Для чего нужны данные в новой модели государственного управления государство как платформа

Государство как платформа. (Кибер)государство для цифровой экономики. Цифровая трансформация.

Для чего нужны данные в новой модели государственного управления государство как платформа. Смотреть фото Для чего нужны данные в новой модели государственного управления государство как платформа. Смотреть картинку Для чего нужны данные в новой модели государственного управления государство как платформа. Картинка про Для чего нужны данные в новой модели государственного управления государство как платформа. Фото Для чего нужны данные в новой модели государственного управления государство как платформа

С 2017 года со стороны Центра стратегических разработок впервые прозвучала идея «Государства-как-Платформы». Указанная идея предполагает трансформацию государственного управления с использованием возможностей, которые предоставляют новейшие технологии. Метафора «Государства-как-Платформы» значимо не только в технологическом аспекте, которому в большей мере посвящен настоящий доклад. В контексте рассматриваемой работы было важно предложить видение образа будущего государства, в котором государственный аппарат малочисленный, решения принимаются быстро, а также не имеется посредников между человеком и его данными в лице государственных органов. При подобном подходе возрастает возможность построения индивидуальных решений в развитии и решении жизненных ситуаций, с которыми сталкивается человек — как в бытовой жизни, так и в работе.

Новая цифровая реальность делает неизбежной трансформацию государственных сервисов. В фокусе концепции «Государство-как-Платформа» находится человек. Идентифицируясь в государственной платформе с помощью своего «цифрового двойника» человек будет взаимодействовать с цифровой экосистемой и получать от нее цифровые сервисы в соответствии со своими потребностями.

По мнению авторов доклада, России необходимы следующие изменения:

Источник

Государство как платформа: люди и технологии

Для чего нужны данные в новой модели государственного управления государство как платформа. Смотреть фото Для чего нужны данные в новой модели государственного управления государство как платформа. Смотреть картинку Для чего нужны данные в новой модели государственного управления государство как платформа. Картинка про Для чего нужны данные в новой модели государственного управления государство как платформа. Фото Для чего нужны данные в новой модели государственного управления государство как платформа

Данный доклад Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) его авторы предлагают рассматривать как практическое пособие, развивающее идеи доклада Центра стратегических разработок «Государство как платформа». Исследование подготовлено с учетом опыта, полученного от реализации на базе РАНХиГС программы переобучения «Руководитель цифровой трансформации». Вкладывая в роль государства как цифровой платформы несколько пониманий, РАНХиГС уделяют ключевую роль вопросу о том, к чему в будущем приведут новые технологии и какие новые вызовы они принесут российскому обществу и государству. А сама цифровая трансформация представляется уже третьей волной цифровизация, которая спровоцирует появление новых моделей деятельности и новых продуктов и процессов.

Продолжая свои рассуждения, эксперты РАНХиГС перечисляют мировые тренды в цифровой трансформации государства, такие, как открытые данные, машиночитаемые законы, «гособлака» и т.д. Кроме этого в качестве основных технологий, наиболее актуальных для системы государственного управления, называются и подробно раскрываются большие данные, нейросети, интернет вещей, системы блокчейн и цифровой прослеживаемости.

Для чего нужны данные в новой модели государственного управления государство как платформа. Смотреть фото Для чего нужны данные в новой модели государственного управления государство как платформа. Смотреть картинку Для чего нужны данные в новой модели государственного управления государство как платформа. Картинка про Для чего нужны данные в новой модели государственного управления государство как платформа. Фото Для чего нужны данные в новой модели государственного управления государство как платформа

Авторы доклада представляют основной набор инструментов, необходимых для реализации задачи по внедрению цифровых и платформенных решений, признавая, что время, когда можно было решать трансформационные задачи, не затрагивая саму государственную службу закончилось. Анализ жизненной ситуации, описание процессов и потребностей людей, реинжиниринг процессов — всё это будет необходимо реализовывать для управления процессами при цифровизации государственного управления.

Для чего нужны данные в новой модели государственного управления государство как платформа. Смотреть фото Для чего нужны данные в новой модели государственного управления государство как платформа. Смотреть картинку Для чего нужны данные в новой модели государственного управления государство как платформа. Картинка про Для чего нужны данные в новой модели государственного управления государство как платформа. Фото Для чего нужны данные в новой модели государственного управления государство как платформа

РАНХиГС формирует перечень конкретных решений в области цифровой трансформации государственного управления, включающий запуск механизмов отбора, мотивации, обучения, создание прототипов будущих суперсервисов в пилотных регионах, построение единой государственной архитектуры данных и масштабируемой облачной инфраструктуры и т.д. В заключение своего исследования эксперты РАНХиГС выдвигают предположения того, что может происходить в мире после осуществления цифровой трансформации и господства новых технологий, и сообщают, что в будущем будут только расти индивидуальные издержки людей от «ошибок» и важность обладания знаниями, почему и для чего работают цифровые технологии.

Источник

Для чего нужны данные в новой модели государственного управления государство как платформа. Смотреть фото Для чего нужны данные в новой модели государственного управления государство как платформа. Смотреть картинку Для чего нужны данные в новой модели государственного управления государство как платформа. Картинка про Для чего нужны данные в новой модели государственного управления государство как платформа. Фото Для чего нужны данные в новой модели государственного управления государство как платформа

Девятый «Гайдаровский форум», который открылся вчера в Москве, запомнится широким спектром тем: участники говорят не только об экономике, но и проблемах образования, науки и государственного управления. Последняя тема стала ключевой для сессии «Современные вызовы государственного управления», которая прошла 17 января в РАНХиГС. В ходе открытого диалога ведущие экономисты, политики и ученые обсудили новые модели государственного регулирования.

Перед государственными структурами – и перед государством в целом – в условиях современной цифровой эпохи стоит множество задач, которые требуют новых подходов в регулировании всех сфер жизни общества: в медицине, в инфраструктуре, в образовании и в других сферах. Некоторый прогресс в этом направлении мы можем оценить уже сегодня: к врачу можно записаться через электронный терминал и через интернет, получить оперативную помощь с документами, не обращаясь в несколько организаций, можно в центре госуслуг «Мои документы». Однако эти примеры – лишь небольшой шаг к новому формату государственного управления.

Модель управления должна быть более гибкой, но как ее создать? Универсального ответа на этот вопрос нет – есть предложения. Так, Герман Греф, президент, председатель Правления Сбербанка считает, что государству нужно перенимать лучшие практики у бизнеса – у крупных компаний (например, Google, Alibaba Group), которые работают с Big Data, с «большими данными». Если государство организует свою работу таким же образом, это позволит упросить многие операции.

Такой принцип работы, основанной на Big Data, – ключевая идея «государства-платформы», или «цифрового государства» – современной модели госрегулирования, которая пока что относится к категории будущего, но которую интенсивно обсуждают уже сегодня. Эту модель не обошли стороной и участники открытого диалога. Мария Шклярук, вице-президент Центра стратегических разработок, руководитель направления «Институты и общество», отметила, что реализация концепции цифрового государства является одним из главных направлений реформы госуправления. Ожидается, что к 2024 году она будет частично осуществлена: 50 наиболее востребованных госуслуг будут оказываться мгновенно («0 секунд 0 чиновников»), данные всех государственных информационных ресурсов будут доступны в реальном времени через программные интерфейсы. Кроме того, должен появиться «главный архитектор» государства-платформы – Центр управления эффективностью, который будет отвечать за цифровую трансформацию всех процессов оказания госуслуг и оценивать эффективность изменений.

Перейти на цифровой формат госуправления стремятся не только в России: такого же курса придерживаются и в Великобритании, о чем сообщил гость сессии лорд Фрэнсис Мод, директор Francis Maude Associates LLP, государственный министр торговли и инвестиций Великобритании в 2015–2016 гг. Работа с единой базой данных, которая заменит множество небольших баз отдельных структур, сможет обеспечить прозрачность государственного регулирования.

Как отметил другой участник дискуссии – Алексей Комиссаров, проректор, директор Высшей школы государственного управления РАНХиГС, – новая модель предъявляет принципиально новые требования к чиновникам, к их управленческим навыкам и в целом к образованию кадров. Главной установкой любого человека в современном, быстроменяющемся мире должны быть способность признать, что он чего-то не знает, и желание научиться новому.

Изменения должны произойти также и в диалоге между правительством и наукой. По словам Президента Академии наук Александра Сергеева, без должного внимания как госуправления, так и бизнеса до сих пор остается «промежуточная фаза» между фундаментальной и прикладной наукой – «поисковая» наука. Это направление не обещает конкретного результата и коммерческой выгоды, но без него не смогут продвинуться дальнейшие исследования. Такая негативная тенденция во многом возникает из-за пробелов в стратегическом планировании.

– Должна быть стратегическая гибкость. Для того, чтобы двигаться в определенном направлении, нужен вектор, а вектора, я боюсь, у нас нет, – считает президент РАН.

Обрести новый вектор можно только после соответствующих изменений. И речь идет не только о цифровой, но и о культурной трансформации.

– Один из элементов этой трансформации – совершенно другой уровень вовлеченности граждан в механизмы государственного управления, – отмечает Андрей Слепнев, заместитель руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации – директор Департамента проектной деятельности Правительства Российской Федерации. – Если раньше, когда мы говорили: «нам надо посоветоваться с общественностью», «привлечь экспертов», – это был скорее оборот речи, то сейчас это – абсолютно необходимый инструмент в работе.

Мысль Андрея Слепнева вновь возвращает к идее «цифрового государства»: такой инструмент, как общественное мнение, сможет быть использован в полной мере только тогда, когда электронные платформы станут одной из основных площадок государственного регулирования.

Источник

Цифровые двойники и цифровой вице-премьер: как ЦСР Кудрина хочет перестроить госуправление

Для того чтобы быть конкурентоспособной страной, России необходимо перестроить систему госуправления, фактически заменив привычные органы власти гигантской операционной системой, которая будет частично управляться алгоритмами и искусственным интеллектом. Такое предложение содержится в докладе «Государство как платформа», представленном Центром стратегических разработок Алексея Кудрина. Внимание к докладу особое: с одной стороны, как раз появились новые слухи о возвращении Кудрина во власть (главред «Эха Москвы» Алексей Венедиктов прочит ему крупную должность в администрации президента); с другой — сама идея цифровизации в России словно бы поставлена под сомнение действиями Роскомнадзора и тотальными блокировками.

Чем плоха нынешняя цифровизация?

Цифровизация российской государственной системы уже идет — и, как сказано в докладе ЦСР, в этой сфере Россия внешне «не отстает катастрофически» (что звучит почти как комплимент). Создан единый портал госуслуг, открыты многофункциональные центры, практически все ведомства создают собственные базы данных и внедряют электронные сервисы. Чего же еще надо?

Как считают в ЦСР, если это движение будет идти в прежнем темпе и направлении, то оно, во-первых, окажется слишком медленным, во-вторых, приведет к неприятным явлениям вроде «цифрового феодализма». Это когда каждое ведомство, оперируя собственным бюджетом, обособленно хранит свои данные, автоматизирует архаичные практики и в целом создает изолированную цифровую среду, не желая взаимодействовать с другими службами.

В результате граждане и бизнес сталкиваются с тем, что хотя некоторые услуги предоставляются в электронном виде, на деле это все равно неудобно для пользователя. А взаимодействие между органами власти остается дорогим и медленным. По сути это то же государство, где бумаги заменили электронными документами, а в ЦСР считают, что нужно менять саму философию государственного устройства в соответствии с новыми возможностями и принципами, которые рождает четвертая промышленная революция.

Ваш цифровой двойник

Авторы доклада предлагают идти по пути «Государства-как-Платформы» (или просто «Платформы») — создания единой программно-аппаратной среды, в которой будут осуществляться все государственные процедуры. Например, если сейчас у вас могут быть отдельные «аккаунты» в разных электронных государственных системах, то «Платформа» предполагает создание единственного аккаунта для каждого человека — «цифрового двойника». Такой «двойник» будет появляться одновременно с рождением человека, и информация о нем станет постепенно копиться в государственных базах данных. С помощью этого «двойника» человек и будет взаимодействовать с государством, функция которого в свою очередь должна меняться от управляющей к сервисной.

Еще одна важная для рядового гражданина черта «Платформы» — иной подход к госуслугам, которые система должна будет сама проактивно предлагать пользователям, а если возможно — просто предоставлять их по умолчанию. Например, когда рождается ребенок, мать должна получать причитающиеся ей выплаты не после обращения в необходимые органы и предоставления документов, а автоматически — на банковскую карту.

«Платформа» должна будет представлять собой единый массив данных, применять единые принципы архитектуры, иметь возможность обновления технологий и быть прозрачной для пользователей. Пользователи смогут подключаться к ней через разные устройства и идентифицироваться по биометрическим параметрам. А независимые разработчики смогут взаимодействовать с «Платформой» через API и, опираясь на массив государственных данных, писать приложения, которые будут упрощать жизнь людей.

Новый вице-премьер с большим бюджетом

По предложению ЦСР, заниматься созданием этого глобального цифрового комплекса должен «Центр цифровой трансформации государственного управления», который будет подчиняться профильному «цифровому» вице-премьеру (или хотя бы министру). Он же получит под свой контроль весь бюджет по цифровизации государственного управления. Ведомства при этом должны будут ввести должности Chief Digital Officer (что-то вроде «замминистра по цифровизации»), но те, как предполагается, будут лишь координировать интеграцию ведомственных баз данных в «Платформу».

Плюсы для государства

В ЦСР считают, что появление «Платформы» будет полезно не только для граждан, но и для государства как такового. Система ускорит и упростит принятие решений, повысит качество управления, исключит из многих процессов человеческий фактор и лишит коррупцию своей почвы.

Базовыми принципами «Платформы» в ЦСР называют «человекоориентированность» (принцип «государство для людей») и «человеконезависимость» (система работает по своим правилам и не зависит от конкретных чиновников).

«Качественно изменится принятие решений — от медленного, человекозависимого сбора и обработки данных из разных источников принятие решений в большой степени станет быстрым, системным, будет основываться на достоверных и надежных данных и человеконезависимых алгоритмах, включая искусственный интеллект», — предрекают в ЦСР.

Как, когда и сколько стоит?

Доклад ЦСР — это не государственная программа и даже не стратегия, а лишь предложение экспертов (пусть и очень авторитетных). В нем не прописано ни конкретной стоимости такого крупного проекта, ни сроков его реализации. В то же время в докладе говорится, что создание комплекса уже к 2024 году позволит сократить государственные расходы на госуправление на 0,3% ВВП — то есть, очевидно, авторы надеются, что «Платформа» может быть создана и запущена уже в ближайшие годы.

Учитывая объективные тенденции глобального прогресса, заинтересованность Владимира Путина в цифровизации и высокий статус ЦСР (организацию считают разработчиком экономической программы для четвертого срока Путина), можно предположить, что у этой разработки команды Кудрина действительно есть шанс воплотиться в жизнь.

Однако, учитывая российские реалии, нельзя не отметить, что идея создания подобной системы наверняка вызовет настороженность граждан. С одной стороны, слишком уж все это попахивает «большим братом». С другой, учитывая нашу коррупцию и разгильдяйство, мало верится в безопасность баз данных. Другие риски называют в докладе сами разработчики: недостаток опыта, инертность населения, нехватку финансов, сопротивление существующих управленческих структур.

Да и борьба за бюджет на «цифровизацию» в элитах наверняка будет жестокой. Останутся ли у победителя этой битвы силы на реализацию самого проекта?

Источник

Для чего нужны данные в новой модели государственного управления государство как платформа

Данный профиль посвящен различным вопросам по государственному и муниципальному управлению

Для чего нужны данные в новой модели государственного управления государство как платформа. Смотреть фото Для чего нужны данные в новой модели государственного управления государство как платформа. Смотреть картинку Для чего нужны данные в новой модели государственного управления государство как платформа. Картинка про Для чего нужны данные в новой модели государственного управления государство как платформа. Фото Для чего нужны данные в новой модели государственного управления государство как платформа

Эффекты воплощения системы «Государства-как-платформы» и принципы управления

Целью реализации идеи «Государство-как-платформа» является благополучие граждан и. Эффекты воплощения системы «Государства-как-платформы» и принципы управления

Целью реализации идеи «Государство-как-платформа» является благополучие граждан и содействие экономическому росту, основанному на внедрении технологий. В фокусе развертывания Платформы находится гражданин в условиях новой цифровой реальности. Государство должно создать условия, которые помогут человеку раскрыть свои способности и сформировать комфортную и безопасную среду для его жизни и реализации потенциала, а также для создания и внедрения инновационных технологий.

По оценкам авторов, создание «Государства-как-платформы» обеспечит государству:

• снижение уровня затрат на общегосударственные расходы на 0,3%25 ВВП к 2024 году;
• встраивание данных в процессы принятия решений, автоматические алгоритмы принятия решений, принципиальный реинжиниринг процессов, мониторинг ситуации в режиме реального времени:
— увеличение скорости процессов;
— увеличение числа индикаторов экономического состояния в реальном времени, полученных из альтернативных источников;
• адресность государственной поддержки;
• дистанционный контроль объектов контроля и надзора;

бизнесу:
• снижение административных издержек на контрольно-надзорную деятельность и нагрузки по предоставлению отчётности;
• удовлетворённость пользователей качеством данных и сервисов:
— высокий объём используемых бизнесом государственных данных;
— высокую долю бизнеса, использующего / подписанного на государственные данные;

гражданам:
• высокий уровень удовлетворенности качеством предоставления государственных и муниципальных услуг; повышение скорости и качества оказания услуг и минимизацию очного контакта с госорганами:
— высокую долю цифровых услуг, оказываемых в про-активном режиме;
— высокую долю данных, представляемых гражданами однократно;
— персонализацию госуслуг.

В результате полностью изменится взаимодействие человека и государства. Государство перейдет от предоставления единичных «точечных» сервисов при помощи государственных (ведомственных) информационных систем и баз данных к комплексному решению жизненных ситуаций человека, которое основано на едином массиве данных и алгоритмах работы с ними. При этом, благодаря использованию современных технологий, данные граждан будут более эффективно защищены от несанкционированного доступа, а надежное резервирование предотвратит их утрату.

После цифровой трансформации гражданину не придется совершать всех этих действий. Уже в роддоме информация о рождении ребенка попадет в «океан данных», где возникнет его «цифровой двойник». Далее «цифровой двойник» будет «обрастать» все новыми и новыми данными. Платформенные сервисы будут активно предлагать гражданину различные услуги.

Человек, идентифицируясь в государственной платформе, с помощью своего «цифрового двойника» будет взаимодействовать с цифровой экосистемой и получать от нее цифровые сервисы в соответствии со своими потребностями (рисунок 1).

• государственная служба:
— разовьется «цифровой менталитет»: принятие цифровой реальности, умение в ней эффективно работать, цифровые навыки и персональное развитие;
— возникнет единая цифровая платформа взаимодействия для государственных служащих, бизнеса и граждан;
— предиктивный анализ и искусственный интеллект станет помощником для выполнения рутинных операций, государственные служащие сфокусируются на выводах, а не на рутине.

На уровне руководства портфелем проектов принимаются стратегические решения о параметрах создаваемого «Государства-как-платформы», приоритетах развития тех или иных сервисов, глобальном выделении ресурсов (создание новых органов власти, принятие программ целевого финансирования и т.д.).

В рамках программ, входящих в портфель, выполняется разработка сервисов (по сути, проектирование и внедрение каждого сервиса представляет собой программу), доработка и полномасштабное развертывание ГЦП (Государственной цифровой платформы), а также решение сопутствующих организационных, нормотворческих и ресурсных задач.

В рамках проектов происходит разработка ГЦП, развертывание прототипа ГЦП на пилотных проектах, подготовка органов власти к запуску новых сервисов.
Рисунок 2. Ключевые изменения в результате цифровой трансформации госуправления
Рисунок 3. Структура управления развертыванием «Государства-как-платформы»
Отдельно стоит остановиться на принципах управления, которыми следует руководствоваться при разработке программного обеспечения. Для обеспечения необходимой гибкости и быстроты при разработке ГЦП необходимо применять:

Литература:
В.В. Буров, М.В. Петров, М.С. Шклярук, А.В. Шаров. «Государство-как платформа»: эффекты реализации и управление развертыванием//Государственная служба. 2018.№4(20).С.17-26 Показать больше

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *