Для чего нужны характерные интервалы
Характерные интервалы
Характерные интервалы – это хроматические интервалы, которые строятся только в гармоническом мажоре и миноре.
К характерным интервалам относятся:
Почему интервалы называются «характерными»? Потому что для их построения используются ступени характерные для гармонического мажора и минора. То есть пониженная VI ступень в мажоре и повышенная VII ступень в миноре.
В каждом характерном интервале есть ступень характерная для гармонического вида мажора или минора. Эта ступень находится как сверху, так и снизу.
Построение характерных интервалов
Самый легкий способ- это просто запомнить ступени, на которых строятся интервалы. При этом один из двух звуков нам уже известен (если мажор-VI пониж., если минор – VII повыш.).
Благодаря этой таблице мы с вами можем выявить одну закономерность – в мажоре все увеличенные интервалы строятся на VI пониженной, в миноре все уменьшенные интервалы строятся на VII повышенной.
Зная это, мы можем построить и вторую пару интервалов, т.к. при обращении ув.2 превращается в ум.7, а ув.5 превращается в ум.4, и наоборот.
Например, построение характерных интервалов в ре мажоре:
Разрешение характерных интервалов
Также, как и тритоны (см. Тритоны), характерные интервалы звучат неустойчиво и требуют разрешения. Разрешаются характерные интервалы по принципу тяготения, в ближайший устойчивый звук.
Мы с вами видим построение характерных интервалов в соль миноре:
Стоит отметить, что в ув.5 и в ум.4 разрешается только один звук, это «характерная» ступень (в данном случае- это фа-диез). Второй звук разрешения не требует, т.к. это III ступень, которая звучит устойчиво.
Характерные интервалы
Характерные интервалы.
Предварительные понятия, о которых следует иметь представление, приступая к данной теме:
— разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые;
— интервалы: количество ступеней в интервалах; интервалы большие, малые, чистые; обращение интервалов; диссонансы и консонансы;
— гармонический минор, гармонический мажор;
Характерные интервалы образуются:
— образуются в гармоническом миноре из-за повышения VII + ступени.
— образуются сочетанием «сердечных ступеней»
(сердце тоники — III, сердце субдоминанты — VI, сердце доминанты — VII)
VI | ум.7 |
III | ум.4 |
VII+ |
ум.4 обращается в ув.5 | VII+ III |
ум.7 обращается в ув.2 | VII+ VI |
Характерные интервалы гармонического мажора.
— образуются в гармоническом мажоре из-за понижения VI — ступени.
— образуются сочетанием «сердечных ступеней»
(сердце тоники — III, сердце субдоминанты — VI, сердце доминанты — VII)
VI — | ум.4 | ум.7 |
III | ||
VII+ |
ум.4 обращается в ув.5 | III VI — |
ум.7 обращается в ув.2 | VII VI — |
VI — → V
Давайте проследим, что происходит с интервалами в тональности из-за повышения и понижения этих ступеней.
Там, где в натуральном виде лада был большой интервал, там в гармоническом ладу получился малый. В этом наш слух не находит ничего необычного. Но там, где были интервалы малые или чистые, – там получились интервалы уменьшенные! А вот их наш слух воспринимает как нечто экстраординарное, «характерное».
Среди получившихся уменьшенных интервалов есть ум.5 между VII+ и IV ступенями. Ум.5 это тритон. Тритоны не относятся к характерным интервалам, так как они бывают и в натуральном ладу.
Среди уменьшенных интервалов так же, как и в миноре, исключаем тритон — ум.5. Он не относится к характерным интервалам.
Разрешение характерных интервалов.
Характерные интервалы имеют специфическое напряженное звучание. Иногда их относят к диссонансам, так как слух настоятельно требует их разрешения.
Однако напряженность их звучания имеет иную природу, чем, у акустических диссонансов — секунды или септимы. Секунда и септима всегда звучат резко. А эффект характерных интервалов чисто психологический, возможен только в контексте тональности.
По своей тоновой величине все характерные интервалы энгармонически равны консонансам. Поэтому взятые изолированно, без контекста он не прозвучат как «характерные»
Именно контекст заставляет слух чувствовать искаженность звукоряда и напряженное тяготение полутоновых связей между устойчивыми и неустойчивыми ступенями. Не случайно начиная с XV-XVI века уменьшенные и увеличенные интервалы использовались композиторами и в мелодиях, и в гармониях для выражения томления, страсти, страдания, муки, и прочих состояний сильного напряжения.
Разрешаются характерные интервалы согласно тяготениям неустойчивых ступеней в устойчивые:
Есть общая закономерность: уменьшенные интервалы при разрешении «сжимаются», увеличенные – «расширяются».
Как правильно записать характерные интервалы согласно школьным правилам:
Это наблюдение также помогает все верно оформить в школьной работе.
Для чего нужны характерные интервалы
Характерные интервалы – это интервалы, образующиеся в ладах гармонического мажора и минора:
Они образуются только при участии гармонической ступени.
Характерные интервалы – это увеличенные и уменьшенные интервалы.
К характерным интервалам относятся интервалы, которые образуются только в гармонических ладах (и при этом не встречаются в натуральных). Если не хотите завалиться на экзаменах, не относите тритон к характерным интервалам (он в натуральных ладах уже был). Поэтому:
Характерные интервалы – это уникальные интервалы, образующиеся в ладах гармонического мажора и минора.
Если точно, это: ув.2 ум.7 и ув.5 ум.4
Что в этих ладах приводит к появлению необычных интервалов?:
Гармоническая ступень в сочетании в некоторыми другими ступенями лада дает необычный интервал, это увеличенный или уменьшенный интервал, который и назвали характерным.
В мажоре гармонической будет пониженная VI ступень:
В миноре гармонической будет повышенная VII ступень:
Приложение для телефонов (планшетов)
операционная система ANDROID
|
|
Бесплатное приложение для телефонов и планшетов по характерным интервалам в курсе сольфеджио. Дает задания, указывает и исправляет ошибки, ставит оценки.
Демо видео-ролики (как работает на телефоне)
для активации требуется регистрация
В чем удобство данного приложения для телефона:
1. это обучающий материал у вас в кармане
2. оно работает и без наличия Интернета
3. дает задания, на выбор можно устроить себе проверку на построение характерных интервалов с разной степенью сложности (до двух, до четырех, и до шести знаков при ключе)
4. приложение показывает правильные варианты построения характерных интервалах во всех тональностях
5. приложение тестирует знания по правильности выполнения предлагаемых им заданий (во всех тональностях, и в мажорах и в минорах) и выставляет оценки
Первая пара характерных интервалов
Общая для 2-х гармонических ладов (мажора и минора) обращаемая пара характерных интервалов
В гармоническом миноре первая обращаемая пара характерных интервалов ув.2 и ее обращение – ум.7 строятся:
ув.2 – на VI ступени
ум.7 – на VII ступени
Первую пару найти проще:
Натуральная и гармоническая VI – VII ступени в гаммообразном движении создают
увеличенную секунду, которая придает звучанию восточный колорит:
Первый явно ощущаемый характерный интервал – и есть сама эта увеличенная секунда от VI ступени.
Так как верхний тетрахорд гармонических мажора и минора одинаковый (сравните на рисунках), этот интервал ув.2 присутствует и в мажоре, и в миноре. Он строится вверх от VI ступени.
Однако мы помним, для минора гармонической будет VII ступень (она повышена), а для мажора гармонической будет VI ступень (она понижена).
То, что создает колорит (увеличенная секунда) – есть первый характерный интервал:
Вторым характерным интервалом будет обратимая септима от этой секунды. Это будет уменьшенная септима (ум.7), и будет строиться она соответственно от VII ступени гармонического мажора и минора:
Очевидную первую пару характерных интервалов найти было просто.
На этом аналогии между мажором и минором заканчиваются, да их на самом деле и не было. Некое подобие аналогии создалась потому, что в ув.2 участвуют и VI, и VII ступени гармонических ладов, где поочередно натуральная и гармоническая ступень меняются местами при смене мажора на минор. Поэтому характерный интервал ув.2 строится вверх от VI ступени гармонического мажора и минора. Так запоминать удобней.
Вторая пара характерных интервалов
А вот вторая взаимно обратимая пара характерных интервалов для мажора и для минора будет строиться уже от разных ступеней.
Разнящаяся для мажора и минора обращаемая пара характерных интервалов
увеличенная квинта (ув.5) и уменьшенная кварта (ум.4)
Для мажора:
1) на VI ступени строится ув.5
соответственно (при обращении голосов)
2) на III ступени строится ум.4
Для минора:
1) на VII ступени строится ум.4
соответственно (при обращении голосов)
2) на III ступени строится ув.5
Разрешения характерных интервалов
Как разрешать характерные интервалы:
Первая пара
Первая обратимая пара разрешается одинаково для мажора и минора движением обоих голосов, причем, по самому интервалу совместно с его разрешением невозможно определить, какой это лад мажорный или минорный (оба подойдут)
1) ув.2 разрешается в ч.4 движением обоих голосов наружу
2) ум.7 разрешается в ч.5 движением обоих голосов внутрь
Как видно из двух схемы, разницы по первой паре нет никакой, абсолютно одинаковые для мажора и минора варианты разрешения с участием одних и тех же ступеней.
Вторая пара
Вторая обратимая пара разная для мажора и минора и разрешается движением одного голоса по-разному
Мажор:
1) ув.5 (на VI ст.) разрешается в в б.6 движением нижнего голоса вниз
Минор:
2) ув.5 (на III ст.) разрешается в б.6 движением верхнего голоса вверх
Логический поиск характерных интервалов
Для студентов с развитым логическим мышлением, не привыкшим к зубрежке, а склонным к пониманию:
Характерные интервалы не относятся к группе хроматических интервалов, которая намного шире по количеству самих входящих в нее интервалов. Они отечественной теоретической школой, скорее, отнесены к разряду интервалов диатонических, хотя, об этом не так часто упоминается. Это надо помнить, чтобы не запутаться и не начать изыскивать здесь какие-либо противоречия. По теории утверждение ступени лада в статус альтерированной ступени не может использоваться для диатонической ступени. А гармонические мажор и минор признаются теоретической школой как лады диатонические. В гармоническом же ладу гармоническая ступень – только условно альтерирована, по сути она ладовая и других ее вариантов не предполагается. Вот и вся разница. Противоречий нет, и все логически раскладывается по полочкам.
Для тех, кто очутился на экзамене с билетом в руках, не помнит материала, но имеет время на подготовку и карандаш с листком бумаги. Этого минимума достаточно, чтобы восстановить все, что забыто о характерных интервалах и выстроить самостоятельно то, что написано по этому поводу в учебниках по теории:
1) Характерные интервалы – это интервалы, строящиеся исключительно в гармоническом мажоре и миноре. Это единственное, что нужно запомнить, чтобы найти эти интервалы логическим путем.
2) Гармоническая ступень просто обязана присутствовать в интервале. Иначе речь будет идти об интервалах, присутствовавших в натуральных мажоре или миноре, а нам нужен характерный интервал.
3) Все диатонические интервалы в натуральных мажоре и миноре уже есть и есть тритон. Можете проверить, лучше поверить (м.2, б.3, м.3, б.3, ч.4, ув.4, ум.5, ч.5, м.6, б.6, м.7, б.7; приму с октавой рассматривать нецелесообразно).
4) Если все диатонические интервалы в натуральных ладах есть и есть тритоны, то для гармонических ладов нужны другие интервалы, чтобы их можно было зачислить в разряд «необычных». Эти интервалы из разряда необычных и есть характерные интервалы. Они будут как раз увеличенные или уменьшенные, но без тритонов (ув.4 и ум.5), т.к. тритоны уже есть в диатонических мажоре и миноре.
5) Включаем метод отбора для мажора. Берем шестую пониженную (гармоническую) и начинаем строить от нее секунду, терцию, кварту, квинту, сексту и септиму, еще не зная, где будет необычный интервал. Музыкантам нужно примерять каждый из этих интервалов к клавиатуре инструмента, за которым он лучше мыслит и может сопоставить для себя любой интервал от любой ноты в пределах октавы (90% привязаны к фортепиано). Все эти интервалы от этого звука (VI пониженной ступени) можно на листочке выписать подряд. Даем выписку сразу в 3-х тональностях:
Критически оцениваем:
6) Первая же секунда от VI гармонической ступени оказывается энгармонической (при измерении на клавиатуре) терцией (конечно же, это ув.2) – сразу нам подходит. Обводим ее и подписываем ув.2, а сами помним, что строится она на VI гармонической ступени (можно подписать сбоку).
Обратимая пара ее ум.7 – это вытекает из логики переноса нижнего голоса на октаву вверх. Смотрим, что строится она на VII ступени (можно подписать рядом).
7) Проверяем далее. Терция от VI ступени – оказывается б.3, кварта – ув.4 (нам не подходит, см. пункт 4.),
квинта – оказывается энгармонической секстой (при измерении на клавиатуре) м.6 (по факту, ув.5) – это также нам подходит (обводим ее и подписываем ув.5, с указанием, что строится она на VI гармонической ступени).
Ее обратимая пара ум.4 – это вытекает из логики переноса нижнего голоса на октаву вверх (смотрим, что строится она на III ступени, что и помечаем карандашиком).
8) Секста – оказывается б.6, а септима – б.7, т.е. поиск завершен.
Все четыре характерных интервала для мажора мы нашли.
9) Для самых умных: поиск можно производить, подбирая интервалы вниз, а не вверх, как мы делали, тогда придем к тем же результатам, но от обратного.
Для минора поиск характерных интервалов производится таким же методом. Предупреждаем результаты будут иными, подсказываем – получится 2 пары интервалов.
Таблица характерных интервалов
в мажоре и миноре тональностей до 7-и знаков при ключе
знаков при ключе | Характерные интервалы в мажоре | Характерные интервалы в миноре |
0 знаков при ключе | До мажор: | Ля минор: |
1 знак при ключе | Соль мажор: | Ми минор: |
Фа мажор: | Ре минор: | |
2 знака при ключе | Ре мажор: | Си минор: |
Си-бемоль мажор: | Соль минор: | |
3 знака при ключе | Ля мажор: | Фа-диез минор: |
Ми-бемоль мажор: | До минор: | |
4 знака при ключе | Ми мажор: | До-диез минор: |
Ля-бемоль мажор: | Фа минор: | |
5 знаков при ключе | Си мажор: | Соль-диез минор: |
Ре-бемоль мажор: | Си-бемоль минор: | |
6 знаков при ключе | Фа-диез мажор: | Ре-диез минор: |
Соль-бемоль мажор: | Ми-бемоль минор: | |
7 знаков при ключе | До-диез мажор: | Ля-диез минор: |
До-бемоль мажор: | Ля-бемоль минор: |