Для чего нужны части речи в русском языке
ЯЗЫК и ЖИЗНЬ
понедельник, 23 сентября 2019 г.
Что такое части речи, какие они бывают и для чего нужны
Уже из самого термина вытекает, что частями речи называются те элементы, которые эту самую речь составляют. На самом деле вопрос этот обширен, так как каждая часть речи имеет свои особенности и функции, которые рассматриваются поэтапно, а в этом материале мы просто сделаем краткий обзор, чтобы лучше понять взаимосвязанность и системность грамматических категорий.
Из звуков получаются слова, а когда мы употребляем слова для передачи наших мыслей другим, мы создаём речь. Но чтобы получить слово, недостаточно объединить несколько букв случайным образом: их объединение должно что-то выражать. Точно так же недостаточно объединить несколько слов, чтобы образовать речь: их союз должен выражать суждение.
Если, например, мы объединяем слова «я» и «дом», мы не образуем речь, но мы образуем её, например, словами «я рисую дом», где союз слов «я» и «дом» больше не случаен, а основан на рассуждении, то есть логике.
Что такое части речи?
Части речи объясняют, как слова функционируют в предложении, например, прилагательные в английском, располагаются перед существительным, но после артикля. В традиционной грамматике часть речи – это совокупность слов с одинаковыми грамматическими признаками. Как правило, слова, относящиеся к одной и той же части речи, выполняют сходные роли в составе предложений, иногда формы таких слов также изменяются похожим образом (имеют сходную морфологию). Часть грамматики, которая изучает эти преобразования и изменения, называется морфологией.
Морфология – наука о формах слова, различает слова с точки зрения возможности словоизменения, например, склонение существительных по падежам (слон, слона, слону и т.д.) или глаголов по лицам (пою, поешь, поёт и т.д.). Морфологический признак, естественно, относится к так называемым флективным языкам, в которых изменение слов происходит с помощью морфем, к таким языкам относятся, безусловно, русский, итальянский, немецкий, санскрит или латынь; вопрос с английским языком проблематичен, в то время как для китайского языка, который является изолирующим языком (то есть слова в нём состоят из единственной морфемы – корня), этот признак вообще не применим.
Когда мы классифицируем слова по их виду и различным видоизменениям, мы делаем грамматический анализ.
Кроме того, недавно были сформулированы более универсальные функциональные положения, как например, в «полевой теории» психолингвиста Карла Бюлера, которая разделяет указатели («я», «здесь», «сейчас» и т. д.) от языковых обозначений («быстрый», «женщина», «строить»). Данный подход был распространен на функциональную прагматику, теорию о речевых актах, как поступках, языковых формах, как объекте действенного использования, основанную на практической полезности результатов исследований, процедурах интерпретации текстов, важности точной транскрипции и теоретической связи, предположительно существующей между языком и обществом и поддерживающейся через посредника.
Классификация частей речи
Признаки разделения частей речи для разных языков отличаются, то есть не являются всеобщими. Даже в пределах одного языка подразделения частей речи варьируется в зависимости от количества заявленных частей речи и от их определения. Таким образом, разные языки могут иметь или не иметь те или иные части речи.
Следующая классификация относится преимущественно к индоевропейским языкам (таким как английский, итальянский, испанский, немецкий и др.). Исходя из греческой и латинской традиции, в зависимости от смыслового содержания, морфологических признаков и синтаксической функции (роли слова в предложении), различают девять частей речи: существительное, прилагательное, артикль, местоимение, глагол, предлог, наречие, союз, междометие.
Как видно, в число частей речи в такой классификации не включено числительное, так как (в зарубежном языкознании) его часто рассматривают как прилагательное или существительное, а не как отдельную часть речи; частица тоже не включена, поскольку не имеет самостоятельного лексического значения. Однако далее мы их рассмотрим тоже.
Первые пять классов, то есть существительное, глагол, прилагательное, местоимение и артикль, являются изменяемыми, потому что они варьируются в соответствии с определенными законами (то есть имеют неизменяемый корень, но меняющиеся посредством склонения или спряжения окончания). Другие четыре, то есть наречие, предлог, союз и междометие являются неизменяемыми, потому что они не подвергаются какому-либо изменению (их окончания неизменны).
Части речи могут быть знаменательные (самостоятельные) или служебные.
Самостоятельные части речи – это те, которые входят в состав предложения, обозначая предметы, явления, качества, действия, состояния, признаки действий и состояний, либо передают отношение говорящего к высказываемому. К самостоятельным частям речи относятся существительные, местоимения, прилагательные, числительные, глаголы и наречия.
Существительное : эта часть речи служит для обозначения названия вещей, или людей, или мест, например: стол, самолет, счастье, толпа, Москва.
Глагол – это часть речи, описывающая действие или состояние бытия, например: ем, был спящим.
Прилагательное – это часть речи, описывающая свойство, качество или принадлежность предмета, то есть это слова, которые говорят нам, на что похожа вещь и которые мы добавляем к существительному, чтобы сделать его значение более полным или более точным, например: хорошая книга, скорый поезд, мятный чай.
Местоимение : эта часть речи служит для обозначения предметов, признаков, либо количества, не называя их, то есть это слова, которые можно использовать вместо существительных, чтобы мы могли обращаться к людям или предметам, не называя их по-настоящему, повторяя таким образом слишком часто, например: я, ты, оно, они и т. д.
Числительное – это часть речи, обозначающая точную информацию о числовых величинах (о числе, количестве, порядке предметов). Числительные часто сопровождают существительные в функции прилагательных, например, пятый этаж, но они также могут выступать в качестве местоимений, например, несколько книг, или от существительных, например, семь – нечетное число.
Наречие – это часть речи, служащая обозначением признака действия, предмета или качества, то есть это такие слова, которые мы можем добавить к глаголу, чтобы сделать его более полным или более точным: слова, которые говорят нам, как, когда, или где происходит действие, например: (побежал) быстро, (говорил) вчера, (жили) там.
Служебные части речи – это те, которые хоть и не обозначают предметы, явления, качества, действия и не являются членами предложения, но передают связи и отношения между словами и предложениями, различные оттенки значения. Сюда входят предлоги, союзы, частицы, артикли (используемые в западноевропейских языках, например, английском, испанском, немецком, итальянском и др.) – но не междометия.
Артикль – это служебная часть речи, которая имеет функцию определения существительного, противопоставляя уже известное, тому, что является новой (в рамках данной речи) информацией.
Предлог : эта служебная часть речи помогает установить связь между словами – членами предложения, используется с существительными или местоимениями и обычно помещается перед ними, например: (вошёл) в дом, (лежит) под столом, (пришёл) со мной.
Союз – это служебная часть речи, которая используется для объединения слов, фраз или предложений, например: кошка и собака; он работал много, но не разбогател; он работает, потому что ему это нравится.
Частица – это служебная часть речи, передающая оттенки значения, эмоциональные оттенки либо служащая для образования форм слова, например: пусть, не, ли, вон.
Междометие – это служебная часть речи, которая не является самостоятельной или служебной, не входит в конструкцию предложения и не передает в нём синтаксических связей между словами, но служит для выражения какого-то внезапного чувства, не называя его, например: Ох! Ах! Ой! Ура!
Если статья была вам полезна, прошу оставить комментарий, и/или рассказать о ней друзьям в соцсетях! Спасибо за поддержку!
Урок русского языка по теме «Части речи все важны!» 3-й класс
Класс: 3
Тип урока: Обобщение полученных знаний.
Цель урока: помочь обучающимся, понять назначение в речи слов для каждого грамматического класса,т.е. довести до сознания обучающихся мысль о том, что все части речи важны в языке, так как каждая часть речи выполняет свою работу.
Задачи:
Оборудование: запись на доске, проектор, компьютер, презентация (Приложение 1)
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие детей.
Будем отвечать активно
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие,
Захотели вновь прийти
2. Проверка домашнего задания.
(Со) скочил …гонь (с) полена, перед печ?кой выжег пол,
(В) ле(з,с) (по) скатерти (на) стол, (по) б…жал (по) стул?ям (с) треском
И (по) пол(с,з) (по) занаве…кам.
(Трое учащихся по-очереди выходят к доске, решают орфографические задачи и определяют части речи. Параллельно 4 ученика выполняют работу по карточкам)
3. Оформление тетради.
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
4. Минутка чистописания.
В каких слияниях р обозначает мягкий звук р? (Рри)
Какие ещё гласные также обозначают мягкость согласных звуков?( и, ё, ю, я)
5.Словарная работа.
Запись слова – природа
В словарном слове нужно поставить ударение и подчеркнуть « опасные места».
К какой части речи относится слово природа? (им.сущ.)
6. Постановка учебной задачи.
Вчера 3А закончили изучать тему «Части речи» и поспорили. Слова, какой части речи самые нужные и самые важные. А вы как считаете? ( запишите свой ответ, но не говорите, что написали)
Если мы начали урок с такого вопроса, то о чём, по вашему мнению, мы будем сегодня говорить?
7. Знакомство с темой.
(Демонстрируется 4 пейзажа различных времён года слайд презентации)
— Назовите времена года.
-Почему происходит смена времён года?
-А сейчас какое время года?
— Назовите осенние месяцы?
[ о с и н ] – осень
— Выделим в слове ударный слог, объясним орфограммы, посчитаем количество букв и звуков.
А теперь, давайте определим, к какой части речи относится это слово, и образуем от него однокоренное прилагательное.
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.
Журча, ещё бежит за мельницу ручей…
Словарь С.И. Ожегова «Толковый словарь»
Хлад – то же что и холод, лишенный тепла.
— Как вы поняли смысл этих строчек? Перескажите своими словами.
Учитель: Мы изучаем части речи и не все ещё прошли, другие вы будите изучать в старших классах. Поэтому мы определим, к какой части речи относятся эти слова с галочкой.
Текст записан на доске:
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.
Журча, ещё бежит за мельницу ручей…
— Понятен ли вам текст? Почему?
— А теперь прочтём этот текст, исключая все глаголы (читает один ученик).
— Получается ли понятный текст?
Учитель:Если убрать в предложении слово, выраженное существительным, то текст будет не понятным. Части речи все нужны! Части речи все важны! (слайд презентации)
8. Составьте предложение из слов.(Желтеть, листья, осень)
Дети записывают: Осенью желтеют листья. (Один ученик работает у доски, объясняет орфограммы, отмечает части речи и, пытается читать данное предложение, исключая различные части речи).
Учитель:
-Прочитаем без существительного.
-Прочитаем без глагола.
Вывод: Все части речи нужны и важны в русском языке, так как каждая часть речи выполняет свою работу.
Физминутка:
Падают, падают листья. В нашем саду листопад.
Жёлтые, красные листья по ветру вьются, летят.
(Дети выполняют сначала обычные движения, затем имитирующие движения балерины, военного)
9. Работа над развитием речи.
— Осенью часто идут дожди, но они не всегда одинаковы, подберите синонимы к глаголу идет
— Какие слова мы называем синонимы?( близкие по значению)
Дождь идет, моросит, льет, капает, хлещет.
10. Работа по учебнику.
Откроем учебник с 55 упр.143.
Прочитайте стихотворение А.Барто.
— Что делает стихотворение шуточным?
Дождь пошёл и не проходит.
Дождь идёт, хотя не ходит.
-Одно ли значение выражены глаголы этого отрывка. Проверили по словарю.
— Сколько приставок в этих словах? В какой части речи есть приставка?
— Как пишутся приставки со словами? Докажите. ( нельзя поставить слово)
— Кто согласен подними- зелёный кружок.
— Кто не согласен подними- красный кружок.
— Из этих строк уберём им сущ., прочитаем, понятен текст или нет?
— Уберём глаголы. Понятен текст или нет?
11. Обобщение.
Посмотрите, как много частей речи. Две большие группы: самостоятельные, служебные. С некоторыми мы уже познакомились, а с остальными ваше знакомство произойдёт в старших классах. Одно вы должны помнить, если какая-то часть речи исчезнет, то наш язык станет непонятным и некрасивым. Значит, как мы ответим на эти вопросы?
Вывод: Все части речи нужны! Все части речи важны!
12. Домашнее задание.
Дома вы выполните упражнение.144.
Малыши решили списать строчки стихотворения. Вот что получилось.
Тетрадь задачник упр144.
13. Выставление отметок.
14. Рефлексия.
— Осенью бывает самое красивое явление – это листопад, листья окрашиваются, в разные цвета.
Берём лист зелёный – вам было интересно.
Красный – вам ничего непонятно.
Наше дерево – зелёное. В каком месяце оно бывает таким?
Для чего нужны части речи в русском языке?
Части речи нужны для тех, кто хочет научиться писать предложения безукоризненно, то есть совсем без ошибок. То есть научиться правильно ставить знаки препинания. Основной массе людей это вообщем-то и не надо, так как можно примерно запомнить, как обычно пишутся те или иные виды предложений просто из опыта многократного перечитывания различных текстов. Но если человек работает по профессии, где нужно заготавливать какие-то грамотно составленные тексты, то ему необходимо знать правила русского языка в совершенстве. Это необходимо например создателям учебников по русскому языку, учителям русского языка, составителям различных законов, правил, форм документов, бланков и публичных надписей.
Слово заимствовано из немецкого языка, проверить невозможно, нужно просто запомнить. См. словарь иностранных слов Т. Егоровой
Верьте в лучшее будущее и настоящее покажется вам не столь беспросветным.
Товарищ верь, придет она.
Слово Верь получено от основы настоящего времени глагола Верить: ВЕР- с помощью нулевого суффикса повелительного наклонения и пишется с мягким знаком.
Да и произнести его как Вер не получится.
Поэтому слова Верь и Верьте мы пишем с мягким знаком.
А вот слово Верте можно встретить в старинных романах, так раньше называлась водка на полыни.
Думается, что такое предположение не было голословным, поскольку второе слово («требуется») отвечает на вопрос «что делает?» (или «что делается?», если создавать вопрос с обычной формальностью, не вдаваясь в смысл). Да и обладает другими категориальными признаками глагола.
А первое слово («не») не может быть признано приставкой, потому что если в языке есть слово «требуется», но не может быть слова «нетребуется». Это понятно из правила, обуславливающего соответствующую раздельность глаголов с «НЕ».
Итак, глагол «требоваться относится к совокупности тех, которые не сливаются с «НЕ». Писать «нетребуется» нельзя.
Других доказательств не потребуется.
Предложение.
Как известно, коннотативные значения никогда не берут верх при объяснении орфографии слов, поэтому в данном случае мы должны воспринимать это прилагательное только как цветообозначение. Такие слова пишется с дефисом. К тому же части слова «чёрно-белый» совершенно семантически равноправны.
Писать «чёрно белый» (раздельно) или «чёрнобелый» (слитно) нельзя.
Например (предложения).
Для чего нужны части речи в русском языке
2. Служебные части речи:
При этом каждая самостоятельная часть речи определяется по трем основаниям (обобщенное значение, морфология, синтаксис), например: существительное это часть речи, которая обозначает предмет, имеет род и изменяется по числам и падежам, в предложении выполняет синтаксическую функцию подлежащего или дополнения.
Однако значимость оснований при определении состава той или иной части речи различна: если существительное, прилагательное, глагол определяются по большей части по своим морфологическим признакам (говорится, что существительное обозначает предмет, но специально оговаривается, что это такой «обобщенный» предмет), то есть две части речи, выделенных на основании значения, местоимение и числительное.
В местоимение как часть речи объединены морфологически и синтаксически разнородные слова, которые «не называют предмета или признака, а указывают на него». Грамматически же местоимения разнородны и соотносятся с существительными (я, кто), прилагательными (этот, какой), числительными (сколько, несколько).
В числительное как часть речи объединены слова, которые имеют отношение к числу: обозначают количество предметов или их порядок при счете. При этом грамматические (морфологические и синтаксические) свойства слов типа три и третий различны.
Комплекс 1 (его последние издания) и комплекс 2 предлагают выделять большее число частей речи. Так, причастие и деепричастие в них рассматриваются не как формы глагола, а как самостоятельные части речи. В этих комплексах выделены слова состояния (нельзя, нужно); в комплексе 1 они описываются как самостоятельная часть речи категория состояния. В комплексе 3 статус этих слов четко не определен. С одной стороны, их описание завершает раздел «Наречие». С другой стороны, про слова состояния сказано, что они «по форме похожи на наречия», из чего, видимо, должно следовать, что наречиями они не являются. Кроме того, в комплексе 2 расширено местоимение за счет включения в него незнаменательных слов, грамматически соотносимых с наречиями (там, зачем, никогда и др.).
Вопрос о частях речи в лингвистике является дискуссионным. Части речи это результат определенной классификации, зависящей от того, что принять за основание для классификации. Так, в лингвистике существуют классификации частей речи, в основании которых лежит только один признак (обобщенное значение, морфологические признаки или синтаксическая роль). Есть классификации, использующие несколько оснований. Школьная классификация именно такого рода. Количество частей речи в разных лингвистических работах различно и составляет от 4 до 15 частей речи.
В русском языке есть слова, не попадающие ни в одну из частей речи, выделенных школьной грамматической. Это слова-предложения да и нет, вводные слова, не использующиеся в других синтаксических функциях (итак, итого) и некоторые другие слова.
Имя существительное это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые
1) имеют обобщенное значение предметности и отвечают на вопросы кто? или что?;
2) бывают собственными или нарицательными, одушевленными или неодушевленными, имеют постоянный признак рода и непостоянные (для большинства существительных) признаки числа и падежа;
3) в предложении чаще всего выступают как подлежащие или дополнения, но могут быть любыми другими членами предложения.
Существительное это часть речи, при выделении которой на первый план выходят грамматические признаки слов. Что же касается значения существительных, то это единственная часть речи, которая может обозначать все, что угодно: предмет (стол), лицо (мальчик), животное (корова), признак (глубина), отвлеченное понятие (совесть), действие (пение), отношение (равенство). Объединены с точки зрения значения эти слова тем, что к ним можно задать вопрос кто? или что?; в этом, собственно, и заключается их предметность.
Разряды существительных по значению
В пределах слов разных частей речи принято выделять разряды по значению группы слов, объединенных их лексическим значением, влияющим на их морфологические признаки. Принадлежность слова к определенному разряду по значению (лексико-грамматическому разряду) определяется на основе его лексического значения, выраженного основой этого слова.
У существительных выделяют две группы разрядов по значению:
1) собственность / нарицательность;
2) конкретность / абстрактность / вещественность / собирательность.
Нарицательные имена существительные обозначают предметы, не выделяя их из класса однотипных (город, река, девочка, газета).
Собственные имена существительные обозначают предметы, выделяя их из класса однородных предметов, индивидуализируя их (Москва, Волга, Маша, «Известия»). От собственных имен надо отличать собственные наименования неоднословные названия индивидуализированных объектов («Вечерняя Москва»). В состав собственных наименований не обязательно входит собственное имя (Московский Государственный университет).
Конкретные существительные называют чувственно воспринимаемые предметы вещи (стол), лица (Марина), которые можно воспринять зрением и осязанием.
Абстрактные существительные обозначают отвлеченные понятия (радость), признаки (белизна), действия (рисование).
Вещественные существительные обозначают вещества (молоко, сливки, песок).
Собирательные существительные обозначают совокупности однородных предметов (листва) или лиц (детвора).
Смысл морфологического выделения именно этих групп существительных по значению заключается в том, что принадлежность существительного к этим разрядам влияет на морфологический признак числа данного существительного. Так, форму обоих чисел имеют нарицательные конкретные существительные (дом дома). Слова остальных групп чаще имеют форму только одного из чисел (преимущественно только единственного), например:
Одушевленные и неодушевленные имена существительные
Существительные имеют постоянный морфологический признак одушевленности.
Признак одушевленности существительных тесно связан с понятием живое / неживое. Тем не менее одушевленность является не разрядом по значению, а собственно морфологическим признаком.
Все морфологические признаки характеризуются тем, что они имеют типизированное формальное выражение выражаются формообразующими морфемами (окончаниями или формообразующими суффиксами см. морфемику). Морфологические признаки слов могут выражаться
1) внутрисловно формообразующими морфемами самого слова (стол- стол-ы),
2) внесловно формообразующими морфемами согласуемых слов (нов-ое пальто нов-ые пальто),
Оба этих средства выражения могут быть представлены вместе. В этом случае одно грамматическое значение выражается в предложении несколько раз и внутрисловно, и внесловно (нов-ый стол- нов-ые стол-ы).
Одушевленность как морфологический признак также имеет формальные средства выражения. Во-первых, одушевленность / неодушевленность выражается окончаниями самого существительного:
1) одушевленные существительные имеют совпадающие окончания мн. числа В. п. и Р. п., а для существительных муж. рода это распространяется и на ед. число;
2) неодушевленные существительные имеют совпадающие окончания мн. числа В. п. и И. п., а для существительных муж. рода это распространяется и на ед. число.
В русском языке представлены существительные с колебанием по одушевленности: у них В. п. может совпадать как с И. п., так и с Р. п., например, (вижу) микроб-ы / микроб-ов, описать персонаж-и / персонаж-ей, существ-о / существ-;
У существительных женского и среднего рода, имеющих формы только единственного числа, одушевленность формально не выражена (молодежь, студенчество), формально они не охарактеризованы по одушевленности.
Одушевленность имеет и внесловное выражение: окончание согласуемого с существительным прилагательного или причастия в В. п. различается в зависимости от одушевленности или неодушевленности существительного, ср.: (вижу) нов-ых учеников, но нов-ые столы.
Внесловное выражение одушевленности существительных более универсально, чем внутрисловное: оно выражает одушевленность даже в случае неизменяемости существительного: (вижу) красив-ых мадам, но красив-ые пальто.
Одушевленность большинства существительных отражает определенное положение дел во внеязыковой действительности: одушевленными существительными называются в основном живые существа, а неодушевленными неживые предметы, однако есть случаи нарушения этой закономерности:
Одушевленность, как уже было сказано, постоянный признак существительного. При этом необходимо иметь в виду, что разные значения одного слова могут быть различно оформлены по одушевленности, например: вижу гени-я (человека) ценю гений- (ум).
Род как морфологический признак существительного
Существительные имеют постоянный морфологический признак рода и относятся к мужскому, женскому или среднему роду.
Основное выражение морфологического рода внесловное окончания согласуемых с существительным прилагательных, причастий в позиции определения и слов с непостоянным признаком рода в позиции сказуемого, в первую очередь глагола в прошедшем времени или условном наклонении, а также краткого прилагательного или причастия.
К мужскому, женскому и среднему роду относятся слова со следующей сочетаемостью:
мужской | нов-ый ученик приехал- |
женский | нов-ая ученица приехал-а |
средний | больш-ое окно раскрыт-о |
тво-я невежа пришл-а.
Такие существительные относят к общему роду.
Есть в русском языке существительные, обозначающие название лица по профессии, которые при обозначении лица мужского пола выступают как слова мужского рода, т. е. присоединяют согласованные слова с окончаниями мужского рода; когда же они обозначают лицо женского пола, определение употребляется в мужском роде, а сказуемое употребляется в женском роде (преимущественно в разговорной речи):
нов-ый врач пришел- (мужчина),
нов-ый врач пришл-а (женщина).
Эти слова «кандидаты» в общий род, их род иногда называют переходным к общему, однако в словарях они охарактеризованы как слова мужского рода.
В русском языке имеется около 150 слов с колебанием по роду, например: кофе мужской / средний род, шампунь мужской / женский род.
Существительные только множественного числа (сливки, ножницы) не относятся ни к одному из родов, поскольку во множественном числе формальные различия между существительными разных родов не выражены (ср.: парт-ы стол-ы).
Таким образом, основное выражение рода внесловное. Внутрисловно род последовательно выражается только у существительных субстантивированных прилагательных и причастий: часовой, мороженое, столовая: в формах единственного числа у этих слов представлены окончания, однозначно указывающие на их родовую принадлежность. Для существительных II склонения мужского рода и III склонения женского рода специфической является вся система их окончаний, что же касается окончаний отдельных падежных форм, то они могут быть не показательны, ср. стол- ночь-.
Для всех неодушевленных существительных (а таких существительных в языке около 80%) род условен, никак не связан с внеязыковой реальностью.
Среди одушевленных существительных названий лиц или животных род часто связан с полом обозначаемого существа, ср.: мама папа, сын дочь, корова бык. Однако необходимо понимать различие между грамматическим признаком рода и неграмматическим признаком пола. Так, в русском языке есть одушевленные существительные среднего рода (дитя, животное), у существительных названий животных особи мужского и женского пола часто называются одинаково (стрекоза, крокодил), среди слов названий лиц также не всегда имеется соответствие рода и пола. Так, слово особа женского рода, хотя может обозначать как женщину, так и мужчину (см., например, у А. С. Пушкина: Кто-то писал ему из Москвы, что известная особа скоро должна вступить в законный брак с молодой и прекрасной девушкой).
Определенную сложность представляет определение рода сложносокращенных слов (аббревиатур) и несклоняемых существительных. Для них установлены следующие правила.
Родовая характеристика аббревиатур зависит от того, к какому типу относится данное сложносокращенное слово.
Род аббревиатур, образованных сложением начальных частей (завхоз), начальной части первого слова с несокращенным вторым (сбербанк) и начала первого слова с началом и/или концом второго (торговое представительство ® торгпредство), определяется родовой принадлежностью главного в исходном словосочетании слова: хорош-ая оргработа, российск-ое торгпредство, нов-ый сбербанк.
Род аббревиатур, состоящих из начальных звуков ( ГУМ ) или букв ( МГУ ), а также аббревиатур смешанного типа, у которых начальная часть первого слова соединена с первыми буквами или звуками остальных слов (главк), определяется неоднозначно. Первоначально они также приобретают род главного в исходном словосочетании слова, например, Братск-ая ГЭС. Однако в процессе употребления первоначальную родовую характеристику последовательно сохраняют только аббревиатуры из первых букв исходного словосочетания. Аббревиатуры же, состоящие из первых звуков, ведут себя по-разному. Некоторые из них приобретают родовую характеристику в соответствии с внешним видом слова. Так, слова БАМ, вуз, МИД, НЭП, загс и некоторые другие стали словами мужского рода и приобрели возможность склоняться по II склонению, как существительные типа дом. У других заканчивающихся на согласный аббревиатур со стержневым словом среднего и женского рода возможно колебание: они могут иметь родовую характеристику в соответствии с родом главного слова и при этом не склоняться (в наш-ей ЖЭК) или, склоняясь, употребляться как слова мужского рода (в наш-ем ЖЭКе). Аббревиатуры, оканчивающиеся на гласный звук, не склоняются и преимущественно относятся к среднему роду (наш-е РОНО районный отдел народного образования).
Несклоняемые имена существительные, попадая в русский язык или образуясь в нем, должны приобрести родовую характеристику, которая будет проявляться только при выборе согласованных с существительным прилагательных, причастий и глаголов.
Существуют следующие закономерности выбора такими существительными родовой характеристики: род зависит либо от значения слова, либо от рода другого русского слова, которое рассматривается как синоним или как родовое наименование для данного неизменяемого слова. Для разных групп существительных ведущими являются разные критерии.
Если существительное обозначает предмет, то оно обычно приобретает характеристику среднего рода: пальто, кашне, метро. Однако женского рода авеню (так как улица), кольраби (так как это капуста), кофе с колебанием мужской / средний, мужской род пенальти, евро.
Если существительное обозначает животное, то оно обычно относится к мужскому роду: шимпанзе, какаду. Исключения: иваси, цеце женский род (так как селедка, муха).
Если существительное обозначает лицо, то его род зависит от пола этого лица: слова месье, кутюрье мужского рода, так как обозначают мужчин; слова мадам, мадемуазель женского рода, поскольку обозначают женщин, а слова визави, инкогнито общего рода, так как могут обозначать и мужчин, и женщин.
Если существительное обозначает географический объект, то его род определяется родом русского слова, которое обозначает тип объекта: Тбилиси мужского рода, так как это город (слово мужского рода), Миссисипи женского рода, так как это река, Лесото среднего рода, так как это государство. Все сказанное относится только к словам несклоняемым, поэтому Москва существительное не мужского рода, а женского рода, хотя это и город, так как оно изменяемое.
Число как морфологический признак существительного
Большинство существительных имеет формы единственного и множественного числа, т. е. изменяется по числам. Некоторые существительные имеют формы только единственного или только множественного числа, т. е. число для них постоянный признак.
Число морфологический признак, связанный с указанием на количество объектов.
С точки зрения обозначения количества объектов в русском языке представлены существительные счетные (обозначаемые ими реалии можно посчитать штуками) и несчетные.
Счетные существительные, как правило, имеют формы обеих чисел: форма единственного числа у них обозначает один предмет (стол), а форма множественного множество предметов, каждый из которых называется формой единственного числа (столы множество предметов, каждый из которых стол).
Среди счетных существительных представлены:
1) конкретные существительные, обозначающие дискретные предметы:
а) «нормальные» существительные с формами обоих чисел (стол),
б) существительные типа сани, у которых как по отношению к одному предмету, так и по отношению к множеству предметов употребляется форма множественного числа (одни сани множество саней);
2) абстрактные существительные (в меньшей своей части): мысль мысли, звук звуки;
3) собирательные существительные типа армия: у них форма множественного числа обозначает противопоставленные единицы (ср.: реформа армии на операцию брошено пять армий).
Счетные существительные обозначают, как уже сказано, реалии, которые можно посчитать штуками. Однако есть существительные, которые обозначают реалии, существующие или только в количестве один, или только в количестве два и более:
1) слова, обозначающие уникальные, единичные реалии (Москва, Луна в значении спутника Земли) имеют преимущественно форму единственного числа; надо иметь при этом в виду, что среди собственных есть слова типа Сокольники, у которых форма множественного числа не имеет значения множества предметов и обозначает один объект;
2) слова, обозначающие реалии, включающие несколько объектов, каждый их которых имеет свое название: только мн. число имеет слово супруги в значении супружеская пара (супруг + супруга, а не супруг + супруг или супруга + супруга).
Счетным противопоставлены несчетные существительные, обозначающие реалии, лишенные идеи счета. Несчетные существительные не сочетаются с количественными числительными. Это вещественные существительные, большинство абстрактных и большинство собирательных существительных. Эти слова имеют формы только единственного или только множественного числа, однако ни то, ни другое числовое оформление не несет смысловой нагрузки, связанной с идеей количества: