Для чего нужны глаголы в нашей речи
Зачем нужны глаголы
Функции глаголов в русском языке разнообразны. Они могут называть:
• конкретное действие (рисовать, писать);
• движение и перемещение в пространстве (ходить, плавать);
• физическое и душевное состояние (спать, грустить);
• деятельность органов чувств (слышать, осязать);
• изменение состояния (краснеть, смущаться) и т.д.
Грамматические категории глагола показывают, как протекает действие во времени, как оно соотносится с действительностью. Начальной формой этой части речи является инфинитив, по которому определяются постоянные признаки.
К морфологическим признакам глагола относятся:
• Вид − постоянный признак глагола. Совершенный вид, определяемый по вопросу «что сделать?», указывает, что данным глаголом названо завершенное действие, доведенное до определенного результата (сказать, проплыть). Несовершенный вид, определяемый по вопросу «что делать?», обозначает действие, длящееся во времени (читать, бегать).
• Переходность – постоянный признак. Переходные глаголы управляют формой винительного падежа существительного без предлога (читать книгу, рассказывать историю), непереходные – не сочетаются с этой формой.
• Возвратность – постоянный признак. К возвратным глаголам относят непереходные глаголы, имеющие в своем морфемном составе суффикс (постфикс) «-ся» (учиться, смеяться).
• Наклонение – изменяемый признак глагола. Он характеризует только спрягаемые формы глагола и выражает отношение называемого действия к существующей действительности. Изъявительное наклонение указывает на реальность (читаю, читал, буду читать); условное – на возможность действия (читал бы); повелительное – на необходимость (читай, читайте).
Также глаголы имеют грамматические категории залога, времени, лица, числа и рода. Обратите внимание, что глаголы не склоняются, как именные части речи, а спрягаются, т.е. изменяются по лицам и числам.
Глагол имеет, как и любая часть речи, синтаксические признаки, а именно: выполняет синтаксическую роль в предложении, согласуется с подлежащим, способен сочетаться с управляемыми словами, определяться наречиями.
Обратите внимание, что глагол в предложении может выполнять любую синтаксическую функцию.
• «Я (что сделал?) поговорил с товарищем». – Глагол «поговорил» является сказуемым.
• «Я пришел к товарищу (зачем?) поговорить». – Глагол «поговорить» в форме инфинитива является обстоятельством.
• «Больше всего я люблю (что?) поговорить с товарищем». – Глагол «поговорить» является дополнением.
• «Поговорить с товарищем – это мое любимое занятие». – Глагол «поговорить» является подлежащим.
• «Я люблю одно занятие – (какое?) поговорить с товарищем». – Глагол «поговорить» является несогласованным определением.
Презентация по русскому языку «Роль глагола в нашей речи» (3 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Сообщение по русскому языку: «Роль глагола в нашей речи» Ученика 3 «б» класса МКОУ СОШ №4 Г. Черкесска ПЕТРУШИНА ИВАНА Руководитель: СТРИЖНЕВА Ю. А.
«Всем, кто хочет добиться успеха в изучении языка, нужно научиться открывать его тайны» М. В. Ломоносов
План: Что такое глагол? Почему эта часть речи получила такое название? Что обозначает глагол? На какие вопросы отвечают глаголы? Зачем глаголы нужны в речи?
Почему эту часть речи так называют? Почему глагол назвали именно глагол? Ведь в основном, у частей речи «говорящие» названия. Существительное – это то, что существует, прилагательное – это то, что прилагают. Числительное произошло от числа. Местоимение говорят вместо имени.
Что обозначает глагол? Глагол – великий труженик. Основная его обязанность в речи – выражать разнообразные действия.
На какие вопросы отвечают глаголы? что делать? что сделать? что делает? что делают? что сделал (-а) (-о)? что сделали?) что сделает? что будет делать?
Зачем глаголы нужны в речи? Глагол – слово- действие, оно оживляет высказывание и если говорящий использует его в речи, смысл становится понятнее для слушателей.
Спасибо за внимание! Учите уроки, даже Незнайка взялся за ум 😉
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-525594
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Правительство направит регионам почти 92 миллиарда рублей на ремонт и оснащение школ
Время чтения: 1 минута
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Зарплаты педагогов Ростовской области вырастут в среднем на 10-15%
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
«Значение глагола в речи»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока по русскому языку в 8 классе
« Значение глагола в речи»
Цель урока: Раскрыть значения глагола в речи
Совершенствовать знания учащихся о частях
речи, о главных членах предложения.
Продолжать формировать умение находить глагол и определять его значение.
Развивать связную устную речь учащихся
посредством полных ответов на вопросы.
Развивать мыслительные операции в ходе
выполнения упражнений, при работе с
Приобщать детей к устному народному
творчеству посредством внедрения загадок,
Способствовать воспитанию бережного
отношения к природе, любви к русскому
Оборудование: учебники, таблица «Части речи», карточки
1. Организационный момент.
Добрый день, уважаемые гости и дорогие ребята. Я приветствую вас на уроке русского языка. Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие.
Сядьте поудобнее, и постарайтесь представить себе все то, что я вам буду говорить. Расслабьтесь, сейчас я обращаюсь к каждому из вас. Посмотри внимательно на это облачное небо. Выбери себе маленькое облачко, на котором ты будешь путешествовать. Прыгни на белое, пушистое облачко. Теперь начинается путешествие. Твое облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо? Здесь, высоко в небе все спокойно и тихо. Пусть твое облако принесет тебя сейчас в такое место, где ты будешь счастлив. Постарайся мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно.
Настроение стало похоже на солнышко?
Надеюсь, что к концу урока настроение отличное будет у всех.
Пусть этот день несёт нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами.
2. Сообщение темы урока.
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто, что сделает, расскажет:
Чертит, пишет ил и поёт.
Вышивает или пашет,
Варит, жарит, моет, чистит –
— о какой части речи это стихотворение?
3. Проверка домашнего задания.
1. Какие части речи мы знаем?
2. Какая часть речи называется существительным?
3. Какая часть речи называется прилагательным?
4. Какая часть речи называется местоимением?
5. Какая часть речи называется глаголом?
4. Работа по теме урока.
1. Стихотворение М. Ю. Лермонтова « Парус»
В последнем четверостишье найдите глаголы. Прочитайте стихотворение без них.
Какой вывод можно сделать? (смысл не понятен)
Да, глаголы очень большую роль играют в нашей речи. Они называют разнообразные действия.
Тема нашего путешествия: «Значение глагола в речи».
И как все путешественники мы будем вести «Дневник путешествия», которыми будут ваши рабочие тетради.
Откройте «Дневник путешествия», запишите число, тему урока.
Для того чтобы наше облачко поплыло по небу, нам нужен ветер. Вдохни носом побольше воздуха и с силой выдохни его ртом. Вот так.
Первое облако, которое встретилось нам – это глаголы движения.
Запишите в «Дневниках путешественников» с красной строки, с большой буквы глаголы движения, поставьте двоеточие. По-другому их называют «оживлялки», потому что они заставляют двигаться предмет, передвигаться с одного места на другое.
1. Словарная работа.
1 ) Не зверь, и не птица,
Напишем это слово в тетрадь с комментированием
2) Маленький мальчишка в сером армячишке.
Крохи собирает. (Воробей)
3) Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк,
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи (Собака)
Запомните написание этих слов.
Какой частью речи являются эти слова? (существительные)
Давайте подберём к ним глаголы, которые обозначают движение, т. е. «оживим» эти предметы. Составим предложение.
Например: Воробей скачет по асфальту
Запишем это предложение и разберём его по членам предложения. Чем является глагол в предложении? (сказуемым)
Вспомнили, что глагол в предложении бывает сказуемым.
Молодцы. Вы хорошо поработали. Вот мы и познакомились с глаголами движения.
Предлагаю сыграть в игру «Выполни движение». Я читаю строки, вы выполняете движения:
Встаньте. Представьте, что вы взяли в руки гантели и выполняете упражнения.
Изобразите, что вы поднимаете штангу весом в 20 кг, а теперь вес увеличился до 50 кг, до 100 кг.
Сядьте тихо, полежите,
Быть хорошими старайтесь
И за дело принимайтесь.
Какие глаголы вы услышали? Это глаголы движения.
Правильно, глаголы движения нужны, чтобы рассказать о движении предмета.
Чтобы продолжить путешествие, нам нужен ветер. Вдохни носом побольше воздуха и с силой выдохни его ртом.
Следующее облако – глаголы речи.
Запишите в «Дневниках путешественников» с красной строки, с заглавной буквы глаголы речи, поставьте двоеточие.
Стирать Какой глагол лишний? Что общего у глаголов?
Давайте запишем их.
Послушаем отрывок из сказки А. С. Пушкина. Постарайтесь услышать глаголы речи. («Сказка о мёртвой царевне…»
Для чего нужны глаголы речи? Чтобы наша речь была более яркой.
Для того чтобы продолжить путешествие, нам опять нужен ветер. Вдохни носом побольше воздуха и с силой выдохни его ртом.
Следующее облако – глаголы труда.
Запишите в «Дневниках путешественников» с красной строки, с заглавной буквы глаголы труда, поставьте двоеточие.
Предлагаю сыграть в игру «Кто что делает?»
(работа по карточкам)
Перед вами два столбика со словами. В левом столбике перечислены предметы. Читаем их. В правом – глаголы, обозначающие трудовые процессы, которые выполняются с помощью этих предметов. Наша задача – установить соответствие между словами, т.е. каждому предмету мы должны подобрать соответствующий ей глагол труда из правого столбика.
Назовите глаголы, которые описывают ваш труд в школе. Для этого ответьте на вопрос: что делает ученик на уроках? Называем только глаголы. Напишем.
Молодцы! Сделаем вывод: для чего в речи нужны глаголы труда?
Совершенно верно, глаголы труда нужны, чтобы рассказать о трудовой деятельности предмета.
Для того чтобы продолжить путешествие, нам опять нужен ветер. Вдохни носом побольше воздуха и с силой выдохни его ртом.
Следующее облако – глаголы звучания
Запишите в «Дневниках путешественников» с красной строки, с заглавной буквы глаголы звучания, поставьте двоеточие.
Работа со скороговоркой
Зимним утром от мороза
На заре звенят берёзы
Вставить буквы, объяснить их написание. Тренируемся проговаривать быстро скороговорку.
Найти глаголы. Это глагол звучания.
Работа с пословицей
Как аукнется, так и откликнется
Запишем глаголы звучания в тетрадь. Для чего эти глаголы нужны в речи? Да, чтобы рассказать о звуках, которые издаёт предмет.
Подул ветерок. Вдохни носом побольше воздуха и с силой выдохни его ртом. Вот так.
Следующее облачко – глаголы цвета
Запишите в «Дневниках путешественников» с красной строки, с большой буквы глаголы цвета, поставьте двоеточие.
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Глаголы цвета найти и написать.
Для чего в речи мы используем глаголы цвета? Они помогают нам раскрасить предмет, передать его цвет.
Подул ветерок. Вдохни носом побольше воздуха и с силой выдохни его ртом.
Следующее облако – глаголы чувства
Запишите в «Дневники путешествия» с красной строки, с большой буквы глаголы чувства, поставьте двоеточие.
О чем могут рассказать глаголы чувства? Эти глаголы помогают передать чувства, которые испытывает предмет.
От данных существительных образуйте однокоренные глаголы: радость, смех, веселье, любовь, улыбка (на доске)
Ребята, как вы считаете, настроение человека зависит от улыбки? Совершенно верно, как поется в известной детской песенке «От улыбки станет всем светлей…». Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям, улыбнитесь мне, а я улыбнусь вам, и пусть хорошее настроение останется с нами надолго.
Сделаем вывод: для чего нужны в речи глаголы чувства?
Да, глаголы чувства нужны для того, чтобы передать чувства или настроение предмета.
Как вы считаете, мы узнали, какое значение имеет глагол в речи? Давайте еще раз повторим.
Работа по учебнику
Послушайте задание: найти все глаголы и отнести их к одной из групп, с которыми мы познакомились на уроке.
Упражнение 177. Вставить подходящие глаголы.
VI Оценки. Итог урока.
Вот и закончилось наше путешествие. Хочется наш урок закончить словами К. Паустовского
Зачем нужны глаголы 🚩 как изменяются глаголы во временах 🚩 Школы
Глаголы в русской речи
Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе.
На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели и языковеды. Например, Николай Греч писал:
Глагол придает речи жизнь, — присутствием своим животворит отдельные слова.
Термин «глагол» восходит к старославянскому слову «глаголить», что по-русски значит «говорить». В древнерусском языке одним из значений лексемы «глагол» было «слово», «речь вообще». Именно в этом смысле употребил его А.С. Пушкин в стихотворении «Пророк»:
Глаголом жги сердца людей.
Глагол — это важнейшая часть речи в русском языке. Уже в самом названии подчеркивается его особая значимость.
Глагол как часть речи обозначает «процесс». С помощью глагола мы узнаем, как все в этом мире двигается, говорит, меняет краски, как звучит, как чувствует себя.
Известный русский лингвист А.М. Пешковский утверждал, что «глаголы — это слова, оживляющие все, к чему они приложены». И это действительно так.
С помощью имен существительных можно назвать предметы и явления, которые нас окружают. Имена прилагательные помогают уточнить то, что названо именем существительным, но только глаголы могут «оживить» окружающий нас мир.
Языковедами глагол выделяется как самая сложная и ёмкая самостоятельная часть речи. По подсчетам ученых глагол занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи.
Чтобы понять, что такое глагол в русском языке, рассмотрим его общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. А начнем мы с определения:
ОпределениеГлагол — это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы
что делать? что сделать?
Видео
Начальная форма глагола
Начальную форму глагола называют ИНФИНИТИВ от латинского слова «infinitivus», что означает «неопределенный». Ее так иногда и называют неопределенной формой глагола.
Инфинитив отвечает на вопрос «Что делать?» и бывает нескольких видов:
Наклонения глаголов
Глаголы имеют формы наклонений, которые показывают, как говорящий оценивает действие, т. е. считает ли он его реальным или возможным при каком-либо условии, или желательным. В русском языке три наклонения:
В сослагательном и повелительном наклонениях глагол по-временам не изменяется.
В предложении глаголы изъявительного, сослагательного, повелительного наклонений бывают сказуемыми (примеры см. выше).
Переходные и непереходные глаголы
В русском языке глаголы делят на переходные и непереходные. Переходные глаголы обозначают действие, которое переходит на предмет. Грамматически это выражается в их способности управлять
Все остальные глаголы, управляющие существительными с предлогами, в том числе возвратные глаголы, являются непереходными:
Глаголы в рамках русского языка
Число
Возвратность
Наклонение
Наклонение
Читателю уже известно, что такое совершенный и несовершенный вид глагола как определить — тоже. Рассмотрим не менее интересную вещь — наклонение. Для этого обратимся к таблице, которая подскажет некоторые секреты русского языка.
Инфинитив | Условное | Повелительное | |
Бегать | Бегаю | Бегал бы | Бегай |
Копать | Копаю | Копал бы | Копай |
Возмущаться | Возмущаюсь | Возмущался бы | Возмущайся |
Не стоит путать изъявительное наклонение с настоящим временем. Данные глагольные формы описывают действие, которое будет происходить на самом деле.
Рассмотрим, например, такую форму глагола как «видел». Это слово сообщает читателю о том, что действие было на самом деле. Человек действительно что-то видел и об этом сообщает. Но если добавить к этому слову частичку «бы», слово сразу приобретает иное лексическое значение.
Возьмем теперь слово «увидел бы», это будет совершенный глагол, сослагательного наклонения. Такое наклонение сообщают о действиях, которые могут быть только при определенных условиях. В устной или письменной речи, обычно такие условия сразу же перечисляются. Например, «если бы я был орлом, увидел бы каждую песчинку пляжа с огромной высоты». Сослагательное наклонение без перечисления условий вряд ли имеет смысл.
Мы уже выяснили какие бывают виды глаголов в русском языке. Познакомимся теперь с повелительным наклонением. Как изменяется глагол в этом случае? В самом слове «повелительное» уже содержится ответ на этот вопрос. Глагол предстает перед нами в форме приказа, просьбы, повеления в иной форме.
Повелительные глаголы примеры которых читатель может увидеть в таблице могут звучать грубовато, но это не обязательно так. Ведь, просьба это тоже повеление. Сравним два предложения.
Сравните «нарисуй быстро или будешь наказан» с «нарисуй, пожалуйста, и тогда получишь награду».
Одно и то же слово приобретает совершенно разное, даже прямо противоположный смысл в зависимости от контекста.
Совершенные и несовершенные глаголы
Несовершенные глаголы обозначают незавершенное действие, без указания на его границу. Они отвечают на вопрос что делать? Например, «рисовать», «идти» или «выбрасывать».
Совершенные глаголы указывают на оконченное действие, ограниченное временным пределом. Отвечают на вопрос что сделать? Например, «нарисовать», «прийти», «выбросить».
У некоторых глаголов есть лишь один вид. Например, «принадлежать» — только несовершенный вид. А «очутиться» — только совершенный вид. Некоторые глаголы не имеют разных форм несовершенного и совершенного вида, они совмещаются в одной форме — например, глаголы «атаковать» или «обещать».
Спряжение глаголов
Еще один признак глаголов, о котором стоит поговорить отдельно. Это целая система изменений слов в настоящем и будущем времени (изменение глаголов по временам, числам, лицам и родам).
Спряжения бывают двух видов – первое и второе, и обозначаются они римскими цифрами I и II. Чтобы определить спряжение глагола, нужно смотреть на окончание. Какое оно – ударное или безударное.
Если окончание ударное
Для определения спряжения надо просто запомнить:
Глагол с приставкой спрягается точно так же, как и без нее. И для простоты эту приставку можно просто не замечать. Например: закричать – кричать, переспать – спать, дописать – писать.
Если окончание безударное
В этом случае все несколько сложнее. И какой бы глагол нам ни попался, надо будет переводить его в инфинитив.
И если начальная форма глагола имеет окончание «ить», то это второе спряжение. Например: спорить, помнить, верить. Но в данном случае есть исключения, которые надо просто запомнить – слова зыбиться, зиждиться и брить относятся к первому спряжению.
А вот к первому спряжению относятся все остальные глаголы, у которых окончания заканчиваются не на «ить», а на любые другие буквы. Хотя и здесь есть исключения – зависеть, вертеть, обидеть, терпеть, ненавидеть, смотреть, видеть, слышать, держать, дышать, гнать.
Для чего в нашей речи мы используем глаголы
Постоянные морфологические признаки глаголов
Вид. Он бывает совершенный и несовершенный. Вид обозначает отношение действия к его пределу. Несовершенный вид – это когда действия «бесконечные». Смотрите: читать, плавать, выть, молиться, дремать – ни о какой «предельности» речи нет.
А вот у глаголов совершенного вида действие всегда «конечное»: прочитать, помолиться, проплыть, взвыть, подремать. Чувствуете «конечность», «предельность» этих действий? Прочитал и всё. Взвыл и всё. Подремал и всё.
Как быстро запомнить
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос «что делать?»: ждать, думать, верить. Глаголы Совершенного – «что Сделать?»: переждать, поверить, передумать. Если в вопросе есть буква «с» – значит вид совершенный.
Спряжение. Глагол относится либо к первому, либо ко второму спряжению. Определяйте всегда вот по такому плану:
К первому спряжению еще относятся глаголы брить, стелить. А ко второму – вот эти 11 исключений:
Слышать, видеть и обидеть, Гнать, держать и ненавидеть, И дышать, смотреть, вертеть, И зависеть, и терпеть.
Переходность. Если у глагола есть зависимое слово в винительном падеже без предлога – он переходный. В остальных случаях непереходный. Примеры:
Про падежи
Вот статья про косвенные падежи существительных – загляните, она очень маленькая. Я там рассказываю, как их легко запомнить, чтобы не путать.
Видео
Начальная форма глагола — это… (определение)
Начальная, исходная форма глагола — это неопределенная форма, или инфинитив, которая в зависимости от грамматической категории вида глагола отвечает на вопрос: что делать? или что сделать?
Повторим, какие слова в русском языке называются глаголами.
Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
В определении слов рассматриваемой части речи прозвучали вопросы:
Эти вопросы зададим к любой форме глагола, если хотим установить его начальную форму, которая называется неопределенной формой, или латинским термином — «инфинитив».
Глагол изменяется по лицам и числам (спрягается), по временам и наклонениям.
Начальная форма называется неопределенной, потому что у слов в этой форме невозможно определить многие грамматические категории глагола: лицо, число, наклонение, время, род.
Неопределенная форма глагола
Неопределенная форма (инфинитив) является исходной, начальной формой глагола и отвечает на вопросы
что делать? что сделать?
охранять, ползти, приберечь
Запомним неопределенную форму глагола «прийти» (ср. «зайти», «выйти», «отойти», «обойти» и пр.)
Начальная форма не обозначает времени, не имеет непостоянных признаков лица или числа. Она имеет только вид, может быть переходным или непереходным, возвратным или невозвратным.
Синтаксическая функция неопределенной формы шире, чем у других форм глагола. Инфинитив может выступать в роли всех членов предложения.
Искусство (какое?) говорить не каждому дано.
Отец не разрешает сыну (что?) открывать дверцу птичьей клетки.
Дети пришли (с какой целью?) посмотреть на новорожденных котят.
Глаголы выражают действие или состояние в грамматических формах вида, переходности, наклонения, времени, лица и числа и пр. Рассмотрим, какие постоянные признаки имеет глагол как самостоятельная часть речи.
Категории глагола
Начальная форма глагола
Начальную форму глагола называют ИНФИНИТИВ от латинского слова «infinitivus», что означает «неопределенный». Ее так иногда и называют неопределенной формой глагола.
Инфинитив отвечает на вопрос «Что делать?» и бывает нескольких видов:
Спряжение глаголов
В зависимости от личных окончаний в русском языке различают I и II спряжение глагола.
Личные окончания глаголов I спряжения
Лицо
Окончания
Примеры
Ед. ч.
Мн. ч.
Ед. ч.
Мн. ч.
Личные окончания глаголов II спряжения
Лицо
Окончания
Примеры
Ед. ч.
Мн. ч.
Ед. ч.
Мн. ч.
Глаголы «хотеть» и «бежать» относятся к разноспрягаемым глаголам. Часть личных форм имеют окончание первого спряжения, часть второго:
Лицо | Хотеть | Бежать | ||
---|---|---|---|---|
Ед. число | Мн. число | Ед. число | Мн. число | |
1-е | я хочу | мы хотим | я бегу | мы бежим |
2-е | ты хочешь | вы хотите | ты бежишь | вы бежите |
3-е | он хочет | они хотят | он бежит | они бегут |
Глаголы «есть», «дать» имеют особые личные окончания.
Перейдем к непостоянным признакам глагола.
Как правильно спрягать глаголы?
Таблица 1. Спряжение глаголов в зависимости от лица, числа и рода
Второй класс состоит из глаголов с окончанием “ить”, за исключением слов, вошедших в первый класс.
Глаголы вижу, обижу, верчу, ненавижу, завишу, смотрю, терплю, гоню, слышу, держу, дышу, боюсь, стою (в форме инфинитив!) являются исключением и относятся ко второму классу. Спряжения глаголов по каждому из классов с примерами изменений в их окончаниях по признаку лица и рода представлены в таблице 1 выше. Можно с уверенностью утверждать что глагол в русском языке — одна из важнейших частей речи. По частоте употребления ему уступает лишь существительное. За счет ряда возможностей выражения, через различные формы, наша речь становится богаче. Именно благодаря глаголу можно в полной мере и в самых ярких красках выразить свои эмоции и глубину мысли. Просмотрите также видео, где подробно рассмотрен глагол как часть речи.
На какие вопросы отвечает глагол
Глагол отвечает на вопросы «Что делать?» (несовершенного вида), «Что сделать?» (совершенного вида). В составе предложений глаголы чаще всего выступают сказуемым, однако в русском языке используются конструкции, в которых отглагольные формы применяются в качестве подлежащего, определения, обстоятельства или дополнения.
Примеры глаголов в составе предложения:
Утром мы посмотрели интересный фильм.
В центре города стоит памятник великому поэту, о котором нам рассказывал экскурсовод.
Этот текст преподаватель будет спрашивать на следующем занятии.
Глаголы подчеркнуты зеленой чертой.
Наклонение
Читателю уже известно, что такое совершенный и несовершенный вид глагола как определить — тоже. Рассмотрим не менее интересную вещь — наклонение. Для этого обратимся к таблице, которая подскажет некоторые секреты русского языка.
Инфинитив | Условное | Повелительное | |
Бегать | Бегаю | Бегал бы | Бегай |
Копать | Копаю | Копал бы | Копай |
Возмущаться | Возмущаюсь | Возмущался бы | Возмущайся |
Не стоит путать изъявительное наклонение с настоящим временем. Данные глагольные формы описывают действие, которое будет происходить на самом деле.
Рассмотрим, например, такую форму глагола как «видел». Это слово сообщает читателю о том, что действие было на самом деле. Человек действительно что-то видел и об этом сообщает. Но если добавить к этому слову частичку «бы», слово сразу приобретает иное лексическое значение.
Возьмем теперь слово «увидел бы», это будет совершенный глагол, сослагательного наклонения. Такое наклонение сообщают о действиях, которые могут быть только при определенных условиях. В устной или письменной речи, обычно такие условия сразу же перечисляются. Например, «если бы я был орлом, увидел бы каждую песчинку пляжа с огромной высоты». Сослагательное наклонение без перечисления условий вряд ли имеет смысл.
Мы уже выяснили какие бывают виды глаголов в русском языке. Познакомимся теперь с повелительным наклонением. Как изменяется глагол в этом случае? В самом слове «повелительное» уже содержится ответ на этот вопрос. Глагол предстает перед нами в форме приказа, просьбы, повеления в иной форме.
Повелительные глаголы примеры которых читатель может увидеть в таблице могут звучать грубовато, но это не обязательно так. Ведь, просьба это тоже повеление. Сравним два предложения.
Сравните «нарисуй быстро или будешь наказан» с «нарисуй, пожалуйста, и тогда получишь награду».
Одно и то же слово приобретает совершенно разное, даже прямо противоположный смысл в зависимости от контекста.
Морфологические признаки неопределенной формы глагола
Начальная форма глагола обозначает действие или состояние предмета, но при этом не обладает непостоянными глагольными признаками лица, числа, наклонения, времени и рода. Инфинитив имеет только постоянные морфологические признаки:
Звёзды начали потихоньку гаснуть.
Укажем морфологические признаки слова «гаснуть».
I. Гаснуть (что делать?)
II. Синтаксическая роль — часть составного глагольного сказуемого «начали гаснуть».
Мечта вырваться из плена домашних забот была в ней сильна.
I. Вырваться (что сделать?)
II. Синтаксическая роль — несогласованное определение.
Неопределенная форма глагола может быть любым членом предложения.