Для чего нужны были крестовые походы
Крестовые походы — зачем они были нужны?
В 1095-1096 годах в средневековой Европе буквально за несколько месяцев десятки тысяч людей (что сопоставимо с нынешними десятками миллионов) оказались охвачены одной идеей. Историки до сих пор пытаются понять, почему без явных причин крестоносцы отправились отвоёвывать Гроб Господень? И находят единственный логичный ответ. Причина заключалась в демографии.
К концу XI века Европа оказалась перенаселена беспокойными элементами. Число рыцарей-феодалов росло быстрее, нежели крестьян, которые по причине бедности чаще умирали от голода и болезней. При этом феодальные наделы обычно не делились, а передавались старшему сыну. Прочим же братьям приходилось искать счастья на службе у короля и знатных сеньоров, либо идти по духовной стезе, либо становиться странствующими рыцарями. Ведь заниматься созидательным трудом они не умели и не могли, а военное ремесло осваивали с детства.
О чём молчал папа
Во избежание смут, энергию этой публики требовалось направить в благопристойное русло. В VІІ-VІІІ веках по Ближнему Востоку, Северной Африке и Южной Европе прокатились волны арабских завоеваний. В итоге осталось несколько мусульманских государств, руководство которых по очевидным причинам не слишком дружило с христианскими правителями Европы.
Конфликтной зоной были, например, Пиренеи, где Арагон и Кастилия шаг за шагом теснили потомков Омейядов. Потомки викингов, норманны, выбили мусульман из Сицилии. Но сложнее всего приходилось Византии.
В середине XI века на смену относительно миролюбивым арабским правителям из глубин Азии пришли турки-сельджуки. В 1071 году при Манцикерте они разгромили армию Романа Диогена и пленили самого императора.
После традиционных внутренних смут в Константинополе воцарился мудрый Алексей Комнин, обратившийся к римскому папе за помощью.
Папа Урбан II решил, что, оказав такую помощь, сможет подчинить себе византийскую православную церковь. А тут ещё вернувшийся из Святых мест монах Пётр Амьенский (прозванный Пустынником) сообщил, что мусульмане грабят и убивают паломников, идущих в Иерусалим поклониться Гробу Господню.
Эти обвинения в целом соответствовали реальности. Предыдущие мусульманские правители понимали, что паломнический туризм приносит в их казну дополнительные доходы, и приезжих христиан (да и своих собственных) обычно не обижали. Но сельджуки были людьми диковатыми.
В общем, в ноябре 1095 года на соборе в Клермоне Урбан II призвал освободить от мусульман Святые места и помочь византийцам, обнародовав присланные ими письма-приглашения.
Первые шаги
Участникам похода даровалось отпущение грехов, а также устные гарантии, что в случае гибели они отправятся в Царство Небесное. В случае неладов с законом они избавлялись от преследования. Данные ими финансовые обязательства замораживались. Семьи и имущество передавались под опеку церкви. И главное, крестоносцы получали реальный шанс изменить свою судьбу к лучшему.
Первую волну крестоносцев составили толпы бедняков, накачанных Петром Пустынником и возглавляемых двумя бедными рыцарями — Вальтером Голяком и Вальтером Пексейо.
Слово германскому историку Бернгарду Куглеру: «Наряду с людьми, которые в диком экстазе сами выжигали на своём теле знаки креста и затем заявляли, что это сде», лала рука Божия, можно было видеть множество воров и беспутных девок. Во главе отряда бывали гусь или коза, потому что эти животные — гораздо более по языческим, чем по старохристианским представлениям — были проникнуты божественным духом и лучше всего могли указать верный путь. Плоскую страну грабили вдоль и поперёк и, наконец, это с тех пор ещё часто повторялось I при снаряжении крестовых ‘ походов, разразилась жестокая травля евреев. В особенности в Лотарингии, на Рейне и в Богемии, всего чаще из досады против епископов, которые хотели спасти несчастных, иудеев убивали, их имения разграбляли, а синагоги разрушали».
Не евреев ради, а из чувства самосохранения в Венгрии и Болгарии тамошние правители развернули против крестоносцев полноценную войну. В одном из боёв Пексайо погиб, а Голяк примерно с 40 тысячами последователей добрался до Константинополя, где Алексей Комнин постарался скорей переправить их в Азию.
В окрестностях Никеи это бедняцкое воинство было вырублено сельджуками. Вальтер Голяк погиб. Пётр Пустынник спасся и присоединился к публике посолидней.
В религиозном экстазе
«Благородные герои»
На завоёванных землях создали Иерусалимское королевство, возведя на престол Готфрида Бульонского. Человеком он был жёстким и беспринципным, но в средневековой литературе остался как воплощение всех рыцарских добродетелей. Наверное, потому, что другие предводители были ещё хуже.
Раймунда Тулузского на выборах «прокатили», поскольку его амбиции пугали спонсировавших финальную стадию предприятия генуэзцев, пытавшихся подмять под себя новые рынки. В утешение он взял себе сочное графство Триполи.
Брат Готфрида Балдуин стал графом Эдессы, а затем наследовал и престол Иерусалима.
Боэмунд Тарентский получил Антиохию и попытался округлить свои земли, организовав поход на Алеппо. Был разбит, попал в плен, выкуплен и последние годы жизни провёл в борьбе с византийцами, пытавшимися напомнить ему про вассальную присягу. Вообще, свои обязательства перед Алексеем Комнином крестоносцы игнорировали, да и собственного иерусалимского короля слушались постольку-поскольку.
Однако их деяния уже стали частью истории, маня к Святым местам новых искателей подвигов, власти и золота.
Поводом для второго крестового похода (1147-1149) стал захват Эдессы сельджукским эмиром Зангой. Проучить сарацин отправились французский король Людовик VII и германский император Конрад III.
Император Конрад, впрочем, быстро вернулся в Европу после неудачной осады Дамаска. Король Франции демонстрировал отвагу в сражениях, а сопровождавшая его в походе супруга Алиенора Аквитанская крутила роман с наследником английского престола принцем Генрихом. В результате с первым супругом она развелась и, выйдя замуж за Генриха, принесла ему в приданное Аквитанию. На франко-английских отношениях эта политико-любовная коллизия отразилась самым скверным образом.
Кстати, женщины тоже участвовали в крестовых походах, обычно сопровождая своих мужей-рыцарей. Кроме того, при войсках находилось от нескольких сотен до нескольких тысяч служанок, выполнявших функции поварих, прачек и походно-полевых жён. При размене и выкупе пленных их пытались вернуть в первую очередь. Ведь стирать одежду в жарком ближневосточном климате даже грязнулям-рыцарям хотелось почаще.
Вообще, знакомство с арабским миром меняло крестоносцев, а через них и Европу. В обиход входили новые предметы роскоши и манеры.
Например, при еде теперь использовали вилки, а не хватали мясо руками. Крестоносцы увидели новые края, шедевры архитектуры и произведения искусства. Они даже увидели людей в сарацинах.
В перерывах между войнами христиане и мусульмане ездили друг к другу в гости, торговали и даже заключали военно-политические союзы.
Симпатичным персонажем рыцарских баллад стал султан Саладин, считавшийся воплощением мужества и благородства. В 1187 году он сумел захватить Иерусалим, разгромив при Хаттине войско иерусалимского короля Ги де Лузиньяна.
Это событие всколыхнуло Европу.
Выбор королей
Вторично отвоёвывать Гроб Господень отправились германский император Фридрих Барбаросса, французский король Филипп II Август и английский король Ричард Львиное Сердце.
Барбаросса утонул в начале похода. А Филипп и Ричард, хотя в юные годы вроде даже были любовниками, вечно подставляли друг друга. В 1191 году, после двухлетней осады, им удалось взять крепость Акру. В конце штурма англичане сбили водруженный на цитадели стяг Леопольда Австрийского, что впоследствии Ричарду ещё припомнят.
Пленных защитников Саладин согласился выкупить, но с выплатой денег тянул, так что рассерженный английский король приказал обезглавить более 2 тысяч вражеских воинов. Мусульманские жители города получили право свободного выхода, но многим из них крестоносцы вспарывали животы: кто-то пустил слух, будто они глотали драгоценные камни, пытаясь утаить их от победителей.
Интересно, что этот мрачный эпизод не повлиял на личные отношения Ричарда с Саладином, которые во время мирных переговоров относились к друг другу вполне дружелюбно.
Отвоевав часть территорий, но не вернув Иерусалим, английский король уехал на Родину. При проезде через Австрию он был схвачен и заточен в тюрьму по приказу злопамятного герцога Леопольда.
Выкупив свободу, Ричард затеял войну с Филиппом Августом и погиб от шальной стрелы при осаде никому не нужного замка. Парадоксально, но именно английский король стал самым известным в истории крестоносцем.
Прощай, Святая земля!
Журнал: Загадки истории №8, февраль 2020 года
Рубрика: Историческое расследование
Автор: Дмитрий Митюрин
Зачем католикам нужны были Крестовые походы
С конца XI века западноевропейскими феодалами и примкнувшей к ним чернью по призыву католической церкви было совершено восемь Крестовых походов. Несведущие в сути данных кампаний напрасно считают все христианские державы того времени причастными к нападениям на мусульманские страны: государства, исповедующие православие, в католических Крестовых походах не только не участвовали, но и сами сильно пострадали от них.
В целом в плане завоеваний эти религиозно-захватнические войны закончились неудачно, только усилив конфронтацию между Западом и Востоком.
Конец света не наступил
Главной причиной, заставившей крестоносцев обратить свои плотоядные взоры на Восток, была социально-экономическая: к концу Х века в Западной Европе наступил кризис феодализма, имевший целый ряд причин.
Католический мир с содроганием ожидал Армагеддона, который по всем признакам должен был наступить в 1000-м году. Монастыри заполонили толпы народа, стремившегося отмолить грехи, крестьяне перестали пахать свои наделы и собирать урожай.
Научно-технический прогресс замер и не развивался, за исключением разве что оружейного дела. Огромные территории голодали, доходило до случаев каннибализма и поедания трупов. Рыцари привыкли воевать, а масштабных сражений не предвиделось – Великое переселение народов к тому времени закончилось, этносы постепенно ужились между собой и нужды в вооруженных конфликтах не было.
Папа Урбан II в 1095 году возле французского Клермона перед многотысячной толпой произнес историческую речь, озвучив новую национальную идею: нужно завоевывать богатые земли на Востоке, чтобы сохранить свое христианское наследие – у неверных находятся главные христианские святыни (в частности, Гроб Господень), а это не дело.
Речь папы была воспринята с огромным воодушевлением – к тому времени Западную Европу населяли многие тысячи неприкаянных людей, от феодалов до безземельных крестьян и разбойников. Первые мечтали разбогатеть, вторые – жить и трудиться свободными от рыцарского гнета, третьим вообще было все равно кого грабить. Поэтому призыв Урбана II столь быстро нашел отклик в сердцах огромного количества католиков – семена пали на благодатную почву.
Первые походы
В первый раз раззадоренная публика даже дала фальстарт – толпы народа хлынули в направлении Малой Азии ранее намеченного папой срока наступления. В основном, пилигримы, как они сами себя называли, погибли во время пути на Константинополь. Остальных перебили турки. Правда, со второй волной крестоносцев (так они стали называться, потому что на одежде «паломников» был нашит крест), хлынувшей в Малую Азию весной 1097 года, мусульмане уже не справились – иноземцы обладали большим военным преимуществом по сравнению с разрозненными войсками сельджуков.
Католическая церковь в результате походов усилила свои позиции – у нее появились консолидированная земельная собственность, духовно-рыцарские ордена. Однако мусульмане и православные со временем выбили иноземных захватчиков со своих территорий, избавляясь от католических государств и княжеств – в 1187 году отвоевали Иерусалим со Святой землей и Гробом Господнем, основанная на месте Византии Латинская империя просуществовала 57 лет, а потом греческий император Михаил VIII Палеолог византийскую столицу Константинополь силой «вернул взад».
Посылали и детей
Крестовый поход детей – одна из наиболее трагичных страниц в истории этих религиозно-завоевательных кампаний. В 1212 – 1213 годах Европа заболела идеей об освобождении Гроба Господня невинными детьми. Тысячи подростков со всей Европы ринулись исполнять эту чудовищную задумку.
«Счастливчикам» удалось достичь Генуи и Марселя, значительная же часть детей погибла в дороге. Взрослые, забив голову несмышленым европейцам этой дурью, не собирались организовывать морскую переправу 12 – 15-летних «крестоносцев». Подростки оказались предоставлены сами себе, многие из них умерли уже на побережье.
Досталось и православию
У православия и католичества разные подходы к веротерпимости – православные христиане не считают убийство иноверца, будь он христианином или исповедующим другую религию, чем-то героическим. Во времена Крестовых походов, к примеру, на православного воина, вернувшегося с поля брани, даже накладывалась епитимья, и священником он стать не мог.
А вот крестоносцы, разоряя православную Византию, не только жестоко расправлялись с православными, но и оскверняли их храмы, топтали иконы, растапливали ими костры, смазывали миро, истекавшим из гроба мученика Димитрия, свои сапоги.
Крестовые походы еще больше разобщили католическую и православную церкви, усилили конфронтацию между Западом и Востоком, последствия которой, в сущности, пожинаются до сих пор. Среди мусульман активизировались джихадистские настроения, являвшиеся ответной реакцией на агрессию латинян.
Кому были нужны крестовые походы?
Эта статья посвящена одной из самых любопытных эпох мировой истории – крестовым походам. Зачастую крестоносцев изображают однобоко, исходя из представлений самого автора. Поэтому мнения о них и меняются от настоящих рыцарей Чести и Добра в белых одеждах до безжалостных убийц, чудовищ и грабителей. А что если попытаться представить движение крестоносцев с позиции «того» времени.
Конец X-го века подвел черту под эпохой, которую теперь принято называть Великим переселением народов. Безжалостные норманны остепенились, превратившись в вассалов французского престола. Нашествие венгров было остановлено на реке Лех. Заканчивалось время непрерывных сражений и набегов варварских племен готов, гуннов, аваров, мадьяров. Наступление 1000-ного года было объявлено годом конца света и Страшного Суда, причем абсолютное большинство людей верили, что так и будет. Целые толпы шли в монастыри замаливать свои грехи. Развелось бесчисленное количество блаженных и юродивых. Крестьяне бросали обрабатывать землю, что привело к голоду во многих областях. Рождаемость стремительно падала.
Единственным занятием рыцарей являлась война. Когда прекратились набеги, затихли венгры и норманны, защищать стало некого. Воины перестали гибнуть в больших количествах, а поскольку сыновья рыцарей обязаны быть только рыцарями, то это сословие стало быстро разрастаться. Вскоре на всех рыцарей перестало хватать земель и крестьян.
Былое классовое единство начало давать серьезную трещину. К тому же в Европе за неполные сто лет с 1000-го года случился настоящий демографический бум. По разным оценкам население крупных европейских держав выросло от 30 до 40%. Необходим был новый общий враг, новая объединяющая людей идея, оправдывающая само существование рыцарского и феодального класса. Задачу не допустить социального взрыва взяла на свои плечи католическая церковь, могучая сила того времени, занимающая положение между народом и властью.
26 ноября 1095 года возле небольшого французского города Клермон в провинции Овернь, произошло событие, которое сыграло роль того первого камня, с которого начинается лавина. За неделю до этого дня был распространен слух, что после закрытия церковного собора римский папа молвит перед народом речь. Всю неделю сюда стекались толпы людей. Их вела надежда воочию увидеть и услышать главу апостольского престола, так редко покидавшего Рим.
На равнине перед городом собралась огромная масса людей: рыцарей, сеньоров, монахов, священников, простолюдинов. Что точно говорил Урбан II доподлинно неизвестно. Сохранилось несколько вариантов речи, но вряд ли они достоверны. Пожилого папу слышали только первые ряды, а далее во время пауз его слова с комментариями пересказывались стоящим позади. Урбан II говорил о страданиях христиан в Святой Земле, о притеснениях благочестивых пилигримов, об осквернении христианских святынь. Тысячи людей плакали и посылали проклятия. Далее папа призвал взять в руки меч, копье и освободить Гроб Господень. Взамен он милостиво обещал отпустить все грехи, освободить от мук чистилища и взять под церковную охрану семьи паломников. Знаком стал крест из красной материи, нашитый на одежду. Клятвенное обещание отправиться в поход на Иерусалим тут же произнесли тысячи человек.
Почему слова папы вызвали такой отклик среди столь неодинаковых социальных слоев? Во-первых, это все-таки поистине огромная власть католической церкви в те времена. Страх перед гневом Господа, желание замолить грехи и избежать кары за них на том свете явилось сильнейшим стимулом. Но были и другие причины. Стоит только вспомнить о самом страшном бедствии XI века. Им являлся голод. Даже в нормальные годы крестьяне жили впроголодь, с трудом дотягивая до следующего. А если год наступал неурожайный…
Слова римского папы об истекающей молоком и медом Палестинской земле произвели глубокое впечатление. Восток представлялся простонародью местом, где не будет голодных и обиженных, где не будет господ и хозяев. Совсем другие причины расшевелили рыцарство и знать. В наступившие времена простой феодал больше не хотел довольствовался только тем, что могло изготовить его поместье. Он желал носить удобные и красивые одежды из дорогих тканей, пить отменные вина, кушать только из серебряной и золотой посуды. На все это требовались деньги, а выдавить что-нибудь еще из умирающих от голода крестьян было невозможно. В этих условиях призыв Урбана II идти в крестовый поход, означал возможность завоевать несметные сокровища и новые земли. А какой это был прекрасный шанс продемонстрировать свою воинскую доблесть и боевое мастерство. Таким образом, речь папы, выстроенная по всем правилам ораторского искусства, задела струну в душах представителей самых разных социальных слоев и групп.
После Клермонского собора папа Урбан II отправился в путешествие по Франции, останавливаясь в каждом городе и замке, повторяя свой призыв освободить Святую Землю. По дорогам Европы, словно круги по воде, разошлись тысячи проповедников. Их слова нашли отклик. Тысячи и тысячи крестьян, рыцарей, даже разбойников приняли крест и поклялись освободить Иерусалим. Рыцари потянулись к своим владыкам, давшим согласие на участие в походе. Крестьяне бросили поля и дома, собираясь в громадные орды вместе с безземельными рыцарями и обычными бандитами. Уже к весне 1096 года вся Европа кипела, подобно гигантскому котлу. Так начался первый Крестовый поход…
Тут необходимо отметить, что в XI веке мусульманский мир простирался от Атлантического океана до верховьев Ганга, от земель Африки до половецких степей. На этой территории жили сотни народов, тысячи городов и сел, миллионы людей, последователей пророка Мухаммеда. Их священный фолиант, Коран, замечателен во всех отношениях. Однако цельное по существу произведение, в результате наложения на экономическое, географическое и культурное различие мусульманских народов, привело к тому, что идеологическое толкование книги в разных уголках Востока отличается редкостным разнообразием и даже экстравагантностью форм.
Всего на Восток было совершено восемь Крестовых походов. Все они закончились неудачно, не достигнув своей цели (или достигнув, но временно) и не решив ни одной из главных проблем, стоявших перед Европой в средние века, позволив лишь ослабить общую напряженность, что способствовало упрочению королевской власти. Война принесла огромные беды и страдания народам Ближнего Востока, сопровождаясь уничтожением культурных и материальных ценностей. Зато католическая церковь значительно укрепила свое финансовое положение и создала новые институты – ордена, сыгравшие в дальнейшем важную роль. Но неудачи и крах стремлений и надежд европейцев подорвали авторитет церкви. Участники походов близко познакомились с культурой Востока, с мусульманскими нравами и обычаями, религией. Крестоносцы увидели людей, подобных себе. Своей храбростью и военным искусством противник вызвал у них уважение и признание. Крестовые походы познакомили запад с арабской и греческой наукой. Получили значительное развитие математика, медицина, астрономия, языкознание. Духовная жизнь, культура и искусства стали вырываться из тисков, в которых их держала католическая церковь. Таким образом, крестовые походы подготовили почву для наступления эпохи Возрождения. Итальянские купцы из Генуи, Венеции и других городов начали вести активные торговые отношения с Востоком, привозя много различных вещей и продуктов, вовсе не известных в Европе или очень редких. Можно сказать, что крестовые походы способствовали повышению мобильности европейцев. Ведь ранее для большинства из них самым крупным путешествием являлась поездка в соседний город. Преодоление страха перед неизвестным стало основой для наступающего периода Великих географических открытий.
К сожалению, у Крестовых походов были и отрицательные последствия. Длительная конфронтация Востока и Запада привела к появлению джихада – ответной агрессивно-враждебной реакции всему западному миру со стороны восточных стран. После жуткого террористического акта 11 сентября бывший американский президент Джордж Буш, случайно или намеренно употребил в своем выступлении слово «Крестовый поход». Было высказано соображение, что мусульманский мир имеет все поводы обижаться на Запад и сегодняшние террористические нападения уходят своими корнями в безжалостные и кровопролитные Крестовые походы, обратившие в руины многие восточные страны, отличавшиеся среди прочего высокой культурой и терпимостью к чужакам. Другими словами, в сегодняшних террористических угрозах виноваты исключительно крестоносцы. Усама бен Ладен в своих записанных на пленку выступлениях постоянно называл войну западных стран с терроризмом новым Крестовым походом против ислама.
Крестовые походы: причины, история и последствия
Крестовые походы: причины
Крестовые походы — ряд религиозных военных экспедиций, продолжавшихся с 1096 по 1272 год. Они проходили под лозунгом борьбы за освобождение Святой земли от мусульман.
В 677 году Иерусалим оказался под властью арабов. Город был священным местом не только для христиан, но и для иудеев и мусульман. И, если сначала арабы не препятствовали тому, чтобы христианские паломники посещали Святой город, то с приходом к власти турков-сельджуков ситуация изменилась коренным образом. В 1071 году они закрыли доступ в Иерсуалим «неверным», то есть христианам.
В то время Европа переживала глубокий кризис. Засуха и неурожай на протяжении нескольких лет привели к тому, что феодалы не могли платить рыцарям за их службу. Кроме того, в конце XI века в Европе остро стояла проблема перенаселения. Неудивительно, что появилось огромное количество рыцарей, объединившихся в настоящие банды. Эти банды занимались грабежом, обкладывали поборами деревни. Назрела необходимость направить их воинственную энергию в нужное русло. Тем более, Римско-католическая Церковь стремилась распространить свое влияние на восточное Средиземноморье.
В 1095 году византийский император Алексей I Комнин обратился к странам Западной Европы с просьбой о помощи. Он опасался, что турки-сельджуки могут захватить Константинополь. В ноябре 1095 года на Клермонском соборе Папа Урбан II произнес свою знаменитую речь, призвав всех королей, сеньоров, рыцарей и простых людей отправиться в Святую землю, освободить ее от «ненавистных бусурман» и отвоевать Гроб Господень. Речь Папы Урбана II вызвала большое воодушевление. Тем более, что паломники, которые возвращались из Иерусалима, рассказывали о сказочно богатом Востоке.
Люди, пожелавшие отправиться в поход нашивали на свою одежду Кресты. Их стали называть «крестоносцами», а походы, в которые они отправлялись — «Крестовыми походами».
Крестовые походы были вызваны:
Крестовый поход «бедноты»
Первому Крестовому походу предшествовал так называемый «Крестовый поход бедноты», так как в него отправились в основном бедные крестьяне и рыцари. Папа Римский обещал участникам похода отпущение всех прошлых и будущих грехов, вероятно, поэтому на пути в Святую землю крестоносцы занимались грабежами и разбоем. Тем более, что обеспечить продовольствием и всем необходимым 80-тысячную армию не представлялось возможным.
До Константинополя дошло лишь около 40 тысяч человек. Византийский император Алексей I Комнин остался не в восторге от неорганизованной толпы, понимая, что она не сможет противостоять туркам-сельджукам. Видя, как крестоносцы занимаются грабежами в городе, он переправила их через Босфор. Вскоре крестоносцы были разгромлены напавшими на них турками-сельджуками. По некоторым данным спаслось только около тысячи человек, в том числе и французский священник Петр Пустынник, чьи проповеди перед Крестовым походом воодушевили многих людей.
Первый Крестовый поход (1096-1099 гг.)
Если первые крестоносцы представляли собой стихийную толпу, то следующий поход, начавшийся в 1096 году, был подготовлен гораздо лучше.
Около Константинополя силы этих армии объединились. Крестоносцы Первого Крестового похода были хорошо вооружены и организованы. На этот раз умелые воины смогли отбить большую часть Паслестины. В 1099 году крестоносцы захватили Иерусалим.
В ходе Первого Крестового похода удалось достигнуть главную цель — отвоевать Святую землю и освободить Гроб Господень. Крестоносцы создали Иерусалимское королевство. Кроме этого королевства существовали и другие государства, в которых воины насаждали те же порядки, что и в европейском средневековом обществе. Этому подверглись:
Турки-сельджуки вынашивали планы возврата потерянных территорий. В 1144 году они отвоевали графство Эдесское. В связи с этим в Европе начал готовиться Второй Крестовый поход.
Второй Крестовый поход (1147-1149 гг.)
Второй Крестовый поход возглавили:
Еще по пути к Иерсуалимскому королевству воинство сильно поредело. Этому способствовали:
Поход оказался на редкость неудачным. Крестоносцы потерпели ряд поражений от арабов и были вынуждены вернуться домой.
В 1173 году на территории Египта появилось новое государство, правителем которого стал талантливый полководец и дипломат султан Салах ад-Дин (Саладин). Он начал войну против Иерсуалимского королевства и в битве при Хаттине разбил войско крестоносцев. После этого армия Саладина взяла в осаду Иерусалим, который вскоре капитулировал. Иерсуалимское королевство перестало существовать.
Третий Крестовый поход (1189-1192 гг.)
В 1189 году начался Третий Крестовый поход. Его главной целью было повторное отвоевывание Святой земли.
Третий Крестовый поход тоже оказался неудачным. Немецкие рыцари по пути лишились своего предводителя. Во время переправы через речку Селиф в Малой Азии, Фридрих Барбаросса, облаченный в тяжелые доспехи, упал с коня и утонул. После этого большая часть немецких крестоносцев повернула домой.
Английские и французские рыцари добрались до территории, где еще недавно было Иерусалимское королевство, но не пошли сразу освобождать Иерусалим, а решили осадить крепость Акру. Осада продолжалась два года. Французский король не дождался окончания осады и отбыл домой со своими рыцарями. Ричард «Львиное сердце» остался под Акрой в окружении войск Саладина.
Несмотря на то, что английский король все-таки взял Акру и даже одержал победу над войсками Саладина в битве при Арсуфе, дело закончилось мирными переговорами. Ричарду нужно было срочно вернуться домой, так как французский король Филипп воспользовался отсутствием английского короля и захватил почти все владения Англии на материке.
Результаты Третьего Крестового похода были весьма скромны. Христианским паломникам разрешили свободно посещать Иерусалим, но он по-прежнему принадлежал мусульманам. Акра и часть прибрежной полосы от Тира до Яффо оставались в руках крестоносцев.
Четвертый Крестовый поход (1202-1204 гг.)
В 1202 году начался Четвертый Крестовый поход. Он очень отличался от предыдущих. На этот раз крестоносцы решили предпринять морской поход. Однако не смогли расплатиться с венецианскими торговцами за корабли. Купцы уговорили рыцарей вместо Святой земли отправиться в столицу Византии.
Крестоносцы осадили Константинополь и выдвинули требование заплатить деньги за «защиту от неверных». Получив отказ, рыцари захватили город и жестоко разграбили его.
Четвертый Крестовый поход показал, что главной целью крестоносцев было не освобождение Иерусалима, а обогащение. На захваченной территории создали Латинскую империю. Ее жителям пришлось платить непосильные налоги.
Другие Крестовые походы
В 1212 году состоялся так называемый «Детский крестовый поход. Так как люди объясняли неудачные попытки освободить Иерусалим многочисленными грехами крестоносцев, решено было отправить в Святую землю детей из Франции и Германии. Дети были вооружены одной лишь молитвой. Участь малолетних крестоносцев оказалась печальной. Вместо того, чтобы доставить их в Палестину, купцы продали детей в египетское рабство.
Остальные четыре Крестовых похода прошли неудачно. Лишь в ходе Шестого похода (1228-1229 гг.) в результате мирных переговоров удалось вернуть христианам Иерусалим и часть земель, захваченных ранее Саладином.
Однако уже в 1244 году Иерусалим вновь заняли турки.
Седьмой Крестовый поход (1248-1254 гг.) и Восьмой Крестовый поход (1270 г.) под предводительством французского короля Людовика IX Святого закончились неудачно, а для самого короля трагично — он погиб.
Последствия Крестовых походов
Европейцы так и не отвоевали Святую землю. Несмотря на то, что Керстовые походы принесли много бедствий, они позволили Европе ознакомиться с достижениями Востока во многих областях:
В Средиземном море по итогам Крестовых походов господствующее положение заняли итальянские купцы. Это привело к росту европейской торговли. В целом можно сказать, что привнесение достижений Востока в области медицины, математики, географии подготовили благодатную почву для начала европейской эпохи Возрождения.
Читайте также: