Для чего нужны дразнилки
Дразнить и обзывать: почему все дети должны это делать
Думаете, дети учатся ругаться только у взрослых? Нет, у них и самих кое-что в запасе имеется. Дразниться, обзываться, уязвлять другого обидными словами — всему этому малыши набираются уже в детском саду от своих же сверстников.
Безусловно, «в начале были взрослые», но они, если и учат, то самому безобидному, вроде педагогически оправданной «жадины-говядины» или «ябеды-корябеды». И редкий родитель научит свою крошку чему-то вроде: «Алла, Алла, Алла, в нос спички напихала». Однако дети предпочитают именно такое — позабористее! Чтобы, как анекдот, как хулиганство! Чтобы взрослые отреагировали. Ну и пообиднее, конечно. Хорошо ли это? Как минимум, это естественно, отвечают психологи, а в общем, даже и хорошо.
Детский фольклор — дразнилки и обзывалки, — был, есть и будет, потому что без него нет детства. Да, это проявление вербальной агрессии, первая брань детей, но на этом опыте дети учатся понимать, каково это — быть объектом чьей-то насмешки, и учатся противостоять ей.
Кто обзывается — сам так называется…
Что это такое?
Детские дразнилки и обзывалки — феномен детского фольклора, обязательная часть детской субкультуры, в них естественным образом отражены все человеческие недостатки. Этот жанр отражает и детский быт, и отношение детей к окружающему миру, и взаимоотношения между ними, и детскую психологию.
Детские дразнилки и обзывалки направлены на выявление какого-то признака, который не нравится человеку — очки, цвет волос, полнота, худоба, рост, имя, которое рифмуется с чем-нибудь. Либо уничижается поведение, выходящее за рамки, принятой в обществе морали: ябедничество, жадность, плаксивость. Нередко встречаются и обзывания по национальному признаку, они существуют и существовали везде, во всех обществах. И в детских тоже.
Лингвисты считают, что обидные слова типа обзывалок и дразнилок существуют с очень давних времен — с тех самых, когда люди пытались запугать недругов словами, рвали на себе рубаху, мазали лицо и использовали другие всевозможные воинские традиции.
Зачем они нужны?
Детские дразнилки можно назвать своеобразной начальной школой жизненной морали. Ребенок, оказавшийся в коллективе себе подобных, понимает, что здесь не дом, где есть только ласковые родители, здесь — жизнь, со всеми ее трудностями и даже горестями. И к этому, увы, тоже нужно привыкать. И учиться отбиваться! Обычно обидчик пробует обзываемого на «слабо», очерчивая себе, таким образом, психологические границы дозволенного, а другого провоцируя на защиту, возведение и оборону своих границ. Происходит взаимное воспитание, тренировка, закалка. Так дразнилки и обзывалки выполняют воспитательную функцию, помогая ребенку, которого обижают, отстоять себя в форме словесной защиты, тренируют эмоциональную устойчивость и самообладание. Важно и то, что дразнилки вербально снимают детскую агрессию — выговорились и разошлись. Детские дразнилки и обзывалки — способ утвердить нормы поведения в детском сообществе. Например, могут дразнить, чтобы предупредить о чем-то: «Ябеда-корябеда, Соленый огурец, На полу валяется, Никто его не ест». По-другому: будешь ябедничать, никто с тобой дружить не будет.
Что же делать тому, кого дразнят?
Во-первых, стоит вести себя правильно в рамках своего общества, например, группы детского сада. Не выделяться! Тогда не возникнет вероятности даже дразнилок по имени. (Хотя вариант дразнилки, как заигрывания или кокетства тоже, разумеется, имеет место, вроде дергания девочек за косички). А уже, если выделяешься, умей постоять за себя. Во-вторых, родителям необходимо научить детей воспринимать дразнилки правильно, адекватно. Задача всех дразнилок — уязвить оппонента, выставив его в смешном свете, а, значит, эта цель не должна быть достигнута! Наилучший вариант — отвечать на дразнилку дразнилкой, «отговариваться», давать словесную сдачу. И ни в коем случае не надо поддаваться страху, злобе, обиде. Родителям же обидчиков, кроме необходимости приструнивать разошедшихся отпрысков, расстраиваясь по этому поводу, стоит учитывать, что большой словарный запас (в стихах, тем более) — признак высокого интеллекта их детей, ведь запоминание или даже самостоятельный подбор рифм — довольно сложная задача. Другое дело, русло этого интеллекта стоит перенаправить.
Многообразие видов
Точная по звучанию и максимально обидная по сути — вот идеал детской дразнилки и обзывалки. Жанр детского фольклора дразнилки предполагает, практически любую ее зарифмованную форму: от более-менее эстетически законченной — в два слова, до полноценных дразнилок-стихов. Кстати, дразнилки в стихах очень помогают логопедам в развитии и исправлении речи своих маленьких подопечных, потому что запоминаются быстро и, с удовольствием. А уж, как они потом используются!
Чаще всего предмет осмеяния детской дразнилки — имена. Благо, найти рифму можно к любому имени. Обзывают по внешнему виду, по особенностям поведения, умственным особенностям, чертам характера. Очень интересны, так называемые абсурдные дразнилки. Случайное нанизывание слов здесь совсем не случайно. Здесь из абсурда высекается юмор, который дети прекрасно понимают. Такие дразнилки можно сравнить со стихами Хармса, так любимыми детьми.
Дразнилки используются:
как привычное обращение к вечно обижаемому (например, к толстому ребенку);
как способ привлечь к себе внимание (например, лица противоположенного пола);
как случайно придуманное в рифму, удачно подходящее и смешное определение недостатка или ситуации.
Статья на тему «Дразнилка как элемент детского игрового фольклора»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Дразнилка как элемент детского игрового фольклора
Детские дразнилки прочно связаны с игровым детским фольклором – потешками, считалками, небылицами, скороговорками. Они отражают негативные моменты в восприятии детьми окружающей действительности.
Жизнь детей пробуждает в их душе и сознании не только радостные, бурно веселые, счастливые переживания. По разным причинам и поводам ребенку свойственны столь же сильные чувства огорчения, обиды, неприязни, отвращения, даже ненависти и злости.
Издавна народная мудрость давала выход отрицательным эмоциям ребенка в слове, в звуковых и ритмических сочетаниях слов, в сопровождающих их движениях, прыжках, гримасах – в дразнилках.
Конечно, назойливое преследование с помощью дразнилок взрослого или маленького, привычка всех и вся передразнивать всегда встречала сопротивление («Дразнило – собачье рыло»). Но наличие дразнилок, их разнообразие и цензурный характер – показатель здоровых отношений в детском коллективе, умеющем постоять за себя без помощи взрослых и кулачной расправы.
Народная дразнилка всем своим строем предназначена для того, чтобы поставить на место обидчика, высказать свое отношение к неприятным отклонениям в поседении, привычках, во внешнем виде. Без дразнилки игра в жизнь ребенка утрачивает вкус, справедливость.
Дразнилка учит детей умению подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, она учит слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, она развивает чувствительность к нелепым ситуациям в жизни и в словесном изображении.
Из детского фольклора
Обманули простака –
На четыре кулака,
На щелбан и на подушку,
На зеленую лягушку.
Плакса, вакса,
Гуталин,
Проглотил
Горелый блин.
Шла собака через мост,
Четыре лапы, пятый хвост.
Если мост обвалится,
То собака свалится.
— Рева-корова,
Дай молочка!
Сколько стоит?
— Три пятачка!
Федорóк с вершок,
Голова с горшок,
Шапка колышком,
Ножки бревнышком.
Андрей-воробей,
Не гоняй голубей.
Голуби боятся,
На крышу не садятся.
Антошка-картошка,
Соломенная ножка,
Сам с ноготок,
Голова с локоток.
Борис-барбарис
На веревочке повис.
Как веревка оборвется,
Так Борис перевернется.
Ваня, Ваня, простота!
Купил лошадь без хвоста!
Сел задом наперед
И поехал в огород.
Едет Ваня на быке,
Балалаечка в руке,
Балалаечка упала,
Быку ноженьку сломала.
Вова, Вовка-карапуз
Съел у бабушки арбуз.
Бабушка ругается,
Вова отпирается!
— Это, бабушка, не я!
Это – кошечка твоя.
Алёша-белёша
Стóит три гроша:
Шейка – копейка,
Алтын – голова,
По две денежки нога –
Вот и вся ему цена.
Прокоп-укроп,
Медный лоб,
Сам с аршин,
Голова с кувшин.
Ванька-встанька карапуз,
Надевай большой картуз.
Каравай съешь хлеба,
Вырастешь до неба!
Володя-Володей –
Полна шапка сухарей.
Сухари горячие,
Три копейки сдачи.
Лешка-лепешка,
Голова с лукошко,
Шапка колышком,
Ноги бревнышком.
Ленчик-пончик,
Съел батончик,
Поросенка и быка,
Выпил кринку молока,
Еще клеть поел хлебов,
Три корзины пирогов.
Наша Паша тоненька,
Как ярова соломинка.
А в лапотки обуется –
Как пузырь надуется.
Николай-басурай,
Полезай на сарай,
Там комарика дерут,
Тебе лапку дадут.
Коля, Коля, Николай,
Сиди дома, не гуляй.
Чисти картошку,
Ешь понемножку.
Федот худ,
Голова с пуд,
Нос крючком,
Хохол клочком.
Дуня-пышка
На улицу вышла,
На кочку села,
Комарика съела.
Сережа оглянулся,
Пузыриком надулся,
А пузырик-то в лесок,
Скачет, скачет по грибок.
Казачок, казачок,
Оловяны пряжки,
Лычаны* подвязки.
Казачок, казачок,
Лубяные глазки –
Сотовы памазки.
_________
* Из лыка.
Миронушка-Мирон,
Полна пазуха ворон.
Голова – копейка,
Соломенная шейка,
Нос крючком,
Волоса клочком.
Мирон ворона купил,
Три копейки заплатил.
Степанушка-Степан,
Наизнанку кафтан,
Шапка новая с пером,
Рукавички с серебром.
Ходит он, семенит,
Колокольчиком звенит.
Вор-воришко
Украл топоришко.
Полез в окошко,
Упал в лукошко.
Ворон, ворон,
Хвост обломан,
Хвост обломан,
Нос окован.
Скок, сорока,
Скок, сорока.
Слепá с ока,
Крива с бока.
Дрозд, дрозд,
Прост, прост,
Кованый нос,
Железный хвост.
Вьюр-вьюрок,
Кривлён носок,
Кривлён носок,
Ощипан бок.
Чили, Чили,
Воробей!
Клюй, клюй –
Конопель!
Из зарубежного фольклора
ХРАБРЕЦЫ
Наши-то портные
Храбрые были:
«Не боимся мы зверей,
Ни волков, ни медведей!»
А как вышли за калитку
Да увидели улитку –
Испугалися,
Разбежалися!
Вот они какие,
Храбрые портные!
БАРАБЕК
(как нужно дразнить обжору)
Робин Бобин Барабек
Скушал сорок человек.
И корову, и быка,
И кривого мясника,
И телегу, и дугу,
И метлу, и кочергу,
Скушал церковь, скушал дом,
И кузницу с кузнецом,
А потом и говорит:
«У меня живот болит!»
ТОМ, СЫН ТРУБАЧА
Том, Том, сын трубача,
Украл свинью и дал стрекоча.
Украл он свинью и за это побит.
И вот он в слезах по дороге бежит.
Дразнилка про людей с Кейп-кода
Люди тресковые – все бестолковые,
Волосы чешут хребтиной тресковою
И для катания вместо коньков
Пару тресковых берут плавников.
Консультация для родителей «Устное народное творчество. Детский фольклор. Дразнилки»
Татьяна Пейчева
Консультация для родителей «Устное народное творчество. Детский фольклор. Дразнилки»
Консультация для родителей:
«Устное народное творчество. Детский фольклор. Дразнилки«
Дразнилки постоянно встречаются в общении детей. Хотя взрослые часто говорят детям, что нельзя высмеивать другого человека, но дразнилки всё равно остаются с нами много лет и сохраняются в детской субкультуре. Почему? Что такое «дразнилки — ответы»? Могут ли дразнилки научить чему-то полезному для жизни?
ИСТОРИЯ ДРАЗНИЛОК. ЧТО ТАКОЕ ДРАЗНИЛКА?
Чтобы понять дразнилки, надо знать и понять их историю. Дразнилки существуют с очень давнего времени и дошли до наших дней.
Дразнилка – небольшой рифмованный стишок. Столкнувшись с несправедливостью или обидевшись на товарища, ребёнок прибегает к дразнилке. Использование дразнилки – это умение постоять за себя, восстановить справедливость, дать выход чувствам в слове.
Дразнилка — это чепуха, нелепица, перевертыш. Дразнилки высмеивают лень, жадность, обжорство, трусость и прочие дурные привычки.
Дразнилки чаще всего не являются характеристикой человека, а приписывают ему «антиповедение», которое не поощряется в социуме.
СОБЕННОСТИ ДРАЗНИЛОК
Дразнилки, издёвки и другие подобные устойчивые тексты в фольклористике называются «детская сатирическая лирика» (термин был введен Г. С. Виноградовым).
В дразнилкахобычно имя человека или характеристика поведения рифмуется с созвучным словом: Андрей – воробей, Лена – пена, Светка – пипетка, Федя – бредя, Мишка – еловая шишка, плакса – вакса, ябеда – корябеда, рёва – корова. Обычно в дразнилках называется тот признак человека, который не нравится дразнящему (очки, рыжие волосы, фигура, имя, характер человека).
Очень часто дразнилки становятся почти традиционными и устойчивыми, которые знают многие поколения. Они определяют значение имени в данной культуре, восприятие имени носителями культуры («Коля-Коля-Николай, сиди дома не гуляй»; «Андрей – воробей, не гоняй голубей»). Часто дети изменяют текст дразнилки или придумывают свои тексты, вводя в дразнилку строчки из песен, скороговорок и приговорок, сказок,загадок: «Лидка – улитка, вытяни рога. Дам тебе хлеба, кусок пирога».
Дразнилку всегда произносят нараспев и громко, смакуя слова. Часто с безопасного расстояния и хором (чтобы убежать, если что).
Дразнилка – это небылица по смыслу. В ней не важна логика или соответствие реальности, а важна рифма.
Чаще всего дразнилки встречаются в общении детей с 6 до 12 лет. Дразнилки, поддевки, издевки чаще используются мальчиками. Девочки больше предпочитают молчанки, мирилки или считалки. В общении старших дошкольников тоже встречаются дразнилки — особенно устойчивые традиционные дразнилки и дразнилки, которые высмеивают качества характера (жадина – говядина, ябеда –корябеда и другие). Дети сами через дразнилку «воспитывают» сверстика и учат его быть справедливым и честным.
Дразнилки и мирилки относятся к ситуативному фольклору. Часто они использовались просто ради смеха, иногда для того, чтобы высмеять какое-то качество (жадность, ябедничество, а иногда – чтобы привлечь к себе внимание. Дразнилки часто позволяют обойтись без драки, особенно если на дразнилку есть ответ другой дразнилкой. Если дразнилка смешная и необидная — то можно посмеяться вместе с дразнящим. Или даже придумать еще другие варианты дразнилки. Но если дразнилка злая, обидная, агрессивная, то она требует ответа на нее.
ВИДЫ ДРАЗНИЛОК
Первый вид — это дразнилки – издёвки – это дразнилки к именам, в которых дети поддразнивают друг друга. Такие дразнилки есть и на имена девочек, и на имена мальчиков. Издевка – это обидная шутка, насмешка.
В самых распространенных дразнилкахна имена две строчки: первая – это строчка с именем, вторая – рифма к ней (Рыжий – бесстыжий, Архип – старый гриб, Вовка-морковка, Андрей-воробей и тд).
Второй вид — дразнилки – поддёвки. Поддевки рассчитаны на простачков. Поддевки состоят из вопросов и ответов. Сначала игрок просит повторить за ним слово, затем из диалога получается шутка.
Например,покажут ребенку бумажку на земле и спрашивают: «Твой талон?». Если ребенок нагнется чтобы посмотреть, что это,то ему кричат: «Спасибо за поклон!» (это дразнилка прошлых лет, когда были талоны).
Или дразнилки с вопросами,требующие внимательности к своим словам:
— Давай я тебе буду рассказывать,а ты добавляй: «И я».
Как появились дразнилки
Содержание статьи
Дразнилки – это один из способов формирования детского социума, когда при помощи достаточно безобидных действий формируется некий этикет в конкретном сообществе. Дразнилки подразделяются по объекту раздражения:
• по имени,
• по внешности,
• по поведенческим признакам.
Любопытно, но почти на каждую дразнилку есть отговорка, тоже в рифму. То есть, таким образом формируется своеобразная оппозиция, возможность противостоять «общественному мнению».
Происхождение дразнилок
Дразнилки наряду с потешками, считалками, загадками являются частью игрового фольклора, об этом говорит их ритм, своеобразная словоформа и единство поэтики.
Существует несколько гипотез происхождения детских дразнилок, но все они относят их происхождение от взрослого фольклора. Детские дразнилки являются отголоском юмористических обрядовых песен в ритуалах, где уничижением одного явления возвеличивалось другое.
Дразнилки могут быть частью старинных поблюдных песен, закличек, считалок.
Существуют дразнилки универсальные, когда в существующий текст можно вставить любое имя, и устойчивые, в которых рифмованный компонент привязан к конкретному имени.
Прозвища
Антропонимические исследования дают все основания предполагать, что происхождение современных прозвищ является отголоском способа именования людей в пору язычества. У древних русичей именем могли стать внешние, поведенческие характеристики. Современные прозвищные дразнилки сопровождаются рифмованными эпитетами. В основе явления лежит архаичное стремление принести ущерб личному имени.
В определенном возрасте ребенок проходит стадию развития, базирующуюся на мифологическом восприятии мира, то есть отождествляет имя с личностью.
Литературные источники дразнилок
Нередко дразнилками могут стать цитаты из детских литературных произведений.
Авторские дразнилки созданы с учетом особенностей жанра, но не имеют конкретного объекта насмешек
Например, Робин Бобин Барабек – перевод Маршака английской дразнилки – собирательный образ обжоры. Но авторские дразнилки не столь популярны, их внедрение в лексикон ребенка зависит от родительской активности, то есть от того объема знаний, который родители считают нужным дать детям через книгу.
Цель дразнилки вытекает из ее названия, она призвана раздражать и вызывать негативные эмоции. С одной стороны – это явное проявление агрессии, с другой – дразнилка позволяет свести счеты, не прибегая к физической силе.
«Клички и дразнилки» (тренинг социальных навыков)
Цель: развитие навыков позитивного общения.
Методическое оснащение: буклет на каждого ребёнка (приложение).
Вводная часть. Слово является важной составляющей нашего общения. Слово – это и средство передачи информации, и возможность выразить своё отношение к происходящему. Словом можно поддержать в трудную минуту и смертельно оскорбить.
Так как же нам реагировать на бранные слова в лексиконе окружающих нас людей? Как поступить если вас оскорбляют, обзывают. Словесные угрозы и оскорбления другого человека являются проявлением вербальной агрессии. Не случайно за сквернословие в общественных местах предусмотрено административное наказание.
К плохим словам относятся бранные слова, нецензурная речь, а также клички и дразнилки (обзывалки). Об этом мы с вами и поговорим.
Беседа. Обзывания являются наиболее частой причиной обид и драк. Это явление неизбежно при общении в группах.
— Ребята, попробуйте назвать причины обзывания детьми друг друга. Ответы детей выслушиваются и желательно фиксировать на доске.
Обобщаем. Давайте рассмотрим основные причины обзывания друг друга:
Агрессия (сознательное желание оскорбить, досадить, разозлить сверстника).
Желание привлечь внимание (того, кого дразнишь, или окружающих):
Игра (дразнящий воспринимает обзывания как забавную игру, привлекая к себе внимание сверстника, не собираясь его оскорблять);
Провокация (дразнящий сознаёт, что оскорбляет сверстника, но стремится таким образом спровоцировать его на активные действия, например, заставить погоняться за собой, побороться принять вызов);
Шутка (хочет не столько обидеть товарища, сколько повеселить окружающих);
Самоутверждение (дразнящий сознательно оскорбляет сверстника, чтобы унизить его и выделиться в глазах окружающих, “поставить его на место”, утвердить лидерскую позицию);
Месть (обиженный или униженный ребёнок начинает дразнить обидчика, особенно если не может ответить физически).
Не со зла (дразнящий не понимает, что другому обидно, привык отмечать особенности окружающих, выявлять их характерные черты)
Беседа. Очень часто обидные прозвища приклеиваются к нам из-за особенностей нашей внешности. Приведите примеры. Как вы думаете можно этим обидеть человека? Почему? Правильно ребята, слова “обзывалки”, “дразнилки” могут больно ранить того человека, к кому они относятся.
Обобщаем. Избежать появления дразнилок, кличек сложно, но важно помнить, что недопустимо именование другого человека унизительными кличками, особенно подчёркивающие его физические недостатки.
Игра “Ассоциация”. Все ребята по очереди говорят, с какими предметами, животными, временами года они друг у другу ассоциируются. Желательно обсудить, почему возникла та или иная ассоциация. Сравнение помогает ребёнку обратить внимание ребёнка на то, какие из его качеств являются значимыми для окружающих.
Как же можно и нужно реагировать на дразнилки? Ответы детей. Давайте сейчас послушаем, что нам советует Марина Кравцова.
Отреагировать нестандартно. Обзываемый ребёнок всегда ожидает получить от жертвы определённую реакцию (обиду, злость и т.д.) необычное поведение жертвы способно пресечь агрессию. Можно согласиться с кличкой, при этом её обыграть: “Да, я по характеру точно собака. Такой же преданный, надёжный друг”. Можно посмеяться вместе со всеми: “Вот здорово! Выходит я не одиночка, в стае живу”.
Объясниться. Можно спокойно сказать обзывающему сверстнику: “Мне обидно это слышать от тебя, но ты мой друг и я постараюсь понять, почему ты меня так обозвал. А когда пойму, то подумаю друг ли ты мне?
Не поддаваться на провокацию. Не надо бросаться на обидчика с кулаками, а повернуться к нему и спокойно сказать: “Ребята, я так устал, что хочу побыть один”
Не позволять собой манипулировать. Часто дети стремятся с помощью обзывания заставить сверстника что-то сделать. Например, всем известен приём “брать на слабо”. При всех говорится, что ты не делаешь что-то, потому что “трус”, “лох”, ставя вас, таким образом, перед выбором: или вы согласитесь сделать, что от вас требуют (возможно, нарушая правила), или так и останетесь в глазах окружающих “слабаком”, “хиляком”. Эта самая непростая ситуация. И здесь сложно выйти из неё с достоинством, потому что противостоять мнению большинства, тем более тех, с кем тебе предстоит общаться и впредь, нелегко и взрослому. Может стоит проигнорировать то, что тебе предлагают, можно предложить это сделать самому предлагающему. Можно объяснить что это уголовно наказуемо или опасно для здоровья. В каждой конкретной ситуации необходимо не торопиться, взвесить всё “за” и “против”. Понять что важнее: доказать что-то окружающим или сохранить самоуважение.
Ответить. Иногда полезно ответить обидчику тем же. Не быть пассивной жертвой, а стать с обидчиком на равных. Можно, правда, отвечать не оскорблением, а специальной отговоркой.
Отговориться. Можно на обзывание выкрикнуть отговорку – своеобразную защиту от словесного нападения. Знание подобных отговорок помогает не оставить оскорбление без ответа, пресечь конфликт, сохранить спокойствие, удивить и соответственно остановить нападающего. Последнее слово в этом случае остаётся за пострадавшим.
— Приятно познакомиться, а меня Ваня зовут.
Игра “Дразнилка”. Цель: формирование навыков позитивного реагирования на дразнилки. Детям предлагаются различные ситуации реагирования на обзывание и дразнилки, которые необходимо обыграть.
Ребята, назовите тему нашего занятия. Давайте вспомним, чем мы занимались сегодня? Ответы детей.
Вывод. Избежать появление дразнилок, кличек почти невозможно, но бороться с ними необходимо. В каждой конкретной ситуации необходимо не торопиться, взвесить всё “за” и “против”. Понять что важнее: доказать что-то окружающим или сохранить самоуважение.
— Что нового вы сегодня узнали?
— С каким настроением вы уходите с занятия?