осенью. За судоходный сезон могли пройтись по реке несколько раз. Нанимались всей артелью, договаривались о сроках и торговались с приказчиком об оплате.

Например, жалованье бурлака за один сплав по уральским рекам было от 12 до 16 руб. Сплавщику при этом платили 70-80 руб, лоцману или шкиперу — 50-60 руб, водоливу — 15-20 руб. На маршруте от устья Камы до Петербурга бурлак зарабатывал 40-45 руб, лоцман (шкипер) — 130-140 руб, водолив — 70-90 руб.

Бурлаку выдавали задаток в половину жалованья, до половины которого сразу шла в уплату податей. Кроме того, от места найма до пристани, от которой караван начнёт путь, бурлак должен был добраться за свой счёт. Часть денег судорабочий отдавал в артель на покупку продуктов, и ещё мог купить в пути рабочие рукавицы или табак. Бывало, обратную дорогу домой, если не находилось попутного заработка, бурлак шёл пешком. Заработанных денег в итоге оставалось немного.

ЭТО ИНТЕРЕСНО. Женщинам полагалось платить меньше, чем мужчинам. При этом приказчик мог вписать в бумаги женщину, как мужчину, а разницу в жаловании положить в карман.

Почему бурлаки занимались этим промыслом

Бурлачество — это тяжёлый и опасный труд. На хлеб бурлаку хватало, но разбогатеть, как видим, не удавалось. Тем не менее, в середине XIX века этим промыслом в России ежегодно занималось до 600 000 человек.

Уходящая натура

Пароходы и железнодорожные перевозки постепенно обесценили труд бурлаков. С 1853 г. по Волге ходило 22 парохода. В 1857-м их число увеличилось до 50, а к 1859 г. по реке их насчитывали до 97. Прогресс коснулся не только количества паровых судов. Постепенно увеличилась мощность парового двигателя, а значит и количество груза, который он мог перевозить, в том числе и на буксире. Надо отметить, что способ передвижения судов людьми чем дальше, тем больше считался устаревшим и даже негуманным.

Куда девались бурлаки

На российских реках с 1850-х годов спрос на бурлацкую тягу начинает спадать. Тем не менее, ещё долгое время бурлаки нанимались на участках рек, куда паровой флот не имел доступа. Например, на узких каналах Вышневолоцкой водной системы. Некоторые бурлаки остались в речном судоходстве и перешли работать на пароходы. Часть их превратилась в матросов или кочегаров, в грузчиков и других портовых рабочих. С развитием железных дорог они примкнули к их строительству и обслуживанию, а позже влились в ряды рабочих фабрик и заводов.

Картина Репина «Бурлаки на Волге»

Илья Репин в 1873 году написал картину, глядя на которую, к счастью или нет, у современников складывается впечатление о том, как выглядели и чем занимались бурлаки.

В мемуарах художник опишет своё первое потрясение от встречи с бурлаками: лохмотья вместо одежды, угрюмые чёрные лица, стёртая от натуги кожа на груди. А когда он выставит полотно «Бурлаки на Волге» в Вене, то получит упрёк от министра транспорта за изображение «допотопного способа», которого, по его мнению, больше не существует. Картина стала символом тяжёлого труда ради выживания, лямки, которую вынужден был тянуть всю жизнь трудовой народ.

ЭТО ИНТЕРЕСНО. Если на человека приходилось по 4000 кг груза, то на картине Репина 11 «лямочников» тянут расшиву весом в 44 тонны.

Интересные факты

Бурлаки были многочисленной трудовой прослойкой общества и оставили после себя след не только в истории, но и в искусстве и литературе.

Источник

Правда и вымысел в «Бурлаках на Волге»: каким на самом деле был бурлацкий труд

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Для чего нужны были бурлаки на волге. Смотреть фото Для чего нужны были бурлаки на волге. Смотреть картинку Для чего нужны были бурлаки на волге. Картинка про Для чего нужны были бурлаки на волге. Фото Для чего нужны были бурлаки на волге

Для чего нужны были бурлаки на волге. Смотреть фото Для чего нужны были бурлаки на волге. Смотреть картинку Для чего нужны были бурлаки на волге. Картинка про Для чего нужны были бурлаки на волге. Фото Для чего нужны были бурлаки на волге

Эти образы несчастных оборванцев, зарабатывающих на жизнь непосильным трудом, знакомы всем по школьным учебникам. Бурлаки в XVI-XIX вв. были наемными рабочими, которые при помощи бечевы тянули речные суда против течения. Бурлаки объединялись в артели по 10-45 человек, были и женские артели. Несмотря на тяжелый труд, за сезон (весной или осенью) бурлаки могли заработать столько, чтобы потом в течение полугода жить безбедно. Из-за нужды и плохих урожаев в бурлаки иногда шли крестьяне, но в основном такой работой занимались бродяги и бездомные.

Для чего нужны были бурлаки на волге. Смотреть фото Для чего нужны были бурлаки на волге. Смотреть картинку Для чего нужны были бурлаки на волге. Картинка про Для чего нужны были бурлаки на волге. Фото Для чего нужны были бурлаки на волге

И. Шубин утверждает, что в XIX в. труд бурлаков выглядел так: на баржах устанавливали большой барабан с намотанным на него тросом. Люди садились в лодку, забирали с собой конец троса с тремя якорями и плыли вверх по течению. Там они бросали в воду якоря поочередно. Бурлаки на барже тянули трос от носа к корме, наматывая его на барабан. Таким образом они «подтягивали» баржу вверх по течению: они шли назад, а палуба у них под ногами двигалась вперед. Намотав трос, они вновь шли на нос судна и проделывали то же самое. По берегу тянуть приходилось лишь тогда, когда судно садилось на мель. То есть изображенный Репиным эпизод – единичный случай.

Для чего нужны были бурлаки на волге. Смотреть фото Для чего нужны были бурлаки на волге. Смотреть картинку Для чего нужны были бурлаки на волге. Картинка про Для чего нужны были бурлаки на волге. Фото Для чего нужны были бурлаки на волге

Таким же исключением из правил можно назвать и показанный на картине участок дороги. Бечевник – прибрежная полоса, по которой передвигались бурлаки, по приказу императора Павла не застраивался зданиями и заборами, но кустов, камней и топких мест там было предостаточно. Изображенный Репиным пустынный и ровный берег – идеальный участок пути, каких на самом деле было немного.

Для чего нужны были бурлаки на волге. Смотреть фото Для чего нужны были бурлаки на волге. Смотреть картинку Для чего нужны были бурлаки на волге. Картинка про Для чего нужны были бурлаки на волге. Фото Для чего нужны были бурлаки на волге

Картина «Бурлаки на Волге» была написана в 1870-1873 гг., когда пароходы пришли на смену парусным лодкам-расшивам, и необходимость в бурлацком труде пропала. Еще в середине XIX в. труд бурлаков стали заменять машинной тягой. То есть на тот момент тему картины уже нельзя было назвать актуальной. Поэтому и разразился скандал, когда «Бурлаков» Репина в 1873 г. отправили на Всемирную выставку в Вене. Российский министр путей сообщения негодовал: «Ну какая нелегкая Вас дернула писать эту нелепую картину? Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведен к нулю и скоро о нем не будет и помину!». Однако Репину покровительствовал сам великий князь Владимир Александрович, который не только одобрительно отзывался о работе художника, но даже приобрел ее для личной коллекции.

Для чего нужны были бурлаки на волге. Смотреть фото Для чего нужны были бурлаки на волге. Смотреть картинку Для чего нужны были бурлаки на волге. Картинка про Для чего нужны были бурлаки на волге. Фото Для чего нужны были бурлаки на волге

«Бурлаков» Репин написал в 29 лет, заканчивая учебу в Академии художеств. В конце 1860-х гг. он отправился на этюды в Усть-Ижору, где был поражен увиденной на берегу артелью бурлаков. Чтобы узнать больше об интересующих его персонажах, Репин поселился на лето в Самарской области. Его исследования нельзя назвать серьезными, в чем он сам признавался: «Должен сознаться откровенно, что меня нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами; я расспрашивал их, только чтобы придать некоторый серьез своему делу. Сказать правду, я даже рассеянно слушал какой-нибудь рассказ или подробность об их отношениях к хозяевам и этим мальчикам-кровопийцам».

Для чего нужны были бурлаки на волге. Смотреть фото Для чего нужны были бурлаки на волге. Смотреть картинку Для чего нужны были бурлаки на волге. Картинка про Для чего нужны были бурлаки на волге. Фото Для чего нужны были бурлаки на волге

Тем не менее «Бурлаки на Волге» довольно точно воспроизводят иерархию наемных рабочих: в передней лямке всегда шел сильный и опытный бурлак, называемый «шишкой» – он устанавливал ритм движения. За ним шли «кабальные», работавшие за харчи, так как все жалованье успевали промотать еще в начале пути, их подгоняли «усердные». Чтобы все шагали в ногу, «шишка» запевал песни или просто выкрикивал слова. В роли «шишки» Репин изобразил Канина – расстриженного священника, подавшегося в бурлаки. С ним художник познакомился на Волге.

Для чего нужны были бурлаки на волге. Смотреть фото Для чего нужны были бурлаки на волге. Смотреть картинку Для чего нужны были бурлаки на волге. Картинка про Для чего нужны были бурлаки на волге. Фото Для чего нужны были бурлаки на волге

Несмотря на существование реальных прототипов, в академических кругах «Бурлаков» прозвали «величайшей профанацией искусства», «трезвой правдой жалкой действительности». Журналисты писали о том, что Репин воплотил «худосочные идейки, перенесенные на полотно из газетных статеек… у которых реалисты почерпают свое вдохновение». На выставке в Вене тоже многие встретили картину с недоумением. Одним из первых оценить картину по достоинству смог Ф. Достоевский, чьи восхищенные отзывы позже подхватили и знатоки искусства.

Для чего нужны были бурлаки на волге. Смотреть фото Для чего нужны были бурлаки на волге. Смотреть картинку Для чего нужны были бурлаки на волге. Картинка про Для чего нужны были бурлаки на волге. Фото Для чего нужны были бурлаки на волге

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *