Для чего нужны были плакаты в ссср
Как советские плакаты повлияли на умы пролетариев
Как гласит «Википедия»: «Плакат – это броское, как правило, крупноформатное изображение, сопровождённое кратким текстом, сделанное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях». Грубо говоря, это, конечно, так, но вообще, плакат – это нечто куда большее, чем просто картинка с изображением.
Судя по тому, что происходило с миром рекламы в самом начале её развития и что происходит сейчас – с подобным мнением согласны лучшие маркетологи, PR-агентства, креативные продюсеры, топ-менеджеры и другие представители профессий, чей доход напрямую зависит от вовлечённости потребителей в их продукт. Однако плакат – не только маркетинговый ход, не просто кричащий заголовок «Купи!» или «Сделай!» с кислотно-яркой картинкой. Плакат – это всегда история, это сюжет, который помещается на одном постере, сюжет, который нередко описан одной фразой. Плакат – это искусство, которое требует краткости, информативности, красочности и понимания психологии масс.
Потом добавь текст: скажи коротко, но громко, во весь голос, как завещал Маяковский, пусть люди запомнят, сочини стих — ещё лучше, пусть повторяют. Но самое главное – донеси идею! Красивые картинки и красивые слова ничего не значат — это искусство ради искусства, оно не несёт в себе цели, пока они отдельно друг от друга – они бесполезны, как ингредиенты для супа на кухонном столе.
Цель художника – смешать их вместе, подобрать пару и создать произведение искусства, которое несёт в себе идею, смысл, посыл или призыв – как угодно. Рекламные плакаты убеждают, агитационные призывают, а социальные заставляют задуматься о нас самих и о тех, кто находится рядом с нами.
Всё гениальное — просто
Начало 19-го века – время становления капиталистического строя и, естественно, каждое торгово-промышленное предприятие старалось «переиграть» своих конкурентов. Можно сказать, что толчком к развитию плаката послужила именно их коммерчески-рекламная функция. Благодаря своей простоте и красочности плакат мог быстро и не очень дорого выполнять возложенные на него задачи.
Во-первых, в суматохе дней у человека не было особо много времени на то, чтобы вчитываться в рекламные объявления или вслушиваться в речи уличных глашатаев, но плакат манил своими яркими красками и броскими лозунгами, буквально «выдёргивая» потребителя из суеты дней и заставляя обратить на себя внимание.
Можно сказать, что наибольшую популярность в России плакат приобрёл во времена становления советской власти, когда использовались знаменитые агитационные и социальные постеры против борьбы с пьянством, за вступление в партию и прочее.
Наиболее знакомая форма исполнения социального плаката связана с техническими возможностями, которыми обладали художники позапрошлого века: бумага или холст, кисти и краски. Именно поэтому вначале социальный плакат родился в технике рисования. Авторы создавали живопись, графику или портрет, к которому была добавлена фраза, информирующая о цели обращения создателя плаката к зрителю. Всё это богатство мысли могло отразиться на огромном полотне и превратиться в крошечную открытку или листовку.
Всероссийский конкурс социального дизайна убедительно доказал, что принять участие в соревновании могут не только взрослые, но и пятилетние. Многие из них прекрасно понимают, какой должна быть социальная модель, защищающая семью и её ценности, определяющая Родину и выражающая такое понятие, как любовь к ближнему.
Агитация, кричащая со стен
Говоря о политической рекламе в форме визуальной агитации, нельзя не вспомнить расцвет социального плаката в 20 веке при жизни Коминтерна и в советский период российского государства. В это время, наряду с революцией, произошедшей в России, в страну вошёл новый образ жизни. Советская власть стремилась к перевоплощению не только отдельного человека, но и всего человечества в глобальном масштабе.
Социальная информация того времени была крайне политизирована. Это выражалось в ряде условий, которые находили своё отражение в соответствующих образах. Например, народное правительство проводило жёсткую грань между советскими гражданами и гражданами капиталистических стран.
Эта политика сразу же позволила художникам создать серию ярких плакатов, наглядно разоблачающих потребительство и бесчеловечность капитализма, в противовес творческой, трудолюбивой жизни советских людей.
Приоритеты были отданы новым качествам характера советского человека: здоровый образ жизни, трудолюбие, ответственность перед обществом, классовая принадлежность, свобода гендерных взглядов, преданность делу народа, образование. В свою очередь, дурные привычки: пьянство, праздный образ жизни, жадность, лень — были признаны «врагами культурной революции».
В основу социального плаката того времени был положен прямой контраст между позитивным образом утверждённой новой жизни по отношению ко всему порицаемому. Это выражалось в графике, в образах и цвете, в семантической направленности слов и фраз — всё позитивное и рекомендованное имело уверенный, яркий, сильный образ, всё отрицательное изображалось как маленькое, бесцветное, отталкивающее.
Главными героями таких плакатов стали рабочие, солдаты, колхозники, шахтёры, ткачи, которые обращались к зрителю с прямым предложением присоединиться к государственному движению и новой политике страны. Здесь не было никаких контрастов: всё было направлено на создание уверенности в зрителе, что опубликованное предложение было единственным и необходимым.
Родина мать зовёт!
Огромный скачок в развитии жанра совпал с Первой мировой войной, когда в связи с требованиями и разногласиями огромных масс народа были выявлены глубокие классовые, национальные и религиозные противоречия. Оказалось, что плакат востребован более других видов искусства и на этом переломном этапе истории. Особую роль и широкое распространение получил пропагандистский плакат, как раз в это время возникает знаменитая метафора: «шершавый язык плаката».
Заманчивая и амбициозная мечта на руинах старого мира и старой культуры построить новое свободное общество и новое пролетарское искусство, казалось, вот-вот осуществится. Однако двигать «культурную революцию» и создавать дивный новый мир было необходимо на территории страны, где подавляющее большинство населения было неграмотным. Как в таких условиях пропагандировать «великие» идеи и как их защищать? С помощью плакатов! В это же время в дело вступил знаменитый трибун революции Маяковский, создавший вместе с другими художниками-авангардистами телеграфное агентство «Окна РОСТА».
Маяковский рисовал топорно, но зато понятно. Например, нерадивому рабочему противопоставлялся счастливый, карикатурно изображённый буржуй, который прямо назывался «врагом». В нижней части этого же плаката ситуация обстояла совершенно иначе: типичный труженик, работающий молотом изо всех сил, противопоставлялся всё тому же капиталисту, который уже не злобно ухмылялся, предвкушая победу над пролетариатом, а удивлённо стоял с открытым ртом.
Мысль тут, конечно, очень простая, но подана талантливо и лаконично: «Работай – победим врага. Будешь отлынивать – проиграем». Для малограмотных заводских рабочих такие плакаты – лучшая мотивация, на них всё просто и понятно, а мерзкое, ненавистное лицо буржуя постоянно подстёгивает к всё более и более упорной работе.
Буржуй, притаившийся на дне бутылки
Во второй половине ХХ века плакат в СССР завоёвывает практически все области человеческой жизни: его можно увидеть в городах, на территории фабрик и заводов, в колхозах, деревнях, школах, больницах, детских лагерях. Плакат проникает повсюду и становится неотъемлемой частью обихода советского человека.
В то время борьба с алкоголизмом принимала достаточно серьёзные обороты, так как немало представителей трудоспособного населения вместо работы предпочитали «прикладываться к бутылке». Поэтому появился такой подтип социальных плакатов, как антиалкогольные плакаты.
Такой резкий спрос на алкоголь возник из-за того, что после окончания Гражданской войны в стране, где был отменён запрет 1914 года, с возвращением к гражданской жизни, вернулся и возросший интерес к алкогольным напиткам. Запрет на открытую продажу водки вызвал появление большого количества бутлегеров, у которых самым ходовым товаром был самогон.
Нельзя не упомянуть и о знаменитом плакате «Нет!», который настолько популярен в современной России, что даже стал интернет-мемом, а мемы распространяются с ошеломляющей скоростью. Никакой особой подачи или стилистической тонкости в этом плакате нет, но, может, оно и к лучшему, не зря говорят, что всё гениальное – просто!
Социальная трансформация по-советски
Пьянство было не единственной проблемой, которую пытались решать с помощью социальных плакатов. Таких проблем была масса, а плакат должен был эффективно справляться с каждой из них. И он справлялся, будь то реклама, агитация, пропаганда или что-то ещё. Так, например, советской власти было важно приобщить женщин к труду.
Помимо плакатов, с этой задачей справлялись ещё и рабоче-крестьянские журналы, на обложке которых располагались всё те же незамысловатые эффективные постеры, но напечатанные в другом формате.
Принцип работы, опять же, был прост: на плакате изображена симпатичная работница, которая отстраивает добротное здание вместе с другими женщинами, которые видны на заднем плане. На рисунке изображены и мужчины, но всё-таки зритель в первую очередь заметит на заднем плане женщин. Главная героиня, «спортсменка, комсомолка и просто красавица», сияет радостью и излучает добродетель: она молода, красива, стройна, но тем не менее работает на стройке, являя собой живой пример идеальной советской девушки-труженицы.
Так что можно смело утверждать, что во второй половине XX века спектр тем социальных плакатов был очень разнообразным: это и развитие национальной культуры в разных республиках, и охрана природы, и охрана материнства и детства, и сила знаний, и развитие физической культуры и спорта. Плакат успешно развивался во всех республиках, не теряя при этом, а наоборот, подчёркивая национальные особенности разных культур.
Дело в том, что на смену социальному плакату пришли социальные видеоролики, которые имеют не меньшую популярность, но большую выразительность. XXI век — век онлайна, так что прохожим нет нужды глазеть по сторонам в поисках красочных плакатов, они всё могут увидеть в телефоне.
Конечно, сами плакаты уже не особо актуальны, но они видоизменились, как и все, даже самые древние виды искусства. Сейчас мы можем видеть те же самые плакаты в образе билбордов, постов в Instagram и Twitter, афиш кинотеатров, бульварных листовок, социальной рекламы и даже граффити.
А в своё время предок того, что мы видим сейчас каждый день на улицах любого города и в витрине каждого второго магазина, дал рекламе невероятный толчок в развитии жанра и, по сути, послужил отправной точкой для всей мультимедийной рекламы, которая так назойливо, но настойчиво, ежедневно капает тебе на мозг.
Бацманова А.И., Иванова Д.К. Искусство плаката в СССР
ИСКУССТВО. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
Образец ссылки на эту статью: Бацманова А.И., Иванова Д.К. Искусство плаката в СССР // Бизнес и дизайн ревю. 2021. № 1 (21). С. 5.
УДК 76
ИСКУССТВО ПЛАКАТА В СССР
Бацманова Арина Игоревна
АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), студентка Факультета дизайна и моды, направление «Менеджмент в дизайн-бизнесе», abatsmanova7@bk.ru, +7-916-376-00-69.
Иванова Дарья Константиновна
АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), студентка Факультета дизайна и моды, направление «Менеджмент в дизайн-бизнесе», daria1ivanova8@yandex.ru, +7-916-068-49-15.
Аннотация. Во времена СССР важные инфор мационные сообщения передавались с помощью яркого изображения и энергичного текста на листе бумаги, реже на ткани. Для каждого типа информации был использован свой вид плаката. В наши дни значимость плаката не так велика. Люди привыкли получать большую часть информации с помощью Интернета и социальных сетей. Для многих сейчас плакат считается произведением искусства, а для некоторых и вовсе не имеет никакого значения. В то время как раньше, такое послание в массы играло главную роль в обществе, так как могло мотивировать людей, призывать к действию и сообщать новости. В данной статье определяется роль плаката в жизни советского гражданина.
Ключевые слова: советский плакат; изобразительное искусство; коммунистическая партия; пропаганда; агитация.
POSTER ART IN THE USSR
Ivanova Daria Konstantinovna
«Institute of Business and Design», Moscow, Russia (129090, Moscow, Protopopovskiy lane, 9), student of the Faculty of Design and Fashion, direction «Management in design business», daria1ivanova8@ yandex.ru.
Batsmanova Arina Igorevnа
«Institute of Business and Design», Moscow, Russia (129090, Moscow, Protopopovskiy lane, 9), Student of the Faculty of Design and Fashion, direction «Management in design business», abatsmanova7@ bk.ru.
Abstract. During Soviet times, important information messages were conveyed using bright images and energetic text on a sheet of paper, less often on fabric. A different type of poster was used for each type of information. The importance of the poster is not that great these days. People are used to getting most of their information through the Internet and social media. For many, the poster is now considered a work of art, and for some it does not matter at all. Whereas in the past, such a message to the masses played a major role in society, as it could motivate people, call to action and deliver news. This article defines the role of a poster in the life of a Soviet citizen.
Key words: Soviet poster; fine arts; communist party; propaganda; agitation.
Введение
В СССР самым мобильным, оперативным и распространенным видом изобразительного искусства была графика: журнальный, газетный рисунок и плакат. Развивались два типа плаката: героический и сатирический. Искусство плаката было доступно широким массам, его смыслы были понятны каждому, а короткий броский текст — лозунг, который сопровождал изображение, запоминался и призывал людей к действию. Многие уже затрагивали представленную тему в своих публикациях. Данная статья также основывается на информации, полученной путем анализа исторических источников и научной литературы [1; 8, с. 220-223; 9, с. 203-210]. Заметим, что тема советского плаката в последние годы нашла отражение и в зарубежной литературе [10, pp. 103-125].
Цель исследования: выявить этапы развития становления плакатного искусства, его смыслы и мотивы, которые плакат мог передать через свое содержание.
Методы исследования
Методы исследования, использованные при написании данной статьи – структурный и функциональный анализ, контент-анализ интернет-ресурсов, сравнение.
Результаты исследования и их обсуждение
Определение плаката. Плакат — вид изобразительного искусства, разновидность прикладной печатной графики в виде информации рекламного, агитационно-пропагандистского, инструктивно-методического, учебного и другого характера. Плакат содержит броское изображение и яркий заголовок или призыв. К его особенностям можно отнести: плакат должен быть виден на расстоянии, быть понятным и хорошо читаемым, доступно восприниматься зрителем. В плакате часто используется художественная метафора, фигуры разного размера, изображение событий, происходящих в разное время и в разных местах. Для текста важным является шрифт, расположение и цвет. В плакате должны сочетаться фотографии, рисунки и с живопись.
История плаката. Плакат известен, как изображение, которое сопровождается кратким текстом и несёт в себе различные цели. Плакаты очень популярны и широко используются в обществе. Его задачей является привлечение внимание зрителей на достаточно большом расстоянии. Так же, очень важно, чтобы зрители мгновенно понимали, что несёт в себе плакат и какова его цель. Поэтому, текст на плакате должен быть кратким и понятным с первого прочтения, а задумка плаката хорошо читаема. Плакат нашему миру известен давно.
В Древнем Египте, Греции и Риме плакаты включали в себя информацию о ближайших спектаклях, коммерческих сделках, сбежавших рабах. Как следствие, плакат тех времён полностью отличался от современного плаката. Считается, что самый первый плакат напечатал Батдольд в 1482 г. Он был книготорговцем и сделал рекламный плакат «Геометрии» нового издания «Эвклида». Данный плакат не дошёл до наших времён, но зато до нас дошёл плакат 1491 г. Он нёс информацию о рыцарском романе «Прекрасная Мелузина», ставший первым образцом рекламной продукции, в котором рекламисты применили эротический мотив в качестве безусловного раздражителя [5, с. 40].
В 1796 г. немец Алоиз Зенефельдер изобрёл новый способ печати изображений, тем самым продолжив историю плаката. Данный способ назывался литографией и, только благодаря ей плакаты стало производить проще и дешевле. Смысл этого способа состоял в том, чтобы изображение наносилось на специальный камень (или известняк), который служил печатной формой. Эта технология осваивалась на свойстве жиров, где главным было отталкивание воды. Суть новейшей технологии состояла в том, что на специальный камень достаточно жирной тушью или литографическим карандашом наносилось изображение. После этого на камень накладывали специальные химические составы, наносилась вода, затем краска. Благодаря химическим составам, места, где не было изображения, в увлажненном состоянии не воспринимали краску. После процедуры краску под давлением переносили на бумагу. С помощью такой технологии плакаты издавались большими тиражами и за короткое время. Для печати использовали не только белый фон, но и цветной. При этом плакаты были больших форматов и долго сохраняли цвета/
В 1806 г. Зенефельдером была открыта первая литографическая мастерская в Мюнхене, а впоследствии, в начале XIX в. открылись подобные мастерские во всех крупных европейских столицах. В конце XIX в. плакат в России стал развиваться также как за рубежом. Это стало видом массовой культуры и использовалось для украшения интерьера и улиц. В 1897 г. в Санкт-Петербурге открывается Международная выставка художественных плакатов, данное событие считалось очень важным. Выставка собрала около 700 произведений из 13 стран, в том числе и России.
История возникновения плаката в России. В России до 1917 г. политические плакаты были слабо развиты и носили дореволюционный характер. Во время гражданской войны русский политический плакат получил большое развитие. В последствии политический плакат в СССР был распространён как ни в одной стране мира, отражая текущую линию политики партии. Плакаты выпускались в больших количествах и регулярно, до Перестройки конца 1980-х. Во всех республиках существовали целые издательства, творческие объединения, которые специализировались на выпуске политических плакатов. Политические плакаты печатались очень большими тиражами (100 000- 300 000 экз.)
Применение плаката в СССР. Термин «Советский плакат» возник в годы пролетарской революции. Такой плакат нес в массы призывы Коммунистической партии, звал на борьбу за свободу и справедливость.
Виды плаката. Советский плакат был видом изобразительного искусства, на нем располагалось лаконичное и броское изображение с коротким текстом. Он считался главным возбудителем активности народа. В СССР (до 1922 г. в Советской России) были популярны такие виды плакатов, как:
Художник талантливо представил обобщенный образ Отчизны. Сила воздействия этого плаката состоит в содержании самого образа — в выражении лица обычной русской женщины и в ее жест, который призывает к борьбе. Это плакат, как и многие другие военные плакаты, располагался на танке, который шёл в атаку. Плакат мотивировал простого русского солдата высоким содержанием патриотического призыва. Он выражал мысли и чувства, которые переживал народ в те тяжелые года. Именно поэтому вся страна помнила суровое лицо женщины, изображённой на плакате. Ее призыв и уверенность.
Значение плаката в жизни народа. Как мы уже упоминали ранее, плакат играл важную роль в жизни каждого гражданина того времени. Данный способ получения и распространения информации был самым популярным и эффективным. Плакаты были повсюду: на улицах городов, в магазинах, на стенах зданий, в газетах, даже на танках. Даже в самые сложные для государства времена именно плакаты подбадривали и мотивировали людей. В годы войны и страшного голода, пропаганды и агитаций, люди писали плакаты с целью помочь своему народу, вселить в них дух уверенности, заставить людей верить в лучшее и двигаться только вперёд, и главное — вместе.
Выводы
Осветив малую часть истории плаката, мы поняли, насколько важным были такие изображения во времена СССР. Они несли в себе не только глубочайший информационный смысл, но и призывали к действию, поддерживали, мотивировали и давали силы. По причине того, что существовало несколько видов плакатов, они могли быть как позитивными, например, информация об отдыхе, рекламными, поддерживающими и направляющими на правильный путь, например, плакаты, которые говорили о вреде курения и алкоголя, просветительскими, которые несли в себе актуальную информацию о новостях в стране. И самое главное, мотивационными, которые поддерживали русских солдат в тяжелые военные годы. Таким образом, плакаты были важны и актуальны для простого русского народа, а именно для каждого человека.
Советский плакат
Плакат в СССР не просто информационный лист, а объект искусства и справочник новой морали. Причем за время существования СССР, плакат менял как приемы подачи, так и общую идею, в зависимости от главных событий в стране. По иллюстрациям и надписям на плакатах можно изучать историю СССР, отслеживая общеполитический курс, и важные для страны события.
Еще до СССР, в постреволюционное время стали появляться первые протосоветские плакаты, разительно отличавшиеся от образцов, печатавшихся в царское время. Если до 1917 года плакаты, в подавляющем большинстве, рекламировали товары для привилегированных классов, то после революции посыл плаката стал политическим. К тому же изменился адресат.
До 1917 Какао Жорж Горман
Плакаты изготавливались в огромном количестве и были популярны. Очевидцы отмечали, что при вывешивании новых образцов, вокруг собирался народ, чтобы поглазеть и обсудить новинку. Особой популярностью пользовались работы авторов ОКНА РОСТА. Здесь работали знаменитые В. В. Маяковский, К. С. Малевич и др. Несмотря на отсутствие материалов (этим объясняется монохромность работ), художникам удавалось создать яркие образы.
В белом движении были свои плакаты. ОСВАГ создавала стилистически похожие работы, впрочем, не пользовавшиеся особой популярностью, несмотря на также приглашенных звезд (И.Я. Билибин, Е.Е. Лансерье и др.).
Разобравшись в политических перипетиях настало время уделить внимание социальным проблемам. Продвигалась программа ликвидации неграмотности, уделено внимание быту и семье.
Впрочем, это не мешает параллельному существованию рекламы выпускаемой продукции.
Качество и количество плакатов возрастает, авторы применяют техническую новинку: фотомонтаж. Кустарное производство теперь невозможно, вся печатная продукция должна быть одобрена цензурой ГЛАВЛИТА или ГОСИЗДАТА. Однако такой плакат больше не вызывает интереса, характерного для плаката прошедшего десятилетия.
Владимир Лебедев. «Работать надо — винтовка рядом». Петроградские окна РОСТА. 1921.
Плакат «Каждый прогул — радость врагу, а герой труда — для буржуев удар». В. В. Маяковский. 1920 г.
Матери, не подкидывайте детей! 1925 г. Соборова 1925
Чем ребят и бить лучше книжку им купить плакат 1928 Поманский Н.
Первомайский плакат С. Малютина, 1920 (Окна РОСТА).
Если книг читать не будешь 1925 Могилевский А.
Долой избиение и наказание детей в семье. 1926 г.
Стой! Ночная панель. 1929 г.
Полная готовность 1930-е
Первая пятилетка продолжает формирование общественной морали, но и возвращает внимание к политическому курсу в стране. На плакатах появляются Ленин и Сталин в роли мудрых и заботливых отцов.
Плакаты начала десятилетия зовут крестьян идти в непопулярные колхозы и рассказывают гражданам о врагах государства.
Ближе к концу десятилетия появившееся военное настроение просматривается и в плакатах: показана мощь армии и отдельный образ воина, готового защитить Родину.
Тиражи выпускаемых плакатов растут, а их качество исполнения, как и вариативность падет (до 50 в год). Есть 2 объяснения этому явлению:
1) Необходимая унификация страны;
2) Уход талантливых художников в другие сферы.
Долой кухонное рабство! Даешь новый быт 1931
В. Добровольский. Да здравствует могучая авиация страны социализма! 1939
Контрреволюционный вредитель Довоенное
Г. Клуцис. Да здравствует рабоче-крестьянская красная армия – верный страж советских границ! 1935
Тракторы и Ясли двигатели новой деревни 1930
1930 г. Кораблев В. Иди, товарищ, к нам в колхоз!
1931 г. Хорошевский Г. Выбирай в туземный совет трудящихся.
Женщины в колхозах большая сила (И. Сталин) 1933
Плакат военного времени отчасти похож на послереволюционный: невероятно популярный среди людей, массово используемый. Однако теперь он полон драматизма и патриотизма.
Плакаты для тыла призывают людей помогать стране вести войну (пожертвования, работа в тылу), а плакаты для воинов напоминали о доме и родных.
Боевой Карандаш Военное время
Т. Еремина Год 1941
Боец Красной Армии! Ты не дашь любимую на позор и бесчестье гитлеровским солдатам. 1942 г. Антонов
Коммунизм и загнивающий запад 1950-е
На фоне победы в тяжелой войне плакаты должны поддержать эйфорию победы и помочь в скорейшем восстановлении страны.
Вновь появляется тема политики, и в частности работы, посвященные Сталину. Однако теперь плакаты с ним парадные: яркие и торжественные, а не строгие и камерные, как в 30-х годах.
Вместе с этим начинается холодная война, которая также освещается в плакатном искусстве: критикуется и высмеивается капитализм, западный и американский образ жизни.
Корецкий В Болтун находка для врага 1954
Корецкий В.Б. Дорога таланта… Дорогу талантам! 1948
«Европейское содружество». Художник И.Семенов. 1952 год
Кокорекин А.А. С каждым днём всё радостнее жить, 1952
Правдин В.Г. Работать так, чтобы товарищ Сталин спасибо сказал! 1949
Полевые работы не ждут! 1954 г. Говорков
Такой однообразный подход становится не просто не актуальным, а постепенно карикатурным. Куда больший интерес люди испытывают к советскому арт-подполью. Подтверждением этому Бульдозерная выставка. Несанкционированная выставка художников-нонконформистов была разогнана и смята бульдозерами. Это событие привлекшая внимание всего мира к советскому искусству, позволило организовать на 4 часа официальную выставку альтернативного искусства в Москве, которую посетило несколько тысяч человек.
Начав свое существование как рупор свободы, плакат постепенно изжил свое значение и влияние в жизни советского человека, став олицетворением тоталитарного режима. Так Эрик Булатов на фоне свободного неба строит решетку из плакатной надписи «Слава КПСС», а Илья Кабаков покрывает стены арт-инсталляции «Человек, улетевший в космос из своей комнаты». При этом есть любители оригинального советского плаката, ассоциирующие идеальную картинку на плакате с жизнью в СССР. В любом случае, советский плакат — это огромная часть культуры советского государства, а значит ее стоит знать не только по смешным картинкам в интернете.
В. Викторов. КПСС. ВЛКС. 1978.
Слава КПСС, 1975 2005 годы Эрик Булатов
«Человек, улетевший в космос из своей комнаты» Илья Кабаков