Для чего нужны данные в новой модели государственного управления
Использование цифровых технологий в государственном управлении
На сегодняшний день главной движущей силой применения на практике прорывных информационных технологий является государственное и муниципальное управление. Информационные технологии при этом дают возможность повышения качества предоставления государственных услуг и результативности и эффективности госуправления, а также более полно задействовать потенциал удаленных территорий.
Цифровые технологии в государственном управлении
Использование цифровых технологий в государственном управлении обеспечивает решение задач:
Внедрение цифровых технологий в государственное управление является нацелено на предоставление гражданам и организациям доступа к приоритетным государственным услугам и сервисам в цифровом виде, создание национальной системы управления данными, развитие инфраструктуры электронного правительства («Умное правительство», smart government), применение сквозных платформенных решений в государственном управлении.
Наиболее востребованными в системе государственного управления являются такие технологии, как:
искусственный интеллект (ИИ), который делится на сильный и слабый. В области слабого искусственного интеллекта сейчас наиболее популярны технологии распознавания образов, распознавания и синтеза речи, распознавания паттернов промышленных и других данных, а также нейросети. Эта технология в госуправлении выступает инструментом работы с большими данными: нейронные сети и другие методы машинного обучения на основании данных, собранных за прошедший период, пытаются спрогнозировать ближайшее будущее. Сильный ИИ находится в стадии разработки;
системы распределенного реестра (блокчейн). Технология блокчейн в госуправлении позволяет существенно упростить управление доверенной информацией о физических лицах, организациях, активах и осуществляемой деятельности, повысить защиту систем государственных услуг и государственных баз данных от злоумышленников, повысить прозрачность бюджетного процесса и снизить коррупционный риск, облегчить и ускорить взаимодействие граждан с органами власти и межведомственное взаимодействие;
квантовые коммуникации (квантовые сети). На основании квантовых эффектов возможно построение и вычислительных систем, которые рассматриваются как перспективные схемы связи и информационной защиты. В «государственном» аспекте существует целый ряд применений квантовых технологий: создание надежной защиты для IoT, организация квантового интернета, развитие новой элементной базы (переход государственных дата-центров на оптическую связь).
Цифровые технологии в так называемом «новом государственном управлении» позволяют эффективно принимать решения, разрабатывать цифровые административные кодексы и машиночитаемые законы, выстраивать сообщества государственных IT-разработчиков.
Внедрение цифровых технологий в государственное управление
Цифровая команда, как правило, имеет следующую структуру:
главный архитектор платформы, который отвечает за проведение практической автоматизации, обеспечивает целостность платформы, включая поддержку системы управления бизнес-процессами, единство бизнес-процессов и интеграцию процессов всех участников платформы на взаимовыгодной основе. Также он создает единый подход к построению системы управления данными, включая интеграцию с внешними источниками, разработку релевантных механизмов обмена данными и контроля целостности данных, интеграции и синхронизации данных внутри всех систем платформы и внешних систем;
При этом специалисты цифровых команд должны обладать знаниями и компетенциями, необходимыми для процессного управления и управления изменениями при использовании цифровых технологий в госуправлении, в управлении регионом или в муниципальном управлении. Получить все необходимые знания можно в рамках курсов по программам MBA IT, которые проводит ЦРК БИ (ЦЕНТР РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКЕ) НИУ ВШЭ. Записаться на курсы можно здесь.
Большие данные в государственном секторе
Содержание
Big data для государства
Например, в Лондоне пожарная служба использует социально-демографические данные для оценки и профилактики пожарных рисков. Такие показатели жителей как возраст, образование, доход, тип занятости, тип жилья и другие позволяют построить предиктивную модель, повышающую качество оценок риска пожара по районам города. Когда мэром Нью-Йорка стал Майкл Блумберг, подход к борьбе с пожарами тоже был «перезагружен»: для определения объектов противопожарных инспекций начали использовать профили риска зданий, разработанные на основе данных генплана, строительного, финансового и противопожарного департаментов.
Другая задача в области пожарной безопасности – географически оптимальное размещение ресурсов для ликвидации уже наступившего пожара. По накопленным данным, характеризующим выезды пожарной бригады на место пожара в прошлом, информации о пробках и доступности транспортных магистралей, осуществляется моделирование зависимости между географической удаленностью пожарной станции и временем, которое требуется бригаде, чтобы доехать до места пожара. Затем решается обратная задача: где должна быть расположена станция, чтобы соблюдались целевые показатели времени?
Еще одни пример – использование больших данных для профилактики преступности. На основе фактов совершенных преступлений разрабатывается график патрулирования местности. Своевременное наличие патрульной машины может помочь предотвратить преступление. Данные о количестве преступлений, их месте, времени, типе и числе пострадавших позволяют определить, сколько требуется машин, где и в какое время, а затем оптимизировать маршрут с учетом этой информации.
Также на основе социальных данных можно разработать профили риска детей, подверженных жестокому обращению. Эти профили позволяют идентифицировать семьи, в отношении которых требуется проведение профилактической работы.
Аналитика на службе городской безопасности
Применение аналитики в области городской безопасности позволяет повысить эффективность уже существующих процессов – инспекций, патрулирования и других. Процесс управления совершенствуется непосредственно в организации, которая осуществляет управление. Решение на поверхности: данные уже есть, их нужно только добавить в анализируемый массив. Для этого не требуется дополнительных вложений в инфраструктуру.
Но оснащение городской инфраструктуры датчиками и ее технологическая модернизация позволяют вывести качество функционирования системы на новый уровень. Водоснабжение, электросеть, транспортную и другие системы оснащают датчиками, которые передают данные о работе конкретного участка системы. Датчик не взаимодействует с другими датчиками, как это происходит в концепции M2M, при которой вся логика обработки сигнала и алгоритмы управляющего воздействия «зашиваются» в непосредственно в устройство.
Основные отличия принципа работы М2М и интернета вещей (SAS)
Датчики нового типа, а точнее счетчики (smart meters), вообще ни с чем не взаимодействует, кроме центральной системы в которую они передают данные. Потоковые технические данные со всех счетчиков анализируют в режиме «скользящего окна», чтобы в онлайн-режиме выделить важную информацию для оперативного управляющего воздействия на систему. Обычно это предполагает выполнение простого набора функций, таких как поиск экстремумов за временное окно (максимальная температура воды в системе), агрегация (количество отпущенных кубометров), инкрементальное обновление метрик с поступлением новых данных (нет ли аномальных показателей за «окно»?). Наибольший положительный эффект достигается при возвращении этих результатов в хранилище данных и их дальнейший углубленный анализ в офлайн режиме.
Сочетание двух типов аналитики для обработки данных датчиков позволяет понять, что происходит с городской системой, какие операционные решения сейчас нужны, как реагировать на возникшие ситуации. Такая концепция называется интернетом вещей в городской инфраструктуре, позволяющим организациям увеличить прибыль за счет улучшения операционной эффективности, а потребителям сэкономить за счет оптимизации потребления.
IDC: ЖКХ в США в самом начале использования Big data
Эксперты IDC выделили ключевые критерии, по которым можно оценивать способность компании работать с технологиями Big Data. В докладе также содержатся рекомендации по улучшению ситуации с технологиями больших данных в этой индустрии в краткосрочной и долгосрочной перспективах.
Авторы доклада считают, что готовность к применению технологии Big Data складывается из пяти составляющих: желание, накопленные данные, адаптация технологий, отлаженные процессы и персонал. Успех компании в области больших данных в равной степени зависит от зрелости компании во всех этих областях.
По оценке IDC, коммунальный сектор находится на начальных стадиях освоения технологий Big Data. Так, готовность двух третей компаний к работе с большими данными IDC оценивает как «среднюю». «Низкую» оценку зрелости получило в четыре раза больше компаний, чем «высокую».
Сегодня Big Data и аналитика применяются в сфере коммунальных услуг для решения целого ряда задач. Эти технологии помогают оптимизировать производство энергии, операционную эффективность и работу с клиентами. Аналитика позволяет заблаговременно готовиться к отключениям, а также оценивать энергетический рынок, прогнозировать спрос и вести подсчет финансовых показателей.
2019: Московские власти закупают у операторов данные о перемещениях горожан
4 марта 2019 года стало известно о том, что московские власти уже несколько лет закупают у мобильных операторов данные о перемещении горожан. На основе этой информации мэрия меняет транспорт и инфраструктуру в городе. Подробнее здесь.
Большие данные как новая форма государственного управления
Накопленные госорганами данные важный инструмент развития бизнеса и улучшения госуправления
«Эффективную национальную стратегию не реализовать без активной позиции государства именно в направлении гармонизации данных, открытия больших массивов данных для использования бизнесом, для построения как раз супер-сервисов И мы верим, что впоследствии это приведет уже к возможности принимать решения государством на основе тех выводов, которые мы можем делать как раз по накопленным данным», Михаил Насибулин, директор департамента Минкомсвязи по координации и реализации проектов по цифровой экономике.
«Одна из причин, почему мы начинаем говорить о национальных стратегиях такого рода, это взрывной рост количества данных. 90% данных, которыми мы сегодня оперируем, появились лишь за последние 2 года Если посмотреть на десяток компаний, которые имеют самую большую капитализацию, я имею в виду глобальные компании, то 7 из этой десятки это компании, работа которых основана на данных, и 5 из них это компании, которые используют платформенные решения», Андраш Хорваи, директор, постоянный представитель в Российской Федерации, Европе и Центральной Азии Группы Всемирного банка.
«Мы вступили в эпоху беспрецедентного накопления, беспрецедентных объемов данных, и мы понимаем, что ценность человека во многом уже определяется теми данными, которые он способен передать в этот безбрежный океан, на основе анализа которого принимаются очень многие решения от диагностики заболеваний до выдачи банковского кредита Государство сегодня прежде всего беспрецедентное хранилище данных», Николай Усков, редакционный директор Forbes.
«Рынок больших данных к 2024 году достигнет 300 млрд руб. Сейчас он составляет, по разным оценкам, от 10 до 30 млрд руб. Это по сути взрывной рост. От использования различных моделей с использованием больших данных и искусственного интеллекта вырастет ВВП за этот же период на 1,5%», Анна Серебрянникова, президент Ассоциации Больших Данных; член совета директоров ПАО «МегаФон».
Государство в России законодатель мод во внедрении цифровых технологий
«В этом году предполагается реализация пяти базовых экспериментов Это позволит в следующем году приступить к более масштабным внедрениям элементов Национальной системы управления данными. В течение этого года в рамках правовой песочницы, в рамках вполне конкретных отдельных информационных источников будет попытка реализовать механизм, который потом можно будет, если он покажет себя успешными, реализовать во всех информационных системах, доступных государству», Владислав Онищенко, руководитель Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации.
«Индекс внедрения цифровых технологий: мы проанализировали порядка 180 стран, и из них Российская Федерация по этому индексу заняла 28 место. С точки зрения государства и его готовности к внедрению цифровых технологий, Россия заняла 18 место из 180 стран. Мы видим, что государство достигло неплохих результатов. Следующим этапом будет попытка подтянуть до этого уровня население и бизнес», Андраш Хорваи, директор, постоянный представитель в Российской Федерации, Европе и Центральной Азии Группы Всемирного банка.
Вопрос качества данных становится ключевым
«Роль данных ключевая в цифровом государственном управлении. В первую очередь все внедрение, все супер-сервисы, которые мы можем осуществить, все это упирается в качество данных, в системы, которые их записывают. Мы, как, наверное, главный идеолог национальной системы управления данными, будем в первую очередь обращать внимание на качество данных, гармонизировать те данные, которые уже записаны в разных информсистемах, и наводить порядок», Михаил Насибулин, директор департамента Минкомсвязи по координации и реализации проектов по цифровой экономике.
Проблемы качества данных и связи между информационными системами
«Проблема качества данных в государственно-информационных системах и в системах, к которым бизнес обращается, когда пытается проверить требуемые по закону сведения, не решена, и без создания национальной системы не будет работать», Владислав Онищенко, руководитель Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации.
«В Москве мы сталкиваемся с тем, что не использовать данные разных государственных и информационных систем склеивая, перепроверяя, моделируя, перепроверяя потом на федеральных данных невозможно. Просто физически теряется смысл накапливать их если не будем все границы эти преодолевать. Наша надежда заключается в том, что Национальная система управления данными состоится. И главная надежда на то, что у Национальной системы управления данными будет лидер, который пробьет все эти ведомственные барьеры», Эдуард Лысенко, Министр Правительства Москвы; руководитель департамента информационных технологий города Москвы.
Несоответствие нормативной базы задачам цифровой экономики
«Много нормативных проблем стоит, которые препятствуют или, так скажем, существенно снижают в случае ее реализации инициативу по созданию Национальной системы управления данными, снижают эффективность ее реализации», Владислав Онищенко, руководитель Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации.
Недостаточное количество квалифицированных кадров
«Госорганы не готовы пока работать на основе цифровых данных, нам нужны компетентные кадры с точки зрения цифровизации, нам нужны компетентные кадры те, кто работает с данными», Антон Дроздов, председатель правления Пенсионного фонда Российской Федерации.
Создание децентрализованной системы, но по общим правилам
«Мы ратуем за создание децентрализованной системы, которая будет называться Национальная система управления данными и объединять все децентрализованные системы, которые действуют на общих правилах, единых требованиях к информационным источникам, единых правилах информационного обмена», Владислав Онищенко, руководитель Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации.
«Мы хотим выработать единые правила, по которым все данные будут записываться и использоваться и с помощью которых разные ведомства смогут обмениваться», Михаил Насибулин, директор департамента Минкомсвязи по координации и реализации проектов по цифровой экономике.
«Наличие больших массивов данных и даже в цифровом формате не равно настоящим большим данным. Требуется большая работа с точки зрения создания единых хранилищ, создания каталогов, создания интеграций различных источников», Сергей Эмдин, генеральный директор Tele2.
«[Необходимо] попытаться выстроить общую методологическую основу, разработать по крайней мере в первом варианте единые требования к данным внутри информационных систем. В ходе экспериментов также надо разработать методологию оценки качества данных», Владислав Онищенко, руководитель Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации.
Создание единого принципа взаимодействия Национальной системы управления данными с другими системами больших данных
«Мы большой держатель данных обрабатываем сейчас уже 350 млн запросов от 2,5 тыс. контрагентов. Это федеральные, региональные органы власти и где-то 40 млн запросов граждан Мы объединили в базы свои собственные данные Сейчас у нас 155 млн индивидуальных лицевых счетов и единый идентификатор Следующим этапом является искусственный интеллект и мы уже для себя видим такие платформы. В прошлом году мы протестировали систему назначения пенсий на основе искусственного интеллекта Это единый контакт-центр, то есть, когда бы и откуда человек ни обратился, он идентифицируется благодаря тем идентификаторам, которые применяются», Антон Дроздов, председатель правления Пенсионного фонда Российской Федерации.
«Информация, которой мы обладаем, а мы доставляем в год 450 млн посылок, около 2 млрд писем вся эта информация у нас содержится. Мы обладаем информацией о 86 млн адресов это знание вывело нас на такое активное взаимодействие с ФНС, когда мы помогаем чистить базу данных ФИАС таким образом, чтобы делать ее более корректной Мы создали систему ГИС ЖКХ, в которой содержится информация о 95% жилых домов всей нашей страны, куда есть возможность загружать данные о потреблении ресурсов Вклад в Национальную систему управления данными мы могли бы внести, в частности, и на стыке цифрового и реального мира, чтобы можно было получить информацию о правильном расположении тех или иных объектов», Николай Подгузов, генеральный директор ФГУП «Почта России».
Минэкономразвития России подготовило новые поправки в части формирования национальной системы управления данными
Jirsak / Depositphotos.com |
В условиях продолжающейся цифровой трансформации всех сфер жизни российского общества особую актуальность приобретает цель повышения эффективности создания, сбора и использования государственных данных. Эта цель положена в основу Концепции создания и функционирования национальной системы управления данными, предполагающей формирование в России национальной системы управления данными (далее – НСУД), которая важна как для предоставления государственных и муниципальных услуг и осуществления государственных и муниципальных функций, так и для обеспечения потребности физических и юридических лиц в доступе к информации.
Первые законодательные упоминания о национальной системе управления данными датированы 2019 годом – именно тогда Минэкономразвития России наметило планы по созданию методологической и правовой основы для создания НСУД, а Правительство РФ утвердило Концепцию ее создания и функционирования.
Начать работу в этом направлении планировалось в том числе с разработки проекта федерального закона о национальной системе управления данными и подготовки сопутствующих ему поправок в Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон № 149-ФЗ). Срок реализации этой задачи был установлен до 30 сентября 2019 года. Заинтересованные министерства предприняли попытку своевременно выполнить намеченную задачу и в августе 2019 года направили на независимую антикоррупционную экспертизу законопроект «О национальной системе управления данными и о внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации в Российской Федерации», но до Госдумы этот документ так и не дошел.
Правомерно ли истребование от граждан помимо прочих документов согласия на обработку персональных данных при оказании им государственных или муниципальных услуг? Ответ на этот вопрос можно найти в материале «Энциклопедии решений. Персональные данные» системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Новые термины и определения
Законопроект предусматривает включение в Закон № 149-ФЗ 11 новых понятий с их определениями. Так, национальную систему управления данными предлагается рассматривать как совокупность взаимосвязанных элементов, обеспечивающую повышение эффективности создания, сбора и использования государственных, муниципальных данных для предоставления государственных, муниципальных услуг, исполнения государственных и муниципальных функций, обеспечения доступа к государственным, муниципальным данным. Отметим, такое определение несколько отличается от того, что дано в Концепции создания НСУД. Там, так же как и в законопроекте о НСУД 2019 года, акцент делается на взаимосвязанных элементах информационно-технологического, организационного, методологического, кадрового и нормативно-правового характера, обеспечивающих достижение поставленных целей и выполнение намеченных задач. Этим опосредуется и выделение элементов НСУД.
В свою очередь, государственные данные законодатель определяет как данные, содержащиеся в государственных информационных системах, иных информационных системах, организацию эксплуатации которых обеспечивают госорганы, подведомственные им организации, организации, осуществляющие отдельные публичные полномочия, иную информацию, обладателем которой является РФ, субъект РФ или организация, осуществляющая в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия. А муниципальные данные – соответственно, как данные муниципальных информсистем и иных систем, эксплуатируемых органами местного самоуправления, и иную информацию, обладателем которой является муниципалитет.
Кроме того, перечень терминов, используемых в Законе № 149-ФЗ, может пополниться такими понятиями, как витрина государственных, муниципальных данных, вид и модель таких данных, их гармонизация и систематизация, мониторинг качества государственных, муниципальных данных. Предусмотрены и понятия:
В случае одобрения рассматриваемого законопроекта в Законе № 149-ФЗ появится отдельная статья, посвященная НСУД. В ней, в первую очередь, будут определены элементы системы:
Первый элемент представляет собой государственную информационную систему, входящую в инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме. Создание единой информационной платформы НСУД предусмотрено в целях повышения эффективности использования государственных, муниципальных данных (в том числе учета и обработки видов таких данных) для осуществления государственных и муниципальных функций, предоставления государственных и муниципальных услуг, удовлетворения информационных потребностей юридических и физических лиц, исполнения иных публичных полномочий, установленных законодательством РФ.
В соответствии с законопроектом такая платформа будет содержать сведения о (об): видах государственных, муниципальных данных; правах на доступ к данным при осуществлении информационного взаимодействия госорганов, органов местного самоуправления, иных лиц при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций, а также в иных предусмотренных случаях; эталонных государственных, муниципальных данных; гармонизации государственных, муниципальных данных; исправлении ошибок в государственных, муниципальных данных; инцидентах управления государственными, муниципальными данными; результатах мониторинга управления государственными, муниципальными данными; модели государственных, муниципальных данных. Согласно инициативе Правительство РФ получит полномочия по утверждению положения о единой информационной платформе, которое должно включать состав участников единой информационной платформы, порядок ее использования и дополнительные сведения, отражаемые в платформе.
В единой информационной платформе НСУД будет систематизирована информация об информационных системах, содержащих государственные, муниципальные данные, видах и моделях содержащихся в них данных и иная информация, передаваемая операторами информсистем. Единственное исключение предусмотрено для сведений об информационных системах и видах содержащихся в них государственных, муниципальных данных, составляющих гостайну, – их включать в платформу не планируется.
Второй элемент НСУД – государственная информационная система «Цифровая аналитическая платформа предоставления статистических данных» – представляет собой систему, обеспечивающую сбор, хранение, обработку данных в целях официального статистического учета, предоставление и распространение статистической информации, осуществление доступа к ней, планирование статистических работ, а также иные функции, установленные законодательством РФ. Как ранее пояснял Росстат в своем Письме от 9 октября 2019 г. № 04-04-4/101-сми, создание такой платформы преследует цель снижения отчетной нагрузки на респондентов за счет применения цифровых технологий сбора данных, а также исключения избыточных и дублирующих статистических отчетов. В результате создания платформы вся статистическая отчетность должна перейти в электронный вид. «С учетом технологической зрелости крупного и среднего бизнеса перспективным развитием технологии электронного сбора отчетности является переход на потоковую модель сбора от бизнеса первичных статистических данных, формируемых ими в автоматизированных системах первичного учета», – отмечали представители ведомства.
В свою очередь, под витринами государственных, муниципальных данных подразумеваются программные или технические средства, обеспечивающие загрузку, хранение и предоставление государственных, муниципальных данных из государственной, муниципальной информационной системы для включения их в другие государственные, муниципальные информационные системы с использованием элементов НСУД. Законопроектом оговорено, что с использованием витрин государственных, муниципальных данных и иных предусмотренных Правительством РФ элементов НСУД оператор единой информационной платформы сможет осуществлять мониторинг качества государственных, муниципальных данных. Порядок его проведения подготовит кабинет министров.
Следует учитывать, что законопроект предусматривает открытый перечень элементов НСУД, предоставляя Правительству РФ право определить при необходимости и дополнительные ее элементы. Кроме того, он перечисляет ключевые функции элементов НСУД:
Что касается идентификации пользователей информационных систем, являющихся элементами НСУД, то ее предполагается осуществлять посредством единой системы идентификации и аутентификации, включая возможность использования неквалифицированной электронной подписи. Но в любом случае взаимодействие физлица с инфраструктурой будет возможно с применением средств защиты информации, прошедших процедуру оценки соответствия.
В документе прописан и запрет на отказ в предоставлении доступа к государственным, муниципальным данным, не относящимся к информации о деятельности госорганов или органов местного самоуправления и содержащимся в информационной системе, по запросу, сформированному с использованием элементов НСУД, за исключением специальных случаев, установленных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Также в законопроекте содержатся гарантии защиты государственных, муниципальных данных в соответствии с требованиями Закона № 149-ФЗ об уточнении, блокировке, прекращении обработки и удалении персональных данных физлиц по мотивированному запросу Роскомнадзора.
Гармонизация, систематизация и исправление противоречий
Несмотря на то что порядок гармонизации государственных, муниципальных данных, равно как и правила их систематизации, а также подачи и рассмотрения заявлений об исправлении ошибок должно установить Правительство РФ, общие положения о таких процессах урегулированы в законопроекте.
В частности, гармонизацией государственных, муниципальных данных будет считаться их приведение в соответствие с эталонными государственными, муниципальными данными, а также применение установленных российским законодательством иных способов разрешения противоречий между ними. При этом критерии отнесения данных к эталонным могут предусматривать определение эталонными:
Эталонные государственные, муниципальные данные будут иметь приоритет по отношению к иным аналогичным государственным данным в случае возникновения противоречия между ними. Поэтому в предлагаемых поправках предусмотрено обеспечение гармонизации иных государственных, муниципальных данных с эталонными.
Между тем порядок гармонизации должен будет содержать в частности ее периодичность, состав способов гармонизации и включаемых в каждый способ мероприятий, условия применения таких способов, состав государственных, муниципальных данных, в отношении которых гармонизация не осуществляется и критерии их определения, а также случаи, при которых гармонизация осуществляется на основании соглашения между операторами информационных систем, участвующих в гармонизации содержащихся в информационных системах государственных, муниципальных данных. Если в процессе гармонизации выявятся противоречия в государственных, муниципальных данных, оператор информационной системы, в которой выявлено противоречие, должен будет предоставить оператору единой информационной платформы сведения о противоречии, проведенных или планируемых мероприятиях по его устранению, спорах, возникающих в связи с такой гармонизацией.
Аналогичный список сведений надлежит передавать и при обнаружении ошибок в государственных, муниципальных данных. Но если выявленные в государственных, муниципальных данных ошибки, противоречия или неполнота данных относятся к определенному или определяемому лицу, его имуществу или правам, то такое лицо сможет направить операторам информационных систем, в которых содержатся такие данные, заявление об исправлении ошибок или дополнении государственных, муниципальных данных, в том числе в электронной форме. Правила подачи и рассмотрения соответствующих заявлений унифицирует кабинет министров, предусмотрев в ряде случаев обязанность оператора информационной системы самостоятельно исправить допущенные ошибки, противоречия или неполноту содержащихся в информационной системе государственных, муниципальных данных.
Что касается систематизации государственных, муниципальных данных, то согласно законопроекту ее будут обеспечивать операторы информационных систем, в которых содержатся такие данные. Систематизация будет проводиться путем: формирования справочников, классификаторов и иной справочной информации; классификации государственных, муниципальных данных; исключения дублирования государственных, муниципальных данных в одной информационной системе; использования идентификатора эталонных государственных, муниципальных данных для указания на такие данные вместо их воспроизведения в полном объеме; унификации структурных элементов государственных, муниципальных данных и форматов их представления; осуществления иных мероприятий, состав которых установит Правительство РФ.
В целом организацию информационного взаимодействия государственных органов (органов местного самоуправления) по вопросам обмена государственными, муниципальными данными, в том числе при осуществлении их гармонизации, систематизации и исправлении ошибок, планируется осуществлять с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем.
Формирование НСУД является важной государственной задачей, поскольку только общая система может систематизировать весь накопленный годами огромный массив данных государственных информационных систем, сделав их достоверными, полными, сопоставимыми, доступными и защищенными, и превратив тем самым в актив государственного управления. Поэтому задачам правовой регламентации этой сферы уделяется особое внимание. Новый вариант регулирования формирования НСУД – тому подтверждение.
Отметим, что содержательная часть предлагаемых поправок пока уступает тем нормам, которые постулировались в ранее подготовленном законопроекте о НСУД, закрепляющем помимо понятийного аппарата цели и задачи формирования и функционирования НСУД, ее элементы, прописывающего порядок организации обработки госданных и систематизирующего полномочия Правительства РФ и иных уполномоченных органов власти в этой сфере. Хотя если учесть, что в планах по формированию и развитию НСУД упоминается и о самостоятельном законе о НСУД, и о корреспондирующих ему поправках в Закон № 149-ФЗ, не исключено, что работа над отдельным федеральным законом также будет продолжена. Но в любом случае потребуется приведение в соответствие этих двух документов, поскольку имеющиеся их редакции пока содержат ряд противоречий.
В случае одобрения рассматриваемого законопроекта о поправках в Закон № 149-ФЗ принятый на его основе закон вступит в силу через полгода после его официального опубликования. Таким образом, у законодателя с момента принятия поправок и до начала действия новых законоположений будет время исправить все неточности и восполнить законодательные пробелы.
1 С текстом законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в части формирования национальной системы управления данными» и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 04/13/04-21/00115660).