Для чего нужны госуслуги пенсионеру
Для пенсионеров с 1 октября запускается новый сервис по выплатам, доплатам и надбавкам
Для чего запускается новый сервис информирования
Одной из острых проблем в сфере социального обеспечения является низкая осведомленность граждан (особенно пенсионеров) о положенных им льготах, доплатах и надбавках.
Зачастую такие выплаты носят заявительный характер. А это означает, что для получения льготы необходимо подать в соцзащиту заявление. Это подразумевает, что сначала о праве на такую льготу нужно где-то узнать. Информация же о региональных и федеральных выплатах и льготах, как и об условиях их получения, разрозненна и хаотична, что порой превращает реализацию законных прав граждан в настоящий квест.
Портал «Госуслуги» давно планирует исправить эту недоработку и внедрить сервис по полноценному информированию граждан о положенных им льготах, доплатах и выплатах как регионального, так и федерального уровня. Но поскольку такую услугу планируется сделать персонифицированной (т. е. каждый пользователь сможет получать информацию о доступных конкретно ему льготах), реализация ее требует времени. Предполагается, что доступ к информированию на портале «Госуслуги» заработает только к 2024 году. Это значит, что получатели соцвыплат еще более двух лет будут оставаться в неведении относительно своих прав.
Чтобы ускорить эту процедуру, Минсоцразвития решило запустить информирование для самой незащищенной категории — пенсионеров. Для этого будут задействованы сайты департаментов (управлений) по региону.
О том, каким категориям граждан полагаются ежемесячные доплаты к пенсиям, рассказали эксперты «КонсультантПлюс». Вы можете перейти к разъяснениям бесплатно, оформив пробный доступ к системе. Там же вы можете узнать, каков размер социальной доплаты к пенсии.
Как получить информацию о причитающихся льготах и доплатах
Для того чтобы пенсионер смог получить информацию обо всех положенных ему выплатах и льготах, ему необходимо с 01.10.2021 завести дичный кабинет на сайте департамента (управления) соцзащиты по своему региону.
Узнать название регионального сайта можно как в интернете, вбив в поисковике «Яндекс» или Google «Департамент соцзащиты по (название) области», или уточнить в отделении соцзащиты.
В поисковике Google информация будет выглядеть так (для примера возьмем Воронежскую область):
В поисковике «Яндекс» информация будет выглядеть так:
Перейдя на официальный сайт ведомства, необходимо будет зарегистрироваться. Для этого следует нажать на кнопку «Войти»:
Если пенсионер впервые на сайте и ранее не регистрировался на Госуслугах, то система предложит пройти регистрацию. При этом пользователь будет автоматически перенаправлен на портал «Госуслуги».
Те, кто уже ранее регистрировался на портале «Госуслуги», могут войти туда с помощью логина и пароля или ЭЦП.
Но рассмотрим вариант, когда пенсионер ранее не проходил регистрацию на портале и только сейчас осваивает возможности электронного сервиса.
Итак, необходимо нажать активную строку «Зарегистрируйтесь» в нижней части формы:
Система предложит три варианта регистрации:
Нажимаем «Другой способ регистрации» и заполняем открывшуюся форму:
Последний шаг — нажать кнопку «Зарегистрироваться».
Вся процедура занимает не более 10 минут.
После регистрации отделение соцзащиты начнет уведомлять пенсионера об имеющихся правах на меры поддержки. Уведомления будут персонифицированы: пенсионер получит информацию только о тех льготах и надбавках, на которые конкретно он имеет право.
Итоги
С 01.10.2021 с помощью нового сервиса от Минсоцразвития на базе сайтов региональных управлений соцзащиты пенсионеры смогут получать исчерпывающую персонифицированную информацию о положенных им льготах и выплатах.
Подробнее о нюансах пенсионного обеспечения узнайте в нашей рубрике «Пенсии».
Пенсионеры могут воспользоваться специальным разделом на портале Госуслуг
Специальный раздел для пенсионеров запущен на бета-версии Единого портала госуслуг. Раздел называется «Жизненные ситуации»; здесь на сегодняшний день доступны две важные для пенсионеров, а также граждан, относящихся к маломобильным группам населения, комплексные услуги – «Выход на пенсию» и «Помощь пенсионерам». В этом разделе можно узнать о своих сформированных пенсионных правах, подать заявление на установление страховой пенсии по старости, а также получить информацию о льготах на социальные услуги, продовольственные товары, лекарственные средства и медицинское лечение.
Первый раздел «Выход на пенсию» предназначен для будущих пенсионеров. Здесь они могут получить сведения о пенсионном счете и подать заявление о назначении страховой пенсии по старости. Далее территориальный орган ПФР в течение 10 дней со дня подачи всех документов вынесет решение о назначении страховой пенсии. В случае положительного решения, пенсия будет назначена со дня обращения за ее назначением, но не ранее дня возникновения права. Если возникнет необходимость представления дополнительных документов, уведомление о приёме заявления будет содержать их перечень, а также срок, в течение которого данные документы необходимо представить в территориальный орган ПФР. Вообще вся информация о ходе и результате рассмотрения заявления будет поступать в Личный кабинет.
Напомним, что заявление о назначении любого вида пенсии можно подать и через «Личный кабинет гражданина» на сайте ПФР. Стоит отметить, что подать заявление о назначении пенсии через Интернет можно не ранее чем за месяц до даты, с которой у гражданина возникает право на страховую пенсию по старости. Также обращаем внимание, что для подачи заявления о назначении страховой пенсии по старости через портал госуслуг и заявления на установление любого вида пенсии через сайт ПФР необходим доступ к персональным данным, поэтому граждане должны быть зарегистрированы в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) и иметь подтвержденную учетную запись.
Помимо вышеперечисленного раздел «Выход на пенсию» содержит ответы на вопросы, которые могут возникнуть при выходе на пенсию, и ссылки на полезные интернет-ресурсы.
Второй раздел «Помощь пенсионерам» содержит информацию о различных мерах поддержки данной категории граждан со стороны государства. Здесь можно узнать об освобождении от налога на имущество, о компенсации расходов на приобретение недвижимости, о повышении размера пенсии после достижения возраста восьмидесяти лет и других социальных мерах поддержки и услугах, льготах на продовольственные товары, лекарственные средства и медицинское лечение.
Раздел для пенсионеров на Едином портале госуслуг находится по адресу: https://beta.gosuslugi.ru/situation
Большинство услуг для пенсионеров можно оформить в электронном виде
Пенсионный фонд России порекомендовал россиянам, а в особенности людям старшего возраста, обращаться за государственными услугами дистанционно.
Как напоминают в ПФР, сегодня практически за любой услугой можно обратиться через личный кабинет на сайте фонда или портала госуслуг. При этом запрашивать услуги могут не только пенсионеры, но и те, кто только формирует пенсию или имеет право на другие социальные выплаты.
Так, например, работающим россиянам доступна информация о пенсионных коэффициентах, накоплениях, стаже и отчислениях работодателей на пенсию. В личном кабинете можно увидеть и информацию о начислении и расходовании средств материнского капитала.
Электронный кабинет также позволяет обратиться за оформлением большинства выплат ПФР и управлять их предоставлением. Например, подать заявление об изменении способа доставки пенсии или замене социальной услуги на денежную компенсацию.
Дистанционно можно оформить выплаты по уходу за пенсионером, ребенком-инвалидом или инвалидом с детства первой группы. Оперативную информацию всегда возможно получить по справочным номерам отделений Пенсионного фонда (найти контакты можно в верхней части сайта ПФР в разделе «Контакты региона», предварительно выбрав субъект РФ).
Если все же необходимо посетить территориальный офис ПФР, то лучше сначала записаться через сервис предварительной записи и прийти к назначенному времени, а не ждать приема в общей очереди.
Поможет ли будущему пенсионеру сайт госуслуг
Пенсия без права перевода.
С этого года перевести пенсию и узнать о возможных потерях граждане смогут через единый портал государственных услуг (ЕПГУ). Защитит ли это накопления от мошенников и неэффективных управляющих?
Фонд в мешке
Два года назад, оформляя кредитную карту, Анжела вновь вспомнила о пенсионных накоплениях. Менеджер банка, выдававший карту, поинтересовался, где она копит на будущую пенсию. Получив ответ, он рассмеялся: «Да вы что, они же очень мало своим клиентам зарабатывают!» И тут же предложил перевести накопления в другой фонд. Как признается коллега, это было похоже на гипноз. Даже несмотря на то, что название фонда, который ей предложили, она до этого никогда не слышала.
Все было хорошо, пока не разразился скандал с банками «московского кольца». В числе фондов, инвестировавших в убыточные бумаги, оказался и фонд, в котором находились деньги Анжелы.
Возник риск, что управляющие пенсионными накоплениями просто могут списать «мусорные» бумаги и клиенты окажутся в убытке.
Миллиарды в подарок
Причем менять менее доходный НПФ на более эффективный не всегда целесообразно. Иногда лучше подождать. В докладе «Пенсионные накопления России», подготовленном Ассоциацией НПФ совместно с компанией «Пенсионные и актуарные консультации», говорится, что в условиях низких процентных ставок среднестатистическому россиянину невыгодно досрочно менять фонд. Поскольку новых поступлений на счета нет (с 2014 года эти взносы идут в ПФР), велика вероятность того, что даже самый эффективный пенсионный управляющий не успеет восполнить потери, указывает автор доклада аналитик Евгений Биезбардис. По закону НПФ имеют право начислять отрицательный доход клиенту, но в течение пяти лет управляющие все же должны показать хоть какой-то «плюс».
И понятно, что менеджера банка или агента, привлекающих клиентов в свой НПФ, больше волнует выполнение собственного KPI, чем то, будет или нет у Анжелы и ей подобных пенсия в будущем.
Сами пенсионные фонды боролись с «мисселингом» разными способами. Даже заключали «пакты о ненападении», обязуясь не переманивать друг у друга клиентов. Участники рынка и эксперты долго спорили о том, как лучше информировать будущих пенсионеров о возможных потерях. Предлагалось, например, ввести правило, чтобы при переводе накоплений клиент писал заявление в фонд, в котором они находятся на данный момент. Однако в итоге законодатели и регулятор предложили гражданам переводить накопления через ЕПГУ — портал госуслуг.
Стоп-кран для афериста
Как говорили ранее представители регулятора, такая мера должна предотвратить недобросовестные практики. В частности, случаи, когда пенсии россиян без их ведома переводят из фонда в фонд или, напротив, удерживают без их согласия. Такие случаи фиксировались, например, в 2016 году, когда аферисты массово подделывали электронные подписи. Если заявления пойдут через портал госуслуг, сделать это будет сложно. «Таким образом, в значительной мере удастся решить проблему незаконных переводов», — считает операционный директор НПФ Сбербанка Виктор Поляков.
При этом, по его словам, недобросовестным агентам будет сложно воспользоваться возможностью подать заявление через представителя с нотариальной доверенностью. Ведь это потребует нескольких действий: присутствия клиента у нотариуса, оплаты выпуска доверенности, внесения доверенности в единый реестр действующих доверенностей.
Кому доступны госуслуги
Причем, как уверяют участники рынка, воспользоваться опцией подачи заявления черед ЕПГУ сможет большинство граждан, у которых есть пенсионные накопления. Это около 75–76 млн человек. Примерно столько же россиян зарегистрировано на портале госуслуг. Однако при этом в фондах говорят, что необходимо развивать не только онлайн-каналы подачи заявлений. «Далеко не все россияне имеют доступ на портал госуслуг и даже к сети Интернет. Согласно статистике, на середину 2018 года доля интернет-пользователей в России — 81% граждан, в том числе 65% выходят в Сеть ежедневно», — приводит данные ИТ-директор НПФ «Согласие» Иван Захаров.
Впрочем, в новых правилах перевода предусмотрено, что клиент может сменить фонд, подав заявление лично в отделении ПФР. Как ранее сообщила газета «Коммерсантъ», пока электронный сервис на прием заявлений о смене НПФ на портале госуслуг не работает. Однако в ПФР уверяют, что все в порядке. В Минкомсвязи на запрос Банки.ру сообщили, что 9–11 января наблюдались затруднения при получении на ЕПГУ услуги по переводу пенсионных накоплений. «Затруднения в работе сервиса возникли в информационной системе Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР России), к которой направляется значительное количество межведомственных электронных запросов от различных участников, в результате чего на вечер 10 января скопилась очередь из более чем 400 тысяч запросов, среди которых были и заявления граждан на получение государственной услуги», — сообщили в пресс-службе ведомства.
Участники рынка говорят, что уже начали отсылать информацию в ПФР через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), и предполагают наличие технических проблем в самом Пенсионном фонде. Впрочем, нашей коллеге Анжеле в понедельник, 14 января, вечером все же удалось воспользоваться сервисом перевода, при этом на портале появилась надпись о возможных потерях при переводе накоплений. У некоторых пользователей, опрошенных Банки.ру, некорректно отображалась сумма на лицевом счете, а несколько человек сообщили о «задвоенных» сервисах.
НДС – 2022
Лучший спикер в налоговой тематике Эльвира Митюкова 14 января подготовит вас к сдаче декларации и расскажет обо всех изменениях по НДС. На курсе повышения квалификации осталось 10 мест из 40. Поток ограничен, так как будет живое общение с преподавателем в прямом эфире. Успейте попасть в группу. Записаться>>>
Пошаговая инструкция: Как зарегистрироваться на Портале Госуслуг
Отделение ПФР по Чеченской Республике информирует о том, что в сложившейся эпидемиологической ситуации получать государственные услуги, не выходя из дома не только удобно, но и безопасно!
Для использования электронных сервисов Пенсионного фонда, достаточно компьютера или любого другого мобильного устройства с выходом в интернет и регистрации на Едином портале государственных услуг.
Регистрация на Едином портале государственных услуг открывает возможность к быстрому и удобному способу обращения в ПФР без посещения клиентской службы. В настоящее время по ряду актуальных услуг ПФР можно заполнить и отправить в электронной форме заявление на получение услуги.
Граждане, имеющие подтвержденную учетную запись на Портале Госуслуг, получают возможность доступа в «Личный кабинет гражданина» на сайте Пенсионного фонда.
Если вы еще не зарегистрированы на Едином портале государственных услуг, то вам стоит сделать это незамедлительно.
Как зарегистрироваться на Портале Госуслуг
Зарегистрироваться на Госуслугах и получить Подтвержденную учетную запись, а вместе с ней – доступ ко всем услугам портала Госуслуг, можно одним из следующих способов:
Зарегистрировать учетную запись самостоятельно, прямо на портале Госуслуг и поднять уровень учетной записи до Подтвержденной. Для этого вам необходимо будет пройти 3 шага, описанных ниже:
Шаг 1. Регистрация Упрощенной учетной записи.
Укажите в регистрационной форме на портале Госуслуг свою фамилию, имя, мобильный телефон и адрес электронной почты. После клика на кнопку регистрации вы получите СМС с кодом подтверждения регистрации.
Шаг 2. Подтверждение личных данных — создание Стандартной учетной записи.
Заполните профиль пользователя — укажите СНИЛС и данные документа, удостоверяющего личность (Паспорт гражданина РФ, для иностранных граждан — документ иностранного государства). Данные проходят проверку в ФМС РФ и Пенсионном фонде РФ. На ваш электронный адрес будет направлено уведомление о результатах проверки. Это может занять от нескольких часов до нескольких дней.
Шаг 3. Подтверждение личности — создание Подтвержденной учетной записи.
лично, обратившись с документом, удостоверяющим личность, и СНИЛС в удобный Центр обслуживания;
почтой, заказав получение кода подтверждения личности Почтой России из профиля;
онлайн через веб-версии интернет-банков или мобильные приложения Сбербанка, Тинькофф Банка и Почта Банка.
Зарегистрироваться в Центре обслуживания. Посетить Центр обслуживания придется лично, но вы также получите Подтвержденную учетную запись сразу после проверки данных.
Все услуги и сервисы, предоставляемые ПФР в электронном виде, можно получить и через Личный кабинет гражданина на сайте ПФР или Единый портал государственных и муниципальных услуг.
В Личном кабинете на сайте ПФР есть услуги, которыми можно воспользоваться, не имея подтвержденной учетной записи на Портале государственных услуг, достаточно иметь доступ к сети Интернет: «Запись на прием»; «Заказ справок и документов». Заполнив персональные данные и выбрав удобный для себя день и час, заявитель гарантированно попадет на прием к специалисту, а также получит необходимый документ.
Все электронные услуги ПФР доступны и в мобильном приложении.