Для чего нужны должностные обязанности
Должностные инструкции: Что? Как? Зачем?
Все мы очень любим определенность, особенно если речь идет о работе. Занимая вакантную должность в компании, мы прежде всего расчитываем получить четкие и понятные разъяснения относительно будущих обязанностей, прав и возможностей. И это вполне резонно: ни один человек не сможет работать по-настоящему эффективно, не зная, что именно от него требуется и что он за это получит.
Чем четче и подробнее компания опишет свои ожидания от сотрудника, тем лучше будем всем.
Что такое должностная инструкция
Должностная инструкция — это документ, который определяет обязанности работника компании на занимаемой должности, его полномочия, ответственность, права, требования к его квалификации и формы его поощрения. Стоит отметить, что инструкция пишется не на конкретного человека, а на должность, то есть она не именная.
Должностные инструкции разрабатывают и согласовывают с юристами (юридическим отделом) руководители отделов или их заместители. Также должностная инструкция может быть разработана кадровой службой. В таком случае их необходимо согласовывать с соответствующими подразделениями или должностными лицами, курирующими соответствующее направление организации.
Инструкция обязательно составляется в трех экземплярах: один экземпляр хранится в отделе кадров, второй — у руководителя отдела, третий — у работника. Совокупность должностных инструкций должна охватывать все функции отдела и равномерно распределять нагрузку между работниками с учетом их квалификации. Контроль обеспечения организации должностными инструкциями лежит на начальнике отдела кадров.
Как написать должностную инструкцию
Нет ни единого правового акта, устанавливающего порядок составления должностной инструкции, ни стандарта, регламентирующего содержание и процедуру разработки должностной инструкции. Однако есть несколько рекомендаций по написанию и пунктов, общих для всех инструкций.
Во-первых, при составлении должностных инструкций необходимо принимать во внимание уставные документы учреждения, в которых описаны его задачи и функции, имеющиеся квалификационные характеристики и требования к должности, нормативы трудозатрат на выполнение работы.
Во-вторых, при распределении между работниками обязанностей не должно быть их дублирования, должна сохраняться последовательность выполнения работ, при этом более сложные операции должны закрепляться за работниками с более высокой квалификацией.
В-третьих, каждый работник должен быть наделен всеми полномочиями и правами, необходимыми и достаточными для успешного выполнения возложенных на него обязанностей.
В-четвертых, у работника должен быть только один непосредственный начальник. Наличие двух и более руководителей приводит к снижению работоспособности и подчиненного, и руководителей.
Обычно должностная инструкция содержит пять разделов:
1. Общие положения:
— точное и полное наименование должности работника;
— уровень оплаты труда, условий премирования, методы поощрения;
— подчиненность работника и наличие у работника подчиненных;
— порядок замещения работника в случае его отсутствия (отпуск, командировка, болезнь и т д.);
— перечень документов, которыми руководствуется работник в своей деятельности (законодательные акты РФ, устав учреждения, инструкции, рекомендации и т п.).
2. Основные задачи:
— задачи, выполнение которых возлагается на работника;
— конкретные обязанности работника, выполнение которых обеспечивает решение поставленных перед ним задач.
3. Права:
— перечень прав, предоставляемых работнику для выполнения возложенных на него обязанностей.
4. Ответственность:
— ответственность работника за невыполнение обязанностей;
— ответственность данного работника за действия его подчиненных, если таковые есть.
5. Требования к работнику:
— требования к уровню образования, квалификации, стажу работы и иным характеристикам, позволяющим успешно выполнять обязанности по должности.
Зачем нужна должностная инструкция
Без грамотно составленных должностных инструкций невозможны эффективное управление персоналом, разрешение конфликтов, связанных с расхождением в определении обязанностей работника, и деятельность организации в целом.
Ведь должностная инструкция — это:
Должностные инструкции должны быть не просто данью бюрократии, а продуманным и серьезно составленным документом, тогда они смогут выполнять свои основные функции: наладить работу в организации и помогать в решении правовых и экономических споров.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Должностная инструкция: для кого, зачем и как?
«Отдел кадров коммерческой организации», 2012, N 7
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ: ДЛЯ КОГО, ЗАЧЕМ И КАК?
Что такое должностная инструкция?
Если работодатель не зафиксирует документально права, обязанности и границы ответственности работника четко и в полном объеме, возможны конфликтные ситуации, ведущие к применению необоснованных взысканий, что невыгодно ни работнику, ни работодателю.
Нужна ли должностная инструкция?
— добросовестно исполнять трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;
— соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и трудовую дисциплину;
— выполнять установленные нормы труда;
— соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;
но это лишь обобщенный перечень, а реальный объем обязанностей работника прописывается в трудовом договоре или должностной инструкции. Привлечение к дисциплинарной ответственности, а также увольнение по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ без четкого определения круга прав и обязанностей работника проблематично. Ведь, если возникнет трудовой спор, работодатель должен будет предъявить доказательство того, что работника уволили действительно за невыполнение того, что входило в его обязанности. И, если работодатель не представит должностную инструкцию или представит, но не докажет факта ознакомления с ней работника, суд того восстановит.
Разберем следующую ситуацию. Работникам поручено выполнение какого-либо задания, выходящего за рамки привычной для них деятельности, а они отказываются его выполнять, так как считают, что от них требуют больше, чем положено. Действительно, ст. 60 ТК РФ запрещено требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором. Однако обычно непосредственные трудовые обязанности, которые составляют трудовую функцию работника, не включаются в трудовой договор, так как это значительно увеличивает его объем и затрудняет понимание, а прописываются в должностной инструкции. Она как раз и поможет предотвратить споры с работником и избежать претензий со стороны контролирующих органов.
Кроме этого, должностная инструкция пригодится в спорах с налоговой инспекцией, например, для обоснования затрат на привлечение сторонних специалистов. Всем известны случаи, когда налоговые органы при контрольных мероприятиях штрафуют работодателя за неправомерное уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль в связи с оплатой услуг сторонних специалистов, считая, что в штате уже имеется необходимый работник.
Пример 1. ООО «Мир» воспользовалось услугами стороннего юриста, имея при этом в штате своего. Затраты на оплату данных услуг ООО «Мир» учло при расчете налога на прибыль. Налоговые органы, не разделяя такую позицию, обратились в суд, ссылаясь на то, что вышеуказанные расходы экономически необоснованны.
Суду была представлена должностная инструкция, содержание которой помогло доказать, что сторонний специалист выполнял задания, не входящие в компетенцию штатного юриста. Стало ясно, что спорные затраты являются обоснованными.
Нормативная база для составления инструкций
Приступая к разработке должностной инструкции, следует внимательно изучить учредительные документы организации, квалификационные справочники и требования нормативных актов к конкретному виду деятельности или должности. Например, при разработке инструкции для охранников помимо прочего необходимо учитывать требования Приказа МВД России от 22.08.2011 N 960 «Об утверждении Типовых требований к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны».
Квалификационная характеристика каждой должности, содержащейся в справочнике, имеет три раздела:
1. Должностные обязанности. Здесь установлены основные трудовые функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию служащих.
2. Должен знать. Раздел содержит основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, знаний законодательных и нормативных правовых актов, положений, инструкций и других руководящих материалов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей.
3. Требования к квалификации. Данным разделом устанавливаются уровень профессиональной подготовки работника, необходимый для выполнения предусмотренных должностных обязанностей, и требования к стажу работы.
Примечание. Каждый работник должен быть наделен правами, необходимыми и достаточными для успешного выполнения возложенных на него обязанностей.
— специалистов, осуществляющих комплекс работ в области правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации (Приказ от 23.07.2008 N 347);
— организаций воздушного транспорта (Приказ от 29.01.2009 N 32);
— организаций дорожного хозяйства (Приказ от 16.02.2009 N 47);
— специалистов по обеспечению безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, противодействию техническим разведкам и технической защите информации (Приказ от 22.04.2009 N 205);
— организаций атомной энергетики (Приказ от 10.12.2009 N 977);
— работников в сфере здравоохранения (Приказ от 23.07.2010 N 541н);
— работников в сфере образования (Приказы от 26.08.2010 N 761н и от 11.01.2011 N 1н);
— работников в сфере культуры, искусства и кинематографии (Приказ от 30.03.2011 N 251н);
— работников в сфере физической культуры и спорта (Приказ от 15.08.2011 N 916н);
— работников сельского хозяйства (Приказ от 15.02.2012 N 126н).
Постановление Правительства РФ от 31.10.2002 N 787 «О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».
К сведению. Распределяя обязанности между работниками, следите, чтобы не было дублирования функций и сохранялась последовательность выполнения операций, при этом более сложные задачи лучше закрепить за работниками более высокой квалификации.
Составляем должностную инструкцию
После изучения нормативной базы можно приступать к составлению должностной инструкции. К сожалению, законодатель не установил, как это сделать.
Теперь перейдем к содержанию документа. В настоящее время ни структура должностной инструкции, ни ее содержание не регламентированы нормативными правовыми актами, поэтому каждый работодатель самостоятельно решает, как и что в ней писать, с учетом специфики труда в конкретной организации.
Если проанализировать действующие типовые инструкции, можно выделить несколько типичных для них блоков содержания.
Примечание. Инструкции должны писаться с целью помочь человеку профессионально выполнить его работу.
Общие положения. В этом блоке нужно указать наименование должности работника, нормативные акты, которыми он должен руководствоваться, кому он подчиняется, каков порядок его замещения на время отсутствия. Также здесь можно указать квалификационные требования, предъявляемые к работнику (образование, стаж работы, дополнительные требования), и документы, знание которых для него является обязательным (что он должен знать).
Должностные обязанности. Здесь необходимо подробно прописать, что и как должен делать работник, определить перечень конкретных задач, работ, операций, возложенных на него, указать форму участия работника в управленческом процессе (руководит, согласовывает, утверждает и т. д.). Чем более полно данные вопросы будут освещены по конкретной должности, тем легче будет работнику и работодателю отстаивать свои права и контролировать выполнение должностных обязанностей.
Формулировать те или иные должностные обязанности нужно четко и ясно, избегая расплывчатых фраз типа «должен способствовать развитию. » или «прилагать все усилия для. «, так как измерить и проконтролировать, способствовал или нет, все ли усилия прилагал, практически невозможно.
Права работника. Естественно, для качественного исполнения должностных обязанностей работник должен иметь определенные права. Их перечень и закрепляется в этом разделе.
Ответственность. Определяются порядок привлечения работника к ответственности, ее виды и меры, критерии оценки результатов труда работника, а также полномочия руководства предприятия по привлечению работника к ответственности, оценке результатов его труда.
Пожалуй, это основные части должностной инструкции, однако работодатель может вводить и иные разделы, например заключительное положение, содержащее сведения о порядке и периодичности внесения изменений в инструкцию.
Примечание. Заверенную надлежащим образом копию должностной инструкции непременно вручите работнику.
Утвержден Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 299.
Утвержден Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 N 65-ст.
Отметка об ознакомлении работника с документом завершает процедуру составления должностной инструкции.
Вариантов ознакомления работника с должностной инструкцией несколько. Сделать это можно с помощью:
— листа ознакомления (отдельный на каждого работника);
— получения подписи работника на должностной инструкции.
Примечание. После ознакомления с инструкцией работника у работодателя есть все основания требовать исполнения возложенных на него должностных обязанностей.
Считаем, что последний вариант наиболее предпочтителен, потому что он гарантирует, что работник ознакомлен именно с данной должностной инструкцией.
Утвержденную инструкцию (вместе с листом ознакомления, если он есть) подшивают и заверяют печатью организации. На обороте последнего листа инструкции делают запись: «Пронумеровано и подшито столько-то листов». Лицо, утверждающее должностную инструкцию, заверяет своей подписью данную запись, ставит расшифровку подписи, дату, печать.
Немного о внесении изменений в инструкцию
В процессе труда или из-за изменений организационно-технического характера может возникнуть потребность в изменении отдельных положений должностной инструкции. Если в результате внесения изменений трансформируются обязанности работника или технологический процесс, лучше подготовить должностную инструкцию в новой редакции. Если изменения несущественные, возможно оформление их в виде дополнения. Отметим, что вносимые изменения должны пройти такое же согласование, как и сама инструкция.
При необходимости изменить должностную инструкцию возникает вопрос: нужно ли уведомлять работника о грядущих переменах? Роструд в Письме от 31.10.2007 N 4412-6 дал ответ: внесение изменений в должностную инструкцию может быть связано с изменением обязательных условий трудового договора. В этом случае должны быть соблюдены требования о заблаговременном письменном уведомлении об этом работника. И только после того, как работник согласился на продолжение трудовых отношений, вносятся изменения в должностную инструкцию.
Если инструкция является приложением к трудовому договору, целесообразно вносить одновременно изменения в трудовой договор и должностную инструкцию путем подготовки дополнительного соглашения.
Если должностная инструкция была утверждена как отдельный документ и при этом внесение в нее изменений не влечет за собой необходимость изменения обязательных условий трудового договора, удобнее всего утвердить должностную инструкцию в новой редакции, письменно ознакомив с ней работника.
Отметим, что, если изменение должностной инструкции связано с изменением обязательных условий трудового договора, необходимо заблаговременно уведомить об этом работника. И только после того, как он согласится на продолжение трудовых отношений, вносятся изменения в должностную инструкцию (Письмо Роструда от 31.10.2007 N 4412-6). Если инструкция является приложением к трудовому договору, целесообразно вносить одновременно изменения в нее и в договор путем подготовки дополнительного соглашения.
В заключение приведем примерный образец должностной инструкции.
Составлена в ___ экз. Утверждаю ________________________________
(инициалы, фамилия руководителя)
(наименование работодателя) «__» _____________ ____ г.
___________________________ М. П.
начальника отдела информации
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность начальника отдела информации Организации.
1.2. Начальник отдела информации назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Организации.
1.3. Начальник отдела информации подчиняется непосредственно руководителю Организации.
1.4. На должность начальника отдела информации назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (инженерно-экономическое или техническое) образование и стаж работы по научно-технической информации на инженерно-технических и руководящих должностях не менее пяти лет.
1.5. В своей деятельности начальник отдела информации руководствуется:
— нормативными актами по вопросам выполняемой работы;
— методическими материалами, касающимися соответствующих вопросов;
— Правилами внутреннего трудового распорядка и приказами руководителя Организации;
— настоящей должностной инструкцией.
1.6. Начальник отдела информации должен знать:
— нормативные и методические материалы по организации научно-технической и экономической информации;
— правила, инструкции, положения и другие нормативные акты, определяющие систему комплектования, хранения, поиска и выдачи научной и производственно-технической информации;
— состояние и перспективы развития отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующих областях знаний и отрасли экономики;
— технологические процессы производства продукции Организации;
— методы организации и планирования информационной работы;
— государственную систему научно-технической информации;
— новые информационные технологии;
— порядок подготовки информационных материалов, каталогов, проспектов к изданию и основы редакционно-издательской работы;
— организацию библиотечной работы;
— передовой отечественный опыт в области организации научно-технической информации на предприятиях;
— основы трудового законодательства;
— правила и нормы охраны труда.
1.7. В период временного отсутствия начальника отдела информации его обязанности возлагаются на заместителя руководителя по общим вопросам.
2. Обязанности работника
2. Начальник отдела информации:
2.1. Организует работу с использованием новых информационных технологий по обеспечению подразделений Организации и отдельных работников информацией об отечественных и зарубежных достижениях науки, техники, экономики и передового производственного опыта.
2.2. Участвует в решении задач маркетинга продукции Организации и подготовке аналитических и рекламных материалов.
2.3. Возглавляет работу по выявлению потребностей руководителей и специалистов Организации в научно-технической и экономической информации, необходимой для исследования конъюнктуры рынка и изучения проблем конкурентоспособности продукции Организации, принятия технических и организационных решений, подготовки мероприятий по совершенствованию производственных процессов Организации.
2.4. Руководит созданием справочно-информационного фонда Организации, обеспечивает внедрение современных информационно-поисковых систем.
2.5. Организует проведение исследования рынка информационных услуг и маркетинга информационной продукции и услуг Организации, сбор, систематизацию, изучение и обобщение информационных материалов, подготовку тематических обзоров состояния и тенденций развития производства.
2.6. Проводит работы по сопоставлению результатов деятельности Организации с достижениями аналогичных отечественных и зарубежных организаций.
2.7. Осуществляет контроль использования информационных материалов в подразделениях Организации.
2.8. Участвует в подготовке к изданию информационных материалов, каталогов и проспектов по выпускаемой продукции Организации.
2.9. Организует составление материалов и их представление в установленном порядке в органы научно-технической информации, перевод иностранной литературы, каталогов, научно-технической документации с соблюдением действующего порядка координации переводов, ведение учета эффективности использования в Организации информационных материалов о достижениях науки и техники, передовом производственном опыте, подготовку отчетности об информационной работе отдела.
2.10. Руководит работниками отдела, а также координирует работу научно-технических обществ и оказывает им методическую помощь.
2.11. В связи с производственной необходимостью начальник отдела информации обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).
Начальник отдела информации имеет право:
3.1. Знакомиться с проектами решений руководителя Организации относительно деятельности возглавляемого отдела.
3.2. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей.
3.3. Вносить на рассмотрение руководителя Организации предложения по улучшению деятельности возглавляемого отдела.
3.4. Осуществлять взаимодействие с руководителями других структурных подразделений Организации.
3.5. Подписывать (визировать) документы в пределах своей компетенции.
3.6. Вносить руководству Организации предложения о поощрении отличившихся работников, наложении взысканий на нарушителей производственной и трудовой дисциплины.
3.7. Требовать от руководителя Организации оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
4. Ответственность работника
Начальник отдела информации несет ответственность:
4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, Правил внутреннего трудового распорядка.
Как оформить должностную инструкцию
Чтобы сотрудники не бездельничали и в судах краснеть не пришлось
Начальник поручил моему коллеге составить самостоятельно должностную инструкцию и не проконтролировал, что тот написал.
Когда к работе коллеги появились замечания, выяснилось, что инструкция состояла из общих фраз и применить ее к конкретному человеку было нельзя. Поэтому сначала пришлось переделывать инструкцию, чтобы впоследствии было за что его наказывать.
Чтобы не попадать в подобные истории со своими подчиненными, я научился делать должностные инструкции самостоятельно и разобрался, что в них точно должно быть.
Что такое должностная инструкция
Это документ, в котором указаны обязанности определенного работника на конкретной должности: полномочия, за что отвечает, какие имеет права, требования к его квалификации, за какие конкретно действия его можно наказать или поощрить.
Должностная инструкция — локальный документ, то есть делается под цели и задачи организации и должности либо конкретного работника, если инструкция персонифицирована. Даже называться эти документы в различных организациях могут по-разному : должностная инструкция, должностные обязанности, должностной регламент или как-то еще. Единых требований как к названию, так и к содержанию не существует. Но я буду условно называть все документы, в которых прописаны права и обязанности работника перед работодателем, должностными инструкциями.
Для каких целей используется
Назначение должностной инструкции — определить, что именно работник обязан делать на рабочем месте и как ему взаимодействовать с начальством и коллегами.
При этом в трудовом кодексе самого термина «должностная инструкция» нет. Там просто сказано, что работодатель вправе принимать локальные нормативные акты, в которых будут указаны нормы трудового права.
В большинстве случаев это именно право работодателя, а не его обязанность. Руководитель предприятия может управлять подчиненными в «ручном режиме» и без инструкций. Для небольших предприятий такой вариант иногда даже предпочтительнее — меньше бюрократии, меньше бумаг нужно регистрировать и хранить.
Но чем больше работников, тем сложнее ими управлять и контролировать их работу. Поэтому и делают инструкции. Так и работникам понятно, что с них будут спрашивать, и работодателю проще их к дисциплинарной ответственности привлечь.
Должностная инструкция для работника — это один из способов защиты своих прав.
Например, начальник говорит: «Иванов отказался территорию подметать, надо уволить его». Но Иванов в такой ситуации может сказать: «Вот моя должностная инструкция. Что в ней написано, то я и делаю. За что меня наказывать?» В такой ситуации велика вероятность, что в суд идти не придется да и дисциплинарного взыскания, возможно, удастся избежать.
Но точно так же эта должностная инструкция защищает интересы работодателя. Например, если Иванов плохо покрасит забор, а по инструкции это его прямая обязанность, его можно смело наказывать.
Если должностной инструкции нет — работодателя никто не накажет. Но если составили — ее обязательно нужно исполнять с момента, как подписали. Она похожа на договор, где работодатель и работник — две стороны, которые ее подписали и договорились безусловно исполнять.
А еще наличие должностной инструкции дает следующие преимущества:
В каких случаях должностная инструкция обязательна
Для этих работников должностные инструкции и регламенты входят в перечень обязательных документов. Как их нужно составлять и что в них должно быть, указано в специальных ведомственных приказах.
Если человек работает в обычной организации, должностные инструкции необязательны. То есть нельзя наказать руководителя такой организации за то, что их нет, или заставить их составлять.
Кто разрабатывает
Разрабатывают должностные инструкции кадровики, юристы, секретари, руководители и сам работник. О том, как это выглядит на практике, проще всего рассказать на примере.
Допустим, условный автосервис «Винтик и Шпунтик» принимает на работу слесаря Василия Петровича. И для него нужно составить должностную инструкцию. Директор думает, кому бы поручить это задание.
Кадровики прекрасно разбираются в трудовом кодексе, но в работе слесаря ничего не понимают. Они находят первую попавшуюся должностную инструкцию в архиве и предлагают Василию Петровичу расписаться, что он с ней ознакомился.
Василий читает и понимает — там описаны процессы, которых давно никто не делает, и оборудование, которое давно не используется. Он может подписать такую инструкцию, но наказать за ее неисполнение будет сложно. Василию Петровичу это тоже не дает никаких преимуществ — ему можно предъявить претензии за невыполнение тех пунктов, которые он не может выполнить физически. Это плохо. Время на составление и силы потратили, а толку от нее будет немного.
Юристы при составлении должностной инструкции часто переписывают в нее нормы трудового законодательства и пункты из документов, которые регламентируют работу фирмы. Такая инструкция выглядит очень убедительно. Но вот про работу слесаря там либо ничего нет, либо сказано очень мало, потому что юрист тоже не специалист в этой области.
Руководитель автосервиса. Если он сам раньше работал слесарем, то у него получится замечательная должностная инструкция, в которой не будет ничего лишнего. Но часто бывает так, что руководитель только организует работу и про работу слесаря ничего не знает.
Самый лучший вариант — не поручать составлять инструкцию только одному человеку. Главное действующее лицо в процессе написания такой инструкции — это сам Василий Петрович. Он с руководителем согласовывает, чем именно будет заниматься слесарь, кадры проверяют текст на соответствие трудовому законодательству, юрист — на соответствие остальным законам.
Форма представления и как оформить в соответствии с гостом
Основные требования к оформлению. Единой формы должностной инструкции ни законами, ни другими нормативными актами не предусмотрено. В общероссийском классификаторе управленческой документации есть упоминание о должностной инструкции, но обязательная форма ее составления отсутствует.
Поэтому можно оформить инструкцию так, как это принято в конкретной организации. Неважно, есть ли у нее фирменный бланк, гербовая печать и сколько специалистов ее согласовали. Важно, что будет в самой инструкции.
Порядок и правила. Подписывая должностную инструкцию, работник принимает на себя определенные обязанности и дает согласие выполнять их добросовестно. А работодатель со своей стороны перечисляет условия, которые он создаст для работы.
Из этого следуют и требования к оформлению. В инструкции должны быть две подписи. Одна из них — работодателя. От него, как правило, исходит инициатива создания инструкции, поэтому его визирование может выглядеть как ее утверждение. Например вот так:
От имени работодателя, как правило, расписывается лицо, у которого есть полномочия принимать человека на работу. А еще руководитель может передать право утверждения должностных инструкций любому другому сотруднику. Главное, чтобы это право было передано в письменном виде, например приказом или распоряжением.
Работник, как правило, ставит свою подпись в конце документа. Но это тоже необязательно. Я, например, сталкивался с ситуацией, когда у работника была индивидуальная должностная инструкция и он расписался на каждой ее странице. Логика при этом была такая: работодатель не сможет изменить одну из страниц инструкции, вписать туда лишнего и наказать за неисполнение. Это обычная ситуация, когда нет доверия между работником и работодателем. Законом такой порядок не запрещен.
Форма и структура. Единой формы и структуры для должностной инструкции, утвержденной законом или приказом, не существует. Каждый может оформлять ее так, как удобно.
Оформление титульного листа. Этого тоже не предусмотрено ни одним нормативным документом. Как и в любом распорядительном документе, на первом листе инструкции обычно есть следующие реквизиты:
Как правило, на первом же листе под визой утверждения и заголовком сразу начинается текст должностной инструкции.
Особенности должностной инструкции. В должностной инструкции можно прописать только те обязанности, которые входят в трудовые функции сотрудника. Но даже если у человека договор подряда, его тоже в некоторых случаях можно признать трудовым, в том числе благодаря должностной инструкции.
Для работника это выгодно. Например, я вижу такие плюсы:
Вот что является характерными признаками трудовых отношений:
Если должностной инструкции нет совсем, отношения не перестают быть трудовыми. Но если трудовой договор отсутствует или вместо него есть гражданско-правовой договор, должностная инструкция может помочь, чтобы эти отношения признали трудовыми.
Классификация
Существуют два вида должностных инструкций:
Поясню на примерах, в каком случае какая инструкция нужна.
Допустим, в условной организации работают два секретаря — Света и Наташа. У Светы главная обязанность — готовить ответы на запросы в разные ведомства. Поэтому в ее должностной инструкции подробно прописано, в какой срок она должна подготовить ответ, как она должна его отправить — электронным или заказным письмом — и в какое время она может уйти с работы на почту для отправки писем.
Главная задача Наташи — работать с системой электронного документооборота. Это и прописано в ее должностной инструкции.
Должности у Светы и Наташи называются одинаково — секретарь. А работу они делают разную. Значит, чтобы всем было понятно, кто и чем занимается, им нужны индивидуальные должностные инструкции. Так можно. В каждой инструкции указывают фамилию работника и перечисляют, чем он будет заниматься.
А еще в этой организации работает бригада штукатуров. Они делают одинаковую работу — стены штукатурят. Индивидуальных требований к ним нет. В этом случае на каждого штукатура делать отдельную должностную инструкцию нет никакого смысла. Ее можно сделать типовой — просто указать наименование должности, перечислить в ней, чем люди будут заниматься. А все штукатуры распишутся. В таких случаях могут делать специальную ведомость ознакомления, которая будет приложением к должностной инструкции.
Какую инструкцию делать в каждом конкретном случае — решает работодатель. И руководствуется он только принципами целесообразности.
Содержание должностной инструкции
Исторически сложилось, что должностную инструкцию разбивают на разделы. Это требование нигде не предусмотрено, но так ее легче воспринимать. Обычно в ней встречаются следующие разделы.
Заголовок. Это название документа — должностная инструкция, должностной регламент, перечень рабочих обязанностей или любое другое. Еще там указывают наименование структурного подразделения и наименование должности — так, как они указаны в штатном расписании организации. Если должностная инструкция составлена для конкретного человека, обязательно указывают его фамилию, имя и отчество.
Общие положения. В этом разделе можно указать:
Задачи, функции и обязанности. В этом разделе приводится детализированный список должностных обязанностей работника. Чем подробнее и детальнее они перечислены, тем легче спросить с работника за их выполнение. Можно описать каждую операцию, из которых складывается работа, и установить сроки их выполнения.
Должен знать. Здесь перечисляются требования к знаниям работника. Можно указать, что он должен знать конкретный санпин, снип или гост, правила противопожарной безопасности или ведомственный приказ. Главное, чтобы эти знания прямо относились к выполняемой работе.
Права. Здесь имеются в виду права по конкретной должности: что он может потребовать от других и как он взаимодействует с другими работниками.
Ответственность. Чтобы правильно заполнить этот раздел, пишите ответы на вопрос, за что отвечает человек. Например: за качественную работу подразделения, за соблюдение графика и срока поставок, за написание статьи без ошибок.
Отвечать на вопрос, какую ответственность несет сотрудник, неправильно. Конечно, можно написать, что он несет дисциплинарную ответственность, но он несет ее и так — по трудовому кодексу. Дублировать это в должностной инструкции необязательно.
Взаимодействие. В этом разделе пишут, к кому работник может обратиться и по каким вопросам, кому он подчиняется, чьи распоряжения он обязан исполнить.
Порядок утверждения должностной инструкции и ее подписание
А еще в должностной инструкции должен расписаться работник. Так он подтверждает, что инструкцию прочитал, обязанности и права ему понятны.
Бывает ситуация, когда работник отказывается ее подписывать. Тогда составляют акт об отказе. Но даже в этом случае исполнять такую инструкцию работнику все равно придется. То, что подписи нет, не освобождает от ответственности за неисполнение. Подпись лишь подтверждает, что человек с инструкцией знаком.
Подпись работодателя при этом обязательна. Она подтверждает, что работодатель знает, что есть в этой инструкции.
Порядок внесения изменений
Можно ли изменить должностную инструкцию без согласия работника по инициативе работодателя. Чаще всего именно работодатель является инициатором внесения изменений в должностную инструкцию. Например, он решает, что работник мало работает, и добавляет ему несколько пунктов.
Если при этом меняются необходимые в силу закона условия трудового договора, работника нужно уведомить письменно о предстоящих изменениях не позднее, чем за два месяца. Обычно такая ситуация возникает при реорганизации, когда изменяются штатное расписание и наименования должностей. Или при изменении технологического процесса, например если предприятие выпускало двери, а теперь перепрофилируется на бумажные конверты.
Но чаще бывает другая ситуация — когда структура и производственный процесс не меняются, а работнику увеличивают или уменьшают объем работ. Например, дворник подметал один двор, а ему поручили еще и набережную подметать. Или этого дворника в той же организации перевели в другое подразделение, а суть его работы не изменилась. В этом случае уведомлять его за два месяца не нужно, можно просто дополнить его инструкции и ознакомить с ними работника.
Изменить должностную инструкцию можно следующими способами:
Распространенные ошибки
Гонка за объемом. Хорошая инструкция не должна быть большой — это не признак трудоспособности, а скорее наоборот. Пусть она будет на одном листе, но с предельно конкретными и четко сформулированными пунктами о том, что человек обязан.
Один из моих бывших руководителей, когда ему приносили на утверждение инструкцию, почти никогда ее не читал. Зато любил считать в ней листы и количество пунктов. Логика у него была такая: вот у Иванова инструкция на 15 листах — сразу видно, работяга! А у Петрова — на трех, значит, он лентяй и мало будет работать.
Подчиненные начали увеличивать объем — вписывали общие и незначащие ничего фразы. Например, «осуществлять мониторинг обстановки», «контролировать ситуацию в целом и в частности».
А в одной из организаций руководство перед проверкой дало прямое указание подчиненным: увеличьте объем инструкции, чтобы проверяющий не назвал нас бездельниками. Указание выполнили, объем увеличили, но проверяющий этого не понял и спросил: «Что за ерунда у вас в должностных инструкциях? Тут же одна вода!» Пришлось переделывать как было.
Переписывание законов. В предыдущем разделе мы писали, из каких частей должна состоять инструкция. Названия некоторых из них совпадают с названиями статей трудового кодекса. Но ни в коем случае нельзя переписывать в разделы о правах и обязанностях формулировки статьи 21 ТК РФ. Это ошибка.
Трудовой кодекс содержит общие права и обязанности работника. Даже если право на отдых вообще не упомянуть в должностной инструкции, это не значит, что человек обязан работать без выходных и отпусков. Трудовой кодекс приоритетнее: даже если права на отдых в инструкции нет, отпуск работнику предоставлять обязаны. Часто составители инструкций идут по пути наименьшего сопротивления, например пишут в должностной инструкции бухгалтера, что он не должен воровать деньги, что он имеет право на отдых в соответствии с трудовым кодексом и что за нарушения его можно привлечь к ответственности. Но ни один из этих пунктов на самом деле не регулируется должностной инструкцией.
Использование общих фраз и выражений. Обычно эту ошибку допускают, когда руководство дает указание увеличить объем. Человек, который пишет должностную инструкцию, не знает, что писать, и начинает вставлять в текст общие обороты и фразы.