Для чего нужны географические координаты
§ 14. Географические координаты
Для чего нужны географические координаты. Что значит определить географическую широту.
Для чего нужны географические координаты
Любая точка на земном шаре имеет свой географический адрес. Этот адрес состоит из двух частей. Когда вы играете в морской бой, то тоже используете «адрес» клеточки из двух частей — буквы и цифры. Две части географического адреса — широта и долгота. Определить их нам позволяет градусная сетка. Широта показывает место точки на определённой параллели, а долгота — место этой же точки на конкретном меридиане. Место их пересечения и есть нужный нам адрес — географические координаты.
Географические координаты любой точки на земном шаре — её широта и долгота.
Зная географические координаты, можно найти любой объект на карте и определить его положение по отношению к другим объектам.
И наоборот, можно нанести новый объект на карту, определив с помощью приборов его географические координаты, как это делали все первооткрыватели.
Уметь определять координаты по карте должен каждый человек. Для некоторых профессий это особенно важно, например для штурманов и военных. Штурманы прокладывают с помощью географических координат путь корабля, самолёта, подводной лодки. Иногда приходится искать в открытом океане терпящих кораблекрушение, а для этого необходимо знать место их нахождения. Геологи, геодезисты, географы, находясь в экспедиции, определяют координаты исследуемых ими объектов.
В настоящее время координаты на местности определяют с помощью прибора спутникового позиционирования (GPS — джи пи эс). Этот прибор определяет своё местоположение, получая информацию с нескольких искусственных спутников Земли. При перемещении объекта по местности на мониторе прибора вычерчивается траектория движения. Компьютерные программы для определения местонахождения любого объекта постоянно обновляют и совершенствуют. В повседневной жизни их разные версии закачивают на персональные компьютеры (например, Google Earth), мобильные телефоны и другие устройства.
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КООРДИНАТЫ НЕОБХОДИМЫ ДЛЯ ТОЧНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ЛЮБОГО ОБЪЕКТА НА ЗЕМНОМ ШАРЕ.
Что значит определить географическую широту
Для всех точек, лежащих на одной и той же параллели, широта одинакова. Широта отсчитывается от экватора. Все точки, располагающиеся к северу от экватора, имеют северную широту (с. ш.), а располагающиеся к югу от экватора — южную широту (ю. ш.).
Россия, например, целиком лежит в Северном полушарии. Поэтому все географические объекты в нашей стране имеют северную широту. Наоборот, в Австралии, лежащей в Южном полушарии, широта везде южная.
Географическая широта — это расстояние в градусах от экватора до параллели, проведённой через заданную точку.
Северный тропик — это параллель 23,5° с. ш.
Южный тропик — это параллель 23,5° ю. ш.
Северный полярный круг — это параллель 66,5° с. ш.
Южный полярный круг — это параллель 66,5° ю. ш.
Для того чтобы узнать широту заданной точки, нужно найти параллель, на которой она расположена. Отсчёт начинаем от экватора, следуя строго вдоль меридиана на север или на юг (рис. 34). Все точки экватора имеют нулевую широту. Расстояние от экватора до полюса 90°. Чем больше мы будем удаляться от экватора, тем больше будет градусное расстояние до нужной нам параллели, тем больше будет её широта. Поэтому широты в полярных областях так и называются — высокие, а вблизи экватора — низкие.
Некоторые параллели специально подписывают и отмечают на картах. Это тропики и полярные круги.
Для чего нужны координаты?
Отец у меня был геодезистом, у него в кабинете висела карта мира, а на столе лежал маленький глобус. Я проводил большую часть своего времени, изучая их. Меня очень интересовали маленькие цифры, которые мне удалось обнаружить. Но только в школе я смог узнать, что это координаты.
Что такое координаты
Человечество ещё давным-давно научилось ориентироваться в пространстве. Это могли быть: мох, горы, леса и т. п. Они оставляли ориентиры: рисунки, обозначения. Потом появились карта, глобус, навигатор. Посмотрев на них, вы сразу увидите вертикальные и горизонтальные линии, что пересекаются и создают квадраты. Эти линии — параллели и меридианы. Каждый квадрат имеет долготу и широту. Для наглядности возьмите глобус.
Широта, долгота, глубина и высота — координаты, определяющие нахождение точки на Земле.
Координаты — числа, величины, что обозначают место положения объекта в пространстве.
Где используются координаты
Сегодня использование координат в повседневной жизни не имеют большого значения, навигатор сможет доставить в точку назначения без лишних усилий и знаний, но в других, более сложных областях, координаты играют великую роль.
Приведу лишь несколько примеров, так как их очень много, перечисление заберёт очень большое количество времени.
В топографии и геодезии координаты имеют широкое использование. С их помощью создаются топографические карты, вычисляется территория, измеряется ширина и длина местности.
В математике вычисляют размеры фигур. Векторы, гиперболы тоже имеют свои координаты — (x; y), которые нашли своё применение и в моделировании.
Виды координат
Поскольку координаты встречаются в разных областях, то их решили поделить на такие виды:
Моё знакомство с географическими координатами произошло ещё в школе. Правда, тогда мне казалось, что это абсолютно бесполезная информация. Но я очень сильно ошибался. Как-то раз я поехал на машине в путешествие. У автомобиля как назло лопнуло колесо. Указателей или близлежащих поселений там не было. Позвонив другу, я не смог даже примерно описать, где нахожусь. В той ситуации меня спас навигатор, а точнее точные географические координаты моего местоположения.
Для чего понадобились географические координаты
В повседневной жизни географические координаты, как правило, совершенно бесполезная вещь. Но отправляясь в поездку своим ходом, вы пользуетесь навигатором или картой. Очевидно, что карта появилась значительно раньше навигатора. Составляя карту, древние люди задавались вполне логичным вопросом. А как, глядя на карту, можно понять, в какую именно сторону нужно идти, чтобы попасть в определённое место? Без этой информации было бы невозможно покорять неизведанные края. Для решения проблемы было придумано разделить весь земной шар линиями, которые бы делили его на своеобразные квадратики. Таким образом, можно было понять, глядя на компас, в какую сторону двигаться. Правда, компас появился только в 13-м веке, а для определения сторон света, люди ориентировались по Солнцу.
Кому нужны географические координаты
Область применения географических координат достигает колоссальных размеров. Географические координаты используют:
Этот список очень большой. На перечисление всех видов деятельности, в которых используются географические координаты, элементарно не хватит времени.
Интересный факт о географических координатах
Оказывается, что не только на нашей планете есть широта и долгота. Астрономы позаботились и о других планетах нашей Солнечной системы. Они создали на тех планетах аналогичную систему координат, которая охватывает ещё и их сферы. Эта система координат потребовалась для различных астрономических исследований, а также активно применяется в космонавтике.
Как же часто я на уроках географии встречался с координатами. Также во многих играх мне приходилось их определять или просто наблюдать, как это делают герои. Поиск правильных координат также можно наблюдать и в фильмах. В общем, координаты являются очень важными, и необходимо знать про них, так как они могут пригодиться в реальной жизни.
Как в географии описываются координаты
Впервые каждый из нас узнал, что такое координаты, на уроках географии. Там мне ясно дали понять, что они нужны, чтобы не заблудиться в мире. С их помощью человек будет твердо знать, куда направляется и где находится на земном шаре в тот или иной момент. Чтобы их определить, необходимо уметь пользоваться картой или глобусом. На них, помимо материков, стран и городов, показаны цифры, которые особым образом располагаются по карте.
Расположение цифр выполняется по условным линиям. Их еще называют параллелями и медианами, которые показывают долготу и широту. Каждое место на планете имеет свою долготу и широту, которую можно определить по карте.
В географии Землю принято считать идеальной сферой, а не эллипсом. Сфера имеет угол в 360 градусов, поэтому на карте планета разделена на столько же условных линий. Планета крутится вокруг своей оси и имеет Северный и Южный полюса. Эти полюса указывают на долготу, и на планете существуют две важные такие линии. Одна называется нулевой, а вторая ─ 180 градусов.
Параллелями являются линии, которые показывают широту. Каждая линия широты расположена поперек вращения Земли вокруг своей оси. На экваторе располагается главная параллель, которая разделяет планету на 2 полушария, и в каждом насчитывается по 90 линий широты.
В географии градусы принято ещё делить на минуты и секунды.
Зачем нужны координаты
Мореплавателям приходится прибегать к помощи координат. Таким образом можно определить, где они находятся, чтобы выбрать правильный курс и не заблудится в морских или океанических водах.
Благодаря медианам и параллелям, наша планета для удобства поделена на следующие полушария:
Координаты в системе пространство-время
Евклидово пространство, которое плотно изучают в школе, не привязано ко времени, и там нет такого понятия как событие, а существует система неподвижных тел с тремя координатами:
В теории относительности же введено понятие времени, и оно как бы идет параллельно с другими координатами.
С введением времени в пространстве появляется место событию, которым может быть изменение, перемещение, исчезновение тела. Таким образом, исходя из общих законов физики, время ограничивает существование тела в пространстве до момента перехода его энергии в другое состояние. Ведь известно, что энергия никуда не исчезает, а лишь меняет свою форму.
Координаты «летящей стрелы»
Эта апория (безысходность) была предложена древнегреческим философом Зеноном. Заключается она в том, что летящая стрела будет неподвижна в каждый отрезок времени, соответственно, координаты ее меняться не будут, поэтому относительно временного отрезка она двигаться не будет.
Предположить же, что если взять более мелкие периоды времени, то стрела все же будет двигаться — невозможно, т. к. дробление времени может быть бесконечным, и, соответственно, в каждом более мелком периоде стрела имеет постоянные координаты и не движется. Загвоздка состоит в том, что в природе нет физического эквивалента математическим понятиям времени.
Координаты при перемещении во времени
Вопрос хорошо отражен в теории Уэллса в «Машине времени». Если перемещаться относительно шкалы времени, то координаты предмета должны быть неподвижны.
Сам же предмет должен быть защищен особым полем, которое будет разрушать внешние объекты, которые могут находится в тех же 3-мерных координатах при перемещении путешествующего предмета.
Любой человек в мире имеет какие-то свои признаки для ориентации во времени, пространстве и так далее. Одним из таких признаков являются координаты, с помощью которых люди могут знать точное местоположение и не только. Но я задался в свое время вопросом, что такое эти координаты в научном понимании и какие они бывают.
Координаты в географии
Широта, долгота и высота
Для точного и полного определения места нахождения той или иной точки, используются следующие три характеристики:
Применение координат в географии
Простыми словами из всего вышесказанного, географические координаты нужны для ориентации в пространстве или для навигации на какой-либо заданной местности. То есть, я могу знать координаты любого здания или города, или простого дерева, и тогда буду иметь возможность добраться до заданного места, имея навигатор.
Ответ на это вопрос для меня стал очевидным, когда я потерялся в таёжных лесах Сибири. Расскажу вам для чего нужны координаты, что это такое, и как я нашелся.
Необходимость координат
Координаты нужны для того, чтобы не потеряться или что-нибудь найти.
Координатами могут стать любые объекты или направления в пространстве. Например, мое место жительства – поселок Михайловский. Но такие поселки есть в каждой области России. Более точным будет указать область, например Московскую. Вы скажете: «В Московской области несколько таких поселков». Тогда нужно знать и район области. Например, Солнечногорский. Так, поселок вы уже нашли, но меня-то – нет. Меня нужно разыскать еще и в поселенке.
Область, район и поселок – это приблизительные, не точные координаты моего места пребывания. А вот знание географических координат поможет вам отыскать меня гораздо быстрее. Географические координаты указаны на полях любой мало-мальски точной карты региона и в современных телефонных устройствах, обрадованных системами навигации.
Географические координаты
Географические координаты – это числа, которые показывают ваше место в комнате, городе, стране или океане. Географические координаты определяются тремя параметрами:
…А нашелся я очень просто: сообщил о своих координатах в лагерь геологической экспедиции. Координаты я определил по топографической карте (они записываются на полях), согласно двух ориентиров – озера и поселения, к которым я поочередно вышел.
География. 5 класс
Конспект урока
Урок 12. Географические координаты.
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
Географические координаты, Географическая широта
Градусная сеть – это система меридианов и параллелей на географических картах и глобусах, служащая для отсчета географических координат точек земной поверхности (долгот и широт) или нанесения на карту объектов по их координатам.
Географические координаты – широта и долгота, определяют положение точки на земной поверхности
Географическая широта – это расстояние в градусах от экватора до параллели, проведённой через заданную точку.
Географическая долгота – расстояние от нулевого меридиана до заданной точки, выраженное в градусах.
Обязательная и дополнительная литература по теме
Теоретический материал для самостоятельного изучения
География – одна из древнейших наук, она тесно связана с жизнью человека. Очень часто в текстах песен, названиях фирм, компаний, торговых организаций используются географические термины и названия. Послушайте музыкальный фрагмент, что из области географии использовали авторы в тексте своей песни? Землю обмотали тоненькие нити,
Нити параллелей и зелёных рек.
Совершите чудо, руку протяните,
Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.
В песенке упоминаются параллели, уже известные нам линии на глобусе и карте.
Разбор типового тренировочного задания:
Тип задания: Выделение цветом;
Текст вопроса: По координатам определите город, расположенный на востоке от Владимира (56° с. ш. и 40,5° в. д.).
Великие Луки (56,5° с. ш. и 30,5° в. д.)
Вологда (59° с. ш. и 40° в. д.)
Казань (56° с. ш. и 49° в. д.)
Киров (58,5° с. ш. и 49,5° в. д.)
Правильный вариант ответа:
Казань (56° с. ш. и 49° в. д.)
Разбор типового контрольного задания
Тип задания: Подстановка элементов в пропуски в тексте
Текст вопроса: Заполните пропуски в тексте
1. Географическая широта – это расстояние в ________ от _______ экватора до _________, __________ через точку.
2. Географическая долгота – это расстояние в в ________ от _______ экватора до _________, __________ через точку.
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
Географические координаты — определение широты и долготы на карте
Умение вычислять географические координаты необходимо во многих профессиях. Но также знания о том, как вычислить широту и долготу и определить по ним свое местонахождение, пригодится каждому. Более того, такие навыки могут даже спасти жизнь в чрезвычайной ситуации или же во время длительных туристических походов. Никаких особых премудростей и сложностей в этом деле нет. Достаточно разобраться с тем, что это такое, как пользоваться такими данными. Возможно, некоторое время для вас это станет настоящим развлечением — узнавать точные данные о координатах мест, которые вы мечтаете посетить.
Что такое географические координаты?
Любая точка на планете Земля имеет свои точные координаты, которые привязаны к единой системе значений. Это возможно за счет того, что наша планета имеет форму сферы, и по ней можно проложить визуальные горизонтальные и вертикальные линии. Для наглядности можно взять макет Земли или нарисовать его, и нанести сетку из параллельных и перпендикулярных линий, обтекающих ее по всей ее площади. В местах пересечения отметить любые точки, и соотнести полученные значения со стандартными значениями из таблиц геокоординат. Это и будет яркий пример, по которому вы легко сможете узнать, как вычислять геокоординаты, и научиться это делать без чьей-либо помощи.
Рис.1 Экватор и нулевой меридиан на карте мира
Что такое широта и долгота в географии?
Система координат имеет свои принципы измерения, единые для всех. Что долгота, что широта вычисляются в градусах угла, отсчет начала которого приходится на центр сферы, а конечная точка — на нужный объект на поверхности Земли.
Кроме этих данных, может учитываться еще одна величина — высота. Она больше используется в том случае, когда надо визуализировать трехмерное пространство. Например, такие знания пригодятся, если надо будет выяснить положение конкретного места относительно уровня моря. Конечно, для определения геокоординат можно применять специальные формулы, а можно пойти путем наших предков, и сделать это самостоятельно, вручную. Тем более, что это — увлекательный процесс и не трудоемкий.
Важно! Таким образом, вывод относительно того, что такое система координат, можно сделать следующий: это комбинация величин углов для определения разных точек на поверхности земного шара. Все подсчеты обычно производятся относительно 2 отправных точек — нулевого меридиана и экватора. Параллельно экватору, который считается абсолютным нулем по ширине, определяют линии, так и называемые “параллели” или широта. А перпендикулярно ему — линии, которые называются меридианы, или долгота.
Экватор делит земной шар на 2 полушария, крайние точки которых будут иметь угол 90 градусов. Названия присваиваются по названию полюсов, то есть северное и южное. Обозначения буквами в соответствии с международными стандартами бывает таким:
А нулевой меридиан, за который берется воображаемая линия в Гринвиче, — на западное и восточное. Обозначения буквами по общепринятой системе выглядят так:
Важно! Предельное значение долготы показывает 180°, так как оно составляет ½ сферы, то бишь ½ от 360°.
Соответственно — любая точка будет включать в своем обозначении местонахождения одну цифру из системы параллелей, вторую — из системы меридиан. Кстати, для многих эта линия будет действительно лишь воображаемой, но для жителей самого Гринвича — самой что ни на есть реальной, ведь в месте прохождения нулевого меридиана по земле проведен контур.
Рис.2 Физическая карта Европы
Как определить широту и долготу на карте?
Еще давние предки стремились понять, как систематизировать все полученные знания о новых землях, как определить их местонахождение, чтобы всем было понятно. И уже в те времена мореплаватели начали рисовать первые карты, в которых отмечали отмеченные во время своих путешествий расстояний. За основу брались привычные для всех на тот момент измерительные системы.
Чтобы разобраться с тем, как найти координаты конкретного города, например, Сочи или Владивостока, или любого места на Земле, надо выяснить отдельно обе составляющие этого значения.
Для определения расстояния на карте изображены параллели — линии, которые проведены параллельно экватору, что делает процесс нахождения геокоординат очень удобным даже для школьника. Весь процесс будет состоять из следующих шагов:
Примеры определения
Координаты городов России и стран мира в таблице
Чтобы узнать, где расположено нужное вам место, можно также воспользоваться специальными картами и таблицами онлайн. Это — самое простое решение, ведь не надо будет самостоятельно высчитывать и находить по адресу интересующий вас объект.
Таблица 1. Координаты городов России
Геокоординаты не только помогают морякам, пилотам, исследователям ориентироваться в пути при отсутствии видимости или нахождении в пространстве без каких-либо опознавательных знаков. Имея знания и понимание принципов расчета, можно применить эти знания на практике, например, пользуясь компасом в турпоходе и ориентируясь по координатам в длительных путешествиях.
Для большего погружения в тему географических координат, рекомендуем посмотреть видео:
Географические координаты
Разделы: География
1. Тесты по вариантам, взаимная проверка (проверка д/з).
2. Беседа с использованием презентации (новая тема).
3. Групповая работа с географическими картами и контурной картой (закрепление нового материала).
4. Работа с контурной картой (д/з).
Урок проводится в игровой форме (урок – путешествие) “Путешествие по географической карте” с элементами проблемного урока.
Оборудование: ИКТ, презентация для урока, физическая карта мира, карточки с групповыми заданиями, карточки с тестами, тетради, атласы, книга “Дети капитана Гранта”, указки, контурные карты, тексты посланий.
Оформление доски: дата, тема урока, экран, проблемный вопрос, физическая карта мира.
1.Начало урока:
Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Сегодня у нас будет не просто урок, а путешествие. И путешествие необыкновенное потому, что путешествовать мы будем, не выходя из класса, по географической карте…Сегодня вы не просто класс, а экипаж корабля, которое отправляется в плавание…
2. Проверка домашнего задания:
Учитель: …но до того как мы отправимся путешествовать, давайте проверим ваши географические знания. У вас на столах лежат тесты. Возьмите каждый по варианту и карандаш. Подпишите фамилию, класс и номер экипажа. В каждом задании обведите правильный ответ. Даю вам 5 минут.
.. Отложите карандаши. Отдайте свой тест соседу по парте. Карандашом напишите внизу свою фамилию. А теперь внимание на экран. Слайд № 3. Перед вами правильные ответы. Проверьте тесты. Если ответ правильный ставьте “плюс”, если нет – “минус”. А теперь поставьте оценку: сколько плюсов, такая и оценка… Отложите работы. Попозже я их соберу.
3. Новая тема.
Учитель: Ваши знания мы проверили и можем отправляться в путь. Во время путешествия вы будите отвечать на различные вопросы, а наш лоцман (один из учеников) будет отмечать в бортовом журнале фамилии тех, кто дает правильные ответы. Кто даст больше правильных ответов, получит дополнительную оценку. Но отправляемся мы в путешествие не просто так. В конце него мы должны будем ответить на вопрос: Почему героям книги “Дети капитана Гранта” пришлось совершить кругосветное путешествие? Кстати, а вы помните, как герои этой книги получили послание от капитана Гранта? (ответ: письмо в бутылке)
Учитель: Правильно, в море выловили бутылку с посланием. Так вот, на днях я получила такое же послание. Само послание испорчено водой и я принесла вам его копию. Написано оно в двух вариантах. Вот 1 вариант. Слайд № 4. Кто прочтет его? (текст послания: SOS. Тому, кому попадет это послание. Экипаж шхуны “Вечерняя звезда” потерпел крушение в Тихом океане. Капитану и двум матросам спастись на острове. Ищите: 11 градусов южной широты…..)
Учитель: Да, а продолжение размыто водой. А скажите, ребята, что интересного и при этом географического есть в этом послании? (ответ: дана географическая широта) (учитель записывает на доске)
Учитель: А что такое географическая широта? (ответ: это расстояние от экватора до заданного объекта в градусах)
Учитель: правильно. Слайд № 5 – схема “Географическая широта”. А как определить географическую широту? (ученик у доски показывает и рассказывает: провести воображаемую линию от экватора до объекта и посмотреть градусное значение)
Учитель: Правильно. Итак, мы вспомнили, что такое географическая широта. А скажите, только по одной географической широте мы можем найти нужный остров? (ответ: нет, т.к. данную широту имеют все объекты, находящиеся на данной параллели)
Учитель: правильно. Нам еще чего-то не хватает… Но может нам поможет 2 вариант послания.. Давайте посмотрим. Слайд № 6. Кто прочтет его? (текст послания: SOS. Тому, кому попадет это послание. Экипаж шхуны “Вечерняя звезда” потерпел крушение в Тихом океане. Капитану и двум матросам удалось спастись на острове. Ищите…..162 градуса западной долготы)
Учитель: Да, и тут послание испорчено водой. Но кое-что интересное здесь есть. Кто скажет что? (ответ: дана географическая долгота) (учитель записывает на доске)
Учитель: Правильно. А что такое географическая долгота? (ответ: географическая долгота показывает расстояние от нулевого меридиана до заданного объекта в градусах)
Учитель: Хорошо. Слайд № 7 – схема “Географическая долгота” А кто покажет как ее найти? (у доски ученик показывает и рассказывает: провести воображаемую линию от нулевого меридиана до заданного объекта и посмотреть значение в градусах)
Учитель: Правильно. Скажите, а по одной географической долготе мы сможем определить нужный остров? (ответ: нет, т.к. данную долготу имеют все объекты находящиеся на данном меридиане)
Учитель: Хорошо, скажите, как вы думаете, а, зная и долготу и широту данного острова мы сможем найти нужный нам остров? (Да. Т.к. мы знаем и меридиан и параллель на котором находится нужный нам остров).
Учитель: А мы знаем нужнее нам данные? (ответ: да, в 1 послании – географическая широта, во 2 – географическая долгота.)
Учитель: Кто попробует показать? (ученик показывает по карте мира)
Учитель: Молодец. Слайд № 8 – определение географических координат. (Учитель читает определение: географическая широта и географическая долгота называются географическими координатами. Географические координаты – это числа, с помощью которых указывают местоположение объекта на Земле и карте) запишите определение в ваши словарики…А теперь давайте ответим на вопрос, заданный в начале урока: Почему героям книги “Дети капитана Гранта “ пришлось совершить кругосветное путешествие? (ответ: они знали только одну координату, поэтому не могли установить местоположение острова.)
Учитель: Правильно. (Читает из книги послание капитана Гранта: 7 июня 1862 года трехмачтовое судно “Британия”…Глазго потерпело крушение…два матроса и капитан Грант достигли 37 градуса широты южной… окажите им помощь…)
Учитель: итак. Какой вывод мы можем сделать? (ответ: для определения местоположения объекта мы должны знать географическую широту и географическую долготу места, т.е. географические координаты)
4. Домашнее задание:
Учитель: ребята, в ваших карточках № 3 находится задание, которое вы должны выполнить дома (слайд № 9). После того как наше путешествие закончится, вам будет не трудно его выполнить. Вложите карточки к себе в тетради.
5. Закрепление новой темы:
Учитель: давайте попробуем объекты по их координатам (карточка № 1). Вы найдете объекты, а затем мы вместе проверим выполнение задания. (Выполняется задание) А теперь давайте проверим правильность выполнения задания (слайд № 10)
Учитель: Ну, а теперь вы будете путешествовать сами (Слайд № 11). Возьмите карточку № 2. Вам предстоит показать на контурной карте маршрут вашего путешествия, определяя по географическим координатам места ваших остановок. После выполнения задания сдайте тетради. (Ученики выполняют задания)
6. Если останется время:
Учитель: ребята вы очень хорошо поработали сегодня. А теперь откройте свои учебники (стр. вопрос № __) выполните, пожалуйста, задание в тетради.