Для чего нужны геометрические фигуры объясняем детям
Конспект занятия «Геометрия для дошколят»
Наталия Качесова
Конспект занятия «Геометрия для дошколят»
Зачем детям нужно знать геометрические фигуры? Я думаю, что многие родители даже не задумываются над этим вопросом. Между тем, своевременное изучение геометрических фигур играет большую роль в познании окружающего мира. Изучение геометрических фигур способствует развитию логического мышления, пространственных представлений, совершенствуются математические способности. Поэтому так важно начинать ознакомление с геометрическими фигурами как можно раньше, подкрепляя знания детей увлекательными заданиями в повседневной жизни.
Презентация «Геометрия для дошколят»
1. Познакомить детей с плоскими геометрическими фигурами: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, трапеция, овал, ромб.
2. Учить находить геометрические образы в окружающей обстановке.
3. Развивать память, конструктивное мышление, воображение, умение мыслить.
В начале презентации дети знакомятся с плоскими геометрическими фигурами. Затем предлагается назвать предметы похожие на данную геометрическую фигуру. Далее дети самостоятельно выкладывают из счётных палочек геометрические фигуры по образцу (треугольник, квадрат, прямоугольник). Для того, чтобы проверить как дети усвоили данный материал, им предлагается отгадать загадки, ответы на которые изображены на картинках.
Здравствуйте, ребята, а вы знаете какие-нибудь геометрические фигуры? Сегодня я познакомлю вас с плоскими геометрическими фигурами.
Для того, чтобы наше занятие было интересным и увлекательным, нам понадобятся счётные палочки.
Знакомьтесь – это круг!
Пальчиком рисуем КРУГ.
Куклы были вместе в ряд,
А теперь в кругу стоят.
Наше солнышко в окне –
Золотой круг в вышине.
Круглый мячик здесь лежит,
В ручки к вам он поспешит.
Все предметы на похоже на круг, назовите их.
Познакомьтесь, вот КВАДРАТ!
Он знакомству очень рад!
В нём угла уже четыре,
Нет его роднее в мире:
Стороны четыре в нём,
Две скрепляются углом.
Круг в нём может разместиться,
В куб он сможет превратиться.
Все предметы похожи на квадрат, назовите их.
ТРЕУГОЛЬНИК – три угла,
Три вершины очень острых –
Стороны в нём тоже три:
Раз, два, три – ты посмотри.
Треугольник мы рисуем,
Знать теперь его мы будем.
Все предметы похожи на треугольник, назовите их.
Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник –
Стал квадрат ПРЯМОУГОЛЬНИК.
Все предметы похожи на прямоугольник, назовите их.
С высоты кружок упал.
Он теперь не круг – ОВАЛ!
Он овальный, как жучок,
Он похож на кабачок.
На глаза и на картошку,
А ещё похож на ложку,
Все предметы похожи на овал, назовите их.
Трапеция больше на крышу похожа,
Юбку трапецией рисуют тоже.
Взять треугольник и верх удалить –
Трапецию можно и так получить.
Все предметы похожи на трапецию, назовите их.
Ромб – фигура непростая,
Две в себе объединяет:
Треугольник раз и два –
Фигура стала вдруг она.
Четыре в ромбе стороны,
Между собой они равны.
Четыре в ромбе и угла,
Равны между собой по два.
Все предметы похожи на ромб, назовите их.
А сейчас ребята, я предлагаю вам самим самостоятельно выложить из счётных палочек треугольник. Для этого нам нужно взять три счётных палочки, у меня получился треугольник синего цвета.
Квадрат. Чтобы выложить квадрат нам понадобится четыре счётных палочки. Я взяла палочки зелёного цвета, обратите внимание у квадрата все стороны равны. Кто справился, молодец!
Прямоугольник. Для того чтобы выложить прямоугольник на нужно шесть счётных палочек. У прямоугольник противоположные стороны равны.
А сейчас мы проверим, что вы запомнили. Отгадайте загадки про геометрические фигуры.
И похож на блюдце я,
На медаль, на блинок,
На осиновый листок.
Людям я старинный друг.
Называют меня (круг)
Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
Ведь зовут меня. (квадрат)
Кто же я? (треугольник)
Что сейчас увидим мы?
Все углы мои прямы,
Есть четыре стороны,
Но не все они ровны.
Если взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте дети дружно –
Треугольник сунул нос
В реактивный пылесос.
А без носа он, – о, боже! –
Стал на юбочку похожим.
Как теперь зовут его. (трапеция)
Встал квадрат на уголок –
Ткнулся носом в потолок.
Вверх он рос еще дней пять.
Как теперь его назвать? (ромб)
Молодцы ребята, теперь вы знаете много геометрических фигур, а наше занятие подошло к концу. До новых встреч!
Прикреплённые файлы:
Фотоотчет об итоговой выставке работ по аппликации «Геометрия вокруг нас» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада видеть Вас на своёй страничке! Три года я работала по теме самообразования «Формирование представлений.
Фотоотчет о занятии кружка «Песочная мозаика» во второй младшей группе «Песочная геометрия» Цель: Знакомить с геометрическими фигурами, учить детей зрительно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические.
Проект «Геометрия вокруг нас» Информационная карта проекта: Геометрия вокруг нас. МАДОУ «Детский сад № 50 г. Благовещенска» Автор проекта: Верещагина Валентина Владимировна.
Конкурс чтецов «Геометрия вокруг нас» В рамках проекта «Геометрия повсюду!» мы в д/с организовали конкурс чтецов «Геометрия вокруг нас» Цель : Учить дошкольников выразительно.
Лэпбук «Занимательная геометрия» Знакомство детей с миром математики начинается уже в дошкольном возрасте. Одной из задач до школьного воспитания является формирование.
Проект «Геометрия вокруг нас» Проект «Геометрия вокруг нас» Актуальность: В настоящее время в детском саду мало уделяется внимания на изучение геометрического материала.
Считалочки для дошколят Ура! Скоро лето! Нас ждет впереди веселая пора, в которой большое место уделяется играм малой и средней подвижности на свежем воздухе. В.
Стенгазета «Веселая геометрия» Стенгазета «Веселая геометрия»» Наши дети в рамках проекта «Геометрия повсюду» полюбили занимательную науку геометрию. Геометрические.
Выставка художественного творчества «Геометрия вокруг нас» (фотоотчет) В рамках проекта «Геометрия повсюду!» мы в д/с организовали выставку детского творчества «Геометрия вокруг нас» Цель выставки : создание.
Занятие по ФЭМП «Путешествие в страну «Геометрия» в подготовительной группе Занятие по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие в страну Геометрии» Елена Владимирова. Цель: Закрепление геометрических фигур. Задачи:.
Изучаем геометрические фигуры: игры для детей дошкольного возраста
Одним из важных аспектов развития математических представлений у дошкольников является изучение основ геометрии. В ходе знакомства с геометрическими фигурами, ребенок приобретает новые знания о свойствах предметов (форме) и развивает логическое мышление. В этой статье мы поговорим о том, как помочь дошкольнику запомнить геометрические фигуры, как правильно организовать игры для обучения геометрии, а также о том, какие материалы и пособия можно использовать для развития математических способностей малыша.
В каком возрасте можно начинать изучать геометрические фигуры?
Многих родителей посещает вопрос, нужно ли маленьким детям знакомиться с геометрическими фигурами. Специалисты считают, что занятия в игровой непринужденной форме оптимально начинать с 1,5 лет. До этого возраста уместно проговаривать ребенку названия форм предметов, с которыми малыш встречается в реальной жизни (например, «тарелка круглая», «стол квадратный»).
Знакомя ребенка с геометрическими фигурами, ориентируйтесь на его реакцию. Если малыш начал проявлять к ним интерес в раннем возрасте (играя с сортером или рассматривая картинки), поощряйте его любопытство.
В 2 года малыш должен уметь различать:
К 3 года к ним можно добавить:
В более старшем возрасте ребенок может запомнить такие фигуры, как трапеция, пятиугольник, шестиугольник, звезда, полукруг. Также дети, посещающие Монтессори-центр «Созвездие», с интересом знакомятся с геометрическими телами.
Как помочь ребенку запомнить геометрические фигуры?
Обучение ребенка геометрическим формам должно происходить поэтапно. Приступать к новым фигурам нужно только после того, как малыш запомнит предыдущие. Самой простой фигурой считается круг. Покажите ребенку круглые предметы, пощупайте их, пусть малыш проведет по ним пальчиком. Также можно сделать аппликацию из кругов, слепить круг из пластилина. Чем больше ощущений, связанных с изучаемым понятием, получит ребенок, тем лучше малыш его запомнит.
Для знакомства с формами можно использовать объемные фигуры. Это могут быть делали конструктора, сортера, шнуровки, рамок-вкладышей. Так как в раннем возрасте наиболее развит наглядно-действенный тип мышления, то различные действия с фигурами помогут лучше их запомнить.
Как дети разного возраста воспринимают геометрические фигуры
Операции, которые ребенок может производить с геометрическими фигурами, и то, как он воспринимает формы, зависят от возраста малыша. В соответствии с возрастными особенностями, можно выделить следующие этапы обучения:
В независимости от возраста малыша старайтесь обращать его внимание на формы окружающих предметов и сопоставлять их с известными геометрическими фигурами. Это можно делать дома и на прогулке.
Игры для изучения геометрических фигур
Чтобы ребенку было интересно, обучение геометрическим фигурам должно происходить в игровой форме. Следует также подбирать яркие и красочные материалы для занятий (их можно приобрести в магазине или сделать своими руками). Вот некоторые примеры игр и пособий для изучения геометрических фигур:
Кроме того, для изучения геометрических фигур можно использовать развивающие мультфильмы. Вот один из них:
Выводы
Обучение основам геометрии в дошкольном возрасте является важной частью формирования у ребенка математических и сенсорных представлений. Знакомство с фигурами должно происходить постепенно (сначала простые фигуры – круг, квадрат, треугольник). Чтобы малышу было интересно, занимайтесь изучением геометрических фигур в игровой форме. Вашими помощниками в этом могут стать такие развивающие пособия, как рамки-вкладыши, мозаики, лото, сортеры, наборы геометрических фигур и тел, трафареты. Изучать геометрические фигуры можно и на улице: просто проговаривайте с ребенком, что вы видите вокруг и на какие фигуры похожи эти предметы. Тогда малыш обязательно научится различать геометрические фигуры и запомнит их названия.
Заключение
Для всестороннего и гармоничного развития каждого малыша в детском центре «Созвездие» специально создана Монтессори-среда. В процессе свободной работы в ней дети не только знакомятся с основами геометрии, но и развивают свои познавательные процессы, мелкую моторику, учатся писать, читать, считать. Кроме этого Монтессори-среда дает ребенку возможность в полной мере проявить самостоятельность и ответственность. Будем рады видеть Вас и Вашего малыша у нас в центре!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Малышева Евгения
Для чего нужны геометрические фигуры. Часть 1
Пользу раннего развития сложно оспорить. Активное обучение способствует формированию креативной и гармоничной личности. С ранних лет малыш привыкает узнавать все новое, и в дальнейшем не будет проблем с усвоением информации.
1) изучение форм предметов помогает ребенку расширить кругозор, словарный запас и развивает наблюдательность
2) получение новых знаний – всегда тренировка для мозга
3) развитие логического мышления
4) развитие пространственного представления
5) совершенствование математических и аналитических способностей
6) развитие творческих способностей
7) тренировка ассоциативного мышления (малыш учится проводить аналогию)
С чего начать изучение?
Начать стоит с самых простых азов. В первую очередь познакомить малыша с кругом, треугольником и квадратом.
Самый простой и доступный способ – это показывать формы на примере бытовых предметов. Например: тарелка круглая, окно квадратное и т.д. Со временем затрагивайте не только мебель в доме, но и предметы на улице и детской площадке.
Для деток до 1,5 лет разговоры с мамой – отличный источник изучения окружающего мира. Даже если вам кажется, что малыш не обращает на это внимания, не прекращайте повторять. Любая информация при повторении обязательно запомнится малышу.
При правильном подходе, в 2 года детки смогут отличать:
И могут найти нужную фигуру среди других геометрических фигур.
К 3 годам можно добавить:
В 4 года и старше – могут анализировать сложные картинки, состоящие из множества фигур
Игры с геометрическими фигурами.
1) В сумочку или непрозрачный пакет прячем фигуры. Ребенок берет в руки предмет и пытается определить его форму не глядя.
2) Попросите ребенка назвать формы, которые могут кататься, фигуры с углами и без.
3) Ассоциации. Пусть малыш расскажет, на что похож треугольник, круг, овал и другие фигуры.
Во время создания картин проговаривайте фигуры предметов. Например: «мы сделаем квадратный дом с треугольной крышей».
Изучаем фигуры с ребенком 2-3 года.
В этом возрасте дети уже знают цвета и ориентируются в размерах, поэтому для изучения фигур подходят следующие занятия:
1) Найди лишнее. Можно взять несколько квадратов и один треугольник. Малыш должен выбрать какой предмет отличается от других. Для усложнения можно узнать, почему он выбрал именно эту фигуру.
2) Разложи правильно. Можно взять 4 фигуры (например: 2 круга и 2 квадрата) и предложить ребенку разложить их в две стопки. Можно усложнить задание: взять 9 фигур и разложить на 3 стопки.
3) Сортировка. Используем фигуры разных размеров и цветов. Например: синие треугольники – в одну сторону, красные квадраты – в другую. Это занятие укрепит знание цветов и позволит лучше ориентироваться в размерах.
4) Найди сокровище. Понадобится миска с любой крупой, в которой спрячьте различные фигурки. Когда малыш их будет находить, обязательно должен дать название найденному предмету. Такая игра не оставит равнодушным ни одного ребенка!
Фигуры геометрические для детей
Забота о гармоничном развитии ребенка – это главная обязанность внимательных родителей. Однако далеко не все взрослые правильно подходят к выполнению этой миссии. Одни родители занимаются образованием своих чад чуть ли сразу после выписки из родильного дома, другие надеются на именитых педагогов и воспитателей детских садов, а третьи превращают свое сокровище в подопытного кролика, на котором испытываются все методики, почерпнутые из пособий, аудиоматериалов или специализированных каналов Youtube.
Правило одно: нужно знакомить ребенка с геометрическими фигурами интересно, легко и ненавязчиво. Не нужно требовать от малыша усидчивости и внимательности. Лучше включите овладение новыми знаниями в ежедневную активность.
Когда малыш встречает геометрические фигуры?
Нет ничего дурного в том, что с первых месяцев жизни ребенок будет слышать от родителей фразы вроде «а сейчас мы возьмем круглый шарик», «давай поиграем треугольной игрушкой», «а что интересное может скрываться в квадратной коробке?». Главное – не навязывать занятия малышу и не торопить его.
При правильном и внимательном подходе, уже к двухлетнему возрасту, детки смогут отличать треугольник и круг от квадрата. В возрасте 3 лет дети с геометрическими фигурами знакомятся еще ближе. Они дополнительно изучают прямоугольник, ромб и овал. Дошкольникам стоит познакомиться с трапецией, эллипсом и другими сложными геометрическими фигурами.
В процессе обучения рекомендуется сочетать традиционные каналы информации (книги и познавательные журналы) с нетрадиционными (обучающие видеоуроки и мультфильмы).
Зачем ребенку изучать геометрические фигуры?
Пользу раннего развития сложно оспорить. Активное обучение способствует формированию гармоничной и креативной личности. Если с малых лет ребенок привыкнет постоянно узнавать новое, то с усвоением информации не будет сложностей.
Зачем знакомить малыша с геометрическими фигурами?
Однако пользы в изучении геометрических фигур не будет, если весь процесс сводится к принуждению, скучному зазубриванию и постоянному контролю со стороны родителей. На одно задание не нужно тратить много времени, так как малышам свойственно быть активными и непоседливыми.
5 правил изучения фигур
Правила изучения фигур:
Как сделать фигуры геометрические интересными для детей?
Существует множество способов организовать знакомство малышей с предметами и их формами. Рассмотрим самые интересные варианты:
Комбинирование вышеперечисленных вариантов с учетом потребностей и интересов малыша обязательно принесет положительный результат.
Изучение фигур по методике Монтессори
Знакомство ребенка с формами складывается из двух компонентов: отношение родителей и правильный подбор материалов. Мария Монтессори предлагает малышам узнавать геометрию в игровой форме:
Кроме того, родители могут вырезать или купить трафареты, которые малыш будет обводить. С одной стороны, он сможет уверенно держать ручку или карандаш в руке. С другой – быстрее запомнит названия и очертания геометрических фигур.
Не стоит забывать и о важности рисунков. Во время совместного создания картин не забывайте проговаривать фигуры предметов. Например, «мы нарисуем квадратную коробку, в которой лежат круглые яблоки».
Общие рекомендации родителям
Геометрия для малыша – это неоднозначный предмет, так как фигур много, а способов их изучения еще больше. Чтобы у маленького ученика не было «каши в голове», родителям стоит выбрать не более 5 методик обучения, которые будут чередоваться время от времени. Процесс изучения фигур не должен длиться дольше 10 минут подряд, так как малыш быстро утомится и будет часто путаться. Борьба с усталостью не принесет ничего хорошего ни взрослому, ни ребенку.
Чтобы фигуры геометрические не становились страшными монстрами для детей, не стоит сразу рассказывать обо всех возможных формах. Начните с круга. Рисуйте его пальцем на ладошке малыша, рассказывайте ему о теплом солнышке, обращайте внимание на форму тарелки за обедом. Когда малыш легко запомнит, что такое круг, переходите к изучению другой фигуры. Например, расскажите маленькому непоседе о квадратной коробке. Всегда сравнивайте знакомые фигуры геометрические с новыми предметами, которые вы принесли для детей. Постоянное возвращение к этой теме поможет взрослому уяснить, какие формы предметов малыш хорошо запомнил.
Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возраста
Людмила Дюбко
Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возраста
Знакомство с величиной, формой начинается у ребёнка очень рано. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов. А первые сведения о геометрических фигурах дети получают в играх: это строительный материал, геометрические крупные мозаики, шары, мячи.
Кругозор ребёнка формируется сначала на основе того, что попалось на глаза, привлекло внимание, шаг за шагом ребёнок учится представлять, воображать.
В младшем возрасте путём обследования, ощупывания предметов, ребёнок согласует своё восприятие с формирующимися у него представлениями о предмете, учится находить важные признаки, сравнивать их с другими по сходству и различию, старается группировать, что ведёт к возникновению новых представлений о фигурах. Играя с детьми, употребляя названия геометрических фигур, не нужно стремиться, чтобы дети их запомнили, нужно стремиться развивать восприятие детей, накопить у них представления о разнообразных формах.
При знакомстве с геометрическими фигурами, стараться предъявлять их попарно, чтобы научиться различать, например круг и квадрат. Лучше и быстрее дети запоминают геометрические фигуры в игровой форме, и важно, чтобы все дети, были активны, чтобы была создана эмоциональная игровая обстановка. Задача воспитателя выбрать более доступную форму занятий, в тоже время подбор содержания игр позволяет формировать не только игровую, но и учебную мотивацию, ведь важно дать ребёнку не только сумму знаний, но и сформировать у ребёнка желание думать, экспериментировать, учиться, пробуждать интерес. Игровая атмосфера развивает познавательный интерес, снимает усталость, позволяет удерживать внимание, развивает память, мышление, важно дать ребёнку уверенность, что он способен постичь математику. Для закрепления знаний о геометрических фигурах, можно брать такие игры, как «Найди такую же», «Найди пару», «Чудесный мешочек», «Какой фигуры не стало», «Занимательная коробка».
Работу строить по принципу, систематичность, постепенность (от легкого к сложному) в соответствии с возрастными задачами, и индивидуальностью детей.
Роль дидактических игр в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток.
Конспект занятия для детей младшего дошкольного возраста «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ БРЯНСКОЙ ГОРОДСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.
Консультация для родителей «Роль загадок в развитии логического мышления и речи детей» Особое место загадка занимает в работе по развитию мышления детей. Ушинский в книге “Родное слово” говорил, что загадка “доставляет уму.
Роль игровой деятельности в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста Тема: «Роль игровой деятельности в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста». Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка.
План по самообразованию «Роль оригами в развитии конструктивного мышления детей дошкольного возраста» План по самообразованию воспитателя Лобыкиной Е. В. в средней группе «Капельки» на 2017-2018 учебный год. Тема: «Роль оригами в развитии.
Роль фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста Тема: «Роль фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это.
УДП «Логико-Малыш» в работе по развитию логического мышления у детей младшего дошкольного возраста В настоящее время жесткая учебно-дисциплинарная модель воспитания постепенно сменяется личностно-ориентированной моделью, основанной на.
Занятие для детей младшего дошкольного возраста «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Цель: • формировать у дошкольников.