Для чего нужны деньги современному человеку

Когда деньги становятся целью жизни

«Деньги, а не Мораль, являются главным принципом общественных отношений цивилизованной нации.” Томас Джефферсон

«День­ги низ­во­дят всех бо­гов че­ло­ве­ка с вы­со­ты и об­ра­ща­ют их в то­вар. Они, по­это­му, ли­ши­ли че­ло­ве­че­ский мир его соб­ст­вен­ной ценности.» Карл Маркс.

Когда-то говорить о деньгах считалось неприличным, тема была недостойной общественного внимания не только потому, что воспринималась как «низменная», но и потому, что не у всех они были, не для всех были достижимы. В последние десятилетия тема денег превратилась в центральную, в главную тему обсуждений, звучащую в офисах, на улице, в семье, во всех человеческих связях, во всех произведениях искусства. Экономические возможности появились у многих, деньгaми стали определяться не только покупательная способность, но и способность участвовать в экономической игре.

Кредитная система позволила даже тем, чья заработная плата покрывает только необходимые ежедневные расходы, приобретать дома, автомашины, предметы роскоши. Выходные дни большей частью посвящены приобретению всё новых вещей, Shoping превратился в форму отдыха и развлечений. Отношения между людьми всё больше стали регулироваться деньгами, и деньги заняли центральное место в шкале общественных интересов.

Деньгами стали оцениваться те сферы жизни, к которым раньше применялись другие критерии. Талант в любой сфере деятельности определяется не профессиональными достижениями, а уровнем оплаты.

Успешный врач не тот, кто помог большему количеству пациентов, а тот чей, годовой доход выше, чем у его коллег. Инженер не тем, сколько благ обществу он принёс своей работой, а тем, сколько он за неё получил. Писатель, художник, актер, режиссёр оцениваются не по значимости своих творений, а по размеру полученного гонорара.

Деньги всегда были символом жизненного успеха, но в условиях экономической демократии они больше, чем абстрактный символ общественного статуса, так как дают многие формы свободы, делают человека хозяином своей судьбы. Ими, а не сложными критериями оценки человеческой ценности прошлых эпох, определяется ценность личности.

Деньги истинный институт демократии, демократии равенства, они отвергают оценку человека через его индивидуальные, личностные качества. В «правильном», т.е. демократическом обществе, построенном на экономике, не личность, не индивидуальность становится определяющим критерием ценности человека, иерархия создаётся экономическим статусом, она делает человека личностью в глазах других, выделяя его из безликой массы.

Деньги всегда играли огромную роль в жизни любого общества, но, степень значения денег в различных культурах была разной. В «Венецианском купце» Шекспира герой-ростовщик использует силу денег, чтобы наказать тех, кто видит в нём лишь изгоя, которым венецианские патриции пользуются в своих целях и презирают его за то «неблагородное занятие», которым он добывает средства к существованию. В период интенсивного развития капитализма, в первой трети XIX века, деньги превратились в основной инструмент роста экономики, роста капитала и их значимость начала возрастать для всех общественных классов.

В России, капиталистические формы экономики, изменявшие традиционные критерии ценности человека в глазах общества, появились позднее, чем в Европе. Но тенденция уже чувствовалась, и первым её увидел Пушкин. В «Скупом рыцаре», само название пьесы подчёркивало несоответствие жажды денег и рыцарского достоинства. В «Пиковой Даме» блестящий гвардейский офицер, аристократ, убивает старуху ради денег, угрожая ей пистолетом. Не происхождение, благородство, аристократизм или личные качества, только деньги приносят уважение общества. Имя героя, Герман (German), немец, вполне однозначно говорило, откуда эта тенденция пришла.

Александр Герцен, много лет проживший в Европе, в которой тенденция уже превратилась в фундамент жизни: «Прежде хоть что-нибудь признавалось, кроме денег, так что человек и без денег, но с другими качествами, мог рассчитывать хоть на какое-то уважение. Ныне же без денег не только на уважение, но и на самоуважение нельзя иначе рассчитывать.».

Топор средство народное, и он показатель того, что в процесс погони за деньгами включились массы. С деньгами человек получает уважение, без денег он “тварь дрожащая”.

Огромный накал страстей во всех романах Достоевск­го, сюжеты которых строятся вокруг денег, показывал реакцию тогдашнего российского образованного класса на власть денег над жизнью людей, которая воспринималась как трагедия, так как противоречие морали и денег было неразрешимо. Российская либеральная интеллигенция видела возможность решения этой дилеммы в революционной буре, в уничтожении всей государственной структуры, все беды страны она видела в безнравственности власти.

В России государство и экономика были неотделимы. В Европе же, экономика была достаточно самостоятельна, независима от государственной структуры. Государство постепенно утрачивало свою абсолютную власть, так как экономика перестраивала всю общественную систему, экономика стала определять место человека в обществе.

Европейская литература, начиная с мольеровского «Мещанина во дворянстве», говорила о пересмотре иерархии традиционных оценок без надрыва Достоевского. Процесс разрастания статуса денег в Европе был достаточно драматичным, но он не нёс в себе трагедии, так как традиционная мораль постепенно, шаг за шагом, уступала своё место жизненному практицизму, философии выживания, характерного для низших классов, впервые в истории получивших возможность уйти от вековой нищеты.

Европейское мещанство превратилось в новый буржуазный класс, от которого стали зависеть старые хозяева жизни, аристократия, дворянство. Новые хозяева жизни создавали новую иерархию ценностей и превращались в аристократию нового времени, аристократию денежную.

С момента появления капитализма в XVIII веке, культурная элита Европы осуждала процесс смены ценностей нравственных, духовных, т.е. аристократических, на мещанские, демократические, денежные. И реакция культурной элиты была понятна, она лишалась привычного заказчика, новому заказчику они были не нужны, у новых хозяев жизни были другие интересы и другие ценности.

Французский аристократ, маркиз Алексис Токвиль: «Я не знаю страны, где страсть к деньгам так поглощала бы все мысли и чувства людей. Обогащение, деньги, в такой степени мыслятся как самоцель, что становятся чем-то трансцендентальным и даже просто иррациональным по отношению к счастью и пользе отдельного человека. ».

Обеспеченные классы Европы видели в деньгах лишь средство для полноценной жизни, целью было счастье, которое достигалось в гармоническом слиянии человека с природой, в постижении истины, в широкой палитре чувств, эмоций, мыслей, в богатстве человеческих отношений. Жизнь, посвящённая лишь погоне за деньгами, казалась им иррациональной.

Американский философ Джордж Сантаяна объяснял, почему деньги играют такую огромную роль в США: «Американец так много говорит о долларах потому, что доллар это символ и мера измерения успеха, единственная мера, которую он имеет, чтобы оценить свой успех, свой ум и свою власть над обстоятельствами. В то же время, он относится к деньгам довольно легко. Он их делает, теряет, тратит, раздаёт с легким сердцем. Это уважение не к самим деньгам, а к количеству вообще, потому что качество трудно определимо.

Но Сантаяна был исключением из правила, американская культурная элита видела в обожествлении денег признак распада основ общества, деградацию вечных ценностей.

Философ Ральф Эмерсон: «Американец просто машина, добывающая доллары. Он придаток к своему имуществу.»

Генри Джеймс, классик американской литературы, бежавший от меркантильного духа Америки в Европу, где провёл большую часть своей жизни, говорил с сарказмом: «Te, кто не делает деньги, принадлежат к дегенератам, которые думают, а таким нет места в Америке.»

Противостояние общей тенденции видеть в деньгах не средство для жизни, а цель самой жизни, в начале ХХ века было достаточно широко распространено и в проповедях протестантской церкви. Tак, Вильям Нэймс, один из самых известных в то время проповедников, говорил о преимуществах бедности: «Мы презираем тех, кто избрал бедность для того, чтобы упростить своё существование и сохранить свою внутреннюю жизнь. Мы не имеем мужества признать, что идеализация бедности в течении многих веков христианской цивилизации означала свободу, свободу от мира вещей, человек оценивал себя через то, что он есть, а не через то, что он имеет.»

Но что сегодня означает осознанный выбор жизни в бедности? Он означает не только общественное презрение. Он означает, что в условиях современной цивилизации бедняк полностью отрезан от тех источников, которые и делают жизнь счастливой. Раньше говорили, что «не в деньгах счастье», что в жизни есть множество необходимых для счастья вещей, красота природы, искусство, чувства, привязывающие нас к другим людям, а их нельзя купить. Но сегодня за чистый воздух, чистую воду, за натуральные продукты, не прошедшие химическую обработку, за пребывание на природе в естественных природных условиях, нужно платить. Нужно платить также и за человеческие отношения внутри того социального круга, к которому человек хочет принадлежать. Без определённого экономического статуса вход во многие социальные круги закрыт.

Единственная мера жизни, денежная, исключает из нашего внимания полноценность существования во всём его многообразии и широте. Смотря на себя, на свою жизнь через абстракцию нашего банковского счёта, мы сужаем мир до замочной скважины, через которую мы можем только подглядывать за жизнью, а не жить.» Популярный журнал «Psychology Today».

Деньги, более чем когда-либо раньше, стали определять все формы человеческих отношений. Цифры денежной оценки делают отношения людей, неравные в своём качестве, т.е. в своей природной сущности, равными друг другу в абстрактной шкале измерений. Деньги виртуальная схема мира, они являются чем-то вроде географической карты, изображающей города, реки, горы точками, линиями, цифрами, а географическая карта безразлична к цветам и краскам природы, к человеческим чувствам, ко всей культуре, гуманистической цивилизации в её многомерном, качественном содержании.

Принято считать, что деньги разрушают человеческие отношения, но они также вносят в хаос спонтанных отношений, построенных на чувствах, эмоциях, импульсах, порядок, новый порядок. То качество отношений между людьми, которое вся мировая культура считала высшим выражением человеческого духа, бескорыстие, создавало огромное напряжение.

Моральные, этические или идеологические принципы далеки от определённости и чёткости экономических критериев, что приводило к постоянным конфликтам, взрывавшихся гражданскими войнами и войнами между странами. В экономическом обществе конфликты разрешаются большей частью мирным путём, а высокие принципы и этические нормы лишь обязательный декор, соблюдение правил приличий, за которым стоит прагматизм, экономический интерес.

Но можно ли было создать достойные условия материального существования для масс зовом сердца, непосредственным чувством, чувством справедливости и состраданием к слабым? На чувствах симпатии и антипатии, на высокой морали и этике, в конечном счёте, на бескорыстии, экономика строиться не может, и только благодаря ожесточённой борьбе эгоистических, «корыстолюбивых» интересов миллионов и взаимной эксплуатации, массы смогли получить то что они сегодня имеют.

Экономический интерес, став центральным, не вытеснил другие интересы человека, но сделал их значительно менее привлекательными, превратив количество в более важный критерий нежели качества. Объём материального богатства ценнее объёма человеческой жизни, её многокрасочной палитры эмоций, чувств, переживаний. Рациональная логика вытеснила непосредственное восприятие, но лишь развитый капитализм с его рационализмом, пронизавшим все аспекты общественной жизни, смог уничтожить унижающую нищету, в которой массы жили веками.

Америка начиналась как рыночное общество и, за почти два столетия, сумела ввести рыночные ценности во все формы человеческих отношений, она их очеловечила, если считать, что рационализм такое же органически присущее человеку качество, как понтанность и непосредственность чувств. Деньги превратились в самый мощный инструмент рационализаци всех аспектов деловой жизни и всех форм человеческих отношений, сделавшие Америку самой богатой страной мира.

Культура денежных отношений в США в течении времени приобретала всё более цивилизованные, благопристойные формы, в их создании участвовало всё общество, все его институты. Это культура общественного договора, консенсуса, всеобщего согласия, а деньги, чётко обозначая границы конфликтных интересов, выполняют роль регулятора, жироскопа, удерживающего баланс.

Российская либеральная интеллигенция в XIX веке видела в Америке образец для подражания, но недостижимый в российских условиях, в ХХI веке, несмотря на всю антиамериканскую пропаганду, Россия внедряет американскую модель в экономике, культуре, повседневной жизни. Сегодня весь мир хочет стать Америкой, не только Европа, но и Азия пытается воспроизвести в своих национальных формах систему, показавшую свою эффективность.

Но без сложной общественной инфраструктуры, без бюрократизации, т.е. рационализации всех форм общественной жизни, развитого законодательства и воспитания норм индивидуального поведения, которые создавались в Европе и Америке в течении столетий, процесс проходит, как в Азии, так и в современной России, в атмосфере стихии бесконтрольного базара, где хозяйничает криминальный элемент вместе с представителями власти, так как нормативные инструменты развитой экономики отсутствуют. В стихии базара норм и цен не существует, есть лишь столкновение инересов в данный момент, в котором стоимость определяется лишь тем, на чьей стороне в данный момент сила.

Запад же постепенно подменял стихийность отношений межу людьми отношениями, регулируемые деньгами, законами рынка, создавал сложное законодательство и многослойную инфраструктуру общества внутри сетки взаимосвязанных экономики, культуры, пропаганды и системы образования.

На людском рынке, который в Штатах принято называть «personality market», прейскуранта цен нет, но есть общее представление о том, что сколько стоит. Несмотря на сложность определения, сколько стоят в денежном выражении человеческие чувства, те или иные формы привязанности, обязательства друг перед другом, они, тем не менее, введены в более или менее твёрдые рамки. Цены на рынке человеческих отношений выработаны практикой.

Денежные отношения обозначают точные границы и формы всех видов неопределённых и постоянно меняющихся чувств, возникающих между людьми. Брачный союз, основанный только на чувстве любви, приводит к трагедии, когда это чувство притупляется или исчезает. Материальная сторона отношений становится инструментом войны между охладевшими друг к другу супругами. Брачный контракт, оговаривающий все стороны материальных претензий, переводит неопределённость страстей и претензий, основанных на чувствах, в чёткие параметры денежных оценок.

Отношения между друзьями, ведущими общее дело, может превратиться в испепеляющую ненависть, при малейшем подозрении на невыполнение неопределённых, построенных только на чувстве симпатии друг к другу, обязательств. Эмоциональные отношения между родителями и детьми также несут в себе зёрна часто неразрешимых конфликтов.

Рыночная цивилизация сумела ввести многие формы отношений, раньше стро­вшихся на моральных нормах, на симпатиях-антипатиях, любви-ненависти, в русло чётких экономических норм, формулирумых традицией и законом. Она ввела стихию человеческих отношений в русло математически рассчитанного, рационального порядка, в котором бескорыстие, построенное на чувствах, эмоциях, выглядят безнадёжным атавизмом, лишь напоминанием об уходящей или ушедшей в прошлое иррациональной эпохе.

Старую, уходящую цивилизацию было принято называть гуманистической, так как в ней человек, Human, был мерой всех вещей, сегодня мерой всех вещей и самого человека стали деньги.

Источник

Почему нам так нужны деньги

Заработать, занять, накопить, сохранить, потратить — немало наших ежедневных забот и эмоций связано с деньгами. Их главная функция — обеспечивать нашу жизнь. Но то, как каждый из нас к ним относится, многое говорит и о нас самих, объясняет психолог Анна Фенько.

Разговор о них мало кого из нас оставляет равнодушными. Похоже, поговорка о том, что счастье не в деньгах, а в их количестве, становится все более популярной. Согласно данным опроса «Левада-центра», 83% россиян считают, что в первую очередь им не хватает материального достатка. Причем для многих из нас дело не сводится лишь к объективному отсутствию денежных средств.

«Десять лет назад я мечтала и не верила, что когда-нибудь смогу поменять свою старую «шестерку» на что-то более приличное, — вспоминает 40-летняя Юлия. — Сегодня должность моя серьезно выросла, зарплата — соответственно, а меня все не оставляет иррациональное ощущение, что завтра что-то произойдет и денег опять ни на что не хватит…»

Почему мы тратим иррационально?

С точки зрения логики наше отношение к такому утилитарному предмету, как деньги, могло бы быть чисто рациональным: поступай так, чтобы это принесло тебе максимальный доход. Но в реальной жизни все происходит иначе.

«Большинство психологических исследований демонстрируют, что то, как мы зарабатываем деньги, расходуем, делаем (или не делаем) сбережения, берем в долг или тратим на подарки, порой противоречит всем экономическим аксиомам», — рассказывает психолог Анна Фенько.

30-летний Дмитрий, мечтая приобрести собственную квартиру, ежемесячно оставляет чуть ли не половину своей зарплаты в залах игровых автоматов. 43-летняя Вероника покупает для себя вещи только на распродажах, а продукты — на оптовых рынках, но всякий раз не может устоять перед какой-нибудь очередной дорогой парфюмерной новинкой. 28-летняя Татьяна всегда тщательно следит за исполнением ритуалов, связанных с деньгами: не передавать их через порог, не свистеть дома, не дарить пустой кошелек.

Мы приписываем деньгам те смыслы, которые значимы для нас

«Как правило, поведение определяется не столько рациональной заботой о собственной выгоде, сколько тайными страхами, воспоминаниями, стереотипами и предрассудками, — комментирует Анна Фенько. — И, если мы хотим быть хозяевами собственных денег и не хотим, чтобы они управляли нами, необходимо понять, почему деньги играют столь важную роль в нашей жизни, как мы ведем себя по отношению к ним и как деньги влияют на отношения с людьми».

Занимая важнейшее место в нашей жизни, сами по себе деньги остаются абстракцией: ведь банкноты и монеты имеют смысл лишь поскольку символизируют стоимость вещей. Но для каждого из нас они означают то, что мы хотим в них видеть или бессознательно надеемся с их помощью получить.

Безопасность, власть, любовь окружающих, свобода… С психологической точки зрения деньги представляют собой идеальный экран для наших проекций: как изображение проецируется на киноэкран, так и мы приписываем деньгам те смыслы, которые значимы для нас.

Психоанализ денег

Зигмунд Фрейд первым обратил внимание на то, что отношение взрослого человека к деньгам может определяться особенностями его детских желаний. Согласно психоаналитической теории, все дети испытывают удовольствие при дефекации. Приучая ребенка к горшку, родители могут выражать энтузиазм и одобрение, когда тот поступает «правильно», или же наказывать и ругать его, если он сопротивляется.

По времени приучение к горшку совпадает с той стадией развития ребенка, когда он борется за автономию и независимость, и часто эта процедура становится источником конфликта. Конфликт может усиливаться из-за непоследовательного поведения родителей, которые, с одной стороны, ценят фекалии как подарок ребенка, а с другой — считают их грязными, не прикасаются к ним и стараются поскорее выбросить.

Психоанализ напрямую связывает травматический опыт приучения к горшку с последующим типом компенсаторного поведения. То, как скупец придерживает деньги, рассматривается как отражение детского отказа от дефекации по требованию родителей. Транжира, напротив, похож на ребенка, стремящегося к одобрению родителями его «подарков».

Деньги дают ощущение безопасности

34-летняя Ирина работает буквально на износ: ей важно быть уверенной в том, что ее маленький сын в будущем получит хорошее образование, а родители (если с ними что-то случится) — лучшую медицинскую помощь. Она старается накопить как можно больше денег — только так она чувствует себя в относительной безопасности.

Родители Ивана погибли в автокатастрофе, когда ему было 12 лет. Сегодня ему 37, он — менеджер строительной компании и, по мнению всех его коллег, бизнесмен-трудоголик с большим будущим. «Как мужчина, я должен зарабатывать как можно больше, — убежден он. — Деньги дают мне уверенность в том, что со мной и моими близкими никогда ничего плохого не случится».

«Тот, кто ищет в деньгах безопасность, нуждается в постоянном увеличении богатства, словно наркоман — в увеличении дозы», — объясняет Анна Фенько. Такое поведение приводит к отчуждению от других людей, поскольку человек перестает рассматривать своих близких как источник помощи и поддержки.

Возможность почувствовать власть и превосходство

44-летний предприниматель Сергей уверен, что может в этой жизни все: откупиться от ГАИ, на глазах инспектора проехав по встречной полосе, улететь международным рейсом, на который проданы все билеты, выписать на загородную вечеринку с друзьями хоть саму Мадонну. Деньги дают ему особое ощущение власти и превосходства.

«Ощущая собственную значимость, он бессознательно пытается вернуть себе то чувство всемогущества, которое, по мнению психоаналитиков, каждый испытывает в младенчестве, — комментирует Анна Фенько. — Такие люди обладают — или делают вид, что обладают — полной независимостью от окружающих людей и жизненных обстоятельств и пытаются поставить других в зависимость от себя. Только это дает им уверенность в своих силах».

Деньги дарят свободу

Самый распространенный и одобряемый современным обществом смысл, приписываемый деньгам, — это свобода.

«Если бы у меня было столько денег, сколько можно пожелать, я купил бы себе отель на каком-нибудь тропическом острове. И поселил бы там своих друзей — совершенно бесплатно!» — мечтает 40-летний преуспевающий журналист Игорь. Действительно, деньги освобождают от правил, обязательств, повседневной рутины.

«Но те, кто надеется в обмен на деньги приобрести свободу в широком смысле слова, на самом деле с их помощью бессознательно стремятся подавить страх ответственности, зависимости от обстоятельств и других людей, «откупиться» от обязательств», — считает Анна Фенько.

Любовь за деньги?

56-летняя Лариса буквально задаривает родных и знакомых бесполезными подарками. Протесты и объяснения не помогают: она словно не слышит слов и не ощущает неловкости, которую приходится переживать каждому из насильно «облагодетельствованных» ею людей. Таким образом она пытается «купить» самоуважение и привязанность окружающих.

Деньги концентрируют в себе наши фантазии, эмоции и желания. Нередко кажется, что они управляют нашей жизнью

«Как правило, в детстве такие люди были обделены вниманием и заботой родителей, — объясняет Анна Фенько. — Они не чувствовали себя по-настоящему любимыми и потому, став взрослыми, пытаются вновь не оказаться в положении отвергнутого ребенка. Однако им трудно чистосердечно принять ответную любовь, а их щедрость нередко маскирует враждебность к тем, от кого они зависят. Не зная о том, что можно любить бескорыстно, они вынуждены покупать, продавать или даже воровать любовь. Единственное лечение для них — подлинная эмоциональная близость».

Деньги концентрируют в себе наши фантазии, эмоции и желания. Нередко кажется, что они управляют нашей жизнью. Но деньги сами по себе не способны действовать и руководить чем-либо. Они приобретают эту способность только тогда, когда мы сами наделяем их властью.

Что нас смущает в отношениях с деньгами?

Неловкость в обращении с деньгами знакома многим. Психоаналитик, научный сотрудник факультета психологии МГУ Татьяна Алавидзе расшифровала для нас несколько типичных случаев.

«Я не люблю тратить деньги: не приглашаю друзей к себе, никогда не дарю дорогих подарков, не даю денег в долг…»

Бережливость, доходящая до скупости, может проявляться в любых ситуациях, подразумевающих обмен — имущественный, эмоциональный, творческий. Нежелание тратить, дарить возникает из стремления компенсировать то ощущение беспомощности, которое мы испытали в детстве.

Бессознательное желание сберечь, не потратить в символической форме дает ощущение безопасности, обладания чем-то и приятной возможности распоряжаться этой собственностью по своему усмотрению. Такая утрированная независимость дарит человеку успокоение, за которое, увы, приходится расплачиваться: строить близкие и доверительные отношения с окружающими с таких позиций оказывается очень непросто.

«Я постоянно всем одалживаю деньги, регулярно плачу за других, трачу огромные суммы на подарки даже для малознакомых людей…»

Расточительность может говорить о бессознательной и неудовлетворенной потребности в любви, тепле и принятии. Человек проецирует эту потребность на других и торопится их облагодетельствовать, забывая при этом о собственных интересах. Нельзя сказать, что он «покупает любовь», благотворит с умыслом, в расчете на ответную поддержку.

Напротив, как правило, он берет на вооружение какую-нибудь социально одобряемую идею (помощь ближним, забота о тех, кто слабее и т. д.), которая подкрепляла бы такое поведение и помогала объяснить его себе и другим, — словом, идет на любые уловки, лишь бы не признаться в том, что ему просто не хватает человеческого тепла.

«Меня приводит в ужас мысль о том, чтобы попросить прибавку к зарплате. Я не могу заговорить об этом с начальником…»

Если к ребенку с детства относятся с нежностью, пониманием и любовью, то у него вряд ли возникнет вопрос относительно собственной ценности. Если же родители ведут себя непоследовательно, то принимают, то отвергают его, чувство собственной ценности у него не формируется.

В результате, повзрослев, такой ребенок оказывается не способен отделить представление о ценности своего «я» от денежной оценки собственного труда. Провести границу между своей человеческой сущностью и своей профессиональной ролью оказывается для него непосильной задачей. Неудача в материальной сфере становится для него психологической травмой: ему кажется, что его отвергли и недооценили не как профессионала, но как человека. И, естественно, в дальнейшем он будет избегать ситуаций, чреватых такими болезненными переживаниями.

«Я лучше буду перебиваться с хлеба на воду, пойду работать на стройке или мыть подъезды, но ни копейки не возьму у своих родителей…»

Такая резкая позиция говорит о проблемах с сепарацией, отделением от родителей. Если простая жизненная ситуация — обретение материальной независимости — становится поводом для столь эмоциональных заявлений, значит, проблема не разрешена и отнимает у человека много сил. Ему трудно почувствовать себя «отдельным» человеком, возможно, из-за слишком сильной эмоциональной привязанности к родителям, переходящей в зависимость от них.

В других случаях это может быть реакцией на позицию родителей, сознательно или бессознательно требующих от ребенка возмещения «долга жизни» — словно он обязан компенсировать их усилия, потраченные на его рождение и воспитание. Однако в любом случае мы имеем дело не с осознанным выбором, но с отчаянным рывком, с радикальной попыткой обрести свободу, итогом которой могут стать как возврат к прежнему зависимому положению, так и полное прекращение всяких отношений с родителями.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *