Для чего нужны эпиграфы
Что такое эпиграф
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Обращать особое внимание на эпиграф перед началом чтения – признак хорошего тона и высокой читательской культуры.
Благодаря эпиграфу автор произведения вписывает свой труд в ту или иную литературную традицию, подготавливает нас к восприятию определённой темы или идеи.
Сегодня мы поговорим о том, для чего необходим эпиграф в художественном тексте и как он помогает понять авторский замысел.
Эпиграф — это.
Данное слово пришло к нам из древнегреческого и переводится как «надпись».
Эпиграф — это часть композиции, предшествующая основному тексту произведения или его главы.
Это, как правило, фрагмент другого литературного произведения в стихах или прозе (что это такое?), отсылающий к предшествующим образцам жанра или более ранним обращениям к теме повествования.
Иногда в качестве эпиграфа используются пословицы, поговорки, загадки, лирические напевы и другие элементы фольклора. Так, практически каждая глава романа М.Шолохова «Тихий Дон» предваряется строками казачьих песен, которые погружают читателя в атмосферу народной жизни.
Эпиграф не следует смешивать с предисловием. Их отличие в том, что предисловие к произведению пишет сам автор, а эпиграф (за редким исключением) заимствуется из чужих текстов. При этом указание авторства обязательно.
Учитывайте это при написании экзаменационного сочинения, которое тоже можно украсить роскошным эпиграфом, соответствующим теме. Пользуйтесь цитатами из проверенных источников. Неверное указание авторства повлечёт за собой фактическую ошибку, а анонимный фрагмент текста в эпиграфе заставит сомневаться в подлинности фрагмента.
Помните, что на письме эпиграф традиционно выделяется особой разметкой: его помещают в правом верхнем углу страницы и не заключают в кавычки. Фамилию и инициалы авторы указывают под текстом цитаты строчкой ниже с ориентацией на правый край.
Функции эпиграфа
Для чего писателям, журналистам и учёным необходим чужой текст в дополнение к собственному? Нельзя ли обойтись тем, что заключено в самом произведении (рассказе, романе (что это?), научной статье, газетном очерке)?
Ответов может быть несколько:
Иногда эпиграф сочетает в себе все эти функции. Бывает, что эпиграфов несколько и они по-разному освещают отношение к одной и той же проблеме. Тогда читатель заранее готовится к широкому взгляду на предмет.
Как подобрать эпиграф к сочинению
Чтобы эпиграф стал украшением, а не позором вашей работы, следуйте нескольким простым советам:
К примеру, если речь пойдёт о теме любви и привычки на материале романа А.Пушкина «Евгений Онегин», уместно будет поместить в начале крылатые строки:
Привычка свыше нам дана
Замена счастию она
Самое же главное – найти именно то изречение, которое точно выразит смысл вашей работы. Хороший эпиграф и вдохновит вас, и подскажет, о чём писать.
Творите так, чтобы ваши собственные произведения разбирали на эпиграфы!
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Сочинение хоть и является в своем роде произведением, но эпиграф в него добавлять, по мне, так это лишнее, тем более время ограничено, пока будешь вспоминать хорошие строки, на саму работу времени не останется.
Иногда пропускаю эпиграф, каюсь. Сейчас стараюсь читать, эпиграф может многое сказать.
Литературное мастерство. Эпиграф
Эпиграфы мы видим перед стихами, рассказами, повестями, романами. Они широко используются в литературе, кино, печатных изданиях музыкальных произведений.
Но часто ли мы, как читатели, отдаём должное внимание эпиграфу?
Как-то я специально провела такой лёгкий опрос и обнаружила, что «не часто». Признаться, и мне самой когда-то мелко напечатанные слова в самом начале литературного произведения не казались такими уж важными. С годами, тем более через призму некого писательского опыта, начинаешь понимать глубинное значение эпиграфов.
ЭПИГРАФ – ЭТО ИЗРЕЧЕНИЕ ИЛИ КРАТКАЯ ЦИТАТА ПЕРЕД ПРОИЗВЕДЕНИЕМ (МОЖЕТ БЫТЬ И ПЕРЕД ГЛАВОЙ) КОТОРАЯ ПЕРЕДАЁТ ОСНОВНУЮ ИДЕЮ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ЕГО ДУХ, ЕГО СМЫСЛ И, ДАЖЕ, ОТНОШЕНИЕ САМОГО АВТОРА К ТОМУ, ЧТО ОН НАПИСАЛ НИЖЕ.
В наше время использование эпиграфов не столь популярно, а между тем, в иные времена это было даже модно. Так, в первой половине XIX века ими зачастую пользовались для выражения начитанности и умения применить чужую мысль в новом смысле.
Сможем ли мы мгновенно вспомнить эпиграфы самых известных литературных произведений? Едва ли. Тем более, что они бывают на иностранном языке. Чтобы не ошибиться, возьму книги с полки.
Первое, что открылось – стихотворение «Смерть поэта» М.Ю Лермонтова. Читаю эпиграф:
Отмщенья, государь, отмщенья!
Паду к ногам твоим:
Будь справедлив и накажи убийцу,
Чтоб казнь его в позднейшие века
Твой правый суд потомству возвестила,
Чтоб видели злодеи в ней пример.
Из трагедии Жана Ротру «Венцеслав»
А эпиграфом к роману «Анна Каренина» Л.Н. Толстой выбрал слова Бога из библейской книги в церковнославянском переводе: “Мне отмщение, и Аз воздам”, как проявление божественного суда. Кстати, писатели часто брали цитаты, как всеобъемлющие, из Библии.
Эпиграф у романа «Война и мир» в томе с моей полки я не нашла. Это, к сожалению, не столь редкое явление. Издатели перепечатывают их не во всех изданиях. Пришлось прибегнуть к поиску в интернете. Там я нашла: Л.Н.Толстой использовал эпиграфом к роману «Война и мир» слова из сказки «Маленький принц» Антуан де Сент-Экзюпери: «Самое прекрасное – то, чего не увидишь глазами».
Эпиграф к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» выглядит впечатляюще:
«P;tri de vanit;il avait encore plus de cette esp;ce d’orgueil quifait avouer avec la m;me indiff;rence lesbonnes comme les mauvaises actions, suite d’un sentiment desup;riorit; peut-;tre imaginaire. Tir; d’une lettreparticuli;re»
В переводе с французского это означает следующее:
«Проникнутый тщеславием, он обладал еще той особенной гордостью, которая побуждает признаваться с одинаковым равнодушием как в своих добрых, так и дурных поступках, — следствие чувства превосходства, быть может мнимого».
(Из частного письма)
А вот, практически, каждая глава романа М.А.Шолохова «Тихий Дон» предваряется строками казачьих песен, которые погружают читателя в атмосферу народной жизни, например:
Ой ты, наш батюшка тихий Дон!
Ой, что же ты, тихий Дон, мутнёхонек течёшь?
Ах, как мне, тиху Дону, не мутну течи!
Со дна меня, тиха Дона, студёны ключи бьют,
Посередь меня, тиха Дона, бела рыбица мутит.
Освежила я в памяти ещё один известный эпиграф в виде народной пословицы: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».
Эпиграфы берутся из чего угодно: стихов, прозы, Священных книг, пословиц, поговорок и пр. Главное, чтобы они передавали смысл произведения.
Мне понравился эпиграф в рассказе В.М.Шукшина «И разыгрались же кони в поле»:
И разыгрались же кони в поле,
Поископытили всю зарю.
Что они делают?
Чью они долю
Мыкают по полю?
Уж не мою ль?
Тихо в поле.
Устали кони…
Тихо в поле —
Зови не зови.
В сонном озере, как в иконе, —
Красный оклад зари.
Вспомнилось мне и моё шуточное стихотворение, в котором я взяла эпиграфом строки А.С.Пушкина:
Ох, лето красное! Любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Ты, все душевные способности губя,
Нас мучишь…
А.С.Пушкин.
Известно, Пушкин лето не любил,
Его то зной, то мухи докучали,
Я иногда шутила: «Вот печали!
Зато у моря отдых – ах как мил!»
Теперь я знаю – был наш Пушкин прав.
Специалисты советуют работать с эпиграфом дважды: до и после изучения произведения. Тогда только будет понятно его «действие» на протяжении всего повествования. Также нужно помнить о том, что часто эпиграф содержит в себе гораздо больше, чем само изречение вне
данного произведения. А ещё корифеи предостерегают нас от чрезмерно частого применения эпиграфов, чтобы всё была оправдано, а не искусственно.
Желательно также, чтобы цитировались общеизвестные авторы и мыслители, чтобы не вставала проблема объяснения. Сознаюсь, я однажды не прислушалась к этой, действительно, ценной мысли.
В стихотворении «ЦВЕТЁТ НА ПОДОКОННИКЕ ГЕРАНЬ» я сделала два эпиграфа, дополняющие друг друга. Однако, челябинского поэта Нестерову Н.В. я хорошо знаю и ценю, а вот о Коздоба Елизавете сказать ничего, к сожалению, не могу. И всё-таки, стихи про герани Елизаветы, которые я нашла в интернете, мне созвучны и дороги. Надеюсь, ничего страшного я не сделала. Чтобы эпиграфы не выглядели больше стихотворения, я, пожалуй, помещу его полностью.
Вздыхает занавеска на окне,
От поцелуя ветра томно млея…
Нестерова Н.В.
Вздыхает занавеска на окне,
Легонечко касается герани.
Богатая герань у бабы Мани,
Красиво расцветает по весне!
Ухожена заботливой рукой,
Она, как будто, светит огоньками.
Такие же цветы у тёти Тани
И в тех домах, что рядом за рекой.
Россия беспредельно велика…
В ней с давних пор, особенно в глубинке,
Цветёт герань в окошках по старинке,
И нет, пожалуй, трепетней цветка!
Бывает, как Вы только что видели у меня выше, что эпиграфов несколько. Тогда читатель заранее готовится к широкому взгляду на предмет описания.
Существуют определённые правила оформления эпиграфов:
— эпиграф размещается после заглавия рассказа, но перед его текстом;
— его лучше выделять другим шрифтом, меньшим по размеру, например 10 при основном 12;
— его помещают в правом верхнем углу страницы;
— эпиграф не заключают в кавычки;
— фамилию и инициалы авторы указывают под текстом цитаты строчкой ниже с ориентацией на правый край;
— строчки эпиграфа должны быть примерно равны между собой, не правильно, когда одна будет гораздо длиннее других;
— в конце эпиграфа ставят точку или иной, необходимый по смыслу знак (весьма часто — многоточие, ибо текст цитаты обрывается);
— если в эпиграфе дается иностранный текст с переводом, то их верстают разными начертаниями шрифта (часто основной текст — курсивом, а перевод — прямым).
Впрочем, правила выполняются сейчас не так уж строго. Самое же главное – найти именно то изречение, которое точно выразит смысл наших произведений.
Хороший же эпиграф, даже роскошный, и вдохновит нас, и подскажет о чём писать!
Вынуждена заметить, что программа в моём тексте сделала одинаковым шрифт эпиграфов и последующих стихов, нарушив правильность оформления текста. Но, программу мне не изменить!
Что такое Эпиграф?
После названия произведения автор, как правило, размещает короткую законченную фразу или цитату, несущую определённое смысловое значение. Это и есть литературный эпиграф. Если останавливаться на вопросе более подробно, то эпиграф – это…
Что такое эпиграф – определение
С греческого языка понятие “Эпиграф” переводится, как “надпись”. По сути, эпиграф — это цитата, которую помещают в произведении, чтобы передать читателю его основную смысловую нагрузку, дух и то, как сам автор относится к этой теме.
Эпиграф может быть и репликами «из разговора», «из газет» и другие — словом, из любого текстового пространства, уже существующего к моменту создания нового произведения. Его главная роль — создать «диалоговое окно», навести читателя на основную мысль произведения, или подчеркнув ее, или полемически заострив, в любом случае — задав лейтмотив восприятия.
История возникновения
Эпиграфы появились, собственно, довольно давно. Предками их являются цитаты из Библии, которыми обязательно начиналась любая проповедь церковного оратора. Эпиграфы, взятые из Священного Писания или “отцов церкви”, служили как бы “рекомендательными письмами” “подателю сего”, то есть текста. Если представить себе передачу книги читателю как вручение труда первому читателю, то есть тому, кому было адресовано посвящение работы (такими адресатами были обычно люди влиятельные, меценаты, сильные мира сего), то можно, осовременив процесс, представить себе, что посвящение проектируется на конверте “рекомендательного письма”, эпиграф находит свое место внутри раскрытого конверта, а самая литературная работа как бы “прилагается при сём”.
Само слово «эпиграф» известно ещё с античных времён. У древних греков эпиграфом (epigraphe) первоначально назывались надписи на надгробиях или на стенах зданий. Первые литературные эпиграфы появились в произведениях писателей эпохи Возрождения. В то время они были ещё редким явлением и вошли в широкий обиход только с конца XVIII века.
Начиная с XIX века в России пошла мода помещать эпиграф не только в начале произведения, но и перед каждой его частью. Умение удачно подобрать эпиграф и правильно его использовать в своих книгах служило доказательством образованности и начитанности автора. В своё время эпиграфами умело блистали А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой и другие известные русские писатели.
Значение эпиграфа
Помещение эпиграфа перед основным текстом книги — знак хорошего тона и уважения к читателям. В эпиграфе произведение описывается с точки зрения авторитетного человека, мнение которого очень важно для писателя. Это может быть мнение, цитата, девиз, крылатая фраза или любое другое изречение.
Главные свойства эпиграфа — фрагментарность, краткость, афористичность. Бывают и случаи, когда в качестве него помещается довольно большая цитата, но они сравнительно редки.
Диалог между эпиграфом и основным текстом произведения может разворачиваться как на основе взаимного дополнения смыслов (А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»), так и как средство отрицания или оспаривания информации или тенденции, обозначенной в эпиграфе.
Рассматривая его историю, Кржижановский отмечает популярность эпиграфа в XVIII в. и спад — со второй половины XIX в. Однако, утрачивая роль средства связи между представителями литературной школы, он не перестаёт являться средством диалога между двумя творческими индивидуальностями. Наличие или отсутствие эпиграфа связано, по-видимому, с желанием или нежеланием автора структурно обозначать перекличку своего текста с чужим. В литературе XX в. эпиграф постепенно вытесняется такими художественными приёмами, как скрытое цитирование внутри текста, помещение «чужого слова в авторскую речь» и подобными им.
Эпиграф используется авторами в следующих целях
Примеры использования
В русской литературе эпиграф используется в разных жанрах:
Хорошо продуманный эпиграф нередко помогает читателю понять то, что автор пытался сказать между строк. Ярчайший пример использования эпиграфа в литературе — феноменальный роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». В нём каждая глава начинается с эпиграфа.
Это умнейшие изречения таких бессмертных поэтов, как Петрарка, Гораций, Байрон, Грибоедов, Жуковской и общеизвестные высказывания других великих людей.
Во всемирно известном эпиграфе к своему роману «Анна Каренина» Л. Н. Толстой использует цитату из Библии, которая звучит следующим образом:
«Мне отмщение, и Аз воздам».
В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» эпиграф чётко выражает дух произведения и замысел автора. Это цитата, позаимствованная из трагедии «Фауст» (Гёте):
«Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».
Как написать эпиграф
Написание эпиграфа к сочинению не является обязательными условием, но работа, оформленная таким способом, свидетельствует о серьёзном отношении учащегося к выполнению задания.
Правильно оформленный эпиграф украшает работу и имеет большое значение для получения итоговой оценки.
Основные правила
Авторское право для эпиграфа
Уместно подобранные эпиграфы выгодно дополняют любой текст. Закон РФ разрешает использование в эпиграфах выдержек из произведений других авторов. При этом не требуется согласие человека, сочинившего оригинальный текст. Но в обязательном порядке необходимо указывать источник заимствования цитаты и имя автора первоисточника.
Литературу я любил всегда, поэтому с детства знал, что стану литератором. Я молодой учитель русского языка и литературы с небольшим стажем. Но главное мое увлечение – изучать биографии писателей и поэтов, великих деятелей искусства. Мне интересен их жизненный путь и то, как они пришли к написанию своих гениальных произведений. Это невероятно интересно! Надеюсь, эта информация поможет и вам.
КОЛЛЕДЖ А.ТЕРТЫЧНЫЙ. Эпиграф тон задаст
Эпиграф тон задаст
Родословная эпиграфа
Как раз такое, краткое, афористичное (то ли философское, то ли публицистическое, то ли художественное) обобщение, предваряющее некие более весомые публикации, например, на газетной полосе или в номере издания в целом, чаще всего и воспринимается как единственно возможная форма эпиграфа (хотя, как мы уже сказали, существует и более объемная его форма).
Когда эпиграф «выполнен» на страницах прессы в развернутой форме, то он принимает формы самостоятельного (эксклюзивного) газетного или журнального материала. В качестве примера эпиграфа такого рода можно рассмотреть материал Валентины Широковой «Да святится имя твое, Любовь», опубликованный под рубрикой «Эпиграф» в специальной (целевой) полосе «Фамилия» газеты «Московская правда» (№ 2, 1999). Этот эпиграф не уступает по своим размерам корреспонденции. Такой солидный объем публикации дает возможность журналистке выявить свое отношение к наступающему празднику всех влюбленных, изложив все доступные авторскому воображению его оттенки.
Зачем нужен эпиграф?
1. Эпиграф как авторитетная оценка
Напомним, что любая оценка выражает определенное отношение человека к тому или иному явлению. Если взглянуть на эпиграф, с точки зрения того, может ли он, согласно замыслу редактора, формирующего газетную полосу, задать эмоциональный настрой ее восприятию, то становится понятно, что это такому тексту вполне «по силам».
Помещенный в номере газеты он настраивает читателя на определенный тон «взаимодействия» с предложенными публикациям, формирует первоначальную установку восприятия последующего материала, подборки, полосы, или даже номера в целом. Подобную функцию выполняет, например, материал-эпиграф «Да святится имя твое, Любовь».
2. Эпиграф как объединяющая мысль
Эпиграф может сыграть свою важную роль и тогда, когда существует необходимость объединить одной мыслью какие-то отдельные материалы, представить их как свидетельства в пользу некоей важной точки зрения, позиции автора или издания, выражаемой по поводу обсуждаемой на данной полосе, или в данном номере темы (проблемы). Предшествуя этим публикациям и излагая в обобщенной форме содержащиеся в них идеи (идею), эпиграф выступает главным «тезисом», который раскрывается, детализируется, аргументируется, наполняется жизненной конкретикой этих материалов.
К сожалению, сегодня все больше людей заражаются эгоизмом. Им кажется, что они недостаточно обеспечены, чтобы рожать детей. И они все откладывают, откладывают… Но если разобраться: для чего нужен материальный достаток? Со временем все надоедает, а человек становится старым. И что тогда? Очень глупо и недальновидно рассуждать, что детей рожать пока рано. Ведь потом будет поздно. Не будет сил ни вынашивать, ни растить… Не говоря уже о том, что жизнь такая непредсказуемая, порой катастрофичная. А вдруг завтра не будет всего? Что останется у бездетной семьи?
Этот эпиграф, опубликованный на полосе, где представлены проблемные материалы на тему материнства и детства в современной России, выражает главную, объединяющую все другие тексты мысль. И хотя эта мысль пронизывает всю публикацию, в конце ее она еще раз, как квинтэссенция сказанного, лаконично выражена в последней фразе эпиграфа:
На «фоне» этой мысли, факты, конкретные жизненные примеры, содержащиеся в других материалах, уже воспринимаются как аргументы, подтверждающие ее правильность.
Уровень обобщений в эпиграфе
Обращаясь к нему, мы замечаем, что содержание данного высказывания составляют понятия: «работать», «творить», «творчество», «радость», «жизнь» и пр. Эти понятия приложимы для характеристики любого вида деятельности. И все высказывание Винченцо Джоберти в целом любой человек может в том или ином случае применить для оценки своего труда (каким бы он ни был по характеру). Иначе говоря, его может принять во внимание самая широкая читательская аудитория. Поэтому данный эпиграф, помещенный перед названием газеты «Гудок», вполне уместен и может быть отнесен ко всем публикациям того тематического направления, которое освещает данная газета вообще.
На еще более узкий круг явлений распространяется смысл эпиграфов, относящихся к отдельным публикациям. В качестве примера, в данном случае можно рассмотреть эпиграф, подписанный псевдонимом «Неспящая красавица», опубликованный под названием «Дядя соня» («Московский комсомолец», 2-10 ноября, 2001г.):
У меня вот, например, подруга целыми горстями успокаивающие таблетки на ночь глотает. И валерьянкой запивает. А толку-то… Все равно не помогает. «Я, говорит, уже до того привыкла не спать, что даже пытаться перестала. Просто лежу в темноте с закрытыми глазами и страдаю. Боже, неужели это никогда не кончится?!»
Поскольку данный эпиграф предваряет один материал, то в нем уже, наряду с рассуждениями и понятиями общего плана, появляются некие конкретные «Александр Аронов» и «подруга», которая «целыми горстями успокаивающие таблетки на ночь глотает. И валерьянкой запивает», связывающие содержание эпиграфа и текста, которому он адресован. «Юрисдикция» этого эпиграфа сведена до уровня рассуждений о проблеме, которая волнует отдельную группу аудитории. Именно этой группе этот эпиграф дает «установку восприятия» предлагаемого текста.
Эпиграф и другие жанры
На фоне иных жанров, в том числе и художественно-публицистических, эпиграф может выглядеть относительно скромно (прежде всего, по степени важности решаемой с его помощью задачи). Тем не менее, в ряде случаев, когда, предположим, какому-то отдельному тексту, или какой-то отдельной полосе, или изданию в целом надо задать вполне определенное «звучание», этот жанр оказывается очень кстати.
Выступая в качестве жанра периодической печати эпиграф, разумеется, проявляет определенные «родственные» черты, в какой-то мере объединяющие его с другими жанрами. Его можно считать, например, родственным комментарию (в аналитической журналистике), или оценочной заметке (в информационной журналистике). Однако у него есть и отличительные качества. Так, например, отличие эпиграфа от комментария заключается в том, что в нем (в эпиграфе) обычно отсутствуют документальные факты. А от элементарной оценочной информационной заметки, фиксирующей оценку какого-то конкретного явления и не претендующего на общезначимость, эпиграф отличается именно нацеленностью на обобщение.
В том случае, когда эпиграф выполняет роль обобщающей идеи полосы или номера издания, его можно сравнивать, например, со статьей, или с социологическим резюме. Но, в отличие от статьи, эпиграф не несет развернутой аргументации, содержание его имеет тезисный характер и только другие объединенные им публикации наполняют эпиграф конкретными доказательными примерами, фактами. А в отличие от социологического резюме, представляющего собой краткий заключительный результат («выжимку»), извлеченный автором (журналистом) из какого-то социологического исследования, эпиграф только лишь предваряет какие-то публикации в этом же номере издания, содержание которых подтверждает смысл эпиграфа.
Подготовка эпиграфа
Знание сути эпиграфа как особого жанра периодической печати является важным исходным моментом, помогающим успешно подготовить публикацию. Хотя эпиграф «открывает» номер газеты (журнала), или отдельную полосу, а то и единственный текст, он, отнюдь, не выступает первым звеном при их подготовке. Наоборот, эпиграф «привлекается» из какого-либо постороннего источника, например, из сборника афоризмов известного философа, как правило, в последнюю очередь. Ведь автору очень важно знать, о чем идет речь в следующих за ним материалах. В том случае, когда публикации, предположим, номера или полосы подготовлены, и, соответственно, становятся известными все основные их характеристики, и возникает база для создания эпиграфа. Эту «базу» и необходимо осмыслить в первую очередь. Ясно, что эпиграф не должен и не может повторять все, о чем идет речь в других текстах. Необходимо выяснить, какие мысли в разных текстах совпадают или близко соприкасаются. Самые важные из них обязательно должны войти в содержательную ткань будущего эпиграфа. Разумеется, что, выбирая его, не нужно просто копировать эти мысли, переносить их в свой текст в той форме, в какой они содержатся в публикациях. От них нужно лишь «оттолкнуться», творчески осмыслить. Результатом такого осмысления должна стать гармоничная, четко «состыкованная» в логическом отношении, конструкция, которой предназначено стать или основой выражения авторского отношения к проблемам, обсуждаемым в текстах, которые предваряются эпиграфом, или основным содержанием идеи, объединяющей все подобные тексты.
В том случае, когда эпиграф будет предварять, скажем, весь номер (в этом случае номер должен быть «целевым»), автору следует достичь максимально возможной краткости, афористичности, чтобы уровень общности был максимально высоким. Если речь идет об эпиграфе, предваряющем полосу или отдельный текст, то в нем уже должны появиться конкретные факты, примеры, привязывающие его к содержанию публикаций именно этой полосы или именно этого отдельного текста.
Только выполнение всех этих требований приведет к тому, что эпиграф предстанет оригинальным, ярким произведением, побуждающим аудиторию начать свое знакомство с номером или отдельной его полосой именно с этого емкого жанра.