Для чего нужны домашние задания логопеда
Консультация «Зачем нужны логопедические домашние задания?»
Екатерина Яшина
Консультация «Зачем нужны логопедические домашние задания?»
Очень часто слышу вопрос от родителей: «Зачем нужны домашние логопедические задания, если ребенок, итак занимается с логопедом?». Родителей все чаще удивляет тот факт, что логопед просит завести тетрадь для выполнения домашних заданий, пишет в нее задания и просит еженедельно брать эту тетрадь домой и выполнять все рекомендации с ребенком.
Хочу отметить, что результативность коррекционной помощи ребенку зависит от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Важная роль в сотрудничестве родителей и учителя-логопеда отводятся домашним заданиям.
Логопедические задания – это различные виды заданий, направленных на закрепление у детей в домашних условиях тех знаний, умений и навыков, которые были приобретены на занятиях по формированию лексико-грамматического строя и связной речи, при подготовке к обучению грамоте, воспитанию правильного звукопроизношения, то есть по всем направлениям развития речи, предусмотренным программным содержанием.
Уровень развития ребенка в первую очередь зависит от той атмосферы, которую создают сознательно, а большой частью, и бессознательно взрослые в семье. Степень влияния домашней работы родителей с детьми на время и качество коррекции речи ребенка велика. Ожидания и надежды родителей связаны, как правило, только с работой логопеда. Поэтому довольно часто воспитателям и логопеду приходится сталкиваться с такими вопросами,как: «Вы специалисты, поэтому ждем от вас результатов. Когда у моего ребенка пропадут дефекты речи?». Возникают подобные вопросы из-за слабого представления родителей о самом процессе обучения их ребенка, а также из-за непонимания того простого факта, что большую часть своей жизни ребенок проводит именно с родителями.
Какова же роль семьи, в преодолении речевых нарушений у детей? Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.
Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:
не ругать ребенка за неправильную речь;
ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Сами родители должны быть готовы к достаточно длительной психологической подготовке не только ребенка, но и самих себя к занятиям с ним.
Особая роль родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал, они получают возможность закреплять с ребенком полученные на логопедических занятиях речевые умения и навыки не только при выполнении заданий в тетрадях,но и в свободном речевом общении: во время игр, прогулок, экскурсий, походов в библиотеку, то есть в повседневной жизни. Домашнее задание ребёнок выполняет в индивидуальной рабочей тетради под обязательным присмотром взрослого. Желательно, чтобы с ребёнком занимался постоянно один из родителей – это помогает ребёнку и взрослому настроиться, и придерживаться знакомых единых требований. Выполнение дома определённых видов работы по заданию логопеда дисциплинирует вашего малыша и подготавливает к ответственному выполнению будущих школьных домашних заданий.
Так что же логопед задаёт для выполнения на дом?
Задания включают в себя основные разделы:
1. Артикуляционная гимнастика, которая помогает подготовить артикуляционный уклад для постановки звуков.
В дальнейшей работе добавляются упражнения на автоматизацию (правильное произношение поставленных звуков в слогах, словах, фразовой и самостоятельной речи ребёнка). Эти упражнения должны выполняться дома ежедневно от 3 до 5 раз в день. Упражнения выполняются перед зеркалом (чтобы ребёнок мог себя контролировать). Необходимо добиваться точности и четкости движений.
2. Задание на развитие фонематического восприятия и воспитание основ звуко-слогового анализа и синтеза.
3. Серия лексико-грамматических заданий направлена на обогащение словаря, а главное на стимулирование и использование в активной речи ребёнка полученных знаний, путём упражнений на словообразование, изменение по родам, числам и падежам, на согласование прилагательных и числительных с существительными; словоизменение при помощи приставок, суффиксов, объединение основ; подбор родственных, обобщающих и уточняющих слов.
4. Заданияпо развитию связной речи: это построение простых и сложных распространённых предложений с предлогами и без (по схеме); это рассказы, заучивание подобранных для ребёнка стихов.
5. Заданияна развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму: обведение по контуру, дорисовывание элементов, штриховка в различных направлениях разными способами по образцу; печатание букв, слогов, слов и предложений.
6. Заданияна закрепления навыков грамоты и чтения: прочитывание слоговых таблиц, с последующим усложнением и увеличением объёма текстов; ребусы, кроссворды и занимательные задания с изученными буквами.
Что необходимо знать и помнить родителям при контроле над выполнением задания ребенком дома:
1. Домашние задания выполняются не в один приём, а разбиваются на части (по10-15 минут работы).
2. Не рекомендуется выполнять задания в воскресенье вечером перед сном. Большую пользу принесёт выполнение задания небольшими порциями (по 2-3 упражнения): в пятницу в вечерние часы, суббота и воскресенье в дневное время. Артикуляционная гимнастика и автоматизация звуков выполняется ежедневно до 3-х раз в день. Остальные задания выполняются однократно.
3. Все задания прочитываются взрослыми для ребёнка вслух. Эти задания ребёнок выполняет устно, а взрослый вписывает в индивидуальную логопедическую тетрадь ответ ребёнка,не корректируя его: сохраняя все произнесённые окончания и формы слов.
4. Графические задания ребёнок выполняет самостоятельно (рисует, выполняет штриховку и пр.) но под обязательным присмотром взрослого. Тогда рабочая тетрадь будет выглядеть аккуратно, красиво и красочно на протяжении учебного года. А хорошо оформленная тетрадь один из моментов педагогического и коррекционного воздействия.
4. Тетрадь с выполненным домашним заданием, а так же прилагающиеся альбомы и карточки в аккуратном состоянии ребёнок приносит в детский сад.
Контроль над выполнением домашнего задания позволяет поддерживать тесную взаимосвязь между логопедом, воспитателями группы и родителями, общей целью которых является успешная коррекция речи ребёнка и всесторонняя подготовка его к обучению в школе; выработка психологической и эмоциональной готовности к усвоению новых знаний и умений; воспитание грамотной, образованной, гармонично развитой личности.
(правила занятий с ребёнком дома)
1-Заниматься с ребёнком дома ежедневно.
2-Занятия проводить в спокойной доброжелательной обстановке.
3-Время проведения занятий 10-15 минут.
4-Хвалите ребёнка за каждое, даже небольшое достижение.
5-Артикуляционные упражнения выполнять перед зеркалом, чтобы ребёнок мог себя контролировать.
6-Все задания (кроме графических) выполняются устно, а взрослый вписывает ответ ребёнка.
7-Графические задания ребёнок выполняет самостоятельно под обязательным наблюдением взрослого.
Желаю вам в работе с детьми терпения, искренней заинтересованности и успехов!
Консультация «Что такое вакцинация и зачем нужны прививки» Что такое вакцинация и зачем нужны прививки До изобретения прививок инфекции и вирусы являлись главной причиной высокой смертности среди.
Консультация для родителей логопедической группы «Зачем нужны логопедические домашние задания?» Консультация для родителей на тему: «Зачем нужны логопедические домашние задания?» Результативность коррекционной помощи ребенку зависит.
Консультация для родителей «Многофункциональные домашние задания в коррекции звукопроизношения» Автоматизация звука – долгий и подчас однообразный процесс многократного повторения нужного звука в различных контекстах. Монотонность упражнений.
Консультация для родителей «Зачем в детских играх нужны предметы-заместители» консультация для родителей «В игре все может быть всем, или зачем нужны предметы заместители». На вопрос, что больше всего любят дети,.
Консультация для родителей «Зачем детям ДОУ нужны музыкальные занятия» «…Ребенку музыка нужна для его личностного развития и роста! Музыка ему нужна, как вода и воздух…» У каждого явления на Земле есть своя.
Консультация для родителей «Зачем ребёнку нужны танцы?» Зачем ребёнку нужны танцы? Искусство танца – великолепное средство воспитания и развития маленького человека. Оно обогащает духовный мир,.
Логопедические домашние задания для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР (часть 1) [ИГРУШКИ 1. Рассмотрите с ребенком его игрушки. Обратите внимание на материалы, из которых они сделаны. Для активизации в речи относительных.
Логопедические домашние задания на лето. Рекомендации логопеда на летний период Логопедические домашние задания на лето Рекомендации логопеда на летний период. Для того, чтобы наша с Вами совместная работа за лето не.
Консультация «Зачем нужны сказочные истории?» «Нам, взрослым, следует помнить, что если мы хотим научить ребенка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так,.
Консультация «Зачем учитель-логопед задает домашние задания» Родителей все чаще удивляет тот факт, что логопед просит завести тетрадь для выполнения домашних заданий, пишет в нее задания и просит еженедельно.
Родительское собрание «Зачем логопед даёт домашнее задание?»
Провела : Учитель – логопед: Гагарская О.А.
Родительское собрание в старшей группе по теме: «Зачем логопед задаёт домашние задания?» (СЛАЙД № 1).
Написали мне в тетради
Папа с мамою сказали:
— Что за наказанье? (СЛАЙД № 2).
Часто родители считают, что если ребенок попал на логопункт или в логопедическую группу, то все проблемы решены. Логопед и воспитатели научат его правильно говорить, подготовят к школе. Что еще нужно??
Родителей все чаще удивляет тот факт, что логопед просит завести тетрадь для выполнения домашних заданий, пишет в нее задания и просит еженедельно брать эту тетрадь домой и выполнять все рекомендации с ребенком.
Занятия с ребёнком дома организовать ух как не просто. Необходимо выкроить вечернее время, (которое обычно отводится под домашние хлопоты), чтобы сесть с ребенком за стол, выполнить упражнения для пальцев, гимнастику для языка (и обязательно перед зеркалом), проговорить устные задания по лексике и грамматике, по коррекции звукопроизношения. Нередко логопед просит нарисовать или наклеить в тетрадь соответствующие теме картинки, а если родители не сильны в рисовании, то эти картинки еще нужно где-то найти, вырезать и наклеить.
Зачем надо выполнять домашнее задание, если логопед и так занимается с детьми 2-3 раза в неделю, а воспитатели отрабатывают речевые умения и навыки в режимные моменты?
Результативность коррекционной помощи ребенку зависит от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Важная роль в сотрудничестве родителей и учителя-логопеда отводятся домашним заданиям.
(СЛАЙД № 3). Логопедические задания – это различные виды заданий, направленных на закрепление у детей в домашних условиях тех знаний, умений и навыков, которые были приобретены на групповых и индивидуальных занятиях по формированию лексико-грамматического строя и связной речи, при подготовке к обучению грамоте, воспитанию правильного звукопроизношения, то есть по всем направлениям развития речи, предусмотренным программным содержанием.
Домашнее задание ребёнок выполняет в индивидуальной рабочей тетради под обязательным присмотром взрослого. Желательно, чтобы с ребёнком занимался постоянно один из родителей – это помогает обоим настроиться, и придерживаться знакомых единых требований. Выполнение дома определённых видов работы по заданию логопеда дисциплинирует и подготавливает к ответственному выполнению будущих школьных домашних заданий.
Можно попробовать все это поручить самому ребенку, но это ведь тоже чревато проблемами. Помощь взрослого необходима.
Каково значение логопедического домашнего задания? (СЛАЙД № 4).
1) Выполнение домашних заданий является огромной помощью логопеду. Дети, которые занимаются дополнительно дома с родителями по заданиям логопеда, гораздо быстрее и успешнее вводят в повседневную речь не только поставленные звуки, но и сложные речевые конструкции.
Самое главное, что должны понять родители, – без их участия не достигнуть желаемых результатов.
2) Логопедическое домашнее задание имеет большое воспитательное, обучающее и коррекционное значение: при правильной организации его выполнения у дошкольников вырабатываются новые знания и умения, а также навыки самостоятельного мышления, умение себя контролировать, воспитывается ответственное отношение к своим новым обязанностям, закрепляется весь пройденный материала на занятиях у логопеда.
Родители должны понять то, что, не выполняя требований логопеда с ребёнком-дошкольником сегодня, завтра они не смогут потребовать от школьника собранности, самостоятельности, ответственности.
3) Почему родителям необходимо выполнять логопедические домашние задания?
Выполнение домашних заданий родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии. Особое значение родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал, они получают возможность закрепления ребёнком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении. Это возможно в повседневной жизни: во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок, в библиотеку и т. д.
Основные правила работы при выполнении заданий логопеда. (СЛАЙД № 5).
1)Домашнее задание ребенок выполняет с родителями в течение 5–20 минут, хотя бы 1 раз в день.
2)Если вы заметили, что у ребенка пропал интерес к занятию, прекратите его, возобновив снова спустя некоторое время.
3)Артикуляционная гимнастика выполняется сидя, перед зеркалом.
(Консультацию о правильном её выполнении вы можете получить у логопеда).
4)Ваша речь должна быть образцом для ребенка.
5)Не заостряйте внимание ребенка на недостатках его речи. Однако, когда изучаемый звук находиться на этапе автоматизации (т.е. поставлен), родителям нужно в ненавязчивой форме напомнить о его правильном произношении.
6)Выполняйте домашние заданиес ребёнком в игровой форме.
7)Приучайте ребенка бережно относиться к тетради и прилагаемым карточкам. (Карточки сдаются вместе с тетрадью).
Что может входить в задания логопеда: (СЛАЙД № 6).
1) Задание на развитие артикуляционной моторики- артикуляционная гимнастика.
Сначало – общая, призванная активизировать речевой аппарат, укрепить его мышцы, затем – специальная, «постановочная» для отсутствующих звуков. Эти упражнения выполняются перед зеркалом (чтобы ребенок мог видеть себя и следить за собой). Впоследствии к гимнастике добавляются упражнения на закрепление звука в слогах, словах, фразах и связной речи.
Цель: активизировать руки ребенка, развить точность, согласованность, силу движений пальцев. (Это массаж для рук, пальчиковая гимнастика, работа с трафаретами и шаблонами, рисунки, аппликации, вырезание и наклеивание картинок).
4) Задание на развитие направленной воздушной струи- дыхательная гимнастика.
5) Задание на автоматизацию поставленного звука.
7)Задания на развитие связной речи.
Это составление простых и сложных предложений, с предлогами и без, по схеме или опорным словам, описательные рассказы по плану и схеме, задавание вопросов о предметах, рассказы по серии сюжетных картин и одной картине и т.д.
8)Задания по закреплению навыков звукового анализа и синтеза и навыков чтения (в зависимости от уровня подготовки детей).
Рекомендации родителям при выполнении домашних заданий с детьми. (СЛАЙД № 7-8).
1)Домашнее задание в логопедическую тетрадь записывает логопед. Выдается тетрадь воспитателями логопедической группы вечером.
2)Выполнять домашние задания нужно по частям (15-20 минут), прерываясь на физкультминутки, разминки, чтобы избежать утомления ребенка.
3)Ежедневно в начале каждого занятия (5-7 минут) делать упражнения для пальцев и артикуляционную гимнастику (перед зеркалом).
4)В выходные дни: не рекомендуем выполнять домашнее задание в воскресенье вечером. Ребенок лучше запомнит материал, если разбить его на небольшие порции: пятница вечером, суббота и воскресенье днем.
5)Взрослый читает задания ребенку вслух. Ребенок выполняет их устно, а взрослый вписывает в тетрадь ответ ребенка, не корректируя его, именно так, как он сказал.
6)Графические задания (раскрасить, обвести, нарисовать), ребенок выполняет сам, но под руководством взрослого.
7)Если нет нового задания – повторять старое.
8)Обращаться с логопедической тетрадью бережно, и учить бережному обращению ребенка. Это позволит нам сохранить тетрадь аккуратной, красивой на протяжении всего учебного года. Хорошо оформленная тетрадь – это один из важных моментов коррекционного и педагогического воздействия.
9) Не пытайтесь выполнять задание за своего ребёнка, лучше пусть он вообще не сделает домашние задание, чем сделаете его вы.Помогайте ребёнку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается.
10)Хвалите ребенка, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой.Поощряйте своего ребёнка за хорошо выполненное домашнее задание.
Только при регулярном выполнении домашнего задания можно добиться положительной динамики и закрепить материал, изученный на занятиях логопеда. Только при систематической работе логопеда и родителей ребенок научится пользоваться поставленным звуком в самостоятельной речи и перестанет делать грамматические ошибки.
Динамика речевого развития детей старшей группы № 4
(21 ребёнок): (СЛАЙД № 9)
Вывод: 1. За период работы, (с сентября по январь), учителя-логопеда на логопункте, наблюдается положительная динамика по улучшению звукопроизношения у детей старшей группы (см. диаграмму);
(СЛАЙД № 10). Уважаемые родители!
Желаю вам в работе с детьми терпения, искренней заинтересованности и успехов.
Разделы новостей
Когда вы определитесь с тем, пойдет ли ваш ребенок к логопеду, будьте готовы к тому, что вам придется делать «домашку». Вы станете помощником и своему ребенку и вашему логопеду.
После занятий логопед дает домашнюю работу. Это может быть артикуляционная гимнастика, упражнения на автоматизацию, задания на развитие фонематического слуха, словообразование, задания, которые направлены на обогащение словарного запаса и использование в активной речи ребёнка, задания по развитию связной речи, заучивание стихов, задания на развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму, задания на закрепления навыков грамоты и чтения, ребусы, кроссворды и занимательные задания с изученными буквами.
Если родители заинтересованы в результативности работы логопеда, они должны выполнять домашние задания с детьми. Одних встреч со специалистом будет недостаточно.
Логопедические задания направлены на закрепление у детей в домашних условиях тех знаний, умений и навыков, которые были приобретены на занятиях по формированию лексико-грамматического строя и связной речи, при подготовке к обучению грамоте, воспитанию правильного звукопроизношения, то есть по всем направлениям развития речи.
Домашнее задание в индивидуальной тетради записывает логопед. Особая роль родителей в том, что они получают возможность закреплять с ребенком полученные на занятиях речевые умения и навыки. Делать это можно не только при выполнении заданий в тетрадях, но и в свободном речевом общении: во время игр, прогулок, экскурсий, походов в библиотеку, в повседневной жизни.
Домашнее задание ребёнок выполняет в индивидуальной рабочей тетради под обязательным присмотром взрослого. Желательно, чтобы с ребёнком занимался постоянно один из родителей – это помогает ребёнку и взрослому настроиться, и придерживаться знакомых единых требований. Выполнение дома определённых видов работы по заданию логопеда дисциплинирует вашего малыша и подготавливает к ответственному выполнению будущих школьных домашних заданий.
Правила, которые рекомендует соблюдать Дарья Алексеевна Сунцова, логопед-дефектолог Центра социально-психологической помощи:
Принуждать ребёнка заниматься нельзя! Занятия должны проходить в игровой форме. Пусть выполнение домашних заданий станет для ребёнка игрой.
Подготовьте удобное место для занятий (если это выполнение артикуляционной гимнастики — обязательно зеркало, чтобы ребёнку было видно и самого себя и вас, если это выполнение письменного задания — то за столом)
Правильно выбрать время для занятий: ребёнок не должен быть уставшим, лучшее время это первая половина дня.
Важно обращать внимание на такие вещи. как сидит ребёнок, как пишет, как правильно держит в руке ручку или карандаш
Объясняйте ребёнку задания простым языком, главное чтобы ребёнок понял, что от него требуется.
Обязательна положительная мотивация! Не ругайте ребёнка, если что-то не получается, наоборот, говорите, что всё получится
Обязательно нужны поощрения, например, логопед в конце занятия приклеивает наклейку в тетрадь.
Помогайте ребёнку в выполнении задания, только если он в этом нуждается. Если вы знаете, что он может сделать сам, то лучше подождать.
Не пытайтесь выполнить задания за своего ребёнка, ведь логопед увидит, что вы сделали задание сами. Лучше вообще не сделать, чем учить ребёнка обману
За одно занятие не следует давать больше 2- 5 заданий в зависимости от индивидуальных возможностей ребёнка. Не торопите его, пусть выполняет в своём темпе.
Продолжительность занятия должна быть от 10 мин, и не должна превышать 20 минут.
Если вы заметили, что у ребёнка закончилось желание заниматься, то лучше закончить занятие, и продолжить на следующий день.
Речь родителей должна быть образцом для ребёнка!
Главное, это вера, терпение и труд!
Контроль за выполнением домашнего задания позволяет поддерживать тесную взаимосвязь между логопедом и родителями, общей целью которых является успешная коррекция речи ребёнка и всесторонняя подготовка его к обучению в школе; выработка психологической и эмоциональной готовности к усвоению новых знаний и умений; воспитание грамотной, образованной, гармонично развитой личности.
Для чего нужны домашние задания логопеда
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И ПОМНИТЬ РОДИТЕЛЯМ ПРИ КОНТРОЛЕ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ЗАДАНИЯ РЕБЁНКОМ ДОМА:
1. Домашнее задание в индивидуальной тетради записывает логопед. Выдаётся тетрадь воспитателями группы в четверг или пятницу в вечерние часы.
2. Домашние задания выполняются не в один приём. А разбиваются на части (по10-15 минут работы).
3. Не рекомендуем выполнять задания в воскресенье вечером перед сном. Большую пользу принесёт выполнение задания небольшими порциями (по 2-3 упражнения): в пятницу в вечерние часы, суббота и воскресенье в дневное время. Артикуляционная гимнастика и автоматизация звуков выполняется ежедневно до 3-х раз в день. Остальные задания выполняются однократно: •
-все задания прочитываются взрослыми для ребёнка вслух. Эти задания ребёнок выполняет устно, а взрослый вписывает в индивидуальную логопедическую тетрадь ответ ребёнка, не корректируя его: сохраняя все произнесённые окончания и формы слов.
-графические задания ребёнок выполняет самостоятельно (рисует, выполняет штриховку и пр.) но под обязательным присмотром взрослого. Тогда рабочая тетрадь будет выглядеть аккуратно, красиво и красочно на протяжении учебного года. А хорошо оформленная тетрадь один из моментов педагогического и коррекционного воздействия.
4. Папку с индивидуальной рабочей тетрадью с выполненным домашним заданием, а так же прилагающиеся альбомы и карточки в аккуратном состоянии ребёнок при-носит в детский сад в понедельник. •
Контроль за выполнением домашнего задания позволяет поддерживать тесную взаимосвязь между логопедом, воспитателями группы и родителями, общей целью которых является успешная коррекция речи ребёнка и всесторонняя подготовка его к обучению в школе; выработка психологической и эмоциональной готовности к усвоению новых знаний и умений; воспитание грамотной, образованной, гармонично развитой личности.