Для чего нужны географические карты 3 класс

Для чего нужны географические карты?

Для чего нужны географические карты и планы, Вы узнаете из этой статьи.

Для чего нужны географические карты?

Для кого-то географические карты остались в далеком прошлом, ведь многие пользуются современными навигаторами, а некоторые считают, что карты все же необходимы путешественникам.
Если взглянуть в далекое прошлое, то карта является значимым изобретением человечества, ее изобрели даже раньше, чем возникла письменность. Значение географических карт в жизни человека того времени заключалось в том, что ее использовали в географических исследованиях – на их полотно наносились новые, открытые объекты и территории. Карту использовали как ценный источник информации о любой местности.

Какова практическая польза человеку от географической карты?

Используя географические карты можно определить практически точное местоположение географических объектов, а также определить их свойства. К примеру, они могут показать расположение гор, рек, определить высоту гор, размер нужного озера и так далее. Также они показывают, как расположены объекты относительно друг друга.

Географические карты являют собой в разы уменьшенное изображение поверхности Земли. Она уменьшена в соответствии с определенным масштабом. Поэтому она помогает определить расстояние между географическими объектами и оценить вид площади исследуемой поверхности. С помощью карты можно сделать вывод о закономерностях поверхности планеты. Такая их функциональность обуславливает значение географической карты для человека.

Кому нужны географические карты?

Планы местности сослужат большую службу путешественникам и туристам, которые например, оказались в незнакомой местности или населенном пункте. Географически карты используются школьниками для добывания знаний в школе. Ими пользуются учителя, метеорологи при составлении прогнозов погоды и логисты для построения маршрутов.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, для чего современным людям нужна географическая карта.

Источник

Зачем нужны географические карты?

Для чего нужны географические карты 3 класс. Смотреть фото Для чего нужны географические карты 3 класс. Смотреть картинку Для чего нужны географические карты 3 класс. Картинка про Для чего нужны географические карты 3 класс. Фото Для чего нужны географические карты 3 класс

Древнегреческий ученый Птолемей в своем знаменитом «Руководстве по географии» учил, что карта «С помощью математики дает нам возможность обозреть всю Землю в одной картине». Сориентироваться на местности, наметить маршрут, увидеть мир за горизонтом — сделать все это помогает карта. Карта — это маленькая модель мира, а моделирование является одним из главных методов познания окружающего мира. Сейчас с трудом можно найти какую-либо область знания, где не пригодилась бы картография: на карту наносят результаты исследований, с ее помощью их анализируют, обобщают, ищут закономерности, проверяют гипотезы, составляют прогнозы. Картография дала наукам о Земле универсальный язык, единый метод познания.

Легенды карт

Со временем выработались определенные нормы, правила и традиции в выборе условных знаков и способов изображения для карт разного назначения. Но поскольку эти правила не слишком строги, то, чтобы не было разночтений, каждая карта обязательно должна быть снабжена легендой, разъясняющей значение всех имеющихся на ней условных знаков.

Картографические условные знаки

Какие существуют способы картографического изображение?

Поскольку объекты, явления и процессы, которые наносят на карты, различны по своим свойствам, то существует целая система способов картографического изображения. Например, перемещения атмосферных масс, направления морских течений, пути миграций животных обозначают определенными знаками движения. Изолинии соединяют точки с одинаковыми значениями атмосферного давления, температуры, высоты над уровнем моря и т. п. На картах могут присутствовать графики (диаграммы), описывающие динамику какого-нибудь процесса, и наглядные значки (пиктограммы), напоминающие изображаемый объект, например самолетик, обозначающий аэродром. Главное, как сказал немецкий философ и математик Лейбниц, «следует заботиться о том, чтобы обозначения были удобны для открытий».

На островах Полинезии, в Океании, до сих пор у местных жителей в ходу карты, созданные из ракушек, прутиков и черешков пальмовых листьев. Ракушки обозначают острова, а по расположению веточек можно определить расстояния между ними и направления течений.

Что такое масштаб карты?

Карта — это уменьшенное изображение участка земной поверхности. Во сколько раз оно уменьшено, указывает масштаб — число, равное отношению длины линий на карте к их действительной длине. Например, если указано, что карта сделана в масштабе 1 : 20 000 000, то это означает, что 1 см на карте соответствует 200 км (т. е. 20 000 000 см) на местности. Способ изображения масштаба в виде дроби называется численным. Масштаб можно изобразить в виде линейки, разделенной на единицы длины (сантиметры, миллиметры), соответствующие метрам или километрам на местности, — такой способ называется линейным. А можно написать: в 1 см 1 м, указав таким образом именованный масштаб. По своему масштабу карты бывают мелкомасштабными, среднемасштабными, крупномасштабными. Как правило, чем масштаб крупнее, тем подробнее карта.

Картографическая генерализация

Для чего нужны географические карты 3 класс. Смотреть фото Для чего нужны географические карты 3 класс. Смотреть картинку Для чего нужны географические карты 3 класс. Картинка про Для чего нужны географические карты 3 класс. Фото Для чего нужны географические карты 3 класс

Даже на крупномасштабной карте невозможно изобразить все подробности местности, да этого и не требуется. Картограф должен отобрать существенные для данной карты детали, какие-то объекты обобщить, какие-то — не указывать. Это и называется генерализацией. Если сравнить крупномасштабную и мелкомасштабную карту одной территории, то видно, что изображение на мелкомасштабной карте не просто уменьшено, а генерализовано — с карты исчезли некоторые детали, она приняла обобщенный вид. Генерализации требует и тематика карт. Например, на политических и экономических картах обычно не изображен рельеф, у рек отмечены только крупные притоки, зато подробно нанесены населенные пункты.

Что за сеть нанесена на карты и глобусы?

Это градусная сеть, состоящая из условных линий — параллелей и меридианов. Систему координат первым нанес на карты греческий ученый Эратосфен. Его последователь Гиппарх разбил круг на 360 частей (градусов), через которые провел линии, накинув градусную сеть на всю поверхность Земли. Все меридианы — полуокружности равной длины. Линии сечения параллельно экватору — параллели. Экватор — самая длинная параллель, ближе к полюсам параллели короче.

Для чего нужны географические карты 3 класс. Смотреть фото Для чего нужны географические карты 3 класс. Смотреть картинку Для чего нужны географические карты 3 класс. Картинка про Для чего нужны географические карты 3 класс. Фото Для чего нужны географические карты 3 класс

С помощью градусной сети можно точно разместить географические объекты на карте («привязать» их, как говорят картографы), и каждый объект получает свой географический «адрес» (координаты) — долготу (ее определяют по меридиану, на котором расположен объект) и широту (ее определяют по параллели). Меридиан, проходящий через Гринвичскую обсерваторию в Англии, делит Землю на Западное и Восточное полушария. Это так называемый нулевой меридиан, с него ведут отсчет долгот: в Восточном полушарии — восточных, в Западном — западных. А отсчет широт начинают от экватора: к северу — северных, к югу — южных. m

Как изобразить на плоском листе поверхность земного шара?

Поскольку форма Земли близка к шарообразной, то самой точной моделью Земли является глобус. Но маленький глобус содержит мало информации, а большой хорош лишь для кабинетов, а не для дальних странствий. Другое дело — лист карты. Поэтому перед картографией встала сложная проблема — спроецировать поверхность сферы (или эллипсоида) на плоскость. Для этого придумали картографические проекции. Все эти способы основаны на математических расчетах, но их можно представить и как перенос поверхности глобуса на воображаемую вспомогательную поверхность, которую можно развернуть в плоский лист карты.

Источник

Презентация урока окружающего мира «Географическая карта», 3 класс

Для чего нужны географические карты 3 класс. Смотреть фото Для чего нужны географические карты 3 класс. Смотреть картинку Для чего нужны географические карты 3 класс. Картинка про Для чего нужны географические карты 3 класс. Фото Для чего нужны географические карты 3 класс

Урок окружающего мира в 3 классе

Для чего нужны географические карты 3 класс. Смотреть фото Для чего нужны географические карты 3 класс. Смотреть картинку Для чего нужны географические карты 3 класс. Картинка про Для чего нужны географические карты 3 класс. Фото Для чего нужны географические карты 3 класс

Для чего нужны географические карты 3 класс. Смотреть фото Для чего нужны географические карты 3 класс. Смотреть картинку Для чего нужны географические карты 3 класс. Картинка про Для чего нужны географические карты 3 класс. Фото Для чего нужны географические карты 3 класс

Проверка домашнего задания Что вы знаете про них?

Для чего нужны географические карты 3 класс. Смотреть фото Для чего нужны географические карты 3 класс. Смотреть картинку Для чего нужны географические карты 3 класс. Картинка про Для чего нужны географические карты 3 класс. Фото Для чего нужны географические карты 3 класс

Для чего нужны географические карты 3 класс. Смотреть фото Для чего нужны географические карты 3 класс. Смотреть картинку Для чего нужны географические карты 3 класс. Картинка про Для чего нужны географические карты 3 класс. Фото Для чего нужны географические карты 3 класс

Раздел №2 О чём рассказала карта?

Для чего нужны географические карты 3 класс. Смотреть фото Для чего нужны географические карты 3 класс. Смотреть картинку Для чего нужны географические карты 3 класс. Картинка про Для чего нужны географические карты 3 класс. Фото Для чего нужны географические карты 3 класс

Тема урока Географическая карта

Для чего нужны географические карты 3 класс. Смотреть фото Для чего нужны географические карты 3 класс. Смотреть картинку Для чего нужны географические карты 3 класс. Картинка про Для чего нужны географические карты 3 класс. Фото Для чего нужны географические карты 3 класс

Цель урока Узнать особенности …. географической карты

Для чего нужны географические карты 3 класс. Смотреть фото Для чего нужны географические карты 3 класс. Смотреть картинку Для чего нужны географические карты 3 класс. Картинка про Для чего нужны географические карты 3 класс. Фото Для чего нужны географические карты 3 класс

Выпиши в тетрадь названия 2 океанов 2 материков 2 морей 2 гор 2 рек

Для чего нужны географические карты 3 класс. Смотреть фото Для чего нужны географические карты 3 класс. Смотреть картинку Для чего нужны географические карты 3 класс. Картинка про Для чего нужны географические карты 3 класс. Фото Для чего нужны географические карты 3 класс

Для чего нужны географические карты 3 класс. Смотреть фото Для чего нужны географические карты 3 класс. Смотреть картинку Для чего нужны географические карты 3 класс. Картинка про Для чего нужны географические карты 3 класс. Фото Для чего нужны географические карты 3 класс

Многое можно показать на глобусе. Но если ты ищешь что-то на глобусе, то видишь…. Чем глобус не удобен?

Для чего нужны географические карты 3 класс. Смотреть фото Для чего нужны географические карты 3 класс. Смотреть картинку Для чего нужны географические карты 3 класс. Картинка про Для чего нужны географические карты 3 класс. Фото Для чего нужны географические карты 3 класс

Что такое географическая карта? Уменьшенное изображение земной поверхности принятыми условными знаками

Для чего нужны географические карты 3 класс. Смотреть фото Для чего нужны географические карты 3 класс. Смотреть картинку Для чего нужны географические карты 3 класс. Картинка про Для чего нужны географические карты 3 класс. Фото Для чего нужны географические карты 3 класс

Покажи на глобусе Северный полюс Южный полюс Экватор Меридианы Параллели Восточное полушарие Западное полушарие

Для чего нужны географические карты 3 класс. Смотреть фото Для чего нужны географические карты 3 класс. Смотреть картинку Для чего нужны географические карты 3 класс. Картинка про Для чего нужны географические карты 3 класс. Фото Для чего нужны географические карты 3 класс

Покажи на карте Северный полюс Южный полюс Экватор Меридианы Параллели Восточное полушарие Западное полушарие

Для чего нужны географические карты 3 класс. Смотреть фото Для чего нужны географические карты 3 класс. Смотреть картинку Для чего нужны географические карты 3 класс. Картинка про Для чего нужны географические карты 3 класс. Фото Для чего нужны географические карты 3 класс

Что значит читать карту? Читать карту – это не значит читать только надписи. Надо понимать и особый язык карты – условные знаки.

Источник

План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме: Географическая карта

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок окружающего мира в 3 классе

по теме «Географическая карта»

Цель урока: создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока «окружающий мир».

Сформировать первые представления учащихся о картах, их разнообразии и назначении (карта полушарий, физическая карта России, контурная карта и др.)

Формирование начальных умений работы с картой.

Развитие коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.

Развитие самостоятельности мышления, познавательного интереса к окружающему миру.

Предметные : уметь объяснять значение термина «географическая карта», характеризовать глобус и карту, их условные обозначения.

Коммуникативные: навыки делового партнерского общения; сотрудничество в совместном решении проблемы; умение находить и исправлять ошибки в работе соседа и при коллективном обсуждении.

Рефлексивные умения : осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.

Оценочные умения: сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

Общеучебные действия : умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам, извлекать необходимую информацию из текста.

Логические действия : умение строить логическую цепь рассуждений.

Личностные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; формирование позитивной самооценки.

Тип урока : урок овладения новыми знаниями, умениями

Форма проведения урока : коллективная, работа в парах

Методы обучения : словесные, наглядные, практические

Оборудование и наглядные пособия : учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы, школьные глобусы для парной (групповой) работы, демонстрационный глобус, настенные карты Западного и Восточного полушарий, физическая карта России, ИКТ, разноуровневые карточки.

Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова: «Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это Земля. Жизнь начинается: мир ослепительно переливается, и как важно, чтобы это продолжалось вечно».

Вот с таким настроением мы и начнем наш урок окружающего мира.

На уроке вас ждут открытия. Какими они будут: большими или маленькими, у каждого из вас они будут свои. И еще хочется дать вам совет: «Прежде чем ответить, хорошо подумай!»

Перед тем, как мы определим тему урока, давайте вспомним некоторый материал, который изучали ранее и который пригодится сегодня на уроке.

Работа по карточкам (разноуровневые задания) с последующей проверкой Приложение 1

Создание проблемной ситуации. Сообщение темы и цели урока

На предыдущих уроках с помощью глобуса вы узнали немало нового о нашей Земле. Прежде всего: какой формы наша Земля; какие объекты природы есть на поверхности Земли, о расположении на Земле океанов, материков, гор и других объектов.

— Найдите и покажите на глобусе названия нескольких материков, океанов, гор, равнин.

— Как вы думаете, в чем неудобство пользования моделью Земли?

(Глобусы довольно громоздки, ими не совсем удобно пользоваться, а тем более возить с собой. Кроме того, глобус – сильно уменьшенная модель Земли, на нем изображены только самые большие, саамы важные объекты. А в жизни людям требуется более подробное описание какой-то конкретной местности.)

— Давайте обратимся к учебнику, с. 19 – 20.

— Как же быть? Что нам может помочь?

Попробуйте отгадать загадку:

Моря есть – плавать нельзя,

Дороги есть – ездить нельзя,

Земля есть – пахать нельзя. Что это? (карта)

— Какова же тема сегодняшнего урока? Какую цель на урок мы поставим перед собой?

Изучение нового материала

Работа с понятиями «географическая карта», «географические объекты» (толковый словарик учебника)

Рассказ учителя о разнообразии карт (с помощью презентации)

— Карты могут быть разного размера и различного назначения. Есть карты полушарий, карты отдельных материков и океанов, карты стран, областей, районов, есть карты исторические, с которыми мы будем знакомиться на уроках истории.

К морю Чёрному спустились

Наклонились и умылись.

Вот так славно освежились.

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брас.

Один, другой – это кроль.

Все как один – плывём как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Знакомство и работа с картой полушарий

— Сегодня мы поподробнее познакомимся с картой полушарий.

— Как вы думаете, что собой представляет карта полушарий?

Работа с учебником на с. 20 – 21

Демонстрация карты Северного и Южного полушарий(в учебнике) Западного и Южного полушарий (на доске).

В первом варианте карты полушарий глобус разделен на две части по экватору, а во втором – линия разреза проходит по нулевому меридиану.

Работа в парах. Один школьник показывает соседу по парте экватор, Северное и Южное полушарие, а его сосед показывает на карте нулевой меридиан, карту Западного и Восточного полушарий.

— На карте полушарий нашу Землю можно увидеть целиком со всеми морями, океанами, материками, крупными реками и озерами, горами, равнинами.

— Чем же отличается глобус от карты? (На глобусе сразу можно видеть только одну половину Земли, глобус более громоздкий и тяжелый.)

Закрепление полученных знаний. Работа в тетради для самостоятельной работы с. 6 – 7, задания 8-9

Задание 8. Определить, о чем идет речь – о глобусе или карте?

(Если все ответы будут верными, то выделенные буквы составят слово из семи букв «отлично»)

— Если человек хочет узнать что-то новое о дальних странах, собирается путешествовать, то он должен уметь работать с картой, т.е. читать ее. Чтобы работать с картой надо уметь находить на ней географические объекты, например, горы, равнины, страны и города.

Задание 9 . Работа с контурной картой полушарий.

— На этой карте только обозначены географические объекты, но не подписаны. Нет на ней и условных цветовых обозначений. Вам необходимо самостоятельно нанести на карту необходимые сведения.

— Какие задачи мы ставили в начале урока?

Рефлексия «10 секунд» (дети одним предложением высказывают, что нового узнали на уроке)

Подготовить сообщения о разнообразии карт, используя информацию хрестоматии по окружающему миру с. ________ и информацию дополнительных источников.

Карточка № 1 (для слабого ученика)

Рассмотрите глобус. Найдите самый большой материк, найдите самый маленький материк и запишите их названия.

Чего на Земле больше: суши или воды? Какой океан самый маленький, а какой самый большой? _______________________________________

Карточка № 2 (для среднего ученика)

Какой океан, на ваш взгляд, самый теплый, а какой самый холодный?

Я самый маленький материк, с самым сухим климатом, который полностью находится в Южном полушарии._________________

И я нахожусь в Южном полушарии, но почему-то люди не спешат заселить меня. ___________________________________

А я почти весь нахожусь между северными и южными тропиками, меня называют самым жарким материком.

Карточка № 3 (для сильного ученика)

Линии, указывающие направление север-юг, называют______________

Самая большая параллель Земли_________________________________

Линии разной длины, расположенные на глобусе, называют_____________________________________________________

Огромные участки суши, со всех сторон омываемые океанами, называют_____________________________________________________

Участки земной поверхности, которые значительно приподняты над равнинами, называют___________________________________________

Огромные водные пространства, разделяющие материки, называют_____________________________________________________

Для чего нужны географические карты 3 класс. Смотреть фото Для чего нужны географические карты 3 класс. Смотреть картинку Для чего нужны географические карты 3 класс. Картинка про Для чего нужны географические карты 3 класс. Фото Для чего нужны географические карты 3 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Для чего нужны географические карты 3 класс. Смотреть фото Для чего нужны географические карты 3 класс. Смотреть картинку Для чего нужны географические карты 3 класс. Картинка про Для чего нужны географические карты 3 класс. Фото Для чего нужны географические карты 3 класс

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

Для чего нужны географические карты 3 класс. Смотреть фото Для чего нужны географические карты 3 класс. Смотреть картинку Для чего нужны географические карты 3 класс. Картинка про Для чего нужны географические карты 3 класс. Фото Для чего нужны географические карты 3 класс

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Для чего нужны географические карты 3 класс. Смотреть фото Для чего нужны географические карты 3 класс. Смотреть картинку Для чего нужны географические карты 3 класс. Картинка про Для чего нужны географические карты 3 класс. Фото Для чего нужны географические карты 3 класс

Номер материала: ДБ-306148

Не нашли то, что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Для чего нужны географические карты 3 класс. Смотреть фото Для чего нужны географические карты 3 класс. Смотреть картинку Для чего нужны географические карты 3 класс. Картинка про Для чего нужны географические карты 3 класс. Фото Для чего нужны географические карты 3 класс

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Для чего нужны географические карты 3 класс. Смотреть фото Для чего нужны географические карты 3 класс. Смотреть картинку Для чего нужны географические карты 3 класс. Картинка про Для чего нужны географические карты 3 класс. Фото Для чего нужны географические карты 3 класс

Российские юниоры завоевали 6 медалей на Международной научной олимпиаде

Время чтения: 2 минуты

Для чего нужны географические карты 3 класс. Смотреть фото Для чего нужны географические карты 3 класс. Смотреть картинку Для чего нужны географические карты 3 класс. Картинка про Для чего нужны географические карты 3 класс. Фото Для чего нужны географические карты 3 класс

Во всех педвузах страны появятся технопарки

Время чтения: 1 минута

Для чего нужны географические карты 3 класс. Смотреть фото Для чего нужны географические карты 3 класс. Смотреть картинку Для чего нужны географические карты 3 класс. Картинка про Для чего нужны географические карты 3 класс. Фото Для чего нужны географические карты 3 класс

В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей

Время чтения: 0 минут

Для чего нужны географические карты 3 класс. Смотреть фото Для чего нужны географические карты 3 класс. Смотреть картинку Для чего нужны географические карты 3 класс. Картинка про Для чего нужны географические карты 3 класс. Фото Для чего нужны географические карты 3 класс

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Для чего нужны географические карты 3 класс. Смотреть фото Для чего нужны географические карты 3 класс. Смотреть картинку Для чего нужны географические карты 3 класс. Картинка про Для чего нужны географические карты 3 класс. Фото Для чего нужны географические карты 3 класс

Учительница из Киргизии победила в конкурсе Минпросвещения РФ «Учитель-международник»

Время чтения: 2 минуты

Для чего нужны географические карты 3 класс. Смотреть фото Для чего нужны географические карты 3 класс. Смотреть картинку Для чего нужны географические карты 3 класс. Картинка про Для чего нужны географические карты 3 класс. Фото Для чего нужны географические карты 3 класс

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Урок по окружающему миру Географическая карта (3 класс)

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Паспорт урока окружающего мира в 3 классе

Картавенко Елена Дмитриевна

Формирование естественно-научной грамотности личности, развитие интеллектуальных познавательных способностей третьеклассников на основе осмысления сущности понятия «географическая карта» и её видовых различий

Планируемые образовательные результаты

По окончании изучения темы ученик:

ЛР-1: обосновывает необходимость и значимость для себя лично сущности понятия «географическая карта» и её видов;

ЛР-2: активно и заинтересованно включается в выполнение всех учебных заданий;

ПУД-1: использует знаково-символические средства, в том числе модели для изучения окружающего мира;

ПУД-2: осуществляет анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

ПУД-3: проводит сравнение, классификацию объектов по заданным критериям;

ПУД-4: осуществляет подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения их существенных признаков;

КУД-1: формулирует собственное мнение и позицию;

КУД-2: задаёт познавательные вопросы, формулирует гипотезы;

РУД-1: принимает и сохраняет учебную задачу, формулирует главный вопрос урока;

РУД-2: осуществляет рефлексию и самооценку своей деятельности, её результатов;

ПР-1: различает географическую карту и глобус;

ПР-2: называет виды карт и их назначение;

ПР-3: показывает на карте восточное и западное, северное и южное полушария, экватор и нулевой меридиан

Программные требования к образовательным результатам раздела «Человек и природа»

Использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

Географическая карта и план

Географические карты помогают познавать окружающий мир и ориентироваться в нём

Земля. Природа. Человек. Познание

План изучения учебного материала

1. Что такое географическая карта?

2. Какие бывают карты?

3. Зачем человек изобрел географические карты?

Физическая карта, карта полушарий, карта мира, карта океанов, карта полезных ископаемых, климатическая карта

Северное и южное полушарие, западное и восточное полушарие, экватор, нулевой меридиан

урок изучения нового материала

технология проблемного обучения

Федотов О.Н. и др. Окружающий мир: 3 класс. Учебник. – М.: Академкнига. – 2012.; тетрадь с печатной основой, мультимедийные средства, глобус, настенные карты, листы самооценки

Парты стоят буквой «П»

С.19-24; задние в тетради №9 с.7

Технологическая карта хода урока

— Кого можно назвать хорошим учеником?

Обобщение, вывод: Хороший ученик – тот, кто хочет, любит и умеет учиться.

Стоя. Учебник, тетради, письменные принадлежности

II . СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ (10-12 мин.)

Задание: Прочитайте эпиграф к уроку:

Мир – это книга, и тот, кто не путешествует, читает лишь одну страницу

— О какой ценности путешествия говорит автор этого высказывания?

(Познание окружающего мира)

— Согласны ли вы с этим высказыванием, почему?

(Путешествуя, узнаёшь много нового и интересного)

— Что можно узнать об окружающем мире в путешествиях?

Обобщение, вывод: Люди часто путешествуют, чтобы больше знать о нашей планете – Земля. Одни изучают её формы поверхности: горы, равнины. Другие – океаны, моря, реки, озёра. Третьи – климат (погоду), растения или животных. А четвёртые изучают занятия населения. У всех свои причины для путешествий.

— Как найти, то место на Земле, которое тебя интересует?

(Можно посмотреть на глобусе)

(Глобус-модель Земного шара )

— Какие объекты природы, расположенные на поверхности нашей Земли, изображены на глобусе?

(Материки, океаны, реки, горы, равнины)

Задание: Найдите и покажите на глобусе Северный Ледовитый океан, Индийский океан, Чёрное море, реку Волга, Уральские горы, Африку.

Обобщение, вывод: Глобус – модель поверхности Земли. С его помощью можно найти то место, которое человек хочет посетить для своего путешествия

Главный вопрос урока:

Почему человек, отправляясь в путешествие, берёт с собой не глобус, а географическую карту?

— Какие у вас возникают предположения?

— Что необходимо знать о географической карте, чтобы точно и обоснованно ответить на главный вопрос урока?

Задание: Отметьте в листе самооценки, что вы знаете (+) и не знаете (-) о географической карте.

Проверка : Встаньте те, кто поставил все «+». Встаньте те, у кого получилось больше минусов, чем плюсов.

— Какой можно сделать вывод?

(Мы не смогли ответить на все вопросы, не все знаем о географической карте.)

— Как можно сформулировать тему нашего урока?

Тема урока. Географическая карта

Напишите тему урока на листе самооценки

— Как можно сформулировать цель нашего урока?

— С помощью листа самооценки формулируйте вопросы, на которые вам хотелось бы найти ответы.

Обобщение, вывод: Итак, давайте искать ответы на наши вопросы: Что такое географическая карта? Чем карта отличается от глобуса? Какие бывают карты? Как определить вид карты? Как правильно показывать географические объекты на карте?

3-4 ученика по очереди

Слайд 3, запись в листах самооценки

Карточки на доске с помощью магнитов

III . ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ (15 мин.)

Что такое географическая карта?

— «Всё познаётся в сравнении». Как вы понимаете эту фразу?

(Чтобы о чем-то узнать, надо сравнить с другим предметом или объектом)

— С чем лучше всего сравнить географическую карту, чтобы больше о ней узнать? (с глобусом)

— Как надо сравнивать объекты окружающей действительности? Давайте

Задание: определите последовательность шагов при выполнении действия сравнения

убедиться, что изучаемые объекты сравнимы;

(что изучаемые объекты можно сравнить)

установить различные свойства; (объектов)

установить общие свойства объектов, явлений, процессов – признаки;

выбрать основание для сравнения (один из существенных признаков);

сопоставить объекты по данному основанию;

— Можно ли сравнивать глобус и географическую карту? Почему? (Географическая карта и глобус – это уменьшенные изображения поверхности нашей Земли)

— В чём отличие глобуса от карты?

— Что общего у карты и глобуса?

(И на карте и на глобусе можно увидеть материки, океаны, горы, равнины)

— Какой главный признак отличает географическую карту (способ изображения земной поверхности)

Какой можно сделать вывод?

Дадим определение понятия «что такое географическая карта»

Задание : вставьте пропущенные слова в определение понятия «географическая карта»

Географическая карта – это уменьшенное изображение на плоскости земной поверхности принятыми условными знаками.

Рефлексия: На какие вопросы отвечали? Что теперь мы знаем о географической карте?

(Какие бывают карты? Чем глобус отличается от карты?)

Какие бывают географические карты?

Докажите, что перед вами именно географическая карта. Подпишите её название .

Проверка: устно. Обоснуйте своё мнение.

— Представим себе, что мы разделили глобус на две части по экватору. Затем «распрямили» каждую часть на плоскости, например на листе бумаги. Что получилось? Как можно назвать эту карту (Карта северного и южного полушария)

— А если линия разреза пройдёт по меридиану, о котором учёные заранее договорились, и также «распрямить» каждую половину земного шара на плоскости, что получится? (карта западного и восточного полушарий)

Задание : Докажите, что перед вами географические карты

Задание: В рабочих листах соедините изображение карты с её названием. Обоснуйте своё решение.

Проверка : карта мира, карта морей и океанов, карта полезных ископаемых, климатическая карта, контурная карта.

— Как вы думаете, почему появились разные карты?

(Чтобы показать какой климат на данной территории, какие полезные ископаемые на этой территории, какие животные водятся в этой местности и какие растут растения)

— Какие ещё бывают карты? ( Карта природных зон)

— По каким признакам они могут отличаться? (размер, назначение, географические объекты)

— Для чего нужны настенные карты? Контурные карты?

— С помощью чего карта передаёт информацию о географических объектах Земли? (Условных обозначений, например: цвет, точки, линии и т.д.

Обобщение, вывод: Нужно не только знать условные обозначения, но и правильно показывать по карте: с помощью указательного предмета, стоя сбоку от карты.

Задание: Внимательно рассмотрите карту. Определите и назовите её название. Устно обоснуйте своё мнение.

Проверка: Карта России

— Чем она отличается от других карт?

Задание : Сравните карту России с картой, изображённой в учебнике на с.24.

— Каково назначение контурных карт?

Раздаточные листы: задание 1

2-3 ученика по очереди, остальные – поднятая рука (у меня также)

Рабочие листы: задание 2

Рабочие листы: задание 3.

Учебник с 20-21 – показ по карте

2-3 ученика, остальные – поднятая рука

Рабочие листы: задание 4

1 ученик, остальные – поднятая рука

IV . ПРОВЕРКА ИСТИННОСТИ НОВЫХ ЗНАНИЙ (5-7 мин.)

Как бы вы теперь ответили на главный вопрос нашего урока: Почему человек, отправляясь в путешествие, берёт с собой не глобус, На какие наши вопросы нашли ответы? Какие карты теперь знаете? А географическую карту?

Обобщение вывод: Глобус – это объёмное изображение Земли, его неудобно брать в дорогу. На нём изображены не все географические объекты.

— Как определить, какой лучше воспользоваться картой?

Обобщение, вывод : нужно выбрать ту карту, на которой более крупно и подробно изображены необходимые географические объекты.

— Вам поможет такой способ как анализ названия и содержания карты. Проанализировать – значит выделить отдельные элементы.

Задание : Проанализируйте содержание карты Самарской области и определите, для какого путешествия ею необходимо воспользоваться.

Проверка : Картой Самарской области необходимо воспользоваться при изучении природы и географии нашего края.

Задание : Посмотрим, что мы теперь знаем с вами о глобусе и географической карте. Если вы согласны с утверждением, поставьте в таблице «+», если не согласны – поставьте «-»

Глобус позволяет представить форму Земли.

Карта – это объемная модель, изображающая Землю.

На глобусе можно найти Самарскую область.

С помощью карты океанов можно изучать их географическое положение.

На карте обозначены полюсы, параллели, меридианы.

На глобусе видна вся Земля сразу.

Линии, соединяющие Северный и Южный полюс – это меридианы.

Экватор проходит по территории нашей страны.

На любой карте можно найти информацию о климате России.

Глобус и географическая карта – это модели поверхности нашей Земли.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *